Растения цветковые для детей

Обновлено: 05.10.2024

“Внимание! Внимание!
Приближается дружок,
Время общих приключений-
Наш занимательный урок!
В мир радости и увлечений
Я приглашаю, дети Вас.
Наш увлекательный урок
Начинаем мы сейчас!

2. Актуализация знаний

1. Почему отдел называется голосеменные?

Ответ на вопрос не предлагается, так как опрос проводится фронтально.

2. Назовите характерные особенности голосеменных растений.

  • Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
  • Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
  • Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
  • Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

3. Изучение нового материала

Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок - это упавшая с неба звезда. На земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. О чём вы думаете, глядя на цветы? Что они значат для вас?

Предположительные ответы детей

Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями.

Итак, сегодня мы должны узнать:

  • 1. Какие растения называются покрытосеменными
  • 2. Разнообразие покрытосеменных
  • 3. Места обитания покрытосеменных
  • 4. Значение цветковых.

Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая молодая, но самая многочисленная группа царства Растений. 250 000 видов, произрастающих во всех климатических зонах.

Давайте рассмотрим особенности строения цветковых растений.

Почему их называют покрытосеменными?

Предположительные ответы детей.

У покрытосеменных имеется орган семенного размножения – цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено (покрыто).

Можно выделить следующие особенности Поктытосеменных в сравнении с Голосеменными растениями.

Признаки Покрытосеменных растений.

1. Количество видов покрытосеменных 250 тыс. видов.

2. Наличие хорошо развитых органов (корень, стебель, лист, цветок).

3. Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

4. Наличие плода. Семенное размножение

5. Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

6. Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

7. Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

1) деревья, кустарники, кустарнички и травы.

2) однолетние, двулетние, многолетние.

3) по форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)

Покрытосеменные растения

Что же такое однолетние, двулетние, многолетние растения?

Однолетнее растение — растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период.

Двулетнее растение — травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев.

Многолетнее растение — растение, живущее более двух лет.

Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?

Предположительные ответы учащихся

- Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее:

1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)

2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)

3. Корм для сельскохозяйственных животных

4. Декоративное значение

5. Лекарственное значение

Роль цветковых растений

4. Физкультурная минутка

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания — руки вверх.)

5. Закрепление знаний

“А ну-ка, отгадай”.

О многих цветковых растениях с давних времен люди слагали легенды, сказки, былины. Вам необходимо вспомнить названия некоторых легендарных растений.

В честь этого веселого цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение

Этот цветок, по преданию, появился из морской пены вместе с богиней любви Афродитой

Легенда гласит, что бог запретил работать в воскресенье, а пчелы его ослушались. И теперь они не питаются нектаром этого цветка, и опыляют его только шмели

По греческим сказаниям, этот цветок является цветком бога сна

Этот цветок стал эмблемой революции

Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше

6. Рефлексия

”Слон”
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

7. Подведение итогов

Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я Вам сказать,
Что Вы можете отлично
и УЧИТЬСЯ и ИГРАТЬ!

Цель занятия : знакомство учащихся с разнообразием цветковых растений.

Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с формами цветковых растений и их признаками.
Развивающая – заинтересовать изучением растительного мира.
Воспитывающая – воспитывать у учащихся умение работать в коллективе.

Специфика занятия: учебно-развивающее.

Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный;
- игровой;
- практический.

Структура занятия:

Содержание занятия

1. Организационный этап

Знакомство с темой и целью занятия.

2. Ориентировочно-мотивационный этап

Педагог задает вопросы, а учащиеся отвечают "ДА" или "НЕТ". По ходу игры педагог дает пояснения.

Вопросы:
Верно ли, что
1. наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. у мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет)
3. у цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
4. у папоротников есть цветы? (нет)
5. растение – живой организм? (да)
6. водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
7. водоросли - жители воды (да)
8. мхи можно встретить во влажных местах (да)
9. представителями хвойных растений являются: сосна, ель, кедр, можжевельник (да)
10. у мхов есть корни (нет)
11. самая малочисленная группа цветковые растения (нет)
12. водоросли используют в пищу (да )
13. листья папоротников похожи на перья (да)
14. растения делят на водоросли, хвощи, плауны, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения (да)
15. лишайники – это симбиоз водоросли и гриба (да)
16. ель – это цветковое растение (нет)
17. морская капуста это водоросль (да)
18. шишка- это плод хвойных растений (да)
19. роза - это цветковое растение (да)
20. сыроежка – это растение (нет)

3.Операционно-познавательный этап

1. Название возникло из-за цвета плодов, которые имеют насыщенный бордово-красный цвет. В целом же, кустарник весьма дружелюбный и даже полезный для человека, если не считать колючек на ветках.
2. Молодые побеги имеют кору коричнево-красного цвета, которая по мере роста веток меняет окрас на более тёмный и грубеет.
3. Боярышник кроваво-красный уникален ещё и тем, что может спокойно расти до 400 лет.
4. Люди используют боярышник кроваво-красный ещё с 16 века. За это время придумано множество различных рецептов и их вариаций, которые помогли избавиться от многих болезней.
5. Более интересное применение боярышнику нашли в Англии. Там на 1 мая незамужние девушки привязывают ветку боярышника к столбу, а утром смотрят, в какую сторону её склонил ветер. Принято считать, что именно оттуда избранница должна ожидать жениха.

3.2.4. Росянка

1. Росянки — одни из наиболее распространенных среди насекомоядных растений.
2. Манящая капля “росы” оказывается на поверку липкой слизью, которая и лишает насекомое возможности спастись. Лист росянки необычайно чувствителен — достаточно легчайшего прикосновения, и все его волоски приходят в движение, изгибаясь к центру в стремлении как можно “щедрее” облепить жертву клейким веществом и переместить ее в самую середину листа — туда, где находятся пищеварительные ворсинки. Постепенно лист росянки смыкается над насекомым, превращаясь в некое подобие крошечного желудка.
3. Процесс пищеварения обычно занимает несколько дней. Железы росянки выделяют жидкость, содержащую органические кислоты (в основном бензойную и муравьиную) и пищеварительные ферменты типа пепсина, расщепляющие белки насекомого до более простых соединений, которые растение способно усвоить.
4. Чарльз Дарвин, проводивший многочисленные наблюдения и эксперименты с росянкой крупнолистной, обнаружил удивительную способность этого растения переваривать даже кусочки кости и хряща.
5. От насекомых же, пойманных росянкой, остаются лишь нерастворимые ферментами хитиновые покровы, которые вскоре смываются с поверхности ловчего листа дождем или уносятся ветром.

4. Контрольно-коррекционный этап

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие).


Предлагаемые растениния: колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра,
подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза и другие.

Материалы и инструменты:
- альбомный лист, кисточки, картон;
- акварельные краски или гуашь;
- ножницы;
- листья разных деревьев.

Выполнение практической работы
1. На лист картона приклеиваем заготовку вазы.
2. Выбираем лист и красим акварельными красками изнаночную сторону.
3. Переворачиваем лист окрашенной стороной на альбомный лист.
4. Аккуратно прижимаем лист салфеткой.
5. Убираем окрашенный лист.
6. На альбомном листе остаётся отпечаток.
7. То же самое проделываем с другими листьями, разными по форме и размеру, так чтобы у нас получился букет в вазе.

5. Рефлексия

Подведение итогов занятия

К цветковым растениям принадлежит самая распространенная и прогрессивная группа растений на всей планете и насчитывает около 250 тысяч видов. Еще их называют покрытосеменной группой растений. Главное их отличие от голосеменных растений в том, что семя их покрывается тканями плода после цветения.

Растения группы цветковых получили такое название из-за способа размножения с помощью цветков, опыляемых насекомыми. Обычно цветки имеют яркую окраску и обладают приятным запахом для привлечения насекомых. Чем мельче растение, тем мельче сами цветки, а цветки деревьев вообще мало напоминают само соцветие.

Самым маленьким цветковым растением является ряска, растущая на поверхностях водоемов, а самыми крупными, конечно деревья.

Строение каждого цветка очень похоже, если не сказать идентично и различаются только по внешнему виду.

Внешняя часть называется чашелистик. Чашелистики защищают лепестки, и тычинки пока цветок растет из почки до полноценного размера. Самая крупная, яркая и заметная часть цветка – это лепесток. Внутри находятся тычинки, на которых растение переносит пыльцу с помощью насекомых на другие растения, таким образом, опыляя их.

Большинство растений являются гермафродитами, имеющими и цветки с тычинками – мужскими, и с завязями – женскими клетками. Поэтому насекомые, перенося пыльцу с одного цветка на другой, оплодотворяют растение для новых побегов.

Также пыльца переносится с растения на растение и при помощи ветра. Но для этого растению нужно находиться на местности продуваемой ветрами, например, не в лесу.

В листьях растений синтезируются питательные вещества. Для этого необходимо лишь солнечное тепло и свет, углекислый газ и вода. И процесс этот называется фотосинтез.

Стебли, как и стволы, представляют собой основную опору растений. По стеблям и стволам проходит основная подача воды по всему растению и к листьям.

Корни же, крепко держат растение в земле и всасывают из земли воду и питательные вещества. Для крепкого удержания растения в земле служит центральный стержневой корень. Отходящие от него корни меньше служат, в основном, для подпитки.

Цветковые растения разделяются на однолетние, которые цветут и опыляются раз в год, потом погибают. Двухлетние – погибают через два года и многолетние, жизненный цикл которых более двух лет и их цветение продолжается на протяжении всего периода жизни.

Цветковые растения

Популярные сегодня темы

Христианство является самой крупной мировой религией, третья часть населения нашей планеты – это христиане. Данная религия основана на учении Иисуса Христа, который жил в 1 веке в Палестине.

Если посмотреть с космоса на Землю, то можно сказать, что третью часть ее площади занимают океаны: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый

Артемида была достаточно известной богиней, поэтому на территории Эфеса, так где ранее располагался храм карийской богини, было возведено новое строение. Он был возведен

В тенистых и влажных лесах, на склонах гор и оврагов можно встретить загадочный цветок - Вороний глаз. Этот вид многолетних растений относится к семейству Мелантиевых. Всего начитывают около

Для начала разберём что представляет собой вулкан. Вулканическая гора - это конусообразное возвышение, которое имеет небольшое отверстие в самой высокой точке. Обычно вулканы располагаются та

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Джанкойского района Республики Крым

Подготовили: ученики 3 класса

Бекмулаева Алиме, Бекмулаева Эмине.

Учитель: Усатова Г.В.

Цветковые растения

Цветковые растения представляют самую прогрессивную группу растений. К ним принадлежат около 250 тыс. видов, обитающих повсюду на Земле. Самое маленькое из них — это ряска, живущая в воде и едва достигающая миллиметра в диаметре. Самыми крупными цветковыми растениями являются деревья, которые могут достигать высоты 95м и более.

Цветковыми растения этой группы называются потому, что у них развивается особый орган размножения — цветок. Например, это могут быть такие ярко окрашенные и обладающие чудесным запахом цветы, которые можно увидеть в садах или за городом. Цветки растений, напоминающих обычную траву, обычно мелкие и невзрачные, а у многих деревьев они и вовсе не похожи на цветки.

Части цветка:

Существует множество типов цветков, однако все они устроены по единому плану. Каждая часть цветка предназначена для выполнения определенной функции. Внешние части цветка представлены чашелистиками, которые защищают этот орган, когда он еще находится в состоянии почки. Лепестки — это самая заметная часть цветка. Часто они имеют яркую окраску и запах для привлечения насекомых. Тычинки несут мужские половые клетки растения, которые заключены в пыльцевых зернах. Пыльца переносится с одного растения на другое. Завязь скрывает внутри себя женские половые клетки, или яйцеклетки. Яйцеклетка не может дать начало новому растению до тех пор, пока не соединится с пыльцевым зерном. У большинства растений в одном цветке есть и тычинки, и завязи. Тем не менее некоторые из них, например дубы или ивы, имеют отдельные мужские и женские цветки.

Листья снабжают растение пищей, синтезируя питательные вещества из углекислого газа и воды с использованием солнечной энергии. Этот процесс называется фотосинтезом. Стебли — основная опора растения. Они также содержат особые трубки, по которым передвигается вода от корней к листьям, а питательные вещества разносятся от листьев к другим частям растения. Корни удерживают растение на месте и всасывают воду вместе с жизненно необходимыми минеральными солями. Главный (стержневой) корень проникает глубоко в почву, а множество тонких второстепенных распространяются под ее самой поверхностью.

Опыление и оплодотворение:

Для того чтобы в завязи образовались семена, яйцеклетка должна соединиться с пыльцой. Этот процесс называется оплодотворением. Ему предшествует опыление — попадание пыльцы на яйцеклетку того же цветка или цветка другого растения того же вида.

Известно два основных способа переноса пыльцы: при участии ветра или при помощи животных, в основном насекомых, таких, как пчелы и бабочки. Цветки привлекают опылителей окраской и запахом. Они выделяют нектар — сладкую, сахаристую жидкость, скапливающуюся в небольших углублениях (нектарниках) у основания каждого лепестка. Когда насекомые отыскивают нектар, к их тельцам прилипают пыльцевые зерна. Часть их впоследствии попадает на другие цветки, которые посещают эти сладкоежки.

Ветроопыляемые растения должны расти в таких местах, которые открыты для движения воздуха. Их пыльца мелкая и легкая, поэтому ее подхватывает малейшее дуновение. Пыльца производится в огромных количествах — ведь шанс попасть на другой цветок у каждого зерна очень мал. Находящуюся в воздухе пыльцу цветки улавливают особыми перистыми образованиями (рыльцами), которые действуют наподобие сетей.

Как только пыльцевое зерно попадает с одного цветка на другой, из него в пестик прорастает крошечная трубочка. Как только трубочка достигает завязи, происходит соединение мужских и женских половых клеток. Этот процесс называется оплодотворением. Оплодотворенная яйцеклетка начинает развиваться и формирует семя. Одновременно часть пестика, окружающая семя (завязь), разрастается и образует плод. Это может быть сочная ягода, орех или сухая коробочка.

Жизненные циклы цветковых растений:

Во время каждого вегетационного периода растения растут, увеличиваясь в размерах до тех пор, пока не приобретут способность к размножению. Однолетние растения цветут всего один раз и ежегодно отмирают, а их семена переживают зимнее время или сухой сезон. Двулетние тоже цветут однократно, однако их цикл развития длится два года. В первый год у них развиваются стебли и листья, а также запасаются питательные вещества, которые обычно накапливаются в корнях. Затем побеги отмирают, а корни перезимовывают. На второй год развития растения, используя запасенные вещества, выгоняют побеги, которые цветут, плодоносят и затем отмирают. Многолетние растения цветут на протяжении многих лет, каждый год запасая в корнях питательные вещества для развития в следующем сезоне.

Как прекрасны цветы
Дождь прошел, отмелькали зарницы.
Снова в мире покой, чистота и надежда…
Снова песни запели беспечные птицы,
И цветы распустились, прекрасны, как прежде…

Сколько чувств в каждой капле на их лепестках!
Сколько страсти в изгибах и черт сочетаньях!
Сколько грёз в их прекрасных и чистых мечтах!
Сколько трепета в лёгких касаньях…

Как прекрасны цветы! Как похожи на нас они, люди…
Душ прекрасных порыв в красоту облекают не зря:
Коль любить – так любить! И никто обделённым не будет!
И душой не замёрзнет в седой пелене декабря…

Читайте также: