Посадка самолета в барселоне

Обновлено: 05.10.2024

Самолет авиакомпании UTair 5 июля едва не столкнулся при посадке с выкатившимся самолетом Aerolineas Argentinas (видео инцидента).

По словам командира и других членов экипажа, в пассажирском самолете паники не наблюдалось, пассажиры и бортпроводники восприняли уход на второй круг как стандартную ситуацию.

По мнению экспертов, если информация экипажа авиакомпании UTair найдет свое подтверждение в результате расследования, которое сейчас проводят испанские авиационные власти, то претензии будут предъявлены аргентинскому авиаперевозчику, чей экипаж проигнорировал диспетчерское указание.

— Для самого экипажа последствия могут быть различными, вплоть до уголовной, что в условиях отсутствия фатальных последствий маловероятно. Но если власти Испании установят, что именно аргентинский экипаж не исполнил указание авиадиспетчера, то в отношении авиакомпании будут применены экономические санкции, а возможно, и административные, — считает эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров.

Boeing 767-300 авиакомпании UTair с бортовым номером VQ-BSX утром 5 июля выполнял рейс UT5187 по маршруту Москва–Барселона. В 7 часов по московскому времени российский авиалайнер совершал по расписанию заход на посадку в испанском аэропорту Эль-Прат. Вес авиалайнера в момент посадки составлял 140 т, на борту находились 330 пассажиров, 8 бортпроводников и 4 пилота. На видеозаписи, опубликованной на YouTube 6 июля, зафиксировано опасное сближение между боингом UTair, идущим на посадку, и внезапно выскочившим поперек взлетно-посадочной полосы Airbus A340-300 аргентинской авиакомпании Aerolineas Argentinas, направлявшимся в Буэнос-Айрес. Boeing 767-300 резко набрал высоту и ушел на второй круг.


Утром 5 июля в аэропорту Барселоны едва не произошла масштабная авиакатастрофа, одним из участников которой мог стать российский авиалайнер.

Инцидент мог бы и не стать достоянием гласности, если бы не видеозапись происшествия, выложенная в интернете.

В момент посадки российского самолёта аргентинский борт пересекал взлётную полосу, куда приземлялись россияне.

Экипаж российского лайнера принял решение прекратить посадку и уйти на второй круг. Этот манёвр российские лётчики выполнили блестяще, после чего Boeing 767–300 благополучно приземлился в Барселоне.

Когда видеозапись происшествия была опубликована, среди пассажиров, любителей авиации, а также авиационных экспертов разгорелись споры о том, насколько велика была опасность катастрофы.

Этой же версии придерживается ряд интернет-комментаторов, считающих, что опасность преувеличена из-за визуального обмана, вызванного ракурсом съёмки.

Последствия барселонского происшествия могли бы быть самыми трагическими. Достаточно сказать, что самая кровавая катастрофа в истории мировой авиации произошла при схожих обстоятельствах. Причём трагедия разыгралась именно в испанском аэропорту.

27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос, расположенном на испанском острове Тенерифе, произошло столкновение двух самолётов Boeing 747.

В перегруженном в тот день аэропорту в условиях тумана и ограниченной видимости самолёт нидерландской авиакомпании KLM, следовавший из Амстердама в Лас-Пальмас, при взлёте на скорости 250 км в час, столкнулся с авиалайнером американской компании Pan Am, выполнявшим рейс из Нью-Йорка в Лас-Пальмас и в тот момент двигавшимся по рулёжной дорожке.

Оба лайнера, оказавшиеся в Лос-Родеос из-за закрытия аэропорта в Лас-Пальмасе, стремились как можно быстрее добраться до пункта назначения.

Перегруженность диспетчера, а также потеря концентрации и внимания пилотами привели к тому, что американский самолёт не успел вовремя уйти с полосы, где нидерландские пилоты приступили к взлёту.

В самый последний момент голландцы, заметившие препятствие, попытались оторваться от полосы. Нос и передняя стойка шасси не задели самолёт Pan Am, однако не успевшие убраться основные опоры и двигатели ударили по фюзеляжу американского лайнера.

Голландский самолёт рухнул и загорелся. Пожар начался и в самолёте Pan Ам.

Всего в катастрофе погибло 583 человека, что сделало её крупнейшей по количеству жертв за всю историю гражданской авиации.

Главным виновником катастрофы был назван погибший пилот нидерландского лайнера Якоб ван Зантен, неправильно интерпретировавший команды диспетчера. В то же время следователи отметили, что действия диспетчера аэропорта при отдаче команд также были не безупречными, а экипаж американского самолёта ошибся в тумане и проехал указанную диспетчером рулёжную дорожку.

Катастрофа в Лос-Родеос привела к серьёзным изменениям в правилах, принятых Международной организацией гражданской авиации (ICAO). Изменения были направлены на предотвращение подобных трагедий в будущем.

Однако, как доказывает случай в Барселоне, пилотам и диспетчерам нужно быть всегда начеку. По счастью, на сей раз все участники инцидента отделались только лёгким испугом.

Чтобы уйти от столкновения с другим лайнером на взлетно-посадочной полосе, летчик "ЮТэйр" увел самолет на второй круг.


В международном аэропорту Барселоны авиалайнер российской компании "ЮТэйр" чудом избежал столкновения с самолетом из Аргентины. Пилот из Санкт-Петербурга на свой страх и риск принял решение прекратить посадку, находясь в ста метрах от земли, и взмыл в воздух.

На кадрах с камер наблюдения аэропорта видно, что российский "Боинг 767-300" уже заходит на посадку, как вдруг взлетную полосу начинает пересекать Airbus A340-300. Вообще, это обычное явление. Самолеты подруливают к полосе, по определенному знаку они останавливаются, ждут и, когда получают новый сигнал, продолжают движение. Этот самолет почему-то не остановился. В данном случае сложно определить, кто кого не понял.

– Мы уже заходили на посадку на скорости 280 км/ч и были в ста метрах от земли, когда увидели слева самолет А-340. Разрешили посадку, все было штатно, – рассказал LifeNews командир корабля Николай Лимарев. – Поняли, что он не остановится, а продолжит движение, и приняли решение уйти на второй круг, не дожидаясь команды диспетчера, который молчал. Только после того, как выполнили ряд необходимых процедур, вновь связались с диспетчером.

Уход на второй заход прошел без осложнений, и через 15 минут российский самолет благополучно приземлился в барселонском аэропорту. Выяснилось, что борт, помешавший нашему "Боингу", принадлежит аргентинской компании AerolineasArgentinas, он готовился вылететь в Буэнос-Айрес.

Как аэробус оказался не на своей полосе, по вине диспетчеров или аргентинского пилота, будут разбираться в аэропорту Барселоны. Со своей стороны диспетчеры принесли Лимареву извинения.

– Сам по себе маневр, который нам пришлось совершить, неопасный, другое дело, что не каждый день приходится его использовать. Есть специальный тренажер, на котором два раза в год пилоты отрабатывают похожие ситуации. Эта могла быть серьезной, если бы погода не была такой ясной, как в тот день, – добавил российский ас. – Мы выполнили маневр спокойно. Пассажиров известили, и все отнеслись к ситуации с пониманием.

Командир воздушного судна Николай Лимарев закончил в 1987 году Краскокутское летное училище гражданской авиации. Начинал в Якутии на Ан-2, летал на разных отечественных машинах, а на "Боинг" пересел в 2008 году и в общей сложности налетал 14 тысяч часов, из них командиром корабля – 3,5 тысячи.


Российские пилоты Boeing 767-300 моментально приняли решение набрать высоту и уйти на второй круг прямо перед носом аргентинского лайнера.

«Это очень редкий инцидент, потому что сейчас технологический уровень обслуживания аэропортов очень высокий. Скорее всего, это ошибка диспетчерского состава или кого-то из группы управления полетами.

Согласно международным правилам, воздушное судно, выполняющее заход на посадку, имеет безусловный приоритет перед воздушными судами, находящимися на земле.

Пилоты российских авиакомпаний отмечают, что подобное опасное сближение — крайне редкое явление, ведь пилоты, находящиеся на взлетно-посадочной полосе, всегда четко следуют указаниям диспетчера и всегда знают, какие маневры выполняют все суда, заходящие на посадку или набирающие высоту на одной и той же ВПП.

«В моей карьере такого не было никогда. Это вообще крайне редко происходит, особенно в крупных аэропортах. В Испании погода хорошая, видимость там тоже отличная. Наверное, наши пилоты думали, что самолет не выйдет на полосу, а будет ожидать, пока они сядут.

И в это время выруливает самолет на полосу прямо перед ним. Вообще, это странно: самолет, который стоял на полосе, по идее, слушает ту же частоту, что и тот, который садится.

Впрочем, некоторые эксперты отметили, что опасность ситуации преувеличенна.

Любопытно, что в Испании категорически отрицают, что происшедшее было опасной ситуацией.

Пилотам российского Boeing авиакомпании UTair удалось избежать столкновения с самолетом аргентинской авиакомпании. Как отмечают эксперты "Коммерсантъ FM", речь идет об ошибке диспетчера, а совершить маневр и уйти от столкновения в такой ситуации крайне непросто.


Самолет российской компании UTair чуть не приземлился на другой лайнер в аэропорту Барселоны. Boeing UTair шел на посадку и почти коснулся земли, когда перпендикулярно ему на полосу вырулил Airbus аргентинской авиакомпании. Как сообщает "20 minutos", российский пилот заметил лайнер в последний момент и начал резко набирать высоту. В итоге Boeing UTair успешно приземлился, а аргентинский рейс вылетел в Буэнос-Айрес.

Тем не менее, избежать столкновения и уйти на второй круг пилоту российского Boeing было крайне непросто, уверен летчик-испытатель Магомед Толбоев.

"Это катастрофичная ситуация. Пассажирам нужно молиться, что инцидент обошелся настолько удачно, что казалось, как будто ничего не случилось. Это тяжелый самолет, и он быстро скорость не набирает. Самый сложный процесс — это припосадочный и посадочный, очень напряженный для экипажа, каждая доля секунды занята. Это хорошо, что они видели. Дело в том, что если самолет на удалении 15 км, только тогда выпускается самолет на полосу. А одновременное движение на земле и в воздухе — это недопустимо. Насыщенность аэропортов достигла пика", — пояснил Толбоев.

Как сообщают испанские СМИ, представители аэропорта назвали произошедшее "абсолютно нормальным маневром". Любой пилот имеет право уйти на второй круг, если не уверен в условиях посадки, подчеркнули сотрудники авиаузла. Они заверили, что ни о какой аварии не могло было речи: самолету хватило бы посадочной полосы, чтобы приземлиться, а сделать лишний круг было выбором пилота.

Сенсационность видео объясняют "перспективой съемки": по словам сотрудников аэропорта, видео снято под углом, из-за которого ситуация выглядит более драматичной, чем была на самом деле. Такой вариант развития событий допустим, считает замгендиректора предприятия "Администрация гражданских аэропортов" Валерий Салеев.

"Любой инцидент опасен, поскольку это предпосылка к происшествию — с одной стороны. Я видел сюжет. Невозможно понять, на каком расстоянии самолеты находились друг от друга. Я не исключаю, что на самом деле хватило бы участка взлетно-посадочной полосы, если бы, например, наш самолет приземлился нормально — в начале полосы, то вполне возможно, что он смог бы затормозить и не столкнуться. Скорее всего, это ошибка диспетчера. Наши пилоты молодцы — пошли на второй круг и справились", — отметил Салеев.

Впрочем, за последние полтора года аналогичные инциденты нередко заканчивались авариями.

В конце июня этого года два лайнера ирландской авиакомпании Ryanair столкнулись во время движения рулежной полосе в лондонском аэропорту Станстед. Пассажиры обоих бортов были эвакуированы, никто не пострадал, однако из-за происшествия рейсы в аэропорту задержали на три часа.

В октябре прошлого года в стамбульском аэропорту имени Ататюрка также во время маневрирования столкнулись два самолета Airbus "Турецких авиалиний". Никто не пострадал, однако сами лайнеры получили серьезный повреждения.

В марте 2013 в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди в борт американской компании JetBlue, стоящий из-за технических проблем, врезался самолет Air India. Самолет JetBlue получил незначительные повреждения, его 150 пассажиров были пересажены на другой лайнер.

В январе того же года в аэропорту имени Даллеса в Вашингтоне подруливающий к терминалу самолет United Airlines задел крылом стоящий лайнер той же авиакомпании. В результате никто не пострадал, самолеты получили незначительные повреждения.

В понедельник утром ЧП также произошло в столичном аэропорту Внуково. Самолет бизнес-класса British Aerospace-125 не смог выпустить одну из стоек шасси, в результате он аварийно сел на запененную полосу. На борту был лишь экипаж из трех человек — никто не пострадал.

Читайте также: