Пять рабочих ставят дом ставит опыт агроном он растит такую рожь

Обновлено: 19.09.2024

Прочитай стихотворение. Пользуясь словариком учебника,объясни значения выделенных слов другими, близкими по значению словами .
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном .
Он растит такую рожь -
С головой в неё уйдёшь .
Ставит счётчики монтёр .
Ставит фильмы режиссёр .
Снял он сказку > ,
Чтобы ты увидеть мог .
Мама ставит пироги .
Подойди и помоги .
А диагноз ставит врач :
>
Если кончился рассказ ,
Ставить точку самый раз.

Пять рабочих ставят дом. (Строят, возводят, воздвигают, сооружают)
Ставит опыт агроном . (Проводит, делает)
Он растит такую рожь -
С головой в неё уйдёшь .
Ставит счётчики монтёр . (Устанавливает, фиксирует, помещает)
Ставит фильмы режиссёр. (Создает, экранизирует, придумывает, снимает)
Снял он сказку "Колобок",
Чтобы ты увидеть мог .
Мама ставит пироги . (Печет, готовит, стряпает)
Подойди и помоги .
А диагноз ставит врач : (Определяет)
"Просто насморк . Спи, не плачь !"
Если кончился рассказ ,
Ставить точку самый раз. (Заканчивать, завершать)

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь,
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Мама ставит пироги –
Подойди и помоги!
А диагноз ставит врач:
"Просто насморк, спи не плачь".
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.

Это многозначные слова. Ставят дом - строят, ставит опыт - исследует, ставит счётчики - устанавливает, ставит фильмы - режиссирует, ставит пироги - печёт, ставит диагноз - определяет, ставить точку - закончить


Канакина. Проверочные работы. 4 класс

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

ГЛАГОЛ
Повторение
Роль глаголов в языке

Ответы к стр. 74 — 75

1. Прочитай. Впиши в предложения пропущенные слова.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Примеры глаголов:

Читать, вспомнить, пишу, полетит, найдёте.

2. Прочитай. Найди среди данных слов и словосочетаний глаголы. Подчеркни их. Составь и запиши из данных слов и словосочетаний сложное предложение.

В весеннем лесу, громко стучат , зелёные кузнечики, дикие голуби, жалобно кукуют , воркуют , пёстрые дятлы, трещат в траве, кукушки.

В весеннем лесу громко стучат пёстрые дятлы , трещат в траве зелёные кузнечики , воркуют дикие голуби , жалобно кукуют кукушки .

• Подчеркни грамматическую основу в каждой части сложного предложения.

Ст о яла уд и вительная п о года. Т е пло, ясно. Со л нце вес е ло играет на талом снеге. Всё блестит , дымится , каплет . Вороб ь и, как сумасшедшие, кр и чат около отпотевших заборов. В е сна, в е сна идёт !

4. Прочитай. Запиши по памяти или выпиши из словаря синонимов в учебнике (часть 1, с. 154) синонимы к данным глаголам.

Блестеть, сиять, сверкать, гореть, светиться.

Разговаривать, говорить, толковать, болтать.

5. Прочитай. В каком значении употреблён многозначный глагол СТАВИТЬ из стихотворения Г. Демыкина? Выбери и запиши для объяснения значения этого глагола синонимы из слов для справок.

6. Прочитай. Вставь пропущенные буквы и запятые. Подчеркни глаголы. Задумайся, чем интересны эти глаголы.

Пр о снулась тайга-х о зяйка. Вздохнул и пр о будился в е т е рок — мальчи ш ка на побегушках. Шалун спугнул с и ницу с ветки, с о рвал лист с м о л о денькой осинки, з а путался в густых к о лючках ели, рассердился, ухнул в вышине и умч а лся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Рассмотрено на заседании

Протокол № ______ от __________

Зам.директора по УПР

Зам.директора по УМР

______________________ Н.Е. Колесник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по предмету Русский язык

Тема: Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Градация, антитеза.

Преподаватель М.Г. Молчанова

Дата проведения 12 сентября 2012

Цели занятия:

1. Познавательный аспект:

- Научить умению находить в тексте синонимы, омонимы, паронимы, антонимы;

- Разграничить языковые явления омонимии и полисемии;

- Научить использовать в речи данные понятия.

2. Развивающий аспект:

- Развивать логическое мышление учащихся;

- Развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитательный аспект:

- Привить любовь к Родине, родному языку.

Тип занятия: Урок обобщения и систематизация знаний

Вид урока: комбинированный урок.

Методы: слово учителя, беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, дедуктивный метод, индуктивный метод, самостоятельная работа, работа с текстом, работа со словарем, метод сплошной выборки текста.

Межпредметные связи:

Литература- анализ текста художественной литературы.

Учебно- методическое обеспечение:

Презентация темы с использованием мультимедийной установки

Раздаточные материалы- схемы, упражнения.

Ожидаемый результат:

- в результате полученных знаний учащиеся смогут находить в тексте омонимы, синонимы, паронимы, антонимы.

- смогут анализировать текст;

- оценить знания одногруппников, аргументировать результаты.

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

План занятия

1. Подготовка к уроку Учитель заранее на доске записывает тему урока и эпиграф:

Эпиграф к уроку:

Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться грамотно писать и говорить, то есть правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль.

2. Презентация новой темы

3. Практическая часть

4. Домашнее задание

I . Организационный момент

II . Повторение ранее изученного материала.

На доске записано слово КНИГА.

Учитель: Что написано на доске?

Учащиеся: Слово КНИГА.

Учитель: Как вы определили, что это слово?

Учащиеся: Оно имеет внешнюю и внутреннюю сторону, т.е. фонетический состав и лексическое значение.

Учитель: Молодцы, ребята. Все правильно. На прошлом уроке мы с вами начали изучению новый раздел о языке. Как он называется?

Учитель: Что такое лексика?

Учащиеся: Лексика - раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Учитель: Все правильно.

Учитель. На каждой парте лежит стихотворение. Я его вам сейчас зачитаю и после этого мы с вами определим в одном или нескольких значениях употреблено слово СТАВИТЬ.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь –
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги –
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз.

Ответы учащихся. Здесь слово ставить употреблено в нескольких значениях .

Учитель: Какими могут быть слова по своему лексическому значению?
(По своему лексическому значению слова могут быть однозначными и многозначным)
Учитель: Какое еще значение могут иметь многозначные слова?
(Многозначные слова могут иметь прямое и переносное значение).

Давайте обратимся к толковому словарю и определим значения слова СТАВИТЬ

СТАВИТЬ, -влю, -вишь; -вленный; несов. 1. что. Помещать, укреплять стоймя, в стоячем положении, не лежа. С. столбы. С. книги на полки. С. портрет на стол. 2. кого (что). Заставлять стать (в 1 знач.), занять где-н. место в стоячем положении. С. людей в строй. С. кого-н. на колени. С. часового на пост. С. к станку (также перен.: поручать работу у станка). 3. кого (что). Назначать, определять (разг.). С. кого-н. ш работу. С. нового завхоза. 4. что. Помещать на определенное место, в определенном положении. С. автомобиль в гараж. С. вещи на место. С. тарелки в буфет. С. кастрюлю на огонь. С. хлеб на стол. 5. что. В нек-рых выражениях: придавать чему-н. нужное положение, форму, приводить в нужное состояние. Правильно с. ногу при ходьбе. С. руку (пианисту). С. голос (начинающему певцу). 6. что. Сооружать; устанавливать. С. памятник герою. С. телефон. 7. что. Накладывать, прикладывать, вкладывать. С. компресс. С. термометр. С. горчичник. С. банки. 8. что. Изображать письменно, писать. С. свою подпись. С. знаки препинания. С. отметку. 9. что. В азартных играх: вносить, вкладывать в игру (деньги). С. в банк. С. на туза. 10. что. Устраивать, организовывать, налаживать. С. спектакль. С. опыты. ||. что. Предлагать для решения, выполнения, обсуждения. С. задачу перед кем-н. С. твердые сроки. Правильно с. вопрос. С. на голосование. 12. кого-что. Создавать для кого-чего-н. условия, обстановку, приводить в какое-н. состояние, положение. С. в затруднение. С. в трудное положение. С. под контроль. С. перед совершившимся фактом. С. себя на чье-н. место (представлять себя в положении другого). 13. кого-что. В сочетании с существительным с предлогом выражает действие по знач. данного существительного. С. в известность кого-н. (извещать). С. в вину что-н. кому-н. (обвинять в чем-н.). С. в связь что-н. с чем-н. (устанавливать связь между чем-н.). С. в упрек что-н. кому-н. (упрекать). 14. что. Производить, делать (то, что обозначает существительное). С. диагноз. С. рекорд. С. подножку кому-н. 15. кого-что во что или за что. Расценивать, считать, относиться к кому-чему-н. каким-н. образом. С. за правило. С. в пример кого-что-н. кому-н. Ни во что не с. кого-н. (совершенно не ценить). || сов. поставить, -влю, -вишь; -вленный. || сущ. постановка, -и, ж. (к 1,5, 10 и || знач.).

Учитель: Молодцы ребята, все правильно. Прямым является только то значение, что дано первым в словарной статье, все остальные являются переносными, они образуются по сходству.

Справка- А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных? Чтобы ответить на этот вопрос исследователи взяли “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выбрали по принципу “случайного отбора” 35016 слов и установили, что однозначных слов среди них 63%, а многозначных 37%.

III . Постановка цели урока

(Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел о русском языке, который называется лексикологией. Вспомним с вами о таких понятиях, как омонимы, синонимы, паронимы, антонимы. Научимся находить их в тексте и отличать друг от друга).

Запишите тему нашего сегодняшнего урока. Учитель раздает учащимся заранее подготовленные схемы, которые на протяжении урока учащиеся будут заполнять


IV . Объяснение нового материала.

Как видно, эти люди могут быть разного рода-племени, социального положения, достатка, профессии, интересов. Единственный признак, по которому произошло их объединение, — формальное сходство.

Откройте учебники на стр. ….Зачитайте определение еще раз вслух, запишем его в нашу схему.
Омонимы бывают трех видов:

Разновидности омонимов:


Омоформы (разные части речи)


Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу . (А.С.Пушкин)

В словарь: омоформы: по калачу (сущ.), поколочу (глаг.).

Омофоны ( разное написание)

Офографы (разное произношение).


Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы.

Белки сидели на ели
И семечки из шишек ели.

Закрыв измученные веки,

Миг отошедший берегу,

О, если б так стоять вовеки

На этом тихом берегу.

Знакомство со словарём омонимов. Объяснение и нахождение омонимов в школьном толковом словаре.

МИР Обратимся к толковому словарю и посмотрим словарную статью слова МИР.

-Сколько значений приводится в данной статье?

- В чем отличие от словарной статьи СТАВИТЬ?

- Правильно, значение слова мир дается в разных статьях, т к у этих слов нет общей семы. Их ни по какому принципу нельзя объединить, они похожи только по звучанию. Иными словами, у них нет общей семы. Как например в слове СТАВИТЬ. Там происходит действие. Ведь очень часто в русском языке появляются слова, похожие по написанию в связи с происхождением слова или переменой звучания слова.

Распределите слова на три группы:


1) омоформы; 2) омофоны; 3) омографы.

Топить печь – печь пироги; глубокий пруд – сломать прут; железный замок – роскошный замок; стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; деревянный плот – плод дерева.

Печь (сущ.) – печь (глаг.), из стекла (сущ.) – стекла (глаг.), косой (сущ.) – косой (прил.).

Пруд – прут; плод – плот.

Замок – замок.

Учитель: недавно мне в руки попал небольшой отрывок из письма другу и оно меня очень заинтересовало.

Учитель: Все дело в том, что автор не слова написал с орфографической ошибкой, а употребил слова, близкие по звучанию, но совершенно разные по содержанию Такие слова называются словами- паронимами. (Учащиеся из учебника записывают определение и примеры себе в схему).

Давайте подумаем, какую пару можно подобрать к каждому неправильному слову?

Драматичный- от суш. Драматичность- напряженность, осрота. Драматичность событий; Драматический- связанный с существительным драма

Невежда- безграмотный, ничего не ведающий; невежа- не культурный.

Абонемент- Приобретенный купон; абонент- адресат по телефону.

Молодцы, ребята. Вы все сделали верно и теперь у нас в тексте используются именно те слова, значение которых допустимо в данном контексте.

Учитель: Но в русском языке не все слова похожего звучания, но разного содержания.

В русском языке есть слова, которые произносятся по- разному, но имеют одно значение. Эти группы слов называются словами- синонимами.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению, но разные по звучанию. Эти слова являются наиболее точным средством выражения:

Сияло
солнце, блестели цветы в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава.

(Учитель записывает предложение на доске и вызывает одного ученика)

Назовите слова из предложения, которые выражают одно значение.

Как вы думаете, почему автор не использовал один из данных глаголов, ведь мы бы с вами не потеряли смысл предложения.

Правильно, не очень привлекательно выглядит предложение, если в нем 3 раза используется одно и тоже слово. Эта речевая ошибка называется тофтологией. Мы заменяем слова для того, чтобы наша речь была яркой, красноречивой и выразительной.

Давайте обратимся к учебнику и запишем определение синонимов в свои схемы.

(Работа с учебником).

Учащиеся выполняют упражнение № 16.

Знакомство со словарем.

Учитель: Давайте в учебнике прочитаем последнюю группу лексических слов, которую нам осталось изучить на сегодняшнем уроке.

(Учащиеся зачитывают определение антонимов и приводят примеры)

Знакомство со словарем.

Например: Они сошлись…….

Рефлексия: Учитель: Давайте с вами обратимся к нашим уже заполненным таблицам и еще раз повторим материал, который сегодня изучили.

Если слова по значению очень близкие,

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Подобрать синонимы и антонимы к данным словам: УДАЧНЫЙ, ДОБРЫЙ, БУДНИЙ, СКРЫТЫЙ, ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, НЕВЕЖА.

Составить с ними предложения.

Первый вариант пишет соседу по парте послание, используя паронимы ОТПЛАТИЛ, ОПЛАТИЛ, второй вариант – ГУМАННЫЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ.

Читайте также: