Посадка в самолет инвалида колясочника

Обновлено: 05.10.2024

(введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)

1. При заключении договора воздушной перевозки пассажира пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику или агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

2. При чартерных воздушных перевозках, осуществляемых на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при заключении договора о реализации туристского продукта обязан сообщить туроператору или турагенту об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

3. Инвалидность и наличие ограничений жизнедеятельности не могут быть основаниями для требования туроператором или турагентом и перевозчиком либо агентом перевозчика, осуществляющим бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, от пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности документов, подтверждающих состояние здоровья таких пассажиров в связи с их инвалидностью или ограничениями жизнедеятельности.

4. Оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей.

5. Не допускается отказ в воздушной перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса.

6. Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на носилках осуществляется с предварительного уведомления перевозчика или агента перевозчика, осуществляющего бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, либо туроператора или турагента о потребности в перевозке на носилках в сроки, установленные перевозчиком.

7. В аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

1) сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;

2) предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта;

3) дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации;

4) обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

5) предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке;

6) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.

8. На борту воздушного судна пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчиком предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

1) ознакомление с правилами поведения на борту воздушного судна и иной актуальной информацией в доступной для пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности форме;

2) предоставление во временное пользование кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

3) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.

10. Правила указания в билете информации об ограничениях жизнедеятельности пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

11. Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов по слуху и зрению одновременно, ребенка-инвалида в возрасте до двенадцати лет осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего им помощь в полете.

12. Минимальное количество перевозимых на воздушном судне собак-проводников устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

13. Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.

Перевозка Пассажиров данной категории должна быть согласована с Авиакомпанией при бронировании перевозки. До начала полета в Авиакомпанию должно быть предоставлено подписанное врачом медицинское заключение, содержащее разрешение на его перевозку воздушным транспортом, а также указаны специальные требования к условиям перевозки такого Пассажира.

Медицинское свидетельство подтверждает возможность больного пассажира совершить перелет без опасности для его здоровья и об отсутствии необходимости оказания особой медицинской помощи во время полета.

Выданное свидетельство должно быть действительно на дату вылета рейсов. Если в период между выдачей свидетельства и днем фактического отправления рейса происходит серьезное ухудшение медицинского состояния, требуется получить новое свидетельство.

Авиакомпания не несет никакой ответственности за возможные последствия и/или ухудшение здоровья, наступившие в процессе или после перевозки больного пассажира, вызванные состоянием здоровья пассажира.

Для того, чтобы Ваше путешествие было комфортным для Вас, пожалуйста, заранее:

  • проконсультируйтесь с Вашим лечащим врачом;
  • забронируйте билеты на рейсы в прямом и обратном направлениях;
  • при бронировании сообщите нам, будете ли вы пользоваться креслом-каталкой (инвалидной коляской);
  • заполните прилагаемую форму заявления о перевозке больного пассажира.
  • если вы пользуетесь собственным креслом-каталкой, сообщите нам ее характеристики (вид аккумулятора, габариты и т.д.)
  • в целях безопасности перевозка кресел-каталок на рейсах осуществляется следующими способами:

- перевозка может осуществляется в багажном отсеке при условии, что батарея надежно закреплена в средстве передвижения, клеммы батареи защищены от короткий замыканий, электрические цепи изолированы;
- перевозка может осуществляться в ручной клади в случае, если конструкция кресла специально предусматривает снятие батареи(й) пользователем. Батарею необходимо снять и перевозить в пассажирской кабине, клеммы батареи должны быть защищены от коротких замыканий, батарея должна быть защищена от повреждений.

На некоторых воздушных судах Авиакомпании типа Вoeing-737-500/400 Авиакомпанией проведены мероприятия по установке оборудования для перевозки носилочных больных.
Согласование перевозки носилочного больного производится при бронировании перевозки не менее чем за 72 часа до вылета рейса.
Вам необходимо предоставить в Авиакомпанию следующие сведения:

  • заболевание и его степень;
  • медицинские показания (есть или нет) перевозки воздушным транспортом;
  • особые условия (ограничения и рекомендации) для организации перевозки;
  • наличие сопровождающих.

После предоставления всех необходимых сведений Авиакомпания рассмотрит Вашу заявку и примет решение о возможности такой перевозки.

Пассажиры, лишенные зрения или слуха могут взять с собой свою собаку-проводника и перевезти ее на наших рейсах бесплатно, для этого необходимо заранее проинформировать Авиакомпанию при бронировании и покупке билета в офисе продаж Авиакомпании.

Перевозка больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете.

В исключительных случаях перевозка Пассажира в кресле-каталке, неспособного передвигаться самостоятельно, состояние здоровья которого не требует особого внимания, может осуществляться под наблюдением Авиакомпании и после оформления письменного заявления на перевозку под наблюдением Авиакомпании.

Авиакомпания имеет возможность оказать помощь пассажиру:

  • при регистрации билета и оформлении багажа;
  • при прохождении досмотра авиационной безопасности;
  • при прохождении паспортного, пограничного контроля;
  • доставку от аэровокзала до самолета/от самолета до аэровокзала;
  • посадку/высадку в /из самолета;
  • помощь в размещении ручной клади на борту.

Авиакомпания не имеет возможности оказать пассажиру следующие услуги:

  • перемещение с кресла-каталки на пассажирское кресло во время полета;
  • помощь в приеме пищи;
  • помощь в посещении туалетной комнаты;
  • квалифицированную медицинскую помощь.

Обращаем Ваше внимание, что Авиакомпания может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, если состояние здоровья пассажира требует особых условий воздушной перевозки, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает неустранимые неудобства для других лиц.

Готовясь к своему первому международному перелету — из Киева в Ниццу в 2009 году, — я была, мягко говоря, в диком стрессе. Все было ново, все непонятно, все страшно. Да, конечно, я читала на форумах и сайтах о том, как все устроено для колясочников в этом плане, но из десятков частных случаев цельная картина никак не собиралась — как пройти контроль, когда ты вся звенишь из-за коляски, как добраться до гейта, как попасть в самолет, как доехать до своего места, как выйти из самолета?…

disabled in ambulift

Я в абмулифте (в Борисполе)

За 6 лет я побывала в аэропортах Киева, Ниццы, Хельсинки, Мюнхена, Франкфурта, Амстердама, Копенгагена, Лондона — и уже понимаю механику. Но в самом начале моих путешествий мне был просто необходим гайд. Если он и вам нужен — то продолжайте читать, будет много полезного.

1. Свяжитесь с авиакомпанией

2. Сказано за 2 часа — будьте за 2 часа

Пассажиры, которым требуется сопровождение, должны появиться у стойки регистрации за 2 часа до вылета самолета (если честно, бывали случаи, когда я приезжала немного позже, но лучше этого не делать). Регистрироваться можно сразу же — у вас примут багаж, повесят бирку на коляску (она тоже пойдет в багаж, бесплатно, но до посадки в самолет можно оставаться в ней) и вызовут сопровождающего. Иногда он приходит сразу, а иногда приходится подождать. Но зачастую они бывают очень загружены, лучше не заставлять их ждать. Это в ваших интересах.

3. В руках сопровождающих

Когда вы попадаете в руки сопровождающего, можно вообще отключиться от реальности — он проведет вас через таможенный и паспортный контроль, поможет вынуть и сложить обратно в сумку вещи ручной клади, вообще всячески окружит вас заботой.

Кстати, насчет контроля: понятное дело, при проезде через рамку вы будете очень сильно звенеть, но это не страшно. К вам подойдет работник таможенной службы в перчатках (к девочкам — девочка, к мальчикам — мальчик), проверит ноги-руки-спину-живот, отсканирует специальной лопаткой обувь (ее тоже могут попросить снять), проверит зеркальцем сидение снизу. Может еще прийти собака и вас обнюхать:) Все совершенно нестрашно и быстро.

Вообще, все происходит на больших скоростях — сопровождающий везде провезет вас без очереди (или почти без очереди), доставит в зал ожидания, сообщит, когда он или его коллеги придут вас забрать на посадку (обычно раньше времени посадки в билете) и даже скажет, как убить время (добраться до магазинчиков и туалетов, если они не в очевидной близости). Вообще сопровождающие — милейшие люди (за все время мне попался только один очень странный парень, который делал какие-то немножко глупые комментарии), которые даже на кофе могут пригласить, был у меня один такой случай.

taxifordisabled

Я в спецтакси в Хельсинки (там тоже привязывают ремнями безопасности)

4. Проведи время до отлета с пользой

Быть в аэропорту и не покататься — просто грех. Там идеальная поверхность, можно ездить чуть ли не силой мысли, прелесть. И никто до назначенного времени вас не хватится, можно не переживать. Ну, для подстраховки можно прибыть на место минут за 15-20 раньше. Если вы видите магазины, всякие кафе, инсталляции — вперед, сидеть на одном месте совершенно необязательно.

5. Как быть с туалетом?

В больших аэропортах есть специальный зал ожидания для людей с особыми потребностями, и рядом с этим залом расположена специальная комната. Нет, это не просто туалет для колясочников — это настоящая ванная комната с душем, рукомойником и, собственно, туалетом. В чем принципиальное отличие для человека на коляске? Душ там не просто душ, а уголок с огромной регулируемой по высоте полкой (как на фото), на которую можно лечь и снять все, что нужно снять. Обычные туалеты для колясочников просто больше, чем обычно, и оборудованы поручнями или висящими лесенками (во Франкфурте), что лично в моем случае совершенно бесполезно. Эти прекрасные большие санитарные комнаты я видела в Лондоне и Копенгагене. В Амстердаме рядом с таким обычным туалетом есть комната матери и ребенка, и там небольшой диванчик, на который худо-бедно тоже можно прилечь-присесть.

Кстати, многие сопровождающие даже не знают, что в аэропорту есть такая комната. Спрашивайте и будьте настойчивы.

6. Как попасть в самолет?

Есть три варианта попадания на борт: (по убыванию степени комфортности) по рукаву, из амбулифта и по трапу.

По рукаву — самый удобный. Рукав — это такой длинный коридор с заворотом и под наклоном. Ты едешь-едешь, болтаешь с сопровождающим и оп! — уже у входа в самолет. Потом тебя пересаживают на узкую коляску, завозят в самолет, довозят до места, пересаживают и — вуаля!

Амбулифт — нормально, но не супер. Амбулифт — это такая машина, куда ты тебя поднимают на платформе, потом ты едешь в кабине этой машины (водитель с тобой или внизу), потом оттуда тебя уже пересаживают по первому типу. Минус в том, что совсем не все амбулифты оснащены кондиционерами, теплые и хорошо пахнут. В некоторых (например, в бориспольском) прямо-таки очень неприятно ехать. Плюс трясет и не везде пристегивают ремнями безопасности (не везде — это в Борисполе). Амбулифт используют, когда рукав занят, поломался или его вообще нет.

По трапу — адреналиновый вариант. В лучшем случае вас усадят на специальную узкую коляску, которая ходит по ступенькам, и так доставят в салон. В среднем — будут поднимать рывками сопровождающие в специальной коляске после того, как зафиксируют ремнями безопасности. В плохом — будут делать все это, когда вы сидите в своей коляске и совершенно не привязаны (и молитесь, чтобы у мальчиков разного возраста, которые вас поднимают, не защемило спину). Ветер в лицо — бонус. Этот вариант используется, когда нет ни амбулифта, ни рукава.

Кстати, по правилам, садят вас всегда первыми, а забирают последними, чтобы не было пробок.

7. Ну, заехали

Вас довозят до своего места и пересаживают все те же сопровождающие (их должно быть двое). И не просто переcаживают, а делают это везде одинаково и правильно — вам нужно будет особенным образом сложить руки (крест-накрест, берут за запястья). Кстати, очень удобно. Говорят, что колясочники по правилам безопасности должны занимать сидения у окон, максимум — в середине, но никак не у прохода. Если это и так, то это правило очень часто нарушают и садят на место, прописанное в билете (а место вы вообще можете выбрать дома, за сутки до полета, онлайн). Единственное, у аварийного выхода вас точно никогда не посадят. Я всегда выбираю ряд ближе к бизнес-классу, там как-то просторнее (или мне так кажется:)).

С момента посадки на сидение никто вами заниматься не будет — задача стюардессы помочь уложить багаж, принести вам еду, забрать еду, проверить застегнуты ли у вас ремни (застегивать нужно тоже самим), ответить на какой-то вопрос и все. В целом, никакой физической помощи — так по правилам. С колясочником должен лететь друг или родственник — не буду утверждать, но тоже где-то видела, что такое правило есть. Конечно, попросить о помощи можно, человеческое отношение никто не отменял, но в обязанности бортперсонала это не входит.

Оффтопик: меню. Не стесняйтесь заказывать необычные меню — как правило, они на порядок лучше, чем стандартные. Я, например, всегда прошу вегетарианское — в этой коробочке все обычно намного интереснее, разнообразнее и вкуснее:) Правда, иногда компания на вас забивает, и стюардессы говорят, что бокса VEG уже или вообще нет. А иногда приносят вкусноту из бизнес-класса.

8. Если вдруг нужен туалет на борту

По вашей просьбе стюардесса должна подвезти вам узкую коляску, куда нужно пересесть самому или с помощью своего человека — бортперсонал должен довезти вас до ванной комнаты (у бортовой коляски 4 маленьких колесика, чужая помощь тут необходима) и все. Помогать внутри никто, понятное дело, не станет и не должен. Обратно тоже с помощью стюардесс — и снова самостоятельно в кресло. Короче, лучше не хотеть в туалет на борту.

А что же с трансконтинентальными перелетами? Я не знаю:( Кого-то спасают взрослые подгузники, кого-то катетер и специальная емкость, примотанная к ноге, а кто-то спокойно посещает туалеты для колясочников на борту (на больших судах они есть и всегда больше стандартных — заезжает коляска) и не переживает. Но где такие самолеты, где такие туалеты и какие авиалинии могут обеспечить такую красоту — просто не знаю.

room for disabled in aiport

Зал ожидания для пассажиров со спец. потребностями (Копенгаген)

9. Ура, сели

Сели и ждем, пока все выйдут. Минут через 3-5-10 после того, как вышел последний пассажир, к вам приходят сопровождающие и — пересадка в узкую коляску, до выхода, ваша коляска, рукав-амбулифт-трап, новая земля.

Перед взлетом лучше сказать стюардессе, чтобы вашу коляску доставили к трапу, а не отправили с чемоданами в багаж. Во-первых, багаж иногда теряется (а как без коляски? ждать сутки, пока доставят?), во-вторых, тогда вас пересадят в дикий аэропортный ужас, и будете вы стоять у ленты, ждать и нервничать, что там все не видно вашей коляски. А так — ее доставят прямо к трапу, и на выходе из самолета можно сразу же в нее пересесть.

Еще один момент — иногда, невзирая на запись в билете, о вас аэропорт забывает… и совершенно не готов встречать, и тогда нужно долго ждать, и все бегом. Лучше еще раз всем напомнить, что вы к ним едете.

10. Thank you, bye-bye, have a great day!

Попрощались вы с бортперсоналом, пилотами, сказали привет новым сопровождающим — и все, до свидания, самолет. После приземления вас спускают и обычно садят в специальный автобус, всячески пристегивают и везут к выходу. Если у вас пересадка, то по моим наблюдениям, на все эти переезды туда-обратно тратится 1,5 часа. Без шуток. Пока высадились, пока доехали до здания терминала, пока паспортный контроль, пока проверили ручную кладь и вас — полтора часа. Поэтому брать перелет с пересадкой меньше, чем в 2 часа, вообще не имеет смысла. И хорошо еще, если самолет не опоздает и аэропорт не такой большой. Лично для меня, самая комфортная пересадка — 3-4 часа, чтобы было время походить по магазинчикам и сходить в ту самую прекрасную ванную комнату, если она есть.

Та самая полочка в ванной комнате (Копенгаген)

Та самая полочка в ванной комнате (Копенгаген)

11. Когда вы уже приехали

Багаж вы получаете уже в конечной точке — и тут вам тоже должен помочь сопровождающий. В его обязанности входит вас провести через контроли (снова), снять ваш багаж с ленты и вывезти вас с ним на улицу. И он снова может захотеть куда-то убежать раньше времени, со мной так пару раз было — но вы не отпускайте. Если вдруг вам нужно такси, попросите довезти вас до такси тоже. А там уже чемодан уложит таксист и отвезет вас хоть куда, хоть в ту же гостиницу.

***
Пожалуй, это все:) Я буду очень-очень рада, если эти советы вам помогут, вот мне они бы в 2009 году просто очень сильно пригодились:) А если вы знаете, как летать на межконтинентальных рейсах, как перевозить электрические коляски или где еще кроме Копенгагена и Лондона есть такие прекрасные ванные комнаты — я буду невероятно благодарна, если вы расскажете.

Заказы на предоставление специальной помощи пассажирам принимаются только от авиакомпаний. Поэтому если вам нужна специальная помощь, обязательно обратитесь напрямую к вашей авиакомпании не менее чем за 48 часов до вылета.

Вы можете воспользоваться специальной кнопкой вызова сотрудника находящейся на этаже терминала перед зоной входного досмотра или обратиться на стойку информации расположенную в центре зала для вызова сотрудника аэропорта который окажет вам необходимую помощь.

Отправление

  • при перемещении пассажира в здании аэровокзала;
  • в регистрации и оформлении багажа;
  • при прохождении предполетных формальностей;
  • при посадке на борт воздушного судна, в том числе при необходимости с использованием амбулифта в приоритетном порядке.


  • встреча на месте прибытия пассажира и оказание помощи при перемещении по территории аэропорта;
  • предоставление кресла-коляски для самостоятельного перемещения пассажира по территории аэропорта;
  • оказание помощи в выгуле собак-проводников.

Вы можете пройти все этапы процедур перед вылетом самостоятельно: регистрацию на рейс, предполетные процедуры, обязательно сообщите при регистрации о необходимой вам помощи при посадке.

На этаже терминала аэропорта Пулково есть комната для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, где вы можете получить кресло-коляску для самостоятельного перемещения по аэропорту и любую дополнительную информацию.


Прибытие

  • высадка пассажира из воздушного судна с использованием кресла-коляски и (или) амбулифта;
  • при отсутствии сопровождающих — помощь в перемещении ручной клади, находящейся при пассажире на борту воздушного судна;
  • персональная встреча пассажира при выходе из салона ВС в аэропорту;
  • сопровождение и помощь в перемещении пассажира в здании аэровокзала.

Контактная информация

По общим вопросам обращайтесь по многоканальным телефонам аэропорта:


Мы будем рады вашим пожеланиям и комментариям, которые можно оставить на странице обратной связи.

Как правильно оформить кресло-коляску к перевозке

Для кресел разного типа (с ручным приводом или с электрическим элементом питания) есть разные требования к перевозке воздушным транспортом.

При перевозке колясок с электрическим элементом питания вам необходимо предоставить сотруднику аэропорта на стойке регистрации документы на изделие, в которых указан тип аккумуляторной батареи. Если в документах отсутствует указание о типе батареи, вам необходимо получить эти данные у производителя инвалидного кресла. Информация должна быть представлена в официальном ответе производителя с указанием параметров используемой батареи на данном типе инвалидного кресла.

Для оказания помощи в подготовке инвалидного кресла-коляски к перевозке воздушным транспортом Вам необходимо иметь при себе инструкцию по эксплуатации изделия и приспособления для отсоединения аккумулятора.

  • Пассажир, передвигающийся на инвалидном коляске с ручным приводом (WCMP) имеет возможность остаться в своем кресле-коляске до момента посадки на борт ВС;
  • Пассажир, передвигающийся на инвалидном кресле-коляске с электрическим элементом питания или ином электрическом средстве передвижения, сдает его в пункт приема негабаритного багажа. При наличии технической возможности пассажир остается в инвалидном кресле-коляске до момента посадки на борт воздушного судна;
  • Пассажир должен быть готов ответить на вопросы о фактическом весе кресла-коляски, типе и мощности батареи (аккумулятора);
  • Пассажир (либо его сопровождающее лицо) при необходимости снятия батареи с коляски обеспечивает демонтаж аккумуляторной батареи и изоляции ее токоведущих частей от короткого замыкания; либо по запросу не менее чем за 48 часов до отправления рейса демонтаж батареи осуществляется сотрудником аэропорта под руководством пассажира (услуга заказывается через авиакомпанию);
  • Пассажир, использующий кресло-коляску с электрическим приводом, обязан иметь при себе набор ключей/приспособлений для отсоединения клемм аккумулятора кресла-коляски.

При оформлении инвалидных колясок типа WCMP, WCBW, WCBD, WCLB должны быть выполнены условия, описанные в Правилах перевозки кресел-колясок.

Тип коляски/батареи

Разрешенная емкость батареи

Как оформлять

Дополнительные условия

(с ручным приводом)

Перевозится в багажном отсеке самолета

Батарея отдельно:

Использовать знак кресла-коляски приводимого в действие батареей.


Перевозится в багажном отсеке самолета

(протекающая батарея/ жидкий электролит)

Батарея отдельно:

Использовать знак кресла-коляски приводимого в действие батареей.


Батарея перевозится в транспортной упаковке, защищающей от протекания электролита (упаковка должна быть герметичная, стойкая к химическим воздействиям электролита аккумулятора).



Перевозится в багажном отсеке самолета.

Батарея на коляске:

  • В вертикальном положении:
  1. Клеммы батареи должны быть защищены от коротких замыканий, например прикреплены к кожуху батареи
  2. Батарея должна быть прочно прикреплена к креслу-каталке
  3. Электрические цепи должны быть замкнуты
  4. Батарея перевозится только в вертикальном положении и должны быть соблюдены условия упаковки
  • Батарея отдельно:
  1. Клеммы батареи должны быть защищены от коротких замыканий, например прикреплены к кожуху батареи
  2. Электрические цепи должны быть замкнуты
  3. Батарея перевозится только в вертикальном положении и соблюдены условия упаковки (внутри упаковки должен быть абсорбирующий материал)

(непротекающая батарея/ сухой электролит)

Батарея отдельно:

В случае снятия батареи с кресла-коляски, батарея перевозится в прочном жестком упаковочном комплекте (прочный жесткий ящик из стали, алюминия, дерева, пластика).

Читайте также: