После обработки клеток растения колхицином получают

Обновлено: 05.10.2024

Для получения полиплоидов наиболее эффективны некоторые химические мутагены, колхицин. Используют также и другие химические вещества, например закись азота, аценофтен, веротрин, фенилуретан.

Колхицин действует на механизм веретена в процессе митоза, что исключает расхождение дочерних хромосом в анафазе и цитокинезе, а это приводит к удвоению числа хромосом в клетке.

В литературе описано много различных приемов (около 80) получения у растений полиплоидов путем колхицирования. Все они различаются способами введения колхицина в растение, концентрациями растворов, экспозициями воздействия, а также фазой развития растения в период обработки. Однако процесс колхицирования во всех случаях проходит одинаково.

Идентичность механизма полиплоидизации клеток и тканей обуславливает и общность их получения и отбора.

Различают митотический и мейотический тип полиплоидизации. Митотический тип связан с нарушениями митоза в соматических клетках. Мейотическая полиплоидизация связана с нарушением процессов микро- и макроспорогенеза. В практической работе чаще применяется митотическая полиплоидизация, что обусловлено большей простотой полиплоидизации меристематических тканей, находящихся в процессе логарифмического роста, из которых в дальнейшем возникают полиплоидные спорогенные ткани, дающие начало полиплоидным гаметам с нередуцированным набором хромосом.

Колхицин используют в виде растворов в воде, агаре или глицерине, а также в виде ланолиновой пасты (смесь колхицина с ланолином). Раствором колхицина (в концентрациях 0,01–0,65 %) обрабатывают семена, проростки, точки роста, цветки, соцветия и целые растения.

Эффективность полиплоидизирующего действия колхицина в значительной мере зависит от темпа деления клеток во время воздействия. Поэтому необходимо обеспечить оптимальные условия роста растений во время обработки колхицином.

Характер изменений при колхицировании зависит от фазы развития растения в момент обработки. Самое глубокое и многостороннее влияние колхицин оказывает на рост и развитие молодых растений. Особенно резкие изменения происходят при обработке прорастающих семян.

Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. Период жизни клетки от деления до деления называется:

1) интерфаза; 2) митоз; 3) мейоз; 4) клеточный цикл.

А2. Собственно митозу предшествует:

1) деление ядра; 2) удвоение хромосом; 3) цитокинез; 4) гаметогенез.

А3. При удвоении 4 хромосом количество хроматид в них равно: 1) 6; 2) 8; 3) 12; 4) 16.

А4. Митозом не делятся:

1) клетки кожи человека; 2) гаметы; 3) нервные клетки; 4) дрожжевые клетки.

А5. Результатом митоза не является:

1) сохранение наследственных признаков в дочерних клетках;

2) рост организма;

3) генетическое разнообразие организмов;

4) заживление ран.

А6. Количество хромосом в соматических клетках человека после митоза равно: 1)23; 2) 46; 3) 92; 4) 44.

А7. Сколько хромосом будет содержаться в клетках эпидермиса четвертого поколения мухи-дрозофилы, если у самца в этих клетках 8 хромосом: 1) 4; 2) 16; 3) 8; 4) 56.

А8. Пара гомологичных хромосом в метафазе митоза содержит ДНК в количестве:

1) две молекулы; 2) четыре молекулы; 3) восемь молекул; 4) одну молекулу.

А9. Наиболее длительной фазой в жизненном цикле клетки является:

1) профаза; 2) метафаза; 3) анафаза; 4) интерфаза.

А10. В результате митоза образуется ядро:

1) зиготы домовой мухи; 2) яйцеклетки коровы; 3) сперматозоида окуня; 4) клетки стебля гороха.

А11. Цитокинез – это:

1)расхождение хромосом;2)деление цитоплазмы;3)образование веретена деления;4) удвоение хромосом.

А12. В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся клетках:

1) удваивается; 2) остается прежним; 3) уменьшается вдвое; 4) утраивается.

А13. Первое деление мейоза заканчивается образованием:

1) гамет; 2) гаплоидных ядер; 3) диплоидных клеток; 4) клеток разной плоидности.

А14. Смысл конъюгации и кроссинговера в мейозе заключается в:

1) узнавании гомологичных хромосом друг друга;

2) обмене гомологичными участками;

3) независимом расхождении хромосом;

4) сближении хромосом для совместного попадания в гамету.

А15. В результате мейоза образовались:

1) заросток папоротника; 2) древесина дуба; 3) яйцеклетка зайчихи; 4) эндосперм пшеницы.

А16. Эволюционное преимущество партеногенеза может заключаться в том, что:

1) при этом способе размножения возникает большое разнообразие видов;

2) это способ быстрого увеличения численности вида;

3) в этом участвуют всегда два родителя;

4) этот способ является приспособлением к неблагоприятным условиям среды.

А17. Из двух диплоидных первичных половых клеток в результате овогенеза образуется полноценных гамет: 1) 8; 2) 2; 3) 6; 4) 4.

А18. Какие процессы протекают в яйцеклетках активнее, чем в сперматозоидах?

1) биосинтез белка; 2) накопление запасных веществ; 3) синтез жиров и углеводов; 4) все эти процессы.

А19. У цветкового растения триплоидный набор хромосом содержится в:

1) генеративной клетке; 2) эндосперме; 3) вегетативной клетке; 4) зиготе.

А20. Если диплоидный набор хромосом пчел равен 32, то 16 хромосом будет содержаться в соматических клетках:

1) трутня; 2) матки; 3) рабочей пчелы; 4) любой из названных особей.

А21. Органы полового размножения папоротника – это:

1) споры; 2) заросток; 3) спорофит; 4) антеридии и архегонии.

А22. Оплодотворенная яйцеклетка цветкового растения развивается в:

1) завязи; 2) пыльнике; 3) эндосперме; 4) семядолях.

А23. Клетки гаструлы:

1) гаплоидны; 2) диплоидны; 3) тетраплоидны; 4) триплоидны.

А24. Мезодермы нет у зародыша:

1) лягушки; 2) дождевого червя; 3) черепахи; 4) медузы.

А25. Из одного зародышевого листка у человека формируются:

1) головной мозг и эпидермис кожи; 3) спинной мозг и почки;

2) мышцы и печень; 4) кости и орган слуха.

А26. Отдельные клетки бластулы:

1) не делятся; 2) не растут; 3) не дышат; 4) не синтезируют белков.

А27. Закладка органов будущего организма начинается на стадии:

1) зиготы; 2) бластулы; 3) нейрулы; 4) гаструлы.

А28. Энтодермы нет у:

1) гидры; 2) коралла; 3) зародыша карпа; 4) зародыша березы.

А29. Из эктодермы у млекопитающих образуются:

1) волосы и ногти; 2) скелетные мышцы; 3) легкие; 4) хрящи.

А30. Из энтодермы образуется:

1) эпителий дыхательных путей; 3) скелетная мускулатура и почки;

2) эпидермис кожи и нервная система; 4) костная и хрящевая ткань.

А31. Из зиготы разовьется девочка, если в ней окажется хромосомный набор:

1) 44 аутосомы+ XX; 2) 23 аутосомы + X; 3) 44 аутосомы + XY; 4) 22 аутосомы + Y.

А32. Удвоение числа хромосом путем разрушения колхицином веретена деления в делящейся клетке является методом получения:

1) отдаленных гибридов; 2) радиационных мутантов; 3) полиплоидов; 4) чистых линий.

А33. Мейоз и половой процесс – это источник:

1) мутационной изменчивости; 3) комбинативной изменчивости;

2) модификационной изменчивости; 4) фенотипической изменчивости.

А34. Сколько клеток образуется в результате мейоза? 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

А35. Процесс индивидуального, генетически обусловленного развития особи от момента оплодотворения до смерти называют:

1) гаметогенез; 2) онтогенез; 3) партеногенез; 4) филогенез.

А36. В половых клетках (гаметах) содержится хромосом:

1) столько же, сколько в соматических клетках (клетках тела);

2) в два раза меньше, чем в соматических;

3) в два раза больше, чем в соматических;

4) в четыре раза больше, чем в соматических.

А37. В состав каждой хромосомы в метафазу первого мейотического деления входит:

1) одна хроматида; 2) две хроматиды; 3) три хроматиды; 4) четыре хроматиды.

А38. Фазой митоза, в которой все хромосомы располагаются по экватору клетки, является:

1) профаза; 2) метафаза; 3) анафаза; 4) телофаза.

А39. Однослойный зародыш в форме шара, имеющий полость, называется:

1) гаструла; 2) бластула; 3) нейрула; 4) бластоцель.

А40. В какой фазе митоза к полюсам клетки происходит расхождение хроматид?

1) профазе; 2) метафазе; 3) анафазе; 4) телофазе.

А41. Двухслойный зародыш с кишкой называется:

1) гаструла; 2) бластула; 3) нейрула; 4) бластоцель.

А42. Фазой, которой завершается митотическое деление клетки, является:

1) метафаза; 2) телофаза; 3) анафаза; 4) профаза.

А43. Процесс репликации ДНК происходит в:

1) S – синтетической стадии; 3) G 2 – постсинтетической стадии;

2) G1 – предсинтетической стадии; 4) D – дубликационной стадии.

А44. Трехслойный зародыш с кишкой, хордой и нервной трубкой называется:

1) гаструла; 2) бластула; 3) нейрула; 4) бластоцель.

А45. В профазе митоза происходит:

1) спирализация хромосом; 3) расхождение хроматид к полюсам клетки;

2) удвоение ДНК; 4) деспирализация хромосом.

А46. В профазе I мейоза происходит:

1) кроссинговер; 2) конъюгация; 3) спирализация хромосом; 4) все перечисленные процессы.

А47. В процессе митоза в отличие от мейоза образуются:

1) женские гаметы; 2) соматические клетки; 3) мужские гаметы; 4) зиготы.

А48. Конъюгация хромосом характерна для процесса:

1) оплодотворения; 3) митоза;

2) профазы второго деления мейоза; 4) профазы первого деления мейоза.

А49. Кроссинговер – обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами – характерен для процесса:

1) профазы первого деления мейоза; 3) митоза;

2) профазы второго деления мейоза; 4) оплодотворения.

А50. Как в процессе митоза, так и в процессе мейоза:

1) образуются молодые соматические клетки; 3) образуются молодые половые клетки;

2) образуются молодые дочерние клетки; 4) образуется первая клетка организма – зигота.

А51. У комнатной мухи постэмбриональное развитие:

1) прямое; 2) непрямое; 3) прогрессивное; 4) регрессивное.

В1. Выберите три признака, характерные для мейоза.

1) происходит два деления исходной клетки; 2) протекает в яичниках и семенниках многих животных; 3) сохраняется материнский хромосомный набор; 4) происходит кроссинговер; 5) делению подвергаются соматические клетки; 6) распространен среди простейших, растений, грибов.

В2. К эмбриогенезу человека относятся процессы:

1) оплодотворения; 2) гаструляции; 3) дробления; 4) метаморфоза; 5) дифференциации тканей; 6) рождения.

В3. Выберите правильные утверждения:

1) онтогенез существует как у многоклеточных, так и одноклеточных организмов; 2) онтогенез амебы сопровождается ростом, изменением реакций, изменениями в процессе обмена веществ; 3) онтогенез насекомого начинается с момента образования гамет; 4) онтогенез – это период развития организма от оплодотворения до рождения; 5) в процессе дробления зиготы формируется бластула – многоклеточный зародыш сферической формы; 6) онтогенеза нет у трутней пчелы.

Среди химических веществ, используемых для удвоения числа хромосом у растений, наиболее часто применяется колхицин. Колхицин – это растительный алколоид. Механизм его действия заключается в том, что проникая в делящуюся клетку он блокирует работу веретена деления, вследствие чего после удвоения числа хромосом не происходит разделения их по дочерним клеткам. Образуется одна клетка с удвоенным числом хромосом.. Удвоение числа хромосом может предусматривать разные цели. Например, восстановление плодовитости у стерильных растений (Работягов, 1987); преодоление барьера нескрещиваемости (Рудь, 1966); улучшение каких-либо свойств растений (величина плодов, изменение химического состава и др.) (Серебровская, 1974); получение новых полиплоидных форм, пригодных для использования в селекции (Dermen, 1965; Бавтуто, 1974, 1980; Лизнев, 1977 и др.).

Для обработки применяют как водный раствор колхицина разной концентрации, так и раствор колхицина в касторовом масле, глицерине, агар-агаре.

У плодовых и ягодных растений обрабатывают семена, проростки, молодые сеянцы, точки роста побегов и т.д. В результате таких обработок в большинстве случаев получают химерные растения разных типов, а иногда и гомогенные полиплоидные формы (Dermen, 1965; Лизнев, 1977; Геращенко, 1977, 1980).

В наших опытах обработка колхицином диплоидных сортов яблони была предпринята с целью получения нередуцированной пыльцы. Поэтому обработке подвергались генератативные почки в период прохождения мейоза в пыльниках.

Опыт проводили в условиях лаборатории на срезанных ветвях, поставленных в вегетационные сосуды с водой.

  • Вариант 1 - контроль (срезанные ветви без обработки);
  • Вариант 2 - 1% водный раствор колхицина (ветви в сосудах с раствором);
  • Вариант 3 - 1% раствор колхицина в касторовом масле;
  • Вариант 4 - 1% раствор колхицина в глицерине ;
  • Вариант 5 - 0,5% раствор колхицина в глицерине;
  • Вариант 6 - 0,5% раствор колхицина в касторовом масле.

В вариантах 3-6 раствор колхицина наносится пипеткой на каждую цветковую почку предварительно подготовленную следующим образом: лезвием безопасной бритвы осторожно, стараясь не повредить самих бутонов, удалялась верхушка цветковой почки – хитановые покровы, чашелистики и, частично, лепестки. Затем на свежий срез наносилась капля соответствующего раствора. Материал фиксировали на следующий день и далее - ежедневно, в течение всего времени, пока не завершится мейоз.

В вариантах с обработкой колхицином почти на всех стадиях наблюдаются отклонения от нормы (рис. 16). Однако нарушения, которые приводят к формированию гамет, обнаружены только в вариантах 3 и 6. В варианте 3 (1% раствор колхицина в касторовом масле) количество триад, содержащих одну диплоидную и две гаплоидных микроспоры составляет 11,3% от общего числа аномальных тетрад, в варианте (0,5% раствор колхицина в касторовом масле) – 3,2%. В остальных случаях крупные микроспоры имеют аномальное строение, что свидетельствует о явном нарушении распределения хроматина во время мейотического деления. В результате их оплодотворяющая способность снижена.


Рис. 16. Количество нарушений в ходе микроспорогенеза у яблони в разных вариантах обработки колхицином.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект урока по теме:

Образовательные: сформировать знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза, о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; н аучить правильно проводить сравнение митоза и мейоза, выявлять основные черты сходства и различия между этими типами деления клетки.

Воспитательные задачи: подвести обучающихся к выводу о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды;

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, умение устанавливать связь между понятиями, развивать речь, познавательную способность, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника, с дополнительной литературой.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.

1. этап. Подготовитель- ный.

В исполнении учителя звучит эпиграф « Деятельность –

Объявляется тип и форма урока, определяется готовность учащихся к работе.

2. этап. Целеполагание и мотивация

3 Актуализация знаний и умений с целью подготовки к итоговому уроку

Затем класс приступает к выполнению трех заданий(№4-6) на соответствие.

Задание №7 на определение правильной последовательности этапов образования осевого комплекса у хордовых животных.

Задание №8 на нахождение ошибок в приведённом тексте.

В задании №9 необходимо соотнести название фермента (или органоида) с цифровыми обозначениями на рисунке.

В задании №10 н а рисунке представлен нормальный кариотип мужчины, необходимо определить на какой стадии можно наблюдать кариотипы в клетках.

В задании №11 необходимо установить последовательность биологических процессов и явлений по рисункам, отображающим разные фазы деления клетки.

В задании №12, используя предложенные слова и словосочетания, необходимо заполнить пропуски в тексте.

В задании №13 необходимо дать развернутый ответ на вопрос.

4. Ф ормирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками

Показ презентации, сопровождающийся рассказом обучающегося о клеточном цикле, митозе, мейозе.

Показ презентации, сопровождающийся рассказом обучающегося о гаметогенезе.

Показ анимации, сопровождающийся рассказом обучающегося о двойном оплодотворении.

5.Подведение итогов, рефлексия, определение объёма домашнего задания

Ребята отвечают на вопросы:

Какое задание было самым простым……

Что нового я узнал (а)

Где я смогу использовать полученные знания…….

Уверен ли я в правильности решения самостоятельных заданий?

Какие задания были наиболее сложными? На основании полученных результатов определяют объём домашнего задания.

Далее учитель благодарит всех за проделанную работу.

Приложения

Клеточный цикл. Митоз. Размножение. Гаметогенез. Мейоз. Эмбриогенез. Двойное оплодотворение.

Продолжите предложение.

1) Хроматиды – это …

2) Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс…

3) В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор, как и материнская, потому что…

4) В основе бесполого размножения одноклеточных животных лежит…

5) Конъюгация и кроссинговер имеют большое значение для эволюции, так как способствуют…

6) В результате конъюгации и кроссинговера происходит …

7) Такая характеристика ядра как 2 n (4 c ) соответствует клеткам …

8) Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют…

9) К какому способу размножения относят партеногенез…

10) Партеногенез – это …

11) После обработки клеток растения колхицином получают…

12) В половых клетках капусты 9 хромосом. Сколько хромосом в соматических клетках капусты?…

13) Заслуга Б.Л.Астаурова заключается в том, что он …

14) Сколько клеток образуется в результате сперматогенеза из двух диплоидных первичных половых клеток?…

15) В процессе нейруляции образуется…

16) Нейруляция – это …

17) Что такое органогенез…

18) Мезодермы нет у …

19) Назовите способ полового размножения, к которому относится рождение у женщины нескольких монозиготных (однояйцевых) близнецов - …

20) Отличие овогенеза от сперматогенеза заключается в том , что …

21) Одна интерфаза и две следующих друг за другом деления характерны для процесса …

22) Хорда образуется из …

23) Процент кроссинговера выше у генов, расстояние между которыми равно

24) Как называется процесс прямого деления ядра без образования хромосом и веретена деления, но с возможным разделением цитоплазмы…

Клеточный цикл. Митоз. Размножение. Гаметогенез. Мейоз. Эмбриогенез. Двойное оплодотворение.

Продолжите предложение.

1) Хроматиды – это (две субъединицы хромосомы делящейся клетки).

2) Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс (мейоза).

3) В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор, как и материнская, потому что (в интерфазе происходит редупликация ДНК).

4) В основе бесполого размножения одноклеточных животных лежит (митотическое деление).

5) Конъюгация и кроссинговер имеют большое значение для эволюции, так как способствуют (возникновению новых комбинаций признаков у потомства).

6) В результате конъюгации и кроссинговера происходит (обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами).

7) Такая характеристика ядра как 2 n (4 c ) соответствует клеткам (находящимся на стадии интерфазы перед мейозом/митозом).

8) Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют (онтогенезом).

9) К какому способу размножения относят партеногенез (половому).

10) Партеногенез – это (способ упрощенного полового размножения, при котором зародыш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки).

11) После обработки клеток растения колхицином получают (полиплоидные клетки).

12) В половых клетках капусты девять хромосом. Сколько хромосом в соматических клетках капусты? (18)

13) Заслуга Б.Л.Астаурова заключается в том, что он (создал полиплоидные формы тутового шелкопряда, которые размножаются партеногенетически).

14) Сколько клеток образуется в результате сперматогенеза из двух диплоидных первичных половых клеток? (8)

15) В процессе нейруляции образуется (мезодерма).

16) Нейруляция – это (образование осевого комплекса органов).

17) Что такое органогенез (образование тканей и органов).

18) Мезодермы нет у (кишечнополостных – гидра, коралловый полип).

19) Назовите способ полового размножения, к которому относится рождение у женщины нескольких монозиготных (однояйцевых) близнецов – (полиэмбриония).

20) Отличие овогенеза от сперматогенеза заключается в том, что (в овогенезе образуется 1 полноценная клетка, а в сперматогенезе – 4).

21) Одна интерфаза и два следующих друг за другом деления характерны для процесса (мейоза).

22) Хорда образуется из (энтодермы).

23) Процент кроссинговера выше у генов, расстояние между которыми равно

а) 5 морганидам б) 3 морганидам

в) 7 морганидам г) 1 морганиде.

24) Как называется процесс прямого деления ядра без образования хромосом и веретена деления, но с возможным разделением цитоплазмы? (амитоз)

1.Выберите 3 верных ответа из 6.

Биологическое значение мейоза заключается в

предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении

образовании мужских и женских гамет

образовании соматических клеток

создании возможностей возникновения новых генных комбинаций

увеличении числа клеток в организме

кратном увеличении набора хромосом

2.Выберите 3 верных ответа из 6.

Какие из перечисленных клеток образуются в результате мейоза:

А) сперматозоиды человека

В) эритроциты человека

Г) костные клетки - остеоциты

Е) споры папоротников

3.Выберите 3 верных ответа из 6.

В процессе сперматогенеза

образуются крупные половые клетки

наблюдается гибель направительных телец

одновременно формируется много зрелых гамет

гамета содержит видоизмененный комплекс Гольджи

уменьшается вдвое число хромосом

гамета содержит большой запас питательных веществ

4.Установите соответствие между характеристикой и мейотическим делением клетки

Характеристика Деление мейоза

А) делению предшествует интерфаза 1) первое деление

Б) в результате образуются 4 половые клетки 2) второе деление

В) интерфаза отсутствует

Г) происходит обмен участками хромосом-

Д) образуются две клетки

Е) сложность происходящих процессов

обуславливает наибольшую продолжительность деления

5.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Соотнесите события и соответствующие им периоды клеточного цикла.

А) образование овогоний и сперматогоний 1) митоз

Б) образование бивалентов 2) мейоз

В) образование яйцеклетки в зоне созревания 3) апоптоз

Г) запрограммированная гибель клетки 4) амитоз

Д) деление интерфазного ядра путем перетяжки

Е) образование соматической клетки.

6.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждому периоду интерфазы подберите соответствующие характеристики.

Характеристики Периоды интерфазы

А) длительность в клетках 1) пресинтетический ( G 1 )

млекопитающих 6-10 часов

Б) период синтеза белков 2) синтетический ( S )

В) период синтеза и удвоения ДНК 3) постсинтетический ( G 2 )

Г) длительность периода в клетках 3-6 часов

Д) удвоения центриолей

Е) накопление белков и АТФ,

хромосомы состоят из одной хроматиды

7.Укажите последовательность этапов образования осевого комплекса у хордовых животных.

1)нервная трубка погружается под эктодерму, формируя зачаток ЦНС

2)клетки хорды выделяют специальный белок, стимулирующий клетки эктодермы

3)справа и слева от хорды возникает туловищная мезодерма, в которой есть полость – целом

4)в энтодерме образуется зачаток хорды

5)нервная трубка, хорда и туловищная мезодерма образуют осевой комплекс, определяющий симметрию организма

6)клетки эктодермы образуют валик, который превращается в нервную трубку.

8.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.Двойное оплодотворение – особый тип оплодотворения, характерный для цветковых растений.

2.Этот тип оплодотворения был открыт Н.И.Вавиловым.

3.Один спермий оплодотворяет яйцеклетку, возникает гаплоидная зигота.

4.Другой спермий сливается с диплоидным ядром крупной центральной клетки.

5.Из яйцеклетки развивается зародыш.

6.Из триплоидной клетки образуется триплоидная питательная ткань – эндосперм.

9. Изучите упрощенную схему, иллюстрирующую пути передачи генетической информации. Соотнесите название фермента (или органоида) с цифровыми обозначениями на рисунке.

ДНК ← ДНК → иРНК → белок

а) обратная транскриптаза (ревертаза)

г) рибосома и тРНК.

10. Кариотип представляет собой набор хромосом, находящихся в клетках эукариот. На рисунке представлен нормальный кариотип мужчины.

hello_html_m67beb8d0.jpg

Кариотипы можно наблюдать в клетках, которые находятся на стадии:

а) профазы мейоза;

б) анафазы митоза;

в) метафазы митоза;

г) телофазы митоза.

По рисункам установите последовательность фаз деления клетки.

hello_html_74ce22a2.jpg

12.Заполните пропуски.

В предложениях, используя цифры и слова, выделенные курсивом.

Мейозом называется деление половых клеток, при котором происходит редукция числа хромосом. При этом из одной диплоидной клетки образуются четыре гаплоидные. Мейоз состоит из двух последовательных делений, причем удвоение ДНК предшествует только первому делению. В мейоз вступают хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид . Обмен идентичными участками гомологичных хромосом называется кроссинговером. И происходит в профазе первого деления мейоза, которое является редукционным . Второе деление мейоза называется эквационным.

кроссинговером, профазе первого, редукционным, редукция, удвоение,

двух, первому, одной диплоидной, деление половых , хроматид, четыре гаплоидные, двух, эквационным.

13.Дайте развернутый ответ на вопрос.

В соматических клетках дрозофилы содержится восемь хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в клетках в профазе мейоза I и мейоза II ?

1.Перед началом деления молекулы ДНК удваиваются- 16, но количество хромосом не меняется.

2.В профазе мейоза I число хромосом – 8, молекул ДНК - 16.

3.В профазе мейоза II после редукционного деления мейоза I число хромосом – 4, молекул ДНК – 8.

Способ деления эукариотических клеток

(от греч. a – отрицательная частица, mitos - нить)

(от греч. mitos - нить)

(от греч. meiosis - нить)

Прямое деление ядра, без образования хромосом и веретена деления. Может сопровождаться делением клетки или проходить без деления цитоплазмы, что приводит к образованию дву- и многоядерных клеток.

Основной способ деления эукариотических клеток. Из родительской клетки образуются две дочерние клетки с таким же набором хромосом.

Особый способ деления клеток, в результате которого происходит уменьшение числа хромосом, основное звено образования половых клеток.

Наследственная информация между дочерними клетками распределяется равномерно.

Дочерние клетки имеют одинаковый набор хромосом, такой же, как родительская клетка.

Из родительской клетки образуются четыре дочерние с вдвое уменьшенным числом хромосом.

Встречается у некоторых простейших, в клетках специализированных тканей (хрящевой), в раковых клетках. Клетка, образовавшаяся в результате амитоза не способна приступить к митотическому делению.

Обеспечивает увеличение числа клеток, рост организма, регенерацию, возобновление клеток при старении, лежит в основе бесполого размножения.

Обеспечивает образование половых клеток – гамет с одинаковым набором хромосом, который восстанавливается при оплодотворении; увеличивается генетическое разнообразие за счет кроссинговера, основа комбинативной изменчивости.

Читайте также: