Посадка самолета на озеро в карелии

Обновлено: 26.08.2024

Авиация на взводе

Как готовят русских асов

Он летел в Корею, а оказался в Карелии. Рейс Париж – Сеул, с посадкой в Анкоридже. На борту – 109 человек, включая экипаж. Первые несколько часов полет проходил как обычно, но неподалеку от Северного полюса лайнер вдруг резко повернул на юг, а в десятом часу вечера вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова.

Из всех находившихся на борту людей в воздухе погиб один. Еще один умер по дороге в больницу. 13 человек отделались легкими ранениями. Людей, которые толком не успели прийти в себя, на вертолетах переправили в ближайший крупный райцентр Кемь. Их разместили в здании, в котором тогда находился Дом офицеров. Под опекой местных военных они провели три дня.

Если бы такое произошло сегодня, это, конечно же, стало бы главной новостью дня. Она попала бы во все информационные выпуски, обязательно было бы прямое включение с места событий и не одно. 40 лет назад ни о чем подобном не могло быть и речи. Через несколько часов после катастрофы появилась лишь короткая заметка от ТАСС: неопознанный самолет нарушил воздушное пространство СССР, на команды советской стороны не отвечал и совершил посадку на озере в Карелии.

Что это было – случайность или провокация? Ответа нет до сих пор. Материалы расследования широкой публике не доступны. Но даже по известным фактам понятно: полет, скорее всего, был разведывательным.

Открыто говорить об этом инциденте в советские годы было не принято. Только лишь после окончания холодной войны. Противостояние двух мировых держав СССР и США закончилось в 1990-м, а длилось почти полвека.

Логотип Daily Карелия

На перехват вылетело несколько летчиков. Один из Подужемья, другой с гарнизона Бесовец, третий из Африканды (Мурманская область).

Быстрее всего к цели приблизился Александр Босов. Он доложил, что на хвосте у того нарисован красный кленовый лист. Подойдя еще ближе, рассмотрел, что это не символ натовской Канады, а журавлик с иероглифами. Пилот понял, что самолет пассажирский.

— В то время действовали приказ министра обороны за номером 0040 и инструкция по несению боевого дежурства истребительной авиацией ПВО СССР, — объясняет Виталий Дымов. — По военно-транспортным и пассажирским самолетам, нарушившим воздушное пространство Советского Союза, огонь не открывать, а принуждать их к посадке или к выдворению.

Ракета не уничтожила самолет. Осколки попали в крыло и не достали до двигателя. Они выбили иллюминатор и проделали дыры в фюзеляже. Самолет продолжал лететь, но разгерметизация салона означала гибель пассажирам.

— С высоты 9500 метров командир воздушного судна пошел в пике под 45 градусов, — вспоминает Владимир Полехин показания пилота. — Люди думали, что падают, кричали и молились. На километровой высоте летчик выровнял давление и объявил, что садится.

Ким Чанг Кью удалось посадить самолет в абсолютно незнакомой местности.

— В свете своих фар пилот заметил поезд, и пассажиры видели, как под ними несется состав, — продолжает Полехин. — Спустившись еще ниже, он увидел лес, а за ним — островок, вокруг которого все было белым. Он понял, что это озеро, и принял решение садиться. Он боялся, что там могут быть торосы, поэтому садился на полувыпущенных шасси, как на лыжах. Выбрал ориентир точно на остров. Самолет уже весь был облеплен снегом, он шел вслепую. И по приборам носом выполз на этот остров.

Такой удивительный маневр гражданского летчика еще долго обсуждался, пока не выяснилось, что у корейский пилот в прошлом воевал в воздухе.

— Он посадил машину ювелирно, — признает Виталий Дымов. — Так, чтобы нос лег на берег, поэтому под лед провалились только колеса.

В Лоухи не было места для 100 человек, поэтому всех эвакуировали в военный город Подужемье рядом с Кемью. Хуже всего было то, что пассажиры были очень легко одеты.

— Они все были в легких туфельках, в босоножечках, женщины в платьях, а у нас сугробы стояли, — вспоминает Татьяна Новожилова. — Они даже не знали, куда ступить с самолета. Солдаты переносили их на руках к вертолетам. Потом их везли на стадион к нам в Подужемье.

Перепуганных пассажиров встречала завотделом пропаганды и агитации Кемского райкома КПСС Светлана Пасюкова. По образованию она — учитель английского. Поэтому была экстренно вызвана в качестве переводчика.

— Я не знала, что произошло с этими людьми, — вспоминает Светлана Петровна. — Просто поняла, что моя первая задача — успокоить их. По дороге они спрашивали: где мы? Я рассказывала про Карелию, богатую рыбой, про Белое море. Один мужчина увидел ангары, видимо, догадался, что это военный аэродром, и стал задавать вопросы. Я делала вид, что этого не слышу.

Пассажиров разместили в Доме офицеров, а пилотов — на турбазу.

В военном городке трудились жители. Залы дома офицеров переоборудовали: вынесли кресла и занесли кровати. Пострадавших пассажиров кормили рисом. Даже нашли туалетную бумагу.

Кормили даже тем, чего сами советские жители не видели

— Кормили их рисом, корейцы любят рис, — рассказывает переводчица Светлана Петровна. — Сначала сварили на молоке, но с молоком они не едят. Сделали что-то вроде плова. Палочек у нас не было, ну, ничего, научились вилками. Один француз попросил огурец. Ну какие в Карелии в апреле огурцы? Я позвонила в райком — и где-то на базе нашли огурец. Еще они бананы просили. Откуда у нас бананы? Но им привезли. Аппарат райкома и горисполкома работал настолько слаженно — это было потрясающе!

К концу первого дня пассажиры освоились и начали задавать переводчице вопросы.

Расследование инцидента

Летчика спрашивали о главном: зачем он нарушил границу Советского Союза?

На допросах штурман рассказывал, что самолет сбился с курса из-за того, что у него отказало навигационное оборудование. Но ему советские военные не верили.

Кроме запасной рации, в кабине были изъяты пистолеты летчиков и журнал Newsweek с танком на обложке. Все это вместе, по мнению сотрудников КГБ, неоспоримо свидетельствовало о готовности экипажа рисковать жизнями пассажиров ради добычи военных секретов Советского Союза.


20 апреля 1978 года пассажирский самолет Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines выполнял рейс KE902 по маршруту Париж — Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже. На борту находились 97 пассажиров и 12 членов экипажа.

В апреле 1978 года СССР проводил крупномасштабные оперативно-тактические учения в районе Кольского полуострова. Центром учений был город Североморск, в сторону которого направлялся корейский самолет.

Североморск был одним из самых закрытых городов СССР — там располагалась секретная военно-морская база Северного флота СССР, центральный командный пункт управления силами Северного военно-морского флота, главная база стратегических подводных лодок Северного флота, центральный командный пункт авиации и войск ПВО Северного флота. На Кольском полуострове находилась большая база стратегических бомбардировщиков и разведчиков военно-морского флота.

Советские радиолокационные станции засекли самолет в 20:54. А в 21:19 он вторгся в воздушное пространство Кольского полуострова.

По словам Дмитриева, из-за советских учений в тот день в районе было много иностранных самолетов-разведичков: RC-135, Orion, а также над районом прошли шесть разведывательных спутников.

Была дана команда уничтожить вторгшийся на территорию СССР объект.

От самолета отделилась часть крыла, которая была воспринята как новая цель — это могла оказаться бомба или ракета. На перехват объекта был отправлен Слободчиков. Летчик выпустил по фрагменту крыла ракету.

У Босова тем временем закончилось топливо. Ему на смену вылетел другой Су-15 под управлением капитана Анатолия Керефова.

Керефов доложил, что южнокорейский самолет, совершив несколько кругов для поиска места посадки, решил продолжить движение в сторону Финляндии. Летчик трижды подавал команды южнокорейским пилотам на английском языке.

Один из пассажиров погиб при попадании ракеты. Еще один был тяжело ранен и скончался по дороге в больницу. 13 человек получили несмертельные ранения.


Рубрики Авиация

Боинг 707 Корейские авиалинии 1978г

Боинг-707 Корейские авиалинии 1978 год

Маршрут полёта Корейского Боинга в 1978г. Рейс 902

Маршрут полёта Корейского Боинга в 1978 году Рейс 902

Су-15

Су-15

Истребитель Су-15

Истребитель Су-15

Су-15

Су-15

Корейский Боинг 707 в сопровождении Су-15 в Карелии в 1978г

Корейский Боинг 707 в сопровождении Су-15 в Карелии в 1978 году

ТЕПЛОВАЯ головка наведения ракеты реагирует на самое ГОРЯЧЕЕ место самолёта. Самое горячее место самолёта – это сопло двигателя. Боинг в Карелии шёл с разворотом вправо по этому, ракета среагировала на крайний левый двигатель. Примерно за 900 метров до попадания ракеты самолёт закончил разворот, за бортом температура минус 60 градусов по Цельсию. Активный тепловой след двигателя захваченного ракетой пропал, ракета потеряла цель, но продолжала лететь. Через секунду у ракеты включился режим САМОЛИКВИДАЦИИ, ещё через 10 секунд они всё равно оказались рядом. ВЗРЫВ произошёл под крылом, оторвав 4 метра крыла. Из баков крыла Боинга в Карелии полилось топливо, полетели осколки и самолёт начал валиться вниз. В процессе снижения пилоту удалось относительно стабилизировать положение самолёта в воздухе и даже сделать несколько кругов на высоте выше 1 000 метров для выбора места для посадки. В это время советские истребители НЕ оказывали никакого воздействия на подбитый самолёт. Рядом с финской границей в воздухе находились 2 советских истребителя. Командующий 10-й армией ПВО СССР, Владимир Дмитриев дал указание этим истребителям, что если нарушитель попытается уйти ЗАГРАНИЦУ, то его ДОБИТЬ.

Принудительная посадка Корейского Боинга 707 в 1978г. в Карелии на озеро Корпиярви

Принудительная посадка Корейского Боинга-707 в 1978 году в Карелии на замёрзшее озеро Корпиярви

Боинг в Карелии Разрушения конца левого крыла после попадания ракеты С такими разрушениями самолёт смог довольно удачно приземлиться

Боинг в Карелии Разрушения конца левого крыла после попадания ракеты С такими разрушениями самолёт смог довольно удачно приземлиться

Боинг в Карелии с полученными повреждениями шёл, то на предельно малой скорости, то увеличивал скорость, чтобы не упасть. Истребителям было очень сложно придерживаться такого режима полёта, поэтому они постоянно оказывались впереди. В один из таких моментов на малой высоте, над макушками деревьев Боинг в Карелии пошёл на разворот. После того как одна пара истребителей ушла на свой аэродром из-за малого остатка топлива и Боинг от них освободился, пилот Боинга в Карелии решил, что он может попытаться уйти и от оставшейся пары истребителей. Как только стало известно, что цель потеряна в воздух были подняты ещё два истребителя. Нарушителя надо было найти во, чтобы то не стало. Первым Боинг в Карелии увидел Анатолий Керефов. Он доложил, что обнаружил Боинг – идёт курсом 270 градусов в направлении финской границы. С командного пункта ответили, чтобы Керефов завёл нарушителя на наш аэродром.

Боинг в Карелии Посадка на замёрзшее озеро Корпиярви после попадания ракеты

Боинг в Карелии Посадка на замёрзшее озеро Корпиярви после попадания ракеты

Боинг в Карелии Посадка на замёрзшее озеро Корпиярви после попадания ракеты

Боинг в Карелии Посадка на замёрзшее озеро Корпиярви после попадания ракеты

Боинг в Карелии Посадка на замёрзшее озеро Корпиярви после попадания ракеты в конец левого крыла

Боинг в Карелии Посадка на замёрзшее озеро Корпиярви после попадания ракеты в конец левого крыла

Пассажиры Боинга в Карелии были вывезены в город Кемь. Там находился штаб 5-й сухопутной армии и там был большой Дом офицеров. Мало кто знает, но надо сказать, что все пассажиры, после размещения в этом Доме офицеров, сразу запросили СПИРТНОЕ и ЖЕНЩИН. На вопрос, почему так? Они ответили, что это самое лучшее, что может им помочь после пережитого!? Так же был задан вопрос, через переводчика на английском языке, есть ли среди Вас раненые и пострадавшие? Сначала все пассажиры или промолчали или сказали, что нет, всё нормально, всё хорошо. Но когда им сказали, что у нас МЕДИЦИНСКАЯ помощь БЕСПЛАТНАЯ, то сразу попросили помощь около 20-ти человек.

В ходе расследования происшествия было выяснено, что инцидент с южнокорейским Боингом в Карелии произошёл из-за НЕВЫПОЛНЕНИЯ экипажем Боинга МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВИЛ ПОЛЁТА и НЕ ПОДЧИНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ советских сил ПВО следовать для посадки на наш аэродром. Экипаж признал, что нарушил воздушное пространство СССР, а так же признался, что понимал все команды всей системы ПВО СССР, но УМЫШЛЕННО их НЕ ВЫПОЛНИЛ. Анализируя вышесказанное, вывод напрашивается только один – это был ПРОВОКАЦИОННЫЙ полёт, чтобы ВСКРЫТЬ СИСТЕМУ ПВО СССР. Ранее было упомянуто, что в этом районе в это время проходили крупномасштабные учения Северного флота СССР и над районом учений круглые сутки висели иностранные самолёты и спутники разведчики.

Боинг в Карелии Разрушения внутри салона после попадания ракеты

Боинг в Карелии Разрушения внутри салона после попадания ракеты

Многое из того, что происходило с корейским Боингом в Карелии потом — покрыто мраком. Работники одного из закрытых московских предприятий помнят, как их однажды срочно вызвали на посаженный в Карелии Боинг для того, чтобы снять с него топливную аппаратуру. Когда они попали в салон, то испытали ШОК — весь САЛОН самолёта был залит КРОВЬЮ, то есть все должны были погибнуть. Видимо самолёт НЕ погиб только благодаря великому стечению обстоятельств. Потом этот самолёт разрезали и пустили под пресс. Уже на следующий день после инцидента с Боингом в Карелии в американской прессе и на телевидении поднялась ОГОЛТЕЛАЯ ИСТЕРИЯ по поводу ПАССАЖИРСКОГО самолёта СБИТОГО СОВЕТСКИМИ ВОЕННЫМИ. Но прошли ещё одни СУТКИ, и ГРОМ СТИХ МОМЕНТАЛЬНО! Прекратились даже малейшие упоминания об этом случае. Долгие годы многие предпочитали даже НЕ ВСПОМИНАТЬ об этом случае, ОСОБЕННО непосредственные УЧАСТНИКИ события.

Читайте также: