Проект почему листья опадают листья

Обновлено: 18.09.2024

2 Почему листья падают с деревьев?

3 Гипотезы (предположения): 1)от холода, 2) становится темно, 3) от ветра, 4) тяжелые 5) разрушаются клетки, 6)высохли, 7) образуется пробка, 8) для новых листьев, 9) для спячки животных

4 Цель – узнать, почему листья опадают? Задачи: 1)Провести наблюдение по гипотезам 1, 2, 3,4, 6, 8 2)Прочитать литературу по гипотезе 9 3)Обратиться к учителю биологии по гипотезе 5, 7

5 Гипотеза 1– листья падают от холода 2 - листья падают от того, что становится темно. Ветка до заморозки Ветка после заморозки и пребывания в темноте

6 Гипотеза 3 – листья опадают из – за того, что дует ветер

7 Гипотеза 4 – листья падают, потому что они тяжелые

8 Гипотеза 6 – листья падают, потому что высохли Сухой листЛист, опавший с дерева хрупкийэластичный хрустит, когда мнешьне хрустит, когда мнешь крошится, когда мнешьне крошится, когда мнешь когда гладишь утюгом, пар не идет когда гладишь утюгом, идет пар Лист не сухой

9 Гипотеза 9 – листья опадают для спячки животных. В книгах и Интернете мы узнали, что листья нужны ежам, медведям, белкам для зимовки, но они прекрасно могут обходиться и без них, поэтому листопад не связан с подготовкой животных к зимней спячке.

10 Гипотеза 8 – листья опадают для того, чтоб на их месте появились новые листья ТОПОЛЬ ОСИНА БЕРЕЗА

11 Гипотеза 5 – разрушаются клетки Зеленые листья Клетки разрушаются Разноцветные листья

14 Спасибо за помощь в проведении исследования: Учителю биологии Сивковой Галине Лазаревне Учителю начальных классов Ульяновой Ирине Анатольевне Родителям Интернету Справочникам и энциклопедиям

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГБОУ Лицей № 1793

Дошкольное отделение №7

Познавательно-исследовательский проект

воспитатель Аксенова Светлана Алексеевна

воспитатель Александрова Валентина Николаевна

педагог-организатор Елькина Елена Дмитриевна

Содержание проекта.

Подготовительный этап.

Место проведения: дошкольное отделение №7 ГБОУ Лицей № 1793 (Школа №1909)

Дата: сентябрь – ноябрь 2016 года.

Обоснование необходимости проведения данной работы или Введение:

Дети стали высказывать разные предположения. И в итоге мы решили выяснить, как живут листья: почему зелёные весной и летом они меняют свой цвет осенью, почему опадают, почему болеют и как им можно помочь. Так и родился этот проект.

- познакомить детей с природным явлением опадания листьев с деревьев осенью;

- узнать причины возникновения на листьях черных пятен;

- выявить возможность избежать появления на листьях черных пятен.

Задачи проекта носили образовательный, развивающий и воспитательный характер:

исследовать природное явление – листопад;

научить детей простейшим способам исследования листьев деревьев;

объяснить наличие красящих веществ в листьях и причины изменения окраски листьев осенью;

расширять представления детей о пользе растений для людей;

формировать умение получать сведения о растениях путем проведения экспериментов;

обогатить словарный запас, развивать связную речь;

стимулировать познавательную и творческую активность;

сформировать (воспитывать) у детей желание помочь природе, избавившись от пораженных листьев на участке дошкольного отделения;

воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять ее.

Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет), родители.

Длительность проекта : три месяца.

В ходе подготовительной работы педагоги подобрали необходимый дидактический материал (видео, фото, иллюстрации), познавательную и художественную литературу. Во время беседы с родителями воспитатели заинтересовали их задачами проекта. Родители предложили свою помощь в реализации этих задач: сделать гербарий, убрать опавшие листья на территории дошкольного отделения, подобрать необходимое оборудование для проведения экспериментальной деятельности. Папа Василисы предложил провести в группе познавательный досуг с детьми. Появилось предложение посадить несколько новых деревьев на территории дошкольного отделения.

Основной этап.

Основной этап проекта заключался в проведении совместной деятельности с детьми на занятиях и на прогулке, досуговой деятельности. Его цели и содержание деятельности по образовательным областям представлены в таблице.

Формировать знания о сезонных изменениях в природе

Беседа об осени и листопаде

Расширять представление детей о листьях разных деревьев

Расширять представление детей о пользе листьев в жизни человека, природы

Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование):

Развивать мышление, умение делать умозаключения

Решение проблемных ситуаций:

Познакомить с произведениями об осени.

Формировать осознанное отношение к природе, сезонным изменениям. Воспитывать интерес к чтению.

Развивать логическое мышление, формировать навыки восприятия описания объектов природы

Отгадывание загадок об осени, о погодных явлениях, о деревьях

Развивать память, интонационную выразительность речи, воспитывать любовь к поэзии

Разучивание стихотворений об осени

Формировать у детей умение описывать предмет, учитывая названные признаки, развивать наблюдательность

Развивать речевое дыхание

Знакомить с картинами великих русских художников; развивать чувство прекрасного на основе восприятия осенних пейзажей

Рассматривание осенних пейзажей И.Шишкина, И.Левитана, И.Остроухова; беседы о картинах

Развивать умение видеть в природном материале (листьях) художественный образ

Развивать музыкальный слух, умение слышать характер музыкального произведения

Развивать общие представления, зрительное восприятие, внимание

Формировать умение исполнять роли, правильно показать характер персонажа, развивать умение взаимодействовать с партнерами

Сохранять и укреплять физическое здоровье детей, развивать двигательную активность, умение взаимодействовать друг с другом в подвижных играх

Взаимодействие с родителями:

Выставка поделок из природного материла

Уборка листьев на территории дошкольного отделения

Заключительный этап.

В рамках проекта дети вели наблюдения за природой, проводили опыты, рисовали, лепили, делали аппликации, играли, знакомились с литературными, музыкальными произведениями, рассматривали картины, принимали активное участие в тематических беседах, подготовили инсценировку сказки.

Наблюдая за листопадом и собирая листья, опавшие с разных деревьев, дошкольники узнали о биоразнообразии в природе, а также о том, что деревья и листья – это живые создания, которые умеют дышать, иногда болеют и нуждаются в заботе, охране, поэтому красотой природы нужно не только любоваться, но и ценить её, относиться к ней бережно.

Положительную эмоциональную составляющую внесло в проект сотрудничество с родителями.

Итоги проекта

Сформированы навыки элементарных исследовательских умений.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Пополнилась предметно-развивающая среда группы.

Выставка поделок детей и родителей из осенних листьев.

Опрос детей группы:

Можно ли летом рвать листья?

Приносят ли листья пользу человеку?

Нужно ли убирать зараженные опавшие листья

Использованная литература


В рамках готового исследовательского проекта по окружающему миру "Листопад" учащаяся 4 класса начальной школы изучает справочные сведения о причинах изменения окраски листьев у деревьев и кустарников и о причинах листопада у лиственных растений в осенний период.

Подробнее о проекте:


В индивидуальной детской исследовательской работе "Листопад" обучающейся 4 класса начальной школы выдвинута гипотеза о том, что, листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело и листья боятся холода, дается характеристика особенностям листопада у разных лиственных растений, проводятся практические опыты по извлечению пигментов из растительного материала.

В ученическом проекте по биологии в доступной форме изложены причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников перед листопадом, и дается объяснение, почему деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья. В процессе проведения опытов автором были извлечены пигменты из растительного материала некоторых кустарников (сирень и шиповник).

Оглавление

Введение
1. Причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников
2. Листопад у лиственных деревьев и кустарников.
3. Особенности листопада у разных деревьев и кустарников.
4. Исследование по извлечению пигментов из растительного материала.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников перед листопадом.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Провести наблюдения за окраской лиственных деревьев и кустарников в осенний период.
  3. Исследовать, почему осенью листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску.
  4. Выяснить, почему деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья.
  5. Сделать выводы и дать рекомендации.

Объект исследования: опавшие листья деревьев и кустарников.

Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и кустарников.

Гипотеза: Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело и листья боятся холода.

Практическая значимость: умение самим добывать информацию по нужной теме, находить применение полученным знаниям в повседневной жизни, развитие эстетического вкуса, интереса к экологическим проблемам.

Новизна работы заключается в том, что таких исследований в нашей школе ещё никто не проводил, материала в литературе по данной теме недостаточно.

Что такое листопад

Листопад - естественное опадание листьев у древесных растений и кустарников осенью, связанное с подготовкой растений к зиме и вызванное изменением длины дня. Лишь у немногих (напр., дуб) листья засыхают и постепенно разрушаются; обыкновенно листья, предварительно потерявшие зелёный цвет и ставшие жёлтыми и красными, опадают.

Листья могут опадать массой в определённый период или постепенно, по одному в течение длительного времени. Если растение на какой-либо срок теряет все листья, их называют листопадными. Вечнозелёные растения несут листья круглый год, сменяя их периодически.

Основные осенние сезоны


Осень – одно из четырёх времён года, между летом и зимой. Осень – переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура воздуха.

Условно осень делится на четыре подсезона.

1 подсезон – начало осени. Начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип, вяза, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября.

2 подсезон – золотая осень. Длится приблизительно с конца сентября по середину октября. В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса.

3 подсезон – глубокая осень (октябрь). С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю).

4 подсезон – предзимье (первая половина ноября). Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название.

Зелёный цвет листьев

Летом все деревья имеют одну окраску – зелёную. А вот осенью те же самые листья приобретают различную окраску. Откуда берутся эти цвета?

Эта кухня помогает превратить солнечный свет и воду в питание для растений. Наука доказала, что без зелёного листа не только не может жить растение, но не было бы и вообще жизни на Земле. Оказалось, что в клетках листа происходят важнейшие превращения воды и углекислого газа в сахар и крахмал. При этом листья выделяют кислород, которым дышит всё живое на планете. Великий русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев называл лист великой фабрикой жизни.

Процесс фотосинтеза можно изобразить вот такой простой формулой.

ВОДА + УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ СВЕТ = ГЛЮКОЗА + КИСЛОРОД
ХЛОРОФИЛЛ

Листья кажутся нам зелёными от большого количества хлорофилловых зёрен, расположенных в листе. Вместе с хлорофиллом в листе есть и другие пигмент - КАРОТИНОИДЫ (жёлтый и оранжевый цвет), АНТОЦИАН (красный цвет и багровый). Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и снова образуется.

Света растения уже получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, а ночью не успевает восстановиться. Зелёный свет в листе убывает, и заметным становится жёлтый, багряный или красный оттенок. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Деревья и растения подготавливаются к зиме, и дают нам возможность каждый раз восхищаться их прекрасным разноцветьем.

Исследование по извлечению пигментов из растительного материала


1 этап – подготовительный: постановка проблемы, выбор объекта, изучение территории, знакомство с методиками и литературой.

2 этап – экспериментальный: проводился сбор опавших листьев на территории пришкольного участка. Определение незнакомых листьев по атласу-определителю, проведение опытов по окраске листьев.

3 этап – аналитический: анализ результатов исследований, выяснение почему листья изменяют свой цвет в осенний период, экспериментальным путём выяснение от чего зависит окраска листьев на деревьях и кустарниках, выделение растительных пигментов.

4 этап – отчетный: оформление исследовательской работы.

5 этап – информационный: с результатами работы были ознакомлены ученики нашего класса и участники районной конференции.

Методы работы:
1. Опрос одноклассников о причинах изменения окраски листьев.

2. Наблюдения за изменением окраски листьев в разные подсезоны осени.

3. Сбор опавших листьев деревьев: берёзы повислой, клёна американского, осины, рябины, ольхи серой; кустарников: шиповника майского, сирени, аронии (черноплодной рябины).

Проведение опытов по изменению окраски листьев

Опыты № 1,2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Опыты № 3,4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана.

Результаты опроса одноклассников

листопад 1

Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников в разные

Растение 1 подсезон 2 подсезон 3 подсезон 4 подсезон
Берёза повислая первые жёлтые листочки обильное пожелтение листвы окончание листопада
Клён американский багряный цвет листьев опадение листвы
Осина жёлтые и ярко-красные листья окончание листопада
Рябина первые красные листочки обильное покраснение листвы опадение листвы
Ольха серая не меняют окраски листья не меняют окраски листья не меняют окраски листья окончание листопада
Шиповник майский первые красные листочки обильное покраснение листвы опадение листвы
Сирень не меняют окраски листья не меняют окраски листья не меняют окраски листья окончание листопада
Арония пурпурно-красный цвет опадение листвы

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба

Ход работы: для опыта взяла лист сирени, т. к. в нём есть только один пигмент – хлорофилл. Положила в колбу, залила спиртом и стала наблюдать за происходящим. Через 5-7 минут на нём появились тёмные пятнышки. В том месте, где листочек был немного надорван, появился светло-зелёный цвет. Спирт приобрёл светло-зелёный оттенок. Я ждала ещё 20 минут, но цвет ярче не стал.

Вывод: изменение цвета спирта произошло потому, что хлорофилл растворяется в спирту.

ОПЫТ № 2. Выделение из листьев сирени хлорофилла

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба, чашка, штатив, сухое горючее, поднос, спички

Ход работы: теперь я колбу со спиртом, в которой уже лежал лист сирени, решила нагреть на водяной бане. Когда вода в чашке нагрелась,

спирт стал окрашиваться в зелёный цвет. Через 5 минут спирт полностью изменил свою окраску

Вывод: хлорофилл растворяется в спирту, а при нагревании этот процесс происходит быстрее. Крепкая спиртовая вытяжка из зелёных листьев на свету выглядит изумрудно-зелёной.

ОПЫТ № 3. Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, кастрюля, ложка, 9% уксусная кислота.

Ход работы: для опыта взяла листья краснокочанной капусты, т. к. в них есть – антоциан, положила в кастрюлю, поставила на огонь. Когда вода закипела, появился бирюзовый оттенок. Затем цвет воды стал более насыщенным. Я капнула прямо в кастрюлю несколько капель 9% уксусной кислоты и вода в кастрюле приобрела два разных оттенка. Там, куда попала кислота, вода стала розовой, а вторая часть воды осталась бирюзовой. Я помешала ложкой воду в кастрюле, и вода стала ярко - розового цвета. Я достала ложкой листочек капусты и увидела, что сейчас он не фиолетовый, а бледно- жёлтый. На проведение опыта я потратила 15 минут.

Вывод: в листьях краснокочанной капусты есть антоциан, который придаёт листьям розовую окраску.

ОПЫТ № 4. Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, стеклянная кастрюля, тарелка, стакан, 70% уксусная кислота

Ход работы: взяла 3 листа краснокочанной капусты, положила в кастрюлю с водой и поставила на огонь. Когда вода в кастрюле закипела, вода стала менять цвет. Сначала она окрасилась в светло-голубой цвет, затем вода стала зеленоватого оттенка, на листьях появились белёсые пятна. Я решила подольше поварить листья, через 20 минут они стали тёмно-зелёного цвета, а вода приобрела грязно-красный оттенок. Я перелили воду в стаканчик, капнула несколько капель 70% уксусной кислоты, и вода окрасилась в ярко-красный цвет.

Вывод: этот опыт доказывает, что в листьях растений есть пигмент – антоциан, который придаёт воде красную окраску.

Общие результаты исследования листьев на предмет выделения пигментов:


Интересно

Осенний листопад – необычайно яркое и удивительное явление природы, которое поражает красотой. Глядя на облетающие золотые листья, которые стелятся мягкими коврами, непременно возникает вопрос: как устроен этот процесс и почему, собственно, осенью опадают листья?

Многие виды деревьев освобождаются от листьев для выживания в неблагоприятных погодных условиях. В тропиках и субтропиках листва осыпается в начале сухого сезона, в регионах с умеренным климатом деревья теряют листья осенью, когда приближается холодная погода. Деревья, которые сбрасывают листья в определённое время года, известны как лиственные деревья. Деревья, листва которых не опадает, называются вечнозелёными деревьями.

Большинству видов лиственных деревьев присущи широкие листья, которые осыпаются в холодную или засушливую погоду. Вечнозелёные деревья, в отличие от лиственных, растут во влажном, тёплом климате, либо имеют устойчивые к погоде иглы.

Интересный факт: Вечнозелёные деревья сохраняют листья в течение года, поскольку их листва покрыта воском, который защищает от холода, а в их клетках содержатся антифризные химические вещества, которые не дают дереву замерзнуть при низких температурах окружающей среды. Лиственные деревья же, наоборот, очень восприимчивы к холоду.


Вечнозеленые деревья сохраняют листву в течение года

Причины листопада:

  • продолжительность светового дня;
  • повреждение листьев;
  • засушливый климат;
  • холодный климат;
  • опыление деревьев.

Продолжительность светового дня


Разрушение хлорофилла в листе при сокращении светового дня

Осенью постепенно сокращается продолжительность светового дня. По мере снижения воздействия дневного света в листьях уменьшается производство хлорофилла – зелёного пигмента, с помощью которого растение поглощает солнечный свет и затем превращает его в питательные вещества; и замедляется процесс фотосинтеза (который осуществляется при участии хлорофилла), пока не остановится.

В результате этого прекращается выработок сахарозы, которую растения используют в качестве пищи, и, следовательно, ограничивается поступление в дерево элементов питания. Чтобы уменьшить потребность в питательных веществах и противостоять холоду или засухе деревья сбрасывают листву.

Интересный факт: Замечено, что лесные деревья быстрее сбрасывают листву, чем городские. Это связано с тем, что в городе больше освещения, включая искусственное (фонари, свет окон, машин и пр.).

Повреждение листьев

К концу лета листья повреждаются насекомыми, болезнями или общим износом и готовы к обновлению. С приходом осени деревья сталкиваются с низкой температурой окружающей среды, холодными ветрами и другими условиями, которые также повреждают листья. По этим причинам листва опадает. Кроме того, помимо питательных веществ в листьях собираются вредные вещества (метаболиты, излишние минеральные соли). Поэтому, избавляясь от листьев, растение очищается.

Засушливый климат


Лиственные деревья сбрасывают листву в засуху, чтобы избежать высыхания

При жаркой погоде листья испаряют много влаги. Корни дерева, снабжая листья, теряют большое количество воды. Листва хвойных, т. н. вечнозелёных деревьев, не подвергается опаданию, поскольку их иглы, занимая небольшую площадь поверхности, требуют меньше влаги по сравнению с лиственными деревьями. Таким образом, лиственные деревья сбрасывают листву в засушливый период, чтобы уменьшить потребность во влаге и избежать высыхания.

Холодный климат

Осенью деревья, ощущая сокращение дневного света и снижение температуры воздуха, начинают готовиться к холодам. Чтобы сохранить достаточное количество водных и энергетических ресурсов для зимнего периода, растения накапливают питательные вещества и избавляются от листьев. Этот процесс происходит циклически и не несёт вреда для растения. Так начинается осенний листопад.

Накопление питательных веществ

Деревья собирают ценные питательные вещества (нутриенты) из листьев и накапливают их в корнях для дальнейшего применения. Хлорофилл (пигмент, окрашивающий листья в зелёный цвет) первым разлагается на элементы питания. Кстати, в связи с этим листья осенью меняют цвет с зелёного на оранжевый, багровый, золотой.

Отделение листьев от дерева


Отделительный слой клеток отделяет лист от ветки, в результате чего происходит процесс листопада

Листья отсекаются от дерева с помощью отделительного слоя, который образуется в месте, где стебель листа соединяется с веткой, и представляет собой скопление клеток. По мере того, как осенние дни сокращаются, этот слой забивает сосуды на стебле листа, которые перемещают в лист воду, а в дерево – нутриенты. После того, как стебель забивается, слой становится сухим и чешуйчатым и, в результате разложения, отделяет лист от дерева. На месте отпавших листьев весной появляются новые стебли и отрастают листья.

Деревья, избавившись от листьев, входят в состояние анабиоза, которое сравнивается с глубоким сном. В это время растение использует запасы питательных веществ, отложенные летом.

Польза опавших листьев


Опавшая листва продолжает приносить деревьям пользу

Опавшие листья не теряют экологического значения. При разложении их полезные вещества стекаются в почву и кормят будущие поколения растительной и животной жизни. Благодаря этому дерево получает необходимые нутриенты для выращивания новых листьев. Кроме того, слой сброшенных листьев, укрывающий почву, согревает дерево и защищает от промерзания в холодную пору.

Вполне вероятно, что опавшая листва представляет собой главный фактор выживания не только деревьев, но и лесов в целом.

Опыление деревьев

Сбрасывание листьев деревьями также повышает эффективность опыления цветущих растений. Когда на ветках отсутствуют листья, ветряная пыльца распространяется на большие территории и, соответственно, охватывает больше деревьев.

Ответ на вопрос почему осенью опадают листья очевидный: опадание листьев помогает деревьям сохранять энергию и воду, т. е. выполняет энергосберегающую функцию и поддерживает водный баланс в организме растения. Сбрасывание листьев – способ адаптации деревьев к погодным условиям.

Кроме того, опадание листьев на деревьях не зависит исключительно от климатических изменений, это естественный процесс, заложенный природой в биологический цикл (комнатные растения также сбрасывают листья), который помогает им обновляться.

Почему осенью опадают листья – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: