Установите последовательность этапов выращивания растений табака из каллусной ткани

Обновлено: 05.10.2024

Это использование биологических систем и процессов в сельском хозяйстве и промышленности. Изначально биотехнологией называли микробиологическое производство – промышленное культивирование бактерий и грибов для получения продуктов их жизнедеятельности (например, антибиотиков). Сейчас биотехнология включает в себя генную и клеточную инженерию.

Генная инженерия

Это перенос генов в клетки другого организма (получение трансгенных организмов). Техпроцесс:
1) Получение гена. Из клетки выделяют иРНК, затем получают из них ДНК путем обратной транскрипции.
2) Получение рекомбинантной плазмиды. Плазмида – небольшая кольцевая молекула ДНК, характерная для прокариот. В неё вставляют ген, который необходимо перенести.
3) Перенос. Бактерии, например, сами поглощают ДНК из окружающей среды. В природе это является одним из механизмов изменчивости у бактерий.
4) Отбор. Отбирают организмы, в которых пересаживаемый ген содержится и работает.

Примеры использования генной инженерии:

  • Инсулин получают из бактерии кишечной палочки с пересаженным человеческим геном инсулина.
  • В культурное растение пересаживают ген устойчивости к гербициду, при обработке поля гербицидом все сорняки погибают, а культурное растение – нет.
  • В культурное растение пересаживают ген яда, убивающего некоторые виды насекомых. Поле, засеянное этими растениями, не нужно обрабатывать инсектицидами.
  • В рапс пересажен ген устойчивости к засолению почвы из другого растения.

Клеточная инженерия

Еще можно почитать

Задания части 1

БИОТЕХНОЛОГИЯ
1. Выберите два верных ответа. Методы биотехнологии позволяют
1) изучить превращение веществ в процессе жизнедеятельности организмов
2) получить растения с генетически изменёнными признаками
3) обнаружить изменения, возникшие в организме в результате онтогенеза
4) изучить микроскопические структуры клеток
5) изменить наследственность микроорганизмов путём клеточной инженерии


4. Выберите два верных результата из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Вклад биотехнологии в медицину состоит в
1) использовании химического синтеза для получения лекарственных препаратов
2) создании лечебных сывороток на основе плазмы крови иммунизированных животных
3) синтезе гормонов человека в бактериальных клетках
4) изучении родословных человека для выявления наследственных заболеваний
5) культивировании штаммов бактерий и грибков для производства антибиотиков в промышленных масштабах

МИКРОБИОЛОГИЯ
Выберите два верных ответа. Микробиологическое производство как область биотехнологии занимается
1) созданием генетически модифицированных растений
2) изучением клеток бактерий
3) получением антибиотиков и витаминов
4) систематикой вирусов
5) синтезом кормового белка

ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генная инженерия, в отличие от клеточной, включает исследования, связанные с
1) культивированием клеток высших организмов
2) гибридизацией соматических клеток
3) пересадкой генов
4) пересадкой ядра из одной клетки в другую
5) получение рекомбинантных (модифицированных) молекул РНК и ДНК

ГЕННАЯ - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите последовательность этапов получения штамма бактерий, содержащих ген животного, с использованием метода генной инженерии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) встраивание фрагмента ДНК в плазмиду
2) подбор животного, содержащего необходимый аллель
3) размножение прокариотической клетки с гибридной плазмидой
4) введение гибридной плазмиды в клетку бактерии
5) выделение нужного фрагмента ДНК из клетки животного

Установите последовательность этапов генноинженерного получения животного белка в бактериальных клетках. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) встраивание фрагмента ДНК (гена) в плазмиду
2) разрушение клеточных мембран животных клеток, выделение молекул ДНК
3) синтез животного белка
4) разрезание молекул ДНК на отдельные фрагменты, выделение гена
5) внедрение плазмид со вставкой в бактериальную клетку

Установите последовательность действий исследователя, получающего бактериальные клетки методом рекомбинантных плазмид. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) введение рекомбинантной плазмиды в бактериальную клетку
2) получение фрагмента молекулы ДНК с нужным геном
3) деление бактериальных клеток с рекомбинантной плазмидой
4) внедрение гена в плазмидную ДНК
5) получение нового штамма бактерий

ГЕННАЯ - КЛЕТОЧНАЯ
1. Установите соответствие между достижениями и направлением биологии: 1) клеточная инженерия, 2) генная инженерия. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Клонирование
Б) Получение вакцин в культуре клеток
В) Отдаленная гибридизация растений
Г) Трансгенные организмы
Д) Создание банков генов
Е) Получение безвирусного посадочного материала

2. Установите соответствие между характеристиками и методами биотехнологии: 1) генная инженерия, 2) клеточная инженерия. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) использование рекомбинантных плазмид
Б) гибридизация протопластов
В) трансплантация ядер
Г) выращивание культуры клеток
Д) соматическая гибридизация

СОБИРАЕМ
1) изменение участка ДНК, кодирующего первичную структуру белка
2) микроклональное размножение растений

КЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. В клеточной инженерии используют следующие методы:
1) клонирование
2) культура клеток и тканей
3) микробиологический синтез
4) пересадка природных генов в ДНК бактерий или грибов
5) центрифугирование

3. Выберите два верных ответа. Какие приёмы используют в клеточной инженерии?
1) слияние соматических клеток
2) скрещивание организмов
3) пересадка хлоропластов из клетки в клетку
4) синтез гена инсулина в пробирке
5) получение рекомбинантной ДНК

КУЛЬТУРА ТКАНИ
Установите последовательность этапов размножения растений с помощью культуры ткани. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) деление выделенных клеток и получение клеточной массы
2) отделение клеток образовательной ткани растения и помещение их в питательную среду
3) пересадка молодого растения в грунт
4) дифференцировка тканей и органов
5) обработка клеточной массы фитогормонами для дифференцировки клеток

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Табак - классический объект для получения каллусной ткани и дальнейших ее исс.

Табак - классический объект для получения каллусной ткани и дальнейших ее исследований. Клетки табака легко дедифференцируются и переходят к делению, образуя быстро растущую каллусную ткань. Кроме того, в каллусной ткани табака легко вызвать регенерацию.

Каллусообразование очень хорошо идет у основания листьев табака, особенно в з.

Каллусообразование очень хорошо идет у основания листьев табака, особенно в зоне, примыкающей к срединной жилке. Для получения каллуса пригодны как стерильные, так и нестерильные растения. Нестерильные растения стерилизуют в растворе хлорамина, перекиси водорода или других стерилизующих агентов.

1.растения табака любого возраста( стерильные или нестерильные), 2. этанол, 4.

1.растения табака любого возраста( стерильные или нестерильные), 2. этанол, 4% раствор хлорамина 3. пробирки со стерильной водой (3 штуки), 4.скальпель, пинцет, спиртовка 5. кафельная плитка, стаканчик, подставки для инструмента, кисточка 6. чашка Петри, спички, 7. пробирки со средой Для культивирования каллусов из листьев табака используют среду Мурасиге-Скуга с добавлением ауксинов

Листья табака промывают в мыльном растворе, отмывают от мыла водопроводной во.

Листья табака промывают в мыльном растворе, отмывают от мыла водопроводной водой, ополаскивают дистиллированной. Погружают на 1 минуту в стаканчик с этанолом, вынимают, после чего помещают в чашку Петри и заливают стерилизующим раствором на 10 минут. Раствор слить, промыть трижды стерильной дистиллированной водой из пробирок, в каждой из порций держать не менее 5 минут. Если берутся пробирочные растения, то предварительная стерилизация не требуется. Стерильные листья табака положить на предварительно обожженую кафельную плитку, стерильным скальпелем вырезать фрагменты у основания листьев, прилегающие к средней жилке, длиной 1-1.5 см, шириной 1 см. Перенести подготовленные участки листьев в пробирки или чашки Петри с питательной средой МС, содержащей гормоны, поместить в термостат при температуре 26 градусов С. Через 3 недели рассмотреть и зарисовать результат.


1. А – каллусы табака на среде с летальной конц. нистатина; Б – каллусы на со.

1. А – каллусы табака на среде с летальной конц. нистатина; Б – каллусы на соотв. среде без селективного агента; В - каллусы на среде с сублетальной концентрацией нистатина. отбор клеток, устойчивых к нистатину

Каллус табака, полученный из единичных клеток

Каллус табака, полученный из единичных клеток

Органогенный каллус, полученный из каллуса табака при его перенесении на сред.

Органогенный каллус, полученный из каллуса табака при его перенесении на среду с цитокинином


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • является основной тканью растения
  • служит для проведения воды от корней к листьям
  • стенки клеток утолщены
  • клетки имеют сильно вытянутую форму
  • в клетках есть хлоропласты
  • клетки живые
Вопрос 2

Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • служит для проведения воды от корней к листьям
  • клетки содержат хлоропласты
  • является проводящей тканью растения
  • клетки имеют клетки-спутницы
  • клетки лишены клеточной стенки
  • клетки лишены ядер
Вопрос 3

Установите последовательность этапов выращивания растений табака из каллусной ткани.

  • формирование из клеток сердцевины растения каллусной ткани
  • митотическое деление клеток каллусной ткани на среде
  • дифференциация клеток
  • формирование саженца
  • высаживание растения на поле
Вопрос 4

Установите соответствие между растительными тканями и их особенностями

  • обеспечивают нисходящий ток растворов органических веществ
  • входят в состав древесины
  • многоклеточные полые трубки
  • обеспечивают восходящий ток растворов минеральных веществ
  • вертикальные ряды живых клеток без ядер
  • входят в состав луба
Вопрос 5

Установите последовательность этапов выращивания растений табака из каллусной ткани.

  • выделение клеток из тканей сердцевины растений
  • высаживание изолированных клеток сердцевины на питательную среду
  • образование неспециализированной клеточной массы
  • обработка клеточной массы гормонами
  • формирование корней и побегов
Вопрос 6

Какое приспособление у растений способствует уменьшению испарения воды?

  • расположение устьиц на нижней стороне листа
  • мозаичное расположение листьев на стебле
  • ярусное расположение растений в сообществе
  • наличие фотосинтезирующей ткани
Вопрос 7

Укажите предложения, в которых сделаны ошибки:

  • Водоросли — это группа низших растений, обитающих в водной среде.
  • У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная.
  • В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез.
  • В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений.
  • При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит.
  • В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.
Вопрос 8

Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит:

  • наличие воскового налёта на листьях
  • цветение до распускания листьев
  • образование многочисленных устьиц на листьях
  • способность накапливать воду в тканях
  • ярусное расположение организмов
  • глубоко уходящая в почву корневая система
Вопрос 9

Выберите три верных ответа из шести. Для образовательной ткани характерно:

  • наличие плотной клеточной стенки
  • мелкие вакуоли
  • большое количество рибосом
  • крупное ядро
  • пластиды
  • большое количество лизосом
Вопрос 10

Выберите три верных ответа из шести. Для камбия характерно:

  • состоит из крупных округлых клеток
  • отвечает за рост в толщину
  • отвечает за рост в длину
  • встречается у древесных форм
  • находится в почках и на кончике корня
  • способен быстро образовывать новые клетки
Вопрос 11

Выберите три верных ответа из шести. Для апикальной меристемы характрно:

  • может располагаться в почке растения
  • расположена кольцом в стебле
  • отвечает за восстановление утраченных при ранениях органов
  • отвечает за рост растения в длину
  • содержит хлоропласты
  • находится на кончике корня
Вопрос 12

Выберите три верных ответа из шести. Покровная ткань отличается от основной

  • большим количеством пластид
  • более плотными оболочками
  • участием в процессе фотосинтеза
  • отсутствием пластид у большего количества клеток
  • расположением на периферии органа
  • более сложным строением
Вопрос 13

Установите соответствие между типом покровной ткани и характеристиками:

  • состоит из мертвых клеток
  • состоит из живых клеток
  • клетки пропитаны жироподобным суберином
  • имеет на поверхности железистые клетки
  • для газообмена используются чечевички
  • для газообмена используются устьица
Вопрос 14

Какая из перечисленных тканей отвечает за поддержание формы древесных растений?

  • паренхима
  • меристема
  • флоэма
  • ксилема
Вопрос 15

Выберите три верных ответа из шести. Раневые меристемы:

  • относятся к вторичным меристемам
  • обеспечивают рост стебля в толщину
  • дают начало защитной ткани в местах повреждения растения
  • находятся в основании междоузлий
  • активны после прививки растений
  • относятся к первичным меристемам
Вопрос 16

Установите соответствие между особенностями клеток и типами растительных тканей, которые они образуют.

Биология ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Биология ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Биология ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Установите последовательность этапов микроклонального размножения растений (метод культуры клеток и тканей).

1) получение однородной клеточной массы (каллус)
2) формирование проростка
3) посадка проростков в грунт
4) отделение кусочка растительной ткани (эксплант) и помещение его на питательную среду
5) получение проростка (растение-регенерат)
6) разделение клеток и добавление фитогормонов

Читайте также: