Радиолокационные системы посадки самолетов

Обновлено: 19.09.2024

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Большаков Юрий Павлович, Нечаев Евгений Евгеньевич

Статья посвящена посадочным радиолокаторам и тенденциям развития техники их построения.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Большаков Юрий Павлович, Нечаев Евгений Евгеньевич

Анализ состояния и оценка возможности реализации средств многопозиционных систем наблюдения для аэродромных АС УВД

Пути создания радиооптического комплекса контроля воздушного и наземного пространства для диспетчерских служб региональных аэропортов

Перспективы развития автоматизированных систем управления полетами, навигации, посадки и связи государственной авиации

Исследование помехоустойчивости первичного канала аэродромных обзорных радиолокаторов на модели при воздействии активных шумоподобных помех

Курсо-глиссадные системы посадки в гражданской авиации СССР (70-80-е гг. Xx В. ) (историко - технический анализ)

НА УЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА сер. Радиофизика и радиотехника

Посадочные радиолокаторы гражданской авиации и тенденции развития техники их построения

Ю.П. БОЛЬШАКОВ, Е.Е. НЕЧАЕВ

Статья посвящена посадочным радиолокаторам и тенденциям развития техники их построения.

Роль посадочных локаторов в безопасности полётов. Организация и управление воздушным движением (УВД) воздушных судов (ВС) в условиях постоянного роста их числа и типов требует постоянного совершенствования комплекса мероприятий по оптимальной организации полетов ВС в контролируемой зоне. Аэродромная зона является наиболее сложным этапом управления воздушным движением. Аэродромная зона характеризуется интенсивным движением и большой плотностью ВС. Успешное решение задач УВД в аэродромной зоне определяется техническими возможностями средств, используемых для этих целей. В структуре Единой системы управления воздушным движением в аэродромной зоне в основном используют два типа радиолокационных станций: обзорный радиолокатор

аэродромный (ОРЛ-А) и посадочный радиолокатор (ПРЛ).

В основе безопасного и точного полета по маршруту, в районе аэродрома, при взлете и посадке лежит принцип комплексного использования всех имеющихся технических средств самолетовождения как наземных, так и бортовых. Наиболее сложным и ответственным этапом полета является посадка ВС, что подтверждается материалами международного семинара по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке [1]. Основное количество авиационных происшествий и инцидентов происходит на этапах захода на посадку и посадке. При этом заходы на посадку без наземного контроля с использованием ПРЛ в пять раз опаснее, чем заходы с её использованием. Последнее подчеркивает актуальность решения задачи контроля захода на посадку с Земли.

Под посадкой понимают всю совокупность процессов маневрирования, обеспечивающего вписывание самолета в заданную траекторию снижения, движение по этой траектории и собственно посадку. Посадочные радиолокаторы являются частью радиотехнических средств обеспечения посадки (РТСОП) наряду с радиомаячными системами посадки (РМСП). Радиомаячная система обеспечивает получение на борту информации, необходимой для движения ВС по заданной линии посадки, а с помощью ПРЛ осуществляется наземный контроль за снижением ВС по линии курса (ЛК) и глиссады (ЛГ), путем определения удаления ВС от расчетной точки приземления, и его отклонений от линии курса и линии глиссады. Измеренные диспетчером или автоматически значения удаления и отклонений передаются на борт ВС.

В документах ИКАО указывается, что наличие ПРЛ желательно во всех системах средств обеспечения посадки, однако, их содержание и использование относительно дороги и в ряде случаев состав РТСОП ограничивается только РМСП. ПРЛ является трехкоординатной станцией, осуществляющей обзор воздушного пространства в зоне предпосадочного и посадочного маневров. Для оценки удаления ВС от точки приземления и отклонений от ЛК и ЛГ на индикаторе станции строятся два изображения: курсовое и глиссадное.

Радиолокационные системы управления посадкой, разработанные как основные средства обеспечения посадки военных самолетов, получили широкое распространение в 50-60 годах в первую очередь из-за своей простоты, мобильности и слабой оснащенности самолетов бортовыми системами обеспечения посадки. Посадочные радиолокаторы являются также составной частью радиолокационных систем управления, как правило, военного назначения,

предназначенных не только для управления посадкой, но и для решения задач управления полетами в районе аэродрома при взлетах и заходах на посадку.

В настоящее время радиолокационные системы посадки применяются как на военных аэродромах в качестве основного средства посадки, так и в качестве вспомогательного средства на аэродромах гражданской авиации (ГА). В современных системах сохраняется управление посадкой по командам с земли, передаваемым с наземных средств по линии связи и передачи данных. При автоматической посадке роль летчика сводится к визуальному (или с помощью специальных средств) контролю за правильностью выполнения команд посадки и вмешательству, при необходимости, в процесс управления.

Получение одновременно информации о воздушной обстановке в аэродромной зоне и информации, обеспечивающей управление самолетами, находящимися на посадочной прямой, достигается использованием двух антенн (кругового обзора и глиссады).

Современное состояние техники ПРЛ. Учитывая практическое отсутствие на аэродромах ГА посадочных РЛС Precision Approach Radar (PAR) и весьма ограниченные возможности контроля захода по обзорному радиолокатору (ОРЛ), ЗАО “ВНИИРА-ОВД” в АРМ УВД диспетчера старта/посадки унифицированного ряда АС УВД “СИНТЕЗ” реализовала функцию контроля захода ВС на посадку на основе информации аэродромного обзорного радиолокационного комплекса (ОРЛК) [1].

В России используются РЛС, изготавливаемые фирмой “Tesla” (RP - 3G, RP - 4G, RP - 5G). В нашей стране эксплуатируются также и отечественные радиолокационные системы посадки (РСП) РСП-6М2, РСП-10МН-1. Эти системы в значительной мере устарели и не отвечают современным требованиям к РЛС посадки самолетов.

Характерной особенностью конструктивного исполнения как отечественных ПРЛ, так и фирмы “Tesla” является наличие механически сканирующих антенных систем курса и глиссады с широкими диаграммами направленности и использование зондирующих импульсов простой формы. Эти особенности конструктивного исполнения существенно затрудняют дальнейшее совершенствование таких важных характеристик, как: надежность; темп обновления

информации; точность определения координат; помехозащищенность; дальность видимости в осадках, превышающих 4 - 6 мм/ч; разрешающая способность при заданной дальности видимости.

Зарубежные системы посадки. Значительный интерес представляют последние образцы зарубежных радиолокаторов, имеющие более высокие технические и эксплуатационные характеристики.

Разработчики радиолокационной техники стремятся решить проблему УВД в аэродромной зоне с помощью многофункционального радиолокатора. На примере зарубежных многофункциональных радиолокационных систем (GCA-2000, MPN-14K RAPCON, AN/TPN-31 (ATNAVICS)) (рис.1-5) можно предположить, что дальнейшее развитие их антенных систем пойдет в сторону применения активных антенных решёток (АФАР). Антенная система обзорного радиолокатора также будет представлять собой АФАР. Побудительными причинами использования АФАР в радиотехнических системах являются заметные преимущества АФАР по сравнению с пассивными решетками. К ним относятся: меньшие потери в трактах приема и передачи; высокая надежность; широкие возможности в динамическом изменении параметров РЛС; меньшая стоимость жизненного цикла РЛС в целом.

Если на начальном этапе в силу очевидных обстоятельств проектировались АФАР длинноволновых диапазонов (AN/TPS-59), то в настоящее время во многих странах разработаны и находятся в эксплуатации РЛС с АФАР более высокочастотных диапазонов, включая Х-диапазон (THAAD) [2].

Рис.1. Посадочный радиолокатор ЫРО-435Б фирмы МЕС

Рис.2. Совмещенный обзорный локатор и посадочный локатор ОСЛ-2000 фирмы ІТТ

*•х L 1 1 1 і і f I ) J j j, і і j

Рис.3. Совмещенный обзорный локатор и посадочный локатор MPN-14KRAPCON фирмы ITT

Рис. 4. Посадочный радиолокатор AN/FPN-67 фирмы Raytheon

Рис.5. Мобильный обзорный локатор и посадочный локатор AN/TPN-31 (ATNAVICS) фирмы Raytheon

Высокая стоимость АФАР заключается в большом количестве модулей, стоимости элементной базы и СВЧ распределительных систем. Снижение стоимости разработки, изготовления, эксплуатации, обслуживания и т.д. приведет к более широкому их использованию. Однако современные требования к РЛС с АФАР уже невозможно выполнить без применения принципиально новых методов и технологий. Исследования в этой области показывают, что качественный скачок в технике АФАР возможен на стыке радио и оптоэлектроники. Применение аналоговой фотоники позволит получить качественно новые возможности РЛС с АФАР.

Анализ развития ПРЛ и ОРЛ-А, входящих в различные типы радиолокационных систем управления посадкой, позволяет сделать вывод о том, что совершенствуются существующие ПРЛ и разрабатываются новые, более совершенные. При этом за рубежом особое внимание уделяется разработке РЛС с АФАР. ПРЛ становится частью многофункциональной системы, состоящей из: ПРЛ, ОРЛ-А и вторичного радиолокатора, которая при высоких технических характеристиках имеет наименьшие эксплуатационные затраты.

Выводы. Анализ развития техники построения посадочных радиолокаторов позволяет утверждать, что разработка радиолокаторов идет в направлении повышения: надежности аппаратуры; точности определения координат; помехозащищенности; автоматизации и мобильности.

Повышение надежности, точности и помехозащищенности достигается переходом к радиолокаторам с узким лучом диаграмм направленности, построенных на основе АФАР, переходом к цифровым системам, внедрением цифровых систем передачи данных, совмещением режимов первичной и вторичной локации, использованием сложных зондирующих сигналов и моноимпульсного принципа измерения угловых координат.

Повышение уровня автоматизации достигается использованием микропроцессорной техники для решения задач обработки радиолокационной информации, выработки команд управления и передачи их на борт, а также для отображения на средствах индикации необходимых команд и информации.

Важнейшим принципом построения ПРЛ является использование электронного способа сканирования рабочего сектора узким лучом. Работа узким лучом обеспечивает пространственную селекцию целей и местных предметов, улучшает характеристику обнаружения как в ясную погоду, так и в осадках. В режиме обзора в ПРЛ используются зондирующие импульсы на двух частотах, что обеспечивает статистическую независимость отраженных от целей сигналов. При этом из-за уменьшения дисперсии эффективной поверхности рассеяния цели повышается дальность обнаружения. Применяется и внутриимпульсная линейная частотная модуляция, что позволяет улучшить характеристики обнаружения в осадках, повысить точность определения координат целей за счет высокой разрешающей способности.

Использование моноимпульсного метода пеленгации в режиме сопровождения позволяет в сочетании с применением сложных сигналов и высоким темпом обращения к цели добиться высоких точностных характеристик, а цифровая система селекции движущихся целей обеспечивает улучшение тактических характеристик, позволяет повысить надежность и срок службы системы, уменьшить габариты и вес.

Для решения задач управления лучом ФАР (АФАР), вторичной обработки радиолокационной информации, функционального контроля и диагностики аппаратуры используются микропроцессоры. Благодаря этому имеет место высокая степень гибкости в управлении рабочими режимами станции.

С целью обеспечения требований по надежности и удобству эксплуатации используется резервирование аппаратуры каждого канала, а применение оптоэлектроники рождает новый класс АФАР. Первые серийные полностью оптические АФАР появятся в ближайшее десятилетие. Уже сейчас проходят испытания экспериментальные образцы полностью оптических АФАР [3].

2.Логвин А.И., Нечаев Е.Е., Большаков Ю.П., Лысов В.А. Состояние и перспективы развития антенных систем средств УВД. // Научный Вестник МГТУГА, серия Радиофизика и радиотехника, № 51, 2002.

Yu. P. Bol’shakov, E.E.Nechaev

Precision approach radars for civil aviation and their progress technology construction tendencies.

The article is dedicated to precision approach radars and tendencies of an advance in technology of their construction.

Сведения об авторах

Большаков Юрий Павлович, 1950 г.р., окончил МИРЭА (1977), начальник сектора КБ “Лира”, автор более 10 научных работ, область научных интересов - радиолокация, техника СВЧ, антенные измерения.

Нечаев Евгений Евгеньевич, 1952 г.р., окончил НГТУ (1974), доктор технических наук, профессор кафедры радиотехнических устройств МГТУ ГА, автор 135 научных работ, область научных интересов - антенные измерения, техника СВЧ.


Система РСП-7 предназначена для контроля за движением самолетов в районе аэродрома и обеспечения посадки самолетов и вертолетов в сложных метеорологических условиях днем и ночью.
В систему входят:
— диспетчерский радиолокатор (ДРЛ) дециметрового диапазона;
— посадочный радиолокатор (ПРЛ) трехсантиметрового диапазона;
— автоматический УКВ радиопеленгатор (для индивидуального опознавания самолетов), который может работать как с диспетчерским, так и с посадочным радиолокаторами;
— два комплекта радиостанции связи РСИУ-4М;
— два электроагрегата АБ-8М;
— запасное имущество и контрольно-измерительная аппаратура.
Система изготавливается в автомобильном (РСП-7) и упаковочном (РСП-7У) вариантах.
Аппаратура системы автомобильного варианта размещается в автомобиле ЗИЛ-157 и автоприцепе 2ПН-2.
Аппаратура системы в упаковках размещается в четырех специальных палатках.

Диспетчерский радиолокатор.
Максимальная дальность действия по самолету ЛИ-2 при высоте полета 5000 м:
— при пассивной работе не менее 80 км;
— при активной работе не менее 120 км.
Ширина диаграммы направленности антенны радиолокатора в горизонтальной плоскости 4°.
Обзор по углу места от 1 до 10°.
Уровень боковых лепестков по отношению к основному лучу (по мощности) 2%.
Мощность передатчика в импульсе не менее 230 кВт.
Чувствительность приемника:
— в пассивном режиме 135 дб;
— в режиме СПЦ 133 дб.
Частота повторения импульсов:
— в пассивном режиме 550 гц;
— в режиме СПЦ 1075 и 800 гц;
— в активном режиме 550 гц х 2.
Длительность излучаемых импульсов:
— в пассивном режиме 2 мксек;
— в активном режиме 1 мксек х 2;
— в режиме СПЦ 1 мксек.
Разрешающая способность в пассивном режиме:
— по дальности 1,5% масштаба индикатора;
— по азимуту 6°.
Масштабы дальности индикатора 45, 90 и 150 км.
Точность:
— по дальности 1% масштаба индикатора;
— по азимуту 1° (вероятная ошибка).
Опознавание самолетов:
— в пассивном режиме — по автоматическому радиопеленгатору;
— в активном режиме — по автоматическому радиопеленгатору и по сигналам опознавания самолетного ответчика.
Количество фиксированных частот 6, из них 2 оперативные.
Запросный код при работе с самолетным ответчиком — два импульса длительностью 1 мксек.
В радиолокаторе осуществлена автоматическая подстройка частоты магнетрона со следящим приводом при кварцевой стабилизации гетеродина приемника для обеспечения высокой стабильности при использовании когерентно-импульсного метода.

Посадочный радиолокатор.
Радиолокатор может работать в трех режимах:
— посадки;
— опредлеения высоты;
— кругового обзора.
Максимальная дальность действия по самолету ЛИ-2 (Ил-14) при высоте полета 1000 м:
— при пассивной работе не менее 30 км;
— при активной работе не менее 40 км.
Обзор в горизонтальной плоскости:
— в режиме посадки ±15°, —20° - +10°; +20° - -10°;
— в режиме кругового обзора 360°. Обзор в вертикальной плоскости:
— в режиме посадки —1° - +8°;
— в режиме определения высоты —1° - +22°.
Ширина диаграммы направленности курсовой антенны:
— в горизонтальной плоскости 0,7°;
— в вертикальной плоскости 3,5°.
Ширина диаграммы направленности глиссадной антенны:
— в горизонтальной плоскости 3,8°;
— в вертикальной плоскости 0,7°. Коэффициент усиления:
— курсовой антенны ~ 8000;
— глиссадной антенны ~ 8200.
Уровень боковых лепестков по отношению к основному лучу по мощности 1 %.
Угол перемещения антенны курса в вертикальной плоскости 22°; угол перемещения антенны глиссады в горизонтальной плоскости 30°.
Мощность передатчика в импульсе не менее 70 кВт.
Чувствительность приемника не менее 120 дб.
Разрешающая способность в пассивном режиме:
— по дальности 1,2% масштаба индикатора;
— по азимуту 1,5°;
— по углу места 1°.
Масштабы дальности индикаторов: при посадке:
— в пассивном режиме 20 км;
— в активном режиме 60 км;
при круговом обзоре и определении высоты:
— в пассивном режиме 30 км;
— в активном режиме 60 км. Частота повторения импульсов:
— при пассивном режиме 2400 гц;
— при активном режиме 1200 гц х2;
— при режиме СПЦ 2400 и 3000 гц. Длительность излучаемых импульсов 0,4 мксек.
Точность:
по дальности:
— при круговом обзоре и определении высоты 1 % масштаба дальности индикатора;
по азимуту:
— при круговом обзоре 2°;
по высоте:
— в режиме посадки при полете самолета на постоянной высоте 100 м;
— при определении высоты 300 м.
Количество фиксированных частот 6, из них 2 оперативные.
Минимальная высота вывода самолетов на ВПП аэродрома 50 м.
Радиолокатор включает в себя систему автоматической под-стройки частоты стабилизированного гетеродина со следящим приводом для обеспечения необходимой стабильности при использовании когерентно-импульсного метода.

Данный текст я совершенно случайно нашел в своих архивах, хранящихся еще со времен первого Фланкера. Точного авторства и источника указать к сожалению не могу.

Вот что рассказал Панько Александр, который служит в авиации и закончил авиационное училище, об обустройстве аэродромов навигационным оборудованием.

РСБН (радиотехническая система ближней навигации) предназначена для выдачи на борт сигналов по которым определяется азимут и дальность относительно маяка.

ПРМГ (посадочная радио маячная группа) состоит из КРМ и ГРМ.

КРМ (курсовой радио маяк) предназначен для определения на борту смещения от посадочного курса.

ГРМ (глиссадный радио маяк) предназначен для определения на борту смещения от глиссады.

РСП (радиолокационная система посадки) состоит из диспетчерского и посадочного радиолокаторов, предназначена для контроля воздушного пространства вокруг аэродрома и параметров посадки самолетов группой управления полетами.

БПРМ (ближний приводной радиомаяк, отстоит от ВПП на 1км) совместно с ДПРМ (дальний приводной радиомаяк, удален от торца ВПП на 4км) предназнечен для привода ЛА в зону действия ПРМГ, в его состав входят МРМ и КНС. На БПРМ и ДПРМ стоят еще и маркерные радио-маяки, которые своим дествием через звуковой сигнал в кабине отмечают, прохождение приводов (БПРМ и ДПРМ на жаргоне). При этом летчик по получении звукового сигнала должен проконтроллировать свою высоту - на ДПРМ - 200м, на БПРМ - 60м.

МРМ (маркерный радио маяк) предназначен для фиксации на борту пролета над контрольными точками.

КНС (кодонеоновый световой маяк) предназначен для визуальной отметки контрольной точки.

ДРЛГ (дальняя радиолокационная группа) комплекс радиолокационных станций предназначенных для контроля воздушного движения в дальней зоне.

КДП (командно-диспетчерский пункт) сооружение из которого осуществляется централизованное управление воздушным движение в районе аэродрома.

КП (огни конца полосы)

РП (огни разрешения посадки) когда полоса свободна и посадка разрешена огни горят зеленым светом, иначе красным.

ОП (огни подхода)

АГ (огни авиа горизонта) определяют (визуально) курс на полосу, служат для контроля ориентации полосы и отстоят от ее торца на 400-500м

БД (бегущая дорожка) такие бегущие к торцу ВПП огоньки, которые придают посадке большую серъезность :).

  • выравнивание обычно начинается на высоте 5-8 м и заканчивается переводом самолета в режим выдерживания на высоте 0.5-1м. В процессе выравнивания вертикальная скорость снижения по глиссаде плавно уменьшается практически до нуля.
  • выдерживание применяется для дальнейшего уменьшения высоты полета с постепенным уменьшением скорости и увеличением угла атаки до значений при которых становится возможным приземление и устойчивый пробег самолета. При уменьшении подъемной силы в конце участка выдерживания начинается парашютирование.
  • парашютирование - снижение с увеличивающейся вертикальной скоростью. Так как высота парашютирования мала, в момент приземления вертикальная скорость незначительна.

© 2004, 2005 =070=Ghost Yakov Boichenko
© 2004, 2005 =013=Kris Stanislav Gavrovskiy
© 2004, 2005 =074=ivan_sch Ivan Schelkunov

РСП-28М

Опыт вооруженных конфликтов последних лет показывает, что важную, а порой и решающую роль в исходе военного противоборства играет авиация. Развитие современных средств радиотехнического обеспечения полетов военной авиации в районе аэродрома оказывает непосредственное влияние на реализацию боевого потенциала, как отдельных авиационных комплексов, так и авиационных группировок в целом.

В последние годы в России разработаны новые радиолокационные системы посадки РСП-27С и РСП-28М, а также модернизирован посадочный радиолокатор ПРЛ-27С. Это существенно повышает точностные характеристики курсо-глиссадных систем и делает эксплуатацию воздушных судов в целом гораздо безопаснее.

Кроме этого, в настоящее время на предварительные испытания предъявлены автоматизированные системы управления (АСУ) полетами самолетов в районе военных аэродромов в трех вариантах исполнения: стационарном, мобильном и высокомобильном (с возможностью транспортировки вертолетами типа Ми-8 и Ми-26). Каждый из вариантов исполнения АСУ полетами включает более десятка подсистем, которые либо серийно выпускаются, либо завершают испытания.

Практически завершены испытания основных элементов этих АСУ полетами: мобильный комплекс средств руководства полетами (КСРП-М), высокомобильный обзорно-посадочный радиолокационный комплекс (РЛК-ВМ), РЛС обзора летного поля для военных аэродромов.


По результатам этих испытаний планируется принять решение о возможности их поставки на аэродромы.

Основными источниками объективной информации об обстановке в воздухе для группы руководства полетами военной авиации являются радиолокационные системы посадки. В их состав входит диспетчерский радиолокатор кругового обзора и секторный посадочный радиолокатор, который сопровождает воздушные суда на глиссаде снижения.

Кроме того, в состав РСП входит автоматический радиопеленгатор и рабочие места, которые являются резервными для группы руководства полетами. В 2014 году взамен устаревших радиолокационных систем посадки РСП-6М2 и РСП-10МН были приняты на снабжение принципиально новые стационарная РСП-27С и мобильная РСП-27М.

В отличие от устаревших радиолокационных систем посадки РСП-6М2 и РСП-10МН, в новых системах применяются фазированные антенные решетки, цифровая обработка сигналов, доплеровская фильтрация, современная элементная база и технология серийного производства.

В составе ДРЛ-27С четыре независимых радиолокационных канала: первичный канал с твердотельным передатчиком L-диапазона; вторичный радиолокационный канал управления воздушным движением формата RBS; запросчик госопознавания, работающий в открытых режимах; автоматический радиопеленгатор, который определяет пеленг бортовой радиостанции.

В ПРЛ-27С реализовано электронное сканирование в посадочном секторе за счет частотного качания луча. Такое техническое решение обеспечивает максимальную надежность локатора, отсутствие импортной элементной базы, а также низкие затраты на обслуживание при эксплуатации в войсках. При отлаженной технологии производства антенны частотного сканирования луча ее стоимость минимальна среди всех других электронных сканеров.

В состав мобильной РСП-28М входит модуль управления с тремя автоматизированными рабочими местами, радиостанциями для связи с воздушными судами, объективным контролем и средствами жизнеобеспечения. Информация от радиолокационных систем посадки поступает на комплекс средств руководства полетами, установленный на командно-диспетчерский пункт военного аэродрома.

В ходе эксплуатации РСП-27С и РСП-28М в войсках были определены направления их дальнейшего совершенствования с целью повышения безопасности полетов авиации в районе аэродрома.

Для контроля качества измерения угловых координат каналами курса и глиссады в состав модернизированного радиолокатора ПРЛ-27СМ включен канал оптических измерений на базе тепловизора. Этот канал в простых метеоусловиях автоматически с высокой точностью измеряет угловые координаты воздушного судна, заходящего на посадку. Сравнение радиолокационных и оптических измерений позволяет оценить качество работы этих каналов. Особую актуальность такое сравнение имеет на малых углах места (на конечном участке захода самолета на посадку).


По рекомендациям специалистов произведена оценка возможности применения оптических измерений в интересах повышения ситуационной осведомленности группы руководства полетами. Для этого надо с высокой вероятностью автоматически определять надежность оптических измерений.

Это особенно актуально в сложных метеоусловиях, а также при нахождении на курсе посадки характерных местных предметов, птиц и других сторонних объектов, отметки от которых схожи с отметкой от заходящего на посадку воздушного судна. Такие исследования и эксперименты продолжаются и в настоящее время.

Развитие современных средств обеспечения полетов авиации в районе аэродрома, как и в других важных областях создания военной техники и вооружения сопровождается анализом научно-технического (технологического) задела (отечественного и иностранного, отставание, опережение, паритет). Современное российское посадочное оборудование практически ничем не уступает зарубежному, а по ряду показателей и превосходит его.

В 2019 году была завершена разработка и успешно прошли государственные испытания опытного образца нового посадочного радиолокатора ПРЛ-27СМ в составе стационарной (РСП-27С) и мобильной (РСП-28М) радиолокационных систем посадки.

Посадочный радиолокатор ПРЛ-27СМ предназначен для контроля (в составе РСП или автономно) выдерживания воздушными судами линий курса и глиссады на посадочной траектории.

ПРЛ-27СМ представляет собой первичный моноимпульсный посадочный радиолокатор (ПРЛ), обеспечивающий: секторный обзор воздушного пространства (в секторе посадки) по двум первичным каналам — каналу курса и каналу глиссады; обнаружение воздушного судна, в том числе на фоне пассивных помех, и измерение их удаления от торца взлетно-посадочной полосы и отклонений от осевой линии взлетно-посадочной полосы по курсу и от линии глиссады.

Основным достоинством модуля ПРЛ-27СМ является высокая точность измерения угловых координат воздушных судов за счет использования электронного сканирования диаграмм направленности антенн (курса — в горизонтальной плоскости, глиссады — в вертикальной плоскости) и моноимпульсного метода измерения.

Модернизация была направлена прежде всего на улучшение эксплуатационных и производственно-технологических характеристик ПРЛ-27С. Среднеквадратическое отклонение ошибок измерения координат воздушного судна по выходу аппаратуры обработки на дальностях менее 25 км составляют: по дальности — не более 15 м; отклонения воздушного судна от осевой линии взлетно-посадочной полосы — по курсу не более 6 мин, либо 9 м; отклонения воздушного судна от линии глиссады — не более 6 мин, либо 6 м.

Подтверждение высоких точностных характеристик ПРЛ-27СМ являлось основной целью государственных совместных испытаний РСП-27С с модулем посадочного радиолокатора ПРЛ-27СМ, которые проводились в 2018 году на базе Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны России (Липецк).

Поставка радиолокационных систем посадки РСП-27С и РСП-28М с модулем посадочного радиолокатора ПРЛ-27СМ на военные аэродромы начинается с этого года.

Читайте также: