Правильная посадка пассажира на мотоцикле

Обновлено: 05.10.2024

Мотоциклы можно использовать для перевозки пассажиров, если в них предусмотрено дополнительное сиденье или коляска. ПДД предусматривают ряд обязательных условий, гарантирующих безопасное передвижение байкера и его напарника. В статье мы расскажем, как безопасно ездить с пассажиром и избежать штрафов.

Правила безопасности

  • Водитель и пассажир должны надеть и застегнуть шлем. Контролировать соблюдение этого правила должен водитель — вся ответственность лежит на нём.
  • Садятся на мотоцикл и высаживаются со стороны тротуара или обочины, только когда байк неподвижен.

Требования к мотоциклу

Пассажир добавляет веса и смещает центр тяжести. Это ухудшает динамику и усложняет прохождение поворотов. Водитель должен отрегулировать подвеску и давление в шинах, чтобы частично компенсировать дополнительные нагрузки.

Для перевозки пассажира на мотоцикле должны быть подножки и ручки. Человек может расположиться на втором сиденье или в коляске.

Требования к водителю

Перевозить людей на мотоцикле может водитель с правами категории А или А1. Чтобы уверенно ехать на мотоцикле со смещённым центром тяжести, нужна подготовка и опыт. Поэтому в ПДД говорится, что перевозить людей могут только мотоциклисты со стажем от двух лет.

Правильная посадка пассажира

Перевозка пассажира на мотоцикле

Пассажир должен ставить ноги на специальные подножки и не убирать их даже на светофорах. Положение пассажира должно быть неподвижным, особенно при торможении и остановке. В поворотах нужно наклоняться вместе с мотоциклом, и угол наклона тела должен быть таким же, как и у корпуса байка. Можно держаться за пояс водителя и повторять его движения, однако важно не переусердствовать. В поворотах пассажир должен смотреть прямо, через плечо водителя, в направлении поворота.

Перевозка детей

ГИБДД уделяет особое внимание безопасности детей. Ребёнка нельзя перевозить со скоростью выше 50 км/ч. Непрерывно ехать целый день с ребёнком недопустимо — нужно делать перерывы для отдыха.

На ребёнке должен быть шлем — его нельзя надевать или снимать во время движения. Детский шлем может дополняться мягкими подушечками.

Для перевозки ребёнка до 12 лет в коляске нужно иметь подходящее автокресло. Если коляски нет, малыш садится перед водителем, или со вторым взрослым позади водителя. Фиксаторы по типу слингов или кенгуру обезопасят райдера от непредсказуемых движений малыша.

При неправильной перевозке несовершеннолетних пассажиров предусмотрены штрафы и санкции.

Штрафы за нарушения правил перевозки пассажира на мотоцикле

  • Отсутствие водительского удостоверения — 500 р.
  • Отсутствие удостоверения при перевозке ребёнка — 2 500 р. и лишение водительских прав.
  • Отсутствие мотошлема, незастёгнутый шлем — 1 000 р.
  • Перевозка человека в непредназначенном для этого месте — 1 000 р.
  • Полное отсутствие водительских прав — 5 000 р., арест водителя, изъятие мотоцикла на штрафплощадку ГИБДД.

Если водитель совершил мелкое нарушение, не был пьяным и случай не является рецидивом, закон предусматривает 50% скидку на оплату штрафа в течение 20 дней после его назначения.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Вероятно, вы никогда не водили мотоцикл, но хотите испытать это. Почти все мотоциклисты в первый раз ездили на мотоцикле как пассажиры. Для того, чтобы получить максимум от поездки, вам нужно сделать ее максимально комфортной для водителя. В данной статье вы узнаете, как это сделать.

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 1

Будьте уверены, в том, что водитель имеет опыт езды с пассажиром. Вождение с пассажиром сильно отличается от вождения в одиночку.

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 2

Одевайтесь правильно! Даже если на улице жарко, наденьте кожаную куртку и (хотя бы) джинсы. Наденьте высокие кожаные сапоги, если они у вас есть. Это единственный способ защититься от дорожной насыпи и (что более вероятно) от ожогов от выхлопной трубы.

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 3

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 4

Носите какую-нибудь защиту для глаз. На большой скорости удар о большого жука может почувствоваться как удар мячом для гольфа.

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 5

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 6

Если у мотоцикла регулируемая подвеска, то в инструкции к нему, должно быть сказано, как настроить ее для второго пассажира и общего веса водителя и пассажира.

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 7

Сначала на мотоцикл должен сесть водитель. Почти все пассажирские сиденья на мотоциклах слишком высоки чтобы сидя на них коснуться ногами пола.

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 9

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 10

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 11

Поставьте ногу (левую, если подходите к мотоциклу слева, если справа – правую) на упор для ног и сядьте на мотоцикл так, как будто вы садитесь на лошадь. При необходимости, для баланса, поставьте руки на плечи водителю.

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 12

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 13

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 14

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 15

При езде, не делайте руками никаких сигналов остальным участниками движения и убедитесь, что вы наклоняетесь вместе с водителем.

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 16

При остановках держите ноги на упорах для ног. Не убирайте с них ноги. Даже если вы можете достать до земли, это водителю не помогает.

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 17

Не держите голову слишком близко к голове водителя, иначе вы ударитесь головами при торможении. Также, как и ускоряются, мотоциклы и тормозят быстрее, чем машины.

На нормальной для движения скорости, водитель не будет вас слышать, только если вы не будете кричать изо всех сил. Вероятно, стоит договориться насчет условных похлопываний по плечу или чего-то вроде того, чтобы, если понадобится, вы могли привлечь его внимание.

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 19

Изображение с названием Ride on the Back of a Motorcycle Step 20

Дополнительные статьи

перевозить мотоцикл на прицепе

купить мотоцикл

защитить свой мотоцикл от угонщиков

ездить на мотоцикле Harley Davidson

покрасить мотоцикл

установить светодиодные огни на мотоцикл

зафиксировать мотоцикл при перевозке

проехать на заднем колесе мотоцикла с использованием сцепления

заменить масло и масляный фильтр на мотоцикле

вести себя после аварии на мотоцикле

построить чоппер

Об этой статье

Была ли эта статья полезной?

Куки помогают сделать WikiHow лучше. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с нашими куки правилами.

Езда на мотоцикле соло требует баланса и контроля. Езда с пассажиром означает удвоенную потребность в таких навыках. Будучи женщиной за рулем мотоцикла или скутера, вес вашего пасажира чаще всего будет больше вашего собственного. Если вы уже водите и без того тяжелый мотоцикл, вам нужно быть абсолютно уверенной в ваших способностях, прежде чем взять пассажира на борт.

От некоторых райдеров может исходить негатив относительно поездок с пассажирами; многие даже совсем отказываются от такого опыта. Но езда с пассажиром может стать радостью, разделенной (и соответственно умноженной!) на двоих.

Riding-With-Young-Passengers

Конечно, некоторые спорт-байки, особенно специально сконструированные для гонок, могут не подходить для комфортабельной перевозки пассажиров, а многие мотоциклисты даже не хотят озаботиться выработкой хороших умений и навыков для поездки с пассажиром. На самом деле, это только улучшит ваши навыки вождения и добавит вам уверенности в себе как пилоте.

Основные рекомендации по успешной езде с пассажиром

Ваш первый пассажир должен быть мотоциклистом:

Прежде чем ваш пассажир вскарабкается на заднее сидение, проведите предпоездочный брифинг. Само собой разумеется, что вы уже обеспечили полную защитную экипировку пассажира по аналогии с вашей: качественный шлем соответствующего размера, плотная защитная куртка и брюки, перчатки, крепкие ботинки, закрывающие голеностоп, и солнцезащитные очки (либо дождевой костюм). Позаботьтесь о комфортном самочувствии пассажира в одежде независимо от условий, в которых вы будете ехать. Не принимайте на борт пассажира без экипировки: его безопасность – на вашей ответственности!

BMW-R-1200-RT-2UP

Объясните пассажиру следующие моменты:

small146_1009_04_z-RSS-motorcycle_passenger

Подготовка мотоцикла к поездке с пассажиром: Вам потребуется настроить амортизаторы и давление в шинах из расчета увеличенного груза, будь то пассажир или тяжелые кофры с вещами. Воспользуйтесь инструкцией к мотоциклу для проведения необходимых изменений. Естественно, мотоцикл должен быть в отличном рабочем состоянии, без поломок или дефектов.

Само собой разумеется следующее: если конструкцией мотоцикла не предусмотрено пассажирского сидения – не может быть и пассажира; максимальное количество людей на мотоцикле – двое; дети до 12 лет не могут быть пассажирами, а тем более – сидеть на бензобаке!

223296

Несколько полезных советов по безопасности:

  • Разложите обычно спрятанные подножки и покажите пассажиру, куда нужно ставить ноги (а не на выхлопную трубу или на вас 🙂 ).
  • Сядьте на мотоцикл и поднимите боковую подножку (если она опущена при посадке пассажира, его вес сдавит амортизаторы, и подножка зароется в землю или толкнет мотоцикл вправо, вызвав дисбаланс).
  • Не заводите мотоцикл, держите его на нейтральной передаче.
  • Обязательно полностью ставьте обе ноги на землю и крепко держите руль.
  • Выжмите передний тормоз и держите его так, пока пассажир садиться, чтобы мотоцикл в этот момент не сдвинулся с места.
  • Когда пассажир уже сел, проверьте, не находится ли он слишком близко к задней части мотоцикла и далеко от вас – это оптимизирует баланс и контроль.
  • В пути, будьте готовы к тому, что при замедлении мотоцикла ваш пассажир начнет двигаться и разминать части тела, затекшие от долгого неподвижного сидения. Это станет вызовом вашим навыкам управления на малых скоростях и отличной их тренировкой!

Несколько моментов, которые стоит отработать пилоту:

Во время тренировки навыков, вы можете совершать неуклюжие судорожные движения (напр., вихляние колес при балансировании), однако помните, что это естественный этап отработки навыка.

Зоны для отработки перед первым реальным выездом с неопытным пассажиром:

144

Пассажир более подвержен влиянию ветра, судорогам и скуке:

  • На многих мотоциклах, ветровое стекло отражает поток ветра от пилота и направляет его на пассажира, находящегося чуть выше. Это приводит к напряжению мышц и замерзанию.
  • Многие пассажирские сидения не так удобны, как сидения пилота. Даже легкий наклон назад усиливает болезненное влияние дорожных кочек на спину и копчик. Для регулярных поездок вдвоем, желательно устновить удобные сидения.
  • Пилот получает постоянные ментальные стимулы от трафика; но пассажир может заскучать от однообразного неинтересного пейзажа. Кроме развлечения составлением огромного количества слов из нескольких букв на наклейке вашего шлема, давайте пассажиру периодически остановку и пищу для ума 🙂

Езда с пассажиром полностью изменит ваш опыт вождения соло. Вы действительно получите удовольствие от поездки с другом. Однако помните: не берите пассажира на борт вашего мотоцикла или скутера, если вы не ощущаете свою полную внутреннюю готовность!


Идешь ты такой по городу или едешь, а мимо тебя пролетает разноцветная стрела спортбайка средь бела дня, за рулем крутой райдер в тонированном визоре, за которым словно флаг на мачте из стороны в сторону трепыхается юная пассажирка, отдергивающая короткую юбку. И смешно, и страшно.


С одной стороны, какое мне до этого дело, а с другой… скольких травм можно было бы избежать? Известно, что пассажир на чоппере или туристе, как правило, экипирован лучше, по одной причине – он заранее подготовлен к путешествию. К тому же на этих классах для пассажира максимум комфорта. Спонтанные двойки на таких мотоциклах встречаются реже, нежели на городских или спортивных. Поэтому эта статья в первую очередь для тех людей, которым внезапно предложили короткую поездку:

  • Обеспечить пассажира минимальным набором экипировки
  • Объяснить правила поведения на мотоцикле во время движения и остановок
  • Убедиться, что пассажиру удобно и начинать путь безопасно

Наличие экипировки на пассажире - это не банальное требование занудных правил ПДД. Если вы сажаете к себе человека, будьте столь любезны, выдать ему шлем, потому как его отсутствие чревато слишком серьезными последствиями.

Если вы из экономии отдаете пассажиру свой старый потрепанный шлем, тем более, который уже пережил падение, то при экстренной ситуации он может не отработать на все 100%, так как исчерпал свой ресурс.

471269_10151076914281210_496805169_o-e1359988367226.jpg

Еще одна тонкость. Если у вашего пассажира коса по пояс, предупредите ее, что волосы нужно туго завязать и лучше всего спрятать под куртку. Нет, не потому что вы привезете ей паранджу, а потому что при распущенных волосах по приезду грива превратиться в воронье гнездо, из которого можно будет достать с десяток майских жуков, пару консервных банок и возможно еще живого голубя, который пролетал тот же перекресток, что и вы.

Обращайте внимание на то, как одета ваша двойка. Естественно, если вы решили прокатить девушку, да с ветерком, а она хочет понравиться вам, поэтому прибежала к месту старта в платье по колено и на каблуках… Объясните, пожалуйста, что живой она понравится вам куда больше, нежели в мини юбке, распластанной по асфальту. Половина пассажирок не знает, на что подписывается, а потом трясется такая красавица на жердочке хвоста спортбайка, как Тузик на морозе, и дождаться не может, когда ваша поездка закончится.

Больше того, когда ваша двойка на мотоцикле сидит в шортах, бронезащиты от вылетающих из-под колес камней у вас нет. При попадании камня в голую ногу на скорости, пассажир инстинктивно подается в сторону, да так, что вы оба запросто окажетесь на асфальте из-за дисбаланса.

Не менее серьезная задача мотоциклиста – объяснить пассажиру, как себя вести. Одно только присутствие второго номера значительно влияет на баланс мотоцикла. Заднее колесо и амортизатор перегружаются. Пилоту тяжелее управлять мотоциклом.

Изначально пассажир должен правильно сесть:

  • Не отрывать стопы от подножек
  • Не опираться на глушитель или другие иные части мотоцикла
  • Прижать колени к бедрам пилота, сесть как можно ближе к нему
  • Обхватить руками водителя, не доставляя ему неудобств или же положить руки на бак, так, что бы было комфортно обоим
  • Не свешиваться с мотоцикла во время езды

Не забудьте подсказать двойке, что в поворотах он должен в точности повторять ваши движения, а не пытаться создать противовес, или наоборот помочь свешиванием под коленочку, или сидеть, как истукан с ровной спиной на гос.номере.


Удобство – последний пункт перед отправкой в путь. Посадка должна быть максимально комфортной для модели вашего мотоцикла. Вес обязательно контролируется водителем. Если пассажир начнет ерзать во время движения, это чревато падением.

Да, половину пассажиров, особенно тех, кто впервые садится на мотоцикл, обуревает страх из-за неудобства, ощущения беспомощности и неизвестности. Донесите до них основное правило в поведении пассажира мотоцикла – не делать лишних телодвижений.

Вещи, которые вы можете воспринимать как само собой разумеющееся на фоне опыта мотоциклетной жизни, пассажиру иногда приходится объяснять на пальцах. Смиритесь с этим. Лучше потратить время на объяснение, чтобы не оказаться в неловкой ситуации.

Читайте также: