Процент озеленения санитарно защитной зоны должен составлять

Обновлено: 20.07.2024

Федеральный закон № 455-ФЗ[1], опубликованный в конце 2019 г., вышел настолько запутанным, что не все сразу поняли его важный для экологов смысл. А именно то, что данный НПА имеет прямое отношение к проектированию санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ). Дело в том, что Федеральный закон № 455-ФЗ внес изменения в Федеральный закон № 342-ФЗ[2], который, в свою очередь, скорректировал процедуру установления СЗЗ как зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ).

Действующий порядок

В настоящее время проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с требованиями:

• Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила, Постановление № 222);

• Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), т.к. СЗЗ признана ЗОУИТ, а порядок установления таких зон определен ГрК РФ.

Согласно Правилам после разработки проект СЗЗ должен пройти экспертизу в уполномоченных органах и получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам[3].

В случае если объект, для которого разработан и утвержден проект СЗЗ, находится на территории действующего промышленного узла аналогичного вида хозяйственной деятельности, необходимо провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта.

Для получения решения об установлении СЗЗ правообладатель земельного участка представляет в Роспотребнадзор следующие документы:

• заявление об установлении СЗЗ;

• экспертное заключение на проект СЗЗ;

• санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ;

• результаты измерений концентраций загрязняющих веществ и уровней физического и иных видов воздействия за контуром объекта (если объект действующий);

• файлы в xml-формате, содержащие текстовое и графическое описание границ СЗЗ;

• материалы оценки риска для здоровья населения (при необходимости).

Что изменилось?

Сравним старую и новую редакции Федерального закона № 342-ФЗ и попробуем выяснить, что изменилось в вопросе установления СЗЗ.

Федеральный закон № 455-ФЗ вносит поправки в ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ.

Изменения, касающиеся СЗЗ как ЗОУИТ, начинаются с п. 13 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, который в действующей редакции предусматривает следующее:

• с 01.01.2022 (в предыдущей редакции — 01.01.2020) ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют;

• собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 01.10.2021 (в предыдущей редакции — 01.10.2019) обязаны обратиться в уполномоченные органы с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением документов, предусмотренных Положением о СЗЗ;

• органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ, вправе обратиться в уполномоченные органы с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением необходимых документов;

• до дня установления СЗЗ возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ (04.08.2018) ориентировочной, расчетной (предварительной) СЗЗ, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Как видим, границы СЗЗ, определенные по старым требованиям закона, — так называемые ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ — теперь действуют до начала 2022 г.

Программа вебинара:
• Какие исходные данные потребуются?
• Как разработать картографическую основу (оценка существующей и перспективной градостроительной ситуации)?
• Что учесть при оформлении разделов проекта СЗЗ (расчет рассеивания, оценка физического воздействия, оценка рисков)?
• Как описать местоположение границ СЗЗ?
• Как составить программу исследования (измерения) атмосферного воздуха?
• Чем заканчивается установление СЗЗ (согласование проекта, получение решения, постановка СЗЗ на кадастровый учет)?

Напомним, что незадолго до 01.10.2019 предприятия, имеющие только санитарно-эпидемиологические заключения на проекты СЗЗ, получили письма Роспотребнадзора о необходимости срочно внести сведения о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Для этого многим предприятиям пришлось разработать проекты СЗЗ заново (при несоответствии проектов новым требованиям законодательства либо по иным причинам), получить новые санитарно-эпидемиологические заключения на основе платной экспертизы и оплатить услуги кадастровых инженеров для составления специального документа в электронном виде с описанием границ СЗЗ. Все это — долгий и дорогостоящий процесс, поэтому далеко не все успели осуществить его до 01.10.2019. Именно по этой причине срок завершения процедуры установления (прекращения существования) СЗЗ отодвинули на 2 года.

Особое внимание — строящимся объектам

Значительно изменен п. 16 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, также в ст. 26 введены пп. 16.1 и 16.2:

Федеральный закон № 342-ФЗ

(в предыдущей редакции)

Федеральный закон № 342-ФЗ

(в настоящей редакции)

16. До утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.

16. До 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий[4] (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи.

16.1. До 1 января 2022 года в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуются:

1) представление застройщиком в орган, уполномоченный на принятие решения об установлении или изменении санитарно-защитной зоны, заявления об установлении или изменении такой зоны до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи со строительством, реконструкцией которого подлежит установлению или изменению санитарно-защитная зона;

2) внесение сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения.

16.2. До 1 января 2022 года с заявлением об изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, установленной в соответствии с частью 8 или 16 настоящей статьи, в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изменении или прекращении существования такой зоны, наряду с правообладателем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в связи с размещением которых установлена такая зона, вправе обратиться заинтересованные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Если мы внимательно изучим приведенные положения, становится понятно следующее.

[4] Здесь и далее выделено автором.


Неоходимо ли предприятию у которого на границе промплощадки приземные концетрации по всем ЗВ меньше 1 ПДК и нормативная стометровая СЗЗ выдерживается производить озеленение СЗЗ на 60%.

Читайте СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов), в п.п. 2.28. которого сказано о том, что "Санитарно-защитная зона для предприятий IV, V классов должна быть максимально озеленена - не менее 60 % площади; для предприятий II и III класса - не менее 50 %; для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 м и более - не менее 40 % ее территории с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки."

тало быть 100-метровая СЗЗ Вашего предприятия домжна быть озеленена не менее, чем на 60%. Если существующие зеленые насаждения составляют эти 60%, то озеленять СЗЗ дополнительно, на мой взгляд, не требуется.

+ к тому, нужны не просто зеленые насаждения, а с полосой древесно-кустарниковых насаждений.
так что английскими газонами не обойдешься

Озеленение

СанПиН по СЗЗ "2.28. Санитарно-защитная зона для предприятий IV, V классов
должна быть максимально озеленена - не менее 60% площади; .." Далее где - то (может в старом санпине по СЗЗ) я встречала фразу, что территория СЗЗ может быть занят допустимыми к размещению в СЗЗ строениями не более 30%, проезды должны занимать не более 5%.
Как быть? В зоне старой сложившейся застройки в промышленной зоне вокруг предприятия еще куча предприятий и дорог и процент озеленения нашей СЗЗ не более 10. но сажать деревья просто некуда!! Нам выставили замечание((

Думаю, что та к и нужно отвечать, что СЗЗ сложившаяся. По всем нормативным документам учитываются условия реконструкции и сложившейся застройки в сторону послабления требований, главное не предусматривать новых предприятий

попробуем. хотя в СанПиНе и Рекомендациях прописано (я так поняла что и для действующих пердприятий) , что существование даже проездов не является основанием для сокращения зоны озеленения(((.

Озеленение санитарно-защитной зоны

При разработке проекта санитарно-защитной зоны в подразделе, касающемся озеленения необходимо рассмотреть вопрос посадки зеленых насаждений с учетом имеющихся. Причем это необходимо сделать опираясь на специфичность улавливания растением определенных загрязняющих веществ, а это в свою очередь, зависит от целого ряда факторов: сама порода растения, ландшафтно-геохимические условия района предполагаемого для его посадки, миграция накапливающихся в элементах растения элементов уже не в воздухе, а в почве.


У кого есть какие соображения на этот счет.

Это конечно хорошо, но не лучше ли посадить те деревья, которые есть в местном питомнике?

Полтора года назад я была на курсах в Москве, и там было упоминание о дендрозащите (правда вскользь):
в Ростове-на-Дону есть "Южгеология", там есть некто Приваленко, который очень плотно занимался этой проблемой;
есть книга Снакин В.В. "экологический мониторинг" РАФИА - там тоже об этом же
Это только информация, больше ничем помочь не могу[!unknowing]

И на том, спасибо большое. А насчет имеющихся в питомнике примеду пример: вот имеется в питомнике 40 тополей, выбросы у меня представлены углеводородами С12-С19, и мне ни к чему эти тополи, хотя они в питомнике имеются и т.д.
Или, скажем, есть у меня те же тополи, и вроде нужные ЗВ улавливают, а расти именно возле этого предприятия не смогут, т.к. не подходят ландшафтно-геологические условия.

Посмотрите "Рекоммендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов", М.: Минтранс РФ, 1995.
Там есть таблицы с процентом снижения ЗВ от растимтельности, которые иногда я использую в особо сложных случаях, поскольку к ним отношение у экспертизы скептическое. Но у врачей проходит.

Ответственность

- исключительное право на воспроизведение;
- исключительное право на распространение;
- исключительное право на публичный показ;
- исключительное право на доведение до всеобщего сведения

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

санпин санитарно защитные зоны предприятий

Санитарно-защитные зоны

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) - это территории, опоясывающие промышленные предприятия и служащие для защиты селитебных частей города. При проектировании санитарно-защитной зоны учитываются размеры зоны загрязнения промышленных предприятий и разрывы от источников производственных выбросов в атмосферу. Зоной загрязнения считается территория вокруг источника загрязнения, в пределах которой приземной слой атмосферы загрязнен вредными веществами, содержащимися в производственных выбросах в концентрациях, превышающих допустимые нормы. Часть этой зоны загрязнения, расположенная между границей предприятия и границей селитебной зоны, является санитарно-защитной зоной. Ширина зоны исчисляется от места выделения вредных веществ.

В соответствии с действующими санитарными нормами СН 245-71 для предприятий различных классов вредности установлена следующая ширина санитарно-защитной зоны, м:

I класса вредности. 1000

II класса вредности. 500

III класса вредности. 300

IV класса вредности. 100

V класса (безвредные). 50 и менее

сзз проект

Размеры СЗЗ для промышленных районов, узлов и крупных предприятий, оказывающих особенно неблагоприятное влияние на среду, определяются специальными расчетами. Используют "Указания по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий" (СН 369-74) и "Методические руководства по определению размеров санитарно-защитных зон и величин предельно допустимых выбросов (ПДВ) путем расчета рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий".

Опытом проектирования разработаны примеры зонирования территории санитарно-защитных зон. Территория СЗЗ должна включать в себя:

- озелененные пространства - не менее 40. 60% ширины зоны;

- автодороги, тротуары, велосипедные дорожки - 10. 30% ширины зоны;

- застройка, прокладка инженерных коммуникаций - 30. 50% ширины зоны.

граница санитарно защитной зоны

Минимальная площадь озеленения санитарно-защитных зон принимается в зависимости от их ширины. При ширине зоны 300 м озелененные территории должны составлять не менее 60%; при ширине зоны более 300 м и до 1000 м - 50%; при ширине зоны более 1000 м и до 3000 м - 40%.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещение жилых зданий, детских и дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений, стадионов и спортивных площадок, садов и парков.

На территории СЗЗ вокруг предприятий различного класса вредности допускается:

- вокруг предприятий V класса вредности - размещать заводские административные, бытовые и общественные здания, улицы, стоянки общественного и индивидуального транспорта;

проект сзз

- озелененные территории, носящие декоративный характер, оформлять как бульварные полосы;

- вокруг предприятий IV и III классов вредности - размещать то же, что и на территориях СЗЗ V класса вредности; входы на территорию - оформлять древесно-кустарниковой защитной полосой;

- вокруг предприятий II и I классов вредности - строить безвредные промышленные предприятия, прокладывать сети инженерных коммуникаций, автобазы и т.д.

размер санитарно защитной зоны

Защитные древесно-кустарниковые насаждения следует высаживать вблизи селитебной территории и между промышленными предприятиями. Насаждения должны занимать площадь не менее 40% ширины СЗЗ. Размещение элементов озеленения СЗЗ осуществляется с учетом характера производственных вредностей, а также местных природно-климатических и топографических условий. Конструкция и ассортимент защитных древесно-кустарниковых полос решаются с учетом их назначения.

Для поглощения и отражения шума создается высокая полоса из деревьев и кустарников с поперечным сечением в виде трапеции; для защиты от пыли - высокая полоса из плотных посадок деревьев и кустарников прямоугольного поперечного сечения.

санитарно защитная зона предприятия

Количество полос в санитарно-защитной зоне зависит от класса вредности предприятия. На промышленных предприятиях, сильно загрязняющих окружающую среду газами, ширина санитарно-защитной зоны определяется расчетным путем и составляет в среднем 3. 5 км и более, а древесно- кустарниковые насаждения занимают соответственно 1. 2 км и более. Полосы деревьев и кустарников чередуют с полосами травянистого покрова из устойчивых видов трав.

Принципы планировки, конструкция и оптимальные параметры основных элементов защитных полос определяются в зависимости от химического состава и количества вредных газов, особенностей их распространения и движения в атмосфере.

Основные требования к композиции защитных полос характеризуются:

- живописностью свободных очертаний и членений;

- исключением прямолинейности, однообразия и монотонности путем создания зрительных контрастов;

- красочностью насаждений на отдельных участках полосы и вдоль опушек.

Проект благоустройства территорий и выбор зеленых насаждений на территории СЗЗ составляется в соответствии с установленными требованиями. При проектировании благоустройства территории СЗЗ предусматривается сохранение существующих насаждений.

Принципы ландшафтной организации территорий СЗЗ и конструирования защитных полос насаждений приведены в табл. 1.

Принципы ландшафтной организации территории СЗЗ и конструирования защитных полос насаждений

Характеристика санитарно-защитных зон

Характер выделяемых промышленными предприятиями вредностей

Легкие и средние газы (близкие к весу воздуха) и аэрозоли в виде дыма (с размером частиц до 1 мк)

Тяжелые газы (более чем в 2 раза тяжелее воздуха), аэрозоли в виде тумана и пыль (с размером частиц более 1 мк)

Назначение санитарно-защитной зоны

Увеличение турбулентности воздуха в санитарно-защитной зоне и способствование, таким образом, наибольшему рассеиванию вредностей, улучшению гигиенических условий и эстетическому формированию окружающей среды

Способствование задержанию оседающих вредностей на территории санитарно-защитной зоны и препятствование дальнейшему их распространению на селитебную территорию, улучшение гигиенических условий и эстетическое формирование окружающей среды

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается для действующих и проектируемых промышленных объектов. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ. Санитарно-защитная зона предприятия — это буферная зона между промышленным объектом и нормируемой территорией: жильем, огородами, рекреационными территориями, детскими спортивными площадками. Она ограждает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных и других инфраструктурных объектов. Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.

Зачем нужен проект СЗЗ?


Чем регламентируется разработка проекта СЗЗ?

Согласно этому постановлению, теперь любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство, на стадии проектирования. Это означает, что без проекта обоснования санитарно-защитной зоны ни один объект теперь не может быть введен в эксплуатацию. Согласно постановлению, линию санитарно-защитной зоны теперь необходимо ставить на кадастровый учет, чтобы ее невозможно было не учесть.

Важность мартовского постановления в том, что, с одной стороны, оно упростило процедуру, но с другой — сделало проект санитарно-защитной зоны обязательным для объектов, которым раньше не нужно было его разрабатывать и согласовывать.


Подытожим: на март 2019 года проектирование СЗЗ регламентирует постановление правительства № 222 и теми пунктами СанПиНа, которые ему не противоречат.

Что такое ориентировочная санзона?

В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.

Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.

Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.

Что такое дополнительная оценка рисков?

Для предприятий первых двух классов опасности — I и II — предусмотрена дополнительная оценка рисков для здоровья населения. Суть процедуры в том, чтобы оценить не максимально разовое воздействие негативных физических или химических факторов, а риск возникновения заболеваний и других последствий для здоровья при постоянном воздействии этих факторов в течение года. По результатам анализа устанавливается уровень риска: допустимый, условно допустимый или недопустимый. При недопустимом уровне разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье населения.

Что входит в проект СЗЗ?

Проектирование санитарно-защитной зоны — комплексная процедура, состоящая из многих частей. Сначала экологи-проектировщики выявляют на предприятии источники химического загрязнения воздуха и физические факторы воздействия на жителей близлежащих территорий и сравнивают выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами.

Затем разрабатывают и обосновывают перечень мер по снижению влияния вредных химических соединений и физических факторов на здоровье населения. Для действующих предприятий также предусмотрен мониторинг физических показателей и атмосферного воздуха.

По итогам этих оценок и совокупности других показателей экологи-проектировщики определяют достаточный размер санитарно-защитной зоны, после чего согласуют его в органах Роспотребнадзора.

Итогом успешной разработки и согласования проекта СЗЗ является положительное решение по предложенным границам зоны от Главного государственного санитарного врача РФ — на федеральном уровне для объектов I или II класса опасности и на уровне субъекта для остальных классов опасности.

Утвержденные границы ведомство отправляет в Росреестр, где их вносят в градостроительные планы, а на землю в их пределах налагают ограничения.




Сколько длится согласование проекта СЗЗ?

Как часто нужно разрабатывать проект СЗЗ?

Проект СЗЗ разрабатывается и согласовывается один раз и подлежит корректировке при изменении технологических процессов, смене оборудования, увеличении мощности предприятия и других масштабных изменениях.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие проекта СЗЗ?

За отсутствие разработанного и согласованного проекта санитарно-защитной зоны у действующего предприятия КоАП РФ предусматривает для юридических лиц штраф 20 000 рублей или приостановление производства на срок до 90 суток. К производственным предприятиям применяют в основном второй вид ответственности, в силу незначительного для юрлица размера денежного штрафа.

Проектируемый же объект без согласованной СЗЗ просто не допустят до строительства.

Читайте также: