Процент озеленения территории школы

Обновлено: 05.10.2024

Общеобразовательная организация обязана озеленить территорию школы (п. 3.1 СанПиН школы). Если она не выполнит это условие, то нарушит санитарно-эпидемиологические требования по воспитанию и обучению детей. За это грозит административная ответственность (ст. 6.7 КоАП РФ). Проверяющие органы могут приостановить деятельность образовательной организации на срок до 90 суток или оштрафовать:

должностных лиц – на сумму от 3 тыс. до 15 тыс. руб.;

образовательную организацию – на сумму от 30 тыс. до 150 тыс. руб.

Территорию дошкольной организации рекомендуют озеленить и оградить забором и полосой зеленых насаждений (п. 3.1 СанПиН детского сада).

повышает безопасность территории;

оздоравливает окружающее пространство;

способствует эстетическому и экологическому воспитанию обучающихся.

Растения и их насаждения обладают санитарно-гигиеническими свойствами:

Свойство

Чем помогает

Особенности

Уменьшают вредную концентрацию находящихся в воздухе газов

Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек

Пылезадерживающее

Задерживают 60–70 процентов пыли, которая содержится в воздухе

Лучше всего задерживают пыль шершавые листья и листья, поверхность которых покрыта ворсинками, как у сирени. На хвойных породах деревьев оседает в 1,5 раза больше пыли, чем на лиственных. Древесные насаждения уменьшают запыленность воздуха и при отсутствии лиственного покрова

Задерживают порывы ветра

Наиболее эффективны ажурные защитные полосы, которые пропускают сквозь себя до 40 процентов всего потока ветра

Теплорегуляционное

Защищают почву и поверхности стен зданий от прямого солнечного облучения, предохраняют их от сильного перегрева и повышения температуры воздуха

Температура воздуха над газоном на 4 °С ниже, чем над асфальтовым покрытием

Выделяют летучие и нелетучие вещества – фитонциды, которые обладают способностью убивать болезнетворные бактерии или тормозить их развитие

Лучшими поглотительными качествами обладают тополь бальзамический, липа мелколистная, ясень, сирень и жимолость

Поглощают звуковые волны и снижают уровень шума

Кроны лиственных деревьев поглощают 26 процентов падающей на них звуковой энергии. Хорошо развитые кустарниковые и древесные породы с густой кроной на участке шириной в 30–40 м могут снижать уровни шума на 17–23 дБ

Как определить площадь и плотность озеленения

Предусмотрите озеленение из расчета не менее 50 процентов площади территории, свободной от застройки (п. 3.1 СанПиН детского сада, п. 3.1 СанПиН школы). В районах Крайнего Севера и в городах с плотной городской застройкой можно озеленить:

25–30 процентов территории школы;

20 процентов территории детского сада.

Используйте нормы посадки деревьев и кустарников на 1 гектар озеленяемой площади образовательной организации из таблицы 6 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153.

Вид растения

Количество растений, шт.

Нечерноземная зона

Лесостепная зона

Степная зона

Сухая степь, полупустыня

Северный район

Центральный район

Восточный район

Европейская часть

Азиатская часть

Европейская часть

Азиатская часть

Участки детских садов и яслей

Участки школ

Как расположить растения

Используйте зеленые насаждения, чтобы разделить групповые площадки друг от друга и отгородить их от хозяйственной зоны.

При посадке учитывайте ориентацию окон групповых помещений, веранд, учебных классов.

Деревья не должны препятствовать инсоляции и освещенности помещений. Высаживайте кустарники и деревья с учетом расстояния от стен здания и различных сооружений до места посадки растений (п. 2.6.11 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

Здание и сооружение

Расстояние, м, до оси

Ствола дерева

Кустарника

От наружных стен зданий и сооружений

От края тротуаров и садовых дорожек

От края проезжей части улиц, кромок укрепленных обочин дорог или бровок канав

От мачт и опор осветительной сети, трамвая, мостовых опор и эстакад

От подошвы откосов, террас и др.

От подошвы или внутренней грани подпорных стенок

От подземных сетей:

– теплопроводов (от стенок канала) и трубопроводов, тепловых сетей

– водопроводов (при бесканальной прокладке)

– дренажей силовых кабелей и кабелей связи (при бесканальной прокладке)

Высокорастущие деревья сажайте на границе участка с улицей, а низкорастущие деревья и кустарники – со стороны здания образовательной организации.

Внимание: на территории образовательной организации не сажайте опасные для здоровья детей растения

Как ухаживать за растениями

Чтобы сохранить зеленые насаждения и создать безопасные условия для обучающихся, организуйте:

Агротехнические мероприятия проводите на основе указаний пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153. К таким мероприятиям относят:

рыхление почвы, мульчирование;

Санитарную обработку проводите по мере необходимости. К такой обработке относят:

санитарную, омолаживающую, формовочную обрезку растений;

борьбу с вредителями и болезнями растений;

лечение ран, дупел и механических повреждений на деревьях.

Санитарную обрезку растений проводите ежегодно в течение всего вегетационного периода (п. 3.1.4.2 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153). Удаляйте ветви:

старые, больные, усыхающие и поврежденные;

направленные внутрь кроны или сближенные друг с другом;

угрожающие жизни и здоровью обучающихся.

Во время обрезки учитывайте, что расстояние от изолированных проводов до зеленых насаждений должно быть не менее 0,5 м (п. 2.4.8 Правил, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. № 187).

Для борьбы с болезнями зеленых насаждений используйте физические и механические методы борьбы с вредителями.

Внимание: не используйте пестициды на территории образовательной организации (п. 15.4 СанПиН 1.2.2584-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 2 марта 2010 г. № 17). Иначе образовательной организации и ее работникам грозит административная ответственность по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Заменяйте утраченные растения новыми, если обнаружили погибшие, высохшие растения.

Вырубку деревьев и кустарников проводите в порядке, который устанавливают нормативные правовые акты субъекта РФ. В большинстве случаев потребуется разрешение уполномоченного органа по защите зеленых насаждений субъекта РФ (муниципального образования). Самовольная вырубка деревьев и кустарников запрещена (п. 6.4 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

Пример регионального регулирования: выдача разрешения на вырубку

Новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производите только по проектам, которые согласованы с уполномоченными органами. Соблюдайте агротехнические условия (п. 6.1 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

Совет: высаживайте деревья на участках вместе с детьми в рамках экологических проектов

Как следить за озелененными территориями

Два раза в год проводите плановую оценку состояния озелененных территорий. Делайте это весной в конце апреля и осенью в сентябре.

Чтобы оценить состояние растений, создайте комиссию и включите в нее:

1) заместителя руководителя по хозяйственной части;

2) инженера (при наличии);

3) главного бухгалтера.

По результатам осмотра подпишите акт осмотра в двух экземплярах. Составьте ведомость дефектов и утвердите перечень мероприятий, чтобы подготовить территорию образовательной организации к лету или зиме (п. 5.9 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

Тщательно осматривайте озелененную территорию в первый год эксплуатации новых образовательных организаций и после капитального ремонта. Если выявите дефекты в выполненных работах по озеленению и благоустройству участка после строительства или ремонта, то требуйте от подрядчика устранить их за свой счет. Чтобы зафиксировать наличие дефекта, вызовите представителя подрядчика. Если тот не придет в течение пяти дней, составьте и подпишите односторонний акт. Его копию направьте подрядчику и его вышестоящей организации (п. 5.17 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

Проводите оперативный осмотр территории после чрезвычайных обстоятельств – ливней, сильных ветров, снегопадов и т. п. (п. 5.10 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

Сухие деревья учитывают и клеймят специализированные предприятия зеленого хозяйства. На объектах, состоящих под государственной охраной, и памятниках садово-паркового искусства это делают с участием местных органов власти (п. 6.6 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

Дата введения 2017-06-17

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - ФГБУ "ЦНИИП Минстроя" с участием ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы; ГБС РАН; ЭФРГС Экогород; АНО Мосгорэкспертиза

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и сводов правил системы противопожарной защиты.

Работа по актуализации выполнена ФГБУ "ЦНИИП Минстроя": руководитель темы - канд. архит. Е.П.Меньшикова.

Изменение N 1 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (исполнительный директор - А.Ю.Эглескалн); ООО "Институт общественных зданий" (руководитель темы - канд. архитектуры A.M.Гарнец, исполнители - канд. архитектуры Т.А.Исаева, инж. И.Р.Домрачева) при участии ФГБУ "ЦНИИП Минстроя" (канд. архитектуры Е.П.Меньшикова).

Изменение N 2 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: АО "ЦНИИПромзданий" (канд. архитектуры Д.К.Лейкина, Ю.В.Моторина); ФГБУ ЦНИИП Минстроя России (канд. техн. наук В.А.Гутников), ГАУ "Институт Генплана Москвы" (канд. техн. наук Е.Н.Боровик, Е.В.Лебедева, д-р биол. наук А.А.Минин, канд. техн. наук Н.К.Кирюшина, канд. геол.-минерал. наук О.Ю.Кузнецова, М.И.Титова, Е.С.Радчикова, И.И.Рябикина) при участии: МГУ им.Ломоносова (д-р геогр. наук А.В.Кислов), НИУ МГСУ (канд. техн. наук И.В.Дуничкин).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий свод правил устанавливает основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ

ГОСТ 24835-81 Саженцы деревьев и кустарников. Технические условия

ГОСТ 24909-81 Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия

ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия

ГОСТ 26213-91 Почвы. Методы определения органического вещества

ГОСТ 26869-86 Саженцы декоративных кустарников. Технические условия

ГОСТ 28055-89 Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия

ГОСТ 28329-89 Озеленение городов. Термины и определения

ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ 32955-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования

ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования

ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей

ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 55627-2013 Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия

ГОСТ Р 55912-2013 Климатология строительная. Номенклатура показателей наружного воздуха

ГОСТ Р 55935-2013 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства

СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения"

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства" (с изменением N 1)

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий" (с изменением N 1)

СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения"

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 101.13330.2012 "СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения"

СП 104.13330.2016 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления"

СП 112.13330.2011 "СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений"

СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (с изменениями N 1, N 2)

СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков

СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения

СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования

СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования

СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования

СП 403.1325800.2018 Территории производственного назначения. Правила проектирования благоустройства

СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод

СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

В первую очередь, нужно смотреть ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) предполагаемой территории проектирования.

Что в нем прописано, какие ограничения по площади объекта, по этажности, по зоне допустимого размещения объекта, по назначению – подходит ли для объектов образования, и т.д.?

2. ПОЖАРНЫЕ ПРОЕЗДЫ

3. ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ

При расположения здания школы на участке нужно понимать, с какой стороны будет организован главный вход для учащихся, с какой стороны возможен подъезд хозяйственных автомобилей для столовой и вывоза мусора. Необходимо выделить как можно большую часть территории для организации физкультурно-спортивной зоны школы, занимающей большую часть территории школы. Ориентировочно выделить требуемые по п.3.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" зоны вокруг здания школы (зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная, допускается, при наличии в задании на проектирование, организация учебно-опытной зоны). Расчет и расположение конкретных площадок оставляем на последующие этапы проектирования.

4. ИНСОЛЯЦИЯ

Так, здание с проездами и зонами посадили, двигаемся дальше: смотрим инсоляцию помещений и территории школы.

Напомню, согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 нормируемая продолжительность инсоляции в учебных зданиях устанавливается в классах и учебных кабинетах, допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, согласно п. 5.1 - на территориях спортивной зоны, зоны отдыха общеобразовательных школ и школ-интернатов (продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3 часов на 50% площади участка независимо от географической широты).

Про расчет инсоляции инсоляции подробно писать не буду, т.к. это отдельная тема.

Кроме инсоляции проектируемого объекта нужно смотреть (считать) инсоляцию объектов, находящихся на прилегающей к участку территории в инсоляционной близости от проектируемого объекта (обычно это жилые дома и площадки благоустройства жилых домов).

5. БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ

Собственно, если к этому этапу проектирования генплана школы удалось выполнить требования вышеуказанных норм, то предварительную посадку школы на участок можно считать выполненной.

Доработанный список требований из СП 251 для организации территории и решений генерального плана школы приведен ниже.

6. ДЕНЬГИ

Чуть не забыл о самом главном. Если объект строится на бюджетные деньги, то запроектированный на стадии П генплан (раздел ПЗУ) должен быть чуть более подробен, чем на стадии Р (ГП). В спецификации и объемах материалов, в ведомости объемов работ и т.д. должен быть учтен и заложен в сметы каждый кирпич! Необходимо учесть заранее каждую деталь проекта, в том числе и цвет покрытий, т.к. стоимость покрытия разных цветов может отличаться в десятки раз!

Потому что после утверждения проекта и составления смет при строительстве на бюджетные деньги очень сложно обосновать неучтенный объем работ и денежных средств, и приходится конфликтовать с подрядными организациями, которых тоже можно понять – им выделены средства только на тот объем работ, что заложен в сметах. И дополнительные объемы работ без повторной экспертизы им никто не будет оплачивать.

В целом, это основные моменты, которые нужно учесть при проектировании школы.

Чуть доработанная для удобства использования выдержка из

Номера подпунктов сохранены согласно СП 251.

Перед применением – нужно проверить актуальность ссылок на нормативы и наличие внесенных изменений и актуализированных редакций (спасибо Минстрою).

6 Требования к размещению и функциональному составу участка

6.1 Размещение зданий и сети ОО (школ) в застройке, радиус доступности (обслуживания) и размеры земельного участка определяются в соответствии со следующими документами:

- СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*;

6.2 Территория ОО (ШКОЛ) представляет собой систему открытых площадок, разделенных по видам деятельности и возрастной принадлежности, на которых размещаются оборудование, сооружения, малые архитектурные формы и озеленение с учетом функциональных и планировочных требований к каждой отдельной зоне и во взаимосвязи с окружающей селитебной территорией.

6.3 В сложившейся плотной застройке, при дефиците участка территории, допускается располагать отдельные зоны территории ОО - школ (физкультурно-оздоровительную, учебно-опытную и т.д.) на автономных участках, находящихся в пешеходной доступности от здания ОО (ШКОЛ).

6.4 Озеленение территории ОО (ШКОЛ) выполняют в соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10:

6.4.1 В условиях сложившейся и затесненной застройки допускается возможность организации резервных проездов для спецтехники на основе применения модульных решетчатых покрытий с учетом их двойного назначения и включения их площади в общую площадь озеленения участка.

6.4.3 В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821 территория участка должна быть ограждена, отсутствие ограждения допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. При этом должен быть обеспечен проезд пожарных автомобилей вокруг здания шириной не менее 3,5 м*.

6.4.4 Проезд для автомобилей не должен вести к зданию ОО (ШКОЛ) под прямым углом. Если это невозможно, проезд должен быть оборудован устройствами, исключающими возможность развития транспортными средствами большой скорости.

6.4.5 Участок должен иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

6.4.6 Площадку для сбора мусора оборудуют в соответствии с пунктами 3.6-3.7 СанПиН 2.4.2.2821-10:

«3.6. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.

6.4.7 В районе главного входа рекомендуется предусматривать площадку с твердым покрытием (асфальтом, тротуарной плиткой и др.) из расчета 0,3 м2 на одного человека для сбора обучающихся и проведения общешкольных мероприятий (линеек), экстренной эвакуации из здания и пр.

6.5 На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: физкультурно-спортивная, отдыха и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. Площади функционального состава участков (зон) приведены в приложении Г*.

* – Приложение Г звучит как рекомендуемое. Но это как решит/разрешит эксперт.

И в приложении Г все так легко и понятно расписано, не правда ли? (прим. Р.Х.).


6.6 Физкультурно-спортивная зона При проектировании физкультурно-спортивной зоны следует руководствоваться пунктом 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10. «3.3. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений* уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

* - Допускается при расчете на шум в разделе охраны окружающей среды (прим. Р.Х.). При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж* для предупреждения затопления их дождевыми водами.

* - что такое дренаж и как его предусматривать – вопрос размытый (дождевыми водами).

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

* - что за травяной покров – искусственный или натуральный газон – четко не указано, так что аргументировать выбор в проекте того или иного типа газона безоговорочно невозможно. Если позволяет нормируемая минимальная площадь озеленения, то лучше делать искусственный газон для возможности всесезонной эксплуатации.

** - про водостоки (водоотводные лотки) я уже писал выше (прим. Р.Х.).

В крупных учебных заведениях, рассчитанных на увеличенное число параллелей старших классов, допускается соответственно увеличивать число плоскостных спортплощадок и корректировать беговую дорожку. При уменьшении общей площади земельных участков должны сохраняться без изменения размеры спортивного ядра и площадок для подвижных игр.

6.7 Зона отдыха Для отдыха на участке рекомендуется предусматривать: - площадки для подвижных игр обучающихся начальной школы (2-4 классы) - из расчета не менее 100 м2 на каждый класс, для обучающихся 1-х классов - не менее 180 м2 (7,2 м2 на одного ученика); для средней школы (5-9 классы) - не менее 25 м2 на каждый класс;* * - какое покрытие должны иметь площадки не указано, так что для обеспечения нормируемого озеленения в площадки для игр приходится включать участки озеленения зоны отдыха с газоном (прим. Р.Х.).

- площадки для тихого отдыха обучающихся основной школы принимаются для 75% обучающихся, оборудуются теневыми навесами и малыми игровыми формами. * - тоже сразу поняли, какой должна быть в итоге площадь для тихого отдыха? (прим. Р.Х.).

Допускается дополнительно предусматривать площадки для подвижных игр и тихого отдыха групп продленного дня. Для обучающихся старших классов зоной отдыха служат площадки физкультурно-спортивной зоны.

6.8 Хозяйственная зона Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой и вблизи учебно-опытной зоны. Состав и площади хозяйственных построек определяются заданием на проектирование. * - чаще всего это только площадка для загрузки пищеблока столовой, она же разворотная площадка для хозяйственных автомобилей и площадка для мусоросборников (прим. Р.Х.).

Хозяйственная зона предназначается для размещения хозяйственных построек, гаража для автомобилей, мусоросборников, для хранения оборудования и инвентаря (разрешается размещать в подвальном или цокольном этаже здания с отдельным выходом наружу). Навес для инвентаря допускается пристраивать к хозяйственной постройке. При отсутствии централизованного тепло- и водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водопроводным баком. С учетом местных условий в хозяйственной зоне допускается размещение овощехранилища. Хозяйственную зону следует отделять от остальных зон защитной полосой зеленых насаждений. К хозяйственной постройке должны быть обеспечен подъезд грузовых машин и предусмотрена площадка для их разворота. Въезд в хозяйственную зону рекомендуется предусматривать самостоятельным с улицы или внутриквартального проезда, изолированно от входа обучающихся на территорию ОО (школы).

В условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается отсутствие самостоятельного въезда с улицы при условии организации подъезда автотранспорта к хозяйственной площадке в период отсутствия обучающихся в ОО (школе).

6.9 Учебно-опытная зона Учебно-опытная зона предусматривается по заданию на проектирование. Организация учебно-опытной зоны не допускается за счет сокращения физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха. Рекомендуемая площадь учебно-опытной зоны составляет не более 25% общей площади участка, свободного от застройки. В учебно-опытную зону могут быть включены: участок для занятий начальных классов, участок полевых и овощных культур, плодовый сад и питомник, участок цветочно-декоративных растений, участок для коллекционно-селекционной работы, теплица с зооуголком, парники, географическая площадка, площадка для занятия биологией на воздухе (с навесом). Для школ с биологическим уклоном допускается расширять номенклатуру закрытых сооружений (парники, теплицы, оранжереи, сооружения для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники и т.д.).

6.11 Доступность территории участка для МГН

6.11.3 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для них.

* - относительно решений генплана этот пункт сводится, в основном, к обеспечению параметров дорожек, по которым возможно движение МГН:

- нормируемых уклонов (не более 50‰ в продольном направлении пути следования МГН, не более 20‰ в поперечном) - пп. 5.1.7;

- ширине тротуара не менее 2,0 м - пп. 5.1.7;

- перепадам высот не более 0,015 м, да-да, полтора сантиметра, Карл! - пп. 5.1.5;

И удаленности главного входа на участок школы с площадкой для автомобилей МГН до входа непосредственно в здание не более 50 м - пп 5.2.2 (прим. Р.Х.).

проект благоустройства

Озеленение детских садов и школ

Озеленение детские садов. Детские сады – важные объекты обслуживания населения жилых комплексов. Территории детских садов занимают значительную часть в общем балансе озеленения территорий жилого района и микрорайона. Уровень озеленения детских садов по современным нормативам должен составлять до 60 %. Детские сады-ясли, как правило, размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местах с нормальным естественным стоком поверхностных вод.

проект озеленения

Число детских садов-яслей для жилого района устанавливается в зависимости от демографической структуры населения. При ландшафтном проектировании принимается расчетный уровень обеспеченности детей детскими садами в пределах 85 %, в том числе: общего типа – 70 %; оздоровительного типа – 12 %; специализированного типа – 3%. По московским нормативам детские дошкольные учреждения проектируют на 10…12 групп, а в отдельных случаях – на 6 групп (пристраивают к торцам жилых зданий). Площадки для прогулок детей располагают на расстоянии от входа в здание детского сада не более чем на 30 м, а от окон самого жилого дома – на 15 м. Площадь групповой детской площадки для детей ясельного возраста принимается из расчета 7,5 м 2 на одно место. В микрорайоне радиус обслуживания площадки (R) принимают 300 м, в малых городах R = 500 м.

По современным нормативным материалам площади земельных участков детского сада составляют:

- при вместимости детского сада 100 чел. и норме на одного ребенка 40 м 2 – 0,4га;

территория детского сада

- при вместимости детского сада до 350 чел. и норме на одного ребенка 35 м 2 – 1,22 га.

Участок, как правило, должен иметь прямоугольную форму. Расстояние от границ участка до красной линии проезда (улицы) должно составлять не менее 25 м, до стен жилых домов – не менее 10 м, до стен коммунальных предприятий – не менее 50 м. Здание размещают у одной из границ или в центре участка. Вокруг здания обычно предусматривают проезд шириной 3,5 м с разворотной площадкой размером 12,0…5,5 м. Расстояние от фасада здания до границы проезда (ближайшего бортового камня) должно составлять не менее 8 м.

При ландшафтном проектировании и озеленении территории детского сада необходимо учитывать соотношение различных планировочных элементов в зависимости от размеров здания и числа детей (табл.1).

Соотношение отдельных зон и элементов территорий детских садов-яслей

Состав планировочных элементов

Площадь, м 2 , различных элементов планировки в зависимости от числа детей

Площадки для групп детей

озеленение участка детского сада

В соответствии с функционально-планировочной организацией территории выделяют следующие зоны (участки):

- зона входа на территорию;

- зона групповых детских площадок;

Зона групповых детских площадок включает в себя непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до трех лет и для детей в возрасте четырех – шести лет, а также общую физкультурную площадку (площадью 250 м 2 ) и плескательный бассейн (площадью 20 м 2 ). Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.

озеленения территории детского сада

Хозяйственная зона включает в себя хозяйственный дворик с сараем (площадью 24 м 2 ), площадку для установки мусоросборников (размером 2,85…2,60 м), площадку для сушки белья (площадью не менее 90 м 2 ), которая изолируется от площадки для мусоросборников ограждением. Всю хозяйственную зону сосредоточивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.

озеленение детского сада

Групповые площадки – основные места пребывания детей на участке, предназначенные для отдыха и игр детей на открытом воздухе. Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, площадь которого входит в площадь групповой площадки. Навес используется для групповых занятий и игр, не требующих активного движения (чтение, настольные игры). Каждая групповая площадка должна быть соответствующим образом оборудована, иметь песочницу, манежи, шведские стенки и т.д. Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатели в любой момент могли увидеть, чем занимается каждый ребенок. Площадь групповой площадки для детей в возрасте до трех лет должна составлять 150 м 2 (при числе детей в группе 20 чел. и норме на одного ребенка 7,5 м 2 ), а для детей от четырех до шести лет – 180 м 2 (при норме на одного ребенка 9 м 2 ).

Для детей четырех – шести лет оборудуют общую физкультурную площадку (площадью 250 м 2 ) с приспособлениями для лазания, прыжков, подвижных игр и плескательным бассейном площадью 25…30 м 2 и глубиной 0,25…0,30 м. Дно бассейна должно быть бетонированным, гладким и иметь наибольший уклон (0,005). Вокруг бассейна предусматривают плиточную дорожку шириной 0,6 м. Бассейн необходимо наполнять теплой водой.

Взаимосвязаны все планировочные элементы дорожками шириной 1,5 м. Групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек должно быть выполнено из специальной смеси (гравийная крошка, суглинистый грунт, высевки).

хоста дизайн

Озеленение детского сада зелеными насаждениями предусматривают в виде:

- рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной);

- групп и одиночных экземпляров деревьев;

- живых изгородей кустарников;

- цветников (двулетники, многолетники).

история озеленения детских садов в россии

По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе – кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть под озеленение территории площадок (до 50%) в течение дня освещалась солнцем. Физкультурная площадка также должна быть хорошо освещена, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг этой площадки размещать не рекомендуется.

Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций. Примерные нормативы количества деревьев, кустарников, цветников и газонов для детского сада приведены в табл. 2.

Ориентировочная плотность размещения растений в озеленении территории детского сада

озеленение зимних садов

В южных районах плотность посадок должна быть увеличена, а количество газонов сокращено. На игровых площадках в целях создания тени и благоприятных условий для отдыха детей рекомендуется размещать одиночные деревья или небольшие группы деревьев. Деревья первой величины (каштан конский, липа крупнолистная, береза повислая) следует использовать ограниченно. Возможно использование ели колючей (один-два экземпляра). Из кустарников рекомендуется использовать спиреи, сирени, пузыреплодник, калину обыкновенную. Не рекомендуются растения с шипами, колючками, ядовитыми плодами, низко опущенными соцветиями (виды спирей, миндаль, кизильник, дерен, шиповники, боярышник).

озеленение школ и детских садов

Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в себя в основном многолетние виды растений (флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др.), а также цветущие длительное время однолетние виды (антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.)

Газона на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием. Устойчивая дернина создается из полевицы столонообразующей.

проект озеленения школы

Озеленение школы. Школа – неотъемлемый элемент жилых комплексов. Они подразделяются на школы городского и районного значения. Они могут быть музыкальными, спортивными, художественными, а также школы – интернаты. Такого типа школы размещают в крупных жилых районах города. Время доступности до них не должно превышать 15…20 мин. Участки, отводимые под спортивные школы и школы – интернаты, имеют площадь 2,0…2,5 га на объект (район). Специализированные спортивные школы помимо главного учебного корпуса включают в себя закрытые помещения спортивных залов и бассейнов, открытые футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола. Площади территорий музыкальных и художественных школ рассчитывают исходя из 15 м 2 на одного учащегося.

озеленение участка и сада

Архитектурно-планировочное решение территории школы должно отвечать соответствующим требованиям. Территории школ должны представлять собой сад специального назначения с набором площадок (спортивных, учебных, для отдыха) и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках художественных школ предусматриваются специальные площадки для занятий на пленере. В озеленении школ зеленые насаждения проектируются в виде одиночных крупных растений, групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки. При ландшафтном проектировании необходимо изолировать школьный участок. Как правило, участок следует ограждать металлической оградой высотой не менее 1,5 м. Расстояние (разрыв) от границы участка до красных линий улиц или проездов должно составлять не менее 15…20 м, до стен домов жилых зданий – не менее 10 м, до коммунальных предприятий – не менее 50 м.

озеленение садового участка

Планировочным центром участка является здание школы. Здание, как правило, располагается у одной из сторон участка и ориентируется по сторонам света в соответствии с действующими санитарными нормами по освещению школьных помещений. Вокруг здания предусматривается проезд шириной не менее 3,5 м с разворотной площадкой (расстояние от фасада здания до ближайшего борта – не менее 8 м). При проведении благоустройства и озеленения территории школ необходимо провести четкое функциональное зонирование. На территории школы в соответствии с учебным процессом и программами предусматриваются различные площадки и устройства, предназначенные для проведения, как учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок подразделяется на следующие функциональные зоны:

- спортивная (физкультурно-оздоровительная) зона;

озеленение участка своими руками фото

- хозяйственная зона.

В озеленении школ зеленые насаждения должны играть функционально-планировочную роль – объединять все зоны в единое целое и отделять площадки друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. В общем балансе зеленые насаждения должны занимать не менее 40…50 % площади территории.

Спортивная зона включает в себя комплекс площадок с оборудованием, предназначенным для занятий физкультурой, в соответствии со школьными программами обучения (2 ч в неделю для каждого класса). По современным нормам общая площадь спортивной зоны должна составлять не менее 5500…6000 м 2 . В спортивной зоне, как правило, предусматривают:

проект озеленение территории школы

- спортивное ядро (размером 118х48 м) с круговой беговой дорожкой (длиной 250 м) или, если не позволяет площадь, комбинированную площадку (размером 96х37 м) с беговой дорожкой (длиной 200 м);

- комбинированную площадку (размером 24х20 м) для проведения занятий младших школьников по волейболу, баскетболу;

- комбинированную площадку (размером 52х22 м) для проведения занятий по гимнастике и спортивных игр.

При ландшафтном проектировании спортивных площадок необходимо учитывать рельеф территории. На пересеченном рельефе спортивную зону проектируют на террасах. Крутизна откосов при разнице отметок террас 2 м принимается 1,0:1,5 и 1:2.

благоустройство и озеленение школ

При дефиците территории два школьных участков объединяют в один. В этих случаях спортивная зона может быть общей для обеих школ. Если в ближайшем районе имеется спортивная школа, то спортивное ядро может быть уменьшено до 20 % от всей площади.

Зеленые насаждения в спортивной зоне размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядов деревьев или живых изгородей кустарников. Растения не должны затенять игровых полей площадок. Ассортимент растений подбирается в соответствии с требованиями озеленения спортивных площадок. В табл. 3 приведен примерный баланс территории школы на 960 мест при общей площади участка 1,72 га.

Читайте также: