Раздалась команда приготовьтесь к посадке

Обновлено: 05.10.2024

Доктор Пилюлькин, ни секунды не медля, отправился внутрь, везя перед собой кресло-качалку, на котором лежал Незнайка в своём скафандре. Когда Пилюлькин наконец доковылял до ракеты. Незнайка ослабел настолько, что не мог встать с кресла, и его пришлось нести на руках. С помощью Знайки, Фуксии и Селёдочки Пилюлькину удалось втащить Незнайку в ракету. Здесь с Незнайки стащили скафандр, сняли одежду и уложили на койку в каюте.

Освободившись от тяжёлого скафандра, Незнайка почувствовал некоторое облегчение и даже порывался встать с койки, но постепенно силы снова покинули его. Слабость наступила такая, что ему трудно было пошевелить рукой или ногой.

- Что это за болезнь такая? - говорил Незнайка. - Мне кажется, будто я весь свинцовый и моё тело весит втрое больше, чем нужно.

- Этого не может быть, - отвечал ему Знайка. - Ты ведь на Луне и должен весить не втрое больше, а вшестеро меньше. Вот если бы ты попал на планету Юпитер, то действительно весил бы там втрое или, точнее говоря, в два и шестьдесят четыре сотых раза больше, чем на Земле. Зато на Марсе ты весил бы втрое меньше. А вот если бы ты угодил на Солнце…

- Ну ладно, ладно, - перебил его доктор Пилюлькин. - Не утруждай его этими цифрами. Позаботься лучше, чтоб скорей отправляться в полёт.

Доктор Пилюлькин не отходил ни на шаг от Незнайки. Видя, что силы Незнайки падают, он не знал, что предпринять, и очень нервничал. Правда, как только была включена невесомость и ракета отправилась наконец в путь, самочувствие Незнайки сделалось лучше. Но опять ненадолго. Скоро он снова начал жаловаться, что его давит тяжесть, хотя, конечно, никакой тяжести не могло быть, поскольку он, как и все остальные в ракете, находился в состоянии невесомости. Доктор Пилюлькин понимал, что эти болезненные ощущения являются следствием угнетённого психического состояния больного, и старался отвлечь Незнайку от мрачных мыслей, ласково разговаривая с ним и рассказывая ему сказки.

Все остальные коротышки заглядывали в каюту и вспоминали, какие ещё бывают сказки, чтоб рассказать Незнайке. Все только и думали, чем бы помочь больному.

Спустя некоторое время они заметки, что Незнайка перестал проявлять интерес к окружающему и уже не слушает, что ему говорят. Глаза его медленно блуждали по потолку каюты, пересохшие губы что-то беззвучно шептали. Доктор Пилюлькин изо всех сил прислушивался, но не мог разобрать ни слова.

Скоро глаза у Незнайки закрылись, и он заснул. Грудь его по-прежнему тяжело вздымалась. Дыхание со свистом вырывалось изо рта. Щеки горели лихорадочным румянцем. Постепенно дыхание его успокоилось. Грудь вздымалась все меньше и реже. Наконец Пилюлькину стало казаться, что Незнайка и вовсе не дышит. Почувствовав, что дело неладно, Пилюлькин схватил Незнайку за руку. Пульс едва прощупывался и был очень медленный.

- Незнайка! - закричал, испугавшись, Пилюлькин. - Незнайка, проснись!

Но Незнайка не просыпался. Пилюлькин поскорей сунул ему под нос склянку с нашатырным спиртом. Незнайка медленно открыл глаза.

- Мне трудно дышать! - прошептал он с усилием.

Увидев, что Незнайка снова закрыл глаза, доктор Пилюлькин принялся трясти его за плечо.

- Незнайка, не спи! - закричал он. - Ты должен бороться за жизнь! Слышишь? Не поддавайся! Не спи! Ты должен жить, Незнайка! Ты должен жить!

Заметив, что лицо Незнайки заливает какая-то странная бледность, Пилюлькин снова схватил его за руку. Пульс не прощупывался. Пилюлькин прижался ухом к груди Незнайки. Биения сердца не слышалось. Он снова дал понюхать Незнайке нашатырного спирта, но это не произвело никакого действия.

- Кислород! - закричал Пилюлькин, отбрасывая склянку с нашатырным спиртом в сторону.

Винтик и Шпунтик схватили резиновую подушку и помчались в газовый отсек, где хранились баллоны с кислородом, а Пилюлькин, не теряя ни секунды времени, принялся делать Незнайке искусственное дыхание. Коротышки, собравшиеся у дверей каюты, с тревогой следили, как доктор Пилюлькин ритмически поднимал руки Незнайки кверху и тут же опускал их вниз, плотно прижимая к груди. По временам он на минуточку останавливался и, прислонившись ухом к груди Незнайки, старался уловить биение сердца, после чего продолжал делать искусственное дыхание.

Никто не мог сказать, сколько прошло времени. Всем казалось, что очень много. Наконец Пилюлькину послышалось, будто Незнайка вздохнул. Пилюлькин насторожился, но продолжал поднимать и опускать руки Незнайки, пока не убедился, что дыхание восстановилось. Увидев, что Винтик и Шпунтик принесли подушку с кислородом, он велел понемногу выпускать кислород из трубочки около рта больного. Коротышки с облегчением заметили, как страшная бледность стала исчезать с лица Незнайки. Наконец он открыл глаза.

- Дыши, дыши, Незнайка, - ласково сказал доктор Пилюлькин. - Теперь дыши, голубчик, самостоятельно. Глубже дыши. И не спи, дорогой, не спи! Потерпи капельку!

Он велел ещё некоторое время давать больному кислород, а сам принялся вытирать со лба пот платочком. В это время кто-то из коротышек взглянул в иллюминатор и сказал:

- Смотрите, братцы, уже Земля близко.

Незнайка хотел приподняться, чтоб посмотреть, но от слабости не мог даже повернуть голову.

- Поднимите меня, - прошептал он. - Я хочу ещё разочек увидать Землю!

- Поднимите его, поднимите! - разрешил доктор Пилюлькин.

Фуксия и Селёдочка взяли Незнайку под руки и поднесли к иллюминатору. Незнайка взглянул в него и увидал Землю. Теперь она была видна не так, как с Луны, а в виде огромного шара со светлыми пятнами материков и тёмными морями и океанами. Вокруг земного шара был светящийся ореол, который окутывал всю Землю, словно тёплое, мягкое пуховое одеяло. Пока Незнайка смотрел, Земля заметно приблизилась, и земной шар уже невозможно было охватить полностью взором.

Увидев, что Незнайка устал и тяжело дышит, Фуксия и Селёдочка понесли его обратно в постель, но он сказал:

- Хорошо, хорошо, - сказал доктор Пилюлькин. - Отдохни немного. Сейчас мы оденем тебя.

Фуксия и Селёдочка уложили Незнайку в постель, надели на него жёлтенькие, канареечные, брюки и оранжевую рубашку, натянули на ножки чулочки и обули ботиночки, наконец повязали на шею зелёный галстук и даже надели на голову его любимую голубую шляпу.

- А теперь несите меня! Несите! - зашептал прерывающимся голосом Незнайка.

- Куда же тебя нести, голубчик? - удивился Пилюлькин.

- На Землю! Скорее. На Землю надо!

Увидев, что Незнайка снова лихорадочно дышит и весь дрожит, Пилюлькин сказал:

- Хорошо, хорошо. Сейчас, голубчик! Несите его в кабину.

Фуксия и Селёдочка вынесли Незнайку из каюты. Доктор Пилюлькин открыл кабину лифта, и все четверо спустились в хвостовую часть ракеты. Вслед за ними спустились Винтик и Шпунтик, профессор Звездочкин и другие коротышки. Увидев, что Фуксия и Селёдочка остановились у двери, Незнайка забеспокоился:

- Несите, несите! Что же вы. Откройте дверь. На Землю! - шептал он, жадно ловя воздух губами.

- Сейчас, миленький, погоди! Сейчас откроем, - отвечал Пилюлькин, стараясь успокоить Незнайку. - Сейчас, голубчик, спросим у Знайки, можно ли открыть дверь.

И сейчас же, словно в ответ на это, в громкоговорителе послышался голос Знайки, который продолжал оставаться на своём посту в кабине управления:

- Внимание! Внимание! Начинаем посадку. Приготовьтесь к включению тяжести! Всем приготовиться к тяжести!

Коротышки, не успевшие сообразить, что должно произойти, неожиданно ощутили тяжесть, которая подействовала на них, словно толчок, сбивший всех с ног. Винтик и Шпунтик первые сообразили, что произошло, и, вскочив на ноги, подняли с пола больного Незнайку, а Пилюлькин и Звездочкин помогли подняться Фуксии и Селёдочке.

Не успели коротышки освоиться с тяжестью, как последовал второй толчок, и все снова очутились на полу.

- Земля. Приготовиться к высадке! - раздался голос Знайки. - Открыть двери шлюза.

Профессор Звездочкин, который находился ближе всех к выходу, решительно нажал кнопку. Луч света сверкнул в открывшейся двери.

- Несите меня! Несите! - закричал Незнайка и потянулся руками к свету.

Винтик и Шпунтик вынесли его из ракеты и стали спускаться по металлической лестничке. У Незнайки захватило дыхание, когда он увидел над головой яркое голубое небо с белыми облаками и сияющее в вышине солнышко. Свежий воздух опьянил его. Всё поплыло у него перед глазами: и зелёный луг с пестревшими среди изумрудной травы жёлтенькими одуванчиками, беленькими ромашками и синими колокольчиками, и деревья с трепещущими на ветру листочками, и синевшая вдали серебристая гладь реки.

Увидев, что Винтик и Шпунтик уже ступили на землю. Незнайка страшно заволновался.

- И меня поставьте! - закричал он. - Поставьте меня на землю!

Винтик и Шпунтик осторожно опустили Незнайку ногами на землю.

- А теперь ведите меня! Ведите! - кричал Незнайка.

Винтик и Шпунтик потихоньку повели его, бережно поддерживая под руки.

- А теперь пустите меня! Пустите! Я сам!

Видя, что Винтик и Шпунтик боятся отпустить его. Незнайка принялся вырываться из рук и даже пытался ударить Шпунтика. Винтик и Шпунтик отпустили его. Незнайка сделал несколько неуверенных шагов, но туг же рухнул на колени и, упав лицом вниз, принялся целовать землю. Шляпа слетела с его головы. Из глаз покатились слёзы. И он прошептал:

- Земля моя, матушка! Никогда не забуду тебя!

Красное солнышко ласково пригревало его своими лучами, свежий ветерок шевелил его волосы, словно гладил его по головке. И Незнайке казалось, будто какое-то огромное-преогромное чувство переполняет его грудь. Он не знал, как называется это чувство, но знал, что оно хорошее и что лучше его на свете нет. Он прижимался грудью к земле, словно к родному, близкому существу, и чувствовал, как силы снова возвращаются к нему и болезнь его пропадает сама собой.

Наконец он выплакал все слёзы, которые у него были, и встал с земли. И весело засмеялся, увидев друзей-коротышек, которые радостно приветствовали родную Землю.

- Ну вот, братцы, и все! - весело закричал он. - А теперь можно снова отправляться куда-нибудь в путешествие!

Нажмите, чтобы узнать подробности

иметь представление о придаточных изъяснительных, показать особенности СПП с придаточными изъяснительными, научиться грамотно оформлять предложения с данной структурой, развивать орфографические и пунктуационные навыки;

обогатить речевую практику на основе использования синтаксической конструкции СПП с придаточными изъяснительными, развивать внимание, память, логическое мышление, языковое чутье на основе работы с текстом;

способствовать воспитанию самостоятельности в решении проблемных ситуаций, воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать такие нравственные качества, как честность, доброта, человеколюбие.

Ожидаемые результаты:

умеют находить главную и придаточную часть СПП, составлять их схемы, знают особенности придаточных изъяснительных, различают союзы и союзные слова; обладают богатой речевой практикой, развито внимание, память, логическое мышление, языковое чутье.

Оборудование:

учебник, раздаточный материал для работы в паре;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

Формируют пары для работы на уроке.

Актуализация опорных знаний.

Работа в паре (взаимоопрос)

Союзы и союзные слова.

Виды придаточных предложений.

Самостоятельная работа. Тестирование (4 варианта)

Проводят взаимоопрос по изученному материалу.

Выполняют тестовые задания, проверяют по ключу – взаимопроверка.

Изучение нового материала

Проблемный вопрос.

- Что объединяет данные предложения?

Я знаю, что совесть чувство нравственной оценки своего поведения.

Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью (Л. Толстой).

Не называй человеком того, кто не заботится о благе своего народа (А. Навои).

Создание таблицы – синтез.

- Расскажите об опознавательных признаках СПП с придаточными изъяснительными, используя заполненную таблицу, схему и ключевые слова.

Ключевые слова – характеристики

Определить средства связи

Что, будто, чтобы – союзы; частица – ли, союзные слова

Узнать, какое место занимают

Выяснить, какое слово поясняют

Глаголы речи, мысли, чувства

Определить, какое значение выражают

Узнать, может ли быть указательное слово


Определяют сходство между предложениями – СПП с придаточными изъяснительными.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.

Создают таблицу – синтез, опираясь на материал учебника и данные предложения.

Опираясь на таблицу – синтез рассказывают друг другу о придаточных изъяснительных, используя ключевые слова-характеристики.

Закрепление изученного материала

Работа с текстом.

Чтение текста. 1 и 2 абзац.

(1) Однажды в Индии богатый человек захотел иску­паться в бассейне, заполненном молоком. (2) Поздно вече­ром вышел указ о том, что каждый, кто принесет чашу мо­лока и выльет в бассейн до утра, получит золотую монету. (3) Вскоре к бассейну выстроилась очередь. (4) Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн, а взамен получали золотую монету.

(5) Утром раджа вышел к бассейну, чтобы искупаться в молоке, и обнаружил, что бассейн заполнен простой водой. (6) Он понял, что его обманули. (7) Люди решили, что ночью никто не отличит молоко от воды, и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду.

Словарная работа. Совесть.

- Дайте лексическое толкование слова.

- Найти в представленном ниже тексте, что такое совесть.

(8) Что такое совесть? (9) Существуют разные определе­ния совести. (10) Приведем некоторые из них. (11) "Со­весть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль и производить самооценку совершаемых по­ступков". (12) "Совесть — чувство нравственной ответствен­ности за свое поведение перед людьми, обществом". (13) "Совесть — это голос Бога в нашей душе".

(14) Что же случилось с нашей совестью? (15) Конфлик­ты во всех сферах жизни, начиная от испорченных взаимо­отношений на личностном уровне до международных скан­далов.

(16) Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" — совесть — и пустил человека в самостоятельное "плавание".

Этот "прибор" можно назвать голосом Бога внутри нас.

Но отказавшись повиноваться Богу, мы попадаем в зону аномалий, когда этот прибор перестает работать ис­правно. (19) Совесть становится "резиновой", гибкой, при­спосабливающейся к обстоятельствам. (20) Ее невозможно измерить, по ней нельзя ориентироваться. (21) Предста­вим себе корабль, отправляющийся в плавание и управля­емый резиновым рулем, изгибающимся под ударами волн. (22) Вряд ли такой корабль доплывет до назначенного мес­та.

Библия сообщает нам, что совесть может быть непо­рочной, доброй, чистой, а может быть немощной, осквернен­ной, порочной и даже сожженной.

Какова моя совесть? (25) Беспокоит она меня или нет? (26) Заставляет ли она меня задумываться, что-то ме­нять?

(27) Кто-то успокаивает свою совесть: (28) "Завтра обязательно начну жить по-новому", или оправдывается: (29) "Пойми — обстоятельства". (30) Кто-то глушит совесть наркотиками, кто-то алкоголем, кто-то развлечениями. (31) Но настанет время, когда совесть выйдет из повиновения и взбунтуется. (32) Чем больше мы ее растягиваем, тем силь­нее она ударит. (По В. П. Коровицкому)

Задания по тексту.

Найти СПП с придаточным изъяснительным.

Выпишите словосочетания со связью согласование. Объясните, как определить этот вид связи. Замените, где можно согласование управлением.

Выполните морфемный разбор слов: обыкновенную и заполненный, объясните правописание.

Замена прямой речи косвенной.

- Вспомните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, замените предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

Поль Анри Гольбах считал, что совесть - это наш внутренний судья.

Самое главное украшение - чистая совесть. Цицерон

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий

Чистая совесть — самая лучшая подушка. Ибсен Генрик

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. А.С.Пушкин

Я люблю читать о том, как …

Мы ищем в книгах то, что…

Мы с другом часто думаем о том, куда.

Я мечтаю о том, чтобы …

В искусстве каждый находит то, что …

Мы часто встречаем тех, …

Я всегда спорю с теми, кто…

Из книг мы узнаем о том, как…

- Найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.

Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.)

Проводят работу с текстом, выполняют словарную работу и задания к тексту. СПП с придаточными изъяснительными ( 1, 5, 6, 7) записываются в тетрадь, выполняется их разбор, выбор аргументируется.

Вспоминают постановку знаков препинания при прямой речи, правила замены прямой речи косвенной, по предложенному образцу выполняют замену, делают вывод, какой вид придаточных предложений используется в предложениях с косвенной речью.

Конструируют предложения в паре (1 вариант – нечетные предложения, 2 вариант – четные предложения), осуществляют взаимопроверку.

В паре обсуждают, проводят корректорскую правку СПП с придаточными изъяснительными, записывают исправленный вариант.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Я ничего не понял.

Я не все понял, нужны разъяснения.

Мне все понятно…

Домашнее задание.

Изучите теоретический материал &13-14,

Выполните упражнение № 178

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРЕ.

Актуализация опорных знаний.

Работа в паре (взаимоопрос)

2) Союзы и союзные слова.

3) Указательные слова

4) Виды придаточных предложений.

Самостоятельная работа. Тестирование (4 варианта)

Изучение нового материала

1. Проблемный вопрос.

- Что объединяет данные предложения?

1) Я знаю, что совесть чувство нравственной оценки своего поведения.

2) Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью (Л. Толстой).

3) Не называй человеком того, кто не заботится о благе своего народа (А. Навои).

2. Создание таблицы – синтез.

- Расскажите об опознавательных признаках СПП с придаточными изъяснительными, используя заполненную таблицу, схему и ключевые слова.

Ключевые слова – характеристики

Определить средства связи

Узнать, какое место занимают

Выяснить, какое слово поясняют

Определить, какое значение выражают

Узнать, может ли быть указательное слово

Закрепление изученного материала

1. Работа с текстом.

1) Чтение текста. 1 и 2 абзац.

(1) Однажды в Индии богатый человек захотел искупаться в бассейне, заполненном молоком. (2) Поздно вечером вышел указ о том, что каждый, кто принесет чашу молока и выльет в бассейн до утра, получит золотую монету. (3) Вскоре к бассейну выстроилась очередь. (4) Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн, а взамен получали золотую монету.

(5) Утром раджа вышел к бассейну, чтобы искупаться в молоке, и обнаружил, что бассейн заполнен простой водой. (6) Он понял, что его обманули. (7) Люди решили, что ночью никто не отличит молоко от воды, и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду.

2) Словарная работа. Совесть.

- Дайте лексическое толкование слова.

- Найти в представленном ниже тексте, что такое совесть.

(8) Что такое совесть? (9) Существуют разные определения совести. (10) Приведем некоторые из них. (11) "Совесть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль и производить самооценку совершаемых поступков". (12) "Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом". (13) "Совесть — это голос Бога в нашей душе".

(14) Что же случилось с нашей совестью? (15) Конфликты во всех сферах жизни, начиная от испорченных взаимоотношений на личностном уровне до международных скандалов.

(16) Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" — совесть — и пустил человека в самостоятельное "плавание".

(17) Этот "прибор" можно назвать голосом Бога внутри нас.

(18) Но отказавшись повиноваться Богу, мы попадаем в зону аномалий, когда этот прибор перестает работать исправно. (19) Совесть становится "резиновой", гибкой, приспосабливающейся к обстоятельствам. (20) Ее невозможно измерить, по ней нельзя ориентироваться. (21) Представим себе корабль, отправляющийся в плавание и управляемый резиновым рулем, изгибающимся под ударами волн. (22) Вряд ли такой корабль доплывет до назначенного места.

(23) Библия сообщает нам, что совесть может быть непорочной, доброй, чистой, а может быть немощной, оскверненной, порочной и даже сожженной.

(24) Какова моя совесть? (25) Беспокоит она меня или нет? (26) Заставляет ли она меня задумываться, что-то менять?

(27) Кто-то успокаивает свою совесть: (28) "Завтра обязательно начну жить по-новому", или оправдывается: (29) "Пойми — обстоятельства". (30) Кто-то глушит совесть наркотиками, кто-то алкоголем, кто-то развлечениями. (31) Но настанет время, когда совесть выйдет из повиновения и взбунтуется. (32) Чем больше мы ее растягиваем, тем сильнее она ударит. (По В. П. Коровицкому)

3) Задания по тексту.

Найти СПП с придаточным изъяснительным.

Выпишите словосочетания со связью согласование. Объясните, как определить этот вид связи. Замените, где можно согласование управлением.

Выполните морфемный разбор слов: обыкновенную и заполненный, объясните правописание.

2. Замена прямой речи косвенной.

- Вспомните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, замените предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

Поль Анри Гольбах считал, что совесть - это наш внутренний судья.

Самое главное украшение - чистая совесть. Цицерон

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий

Чистая совесть — самая лучшая подушка. Ибсен Генрик

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. А.С.Пушкин

Я люблю читать о том, как …

Мы ищем в книгах то, что…

Мы с другом часто думаем о том, куда.

Я мечтаю о том, чтобы …

В искусстве каждый находит то, что …

Мы часто встречаем тех, …

Я всегда спорю с теми, кто…

Из книг мы узнаем о том, как…

4. Корректор.

- Найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.

1) Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила.

2) Мне дали понять о том, что я жду напрасно.

3) У костра отец спросил, что где находится лесная избушка.

Я ничего не понял.

Я не все понял, нужны разъяснения.

Мне все понятно…

Сложноподчинённые предложения с одной придаточной частью

Какое утверждение является неверным?

1) В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

2) Придаточное предложение всегда стоит после главного.

3) Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части сложноподчинённого предложения, находятся в придаточной части предложения.

4) В главном предложении часто бывают указательные слова, которые выделяют содержание придаточного.

В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения?

А. Оконные рамы чуть держались на петлях и при каждом порыве ветра с шумом отворялись или захлопывались.

Б. Однако дом, возле которого мы остановились, выглядел вовсе не по-деревенски.

В. Молнии кромсали чёрное небо, грохотал гром, по жестяным карнизам хлестали струи дождя.

Г. Буря ломает деревья чаще на открытом пространстве, где они не защищены соседями.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В

В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, в которых придаточное связано с главным союзным словом?

А. Место, куда мы прибыли через полчаса, производило впечатление чего то нереального.

Б. Откуда-то издалека доносилось гудение, словно там работал электрический движок.

В. И только дорога на север казалась безопасной, хотя и здесь путника могла поджидать неожиданность.

Г. Машина неслась со скоростью, какую позволял двигатель.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

Сложноподчинённые предложения с одной придаточной частью II вариант

Какое утверждение является неверным?

1) Подчинительные союзы, связывающие придаточные с главными, не являются членами придаточного предложения.

2) Придаточное предложение может стоять только в середине главного.

3) Союзные слова, при помощи которых связываются части сложноподчинённого предложения, находятся в придаточном предложении.

4) Придаточное предложение при двойном союзе всегда стоит впереди главного и содержит первую часть союза, вторая его часть входит в состав главного предложения.

В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения?

А. Ночь была лунная, и тень от вертолёта скользила по скалам.

Б. Слева была видна взлётная полоса, по которой разбегался пассажирский лайнер.

В. Не на чем отдохнуть утомлённому однообразием глазу, не на чем остановиться притуплённому вниманию.

Г. Он привстал, чтобы лучше рассмотреть про исходящее внизу.

1) А, Г 2) Б, В 3) А, Б 4) Б, Г

В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, в которых придаточное связано с главным союзным словом?

А. Воздушный шар приземлился в том месте, где раньше стояла палатка охотника.

Б. Зеленоватое сияние луны было настолько ярким, что всё вокруг озарилось призрачным салатовым светом.

В. Решено было остановиться на ночлег здесь, чтобы с утра приступить к штурму перевала.

Г. Сквозь чуть затемнённые стёкла были видны ряды стеллажей, которые, казалось, уходили в бесконечность.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

В каком варианте ответа в главных предложениях употреблены указательные слова?

А. Туннель закончился озером чёрной неподвижной воды, от которой веяло холодом.

Б. Утро показалось Роману таким же безрадостным и серым, каким был предстоящий вечер.

В. Сколько он находился в таком состоянии, определить было трудно.

Г. Каждый должен делать то, что лучше всего умеет.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

В каком варианте ответа указаны сложноподчинённые предложения, строение которых соответствует данной схеме? [ , ( ), ]. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Когда на склонах Урала были вырублены леса реки обмелели.

Б. Главное что тревожило императрицу были крестьянские восстания.

В. Почему он рассказал эту историю именно мне для меня самого осталось загадкой.

2) Раздалась команда, чтобы все приготовились к посадке.

3) Смотрел туда, где бушевала гроза.

1)сошёл с полей(р. 2)идёт к кнцу(д. 3)греет чащу(в. 4) наполняется песнями(т. 5) движется в ветвях и стеблях(п.

машина направлялась к автостоянке.

раз за разом голкипер вынимал мяч из сетки.

ноги следует держать под партой, а не на ней.

рыб-корень, лов-корень, сложное слово, о-соединительная гласная, ы -окончание

виноградниками- виноград- корень, ник - суфф., ами - оконч., виноградник- основа, ледяные - лед- корень, ян- суффикс, ые - оконч., ледян - основа

Другие вопросы по Русскому языку

613 : 1. он не годовал.2.нельзя его неволить.3.брат недоумевает.4.я недомогаю.5.шторм неистовал. нельзя- 2 слога , 2 гласные ,3 согласные , н-(н)-согл.,сонорн.,мягк. е-(э)-гласн.


Что общего в строении этих предложений? Какие различия вы видите в их строении? Понятно ли во всех этих примерах главное предложение без придаточного?

Что выражают придаточные с союзами что, чтобы и с союзными словами? (См. § 39 „Предложения с косвенной речью".)

412. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью. Запишите схемы последних.

1) „Где вы были?“—спросил отец. 2) „Мы были в читальне", — ответили мы. 3) „Сходите в булочную за хлебом", — сказал он. .

Придаточные изъяснительные прикрепляются к изъясняемому слову двумя способами: 1) при помощи союзов что, как, будто, чтобы (см. примеры выше); 2) при помощи союзных слов или частицы ли, например: 1) Дети чувствуют (что чувствуют?), кто их любит. (Т.) 2) Я не знаю (чего?), буду ли дома вечером.

В главном предложении при изъясняемых словах может быть указательное слово то, которое служит для выделения, усиления содержания придаточного предложения; сравните, например: Докладчик говорил, что нужно повысить производительность труда и Докладчик говорил о том, что нужно повысить производительность труда.

413. Прочитайте и укажите главные и придаточные изъяснительные предложения; затем укажите, к каким словам или сочетаниям относятся придаточные предложения и какими союзами прикрепляются. Перепишите, ставя запятые.

1) Дубов пол..гал что звание шахтёра самое высокое и почётное. (Фад.) 2) Левинсон распорядился что(бы) к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (Фад.) 3) Крайнев поднял голову и увидел как в открытые ворота в..ехала кол..на машин. (Поп.) 4) Ты рада что ты дома? (Ч.) 5) Татьяна Афанасьевна подала брату знак что больная хочет уснуть. (П.) 6) Ей снится буд(то)(бы) она идёт по снеговой поляне. (П.) 7) Особенно было страшно то что над огнём в дыму летали голуби. (Ч.)

414. Перепишите, прибавляя при помощи союза к выделенным словам и оборотам придаточные изъяснительные предложения и расставляя запятые. Укажите среди выделенных слов и словосочетаний те, которые являются синонимическими (например: заверил— дал слово).

1) Скоро мы убедились. . 2) Я. был убеждён. . 3) У меня сложилось твёрдое убеждение в том. . 4) Мы твёрдо верим. . 5) Володя был уверен в том. . 6) Твёрдая вера в то. поддерживала его в самые тяжёлые минуты. 7) Я предполагаю. . 8) Докладчик высказал предположение о том. . 9) Ребята радовались. . 10) Мы были рады. . 11) Юра заверил нас. . 12) Он дал слово. .

• Сделайте синтаксический разбор сказуемых в главном предложении.

445 Прочитайте и укажите придаточные изъяснительные предложения. Перепишите, ставя запятые и подчёркивая союзные слова.

1) Иван Ильич спросил где находится штаб. (А. Н. Т.) 2) Часто я угадать хотел о чём он пишет.

мной сделалось. (А. Н. Т.) 4) Задумал я узнать прекрасна(ли) земля. (Л.) 5) На третий день он подошёл к начальнику и спросил когда будет плавка. (Поп.) 6) Какие птицы пели (не)умею сказать. (М.-С.)

446. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) Сколько времени осталось до прихода поезда спросили мы у дежурного по станции. 2) Он ответил Поезд придёт через тридцать минут. 3) Раздалась команда Приготовьтесь к посадке.

• Переделайте предложения с прямой речью в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Запишите, расставляя знаки препинания. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

417. Превратите простые предложения в сложные, заменяя одни выделенные слова придаточными определительными, а другие — придаточными изъяснительными предложениями. Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания.

Образец. 1) Участвующие в спектакле ушли на репетицию. — Те, кто участвует в спектакле, ушли на репетицию. 2) Мы читали о путешествиях Пржевальского. — Мы читали о том, как путешествовал Пржевальский.

1) Приезжающие в Новгород любуются пр..красными памятниками (древне)русской культуры и иск..ства. 2) Прибывшие на к..нференцию были размещены в городской гостин..це. 3) Он рассказывал о поездке по Волге. 4) Прохожие наблюдали за работой (снего)уборочной машины.

418. По данным схемам составьте сложноподчинённые предложения; напишите их, расставляя знаки препинания.

I. С придаточным определительным.


Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения.

При разборе сложноподчинённого предложения необходимо:

1) указать главное и придаточное предложения;

2) на основании вопроса и особенностей строения заключить, какое это сложноподчинённое предложение (с придаточным определительным, изъяснительным и т. д.);

3) после этого главное и придаточное предложения разбираются

419. Перепишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Укажите придаточные изъяснительные и определительные.

Я много раз расспрашивал старого Дерсу о том при каких обстоятельствах он убил тигра но старый охотник отмалчивался. Сегодня мне удалось узнать у него как это случилось. Дерсу шёл среди дубового редколесья со своей собакой. (С)начал.. она бежала весело вперёд но потом стала выказ..вать признаки беспокойства. Дерсу (н..)видел (н..) чего подозрительного и решил что собака боится медвеж..го следа. Он пошёл дальше но собака жалась к нему. Дерсу и (не) думал что (по)близости был тигр. Случайно охотник направился к тому дереву за которым скрывался зверь. Тигр выск..чил сделал прыж..к в сторону и начал ярос..но реветь. Дерсу закричал тигру что(бы) он уходил проч.. . Тот отпрыгнул на несколько шагов но продолжал реветь. Дерсу поднял ружьё стал цели..ся. Тигр перестал реветь и быстро скрылся в кустах. Через несколько минут он появился впереди на вершине горы и Дерсу выстрел..л в него. Тигр бросился в зар..сли а Дерсу продолжал свой путь. Через три дня Дерсу возвр..щался домой и на дороге где повстречался с тигром наткнулся на убитого им зверя.

• Как бы вы разделили текст на абзацы, соответствующие основным элементам композиции?

• Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений и составьте их схемы.

• Сделайте фонетический разбор слов: вперёд, ружьё.

• Разберите по составу слова: расспрашивал, медвежьего, редколесья, сначала. Каким способом образованы два последних слова?

• Сделайте морфологический разбор слов: поблизости, беспокойство, выстрелил, убитого.

421. Прочитайте. Вспомните, что называется антонимами.

Оптимист — человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением, склонный видеть во всём хорошее (от латинского оптимус— ,,наилучший“). Наоборот, пессимист — это тот, кто исполнен уныния, безнадёжности, видит во всём дурное, неприятное (от латинского пессимус — „наихудший").

Подберите к этим словам по однокоренному слову с суффиксом -изм.


422. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Пр..везти к..нтейнер на к..мбинат, пр..остановить к..нвейер, пр..бивать пл..кат, пр..рвать тр..нсляцию, пр..высить прежний р..корд, отдыхать в пр..морском с..натории, пр..открыть окна в с..лоне, избрать пр..зидиум к..нференции, пр..крепить орд..н к знамени, пр..следовать врага на его т..ритори.. .

• Сформулируйте правило правописания приставок пре- и при-.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

► Придаточные обстоятельственные предложения по своему значению делятся на придаточные степени и образа действия, придаточные следствия, цели, сравнения, места, времени, причины, условия, уступки.

Читайте также: