Роль покрытосеменных в природе и жизни человека план конспект

Обновлено: 05.10.2024

Материал содержит конспект урока,презентацию и рабочий лист для учащихся.

ВложениеРазмер
pokrytosemennye_rasteniya.doc 234.5 КБ
test_pokrytosemennye_rasteniya.doc 354 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : урок открытия нового знания.

Деятельностная цель : создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск решений проблемных вопросов, выполнение практических заданий; организация условий, инициирующих способности осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно дидактическая цель : формирование условий для усвоения учащимися знаний о растениях отдела Покрытосеменные, их многообразии; сформировать представление о жизненных формах и продолжительности жизни покрытосеменных растений; изучить роль покрытосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека

  1. Ученики будут актуализировать знания об особенностях строения растений отдела Покрытосеменные.
  2. Уметь выявлять группы покрытосеменных растений по жизненной форме и продолжительности жизни
  3. Уметь находить сходство и отличия между Покрытосеменными и ранее изученными группами растений и выявлять черты более высокой организации у Покрытосеменных растений в сравнении с Голосеменными.
  • научиться находить и использовать существенную информацию из учебника, дополнительных текстов – смысловое чтение, из собственного жизненного опыта, анализировать, структурировать, преобразовывать её из одной формы в другую;
  • учиться анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления, процессы, связи и отношения.
  • учиться слушать и понимать речь другого человека.
  • учиться самостоятельно организовывать учебное сотрудничество, определять общие способы работы при работе в паре, способы взаимодействия;
  • учиться ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
  • учиться планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • учиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и проводить необходимую корректировку.
  1. Осознавать единство и целостность мира.
  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
  3. Личностное самоопределение и смыслообразование.

Основные понятия, изучаемые на уроке : покрытосеменные (цветковые), цветок, плод, жизненные формы: деревья, кустарники, кустарнички, травы; однолетние, двулетние, многолетние растения

Учащийся должен знать : признаки, свойственные покрытосеменным растениям; особенности строения покрытосеменных растений; значение покрытосеменных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: различать покрытосеменные растения; называть черты отличия между споровыми и семенными растениями, давать характеристику покрытосеменным растениям

Формы работы на уроке : фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Методы: проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

  1. Организационный момент. (мотивирование на учебную деятельность) (1мин.)

Здравствуйте, ребята. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И голосеменные: сосны, пихты, ели,

Но властелины царства не они .

Как вы думаете, почему? (ответы учащихся ).

Вам сложно ответить на этот вопрос.

Я попрошу вас о следующем. На слайде вы видите изображения растений. Какие общие черты у них вы видите? Слайд №2.

  • Какова тема сегодняшнего урока? Формулирование темы урока Слайд №3

Слайд №4 – тема урока

  1. Целеполагание. ( Формулирование целей урока) ( 2 мин)

Что бы вы хотели узнать на уроке.

  • Почему растения называются покрытосеменными
  • Каковы общие особенности покрытосеменных растений
  • Как делятся покрытосеменные растения по внешнему виду
  • Многообразие растений по срокам жизни

С покрытосеменными растениями вы познакомились еще в начальной школе на уроках окружающего мира. Давайте вспомним что нам уже известно. Слайд№5

Прошло более 200 млн. лет после выхода растений из водной среды на сушу, прежде чем появились Покрытосеменные. Что же объединяет все эти растения?

Задание 1.Работа с учебником самостоятельно. Заполняем пропуски в тексте с помощью учебника с.84. Проверяем по эталону Слайд№6

Покрытосеменные самая молодая и многочисленная группа царства Растений. Появились около_______млн._лет назад.Насчитывают_________тыс. видов.Произрастают во_______климатических зонах. Имеется орган семенного размножения – _________. ____________развиваются внутри_______,то есть они защищены(покрты).

Стебли у покрытосеменных бывают:

Почему же эти растения называют Покрытосеменные или Цветковые? ( Имеется орган семенного размножения – цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено завязью (покрыто).

Как же классифицировать эти растения? С формами растений вы познакомились еще во 2 классе. Давайте вспомним, что нам известно. Слайд№7

Среди них встречаются травы, кустарники, кустарнички и деревья. Давайте узнаем особенности строения каждой из жизненных форм перед выполнением задания.

Работа в группах. Делимся на 4 группы (травы, деревья, кустарники, кустарнички). Каждая группа должна из предложенного списка растений выбрать названия растений, которые соответствуют названию группы.

Черника
Клюква
Голубика
Брусника
Морошка

Проверяем правильность. Слайд№8

Задание2. В рабочий лист записать по 2 примера растений каждой группы (жизненной формы).

Физкультминутка.( 2 мин)

А теперь я предлагаю немного размяться.

Я буду называть различные растения покрытосеменные, а вы делать движения. Если это дерево – руки тянем вверх, если это трава – приседаем, ну а если кустарник или кустарничек – прыгаем. Как только слышим название растения не относящееся к Отделу Покрытосеменные, значит физкультминутка закончена.
Шиповник, смородина, груша, береза, одуванчик, ромашка, липа, сирень, тюльпан, ландыш, сосна.

Задание 3. Разнообразие растений по продолжительности жизни (работа с учебником, с. 84 и рисунком на слайде ) В рабочий лист запиши по два примера к каждой группе растений.

Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл от семени до семени длится всего один вегетационный период.

Двулетние растения полностью формируются в течении первого года, а вот уже цветут и дают плоды на второй год.

Многолетние растения цветут и живут больше двух лет.

Цветковые растения произрастают на всех материка и очень разнообразны. Давайте познакомимся с рекордсменами.

  • Самое маленькое растение на планете – Вольфия бескорневая. Её крошечный листочек имеет диаметр не более 2мм.
  • Самый большой цветок имеет Раффлезия Арнольда. Диаметр цветка -1м, вес около 6 кг.
  • Самые большие листья у южноамериканского растения Виктория амазонская. Диаметр ее листьев достигает двух метров. Они способны выдержать вес в несколько десятков килограмм.

Роль цветковых растений в природе и жизни человека

Какую роль в природе и для человека играют цветковые растения?

1) Выделяют кислород, необходимый для дыхания.

2) Являются местом обитания многих животных.

3) Служат пищей для животных и человека.

4) Используют в сельском хозяйстве и в качестве корма для животных.

5) Применяют для получения тканей (хлопок, лен).

6) Служат основой лекарственных препаратов.

7) Используют для украшения городов, садов, домов.

– В последние десятилетия деятельность человека пагубно влияет на природу. Какие действия человечеству необходимо предпринять для сохранения многообразия растений? (Очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников.)

Роль покрытосеменных растений в природе. Покрытосеменные растения, наряду с другими растениями, являются главными производителями органического вещества. Растения, и в первую очередь покрытосеменные, обеспечивают пищей все живые организмы планеты. Кроме того, они являются поставщиками кислорода, который необходим большинству организмов для дыхания. Цветковые растения являются неотъемлемой частью ландшафтов и формируют облик нашей планеты.

Значение покрытосеменных растений в жизни человека. Покрытосеменные растения, как вы уже знаете, играют важнейшую роль в жизни человека, так как они обеспечивают его продуктами питания и кормами для домашних животных.

Помимо культурных растений человек использует в пищу в качестве кормов для животных и в других целях многие дикорастущие растения.

Растения являются сырьем для различных отраслей промышленности: деревообрабатывающей, фармацевтической, пищевой. Они используются для постройки домов и других сооружений, в кораблестроении.

Из целлюлозы, которая входит в состав оболочек клеток растений, делают бумагу, картон, древесноволокнистые плиты.

В коре многих деревьев имеется пробковая ткань, состоящая из мертвых клеток, как правило, заполненных воздухом. Такая ткань надежно защищает растения от неблагоприятных условий. Она плохо проводит тепло и не пропускает воду, т. к. оболочки клеток этой ткани пропитаны особым водоотталкивающим веществом. Такую ткань у некоторых деревьев можно срезать без вреда для растения. Из коры пробкового дуба, например, делают пробки для бутылок и легкие, упругие, не пропускающие воду и воздух облицовочные плиты.

Многие растения содержат ядовитые, сильно пахнущие или целебные вещества. Эти вещества применяют для производства лекарств, духов. Цветки, листья, стебли или плоды некоторых растений используются в качестве пряно-ароматических добавок к пищевым блюдам.

Красивоцветущие растения применяют для украшения парков, скверов, приусадебных участков. Комнатные растения играют важную роль в озеленении жилых и рабочих помещений, рекреаций. Природа делает жизнь людей более гармоничной. Она является источником вдохновения и творчества для человека.

Для удовлетворения своих запросов человек выращивает многие растения. Культивируют растения в открытом и закрытом (защищенном) грунте. Выращивание в открытом грунте связано с климатическими условиями, поэтому посев семян и сбор урожая проводятся в определенные сроки. Выращивание в закрытом грунте не связано с температурными и другими условиями окружающей среды и может вестись круглогодично. Защищенным грунтом называют специальные помещения, оборудованные для создания искусственного климата, благоприятного для роста растений. К ним относятся теплицы и парники. В теплицах и парниках независимо от сезона создают наилучшие условия для роста и развития растений (освещение, температура, влажность). В закрытом грунте выращивают томаты, огурцы, перец, капусту, землянику, редис, салат, укроп, петрушку.

В современных условиях в теплицах многие растения выращивают без почвы на искусственных питательных средах. Такой способ выращивания растений носит название гидропоника (рис. 202). В зависимости от подачи питательного раствора к корням растений различают водную культуру (собственно гидропонику), субстратную культуру (растения выращивают на твердых заменителях почвы — субстратах, которые периодически смачивают питательным раствором) и воздушную культуру (аэропонику).


Рис. 202. Выращивание растений методом гидропоники

Охрана растений. Богат и разнообразен растительный мир нашей страны. Однако многие виды растений становятся редкими или вообще исчезают, прежде всего по вине человека. Его интенсивная хозяйственная деятельность — вырубка лесов, распашка земель, осушение болот, строительство дорог, городов, предприятий, добыча полезных ископаемых — существенно изменяет естественную среду обитания многих видов растений. Это отрицательно сказывается на состоянии растительного покрова, обедняет его видовой состав. За последние 100 — 150 лет из растительного мира (флоры) Беларуси исчезло около 100 видов.

С нарушением природной гармонии ухудшаются естественные условия жизнедеятельности самого человека. Именно поэтому необходима научно обоснованная система охраны природной среды, ее видового разнообразия.

Для решения этой важнейшей проблемы разрабатываются и применяются меры по практической охране редких и исчезающих видов, выделяются специальные территории с различным режимом охраны — заповедники, национальные парки, заказники.

В заповедниках поддерживаются условия, способствующие сохранению всего природного комплекса в естественном состоянии. Запрещена всякая хозяйственная деятельность. Здесь не распахивают землю и не скашивают траву. В заповедниках нельзя охотиться, рыбачить, собирать грибы и ягоды.

Национальным парком является территория, на которой в значительной степени ограничена хозяйственная деятельность человека, связанная с использованием объектов природы. Однако посещать национальные парки в целях туризма и прогулок, как правило, разрешается.

На территории нашей страны действуют два заповедника: Березинский биосферный и Полесский государственный радиационно-экологический, а также четыре государственных национальных парка: “Беловежская пуща”, “Браславские озера”, “Припятский”, “Нарочанский”.

Для охраны отдельных видов растений и животных создано более 50 заказников республиканского и несколько сотен местного значения. Общая площадь охраняемых территорий в нашей стране составляет более 1500 тыс. га, или около 7,2% всей территории республики.

Для информирования жителей страны о состоянии природы издают Красную книгу. Вы уже знаете, что Красная книга — это официальный документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах растений и животных. В книге приведены краткие сведения об их биологии, распространении и другие данные. В Красную книгу Республики Беларусь включено, например, 172 вида цветковых растений, 34 вида мхов и т. д. Причем редкие и исчезающие виды должны охраняться в неразрывной связи с охраной естественных местообитаний и растительных сообществ, в которых они произрастают.

Ученые многих стран предпринимают совместные действия для охраны ценных видов растений и животных, заключают международные соглашения по охране флоры и фауны.

Необходимо помнить, что охрана окружающего мира — это дело каждого человека. Прежде чем сорвать цветок, сломать ветку или поймать бабочку, следует подумать, а так ли это необходимо. Нужно помнить, что жизнь каждого живого организма так же ценна, как и твоя собственная, и никто не имеет права ее отнимать. Жизнь — это самая большая ценность на Земле! Сохранение и приумножение живой природы — залог благополучия нашего и грядущих поколений людей.

Растения играют важнейшую роль в природе и жизни человека, обеспечивая большинство живых организмов органическими веществами и кислородом.

Растения являются сырьем для многих отраслей промышленности, применяются для озеленения помещений, дворов, городов и поселков.

Растения нуждаются в рациональном использовании и охране.

1. К чему приводит неконтролируемая хозяйственная деятельность человека? 2. Какие меры принимает человек по охране природы и рациональному использованию растительных ресурсов? 3. Как каждый из вас может участвовать в охране растений? 4. Чем заповедник отличается от заказника?

Издавна крестьяне Беларуси заготавливали березовый сок, бересту, ивовые прутья, липовое лыко, смолу сосны (живицу). Разделите эти промыслы на группы по степени нанесения ущерба растениям.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока биологии в 7 классе

на тему: “Покрытосеменные: происхождение, особенности организации, многообразие. Класс Двудольные и Однодольные растения”.

Учитель: Бурделева М. В.

Обучающийся: Оболенков Игорь

Дата проведени я урока: 28.11.17г.

Цель урока: формирование у обучающихся представления, понятия об общих признаках покрытосеменных растений, строении, происхождении, классификации.

Задачи урока:

• повторить, закрепить, систематизировать знания учащихся по темам: побег, цветок, корневая система;

• изучить общую характеристику и особенности строения Покрытосеменных;

• расширить знания учащихся о роли семян в развитии растений;

• закрепить умения работать с различными источниками информации, сопоставлять и анализировать полученные данные, делать выводы;

• развивать познавательный интерес, творческие и аналитические способности умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные данные;

• развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;

• формировать и развивать коммуникативные навыки,

• продолжить экологическое воспитание обучающихся и формирование у них бережного отношения к природе

Тип урока : комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый,

Оборудование: компьютер, презентация.

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться с преподавателем.

2.Повторение изученного материала

3. Изучение нового материала

5.Домашнее задание. Оценки

Приветствие, проверка готовности к уроку;

2. Повторение изученного материала

Опрос по теме “ Голосеменные растения.”

Почему голосеменные растения можно назвать прогрессивной группой растительных организмов?

Кто относится к группе голосеменных растений?

В чем преимущество размножения с помощью семян?

3. Изучение нового материала

Кто же властелина царства Растения?

Мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения, познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные; выясним преимущества покрытосеменных, особенности строения, происхождение.

Почему Покрытосеменные называют властелинами царства растений? О чем говорит такое название - Покрытосеменные?

Происхождение покрытосеменных - Первые цветковые растения появились около 135 миллионов лет назад ,

в мезозойскую эру, в конце юрского - начале мелового. Вопрос о предке Покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым, но наиболее вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных папоротников.

В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 250 тыс. видов)

Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех

климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

Перечислите основные признаки покрытосеменных растений. (Наличие цветков и покрытосемянность.)

Отличительной особенностью покрытосеменных является наличие у них цветков (что отражено во втором названии отдела) и плодов. Важно подчеркнуть, что появление цветков, огромное разнообразие их структур и окраски обеспечивают перекрестное опыление и тем самым способствуют повышению эффективности полового размножения цветковых растений, в т. ч. с помощью насекомых-опылителей.

hello_html_m788b70e6.jpg

Итак, перечислите основные части цветковых растений. Работа по картинке.

Какие органы есть у цветковых растений?

Какие ткани развиты?

Перечислите основные типы тканей и их функции.

Назовите органы, участвующие в размножении цветковых растений?

В чем преимущества образования плодов у цветковых растений?

Назовите функции цветка?

Какие жизненные формы представляют покрытосеменные растения? (Деревья, кустарники, травянистые растения.)

Итак, мы повторили основные особенности строения цветковых растений и теперь поговорим о классификации покрытосеменных.

В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и Однодольные растения.

На чем основана эта классификация?

(строение семян - наличие 1 или 2 семядолей)

И конечно кроме этого основного признака, двудольные и однодольные растения отличаются еще по ряду признаков.

Работа с презентацией.

Признаки двудольных растений:

hello_html_48ab04f.jpg

- зародыш состоит из двух семядолей

- листья простые или сложные с сетчатым жилкованием

- стебель деревянистый или травянистый

- корневая система стержневая

- цветок четырех- или пятичленный

- опыление преимущественно насекомыми.

Признаки однодольных растений.

hello_html_m7f6f0e07.jpg

- зародыш состоит из одной семядоли

- листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

- корневая система мочковатая

- опыление преимущественно ветром.

Значение покрытосеменных растений:

Ответь, пожалуйста на вопрос, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?

- Действительно роль этих растений огромна, обобщив все ответы можно выделить следующее:

1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)

2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)

3. Корм для сельскохозяйственных животных

4. Декоративное значение

5. Лекарственное значение

Итак, сегодня мы с вами изучили общие признаки, многообразие и значение покрытосеменных растений. Цель, которую мы ставили в начале урока мы достигли. На следующем занятии мы продолжим знакомство с классификацией цветковых растений подробно.

На уроке ты работал хорошо, отвечал на все поставленные вопросы и справился со всеми заданиями. Оценка за урок- отлично.

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск решений проблемных вопросов, выполнение практических заданий; организация условий, инициирующих способности осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Тема урока Покрытосеменные растения

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск решений проблемных вопросов, выполнение практических заданий; организация условий, инициирующих способности осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно дидактическая цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний о растениях отдела Покрытосеменные, их многообразии; сформировать представление о жизненных формах и продолжительности жизни покрытосеменных растений; изучить роль покрытосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека

Планируемые результаты:

Школьники будут актуализировать знания об особенностях строения растений отдела Покрытосеменные.

Уметь выявлять группы покрытосеменных растений по жизненной форме и продолжительности жизни

Уметь находить сходство и отличия между покрытосеменными и ранее изученными группами растений и выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных растений в сравнении с голосеменными.

Метапредметные

1. Познавательные:

научиться находить и использовать существенную информацию из учебника, дополнительных текстов – смысловое чтение, из собственного жизненного опыта, анализировать, структурировать, преобразовывать её из одной формы в другую;

учиться анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления, процессы, связи и отношения.

2. Коммуникативные:

учиться слушать и понимать речь другого человека.

учиться самостоятельно организовывать учебное сотрудничество, определять общие способы работы при работе в паре, способы взаимодействия;

учиться ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

3. Регулятивные:

учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

учиться планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

учиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и проводить необходимую корректировку.

Осознавать единство и целостность мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы

Личностное самоопределение и смыслообразование.

Основные понятия, изучаемые на уроке: покрытосеменные (цветковые), цветок, плод, жизненные формы: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние, многолетние растения

Учащийся должен знать: признаки, свойственные покрытосеменным растениям; особенности строения покрытосеменных растений; значение покрытосеменных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: различать покрытосеменные растения; называть черты отличия между споровыми и семенными растениями, давать характеристику покрытосеменным растениям

Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Методы: проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Организационный этап. (мотивирование на учебную деятельность) (1мин.)

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Актуализация знаний (3 мин. – 2 мин на выполнение , 1 мин на проверку и самооценивание)

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И голосеменные: сосны, пихты, ели,

Но властелины царства не они

Как вы думаете, почему?(ответы учащихся).

Вам сложно ответить на этот вопрос.

Я попрошу вас о следующем. На слайде вы видите изображения растения. Вы должны распределить предложенные объекты в три группы:

Проверка правильности выполнения задания, Объяснение принципов выбора детьми. Самооценивание .

Создание проблемной ситуации.(2 мин.)

Какие из растений не вошли ни в одну группу?

Что у них общего?

Что образуется на месте цветка?

Где располагаются семена? (окружены или покрыты плодом)

Какова тема сегодняшнего урока? Формулирование темы урока

Слайд №4 – тема урока

Целеполагание.

Планирование (2 мин). (поиск путей решения проблемы)

Формулирование целей урока

Что бы вы хотели узнать на уроке. Составление плана конспекта в виде отдельных листочков с вопросами на доске. По мере изучения листочки убираются.

Почему растения называются покрытосеменными

Каковы общие особенности покрытосеменных растений

Как делятся покрытосеменные растения по внешнему виду

Многообразие растений по срокам жизни

Прошло более 200 млн. лет после выхода растений из водной среды на сушу, прежде чем появились покрытосеменные. Что же объединяет все эти растения?

Характерные признаки покрытосеменных растений Почему же их называют Покрытосеменные? – 3 мин (2 мин на выполнение, 1 мин на проверку и самооценивание)

Используя текст о покрытосеменных растениях, укажите, какие признаки отличают покрытосеменные от других растений

Кто выполнил задание – поднимают руку

Главной особенностью покрытосеменных растений является то, что у них образуется цветок, даже если растение за свою жизнь цветет только один раз.

– Какую роль играют цветки для растений? (Они привлекают насекомых, которые их опыляют.)

Слайд №4. (Имеется орган семенного размножения – цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено завязью (покрыто).

Сравните свои ответы по ключу и оцените правильность выполнения задания №2 в оценочном листе

Жизненные формы растений -2 мин

– В настоящее время известно более 250 тысяч разных видов покрытосеменных растений.

Как же классифицировать эти растения? На какие бы группы вы распределили покрытосеменные растения. (работа с учебником рис.80 на с. 49, зад. №75 в Р.т. на с. 49) – 1мин.

Среди них встречаются травы, кустарники, деревья.

– Приведите примеры деревьев, кустарников и трав.

Рассмотрите растения, изображенные на слайде. Найдите существенные отличия жизненных форм растений друг от друга.

Динамическая пауза – 1мин

А теперь я предлагаю немного размяться

Разнообразие растений по продолжительности жизни (работа с учебником, рис. 81 На с. 130 ) -2 мин( 1 мин на работу с рисунком, 1 мин на проверку)

Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл от семени до семени длится всего один вегетационный период.

Двулетние растения полностью формируются в течении первого года, а вот уже цветут и дают плоды на второй год.

Многолетние растения цветут и живут намного больше двух лет.

Многообразие покрытосеменных по условиям произрастания, по размерам ( демонстрация слайдов презентации) 1 мин

– Где можно встретить цветковые растения? (На всех материках.)

Самое маленькое растение на планете – Вольфия бескорневая. Её крошечный листочек имеет диаметр не более 2мм.

Самый большой цветок имеет Раффлезия Арнольда. Диаметр цветка -1м , вес около 6 кг.

Самые большие листья у южноамериканского растения Виктория амазонская. Диаметр ее листьев достигает двух метров. Они способны выдержать вес в несколько десятков килограмм.

Роль цветковых растений в природе и жизни человека

– Какую роль в природе и для человека играют цветковые растения?

Обобщает все ответы учащихся:

1) Выделяют кислород, необходимый для дыхания.

2) Являются местом обитания многих животных.

3) Служат пищей для животных и человека.

4) Используют в сельском хозяйстве и в качестве корма для животных.

5) Применяют для получения тканей (хлопок, лен).

6) Служат основой лекарственных препаратов.

7) Используют для украшения городов, садов, домов.

– В последние десятилетия деятельность человека пагубно влияет на природу. Какие действия человечеству необходимо предпринять для сохранения многообразия растений? (Очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников.)

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (5 мин.= 4 мин на выполнение + 1 мин на проверку)

Решение проблемы

Предлагаю сравнить голосеменные и покрытосеменные растения и ответить на вопрос: почему голосеменные и покрытосеменные называются высшими семенными растениями и в чем их преимущества перед высшими споровыми растениями?

Работают с таблицей (работа в парах)

Покрытосеменные

Голосеменные

Органы растений

Корень, стебель, лист, цветок, плод, семя

Корень, стебель, лист, семя

Форма листьев

Расположение семени

Семена, защищенные оболочками плода

Семена лежат открыто на чешуйках шишек

Жизненные формы

Деревья, травы, кустарники

Проверка правильности заполнения таблицы

– Теперь вы можете ответить на вопрос: почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

(Они имеют различные формы: травы, кустарники, деревья; образуют цветки, плоды, которые защищают их от неблагоприятных условий; могут расти в различных условиях)

Первичное закрепление(4мин. На выполнение) – не проверяют.

Выполнение дифференцированных заданий

Часть А. Выберите один правильный вариант ответа

1. Особенность строения покрытосеменных растений – это:

А) наличие цветков и плодов; Б) размножение семенами;

В) почвенное питание; Г) фотосинтез на свету.

2. Семена находятся внутри плода у:

А) Сфагнума Б) Ели В) Вишни Г) Лиственницы

3.В настоящее время господствующей группой растений на нашей планете являются

А) мхи; Б) папоротники;

В) голосеменные; Г) покрытосеменные;

4. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является

А) Наличие цветка Б) Размножение спорами

В) Размножение семенами Г) Отсутствие органов и тканей

Часть В. Установите соответствие между названиями растений и отделами, к которым они принадлежат

Название растения: Отделы:

А) Ромашка 1. Голосеменные

Б) Туя 2.Покрытосеменные

Дополнительные задания


П очему яблоню относят к покрытосеменным растениям?

В приведенном ниже списке названы органы растения. Все они за одним исключением имеются у современных покрытосеменных.

Выпишите название органа, который выпадает из общего

ряда и не характерен для растения, изображенного на

рисунке. Объясните свой выбор.

Органы: корень, шишка, лист, плод, семя.

Домашнее задание. (2 мин).

На гербАх многих стран имеются изображения растений или животных. Цветы каких растений изображены на гербАх?

Рефлексия.(2 мин).

Давайте вспомним, какую цель мы ставили пред собой на уроке. Как вы считаете, удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок помог вам больше узнать о многообразии растений.

А вы знаете, что сегодня на уроке

Самым сложным для меня сегодня было…

Ребята, спасибо большое вам за работу на уроке. Я довольна нашей работой и общением с вами сегодня.

Будуновой Абидат Набигуллаевны.

На уроке был реализован современный подход к обучению, отражающий логику развёртывания нового учебного материала и логику формирования УУД. В начале урока учителем грамотно было проведено мотивирование учащихся к учебной деятельности, в результате чего детьми была сформулирована тема, согласно которой учащиеся совместно с учителем определили цель и задачи.

В процессе урока осуществлялись такие учебные действия, как целеполагание, мотивация учащихся, постановка проблемного вопроса, самостоятельное добывание информации, выполнение дифференцированных заданий. Учениками постоянно осуществлялась функция самоконтроля и самооценки. Ученики чётко осознавали и понимали, для чего они выполняют то или иное задание. Учитель грамотно подобрал виды деятельности – работа в парах, выполнение тестовых заданий, работа с книгой и рисунками, самостоятельный поиск информации, которые были наиболее эффективны для выполнения задач и достижения поставленных целей. Также учитель использовал современные методы и технологии обучения – частично – поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), исследовательские (практические действия с последующим доказательством), проблемного обучения, дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии. На уроке использовалась мультимедиасистема и материал электронного пособия по биологии, что повысило интерес учащихся к учебной и поисковой деятельности. Для учащихся на уроке была организована атмосфера открытия нового.

В течение всего урока отрабатывались навыки учебной самостоятельности, а также организована совместная деятельность учителя и учеников. Также можно отметить благоприятную эмоциональную атмосферу и чёткое дозирование нагрузки. В конце урока учителем грамотно была организована образовательная рефлексия. Различные типы заданий формировали следующие универсальные учебные действия:

личностные (определение степени соответствия собственных действий поставленной цели, результатов деятельности: называют тему и задачи урока отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения),

регулятивные (самостоятельные обнаружение и формирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности, высказывание гипотез, предположений, планирование достижения целей и учет средств достижения),

познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение логического рассуждения, включающее установление причинно – следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации в учебном материале),

коммуникативные (умение работать в парах, учитывая разные мнения, формулировать собственное, задавать вопросы, контролировать действия партнера, владеть диалогической формой речи).

Развивающие задачи : содействовать развитию познавательного интереса к изучению окружающего мира, умения анализировать.

Воспитательные задачи : способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки, поведение.

Учебно-методическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, презентация.

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей и др.). Проверка отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания . В форме тестовых заданий на 2 варианта (10 мин.).

3. Актуализация знаний. Постановка целей. Давайте вспомним какие растения мы изучаем? Растения, имеют цветки и семена? (семенные или цветковые) Мы уже знаем, что есть дикорастущие и культурные растения. Познакомились с особенностями их выращивания. Сегодня мы поговорим о роли этих растений в природе и жизни человека, особенностями выращивания в открытом и закрытом грунте, ознакомимся с понятием гидропоника

4. Изучение нового материала.

В местах своего первоначального расселения люди стали заниматься сбором полезных плодов, овощей и злаков, посевом, а потом и отбором лучших из них. (Слайд 3) Скорее всего, это было около15 тыс. лет назад. Так и началось земледелие. (Учитель озвучивает цели урока.) (Слайд 4)

Далеко уходит в глубь истории потребность людей в изучении и отборе полезных растений. А что такое отбор лучших семян, плодов и других частей растения? По латыни selecto – отбор, отсюда и название науки – селекция. (Слайд 5) Сейчас это понятие шире, например, предпочтительным является получение гибридов, которые являются результатом скрещивания растений, особенно травянистых. Подробно с этим способом мы познакомимся при изучении науки о передаче признаков от родителей к потомству - генетики, которая служит теоретической основой селекции. Перед вами результаты селекции. (Слайд 6) Итак, что же это за наука? (Сравниваем определение с выведенным на экран определением электронного учебника, оцениваем.)

Знания о центре происхождения культурного растения необходимы для ухода за ним, создания тех условий, к которым оно приспособлено эволюцией. Запомните, что капусты и твердые пшеницы пришли к нам из теплого и влажного Средиземноморья. Мягкая пшеница – родом из Афганистана и Грузии, где условия не столь благоприятны.

Пшеница древностью гордится:
Уж десять тысяч лет пшеница
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.

На долю этой хлебной культуры приходится 1/3 мирового производства зерна. Представлена пшеница 30 видами и более чем 4 тыс. сортов, из них в России возделывается около 180 сортов. А теперь команды должны ответить на мои вопросы и выполнить задания:

1. Дайте систематическую характеристику этого растения. (Слайд 8) К какому классу покрытосеменных растений относится пшеница? Докажите свою точку зрения. Какие признаки позволяют отличать растения семейства злаки от других растений? (Задания выполняются командой на время (1 минута) включен таймер интерактивной доски.)

А теперь познакомьтесь с многообразием пшениц. (Слайд 9)

2. Одна из увиденных вами пшениц упоминается в сказке А.С. Пушкина. Что это за пшеница и как называется эта сказка?

Наибольшее значение из всего многообразия пшениц в настоящее время имеют пшеницы твердая и мягкая. (Слайд 10) Зерновка твердой пшеницы плотная, на разрезе блестящая, как стекло. Почти на четверть эндосперм зерна твердой пшеницы состоит из белка - клейковины. Обилие клейковины ценится в хлебопечении, особенно при изготовлении макарон. Высевают твердую пшеницу ранней весной. Она очень требовательна к почве и климату, поэтому разводят ее главным образом в южных районах нашей страны.

Эндосперм в зерновках мягкой пшеницы рыхлый, мучнистый, менее богатый белками. Но мягкая пшеница менее требовательна к почве и теплу – помните, откуда она происходит? На ее родине условия ее не баловали, поэтому она распространена почти повсеместно.

В нашей стране возделывают пшеницу озимую и яровую. (Слайд 11) Прочитав материал параграфа, обозначьте на рисунке слайда особенности этих пшениц, используя перо интерактивной доски. (С помощью пера на рисунке слайда учащиеся разным цветом обозначают сроки развития озимой и яровой пшениц. Ответ оценивается индивидуально.)

3. Как называется отрасль земледелия, с которой связана моя профессия? Ответ найдите в учебнике. (Сравниваем определение с выведенным на экран определением электронного учебника, оцениваем.)

4. Многие культурные растения – результат не просто многовекового отбора лучших форм, но и научных исследований и экспериментов. Так, путем искусственного скрещивания пшеницы (тритикум) и ржи (секале) ученые создали новый вид злаковых растений. Такая гибридизация называется отдаленной. Как бы вы назвали этот новый вид – гибрид?

Ответ. Название гибрида – тритикале – сочетает в себе родовые названия пшеницы и ржи.

5. Определите с помощью определительных карточек предложенные вам растения семейства злаки. (Это овес, пшеница и ячмень - агроном оценивает правильность и быстроту определения.)

6. Послушайте спор определенных вами хлебных злаков, который услышал С.Щипачев:

О чем спор злаковых культур? Как вы опишете значение и применение известных вам культурных злаков? Пу

Постановка проблемного вопроса:

Человек выращивает разные виды растений. Почему рассаду огурцов или помидор садят в теплицы или парники? От чего это зависит? (зависит от климатических условий). Какие условия характерны для парника или теплицы? (освещение, влажность, температура). Выращивание бывает 2-ух типов: в закрытом грунте (может производиться круглогодично) (томаты, огурцы, перец, редис) и открытом грунте (зависит от сезона года) (запись в тетрадь). Демонстрация слайда с примерами растений закрытого и открытого грунта.

Существует еще один способ выращивания растений: без почвы на искусственных питательных средах. Гидропоника – способ выращивания без почвы, искусственных питательных средах. (запись в тетрадь). В зависимости от подачи питательных различают водную культуру (собственно гидропонику), субстратную культуру (твердые заменители почвы –субстрат + питательный раствор) и воздушную культуру (аэропонику). Демонстрация слайда и объяснение материала (5-8 мин.).

Закрепление изученного материала:

1. Покрытосеменные растения нужны для дыхания живых организмов. Какую роль они при этом выполняют для природы или человека?

2. В каких отраслях промышленности используют семенные растения?

3. В каком грунте выращивают рассаду круглогодично: открытом или закрытом?

4. Что такое гидропоника? Аэропоника?

5. Какой способ выращивания растений зависит от сезона года?

1. Зелёная – узнали много интересное и нового

2. Красная – хотели бы узнать больше

3. Жёлтая – было непонятно и скучно

Читайте также: