Прозябает трава и является зелень и собирают горные травы

Обновлено: 05.10.2024

14 В Талмуде написано; "Никто да не здоровается, не совершив утренней молитвы, ибо первое выражение принадлежит прежде всего Богу" (Берах 14 а).

20 " Ненасытимы глаза человеческие ", ибо в них местопребывание зависти.

Можно с уверенностью датировать основную часть книги допленной эпохой (Притч 10-29). Дату написания глав Притч 30-31 трудно установить. Пролог же (Притч 1-9) безусловно более позднего происхождения: судя по его содержанию и литературной форме, напоминающей послепленные писания, его можно датировать 5 в. до Р.Х., когда кн Притчей, очевидно, приняла свой окончательный вид.

Так как в этой книге зафиксированы мысли мудрецов, живших в разное время, мы можем проследить по ней эволюцию темы о Премудрости. В двух древних сборниках притчи чисто религиозного характера, согласно подсчетам экзегетов, занимают не больше седьмой части текста, в остальных же притчах преобладает мирская бытовая мудрость. Наставления на религиозные темы являются здесь нравственными нормами практического поведения. Моральная направленность Притчей в некоторых отношениях отличается от морали древней эпохи. Эволюция заметна, в частности, в сфере отношения к женщине: блудодейство и связь с чужой женой резко порицаются, а в эпилоге женщина рассматривается как друг и хозяйка дома, заслуживающая всякого уважения. Более того, Премудрость Божия, пребывавшая искони и помогавшая Богу творить мир (Притч 8:22-31), персонифицируется в женском образе.

Учение кн Притч завершается в учении Христа, Премудрости Божией, но некоторые изречения мудрых уже предвозвещают возвышенную евангельскую мораль. Мудрые учат, что подлинная религиозность развивается лишь на основе нравственного поведения. Частое упоминание этой книги в НЗ поощряет христиан знакомиться с мыслями древних мудрецов Израиля.

Поэтому не удивительно, что первые израильские произведения мудрости во многом родственны произведениям соседних народов. Наиболее древние части кн. Притч содержат одни только предписания человеческой мудрости. Самые важные богословские темы Ветхого Завета: Закон, Союз-Завет, Избрание, Спасение — в этих книгах почти не затрагиваются. Исключение составляют кн. Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой, написанные значительно позже. Израильские мудрецы как будто бы не интересуются историей и будущим своего народа. Подобно своим восточным собратьям, они больше заняты личной судьбой человека, но рассматривают ее в более высоком плане — в освещении религии Ягве. Таким образом, несмотря на общность происхождения, между мудростью языческой и израильской имеется существенное различие, усиливающееся по мере того, как постепенно раскрывается Откровение.

Противопоставление мудрости и безумия становится противопоставлением правды и неправды, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — синоним благочестия. Если восточную мудрость можно определить как своего рода гуманизм, то премудрость израильскую можно назвать гуманизмом религиозным.

Исходной формой письменности мудрых можно считать машал (в русском переводе — притча). Таково во множественном числе заглавие книги, которую мы называем кн. Притчей. Машал — это краткое, выразительное изречение, близкое к народной мудрости, сохранившейся в пословицах. Древние сборники притчей содержат лишь подобные краткие изречения, но со временем машал развивается, достигая размеров небольшой притчи или аллегорического повествования. Это развитие, ясно выраженное в дополнительных разделах и особенно в прологе кн. Притчей (Притч 1-9), ускоряется в последующих книгах мудрых: кн. Иова и Премудрости Соломоновой представляют собой крупные литературные произведения.

Таким образом, круги мудрых значительно отличаются от той среды, в которой появились священнические и пророческие писания. Иер 18:18 перечисляет три различных класса — священников, мудрых и пророков. Мудрые не особенно интересуются культом, их как будто не волнуют несчастья их народа и не захватывает поддерживающая его великая надежда. Однако в эпоху Плена эти три течения сливаются. В прологе Притчей слышится тон пророческой проповеди, в кн. Сир (Сир 44-49) и Прем (Прем 10-19) содержится много размышлений над Священной историей; сын Сирахов почитает священство, ревнует о культе и даже отождествляет Премудрость и Закон (Сир 24:23-34): перед нами уже союз книжника (или мудрого) с законоучителем, который можно видеть и в евр. среде евангельских времен.

1 Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у апостола Иакова (Иак 4:13-15).

2 Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось расхожей истиною даже в житейской мудрости.

3-4 В ст. 3-4 явления нравственного мира — гнев и ревность сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность).

5-6 Мысль ст. 5-6 о превосходстве искреннего обличения любви пред лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в 28:23.

7-14 Притчи данного отдела не раз повторяют уже ранее высказанные Премудрым мысли, сн. ст. 11 с 23:15; ст. 13 с 20:16.

15-16 Сравнение ст. 15 для сварливой жены встречалось уже выше 19:13, а ст. 16 усиливает мысль новым сравнением.

23-28 В заключительных словах главы даются советы прилежать двум главным родам занятий древних евреев — скотоводству (ст. 23, 24) и земледелию (ст. 25), а вместе, ввиду текучести и изменяемости богатства (ст. 24), советуется простота и умеренность пищи и образа жизни (ст. 27).

Из такой искусственной формы притчей само собою следует, что они отнюдь не могут быть отожествляемы или сближаемы с народными пословицами, каких много бывает у всякого народа (у греков: собрание притчей семи мудрецов, поэтов и Пифагора; у римлян — Катона , Ю. Цезаря ), особенно же было много у народов древнего Востока, например, у арабов (собрания притчей, как произведений народной мудрости, у арабов были известны под именем Абу аль-Фадль аль-Майдани ). Напротив, в собрании притчей Соломоновых даны опыты именно одного или нескольких мудрецов — обнять истины религии или общие мудрости в применении к возможным многоразличным частным случаям жизни и выразить их в кратких, остроумных и удобозапоминаемых изречениях (ср. толк. 3 Цар 4:33), которые, не имея тесной логической связи между собою, располагаются лишь во внешней связи друг с другом.

В греческой , славянской и русской Библии, как и в Вульгате , книга Притчей принадлежит к седьмерице священных книг — кн. Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова, — которые по своему содержанию именуются учительными книгами ( Православный катехизис ) или премудростными, понеже в них разуму и истинней премудрости научаемся ( Предисл. к первопечатной Славянской Библии ), а по форме своего изложения стихотворными (свв. Григорий Богослов , Кирилл Иерусалимский , Иоанн Дамаскин и др.), т. е. в широком смысле поэтическими, частное в изложении своем всюду представляющими так называемый параллелизм членов (о видах этого параллелизма в книге Притчей мы сказали выше).

Таким образом из надписаний книги — этих самосвидетельств книги о себе самой — узнаем, что писателями ее были Соломон, Агур, Лемуил и некоторые другие, не названные по имени, мудрецы. Если же на основании общего надписания Притч 1:1 книгу Притчей называют именем Соломона, то эта надпись и это название — метонимия, так как с именем мудрости всегда соединялось, как и теперь у нас, имя Соломона, мудрейшего из людей; книга Притчей должна или может называться Соломоновою в том же смысле, как и всю Псалтирь называли и называют Давидовою, т. е. в смысле преимущественного и главнейшего авторства Соломона в этой области. Весь состав нынешней книги Притчей существовал уже ко времени царя Езекии, общество друзей которого, по свидетельству Притч 25:1, издало в свет всю книгу Притчей, — по неточному выражению Талмуда ( Бава-Батра , 15a), написало книгу Притчей, — точнее, редактировало ее, придало ей настоящий вид, придав к собранным, быть может, самим Соломоном (мнение св. Кирилла Иерусалимского и блаж. Иеронима ) Притч 1-24, последние семь глав книги, Притч 25-31, причем внесли сюда притчи, не вошедшие в собрание самого Соломона. Отцы и учители церкви, не придавая значения вопросу о происхождении настоящей редакции книги, видели и прославляли в ней мудрость Соломона. Действительно, на понимании книги вопрос об участии в ее составлении наряду с Соломоном и других писателей нисколько не отражается, лишь бы сохранялась вера в богодухновенность книги.

Против богодухновенности и канонического достоинства книги Притчей высказывались отдельные голоса как среди иудеев, так и среди христиан. Первых смущало кажущееся противоречие притчей Притч 26:4-5, и якобы неуместное в священной книге пластичное описание распутной жены Притч 7:10-27. Оба эти возражения были выставлены на Ямнийском иудейском соборе (ок. 100 г. по Р. Х.) но там же получили удовлетворительное разрешение, и книга в целом составе была признана каноническою. В христианской церкви раздавались одинокие голоса (в древности, например, Феодора Мопсуетского , в новое время — Клерика , Мейера и др.), будто книга Притчей заключает в себе лишь земную, чисто человеческую мудрость Соломона, имевшую в виду земное же благополучие человека. Но хотя правила, предписания и наставления книги Притчей о снискании мудрости, не достигают еще совершенства и идеальной чистоты нравственного учения Господа Иисуса Христа и Его апостолов, однако богодухновенность и канонический авторитет этот утверждается уже многократными ссылками на книгу Притчей в Новом Завете. Например, Притч 1:16-9:18 цитируются в Рим 3:15-17; Притч 3:11-12 — в Евр 12:6; Притч 3:34 — в Иак 4:6; 1 Петр 5:5. Мужи апостольские часто цитировали книгу Притчей, как боговдохновенное ветхозаветное писание (ап. Варнава , посл. гл. V, св. Климент Римский , 1 Кор гл. XIV, XXI. Игнатий Богоносец . Ефесянам V, Поликарп Смирнский . Филип. гл. VI). В апостольских правилах (пр. 85) и во всех канонических соборных исчислениях православной церкви книга Притчей всегда помещалась в числе 22-х канонических книг Ветхого Завета.

1. Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день. Самое страшное зрелище — это престарелый грешник, стоящий одной ногой в могиле, который вот-вот потеряет все, что имел в этом мире, а также все то, чем мог бы обладать в вечности. Еще мгновение и его не станет. С вечной жизнью шутить нельзя. Можно строить планы на завтрашний день, но, упустив сегодняшний, потеряешь все. Как хорошо, что человек может помолиться даже тогда, когда стоит на краю пропасти, за мгновение до того, как дверь спасения закроется навсегда!

5—6. Кто тот друг, который может стать благословением для моей души? Тот ли, кто станет потакать моим прихотям и льстить моему тщеславию? Достаточно ли того, что он любит меня и готов тратить время и силы на служение мне? Этого мало. Ведь я несчастный, заблудший грешник с упрямой волей и слепым сердцем, который с каждым шагом удаляется от верного пути. Другом для меня в таком случае станет тот, кто сможет открыто меня обличитьи не будет льстить. Настоящая дружба без этого невозможна. Скрытая любовь, которая не смеет укорять с любовью и никогда не причиняет боль обличением, с точки зрения Бога, есть ненависть. Сначала надо рану вскрыть и очистить, а только потом накладывать на нее повязку. Укор, произнесенный без злобы, в правильно выбранный момент и с молитвой, скрепляет дружбу, а не разрушает.

И кто же не предпочтет искреннюю укоризну, какой бы болезненной она поначалу ни была, многочисленным поцелуям ненавидящего? Поцелуй предателя только добавил страданий нашему Спасителю. Он знал, что Иуда предаст Его, и это знание только увеличило Его мучения, ибо чувства Его в союзе с Отцом были обострены превыше всякого разумения.

7. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. Здесь идет речь о земных наслаждениях. Часто изобилие не преумножает счастье человека, а наоборот лишает его. Человек, пресыщенный роскошью, с отвращением отказывается от самых изысканных лакомств, в то время как голодные, чтобы не умереть, с удовольствием едят горькое и невкусное. Пресыщенность иногда бывает столь же мучительной, как и голод. К сожалению, сытая душа некоторых христиан попирает и сот.

Гораздо завиднее состояние голодной души, которая готова принять горечь промысла как лекарство для здоровья души. Сладкий вкус Евангелия познается по его горечи. Эта горечь делает Христа сладким для души. Виновный грешник и добродетельный Спаситель как нельзя лучше подходят друг ко другу! Каждый взгляд на Христа делает грех еще горче. Каждый взгляд на грех делает Спасителя дороже.

8. Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое. Птица знает, что ее гнездо — единственное безопасное место. Там Бог защищает ее (Втор.22:6—7). Поэтому, когда она покидает свое гнездо, ее приходится не сладко. А оставаясь в гнезде, она находится под защитой.

9. Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим. Мы знаем, что масть и курение весьма приятны обонянию. Фимиам дружбы не менее благодатен для души. Кому из нас не хочется иметь брата или сестру?

Сладок всякому друг сердечным советом своим. Главное достоинство совета — его сердечность.Такой совет — не формальная вежливость и не мудреные рассуждения. Это совет его души. Друг ставит себя на наше место и советует так, словно дает совет самому себе. Сердечный совет приятен так же, как близкое общение с Господом.

10. Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали. Человек беспринципный — создание капризное. С ним не построить крепкую дружбу. Соломон последовал своему правилу, когда продолжил дружбу своего отца с Хирамом (3Цар. 5:1—10). А его сын, отказавшись поступать по этому правилу, лишился царства (3Цар.12:6—19). Хотя новые вещи лучше старых, старый друг лучше новых двух.

11. Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня. Верующим родителям будут радоваться так же, как и проповедник Евангелия: они увидят, как их дети ходят в истине (2 Ин.4; 3 Ин.4). Их сердца наполняются радостью при виде благочестивой мудрости детей. Если родители получили такое благословение, значит, они прожили жизнь правильно. Пусть лучше дом ваш будет наполнен молитвами детей, чем золотом.

12. Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются. Даже у животного есть здравый смысл — инстинкт (Иер.8:7). Каждый разумный человек действует, полагаясь на него. Все могут увидеть зло, когда оно совсем рядом. Но человек благоразумный предвидит приближение бедствия. Бог остается все тем же Богом святости и правосудия. Грех настолько же мерзок в Его очах, как и ранее. Благоразумный человек видит, как следствие вытекает из причины, как из главного следует второстепенное. Посему он начинает искать укрытие заранее. Терпение, осторожность и надежда христианина — вот благоразумие, которое станет укрытием в день злой.

Друга надо любить не на словах, а на деле и в истине. Чтобы научиться это делать, надо ходить пред Богом, а не перед человеком. Пусть люди мира и вещи мира не имеют для вас никакого значения. Дни человека вскоре закончатся. А вечность со всей своей славой уже при дверях.

17. Железо острит железо, и человек изощряет взгляд друга своего. Человек создан для общения. Его способности могут полностью раскрыться только тогда, когда он живет как существо социальное. Железо острит железо. Нож точат при помощи стального точила. Так же один ум острит другой. Таким образом делаются научные открытия. Когда разум устал, а лицо поникло, слово друга обновляет силы дружеским пониманием.

18. Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести.

Этот стих призывает нас прилежно совершать свое призвание. Смоковница была очень ценным деревом. Ее было выгодно выращивать, потому здесь она символизирует результат верности.

Мы счастливы служением Господу, потому что изучаем Его Слово и Его волю. Его обещания — гарантия того, что мы обретем честь.

19. Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку. Не все люди одинаковы. Младенцы отличаются от стариков. Но, с другой стороны, многие люди в схожих обстоятельствах ведут себя одинаково. Вода отражает лицо наклонившегося над ней человека, и в сердце другого человека мы видим свое отражение. Человеческая природа не претерпела никаких изменений со времени грехопадения. Человек всегда был таким же порочным, как сейчас.

Поэтому мы с сочувствием должны относиться к членам тела Христова. Мы разделяем с ними радости и печали, упования и искушения. Если мы познали самих себя, то сможем мудро общаться с другими грешниками. Кроме того, эта притча учит нас смирению и долготерпению.

20. Преисподняя и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие. Смерть ненасытна со времен грехопадения Адама. Она разверзает свою пасть, чтобы поглотить миллионы миллионов жизней, и все равно не может удовлетворить свой голод.

Человек всегда ищет того, чего нет, — удовлетворения в земной жизни. Он горы свернет, чтобы достичь желаемого, но, заполучив его, не может успокоиться. Изобилие не гарантирует счастья. Сколько бы усилий он ни прилагал, все удовольствия, которые он получает, ничтожны. Достигнув вершины своих устремлений, он не успокаивается, а пытается подняться еще выше. В падшем человеке живет неутолимая жажда.

Только Бог может утолить жажду вашей души. Беспокойное томление с утра до ночи возникает из-за того, что вы не воспринимаете Его как единственный источник удовлетворения. Если вы радуетесь не Богу, значит, вы свергли Его с престола своей жизни. Все вокруг вас стало несчастьем и обманом. Но радость в Боге дает небесное спокойствие. Ведь вечность будет вечной радостью.

22. Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его. На Востоке шелуху от зерна отделяли в ступе при помощи песта. Но даже шелуха не столь сильно пристает к зерну, как глупость к безрассудному. Шелуху можно отделить от зерна, а глупец не способен расстаться со своей глупостью, сколько его ни бей. Что толку в наставлении глупца, если он презирает учение?

Примеров неисправимой глупости много. Заблуждаются те, кто считает, что истязание плоти спасает душу. Еще ни одна душа не была спасена таким образом. Страдания приносят пользу лишь тогда, когда этого хочет Бог. Сильные удары могут разбудить заснувшую душу. Но если камень раздробить, осколки все равно останутся твердыми. Человека можно удручить, но так и не смирить. Он не перестанет лелеять свою глупость и по-прежнему не будет обращать внимания на Христа и вечность. Разве не так, христианин, было и с тобой, пока всемогущая любовь Бога не произвела в тебе скорбь и плач о грехе? Одним наказанием этого не добьешься.

Плоды трудолюбия намного лучше плодов самоуверенности и праздности. Глупо завидовать тем, чье благосостояние позволяет им не работать. Мы должны быть благодарны Богу за то, что Он избавил нас от этой беды. Земля дает разнообразные плоды, и в этом проявляется щедрость нашего милосердного Бога. Как прекрасна благодать нашего любящего Господа!

7 Если ты не голоден, не будешь есть даже мёд, но если захочешь, будешь есть всё, даже то, что на вкус неприятно.

10 Не забывай своих друзей и друзей отца твоего. Если пришла беда к тебе, не ходи далеко за помощью в дом брата твоего, а обратись к соседу, который близко.

14 Не буди рано соседа своего криками: "С добрым утром!", он воспримет это как проклятие, а не как благословление.

18 Человек, заботящийся о дереве, сможет есть плоды его. Так и человек, который заботится об учителе своём, будет вознаграждён, учитель позаботится о таком.

19 Когда человек смотрит в воду, он видит своё лицо, так и сердце показывает, что человек представляет собой.

1−6. Против самохвальства, ревности и лицемерия. 7−14. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. 15−16. О сварливой жене. 17−32. О проницательности, заботливости; об алчности. 22−27. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства.

Притч 27:1. Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, чтó родит тот день.

Притч 27:2. Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой.

Притч 27:3. Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.

Притч 27:4. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?

Притч 27:5. Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

Притч 27:6. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.

Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова (Иак 4:13−15). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3−4 явления нравственного мира — гнев и ревность — сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5−6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в Притч 28:23.

Притч 27:7. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко.

Притч 27:8. Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое.

Притч 27:9. Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим.

Притч 27:10. Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.

Притч 27:11. Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня.

Притч 27:12. Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.

Притч 27:13. Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог.

Притч 27:14. Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.

Притчи данного отдела не раз повторяют уже ранее высказанные Премудрым мысли, сн. ст. 11 с Притч 23:15; ст. 13 с Притч 20:16.

Притч 27:15. Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена — равны:

Притч 27:16. кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе.

Сравнение ст. 15 для сварливой жены встречалось уже выше Притч 19:13, а ст. 16 усиливает мысль новым сравнением.

Притч 27:17. Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.

Притч 27:18. Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести.

Притч 27:19. Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку.

Притч 27:20. Преисподняя и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.—

Притч 27:20a. —[Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком.]

Притч 27:21. Что плавильня — для серебра, горнило — для золота, то для человека уста, которые хвалят его.—

Притч 27:21a. —[Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания.]

Притч 27:22. Толки́ глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его.

Изречение ст. 18 имеет широкий смысл но ближе всего может обозначать проницательность и энергию во взаимных отношениях друзей (ср. Евр 10:24). В ст. 18−19 взаимные отношения людей рисуются с новой стороны. Ст. 20 имеет то же сравнение, какое и ранее (Притч 15:11) было употреблено, но оно имеет здесь более частный смысл, означая страстность, особенно алчность человеческого сердца (ср. Сир 14:9). Равным образом сравнение ст. 21 встречалось уже в Притч 17:3. Ст. 22 представляет полушуточное выражение той мысли, что глупость обычно как бы срастается с самим существом человека, имевшего несчастие подпасть ее влиянию.

Притч 27:23. Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах;

Притч 27:24. потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?

Притч 27:25. Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы.

Притч 27:26. Овцы — на одежду тебе, и козлы — на покупку поля.

Притч 27:27. И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим.

В заключительных словах главы даются советы прилежать двум главным родам занятий древних евреев — скотоводству (ст. 23,24) и земледелию (ст. 25), а вместе ввиду текучести и изменяемости богатства (ст. 24), советуется простота и умеренность пищи и образа жизни (ст. 27).

Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах; потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род? Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы. Овцы - на одежду тебе, и козлы - на покупку поля. И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим. (Прит.27:23-27)

Далее Соломон показывает нам, что имущество может быть средством приобретения другого имущества и заботы об одежде и пропитании. Козлов можно использовать для приобретения полей, козлиным молоком - питаться самим, и кормить наших работников. Овец - на одежду. Уровни метафоричности выбирайте себе сами, как вам угодно, факт остаётся фактом - наши стада (имущество), а не богатства - дают нам одежду и пропитание. Если мы верим в закон контекста при толковании Писания, то мы просто вынуждены признать, что Матф.6:24-33 не противоречит другим местам в Писании, а лишь поясняет их.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Давайте значит разберёмся, о чём на самом деле говорит Тот, кто пришёл не нарушить Закон, но исполнить? (Да по другому не могло и быть, або Он и есть - Автор сего Закона, если вы не забыли). Несколько постулатов берём отсюда:

01 Не можете служить двум господам. Многие, не разбираясь что есть что, начинают служить деньгам, которые есть лишь инструмент, это - идолопоклонство. Не возможно служить деньгам, и служить Господу, потому как деньги созданы, чтобы служить нам, пока мы служим Господу.

02 Не заботьтесь о том, что одеть, и что кушать, або душа важнее этого. В нашей Библии греческое слово "Маримнау" переведено "заботьтесь", в оригинале оно означает "беспокоиться; быть отягощённым заботами; суетиться, чтобы продвинуть свои интересы". Каким-то образом частенько призыв не нервничать мы принимаем как призыв не работать. Иисус об этом не говорил.

03 Господь вас накормит и оденет. Да, и аминь. Почему только Павел тогда сказал "Посему кто не работает, тот пусть и не ест"? Дело в том, что одинаково сильны оба заблуждения, как то, что мы работаем только ради того, чтобы было на что жить, так и то, что если Господь благословит, то теперь можно вообще не заботиться о своём обеспечении. Бог сказал, что Он благословит дело рук наших, именно таким образом Он и обеспечит нам и еду и одежду. Трудиться надо обязательно, но важно помнить, что не работа нас кормит, а Бог использует работу, чтобы сделать это. Именно об этом последние слова здесь: Ищите Царства Божия на работе, и результаты работы вас будут радовать!

Ну и ещё раз, вернёмся к прочитанному в самом начале:

Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах; потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род? Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы. Овцы - на одежду тебе, и козлы - на покупку поля. И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим. (Прит.27:23-27)

Читайте также: