При правильной посадке учащегося дистанция сиденья

Обновлено: 05.10.2024

Закончились зимние каникулы, и школьники снова сели за парты получать знания. Родители все чаще, особенно первоклассников, задаются вопросом, где должен сидеть в классе их ребенок и какая у него должна быть парта. Предлагаем Вашему вниманию основные требования к рабочим местам учащихся образовательных организаций, изложенные в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом здания.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать нормативным значениям.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели не менее 300.

Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья ребенка необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Столы и стулья в детских учреждениях маркируются цветными пятнами или полосами.

1. Высота сидения определяется

1) длиной бедра;
2) длиной голени вместе со стопой с добавлением 1,5-2 см на высоту каблука;+
3) длиной голени учащихся;
4) ростом сидя;
5) ростом учащихся.

2. Глубина сидения определяется

1) длиной бедра;+
2) длиной голени;
3) ростом учащихся.

3. Дистанция сиденья – это

1) высота сиденья;
2) глубина сиденья;
3) расстояние от переднего края стула до края стола по вертикали;
4) расстояние от переднего края стула до края стола по горизонтали;+
5) ширина сиденья.

4. Дистанция спинки – это

1) высота верхнего края спинки над сиденьем;
2) высота нижнего края спинки над сиденьем;
3) расстояние от передней поверхности грудной клетки до края крышки стола;
4) расстояние от спинки стула до края крышки стола;+
5) ширина спинки.

5. Дифференция – это

1) высота верхнего края спинки над сиденьем;
2) высота нижнего края спинки над полом;
3) расстояние от края стула до края стола по вертикали;+
4) расстояние от переднего края стула до края стола по горизонтали.

6. Для правильного рассаживания учащихся преподавателям необходимо иметь

1) листок здоровья в школьном журнале;+
2) медицинские карты учащихся;
3) цветную маркировку мебели;+
4) цветную мерную линейку.+

7. Искривления позвоночника часто встречающиеся при несоответствии мебели росту детей

1) кифозы;
2) лордозы;
3) сколиозы.+

8. К мерам профилактики нарушений осанки учащихся относят

1) ежемесячное пересаживание учащихся крайних рядов;
2) контроль за соблюдением на протяжении всего урока наиболее рациональной позы;
3) обучение учащихся навыку правильной посадки;+
4) пересаживание учащихся крайних рядов 2 раза в год;+
5) подбор мебели в соответствии с антропометрическими показателями учащихся;+
6) чередование на протяжении урока рациональных поз.+

9. К приемам самоконтроля за правильностью посадки учащихся относятся

1) определение правильности подбора мебели с помощью цветной маркировки и цветной мерной линейки;+
2) определение расстояния от глаз до тетради, книги (не менее длины предплечья с кистью);+
3) определение расстояния от грудной клетки до края стола (не менее ширины кисти, сжатой в кулак);+
4) определение угла рассматривания доски (с помощью транспортира);
5) определение углов сгибания позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах (метод фотогониометрии).

10. Какие отклонения в состоянии здоровья учащихся могут возникнуть в результате неправильного подбора мебели?

1) близорукость;+
2) нарушения осанки;+
3) плоскостопие;
4) сдавление органов грудной клетки и брюшной полости;+
5) сколиозы.+

11. Какой показатель учитывается при подборе парты для учащегося?

1) возраст;
2) длина голени;
3) длина тела;+
4) длины верхней и нижней конечностей и их сегментов;
5) переднезадний диаметр туловища.

12. Наибольшая удаленность последнего места обучаемого от классной доски составляет

1) 820 см;
2) 860 см;+
3) 900 см.

13. Оборудование, необходимое для определения соответствия размера школьной мебели росту ученика

1) гониометр;
2) калипер;
3) ростомер;+
4) рулетка или сантиметровая лента;+
5) цветная мерная линейка.+

14. Общие требования, предъявляемые к школьной мебели

1) гигиеническое покрытие, легко поддающееся очистке;+
2) легкость;+
3) окраска в светлые тона;+
4) окраска в темные тона;
5) соответствие росту учащихся.+

15. Основными гониометрическими показателями рабочей позы учащегося являются углы сгибания

1) голеностопного сустава;+
2) головы по отношению к туловищу;+
3) грудной и поясничной части позвоночника;+
4) коленного сустава;+
5) локтевого сустава.

16. Основными измерениями, которые необходимо провести для определения номера комплекта школьной мебели, являются

1) высота заднего края крышки стола над полом и дистанция сиденья;
2) высота задней крышки стола над полом и глубина сиденья;
3) высота сиденья и высота заднего края крышки стола над полом;+
4) высота сиденья и дистанция спинки;
5) дистанция спинки и дистанция сиденья.

17. При 4-рядной расстановке учебной мебели

1) увеличивается расстояние от доски до задних парт;
2) угол видимости доски увеличивается и улучшаются условия для зрительной работы;
3) угол видимости доски увеличивается и ухудшаются условия для зрительной работы;
4) угол видимости доски уменьшается и ухудшаются условия для зрительной работы.+

18. При правильной посадке учащегося

1) дистанция сиденья отрицательная от –4 до –8;+
2) дистанция сиденья положительная от +4 до +8;
3) от 2/3 до 3/4 бедра лежит на сидении;+
4) туловище школьника отодвинуто на 10-12 см от края стола;
5) туловище школьника отодвинуто на 4-5 см от края стола.+

19. При правильном рассаживании учащихся в классе учитывается

1) длина тела учащегося, заболевание органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость, желание учащегося;
2) длина тела учащегося, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость;
3) длина тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям.+

20. При разработке функциональных размеров учебной мебели необходимы антропометрические исследования следующих показателей

1) диаметров туловища;+
2) длины верхней и нижней конечностей и их отдельных сегментов;+
3) длины тела;+
4) длины тела сидя.

21. При рассаживании учащихся необходимо учитывать

1) длину тела учащегося;+
2) желание учащегося;
3) наличие хронических заболеваний;+
4) склонность к простудным заболеваниям;+
5) состояние органов слуха и зрения.+

22. При расстановке школьной мебели в классе нормируются

1) максимальное расстояние до классной доски;+
2) максимальный угол рассматривания классной доски;
3) минимальное расстояние до классной доски;+
4) минимальное расстояние до стен (перегородок);+
5) минимальный угол рассматривания классной доски.+

23. При расстановке школьной мебели в классе основной световой поток должен падать на рабочее место

1) направление светового потока значения не имеет;
2) сзади;
3) слева;+
4) спереди;
5) справа.

24. Расстояние от края стула до края стола по вертикали называется

1) дистанция сиденья;
2) дистанция спинки;
3) дифференция.+

25. Расстояние от переднего края стула до края стола по горизонтали называется

1) дистанция сиденья;+
2) дистанция спинки;
3) дифференция.

26. Расстояние от спинки стула до края крышки стола называется

1) дистанция сиденья;
2) дистанция спинки;+
3) дифференция.

27. С физиолого-гигиенических позиций для школьной мебели предпочтительно

1) горизонтальная крышка стола;
2) мягкое сиденье;
3) наклон сиденья кпереди на 3-50;
4) наклонная крышка стола;+
5) плоское твердое сиденье.+

28. Современная школьная мебель рассчитана на число групп

1) 3;
2) 5;
3) 6.+

29. Столы и стулья в детских учреждениях маркируются

1) индивидуальными картинками;
2) порядковыми номерами;
3) фамилиями учащихся;
4) цветными пятнами или полосами.+

30. Школьная мебель делится на группы с учетом

1) возраста детей;
2) длины тела детей;+
3) пола детей;
4) состояния здоровья детей.

31. Школьная мебель с меняющимися параметрами высоты стола и сиденья должна иметь

1) длину и ширину стола, соответствующие наибольшему размеру мебели;+
2) длину и ширину стола, соответствующие наименьшему размеру мебели;
3) ширину сиденья, соответствующую наибольшему размеру мебели;+
4) ширину сиденья, соответствующую наименьшему размеру мебели.

Спасибо, что вы с нами!

"В проекте я отвечаю только за контент и
зарабатываю исключительно на донатах.
Буду рада любой вашей поддержке:
от скромной до щедрой суммы."

При обучении в ОУ на первый план выходит необходимость длительно поддерживать статическую позу сидя за столом (партой). Дети проводят за столом от 4 до 6 ч., а в школе от 6 до 10 ч. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро (это связано с возрастными особенностями двигательного анализатора). Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращённые мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменение позы, двигательном беспокойстве.

Большая статическая нагрузка ещё больше возрастает, если уребенок сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела. В этих случаях ребенок не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего и нарушается осанка.

Поэтому для профилактики нарушений осанки очень важны:

  1. Правильный подбор мебели.
  2. Обучение детей правильной посадке.
  3. Обучение детей правильно держать тело.
  4. Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.

Подбор мебели.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка - по форме изгибов позвоночника, сиденье - профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья должна быть не менее 2/3 – 3/4 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (от подколенной впадины) + 5-10 мм на каблук. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.

Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя - ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.

Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% учащихся. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной ассиметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половины тела. Такие же изменения наблюдаются при использовании стула, имеющего прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.

Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом:

1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).

2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.

Дистанция сиденья должна быть отрицательной, т. е. край стула должен заходить под крышку стола на 4-5 см.

Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. При них ребёнок сильно наклоняется вперёд, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи и приводит к утомлению.

1 - нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.

Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).

3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову. Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.

Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей и подростков принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на учебную мебель 6 номеров по ГОСТам (с соответствующей цветовой маркировкой).

№№ мебели по ГОСТам Группы роста детей ( см ) Высота крышки стола над полом Высота сиденья над полом Цвет маркировки
100 - 115 46см 26 см Оранжевый
115 - 130 Фиолетовый
130 – 145 Жёлтый
145 – 160 Красный
160 – 175 Зелёный
Свыше 175 голубой

Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым цветом. Это необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе (классе) необходимо иметь мебель не менее трёх групп (номеров). Только в этом случае каждому ребенку можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту.

Правильная посадка ребёнка за партой.

Занятия за столом (партой) связаны со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Детям надо длительное время сохранять рабочую позу, а выносливость к статическим усилиям у детей низкая. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.

Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности на уроке. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.

Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен:

· сидеть на всём сиденье;

· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;

· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);

· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 ;

· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170 . Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.

· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.

· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;

· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.

Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение – создаются при выработке у школьников прямой посадки. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. При этом расстояние от глаз до книги пли тетради сохраняется в 35 см.

Между туловищем и краем парты остается свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная посадка может быть только в том случае, если школьник сидит за партой правильной конструкции, основные размеры которой соответствуют пропорциям его тела.

Парты неправильной конструкции, не соответствующие росто-возрастным размерам детей, неизбежно вынуждают учащихся сидеть неправильно: изгибаясь, низко наклоняя голову к тетради и книгам. При такой посадке дети быстро утомляются. Правильной позы у учащихся во время занятий добиваются с первых дней посещения школы

Правильный подбор парт. Учащиеся каждого класса распределяются не менее чем по 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с наличным количеством ростовых групп необходимо ставить в основном парты 3 различных номеров. Для учащихся 3-х, 5-х, 6-х и 7-х классов нередко требуется 4 различных номера парт в силу большой разницы их в росте.

Если в 1-4-х классах ставить (при разбивке детей на группы роста с различием в 10 см) парты № 8 и 9, то можно обеспечить правильную позу в соответствии с длиной тела 78% учащихся.

Если же принять разбивку детей по группам роста с разницей в 15 см, то два номера мебели (соответственно усредненная высота стола и скамейки), поставленные в классах, позволяют правильно рассадить 85% детей.

С переходом на кабинетную систему обучения особенно остро встает проблема правильного рассаживания учащихся.

Учебные кабинеты для 5-10-х классов целесообразно оборудовать столами и стульями №10 и 11. В этом случае правильно смогут сидеть 66-72% учащихся. Если же принять распределение учащихся 5-10-х классов по группам роста с интервалом в 15 см, то, изготовляя два номера мебели (соответственно усредненная высота столов и стульев №9-10 и 11 -12), возможно будет обеспечить соответствие размеров мебели длине тела 85% учащихся.

Систематически каждые 5-10 лет санитарно-эпидемиологические станции (краевые, областные, районные, городские) с помощью медицинских работников, обслуживающих школы, должны разрабатывать в соответствии с данными измерения роста учащихся (в обуви) местные таблицы номеров мебели (в %), необходимых для оборудования разных типов школ.

При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы.

Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями, нанесенными через каждые 10 см, начиная со 110 см.

Произведя измерение с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около прибора. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 2 см на обувь.

Диктуется это тем, что при исследовании физического развития рост учащихся определяется без обуви. Учитель, руководствуясь полученными данными роста, рассаживает учащихся на парты требуемого номера.

Расстановка парт в классе. Парты меньших номеров ставят ближе к классной доске, а парты больших номеров - дальше. Для детей с ослабленным зрением или пониженным слухом парты ставят первыми. В случаях необходимости постановки парт большого номера ближе к классной доске их ставят только в первом или третьем продольном ряду.

Между рядами парт, а также между партами и стенами соблюдаются установленные разрывы, которые указаны в обязательных санитарных правилах рассаживания школьников и расстановки парт в классах. Расстояния эти следующие: между внутренней стеной в классе и первым рядом парт 50-60 см, а между рядами парт 70-75 см, между третьим рядом парт и наружной стеной 60-70 см, между первыми партами и классной доской 2,5-2,75 м.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первую половину года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во вторую половину года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду.

Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Гигиенические требования к мебели

Оборудование школьных помещений должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, способствовать оптимальному обеспечению педагогического процесса и эффективному проведению внеклассной учебно-воспитательной работы. Учебные классы и кабинеты должны быть оборудованы мебелью в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

  • Соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)
  • Травмобезопасность;
  • Нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработке;
  • Светлое матовая окраска столов, с коэффициентом отражения 35-55%.

Размеры школьных парт (столов). Правильно обустроенная парта должна соответствовать размерам тела ученика, его возраста и обеспечивать правильную посадку. В противном случае она может быть одной из причин ухудшения зрения, способствовать искривлению позвоночника, вызвать излишнее мышечное напряжение и более быструю утомляемость.

Рабочая поза для учащихся считается физиологической, если угол наклона грудной части тела к поясничной части равна 145°. Вместе с тем вполне недопустимой для школьников является рабочая поза, при которой расстояние от поверхности парты до глаз составляет менее 30 см.

Главными параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников, есть дистанция сиденья, дистанция спинки и диференция.

Дистанция сиденья -расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения. Она может быть нулевой, если края стола и стула расположены на одной вертикали, положительной, если край сиденья не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сиденья. Во время учебного процесса, когда ученик работает сидя (письмо, чтение и т.д.) оптимальной считают отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. При работе стоя (ответ на вопрос учителя и т.п.), как оптимальную, определяют положительную дистанцию сидения.

Рис. 1. Основные размеры школьной парты

1 - высота переднего края стола; 2 - высота заднего края стола; 3 - ширина горизонтальной части крышки стола; 4 - ширина наклонной части крышки стола; 5 - высота сидения; 6 - глубина сидения; 7 - ширина сидения; 8 - дистанция спинки; 9 - дистанция сидения; 10 - диференция

Требования к расположению парт (учебных столов). Парты (учебные столы) в классе должно быть не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда. В первых трех рядах необходимо размещать парты (стола) меньших размеров, в последнем ряда- крупнейшие для данного класса размеры парт.

Требования к параметрам размещения мебели в классах: расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м, разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м, между первым рядом парт и внешней стеной 0,6 -0,7 м, между третьим рядом и внутренней стеной - 0,5-0,6 м, между задней стеной и последним рядом парт - 0,4-0,5 м. На школьных партах (особенно далеких от окон) необходимо соблюдение норм углов падения и отверстия.

Классные доски. Основные требования к обустройству классной доски направленные на облегчение зрительной работы, для чего необходимо обеспечить хорошую контрастность написанного на доске.

Поэтому классные доски изготавливают, в основном из пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью. Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают дополнительное местное освещение.

Писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны из последних парт. Стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при писании на ней.

Настенные доски располагают посередине передней стены классной комнаты. В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-83 см, а в старших классах - 90-95 см от пола.

Гигиенические требования к одежде и обуви

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, - нательное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лифчик, комбинация).

Оно должно отвечать следующим требованиям: иметь достаточную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравличность, испаряемость.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 - 3 дня. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или подростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обычные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2см.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического волокна (для мальчиков).

Спортивная одежда зависит от видов спорта и от того, где проходят занятия: в спортивных залах или на открытых площадках. Для выполнения гимнастических упражнений, удобен тренировочный костюм, состоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами, наиболее подходящими для занятий гимнастикой. Лучшая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями - майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков - туфли с шипами.

Трусы и тренировочные брюки мальчики должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чувствуют себя скованными. Девочкам рекомендуете я надевать трусы из плотного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спортивной одежды девочек среднего и старшего возраста – бюстгальтер с застежкой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды – для улицы. Зимняя одежда должна быть пористой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низкая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами обладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года служит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду рекомендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки - береты, вязанные или фетровые шапочки.

Летний головной убор панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани - соломки, светлой парусины или пике.

Обувь – должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 - 2см). В зимнее время года сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. В сырую, дождливую погоду резиновые сапожки или обувь с подошвами из водонепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Основные размеры парт установлены на основании антропометрических измерений детей и подростков и соответствуют средним величинам отдельных частей их тела.

Высота скамейки парты соответствует средней величине длины голени со стопой данной группы роста школьников с прибавкой 2 см (на толщину каблука).

Глубину скамьи (переднезадний ее размер) делают равной 2/3 длины бедра. Такая глубина скамьи обеспечивает устойчивое и удобное положение. При большей глубине край скамьи, упираясь в подколенную впадину ученика, будет сдавливать кровеносные сосуды. Сиденью придается небольшой уклон кзади. Это исключает возможные соскальзывания со скамейки.

Спинку парты делают из одного или двух брусков. Более целесообразно устройство спинок из двух брусков, обеспечивающих не только пояснично-крестцовую, но и подлопаточную опору.

Стол парты имеет наклонную плоскость в 14- 15°. Такой наклон крышки создает более благоприятные условия для работы глаз при чтении и письме. Размер одного места за столом определяется не только длиной предплечий с кистью, но и объемом движений во время письма, а также правильным размещением раскрытой тетради.

Читайте также: