Посадка самолета против ветра

Обновлено: 04.10.2024

Почему самолеты летают не по прямой, а по дуге? Как сократить маршрут?

Ведь все же знают: против течения плыть сложнее, а уж когда зимой холодный воздух дует прямо в лицо, идти совершенно невозможно… В авиации все наоборот. Полоса и направление взлета и посадки выбираются всегда так, чтобы максимально избежать попутного ветра. Пусть он дует сбоку или спереди, но только, пожалуйста, не сзади. Почему так? Все просто. Самолет двигается относительно воздуха, и если ветер дует ниже спины, то для достижения нужной скорости для появления подъемной силы придется слишком сильно разогнаться относительно земли. То же самое и при посадке — и в том, и в другом случае пробег по земле будет больше, сильнее будут изнашиваться шины, а если скорость окажется слишком велика, то можно и с полосы выкатиться: вам просто не хватит ее длины.

Попробовать поучаствовать в таком аттракционе можно в Сочи, Тивате и ряде других аэропортов, где взлетать и садиться можно только с одной стороны (с другой мешают горы): там часто приходится делать это при попутном ветре, а если он слишком сильный, то есть шанс прокатиться до запасного аэродрома.

В каждом аэропорту есть своя схема захода и выхода, причем для каждого из взлетных и посадочных курсов она своя. Как правило, погода и рабочая полоса известны уже перед вылетом, поэтому пилоты знают, к какой точке нужно подойти для правильного захода.

Именно с полушариями связан и эффект дуги: когда вы в самолете на экране монитора видите маршрут полета, он кажется дугообразным потому, что земля круглая, а проекция карты — плоская: ведь на самом деле ближе к полюсам меридианы сходятся, в то время как на карте это не так. Если вы полетите где-то в районе Экватора, там искажения будут минимальны и линия окажется прямой.

Сегодня вернулся в Питер из Алма-Аты, перед посадкой самолет сделал круг и зашел на посадку со стороны Петергофа (с запада на восток). Перед нами то же самое сделал другой самолет, я в иллюминатор видел. Взлетали зато пару недель назад в том же направлении (с запада на восток), т.е. взлетали и сразу летели.

Несколько месяцев назад ситуация была обратная - взлетали в направлении с востока на запад, и сразу после взлета самолет разворачивался. Садились зато со стороны пулковского шоссе (с востока на запад, т.е. сразу как прилетели, не делая разворота).

Чем определяется направление взлета и посадки? В голову приходит разве что время суток, но мы прилетели утром, т.е. солнце при посадке должно было светить в глаза.

по крайней мере в бывших советских странах старались делать так, что бы при взлете-посадке маршрут движения самолета не проходил над жилыми кварталами. как известно, большинство авиакатастроф случается именно на этих этапах.

9К720
ветер?

hostage[TEsT]
> по крайней мере в бывших советских странах старались делать так, что бы при
> взлете-посадке маршрут движения самолета не проходил над жилыми кварталами. как
> известно, большинство авиакатастроф случается именно на этих этапах.
Это не объясняет почему направление меняется постоянно.

TarasB
Вариант, но по моему современным самолетам посрать на ветер, лишь в самые сильные ураганы изредка расписание сбивается.

9К720
Скорее всего просто логистика аэропорта. Самолетики парковать чтобы было удобнее.

AcManZ
> Скорее всего просто логистика аэропорта. Самолетики парковать чтобы было
> удобнее.
Какая разница, это пробежка по ВПП, потом он все равно едет к тому же терминалу.

9К720
> Это не объясняет почему направление меняется постоянно.
ну вот я глянул счас на картах, как расположен. так там, что с запада на восток, что с востока на запад - все одинаково самолет над спб не пролетает.

hostage[TEsT]
Ну тем более. Меняют то тогда зачем?

9К720
> Чем определяется направление взлета и посадки?
Погуглил, но там слишком много и сложно написано, что бы процитировать.
Как я понял (а не все понял в технических терминах), учитывается очень много параметров: сила ветра, время суток, осадки, облачность, температура воздуха и нагрев полосы, наличие препятствий как до посадки, так и на самом аэродроме (вышки, дома, мачты, трубы, обслуживающая техника на полосе, другие самолеты во время выполнения наземных маневров), техническое состояние полосы, скорость и модель самолета, плотность загруженности трассы и пропускная способность полосы (на разворот отправляют минимальное количество самолетов) и еще очень много параметров.
Как-то так. но повторяю, более половины текста я не понял из-за специфического сленга, терминологии, сокращений и чрезмерной насыщенности техническими подробностями и цифрами.

Если бы у меня авиадиспетчер поинтересовался "почему у тебя здесь знак поменялся", я бы его на хер послал, например.

udav
> более половины текста я не понял из-за специфического сленга, терминологии,
> сокращений и чрезмерной насыщенности техническими подробностями и цифрами
Ты бы линк привёл, умные то люди поймут.

Посмотрел сейчас на флайтрадаре - сейчас уже самолеты опять взлетают в другую сторону, не в ту которую утром.

Necrys
> Ты бы линк привёл, умные то люди поймут.
Умным людям флаг гугл в руки.
Что это за технари "умные люди", что пользоваться поиском не умеют?

Однозначно из-за погоды. Я рядом с аэропортом живу и с спокойную погоду самолеты взлетают так, чтобы не шуметь в сторону города. А при ветреной погоде направление меняется и уровень шума заметно растет.

Пулково очень перегруженный аэропорт. Возможно, когда рулежка забита, они там в другое направление переключают.

Когда в спину дует ветер, он нас подгоняет, увеличивая скорость движения. Казалось бы, это хорошо и для самолетов: они должны проще и быстрее взлетать и садиться. Однако в авиации все наоборот: лайнеры направляют только против ветра. "Рамблер" рассказывает, почему.

Дело в том, что встречный ветер увеличивает подъемную силу самолета, то есть помогает ему набрать нужную высоту в момент взлета, а также уменьшает минимальную скорость лайнера относительно земли, чтобы удержать его в воздухе. При посадке аналогично: чем меньше скорость, тем она безопаснее и мягче.

Для взлета воздушного судна по ветру взлетно-посадочная полоса должна быть гораздо длиннее: ему понадобится больший разбег и скорость отрыва от земли. Для авиакомпаний это не выгодно, так как повышаются издержки на топливо. А аэропортам в таком случае нужна гораздо большая территория для увеличения взлетно-посадочных полос.

Кроме того, передвигаться по ветру самолету небезопасно: можно случиться помпаж. Это режим работы двигателя, при котором нарушается газодинамическая устойчивость его работы, и она как бы "срывается": могут появиться громкие хлопки, вибрация, дым и даже огонь.

Пилоты заранее получают информацию о погодных условиях, поэтому, если меняется направление ветра, меняется и курс полосы для взлетов и посадок.

Ветер также может дуть сбоку, но в таком случае садиться и взлетать сложно. Пилотам приходится выравнивать самолет.

Каким образом осуществляется посадка самолёта на взлетно-посадочную полосу при сильном боковом ветре? Как метеоусловия влияют на решение командира воздушного судна совершить взлёт? Эти и многие другие вопросы задают пассажиры, полёт которых проходит или будет проходить при неблагоприятных погодных условиях. Правда, пилоты и работники аэропорта по-другому оценивают погоду, нежели авиапассажиры. Профессионалы лётного дела всегда действуют по правилам и инструкциям, согласно которым они могут или нет осуществлять взлёт, а также посадку на конкретном аэродроме.

Как и кто принимает решение о взлёте самолёта?

Каждый полёт начинается со взлёта лайнера. В такой момент происходит отрыв самолёта от земли. Подготовка к взлёту начинается за несколько часов до старта. Командир воздушного судна изучает метеоусловия и проводит вместе с экипажем предполётные проверочные процедуры. Если погода не позволяет осуществить безопасный взлёт, он откладывается. Правда, такое решение принимается на основании действующих правил, запрещающих полёт при определённых погодных условиях.


Попутный ветер уменьшает подъемную силу, создаваемую воздушным потоком

Обязательно при взлёте учитывается скорость ветра, дующего около поверхности земли. Почему самолёт взлетает против ветра? При посадке или взлёте лайнеры направляют против ветрового потока. Ведь длина разбега или пробега значительно увеличивается при движении самолёта по ветру. Взлётно-посадочная полоса имеет ограниченное количество метров, на протяжении которых пилот должен успеть посадить или разогнать свой авиалайнер.

Создание подъемной силы набегающим потоком

Создание подъемной силы набегающим потоком

Взлёт или посадка лайнера осуществляется при соблюдении трёх минимумов, зависящих от погодных условий. У каждого командира воздушного судна имеется свой личный минимум. Он может взлетать и садиться лишь при определённых погодных условиях, согласно своей квалификации. Второй минимум касается конкретного аэродрома. Он зависит от технического оснащения ВПП и её приспособленности к определённым метеоусловиям. Третий минимум устанавливается производителем воздушного судна. Изготовитель гарантирует безопасность эксплуатации лайнера при определённых погодных условиях.

Командир воздушного судна обязан учитывать все минимумы. Однако окончательное решение о взлёте или посадке принимается исходя из наихудшего минимума. Это значит, что если квалификация командира разрешает совершить вылет при плохой погоде, но ВПП не приспособлена к таким метеоусловиям, полёт отменяется.

В некоторых случаях командир авиалайнера может самостоятельно принять решение о взлёте. Например, если аэродром открыт, но погода на грани допуска самого командира, его воздушного судна и ВПП.

Ограничения на взлёт и посадку в зависимости от ветровой обстановки

На взлёт или посадку авиалайнера влияет попутная и боковая скорость ветра. Любой самолёт может взлетать или садиться, если его сила не превышает максимально разрешённую величину. Этот показатель прописан в технических характеристиках определённого воздушного судна. Для большинства лайнеров попутная скорость воздушного ветрового потока не может превышать 5 м/с. Однако сила бокового ветра различна для разных типов самолётов. Например, для ТУ-154 она равна 17 м/с, а для ТУ-134 — 20 м/с.


Для большинства лайнеров установлена максимальная боковая скорость ветра, равная 17 м/с, при превышении данной величины самолеты, как правило, не взлетают и не садятся.

При усилении ветряной бури, подлетающие к аэродрому самолёты, не смогут совершить посадку. Им нужно проследовать в другой пункт, где показатели скорости воздушного ветрового потока позволят приземлиться на ВПП.


Чем сильнее боковой ветер, тем больше пилот вынужден поворачивать самолет для коррекции

Боковой ветер, скорость которого более 20 м/с, опасен для самолёта. Ухудшение погоды случается при прохождении в зоне аэропорта сильного циклона. Внезапные ветряные порывы в нижних слоях атмосферы могут привести к аварийной ситуации.

Сдвиг ветра и его влияние на полёты

Сдвиг ветра является показателем, характеризующим изменение его скорости и направления между определёнными двумя точками воздушного пространства. Он может быть вертикальным или горизонтальным. Вертикальный сдвиг бывает попутным, встречным или боковым. Изменение скорости и направления ветра может вызвать помехи в полёте, болтанку, а иногда даже привести к аварийной ситуации при снижении.

Причины возникновения сдвига ветра

Причины возникновения сдвига ветра

Вертикальный сдвиг способен повлиять на точность приземления авиалайнера, совершающего посадку. Пилоту необходимо противодействовать метеоусловиям, чтобы приземлиться в заданной точке ВПП. Опасность такого явления в том, что снижаясь, лайнер переходит из верхнего слоя с одним значением ветра в нижний слой с другим показателем. При этом меняется и скорость самолёта, а это, в свою очередь, приводит к отклонению от траектории снижения и неточной посадке.

Сдвиг оказывает влияние на полёты. Пилоту необходимо как можно раньше его выявить и увеличить мощность двигателя. Это явление не менее опасно, если самолёт снижается по предпосадочной прямой. Чем выше скорость снижения лайнера, тем сильнее на него воздействует сдвиг ветра. Одинаковый показатель этого явления по-разному влияет на разные типы самолётов, имеющие различную посадочную массу.

Сдвиг ветра и его влияние на взлет самолета

Самым опасным считается сдвиг 6 м/с на 30 м высоты. Правда, подобное явление встречается изредка. Чаще всего эти показатели имеют меньшее значение.

Хотя даже меньшие величины представляют серьёзную опасность для лайнеров, совершающих приземление. Сдвиг ветра 0,5 м/с в сочетании с сильными ветряными порывами может привести к проблемам для экипажа судна в момент посадки. Пилоту необходимо будет частично изменить траекторию своего снижения, чтобы уменьшить неблагоприятное воздействие ветряного сдвига.

Особенности посадки самолёта при сильном боковом ветре

Сильный боковой ветер влияет на траекторию авиалайнера. Из-за мощного воздушного ветряного течения в нижних слоях атмосферы самолёт может отклониться от заданного направления. Чем сильнее скорость ветра, тем больше угол сноса. Пилоту потребуются дополнительные усилия, чтобы развернуть авиалайнер в обратную сторону. Причём величина разворота равна этому углу сноса.

У самолётов часто возникают проблемы при посадке при сильном боковом ветре. Пилоты при снижении слегка разворачивают лайнеры против воздушного потока, чтобы компенсировать силу дующего сбоку ветра. Однако в момент соприкосновения с ВПП авиалайнер резко разворачивают и направляют вдоль оси посадочной линии.

Читайте также: