Растения запасают глюкозу в форме

Обновлено: 07.07.2024

К надцарству эукариот относятся 3 царства – растений, животных и грибов.

1. Отличия по питанию

Растения – автотрофы, т.е. сами делают для себя органические вещества из неорганических (углекислого газа и воды) в процессе фотосинтеза.

Животные и грибы – гетеротрофы, т.е. готовые органические вещества получают с пищей.

2. Рост или передвижение

Животные способны передвигаться, растут только до начала размножения.

Растения и грибы не передвигаются, зато неограниченно растут в течение всей жизни.

3. Отличия по строению и работе клетки

1) Пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты) есть только у растений.

2) Клеточная стенка (плотная оболочка) у животных отсутствует, у растений она из целлюлозы (клетчатки), а у грибов – из хитина.

3) Запасной углевод у растений – крахмал, а у животных и грибов – гликоген.

4) Крупная вакуоль есть только у растений и грибов. У растений она занимает бо́льшую часть взрослой клетки. Оболочка этой вакуоли называется тонопласт, а содержимое – клеточный сок.

5) Центриоли (клеточный центр) отсутствуют у большинства представителей растений.

Еще можно почитать

Задания части 1

РАСТЕНИЯ
1. Какими особенностями, в отличие от животной и грибной, обладает растительная клетка?
1) образует целлюлозную клеточную стенку
2) включает рибосомы
3) обладает способностью многократно делиться
4) накапливает питательные вещества
5) содержит лейкопласты
6) не имеет центриолей

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Растительная клетка высших растений имеет
1) пластиды
2) центриоли
3) автотрофный тип питания
4) углевод – гликоген
5) оформленное ядро
6) клеточную стенку из хитина

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для клетки столбчатой паренхимы листа липы характерно
1) наличие хитиновой клеточной стенки
2) отсутствие клеточной мембраны
3) автотрофное питание
4) синтез глюкозы и АТФ
5) запасание гликогена
6) выделение свободного кислорода

РАСТЕНИЯ - ЖИВОТНЫЕ
1. Установите соответствие между характеристикой и царством организмов: 1) растения, 2) животные
А) Синтезируют органические вещества из неорганических
Б) Обладают неограниченным ростом
В) Поглощают вещества в виде твёрдых частиц
Г) Запасным питательным веществом является гликоген
Д) Запасным питательным веществом является крахмал
Е) У большинства организмов в клетках нет центриолей клеточного центра

2. Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: 1) растения, 2) животные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) гетеротрофный тип питания
Б) наличие в наружном скелете хитина
В) наличие образовательной ткани
Г) регуляция жизнедеятельности только с помощью химических веществ
Д) образование мочевины в процессе обмена веществ
Е) наличие жесткой клеточной стенки из полисахаридов

3. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен: 1) Растения, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клеточная стенка
Б) автотрофы
В) личиночная стадия
Г) консументы
Д) соединительная ткань
Е) тропизмы

4. Установите соответствие между органоидами и клетками: 1) растительная, 2) животная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клеточная стенка
Б) гликокаликс
В) центриоли
Г) пластиды
Д) гранулы крахмала
Е) гранулы гликогена

5. Установите соответствие между особенностями жизнедеятельности организмов и царствами, для которых они характерны: 1) Растения, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гетеротрофное питание у большинства представителей
Б) созревание гамет путём мейоза
В) первичный синтез органических веществ из неорганических
Г) транспорт веществ по проводящей ткани
Д) нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Е) размножение спорами и вегетативными органами


ФОРМИРУЕМ 6:
А) способность к фагоцитозу
Б) наличие крупной запасающей вакуоли

В) поддерживает форму клетки с помощью тургора
Г) способна к изменению формы клетки

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Клетки цветкового растения отличаются от клеток организма животного наличием
1) оболочки из клетчатки
2) хлоропластов
3) оформленного ядра
4) вакуолей с клеточным соком
5) митохондрий
6) эндоплазматической сети

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В клетках растительных организмов, в отличие от животных, содержатся
1) хлоропласты
2) митохондрии
3) ядро и ядрышко
4) вакуоли с клеточным соком
5) клеточная стенка из целлюлозы
6) рибосомы

3. Выберите три элемента, отличающие растительную клетку от животной.
1) отсутствие митохондрий
2) наличие лейкоцитов
3) отсутствие гликокаликса
4) наличие тилакоидов
5) наличие клеточного сока
6) отсутствие плазматической мембраны

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Клетки листа бегонии от клеток печени человека отличаются
1) присутствием пластид и клеточной стенки
2) присутствием запасных углеводов
3) другим генетическим кодом
4) отсутствием настоящего ядра
5) присутствием крупных вакуолей с клеточным соком
6) способом питания

РАСТЕНИЯ - ГРИБЫ
1. Установите соответствие между характеристикой организмов и царством, к которому она относится: 1) Грибы, 2) Растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) в состав клеточной стенки входит хитин
Б) тип питания автотрофный
В) образуют органические вещества из неорганических
Г) запасным питательным веществом является крахмал
Д) в природных системах являются редуцентами
Е) тело состоит из мицелия

2. Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством, для которого оно характерно: 1) Грибы, 2) Растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) наличие пластид
Б) отсутствие хлоропластов
В) запасное вещество – крахмал
Г) наличие вакуолей с клеточным соком
Д) клеточная стенка содержит клетчатку
Е) клеточная стенка содержит хитин

3. Установите соответствие между характеристикой клетки и ее типом: 1) грибная, 2) растительная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) резервный углевод – крахмал
Б) прочность клеточной стенке придает хитин
В) центриоли отсутствуют
Г) отсутствуют пластиды
Д) автотрофное питание
Е) крупная вакуоль отсутствует

4. Установите соответствие между характеристиками клеток и их видом: 1) растительная, 2) грибная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) фототрофное питание
Б) гетеротрофное питание
В) наличие целлюлозной оболочки
Г) запасное вещество – гликоген
Д) наличие крупной запасающей вакуоли
Е) отсутствие у большинства центриолей клеточного центра

5. Установите соответствие между характеристиками клеток и царствами организмов, которым принадлежат эти клетки: 1) Растения, 2) Грибы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клеточная стенка из хитина
Б) наличие крупных вакуолей с клеточным соком
В) отсутствие центриолей клеточного центра у большинства представителей
Г) запасной углевод гликоген
Д) гетеротрофный способ питания
Е) наличие разнообразных пластид

СОБИРАЕМ 6
А) может соединяться с соседними клетками плазмодесмами

РАСТЕНИЯ ГРИБЫ СХОДСТВА
Выберите три варианта. Растения, как и грибы,
1) растут в течение всей жизни
2) имеют ограниченный рост
3) всасывают питательные вещества поверхностью тела
4) питаются готовыми органическими веществами
5) содержат хитин в оболочках клеток
6) имеют клеточное строение

ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ
1. Установите соответствие между характеристиками и царствами организмов: 1) Животные, 2) Грибы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) в клеточных стенках содержится хитин
Б) наличие мицелия, состоящего из нитей-гиф
В) наличие гликокаликса на мембранах клеток
Г) рост в течение всей жизни
Д) способность к самостоятельному передвижению

2. Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: 1) Грибы, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жёсткая клеточная стенка
Б) активное передвижение в пространстве
В) всасывание питательных веществ поверхностью тела всеми представителями царства
Г) неограниченный рост у всех представителей
Д) внешнее и внутреннее оплодотворение
Е) наличие тканей и органов

ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ СХОДСТВО
Выберите три варианта. Сходство клеток грибов и животных состоит в том, что они имеют
1) оболочку из хитиноподобного вещества
2) гликоген в качестве запасного углевода
3) оформленное ядро
4) вакуоли с клеточным соком
5) митохондрии
6) пластиды

ГРИБЫ
1. Выберите три варианта. Признаки, характерные для грибов
1) наличие хитина в клеточной стенке
2) запасание гликогена в клетках
3) поглощение пищи путём фагоцитоза
4) способность к хемосинтезу
5) гетеротрофное питание
6) ограниченный рост

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для грибов характерны следующие признаки:
1) являются доядерными организмами
2) выполняют роль редуцентов в экосистеме
3) имеют корневые волоски
4) имеют ограниченный рост
5) по типу питания – гетеротрофы
6) содержат хитин в оболочках клеток

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. Из перечисленных признаков выберите те, которые есть у клеток грибов.
1) наследственный аппарат расположен в нуклеотиде
2) клеточная стенка содержит хитин
3) клетка эукариотическая
4) запасное вещество – гликоген
5) клеточная мембрана отсутствует
6) тип питания – автотрофный

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания клетки грибов?
1) лейкопласты
2) вакуоль
3) оболочка из хитина
4) нуклеоид
5) обособленное ядро
6) запасное вещество крахмал

Растительная клетка


ГРИБЫ РИС
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у организма в процессе эволюции сформировался орган, изображённый на рисунке, то для этого организма характерно:
1) размножение семенами
2) первый трофический уровень в экосистемах
3) неограниченный рост
4) тело, представленное мицелием
5) наличие корней
6) гетеротрофный тип питания

ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Грибы, в отличие от растений,
1) относят к ядерным организмам (эукариотам)
2) растут в течение всей жизни
3) питаются готовыми органическими веществами
4) содержат хитин в оболочках клеток
5) играют роль редуцентов в экосистеме
6) синтезируют органические вещества из неорганических

2. Выберите три признака, отличающие грибы от растений.
1) химический состав клеточной стенки
2) неограниченный рост
3) неподвижность
4) способ питания
5) размножение спорами
6) наличие плодовых тел

ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ СХОДСТВО
1. Выберите три варианта. Грибы, как и животные,
1) растут в течение всей жизни
2) не содержат в клетках рибосом
3) имеют клеточное строение
4) не содержат в клетках митохондрий
5) содержат в организмах хитин
6) являются гетеротрофными организмами

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Грибы, как и животные,
1) питаются готовыми органическими веществами
2) имеют вегетативное тело, состоящее из мицелия
3) ведут активный образ жизни
4) имеют неограниченный рост
5) запасают углеводы в виде гликогена
6) образуют мочевину в процессе обмена веществ

ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким признакам грибы можно отличить от животных?
1) питаются готовыми органическими веществами
2) имеют клеточное строение
3) растут в течение всей жизни
4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов
5) всасывают питательные вещества поверхностью тела
6) имеют ограниченный рост

Растительная клетка


6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых признаков относятся к изображённой на рисунке клетке?
1) наличие хлоропластов
2) наличие гликокаликса
3) способность к фотосинтезу
4) способность к фагоцитозу
5) способность к биосинтезу белка

6) поддержание формы только с помощью цитоскелета

В форме какого соединения клетки различных организмов запасают глюкозу? Определите два верных утверждения из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Растения запасают глюкозу в форме гликогена
2) Животные запасают глюкозу в форме сахарозы
3) Растения запасают глюкозу в форме крахмала
4) Грибы и растения запасают глюкозу в форме целлюлозы
5) Грибы и животные запасают глюкозу в форме гликогена

Животная клетка


Рассмотрите рисунок с изображением этой клетки и определите (А) вид этой клетки, (Б) ее тип питания, (В) органоид, обозначенный на рисунке цифрой 1. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) бактериальная
2) митохондрия
3) автотрофное
4) растительная
5) строительная
6) гетеротрофное
7) животная
8) ядро

Гриб и растение


Установите соответствие между характеристиками и царствами организмов, изображенных на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в последовательности, соответствующей буквам.
А) характерен автотрофный тип питания
Б) имеют разнообразные ткани и органы
В) большинство представителей имеют центриоли клеточного центра в клетках
Г) запасное питательное вещество – гликоген
Д) многие представители имеют плодовое тело
Е) являются продуцентами в экосистемах

Грибная и растительная клетки


Установите соответствие между признаками и клетками разных царств. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют оболочку из хитина
Б) поддерживают форму с помощью тургора
В) имеют развитый цитоскелет
Г) клетки всегда лишены собственной подвижности
Д) не содержит вакуолей с клеточным соком
Е) содержат лизосомы

Грибная и растительная клетки


Установите соответствие между характеристиками и типами клеток, изображенных на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) способна к фагоцитозу
Б) поддерживает форму с помощью тургора
В) способна к фотосинтезу
Г) содержит гликокаликс
Д) запасает энергию в форме гликогена
Е) имеет клеточную стенку из целлюлозы

Установите соответствие между характеристиками и организмами: 1) дрожжи, 2) амеба. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клетки не способны к движению
Б) захватывают пищу фагоцитозом
В) способны существовать в анаэробных условиях
Г) клетки покрыты оболочкой из хитина
Д) в клетке присутствуют лизосомы
Е) имеет сократительную вакуоль

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Растениями являются
1) хламидомонада
2) стрептококк
3) росянка
4) инфузория балантидий
5) мукор
6) сфагнум


Задание 10 № 16423

Установите соответствие между характеристикой процесса и царством, у представителей которого он протекает.

А) запасается гликоген

Б) синтезируется глюкоза

В) выделяется кислород из воды

Г) в процессе участвует хлорофилл

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Растения:синтезируется глюкоза, выделяется кислород из воды, в процессе участвует хлорофилл. Животные: запасается гликоген, способ питания гетеротрофный.

По типу питания живые организмы делятся на автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы. Автотрофы (греч. αὐτός — сам + τροφ - пища) - организмы, которые самостоятельно способны синтезировать органические вещества из неорганических. Гетеротрофы (греч. ἕτερος - иной + τροφή - пища) - организмы, использующие для питания готовые органические вещества.

Наконец, миксотрофы (греч. μῖξις - смешение + τροφή - пища) - организмы, которые могут использовать как гетеротрофный, так и автотрофный способ питания. К примеру, эвглена зеленая на свету начинает фотосинтезировать, а в темноте питается гетеротрофно.

Типы питания живых организмов

Фотосинтез

Фотосинтез (греч. φῶς - свет и σύνθεσις - синтез) - сложный химический процесс преобразования энергии квантов света в энергию химических связей. В результате фотосинтеза происходит синтез органических веществ из неорганических.

Фотосинтез

Этот процесс уникален и происходит только в растительных клетках, а также у некоторых бактерий. Фотосинтез осуществляется при участии хлорофилла (греч. χλωρός - зелёный и φύλλον - лист) - зеленого пигмента, окрашивающего органы растений в зеленый цвет. Существуют и другие вспомогательные пигменты, которые вместе с хлорофиллом выполняют светособирающую или светозащитную функции.

Ниже вы увидите сравнение строения хлорофилла и гемоглобина. Обратите внимание, что в центре молекулы хлорофилла находится ион Mg.

Строение хлорофилла и гемоглобина

В высшей степени гениально значение процесса фотосинтеза подчеркнул русский ученый К.А. Тимирязев: "Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического"

Более подробно мы обсудим значение фотосинтеза в завершение этой статьи. Фотосинтез состоит из двух фаз: светозависимой (световой) и светонезависимой (темновой). Я рекомендую использовать названия светозависимая и светонезависимая, так как они способствуют более глубокому (и правильному!) пониманию фотосинтеза.

Светозависимая фаза (световая)

Эта фаза происходит только на свету на мембранах тилакоидов в хлоропластах. В ней принимают участие различные ферменты, белки-переносчики, молекулы АТФ-синтетазы и зеленый пигмент хлорофилл.

Строение хлоропласта

Хлорофилл выполняет две функции: поглощения и передачи энергии. При воздействии кванта света хлорофилл теряет электрон, переходя в возбужденное состояние. С помощью переносчиков электроны скапливаются с наружной поверхности мембраны тилакоидов, тем временем внутри тилакоида происходит фотолиз воды (разложение под действием света):

Гидроксид-ионы отдают лишний электрон, превращаясь в реакционно способные радикалы OH, которые собираются вместе и образуют молекулу воды и свободный кислород (это побочный продукт, который в дальнейшем удаляется в ходе газообмена).

Образовавшиеся при фотолизе воды протоны (H + ) скапливаются с внутренней стороны мембраны тилакоидов, а электроны - с внешней. В результате по обе стороны мембраны накапливаются противоположные заряды.

При достижении критической разницы, часть протонов проталкивается на внешнюю сторону мембраны через канал АТФ-синтетазы. В результате этого выделяется энергия, которая может быть использована для фосфорилирования молекул АДФ:

Световая фаза фотосинтеза - светозависимая фаза

Протоны, попав на поверхность мембраны тилакоидов, соединяются с электронами и образуют атомарный водород, который используется для восстановления молекулы-переносчика НАДФ (никотинамиддинуклеотидфосфат). Благодаря этому окисленная форма - НАФД + превращается в восстановленную - НАДФ∗H2.

  • Свободный кислород O2 - в результате фотолиза воды
  • АТФ - универсальный источник энергии
  • НАДФ∗H2 - форма запасания атомов водорода

Кислород удаляется из клетки как побочный продукт фотосинтеза, он совершенно не нужен растению. АТФ и НАДФ∗H2 в дальнейшем оказываются более полезны: они транспортируются в строму хлоропласта и принимают участие в светонезависимой фазе фотосинтеза.

Светонезависимая (темновая) фаза

Светонезависимая фаза происходит в строме (матриксе) хлоропласта постоянно: и днем, и ночью - вне зависимости от освещения.

При участии АТФ и НАДФ∗H2 происходит восстановление CO2 до глюкозы C6H12O6. В светонезависимой фазе происходит цикл Кальвина, в ходе которого и образуется глюкоза. Для образования одной молекулы глюкозы требуется 6 молекул CO2, 12 НАДФ∗H2 и 18 АТФ.

Темновая фаза фотосинтеза - светонезависимая фаза

Таким образом, в результате темновой (светонезависимой) фазы фотосинтеза образуется глюкоза, которая в дальнейшем может быть преобразована в крахмал, служащий для запасания питательных веществ у растений.

Значение фотосинтеза

Значение фотосинтеза невозможно переоценить. Уверенно утверждаю: именно благодаря этому процессу жизнь на Земле приобрела такие чудесные и изумительные формы, какие мы видим вокруг себя: удивительные растения, прекрасные цветы и самые разнообразные животные.

В разделе эволюции мы уже обсуждали, что изначально в составе атмосферы Земли не было кислорода: миллиарды лет назад его начали вырабатывать первые фотосинтезирующие бактерии - сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Постепенно кислород накапливался, и со временем на Земле стало возможно аэробное (кислородное) дыхание. Возник озоновый слой, защищающий все живое на нашей планете от губительного ультрафиолета.

Озоновый слой

  • Синтезируют органические вещества, являющиеся пищей для всего живого на планете
  • Преобразуют энергию света в энергию химических связей, создают органическую массу
  • Растения поддерживают определенный процент содержания O2 в атмосфере, очищают ее от избытка CO2
  • Способствуют образованию защитного озонового экрана, поглощающего губительное для жизни ультрафиолетовое излучение

Дождевые леса Амазонии

Хемосинтез (греч. chemeia – химия + synthesis - синтез)

Хемосинтез - автотрофный тип питания, который характерен для некоторых микроорганизмов, способных создавать органические вещества из неорганических. Это осуществляется за счет энергии, получаемой при окислении других неорганических соединений (железо- , азото-, серосодержащих веществ).

Хемосинтез был открыт русским микробиологом С.Н. Виноградским в 1888 году. Большинство хемосинтезирующих бактерий относится к аэробам, для жизни им необходим кислород.

Хемосинтез у нитрифицирующих бактерий

При окислении неорганических веществ выделяется энергия, которую организмы запасают в виде энергии химических связей. Так нитрифицирующие бактерии последовательно окисляют аммиак до нитрита, а затем - нитрата. Нитраты могут быть усвоены растениями и служат удобрением.

  • Серобактерии - окисляют H2S --> S 0 --> (S +4 O3) 2- --> (S +6 O4) 2-
  • Железобактерии - окисляют Fe +2 -->Fe +3
  • Водородные бактерии - окисляют H2 --> H +1 2O
  • Карбоксидобактерии - окисляют CO до CO2
Значение хемосинтеза

Хемосинтезирующие бактерии являются неотъемлемым звеном круговорота в природе таких элементов как: азот, сера, железо.

Нитрифицирующие бактерии обеспечивают переработку (нейтрализацию) ядовитого вещества - аммиака. Они также обогащают почву нитратами, которые очень важны для нормального роста и развития растений.

Усвоение нитратов происходит за счет клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений, однако важно помнить, что клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии, в отличие от нитрифицирующих бактерий, питаются гетеротрофно.

Клубеньковые бактерии

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выполните тестовое задание

1. Выберите химические элементы, составляющие основу углеводов:

а) фосфор, азот, углерод;

б) азот, водород, кислород;

в) кислород, водород, углерод;

г) фосфор, ртуть, углерод.

2. В организме животных из глюкозы синтезируется запасающее вещество:

3. Самые распространенные полисахариды:

а) целлюлоза и хитин;

б) крахмал и целлюлоза;

в) гликоген и крахмал;

г) хитин и гликоген.

4. К дисахаридам относятся:

5. Структурный компонент клеточной стенки грибов и некоторых животных:

6. Установите последовательность углеводов по мере увеличения молекулярной массы:

Выполните тестовое задание

1. Выберите функцию, которая НЕ характерна для углеводов в живом организме:

2. В организме растений из глюкозы синтезируется запасающее вещество:

3. К моносахаридам относятся

4. К полисахаридам относятся:

5. Повышает засухоустойчивость растений и устойчивость плодов при хранении:

6. Установите соответствие между типом углеводов и его примерами:

1 моносахарид а) сахароза; в) фруктоза;

2 дисахарид б) рибоза; г) мальтоза.

Ответьте на вопросы

1. Чем обусловлено разнообразие углеводов? Какие классы углеводов вы знаете?

2. Каковы основные свойства углеводов?

3. Каковы особенности целлюлозы?

4. В чем заключается энергетическая функция углеводов? Почему глюкоза в организме животных и человека хранится в форме гликогена, а не в виде собственно глюкозы, хотя синтез гликогена требует дополнительных затрат энергии?

5. Промороженный картофель вскоре после оттаивания становится сладким. Попытайтесь объяснить это явление.

1. Чем обусловлено разнообразие углеводов? Какие классы углеводов вы знаете?

Разнообразие углеводов определяется количеством атомов углерода в их молекулах. Выделяют три класса углеводов: 1) моносахариды, или простые сахара; 2) олигосахариды; 3) полисахариды. В молекулах моносахаридов количество атомов углерода составляет от 3 до 7. Олигосахариды — соединения, состоящие из 2—10 молекул простых сахаров, последовательно соединенных ковалентными связями. Полисахариды — биополимеры, состоящие из неопределенно большого числа остатков моносахаридов. В состав полисахаридов могут входить моносахариды одного или разных видов.

2. Каковы основные свойства углеводов?

Моносахариды с пятью и более атомами углерода, растворяясь в воде, могут приобретать кольцевую циклическую структуру. Моно- и дисахариды растворимы в воде и сладкие на вкус. С увеличением количества мономеров растворимость полисахаридов резко снижается, исчезает сладкий вкус.

3. Каковы особенности целлюлозы?

Целлюлоза является полисахаридом, образованным одним видом мономера глюкозы и имеет линейную, неразветвленную структуру, прочна, волокниста, нерастворима в воде. Она — основной структурный компонент клеточной стенки растительной клетки, основа древесины, хлопка. Целлюлоза широко используется в промышленности. Из нее изготавливают хлопчатобумажные ткани, бумагу и многое другое.

4. В чем заключается энергетическая функция углеводов? Почему глюкоза в организме животных и человека хранится в форме гликогена, а не в виде собственно глюкозы, хотя синтез гликогена требует дополнительных затрат энергии?

Основная функция углеводов — энергетическая. При ферментативном расщеплении и окислении 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии, которая используется клеткой. Полисахариды играют главным образом роль запасных и легко мобилизируемых источников энергии (например, крахмал в растительной и гликоген в животной клетке). Полисахариды удобны в качестве запасных веществ по ряду причин. Будучи нерастворимыми в воде, они не оказывают на клетку ни осмотического, ни химического влияния, что весьма важно при длительном хранении их в живой клетке: твердое, обезвоженное состояние полисахаридов увеличивает полезную массу запасного вещества за счет экономии их объема. При необходимости они легко могут быть превращены в моносахара путем гидролиза.

5. Промороженный картофель вскоре после оттаивания становится сладким. Попытайтесь объяснить это явление.

В промороженном картофеле клетки погибают, целость клеточных стенок нарушается. При оттаивании замороженного картофеля начинает идти процесс гидролиза крахмала с образованием мономеров глюкозы, что придает ему сладость.

Читайте также: