При жесткой посадке самолета ноги уприте в пол выдвинув их далеко под переднее кресло

Обновлено: 05.10.2024

Авиационная катастрофа, как правило, возникает в полете или на земле в процессе руления самолета по взлетно-посадочной полосе и приводит к гибели людей, разрушению или повреждению воздушного судна.

Среди основных причин авиационных катастроф выделяют следующие:

  1. человеческий фактор (ошибки пилотов, других членов экипажа и ошибки авиадиспетчеров) - 57%;
  2. технические неисправности (неполадки, отказы техники, ошибки при техническом обслуживании) - 21%;
  3. неблагоприятные погодные условия - 12%;
  4. саботаж (терроризм, боевые действия) - 9%;
  5. другие причины (роковые случайности, столкновения с птицами и т.д.) - 1%.

Основными поражающими факторами при авиакатастрофе являются: пожар, взрыв, удар воздушного судна о землю (воду), декомпрессия во время полета.

При авиакатастрофах (ударе о землю/воду, при столкновении самолетов) высока вероятность гибели людей. В случае аварийной посадки характерными травмами у людей являются многочисленные переломы, повреждения черепа, ушибы и раны мягких тканей, порезы и разрывы внутренних органов.

24 августа 1981 г. на Дальнем Востоке столкнулись пассажирский самолет Ан-24 и бомбардировщик Ту-16 на высоте 5 220 м. Среди 38 человек, находящихся в этих двух самолетах, уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая, возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия. Девушку спасло то, что она находилась в хвостовой части пассажирского самолета, кусок фюзеляжа вместе с ней упал на островок березняка. Через три дня ее с тяжелыми травмами обнаружили спасатели. Лариса Савицкая дважды упомянута в Книге рекордов Гиннеса: как выжившая в авиакатастрофе и как получившая самую маленькую компенсацию - 75 рублей.

При возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на аварийную посадку.

Так, 7 сентября 2010 г. самолет Ту-154М выполнял регулярный пассажирский рейс из г. Удачный в г. Москву. Через 3,5 часа полета на высоте более 10 тыс. м на самолете отказала система электропитания, которая привела к отключению всей бортовой навигации. Экипаж произвёл аварийную посадку самолета в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на непригодную для самолетов этого типа взлетно-посадочную полосу без светосигнального оборудования. После посадки самолет выкатился за пределы давно выведенной из эксплуатации взлетно-посадочной полосы. Никто из 9 членов экипажа и 72 пассажиров не пострадал. Командиру экипажа и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а остальные члены экипажа были награждены Орденами Мужества.

Во время полета может произойти декомпрессия (разгерметизация) - разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон наполняется пылью и туманом. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. Разгерметизация кабины имеет два поражающих фактора: первый - холод, второй - резкий перепад давления. Перепад давления приводит к потере сознания только в случае, когда разгерметизация происходит очень резко. В современных лайнерах давление в салоне поддерживается обычно на уровне давления на высоте 4 000 метров. Если отверстие в обшивке самолета незначительное (не более 1 м2), то перепад давления не приведет к потере сознания. Обычно, если происходит разгерметизация, самолеты должны быстро спуститься на высоту 3 000 метров, где дополнительного снабжения кислородом не требуется.

К числу наиболее распространенных чрезвычайных ситуаций на борту самолета относится пожар, при этом наибольшую опасность представляет дым, а не огонь.

Общие правила безопасности на авиационном транспорте

В аэропорту

  1. Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью или болезням. Приезжайте в аэропорт заблаговременно, за 2-3 часа до отлета.
  1. проникать в контролируемую зону, самовольно передвигаться по летному полю без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
  2. курить, за исключением специально отведенных для этого мест;
  3. распивать алкогольные и спиртосодержащие напитки, за исключением точек общественного питания;
  4. употреблять наркотические средства или психотропные вещества, находиться в состоянии наркотического опьянения;
  5. находиться в пачкающей, зловонной одежде, с багажом, предметами, продуктами (в том числе напитками и мороженым в открытой таре), которые могут испачкать пассажиров, багаж и элементы конструкции;
  6. нарушение общественного порядка: навязчивые действия в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах;
  7. засорять, загрязнять и наносить повреждения сооружениям, устройствам, оборудованию, эскалаторам, элементам конструкции аэровокзального комплекса;
  8. прослушивать аудиоаппаратуру с уровнем громкости, препятствующим восприятию акустической информации в здании аэропорта и причиняющим беспокойство другим пассажирам;
  9. подключать в группы розеток, обеспечивающих работу технологического оборудования аэропорта, электрическую нагрузку (электробритвы, ноутбуки, зарядные устройства и прочие электроприборы) без письменного разрешения администрации;
  10. создавать ситуации, мешающие движению пассажиропотока;
  11. принимать к перевозке предметы от посторонних лиц;
  12. перемещаться по территории аэропорта на велосипедах, мотоколясках, тележках и других транспортных средствах, за исключением больных пассажиров и пассажиров с ограниченной подвижностью;
  13. иметь при себе животных без намордника и поводка, длина которого не позволяет контролировать их поведение;
  14. выгуливать животных на территории аэропорта (здание аэропорта, привокзальная площадь, стоянки, перрон);
  15. иметь при себе холодное и огнестрельное оружие, колющие и легко бьющиеся предметы без чехлов (упаковки), в том числе лыжи и коньки, мелкий садовый инструмент с открытыми острыми частями;
  16. употреблять пищу вне точек питания;
  17. категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества.

На территории Российской Федерации действуют ограничения по перевозке жидкостей, гелей и аэрозолей в ручной клади авиапассажиров.

Ограничение распространяется на:

  1. воду и другие напитки, супы, сиропы;
  2. кремы, лосьоны и масла;
  3. духи;
  4. спреи;
  5. гели, включая гели для волос и для душа;
  6. содержимое баллончиков, включая пенку для бритья, другие пенки и дезодоранты;
  7. пасты, включая зубные;
  8. смеси жидких и твердых веществ;
  9. тушь;
  10. любые иные подобные вещества.

В больших, чем указано, объемах разрешается перевозить в ручной клади только детское питание, необходимое во время полета, и необходимые во время полета лекарства. Пассажиры, при прохождении досмотра должны быть готовы к тому, что их могут попросить доказать необходимость этих предметов и веществ в полете.

По-прежнему разрешается:

  1. перевозить перечисленные вещества в багаже;
  2. приобретать напитки и духи в расположенных в аэропортах и на борту воздушных судов магазинах беспошлинной торговли. Если они проданы в специально опечатанной упаковке, не нарушайте ее целостность до прохождения досмотра, в противном случае содержимое упаковки может быть конфисковано при досмотре на пункте специального контроля.
  1. в течение всего полета подчиняйтесь распоряжениям членов экипажа;
  2. после того как уложите вещи, проверьте, чтобы полка для багажа была плотно закрыта - оттуда могут выпасть тяжелые вещи и нанести травму;
  3. заняв место в самолете согласно вашему билету, отрегулируйте ремень безопасности по своему размеру, потренируйтесь в его быстром застегивании и расстегивании;
  4. перед взлетом внимательно прослушайте инструктаж о правилах поведения в салоне и неукоснительно их выполняйте, запомните: где на самолете расположены аварийные выходы, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами, какую фиксированную позу нужно занять при аварийной посадке;
  5. если в течение всего полета вы собираетесь сидеть, не вставая, или спать, оставьте ремни безопасности застегнутыми. Это поможет легче перенести воздушные ямы, убережет Вас от травм в случае резких толчков при возникновении турбулентности.

На борту самолета запрещено

  1. повышать голос, неуважительно и агрессивно относиться к другим пассажирам и членам экипажа;
  2. вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, при взлете и посадке;
  3. использовать аварийно-спасательное оборудование без указания членов экипажа;
  4. курить;
  5. пользоваться мобильными телефонами и электронными приборами в течение всего полёта, чтобы не создавать помехи для работы чувствительных навигационных устройств самолета.

Действия населения при авиационных авариях и катастрофах

При попадании самолета в зону турбулентности

  1. при тряске, сильной вибрации, попадании в воздушные ямы следуйте указаниям членов экипажа самолета;
  2. застегните ремни безопасности;
  3. оставайтесь на своих местах, примите безопасную позу: пригните голову к коленям и обхватите ее руками. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло;
  4. не покидайте своего места до нормализации полета или полной остановки самолета.

Во время декомпрессии

  1. немедленно наденьте кислородную маску;
  2. пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению
  1. старайтесь делать вдохи реже, дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные ткани, по возможности смоченные водой;
  2. защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся одеждой, пледом и т.п.;
  3. пробирайтесь к выходу, ориентируйтесь по креслам и двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, т.к. внизу салона за-дымленность меньше. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;
  4. после выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше, так как возможен взрыв.

При посадке на воду

  1. наденьте спасательный жилет (он находится под сиденьем) и сохраняйте спокойствие;
  2. идите к выходу, указанному бортпроводником, для посадки в спасательный плот.

В любой аварийной ситуации на авиатранспорте действуйте без паники и решительно, слушайте и четко выполняйте команды членов экипажа, это поможет вашему спасению, уменьшит риск травмирования.

Авиационные аварии и катастрофы связаны с разрушением отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Порядок действий при декомпрессии

Декомпрессия – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике.

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

воскресенье, 9 июня 2019 г.

Что делать при крушении самолета

Шанс попасть в авиакатастрофу достаточно невелик. Но если вы в неё попадёте, то шансов выжить практически нет.


Чаще всего авиакатастрофы, в которых кто-то выживал, — это неудачный взлет самолета или его вынужденная посадка.
Но бывает и другие случаи. Например, 26 января 1972 г. на борту самолета DC-9 югославских авиалиний JAT взорвалась бомба, и обломки лайнера рухнули с высоты более 10 км. Стюардесса Весна Вулович выжила.

Ниже написаны простые правила, которые немного увеличат ваши шансы на выживание при крушении самолета.

  • Выберите правильное место в самолётеНакопившаяся за много лет статистика авиационных происшествий говорит нам о том, что самыми безопасными местами являются места расположенные в задней части самолета. Находясь в хвосте, вы повышаете вероятность уцелеть при лобовых столкновениях с препятствиями на взлетно-посадочной полосе . И даже при неконтролируемом падении самолета на землю, хвостовая часть как правило в последнюю очередь сталкивается с поверхностью земли. Весь основной удар на себя принимает кабина пилотов и средняя часть фюзеляжа.
    Также чем ближе к штатному или аварийному выходу, тем лучше. В случае возникновения пожара на борту воздушного судна, в худшем варианте у вас будет всего 90 секунд, что бы покинуть самолет. Чем ближе вы будете находиться к аварийному выходу, тем больше будет шансов покинуть самолет вовремя.
  • Одевайте правильную одежду
    Следует обувать удобную обувь, без каблуков и платформы. Одежда должна закрывать максимальную часть тела. Оптимальным вариантом для полета станет джинсовый костюм — этот материал обладает огнеупорными свойствами, что позволит избежать ожогов.
  • Прочитайте памятку для пассажиров и внимательно прослушайте руководство по безопасности, которое озвучивают перед взлетом.
  • Пристегните ременьСамые опасные моменты во время полёта — это взлёт и посадка: на них приходится половина авиакатастроф. Неважно, падает самолёт или готовится к взлёту, пристегнуть ремень нужно, как только пассажир сел в кресло. Чтобы зафиксировать тело в правильном положении, затяните ремень как можно сильнее и сдвиньте пряжку в область таза. Не расстёгивайте его, даже когда спите. Это убережёт от травм во время турбулентностии повысит шанс на спасение при авиакатастрофе.
    Не забудьте потренироваться в расстёгивании ремня!
  • Если вы летите с ребёнком, ни в коем случае не сажайте его на колени!
    При падении самолёта скорость и траектория движения меняются. Удержать ребёнка в таких условиях и правильно сгруппироваться очень тяжело.
  • Сохраняйте спокойствие
    Чтобы не допустить худшего (паники, сердечного приступа и т.п.), нужно попытаться расслабиться и глубоко дышать. В стрессовой ситуации ритм дыхания сбивается, количество углекислого газа в крови растёт, а организм испытывает нехватку кислорода. Цикл глубоких вдохов и выдохов поможет нормализовать эмоциональное состояние.
    По возможности - отвлекитесь. Например, решая математическую задачу в уме или вспоминая какое-нибудь руководство или стих.
  • Оглянитесь и найдите штатные и аварийные выходы
    Посчитайте количество рядов до них и запомните расположение. Обратите внимание не только на ближайший выход: он может быть заблокированным.
  • В случае аварии - оставьте свои вещи в самолете.
    Не старайтесь спасти свое имущество. Попытки спасти свои вещи только задержат вас, что может привести к вашей травме или смерти.
  • Путешествуя с семьей, следует держаться вместе
    Половина всех авиапассажиров путешествуют в группе — чаще всего с членами своей семьи. Естественно, что в экстремальной ситуации люди пытаются найти своих близких, чтобы спасаться вместе. Если в салоне семья разделена, то при аварии люди будут не спасаться, а искать друг друга. Если в салоне бушует пожар, то каждая лишняя минута в дыму многократно снижает шансы выжить.Поэтому семья, особенно с детьми, должна быть вместе и в то же время заранее быть готова к тому, чтобы разделиться. Если это семья из двух взрослых и двух детей, лучше всего что бы один взрослый отвечал за одного ребенка, а другой за другого. Таким образом, у вас получается уже две группы по два человека. При необходимости эти группы должны быть готовы эвакуироваться по отдельности.
    Еще один действенный совет: !Каждый ребенок должен знать, кто из родителей будет искать его, в экстренной ситуации!. Конечно, объяснять ребенку перед полетом, как вести себя при аварии, крайне неприятно, однако это может спасти его жизнь.

Что делать при возникновении пожара в самолёте

  • Прикрыть нос и рот хлопчатобумажной или шерстяной тканью, по возможность смоченной водой.
  • Передвигаться следует пригнувшись, а иногда даже ползком, так как концентрации дыма и вредных веществ внизу меньше, чем сверху.
  • Необходимо защитить открытые участки тела от прямого воздействия огня. Для этого можно использовать одежду, пледы и прочее.
  • После полной остановки самолета, немедленно направляйтесь к штатному или аварийному выходу.
  • После эвакуации из самолета отходите на максимально возможное расстояние.

Что делать при жесткой посадке самолёта

  • Спинка кресла должна принимать вертикальное положение
  • Упритесь в сиденье. Подвиньте ноги вперёд, но не прячьте их под впереди стоящим креслом. После положите руки на спинку переднего сиденья и прижмитесь к ним головой.
    Или нагнитесь и обхватите ноги руками. Опустите руки вниз и обхватите локтями бёдра. Голову прижмите к ногам. Фиксированная поза, когда руки, ноги и голова максимально прижаты друг к другу, уменьшает вероятность получения серьёзных травм.
  • Не вставайте с места и не отстегивайте ремни до момента полной остановки самолета.

Что делать при разгерметизации салона самолета

В случае разгерметизации самолета необходимо воспользоваться кислородными масками, которые находятся над головой у пассажиров и расположены в верхней полке. В нештатной ситуации кислородные маски автоматически выпадут и надеть их нужно как можно быстрее.

Так как при декомпрессии человек очень быстро теряет сознание, то в случае, если вы летите с ребенком, в первую очередь надеть кислородную маску нужно на себя и только потом на ребенка.

Далее следует слушать указания бортпроводников и приготовится к резкой потере высоты. По инструкции пилоты должны снизится на безопасную высоту как можно быстрее.

Что делать при посадке самолёта на воду

Дополнительно необходимо одеть спасательные жилеты (например, АСЖ-63П), которые расположены под креслами.

Надувать спасительные жилеты, будучи еще в самолете, строго запрещено. Весомым аргументом может стать пример катастрофы на Эфиопских авиалиниях, когда масса людей осталась в живых после удачного приводнения, но не смогла выбраться в надутых заранее жилетах из-под тонущих обломков самолета.

После приводнения следует спустить на воду спасательные плоты (например, ПСН-6АК), которые при сбрасывании надуваются автоматически. Если этого не произошло, то нужно сильным рывком дернуть за фал, который ведет к баллону системы газонаполнения.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:

- в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;

- перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;

- если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;

- так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;

- после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).

КАК ДЕЙСТВОАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.

Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ

Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.

Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

ВНЕЗАПНОЕ ОБРУШЕНИЕ ЗДАНИЯ

ПОЛНОЕ ИЛИ ЧАСТИЧНОЕ ВНЕЗАПНОЕ ОБРУШЕНИЕ ЗДАНИЯ – это чрезвычайная ситуация, возникающая по причине ошибок, допущенных при проектировании здания, отступлении от проекта при ведении строительных работ, нарушении правил монтажа, при вводе в эксплуатацию здания или отдельных его частей с крупными недоделками, при нарушении правил эксплуатации здания, а также вследствие природной или техногенной чрезвычайной ситуации.

Обрушению часто может способствовать взрыв, являющийся следствием террористического акта, неправильной эксплуатации бытовых газопроводов, неосторожного обращения с огнем, хранения в зданиях легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ.

Внезапное обрушение приводит к длительному выходу здания из строя, возникновению пожаров, разрушению коммунально-энергетических сетей, образованию завалов, травмированию и гибели людей.

Читайте также: