Применение рабочих листов для организации учебной деятельности на занятии

Обновлено: 05.10.2024

Работу педагога в современном мире невозможно представить без применения информационных технологий. Сейчас это не просто технические средства, а полноценные формы и методы обучения, количество которых растёт практически каждый день. Учителю всё сложнее ориентироваться в этом потоке информационных новаций и выбирать именно те средства, которые будут эффективны в учебном процессе.

Мы знаем, что задача преподавателя иностранного языка состоит в создании условий практического овладения языком для каждого учащегося. Для этого необходим грамотный подход при выборе методов и форм обучения, которые дали бы возможность каждому раскрыть свой потенциал, проявить активность и творчество, активизировать познавательную деятельность при изучении иностранных языков. Сегодня образовательные Интернет-ресурсы прекрасно справляются с такими задачами и, кроме того, предлагают индивидуальный подход к каждому ученику и дифференциацию обучения с учётом способностей, интересов и уровня обученности детей.

Хочется обратить внимание на использование информационных ресурсов сети Интернет на этапе реализации интерактивных методов, так как это самый доступный вид услуг, которым можно пользоваться во время занятия, даже не имея полного материально-технического оснащения для работы онлайн в учебном кабинете.

Существует огромное количество различных сайтов для обмена опытом и представления своих так называемых worksheets или рабочих листов, которые выполняются в текстовых редакторах и представляют собой несколько заданий, объединенных тематикой занятия. Они могут быть различными по форме и содержанию, могут быть направлены на развитие разных языковых навыков. Сегодня у нас есть удивительная возможность превратить рабочие листы из простых распечаток с заданиями в целые интерактивные уроки. Наверное, каждый учитель создавал свои рабочие листы с целью закрепления пройденного материала или контроля знаний. Однако теперь мы можем использовать их как метод представления новых знаний, подкрепляя рабочий лист видеороликом или ссылками на разнообразные сервисы, например, GoogleMaps или Quizlet.

Такой формат работы подойдет практически каждому учителю на любом этапе учебного процесса. У вас есть возможность проявить своё творчество и воплотить свои идеи при создании своего собственного интерактивного рабочего листа или воспользоваться уже готовыми продуктами.

Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) – пример средства организации учебной деятельности учащихся. Как правило, разрабатывается самим учителем с использованием облачных сервисов и веб-инструментов, например, Google Docs, Zoho creator и других.

– возможность копирования шаблона рабочего листа;

– возможность совместной работы;

– возможность встраивания готовых документов в html-страницы.

Интерактивные рабочие листы, в зависимости от их предназначения, могут выполняться учащимися в парах, индивидуально на уроке или дома. Очень удобно и эффективно создавать такие рабочие листы для домашнего задания. Облачные технологии позволяют создавать целые классы, разрабатывать и автоматически проверять задания, выставлять отметки, закреплять объявления и вести беседу с одним или несколькими учениками онлайн, оставлять комментарии к работам.

Способов создания ИРЛ существует огромное множество, так как каждый учитель создаёт что-то уникальное. В целом можно выделить следующие самые распространенные способы:

– использование элементов веб-квеста – проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием этапов;

– включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы;

– разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и несплошными текстами;

– конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование, интерпретацию информации из Интернета;

– использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д.

В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей – от погружения ученика в тему и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы. Таким образом, ИРЛ может быть инструментом, организующим самостоятельную работу. Это деятельность по конструированию новых знаний и овладению новыми способами универсальных учебных действий. Он подходит как для организации домашних заданий, так и для дистанционного обучения.

Для создания интерактивных рабочих листов хорошо подходят инструменты, входящие в пакет Google Apps для образования: документы Google – Google Docs, таблицы Google – Google Spreadsheet, рисунки Google – Google Drawings, а также сервис Wizer и всем известные сервисы LearningApps и ProProfs.



Преимуществом Wizer можно назвать то, что есть возможность объединить несколько созданных приложений в один интерактивный рабочий лист, чего нельзя сделать на других платформах.

Итак, в мире, который постепенно становится более быстрым и виртуальным, задача педагога – идти в ногу со временем и совершенствовать свой арсенал методов и средств обучения. Интерактивные рабочие листы – это отличный вариант для тех, кто желает разнообразить работу своих учеников и выполнить все задачи образовательного процесса.

В настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации. Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями. Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока.

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

Наиболее часто создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц.

Детям начальных классов нравятся задания с картинками, так

им понятнее и легче работать. Создавая рабочий лист с картинкой,

можно использовать следующие задания:

Любой рабочий лист кроме содержания задания содержит:

Предлагаю примеры рабочих листов, созданных мною в разное время:

на уроке литературного чтения в структуру рабочего листа может входить биография писателя или поэта.

t1578402977aa.jpg
t1578402977ab.jpg
t1578402977ac.jpg

Итак, задания по прочитанному произведению могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей.

Рабочие листы по русскому языку можно использовать для контроля знаний и повышения познавательного интереса. С помощью разнообразных форм рабочего листа, интерес учащихся повышается.

t1578402977ad.jpg
t1578402977ae.jpg

t1578402977af.jpg
t1578402977ag.jpg

Комплект рабочих листов помогает систематизировать знания, полученные на уроках математики в начальной школе. Предложенные задания помогут оценить уровень подготовки школьников и выявить пробелы в знаниях.

t1578402977ah.jpg
t1578402977ai.jpg

t1578402977aj.jpg
t1578402977ak.jpg

Увлекательные задания формируют мотивацию к обучению, повышают интерес и внимательность учеников.

Достоинства авторских рабочих листов:

При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;

Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;

вовлеченность каждого ученика в активную деятельность;

повышение концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале;

облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;

возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения).

Большое количество бумаги и краски.

Таким образом, каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.

Рабочий лист по математике – 3 класс

Фамилия, имя ________________________________________

t1578402977al.jpg

Р аскрась целую фигуру – синим цветом;

Представлен опыт работы по работе с информацией в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

ВложениеРазмер
rabochiy_list.docx 258.92 КБ
rabochiy_list.ppt 1.16 МБ

Предварительный просмотр:

учитель начальных классов

МБОУ Лицей №9 города Слободского Кировской области

Использование рабочего листа как средства формирования умения

работать с информацией

Знания человека – это капля в море информации. И поэтому умный отличается от глупого тем, что он видит это море, а глупый только каплю.

Дарий, персидский царь

Согласно ФГОС НОО в результате изучения всех без исключения учебных дисциплин выпускники начальной школы приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Работа с информацией в начальной школе осуществляется по четырём направлениям:

- получение, поиск, фиксация информации;

- понимание и преобразование;

- применение и представление;

- оценка достоверности. [1]

Как показывает практика, одной из наиболее эффективных форм работы с информацией, особенно на уроках окружающего мира, является так называемый рабочий лист .

Рабочий лист – это система заданий по определенной теме урока, разработанная самим учителем с целью обучения детей работе с информацией в разных видах. Учебный материал дробится на несколько логически завершенных частей, причем каждая следующая часть связана с предыдущей. Такой способ подачи информации позволяет ребенку сфокусировать внимание на главном.

Целесообразность использования рабочего листа обоснована большим объемом информации, которую каждому ученику необходимо освоить. Рабочий лист может применяться как для классной, так и для домашней работы. Такая форма работы позволяет выстроить логику усвоения новых знаний (восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия). Обучать заполнению рабочего листа лучше со второго класса.

Наполнение рабочего листа осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и/или задач предстоящего урока (см. пример 1):

- прописываются все задания, которые ученикам нужно выполнить;

- создаются условия для самостоятельного освоения учебного материала;

- предоставляется возможность провести саморефлексию (см. пример 2).

Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и групповой (см. пример 3), что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции младших школьников.

эти события о бучения целиком содержатся в структуре урока открытия новых знаний .

Проанализи ровав имеющуюся информацию, мы пришли к выводу о том, что «Рабочий

учащихся, полноценный обучающий материал для работы н а занятии. Главная задача

обучения может быт ь увлекательным, что если у ченик приложит некоторые усилия, он

испытает рад ость от процесса обучения, от процесса понимания и собственны х успехов.

- перечень зада ний на прове рку памяти (тесты, откр ытые воп росы и тд).

- Тема (чаще всего пустое поле, к оторое необходим о заполнит ь);

- Инструкция (п онятная максималь но, соответствующая возрасту

- Целеполаган ие (исп ользуем опорные слова для детей младшего школьног о

- Задания (оче нь простое – простое –сложное – твое со бственное за дание.

Рядом с заданием вся теоретическая информация, которая необходима ребенку,

детей, их увлече ния. Исходя из эт ого, придумыва ем интересны е названия номе рам

заданий (опе рация №1, шаг № 1, дело№1, улика 1 и тд). Всё э то способствует

- развитие самостоятельности и возможность научить учащихся процессу

учения. Ни каж дый ре бенок мож ет и готов работать самост оятельно. Дома могут

уникальный инструмент, благодаря которому кажды й ребенок вовлечен в п роцесс

- возможность переда ть от ветствен ность за процесс и результа т

обучения ре бенку. На данных уроках м еняется роль учителя. Мы отходим от функци и

у него есть все инструменты для т ого, ч тобы успешн о разобраться с новой темой ;

- индивидуальный подхо д заключается в том, что каждый учащийся имеет

в собственном т емпе и определя ть цель своей деятель ности ;

- возможность испо льзовать ос ознано цифровые д евайсы ;

- учитель може т уделять время учащи мся, которые в этом ну ждаются .

Активность учителя на правлена на слабых детей, д етей с особенност ями, если

таковых несколько в классе, то можно со зда ть микро - гр уппу и помо чь реб ятам

- возможность выявить слабы е зоны в н ашей работе и работе учащихся .

Например, н еумение читать и нструкцию , отсутствие смыслового чтения, не уме ние

развития, выведенной Л.С. Выготск им. Ученик, приходя к нам на урок открытия н ов ых

знаний, ориентиров очно находиться на первой ступеньк е «Когда - нибудь научусь и

является таким инструме нтом, который позволяет обучающем уся, используя

запрограммирова нную в нем помощь, разобраться с темой и перешагнуть н а

осуществлять обучение на расстоянии без непосредственног о контакта между уч ителем

учителя, который помога ет решать множество задач в рамках системно -

деятельностного подхода и пом огает детям п онять, что учёба = удовольств ие.

Читайте также: