Прием в дзюдо посадка

Обновлено: 05.10.2024

Москва
Инкоцентр АПН
1990

В этой небольшой по объему книге собран уникальный материал – 176 возможных комбинаций основных бросков в борьбе дзюдо. Материал подобран таким образом, что, изучив его, дзюдоист становится практически неуязвимым как в нападении, так и в защите. Важно только как следует уяснить последовательность действий и понять принципы перехода от одного броска к другому.

НАСТАВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯМ

Ясно, что для проведения атакующих действий используется метод противодействия: идёт атака назад – блок – бросок вперёд и наоборот.

Памятуя, что советская школа дзюдо развивалась на основе борьбы самбо и многие дзюдоисты до сих пор широко используют терминологию самбистов, в книге рядом с японским названием броска даётся русский эквивалент. Надеемся, что это поможет лучше понять методический материал.

И последнее. Эта книга предназначена в первую очередь для работы непосредственно в зале. Поэтому в ней отсутствуют пояснительные тексты. Даются только названия бросков.

Работать с диаграммами можно как под руководством тренера, так и самостоятельно с напарником.

Уверены, собранный, материал поможет вам стать первоклассным борцом.

Техника

Боевое искусство состоит из трех частей:

Наработать эффективную технику ведения боя можно, овладев всеми перечисленными действиями.

Броски

Основная цель – использовать массу тела противника против него. Техника ката позволяет изучить три точки опоры, под воздействием на которые оппонент теряет равновесие и становится язвимым. Броски – лучшие приемы в дзюдо, рекомендуемые для начинающих. Задача бойца – не просто бросить соперника на пол, но удачно упасть вместе с ним и нейтрализовать.

В перечень самых эффективных бросков входят:

Сковывание (обездвиживание)

Нейтрализация противника в этом случае осуществляется при помощи болевых и удушения. Самые эффективные техники удержания:

  • за голову;
  • за пояс;
  • одновременно за голову и руку.

Перечень других удушающих техник включает:

  • ребрами ладоней, расположенными под углом;
  • одной рукой;
  • при помощи предплечий;
  • обеими руками.

Большинство болевых приемов не допускаются в дзюдо из-за высокой травмоопасности. Они включены в обучение, но не разрешены для применения в спортивных состязаниях. Болевые приемы в дзюдо рассчитаны на все суставы, но в соревновательной практике допускаются только на локтевые.

Удары

В японском боевом искусстве мало внимания уделяется изучению ударной техники, если проводить сравнение с каратэ или боксом. Это связано с тем, что бой ведется в положении лежа, поэтому бить руками или ногами по оппоненту – сложно. Тем не менее, удары все же изучаются. Они проводятся по трем техникам:

  • поддевающей;
  • пинающей;
  • рубящей.

При проведении соревнований перечисленные приемы запрещены вовсе, но, как и болевые, включены в учебную программу в раздел самозащиты. Удары в дзюдо применяются совместно с захватами и бросками для ослабления оппонента или защиты. Они сопровождаются падениями и переходами на болевые или захваты.

  • кулаком, локтем, пальцами, нанесенные тычковым образом;
  • коленями, пятками, ребрами стоп;
  • головой;
  • кулаками, ребрами ладоней, нанесенные рубящими движениями.

Самые опасные приемы

Дзюдо включает множество техник, заимствованных из других боевых искусств. Самыми опасными из них являются:

Из перечисленных приемов последний относится к наиболее опасным, поскольку представляет риск получения травмы спины для обоих спортсменов.

Советы

Чтобы наработать технику, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • правильно хватайте противника – одной рукой держите за ворот кимоно, а второй – за рукав в области локтя;
  • перенося вес оппонента на себя, делайте шаг вперед, притягивая его рукой (по данному принципу работают основные приемы дзюдо);
  • чтобы успешно выполнить бросок, резко и плотно прижмите к себе соперника, практически положив его корпус на свою спину;
  • правильно подбрасывайте ногу – проведите ее между ног противника, сделайте подсечку, приподняв максимально высоко, чтобы создать хорошую амплитуду (этот совет наиболее важен и актуален для всех приемов);
  • одновременно с подбрасыванием ноги наклоняйте корпус вперед, чтобы перебросить оппонента через себя всем весом;
  • выполняя бросок, активно задействуйте руки;
  • проводя приемы, закручивайте корпус внутрь;
  • делая прием ножницы в дзюдо, подпрыгните, направив одну ногу в живот соперника, а второй сделав подсечку;
  • прикладывайте максимальные усилия, чтобы вывести бойца из равновесия;
  • перед проведением броска, выполняйте быстрый и глубокий вход, соблюдайте правильный угол;
  • полностью контролируйте прием и не замедляйте его;
  • продумывайте свои шаги и действия противника наперед.

Выполняя один прием, думайте о следующем. Заранее определитесь с тем, что будете делать с противником, когда бросите его на пол. В большинстве случаев проводится удержание по дзюдо, методика которого описана выше. При необходимости завершить бой можно болевым. Главное, помните, что даже самая детальная теоретическая информация не заменит реальные практические тренировки.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Фото 1

Дзюдо — боевое искусство, созданное в конце XIX века в Японии. Дзюдо включает в себя множество бросков, которые исполняются через спину или плечо, через бедро, а также подхваты и подсечки.

В приёмах задействуют руки, ноги и весь корпус.

Все броски в дзюдо: названия приемов

Все броски в дзюдо разделяются на два вида:

  1. Тати Вадза: броски, исполняемые в стойке.
  2. Сутэма Вадза: приёмы, выполняемые с падением на противника.

Тати Вадза

Тэ Вадза (броски с доминирующим применением рук):

  1. Иппон Сэойнагэ — исполняется спиной с прихватом руки противника на своём плече. Производится бросок по большей части усилием рук.

Фото 2

Фото 1. Техника выполнения броска Иппон Сэойнагэ. Противник захватывается за плечо, затем перебрасывается через спину.

Фото 3

  1. Ути Мата Сукаси — контрприём, проводящийся скручиванием, от внутреннего захвата.
  2. Тай Отоси — через заднюю ногу противник перебрасывается руками.
  3. Яма Араси — подхват обеих ног спортсмена спереди с одновременных взятием рукава и отворота.
  4. Уки Отоси — производится скручиванием усилиями рук по касательной траектории.
  5. Коути Гаэси — контрприём руками от внутренней подсечки.
  6. Кутики Таоси — захват накрест лежащего подколенного сгиба соперника снаружи.

Коси Вадза (в приёмах задействуются бёдра и поясница):

Аси Вадза (приёмы, в которых все усилия прилагаются преимущественно ногами):

Фото 4

  1. Аси Гурума — обе ноги противника захватываются, при условии, что одна из них не касается земли.
  2. Дэаси Харай — подсечка под переднюю ногу сметающим движением сбоку.
  3. Харай Цурикоми Аси — сметающая подсечка стопой с расшатыванием оппонента рывком вверх.
  4. Ути Мата — подбитие внутренней поверхности бедра спортсмена своей ногой с последующим падением.
  5. Косото Гакэ — зацеп противоположной ногой ноги другого дзюдоиста.
  6. Цубамэ Гаэси — контрприём, применяющийся от боковой подсечки.
  7. Хидза Гурума — подсечка, производимая точно в колено.
  8. Косото Гари — подсечка с наружной стороны под пятку.
  9. О-Гурума — скручивание своего корпуса с подхватом ног противника.
  10. Коути Гари — внутренняя подсечка.
  11. О-Сото Гаэси — используется в контрприём от обхвата О-Сото Гари.
  12. Окуриаси Харай — подсечка в ритме шагов.
  13. О-Сото Гурума — дзюдоист производит бросок с подбиванием, выводя соперника из равновесия проходом в ноги и рывком на себя.
  14. О-Сото Гари — рывок на себя с наружным подбиванием.

Фото 5

Фото 2. Техника выполнения броска О-Сото Гари в дзюдо. Противник притягивается к себе, затем валится на спину.

  1. Ханэ Госи Гаэси — контрприём от приёма подсадки.
  2. О-Сото Отоси — подножка сзади.
  3. Сасаэ Цурикоми Аси — передняя подсечка, производимая под ведущую ногу.
  4. О-Ути Гари — приём с применением зацепа ноги противника со внутренней стороны бедра.
  5. Ути Мата Гаэси — применяют против подхвата изнутри.

Сутэма Вадза

Эта группа приёмов включает следующие группы бросков.

Масутэми вадза (с последующим падением на спину):

  1. Хикикоми Гаэси — захват руки под плечо со следующим падением.
  2. Тавара Гаэси — оппонента захватывают за туловище сверху и перебрасывают через голову.
  3. Суми Гаэси — контрприём от суми отоси, исполняющийся через голову через подсад голенью.
  4. Ура Нагэ — приём, выполняющийся грудью.
  5. Томоэ Нагэ — переброс противника через голову, уперев ногу в его живот.

Ёко Сутэми Вадза (броски, исполняемые с падением на бок):

Фото 6

Ути или Учи Мата

Справка. Свои вариации этого приёма существуют в самбо и вольной борьбе.

Техника классического Ути Мата:

  1. Сначала нужно правильно схватить оппонента. Для удобства некоторые профессиональные спортсмены рекомендуют держать одной рукой противника за отворот куртки в районе уха, а другой рукой берут его снизу за куртку на локте. А также здесь практикуется классический захват.

Фото 7

Фото 3. Последовательная техника выполнения броска Ути Мата в дзюдо. Прием состоит из семи этапов.

Внимание! Когда соперник уже переброшен через вас, довершайте бросок и не забывайте контролировать его. Контроль нужно сохранять даже на земле.

Рабочая зона, где проходит поединок, имеет размер 10х10 метров. При этом основная борьба ведется в квадрате размером 8х8 метров. Остальная зона, имеющая красный цвет, называется опасной зоной. Площадка за опасной зоной имеет ширину 3 метра и называется зоной безопасности, так как должна предохранять соперников от травм.

В центре рабочей зоны на расстоянии 4 метров друг от друга белой и синей липкой лентой длиной около 50 см и шириной около 10 см делаются две отметки, откуда борцы должны начинать поединок.

Формой борца является дзюдоги белого либо синего цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса. Раньше оба борца носили белую униформу, при этом один из них должен был дополнительно надевать повязку красного цвета, другой – белого. С 2000 года для удобства зрителей в правила были внесены изменения, и костюмы стали разноцветными. .

Дзюдоги должны быть изготовлены из хлопка или подобного ему материала. Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вниз вдоль туловища, запахиваться левой полой на правую не менее чем на 20 см на уровне нижней части грудной клетки.

Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой должно быть пространство 10 - 15 см. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой и брюками должно быть пространство 10 - 15 см по всей длине штанины. Прочный пояс шириной 4-5 см, должен быть завязан на уровне талии плоским узлом, плотно фиксируя куртку, не давая ей возможности свободно выходить из-под него. Длина пояса должна быть такой, чтобы после двух оборотов вокруг талии и завязывания узла оставались концы длиной 20 - 30 см.

Продолжительность одного поклона составляет около 4 секунд, сгиб в талии – 30 градусов. Во время поклона ладони, сначала прижатые по швам, естественным образом касаются колен. Ступни ног образуют угол в 60 градусов. Рот закрыт, а голова держится прямо.

Борец может зарабатывать очки и из-за предупреждений противнику. Среди основных нарушений, вызывающих замечания: пассивная борьба, намеренный уход за пределы татами, болевые приемы на все суставы, кроме локтевого, поднятие лежащего спиной на татами противника и повторный бросок его на спину. За эти нарушения борец может получить замечание - "сидо".

Раньше замечания имели 4 уровня: "сидо", "тюи", "кэйкоку" и "хансоку". Недавно правила были несколько упрощены.

Соревнования по дзюдо проводятся в весовых категориях. В настоящее время мужчины соревнуются в весе до 60, 66, 73, 81, 90, 100 и свыше 100 кг., женщины – до 48, 52, 57, 63, 70, 78 и свыше 78 кг. Кроме того, проводятся турниры в абсолютной категории, где могут участвовать спортсмены любого веса. Правда, в олимпийскую программу такие соревнования не входят.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: