Практическая работа удобрения и их применение

Обновлено: 08.07.2024

Продолжить совершенствовать навыки проведения химического эксперимента практической направленности с использованием малых количеств веществ, соблюдать правила ТБ, аккуратность при выполнении работы, описывать наблюдения и делать выводы, записывать уравнения реакций в ионном виде.

ВложениеРазмер
prakticheskaya_rabota_no4_9_klass.doc 107 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии ГБОУ СОШ № 519 города Москвы ЮВАО

Ущербова Любовь Владимировна.

Цели: продолжить совершенствовать навыки проведения химического эксперимента практической направленности с использованием малых количеств веществ, соблюдать правила ТБ, аккуратность при выполнении работы, описывать наблюдения и делать выводы, записывать уравнения реакций в ионном виде.

Форма работы: парная.

Оборудование: на каждый стол: удобрения, стаканчики с водой , AgNO 3 ( раствор), КОН (конц.), ВаСI 2 ( раствор), 3-х литровая емкость для слива неорганичеких веществ, стеклянная палочка.

Задание. В 3-х пронумерованных пробирках находятся суперфосфат, хлорид калия, сульфат аммония. Определить каждое вещество. Записать уравнения химических реакций и разобрать их с точки зрения ТД. Задание оформить в виде таблицы.

а) К содержимому пробирок добавляем воду.

Наблюдения . В одной из пробирок вещество растворилось не полностью.

Выводы. Это суперфосфат, так как он слабо растворим.

б) К этому раствору добавляем раствор нитрата серебра.

Наблюдения : Выделяется желтый осадок.

Выводы. В данной пробирке находится суперфосфат, т.к. данная реакция является качественной на фосфат - ионы.

в) К оставшимся растворам добавляем раствор хлорида бария.

Наблюдения . В одной из пробирок выпадает белый осадок.

Выводы. В данной пробирке находится сульфат аммония, т.к. данная реакция является качественной на сульфат-ион.

г) К оставшемуся веществу добавляем раствор нитрата серебра .

Наблюдения . Образуется белый осадок.

Выводы. Эта реакция является качественной на хлорид- ион поэтому в данной пробирке содержится хлорид калия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

hello_html_m64e31291.jpg

Цель практической работы: повторить и закрепить знания о свойствах азотных, фосфорных и калийных удобрений, распознать виды основных минеральных удобрений по внешним признакам, а так - же с помощью проб и реакций .

Развивающая: развить логическое мышление, память, способность анализировать, привить навыки самостоятельной и групповой работы при выполнении практических заданий;

Воспитательная: воспитать самостоятельность, инициативность, чувство ответственности за выполненную работу, коммуникабельность, уверенность в своих знаниях и возможностях, показать практическое значение полученных знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

Метод обучения: наглядно-демонстрационный, рассказ-объяснение с элементами самостоятельной и групповой работы

Межпредметные связи с: химия, биология, охрана труда, физика, биология, с/х машины

Вид деятельности учащихся : репродуктивный с опорой и без опоры, самостоятельная и групповая работа

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, колбы, чашки Петри, держатель для пробирок, спиртовка, лакмусовая бумага.

Организационная часть:

Актуализация знаний: тест-презентация (устный опрос)

Практическая работа:

В клетках растений содержится более 70 химических элементов -- практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды, -- кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы -- азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы -- молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт.

Отдельным растениям для нормального роста и развития требуются и другие химические элементы. Так, например, сахарной свекле для получения высокого урожая корнеплодов нужен натрий. Он также ускоряет рост и улучшает развитие кормовой свеклы, ячменя, цикория и других культур. Положительное влияние на обмен веществ у некоторых растений оказывают кремний, алюминий, никель, кадмий, иод и др.

Наиболее полно потребности сельскохозяйственных культур в питательных элементах удовлетворяются при внесении в почву удобрений. Недаром их образно называют витаминами полей. Для этого в почву вносят органические и минеральные удобрения

Удобрения содержат питательные элементы в связанном виде, т. е. в виде их соединений. Растения поглощают эти соединения из почвы, при этом осуществляется ионный обмен. Если, например, взять пробу почвы, насыщенной кальцием, и взболтать ее с раствором какой-либо соли, например хлоридом калия, то часть ионов К + из раствора перейдет в соединение с почвой, а в раствор вместо К + перейдет Са 2+ :

Навоз — наиболее распространенное органическое удобрение. В нем имеются вещества, содержащие азот, фосфор и калий, больше других нужные растению. Они усваиваются только после разложения навоза, то есть после превращения органических веществ в минеральные под действием микроорганизмов. Поэтому навоз вносят в почву осенью, чтобы за осень и весну он успел перегнить.

В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения. Из азотных удобрений наиболее распространена мочевина, сульфат аммония и селитра, из фосфорных — суперфосфат, а из калийных — хлорид калия. Их получают на химических заводах.

Много соединении калия содержит зола . Золу можно применять как хорошее калийное удобрение. Минеральные удобрения растворяются в почвенной влаге и используются растениями быстрее, чем навоз.

Лучше других растворяются в воде азотные и калийные удобрения, поэтому их вносят в почву перед самым посевом, в первой половине лета. Азот усиливает рост стеблей и листьев .

Фосфорные удобрения растворяются хуже, и поэтому их вносят осенью вместе с навозом. Фосфор ускоряет созревание плодов. Калий усиливает рост корня , луковиц и клубней. Фосфор и калий повышают также хладостойкость растений.

В колхозах и совхозах успешно применяют гранулированные удобрения. Их делают в виде зернышек (гранул) из смеси торфа или перегноя и минеральных удобрений. Подразделяются удобрения на простые и комплексные .

Простые удобрения содержат один элемент питания (азот, фосфор, калий, молибден и т. д.). Это азотные удобрения, которые различают по форме соединений азота (аммиачные, аммонийные, амидные и их сочетания); фосфорные удобрения, которые разделяют на растворимые в воде (двойной суперфосфат) и нерастворимые в ней (фосфоритная мука и др., используемые на кислых почвах); калийные удобрения, которые разделяют на концентрированные (КС1, К 2 С0 3 и др.) и сырые соли (сильвинит, каинит и др.); микроудобрения -- вещества, содержащие микроэлементы (Н 3 В0 3 , молибдат аммония и др.). Комплексные удобрения содержат не менее двух питательных элементов. По характеру их производства они подразделяются на следующие группы:

* смешанные -- получают механическим смешиванием различных готовых порошкообразных или гранулированных удобрений

Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой . Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые требуются им в данный период жизни.

Подкормка может быть сухой и жидкой. При сухой подкормке в почву вносят сухую золу, сухие минеральные удобрения и навоз. При жидкой подкормке удобрения, например: навозную жижу, птичий помет, разбавляют водой. Подкармливать растения лучше после дождя, когда почва насыщена влагой. Если дожди долго не выпадали, растения нужно сначала обильно полить водой, а затем подкормить.

Вносить удобрения нужно строго по норме . Излишек их может повредить растениям, а полученная сельскохозяйственная продукция может быть даже опасной для человека. Если же удобрения вносить вовремя и правильно, можно добиться высоких урожаев сельскохозяйственных культур . Высокие урожаи позволяют создать изобилие сельскохозяйственных продуктов.

1. Какие органические удобрения вы знаете?
2. Какие минеральные соли необходимы растениям?

3. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

4. Какие минеральные удобрения влияют на рост и урожай растений?

5. Что такое подкормка растений? Для чего она нужна?
6. Когда проводят подкормку растений?

7. Какие правила надо соблюдать при внесении удобрений?

3.Распознавание минеральных удобрений. Перед выполнением практической работы внимательно ознакомьтесь с порядком ее проведения!

Сформулируйте цель практической работы исходя из темы и запишите ее.

Работу целесообразно проводить по вариантам, например:

Вариант 1.Распознайте удобрения: сульфат аммония, суперфосфат, нитрат натрия и сильвинит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня у нас будет интересный урок, будьте внимательны, старательны и доброжелательны друг к другу. Желаю Вам хорошего настроения, интересных заданий, успехов в их выполнении.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Что за сила заложена в земле, если из неё каждый год могут вырастать на лугах травы и цветы, на полях различные культуры, а плодовые деревья вырастают небывалой красоты.

Народы разных стран называют землю матерью потому, что у неё есть особое качество - плодородие.

Плодородие – это способность год за годом давать урожай растений и производить пищу для всего живого.

Учитель:

Ребята, давайте вспомним, что такое почва.

Почва – это верхний рыхлый слой земли, на котором растения могут расти и давать урожай.

Ответ: почва (

Учитель:

А может ли почва постоянно давать хороший урожай?

Ученики:

Да, её нужно постоянно обрабатывать - вспахивать, культивировать, бороновать, вносить удобрения.

Учитель:

А что такое удобрения?

Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие.

Учитель:

Ребята, вспомните, пожалуйста, а какие удобрения называют минеральными? (Слайд №6)

Чтение определения по слайду.

Минеральные удобрения – это особые химические вещества, которые содержат необходимые для растений элементы питания.

Учитель:

Учитель:

Сегодня на уроке мы узнаем ещё больше о минеральных удобрениях и правильно научимся их применять. Но при изучении нового материала нам понадобятся знания предыдущих уроков.

Ученик: Да. Органические удобрения – это те, которые образуются из остатков растительного и животного происхождения. Минеральные удобрения изготавливаютя на химических заводах.

Учитель: Сейчас проверим ваши знания по карточкам.

Проверка знаний:

Задание1. I вариант: выписывает органические удобрения;

II вариант: выписывает минеральные удобрения.

Карточка №1.

а) навоз, б) селитра, в) компост, г) суперфосфат, д) хлористый калий, е) птичий помет, ж) торф, з) нитрофоска

Ответы: 1 вариант: а, в, е, ж.

2 вариант: б, г, д, з.

Учитель: А теперь проверим друг у друга

Учитель:

А сейчас вспомним, на какие две группы подразделяются минеральные удобрения.

Ученик: Удобрения подразделяются на 2 группы - простые и сложные.

Простые содержат 1 элемент питания. Если оно содержит азот, то такое удобрение называется азотными, если фосфор – фосфорными, калий – калийными.

В состав сложных или комплексных удобрений входят два, три, и более элементов питания.

Учитель: Вот и сейчас выполните такое задание по карточкам.

Задание 2.

I вариант: выписывает из списка сложные минеральные удобрения;

II вариант: выписывает из списка простые минеральные удобрения.

а) аммиачная селитра;

б) калийная селитра;

в) сульфат аммония;

г) аммофос;

д) мочевина;

е) нитрофоска;

Ответы: 1 вариант: б, г, е.

2 вариант: а, в, д.

Учитель: А теперь проверим друг у друга по слайду №12.

Актуализация знаний.

Учитель:

Задание 3: Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие.

Фосфор, кислород, азот, калий, кальций, железо.

Ученик: Кислород - это вещество растения поглощают из воздуха, а остальные вещества находятся в почве.

Учитель:

Молодцы, ребята, с заданием справились хорошо. Скажите, пожалуйста, что необходимо делать, если почва истощается, в ней недостаточно питательных веществ для роста и развития растений?

Ученик: Необходимо почву удобрять, это значит - вносить удобрения.

Учитель: Одним из основных условий роста и развития растений это сроки внесения удобрений.

О сроках внесения удобрений мы прочтем в тексте учебника. (Читают поочерёдно текст учебника на странице 65.)

  1. Основное внесение удобрений.
  2. Припосевное.
  3. Подкормка.

Беседа по прочитанному тексту учебника:

  1. Чем отличается припосевное внесение удобрений, от подкормки?
  2. Какие виды внесения удобрений вы узнали?

Учитель:

Как можно обнаружить недостаток питательных веществ в почве?

Ученик:

По внешним признакам растений.

Физминутка:

Учитель: Ребята пройдитесь по классу и найдите растения, которым нужна ваша помощь, и расскажите какая. (Ребята выбирают комнатные растения, у которых листья желтеют, закручиваются и с пятнами.)

Ученик 1. Если в почве недостаток азота, окраска листьев бледно-зеленая, листья желтеют, размеры не большие, и они опадают.

Ученик 2. Если в почве мало калия, то ткани по краям листа желтеют, буреют и отмирают. Края листьев закручиваются к низу, наблюдается морщинистость.

Ученик 3. Недостаток фосфора - листья темно-зелёной окраски, появляются красноватые оттенки, а иногда и чёрный цвет засыхающих листьев.

Ученик 4. Не хватает железа - листья бледно-зелёные, ткани не отмирают.

Учитель: (Обращается к классу). Когда вы обнаружите, что вашим растениям недостает питательных веществ, что будете делать?

(Предполагаемый ответ - будем подкармливать растения.)

Где будете приобретать удобрения? (в магазине)

На что будете обращать внимание? (на инструкцию по применению)

Цель: научить пользоваться инструкцией при покупке удобрений в магазине.

Учитель: А сейчас ребята вы свои знания закрепите на практике.

Учащиеся подкармливают комнатные растения, используя удобрения согласно инструкции

Итог урока.

Объявление оценок.

Заключительная часть.

У ней для всех хватает доброты, и мы живем, запечатлев навеки в душе её прекрасные черты – поля, леса, луга, моря и реки.

Цели: продолжить совершенствовать навыки проведения химического эксперимента практической направленности с использованием малых количеств веществ, соблюдать правила ТБ, аккуратность при выполнении работы, описывать наблюдения и делать выводы, записывать уравнения реакций в ионном виде.

Форма работы: парная.

Оборудование: на каждый стол: удобрения, стаканчики с водой, AgNO3 (раствор), КОН (конц.), ВаСI2 (раствор), 3-х литровая емкость для слива неорганичеких веществ, стеклянная палочка.

Задание. В 3-х пронумерованных пробирках находятся суперфосфат, хлорид калия, сульфат аммония. Определить каждое вещество. Записать уравнения химических реакций и разобрать их с точки зрения ТД. Задание оформить в виде таблицы.

а) К содержимому пробирок добавляем воду.

Наблюдения. В одной из пробирок вещество растворилось не полностью.

Выводы. Это суперфосфат, так как он слабо растворим.

б) К этому раствору добавляем раствор нитрата серебра.

Наблюдения: Выделяется желтый осадок.

Выводы. В данной пробирке находится суперфосфат, т.к. данная реакция является качественной на фосфат - ионы.

в) К оставшимся растворам добавляем раствор хлорида бария.

Наблюдения. В одной из пробирок выпадает белый осадок.

Уравнения реакции:

Выводы. В данной пробирке находится сульфат аммония, т.к. данная реакция является качественной на сульфат-ион.

г) К оставшемуся веществу добавляем раствор нитрата серебра .

Наблюдения. Образуется белый осадок.

Уравнения реакции:

Выводы. Эта реакция является качественной на хлорид-ион поэтому в данной пробирке содержится хлорид калия.

Читайте также: