Размножение растений семенами конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Цель: познакомить учащихся с особенностями и многообразием семенных растений.

Задача урока:

Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.

Понятия урока: семенные, голосеменные, покрытосеменные растения, шишка, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации.

Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска, эл прил, учебник, тетради

Целевая установка (демонстрирую спору и семя, учащиеся формируют выводы и цель урока)

Какие группы растений вы знаете? (низшие и высшие)

Почему их так назвали? (низшие не имеют органов, тело представлено талломом; высшие – имеют органы:корень, стебель, лист.)

Какие из них возникли раньше? (низшие, водоросли, сначала одноклеточные)

Что понадобилось изменить растениям, чтобы они вышли на сушу? (покровные, проводящие ткани, хорошее заякоривание в почве, т.к. плотность низкая)

Как назывались первые наземные растения? (ринниофиты)

Демонстрирую слайд 2 на презентации, делаем вывод о том, что в первую очередь выйдя на сушу – растения развили покровные ткани.

Какой группе растений они дали начало? (высшие споровые)

Почему их так назвали? (имеют органы, размножаются при помощи спор)

Что такое спора? (клетка бесполого размножения)

На какие группы делятся ВСР? (с преобладанием спорофита, с преобладанием гаметофита – мхи)

Проверка заполнения таблицы (проверка выполнения письменного д/з) слайд 3-4

Особенности строения

Папоротники

Увлажнённые, но и сухие места

Проверка заданий по рядам:

Письменно пользуясь интернетом описать размножение:

1ряд – щитовника мужского (папоротника)

2 ряд хвоща полевого (хвоща)

3 ряд кукушкиного льна (мха)

Щитовник мужской На листовых пластинках образуются сорусы, (множество спорангиев). В них созревают споры, растрескиваются спорангии спора прорастает и даёт начало гаметофиту (очень мелкий, рассматриваемый только под микроскопом, форма сердечка). Образуются гаметы – растение со спорами – спорофит

Хвощ полевой Весной из почек корневища на поверхность почвы вырастает спороносный, бесхлорофилльный побег (стебель) с мутовчатым расположением редуцированных (маленьких) листьев, заканчивающийся спороносным колоском (стробилом). Он имеет ось, на которой размещены зонтиковидные спороносные листья– спорофиллы. С нижней стороны спорофиллов, обращенной к оси стробила, находится от 5 до 10спорангиев. После созревания спор спороносные листья стробила размыкаются, спорангии лопаются и споры разносятся ветром. Вследствие содержания в спорах хлоропластов они быстро (в течение 3-х недель) теряют всхожесть. Попадая на увлажненный илистый грунт, группы спор прорастают в хлорофиллоносные гаметофиты , достигают половой зрелости через 3-5 недель после прорастания. На мужских гаметофитах, меньшего размера, образуются антеридии– мужские гаметангии, на женских – архегонии. Для достижения сперматозоидами яйцеклеток, находящихся в архегониях, необходима вода. Зародыши крепятся стопой к животику архегония и получают из гаметофита необходимые питательные вещества для развития, формируя зачаточный корешок, стебель и почку. После формирования, зародышевый корешок начинает расти, закрепляется в почве и молодой спорофит отсоединяется от гаметофита, который через некоторое время отмирает. После спороношения весенние(спороносные) побеги отмирают и из почек корневища вырастают зеленыеассимиляционные побеги.

Слайд 9 Ученики формируют цель урока

Слайд 10 Число, тема в тетради

Семенные растения – это растения, размножающиеся при помощи семян.

Семя – многоклеточная структура размножения растений.

Слайд 12 Сравни споровый и семенной папоротник. Разбираем вопрос происхождения семенных растений

Ключевые слова: размножение растений, способы размножения, бесполое, половое размножение, вегетативное размножение

Размножение растений — это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне.

Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора — это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Споры могут быть диплоидными (образуются в результате митоза) и гаплоидными (образуются в результате мейоза); они могут иметь жгутики для передвижения (у водорослей) или распространяться с помощью ветра и воды (папоротник, мхи).

Половое размножение — связано со слиянием специализированных половых клеток — гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия — слияние одинаковых гамет; гетерогамия — слияние разных по размеру гамет; оогамия — слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой.

Для всех высших растений характерно чередование в жизненном цикле полового и бесполого размножения и связанное с этим чередование поколений (фаз развития) гаплоидной (n) (гаметофит) и диплоидной (2n) (спорофит). На спорофите возникают мешковидные образования спорангии (органы бесполого размножении), в которых в результате спорогенеза, сопровождающегося мейотическим делением, формируются гаплоидные споры. Из спор развивается гаметофит. На нем формируются особые половые структуры — гаметангии (органы полового размножения), в которых образуются гаметы.

Мужские половые органы, где формируются сперматозоиды, называются антеридии. Женские половые органы, где формируются яйцеклетки, называются архегонии. Если на гаметофите развиваются и архегонии, и антеридии, то он называется обоеполым. Если только антеридии, то мужским; если только архегонии, то женским. При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы развивается спорофит.

Эволюция растений шла в направлении увеличении размеров бесполого поколении (спорофита) и редукции полового поколения (гаметофита). У подавляющего большинства высших растений (за исключением моховидных) в жизненном цикле преобладает спорофитная фаза.

схема поколений растений

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение не связано с формированием специальных органов размножения и клеток. Оно осуществляется с помощью вегетативных органов растения: стебля (черенками и отводками), листьев, почек, корневищ, ползучих побегов, луковиц, корневых отпрысков (так размножаются растения, способные образовывать почки на корнях), листовых черенков и культурой ткани (выращивание в пробирке). Вегетативное размножение в естественных условиях биологически тогда выгодно, когда в борьбе за существование необходимо быстро освоить новые места обитания, захватить большие площади для расселения и питания. Так у ландыша и майника это единственный способ размножения из-за отсутствия благоприятных условий для семенного размножения.

Значение вегетативного размножения:

  • Образование дочерних особей, идентичных с материнскими по наследственным признакам
  • Обеспечение быстрого увеличения численности вида и его расселения
  • Получение большого количества посадочного материала
  • Сохранение у потомков ценных наследственных свойств материнской особи (сорта, формы).

бесполое размножение растений

половое размножение растений

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Растениеводство

Тема: Правила охраны труда при сельскохозяйственных работах. Размножение растений семенами.

Образовательная: объяснить учащимся, что такое сельскохозяйственные работы, растениеводство.

Развивающая: научить правильно, организовать труд, ознакомить с правилами охраны труда при сельскохозяйственных работах , развить познавательный интерес.

Воспитательная: воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Оборудование урока: веник, тяпка, ведро, грабли.

Основные понятия урока: сельское хозяйство, условие труда, растениеводство, сельскохозяйственные угодья.

I . Организационный момент.

II . Повторение пройденного материала.

III . Изложение нового программного материала:

1. Основные правила труда при сельскохозяйственных работах.

2. Размножение растений семенами.

IV . Закрепление пройденного материала.

V . Итог урока.

I .Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

Что такое технология в узком и широком смысле слова?

Назовите основные цели и задачи предмета технологии?

Перечислите правила охраны труда на уроке технологии?

III . Изложение нового программного материала:

1. Основные правила труда при сельскохозяйственных работах.

К аждый работник сельского хозяйства, а также любой другой отрасли, имеет право на труд, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых в соответствии с трудовым договором в установленные законодательством выходные и праздничные дни, на ежегодный оплачиваемый отпуск, право на установленную законами продолжительность рабочего времени.

Охрана труда имеет ряд очень важных значений для работников:

Социальное значение охраны труда объясняется правами человека на жизнь, свободу, свободное использование своих способностей и имущества для коммерческой деятельности (не запрещенной законом), право иметь частную собственность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду и т.д.

Экономическое значение охраны труда заключается в правильном учете результатов труда работника и достойной его оплате, в снижении травматизма работников и уровня профессиональных заболеваний.

Правовое значение охраны труда - это прежде всего соблюдение законов и других нормативных актов об охране труда как работодателем, так и работником.

Общие требования по охране труда и здоровья работников, установленные государством, не зависят от организационно правовой формы предприятия.

Система государственных стандартов безопасности труда включает: требования по организации работ, обеспечивающих безопасность труда и организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда, требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов; требования к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям и т.д.

Помимо права работника на труд, который соответствует нормам безопасности и гигиены, существуют и другие права. А именно:

1) право получать достоверную информацию от руководства предприятия об условиях труда и системе его охраны, о наличии рисков для здоровья от выполнения работником своих трудовых функций;

2) право отказаться от выполнения своих трудовых функций, если они опасны для жизни и здоровья вследствие нарушения правил охраны труда;

3) право быть обеспеченным индивидуальными средствами защиты за счет средств предприятия;

4) право пройти обучение о безопасном осуществлении технологического процесса;

5) право пройти переобучение за счет средств работодателя на новую должность, если старая должность ликвидировалась из-за несоблюдения правил безопасности труда;

6) право обращаться в органы государственной власти по вопросам охраны труда и др.

2. Размножение растений семенами.

Размножение семенами позволяет получить большое количество молодых растений при минимальных затратах и этот способ размножения естественен для растения. Но и за скрещивания генов родителей молодое растение не всегда может быть похожим на материнское растение. Покупные семена приносят неплохие результаты, в скором времени может оказаться большое количество молодых растений, выращенных из семян.

При посадке семян необходимо отвести им небольшое место у окна. Место должно быть светлое и защищенное от прямых солнечных лучей. Некоторые всходы семян появляются уже через неделю, а некоторые, например семечко пальмы может взойти только через несколько месяцев.

Если вы сеете семена от своих собственных растений или собрали их с растений у друзей или знакомых, то следует учитывать, что молодые растения не будут точной копией материнского растения. Гены родителей соединятся, проявится доминантная наследственность. Оттенок цветка, форма и расцветка листьев может получиться иными. Те семена, которые были собраны со своего растения, желательно высевать сразу же, потому что у свежих семян лучше всхожесть. А если были посеяны только часть семян, то остальную часть семян следует тщательно закрыть в пакетике и убрать в темное и сухое место, чтобы уберечь оставшие семена от влаги.

Перед посевом необходимо приготовить плошки, горшочки или пластинки спрессованного торфа. Для тонких семян лучше выбрать плошку, для крупных и плотных - горшочки или торфяные пластинки. Следует заполнить горшочки и плошки субстратом для молодых растений или смесью из равных частей речного песка и верхового торфа, разравняйте субстрат и слегка примните его. Для мелких семян сделать неглубокие бороздки через каждые 3-4 см, можно приложить к земле тоненькую палочку.


Материал познакомит учащихся со строение семени растения и потребует от обучающихся высказывания своих предположений, поиска ответа при решении проблемных задач.

Описание разработки

Цель: сформировать у обучающихся понятие о семенном размножении, об образовании и значении плодов и семян.

Задачи: - знакомство обучающихся с особенностями строения семени растений;

- развитие познавательной деятельности учащихся средствами предмета;

- формирование культуры труда (моделирование с использованием цветной бумаги).

Оборудование: компьютер, семена фасоли, препаровальные иглы, лупа, цветная бумага, ножницы, клей, карточки с заданиями лабораторной работы, учебник Природоведение 5 класс, Т. С. Сухова, презентация

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Выберите, с каким настроением вы начинаете урок? (на столах у детей карточки с смайликами) Слайд 1

- Что мы изучили на прошлом уроке?

- Какие формы размножения мы знаем?

- Что называется бесполым размножением? Зарисуйте схему бесполого размножения. Приведите примеры организмов.

- Что называется половым размножением? Зарисуйте схему полового размножения. Приведите примеры организмов.

- Чем отличается половое размножение от бесполого? Какие клетки участвуют в половом размножении, какие – в бесполом?

- В чем преимущество полового размножения?

- Какие организмы называются гермафродитами? Почему их так назвали? Приведите примеры.

- Давайте составим схему развития организмов. (На столах карточки со схемой развития лягушки и бабочки) Слайд 2, 3

3. Изучение нового материала

1) - Отгадайте загадку: Дышит, растет,

А ходить не может. (растение)

- Какие признаки жизни растений вы знаете? Слайд 4

- – Вспомните луг весной, пестрящий красивыми цветами такими разными по размеру, аромату, окраске. Но кому нужны эти дивные цветы вдали от человеческого жилья, в глухом лесу или заброшенной степи? Для кого эта красота там, где нет человека?

- Какую роль в жизни растений играют насекомые? Слайд 6

- Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетели пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена.

- Сделаем вывод, какую же работу выполняют насекомые?

- Что образуется на месте цветка ? Слайд 7

- А зачем плоды нужны самому растению? Слайд 8

- Представьте, что вы хотите вырастить растение на следующий год. Что вам нужно сохранить – сами плоды или их семена?

- Давайте рассмотрим семя фасоли. Оно больше всего подходит для наших целей благодаря своему размеру, а также тому, что всем вам оно хорошо знакомо.

4. Лабораторная работа: “Строение семени фасоли”. Слайд 9

Цель: изучить строение семени фасоли и смоделировать его с помощью цветной бумаги.

Ход работы

1. Рассмотрите семя фасоли. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).

2. Препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.

3. Рассмотрите зародыш. Используя учебник стр 97, найдите две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

4. Смоделируйте семя фасоли, используя цветную бумагу. Слайд 10

Весь материал - смотрите архив.


-80%

Читайте также: