Роль запасных питательных веществ в прорастании семян

Обновлено: 05.10.2024

Роль в прорастании семян:
1. Растворяет питательные вещества в эндосперме и семядолях.
2. Они обеспечивают первоначальное питание зародыша.
3. Семеня дышат воздухом.
4. Семя способно прорасти только в благоприятных для него условиях. Благоприятная температура для каждого вида сильно отличается.
5. Многим семенам свет для прорастания не требуется. Но есть и такие, которые прорастают только в темноте или только на свету.
6. В зависимости от размера семени оно прорастает только при определённой глубине посева. Маленькие семена можно сеять по поверхности, а вот большие придётся закопать поглубже.

Данная статья основана на исследовании зависимости роста и развития проростка от запаса питательных веществ.

Работа включает в себя: сведения о строении семян и его прорастание, опыт, показывающий зависимость роста от количества питательных веществ в семени, графики, показывающие зависимость длины стебля, главного корня и числа боковых корней от запаса питательных веществ.

Есть два способа обзавестись семенами: купить их в специализированном магазине или вырастить самим.

Для своего исследования мы воспользовались вторым способом.

семян много, по каким признакам следует выбирать семена для получения хорошего урожая?

Если изменить запас питательных веществ в семенах, то рост и развитие проростков будут отличаться.

Установить взаимосвязь между ростом и развитием проростка и запасом питательных веществ в семядолях

• подобрать литературу и материалы, для проведения исследования;

• заложить опыты, подтверждающие зависимость роста проростка от запаса питательных веществ;

• проанализировать результаты исследования;

• выдать рекомендации начинающим садоводам – любителям.

Объектом: исследования являются семена различных двудольных растений

Запас питательных веществ в них

Данная тема была выбрана нами, т. к. несмотря на высокие темпы развития промышленности, одним из главных спектров в жизни человека остается сельское хозяйство. И главной проблемой в этой сфере является повышение производимости и улучшения качества продуктов.

Именно поэтому наша работа позволит людям, занимающимся ведением сельскохозяйственных работ повысить уровень качества своего урожая.

СТРОЕНИЕ СЕМЯН

Семя представляет собой созревшую семечку, заключенную в завязь или плод. По мере того, как семя развивается, завязь разрастается и образует плод, защищающий семя. Семя состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Кожура (оболочка) семени защищает зародыш от повреждений и позволяет хранить его в течение длительного периода. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани – эндосперме. Главная часть семени – зародыш. Он представляет собой зачаток нового растения, который прошел начальное развитие в материнском растении. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. Семядоли – это первые листья зародыша растения.

Растения, семена которых имеют две семядоли, называют двудольными, а растения с одной семядолей в семени называют однодольными. Известны случаи, что у растений оказывалось три семядоли. В семядолях содержатся запасы питательных веществ.

Семена различных растений в самых общих чертах устроены одинаково, но различны по строению и относительным размерам своих частей.

Запасы питательных веществ в семени имеют разный состав и размещены по разному. В семенах злаковых (пшеницы, ржи, овса, ячменя) главные запасы – это крахмал. Его содержится примерно 60-70% от сухой массы зерна. Белков в этих семенах намного меньше – 10-16%, а жиров – всего около 2%. Только овес содержит до 5,5% жира, а кукуруза – 4,5%.

Совсем иное у масленичных культур. Ядра семян подсолнечника (без кожуры) дают около 56% жира, семена клещевины – 60, кунжута – 53, мака – 45%.

Семена бобовых растений содержат много белка. Рекордсмен среди них – соя – до 40% белка. У гороха, бобов, вики, чечевицы – около 30%. Несколько отстает от них фасоль – 23%.

ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН

Для прорастания семян нужны следующие условия.

Вода нужна для прорастания в определенном количестве. Семена прорастают только тогда, когда воды достаточно. При избытке воды семена не прорастают в связи с прекращением к ним доступа воздуха. При недостатке воды прорастание начинается, а затем проростки засыхают.

При намачивании семена набухают, увеличиваясь в объёме. Семя начинает давить на оболочку, вследствие чего она разрывается и начинается прорастание семени.

В условиях низкой температуры семена совсем не прорастают, при повышенной температуре через 3 дня проклёвываются ростки. Чем выше температура, тем быстрее прорастание семян.

Семенам необходим доступ воздуха для последовательного развития, то есть прорастания. Прорастающие семена поглощают из воздуха кислород и выделяют углекислый газ, то есть дышат.

Для роста и развития проростка необходимы питательные вещества, которые находятся в семядолях двудольных растений или эндосперме однодольных.

Важным условием прорастания семян является период покоя.

У одних растений он длится несколько месяцев, у других – год и больше, пока окружающие условия не окажутся подходящими для прорастания семян. Правда, есть семена, которые, выпадая из материнского растения, могут сразу же прорастать. Например, семена тополя прорастают уже через 2 – 3 часа после освобождения от плода. А если они за это время не попадут в подходящее для прорастания место, то теряют всхожесть и погибают.

Прорастание начинается с корешка, из которого развивается у двудольных растений главный корень. Побег (почечка с листочками на стебле) выходит из семени после развития корня. Из них развивается стебель с настоящими листьями.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Взяты сухие семена двудольных растений: фасоли, гороха и бобов. Взвешены. Помещены в ёмкости с необходимым количеством воды для набухания. Через два дня семена набухли и были взвешены снова.

Номер Вес семян бобов (в сухом виде) Вес семян бобов

(в набухшем виде)

1. 1 г 80 мг 2г 50 мг

2. 1г 70 мг 2г 40 мг

3. 1 г 20 мг 3г 10 мг

4. 75 мг 2г 60 мг

6. 1г 15мг 2г 20мг

7. 1г 10 мг 1г 80мг

Семена бобов на следующий день набухли.

Номер Вес семян гороха (в сухом виде) Вес семян гороха

(в набухшем виде)

Семена гороха на следующий день тоже набухли.

Семена бобов впитали в себя 80 % воды, а семена гороха 192 % воды. Разные семена при набухании впитывают разное количество воды.

Семена фасоли вскоре погибли, потому что был ноябрь и у семян фасоли был период покоя. Исследование с фасолью мы повторили в феврале.

Набухшие семена поместили в ёмкость для проращивания.

Через два дня появились проростки. Для опыта подобраны по четыре семени гороха и бобов, примерно одинаковых по величине семядоли и длине корешка. У одного семени гороха и боба срезаны обе семядоли (А), у другого – полторы семядоли (Б), у третьего – одну семядолю (В), четвёртое семя оставлено целым (Г). Все семена помещены по одному в пробирки с водой и поставлены в слабоосвещённое место, чтобы исключить рост за счёт фотосинтеза. Регулярно в пробирки доливали воду, измеряли длину и число корешков, стебля и отмечали дату появления первых листьев. Растения поместили в слабо освещённое место, чтобы растения не питались за счёт фотосинтеза. Когда запас питательных веществ кончился, мы поместили растения на солнечный свет. И подливали регулярно воды.

Дата Название растения Длина главного корня Число боковых корней Длина стебля

18. 02. 08. Бобы. А Погиб

20. 02. 08. Б 1 см - 6мм

Г 1 см 7 1 см 5мм

22. 02. 08. Б 4см 3мм - 1см

Г 6см 2мм 13 3см

24. 02. 08. Б 7см5мм - 1см5мм

В 9см5мм 10 3см5мм

Г 11см 7мм 20 5см7мм

25. 02. 08. Б 9см - 2см

26. 02. 08. Б 12см - 2см 5мм

В 13см 14 6см3мм

Дата Название растения Длина главного корня Число боковых корней Длина стебля

18. 02. 08. Горох. А Погиб

В 1 см 5мм - 1 см 7мм

20. 02. 08. Б 7мм - 2см

В 2см 2 мм - 3 см

22. 02. 08. Б 1см 3мм - 2см 2мм

24. 02. 08. Б 2см 5мм - 2см 7мм

Г 4см 6мм 8 6см3мм

25. 02. 08 Б 5см - 3см

В 5см 8 мм 3 6см 7мм

26. 02. 08. Б 6см - 3см

В 6см 3мм 4 8см

Г 7см 2мм 13 8см

Дата Название растения Длина главного корня Число боковых корней Длина стебля

18. 02. 08. Фасоль. А Погиб

20. 02. 08. Б 4 см 5 1см 6мм

В 6 см 9 2см 5мм

Г 8 см 12 3см 5мм

22. 02. 08. Б 6см 5мм 6 2см 5мм

В 7см 5мм 10 Зсм4мм

Г 8см 8мм 14 4см7мм

24. 02. 08. Б 7см 8 3см

В 8см 12 3см 9мм

Г 10см 15 5см4мм

25. 02. 07. Б 7см 5мм 9 3см 7мм

В 9см 14 4см4мм

Г 11см5мм 16 6см

26. 02. 08. Б 8см 10 4см

В 10см 15 4см 9мм

Г 12см 17 6см 2мм

Анализ наблюдений представлен в виде графиков, из которых видно: чем больше запас питательных веществ в семени, тем лучше растут и развиваются проростки.

Проведя, анализ литературных источников, исследование и обработав его результаты, было установлено, что существует взаимосвязь между запасом питательных веществ в семядолях и ростом и развитием проростка, что полностью подтверждает поставленную цель.

Чем больше запас питательных веществ в семени, тем лучше растут и развиваются проростки. Отсутствие запаса питательных веществ в семени приводит к гибели проростка. Семена, у которых часть семядоли отделена, растут и развиваются, хуже (или погибают), чем оставшиеся целыми.

Кроме запаса питательных веществ для роста и развития проростка необходимы определенные условия: вода, тепло, воздух, а так же нужно учитывать, что у семян некоторых растений существует длительный период покоя и в это время они не прорастают, а набухают и гниют. Было установлено, что растения выросшие из семян с большим запасом питательных веществ быстрее растут и развиваются, а значит и урожай из них можно получить более высокий.

Рекомендации

• Выбирать для посева самые крупные и полновесные семена;

• Контролировать развитие растения для корректировки отклонений;

• При отсутствии необходимых естественных условиях, создание искусственных условий (теплицы, ограждения для поддержания стебля и другое).

Задание 1. Охарактеризуйте роль каждого условия, необходимого для прорастания семян

УсловиеРоль в прорастании семян
Вода растворяет питательные вещества в эносперме и семядолях
Запасные питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша
Кислород семена дышат воздухом
Температура семя способно прорасти только в благоприятных для него условиях. Благоприятная температура для каждого вида сильно отличается
Свет Многим семенам для прорастания не требуется. Но есть и такие, которые прорастают только в темноте или только на свету
Глубина посева в зависимости от размера семени оно прорастает только при определнной глубине посева. Маленькие семена можно сеять по поверхности, а большие придется закопать поглубже

Задание 2. Укажите глубину заделки семян

Величина семянПримеры растенийГлубина заделки
Крупные фасоль, тыква 4-5 см
Средние помидоры, огурцы, морковь, петрушка, свекла, лук 2-3 см
Мелкие мак, репа, салат на поверхности

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений

3. Крупные семена следует закапывать в почву на большую глубину, чем мелкие, для того чтобы обеспечить им для прорастания достаточное количество влаги

Задание 4. Прочитайте внимательно задание 5 к 6 параграфу. Выполните задание, составьте короткий отчет о своих наблюдениях и результатах опыта

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.
  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: информационные листы, результаты опытов (лабораторное оборудование), мультимедийный проектор, презентация, набор семян, таблицы, картинки "Удивительное рядом", DVD диск "Условия прорастания семян", магнитофон, телевизор.

План урока

Давай пройдемся медленно по лугу
И "Здравствуй!"
Скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун

1. "Во мне есть все, я должен стать красивым, большим зеленым, как родитель мой. Пока - покой. И я пока счастливый. А мир вокруг хоть тесный, но живой" (Семя).

(демонстрация слайда 3) Почему семя - зачаток нового растения? (беседа).

2. Тесты: выберите правильные утверждения.

1. При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (-)

2. При прорастании зародыш питается запасом питательных веществ эндосперма или семядолей. (+)

3. Проросшие зерновки пшеницы имеют сладковатый вкус. (+)

4. Проросток растения образуется в результате деления клеток зародыша. (+)

5. Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки. (-)

6. При дыхании семян выделяется тепло. (+)

7. Сухие семена не дышат. (-)

8. Проростки двудольных растений имеют мочковатую корневую систему. (-)

9. Для прорастания семян необходимы влага, воздух, тепло. (+)

10. Первым у проростка появляется корень. (+)

(Ученики работают в тетради, если не уверены в ответе цифру обводят кружочком).

Учитель: возникли у вас трудности, вопросы? В ходе сегодняшнего урока мы ответим на все вопросы.

- Нам предстоит заполнить схемы:

1. условия прорастания; (на доске схемы)

2. Типы прорастания.

- Выяснить каковы этапы прорастания семян?

Для работы сформированы группы. Каждая группа заранее получила задания и с помощью опытов, получив определенный результат, сделать вывод о роли определенного фактора окружающей среды в прорастании семян. Использовав информацию, учащиеся каждой группы объясняют значение определенного фактора в прорастании семян. Делают записи в тетрадях, обсуждают проблемные вопросы, делают вывод.

1. Условия прорастания семян.

Рассказ учителя. Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя - время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попав в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени, зародыш начинает расти и развиваться. Например, огурцы могут начать прорастать, пролежав в покое несколько лет. О таких семенах мы можем сказать, что они долго не теряют свою всожесть, то есть способность прорастать. По-другому можно сказать, что у них большой срок годности (обычно его указывают на пакетиках с семенами). Всхожесть, т.е. способность семян к прорастанию в соответствующих условиях определяется процентами семян, из которых развились нормальные проростки. Демонстрация опытов по определению всхожести семян. (СЛАЙД 4)

- Что такое прорастание? (СДАЙД 5)

Основная функция семян - распространение и размножение растений. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Прорастание семян - процесс роста зародыша. Появившееся при прорастании семени молодое растение называют проростком.

Для того чтобы семя проросло, зародыш должен быть живым.

- Какое семя прорастет? (СЛАЙД 6)

(На рисунке заштрихованы погибшие части семени).

- Почему гибнут семена? Выдвигаются гипотезы: от механических повреждений, воздействия вредителей и болезней, длительности хранения. При сборе необходимо соблюдать условия для сохранения семян живыми, а также правильно их хранить.

- Какие условия необходимы, чтобы зародыш стал развиваться?

Отчет 1 группы. "Роль воды в прорастании семян".

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.

ВЫВОД: Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

(Ученики других групп после просмотра фильма рецензируют выводы первой группы)

Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. (СЛАЙД 7)

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Отчет II группы. "Роль кислорода в прорастании семян".

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

ВЫВОД: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли. (СЛАЙД 7) Демонстрация фильма и рецензирование вывода.

Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

Отчет III группы. "Роль температуры в прорастании семян".

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

ВЫВОД: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена. Демонстрация фильма и обсуждение вывода.

На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки. Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева. (СЛАЙД 8)

Заполнение схемы "Условия прорастания" в тетради и на доске. Демонстрация (СЛАЙДА 9)

- Это важные условия необходимые для прорастания семян.

- Как вы думаете, будут ли влиять еще какие-либо факторы на прорастания семян?

Влияние глубины заделки семян в почву. Демонстрация фильма и обсуждение. (СЛАЙД 10)

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.

б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм

в) крупные сеют на глубину до 5 см

г) средних размеров - на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой - влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

(СДАЙД 11). Распредели глубину заделки семян.

(Ученикам на столе предложены семена, которые необходимо классифицировать по глубине заделки в почву).

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян.

Демонстрация фильма и его обсуждение с учениками.

Вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Влияние света на прорастание семян.

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастаю только на свету. Семена петуньи гибридной прорастут только на свету.

Семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах прорастут при наличии света. Но для большей части семян присутствие света необязательно.

- Мы добавляем к нашей схеме еще факторы, влияющие на прорастание семян.

  1. Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. (Задает вопрос "Почему?", учащиеся отвечают). В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.
  2. Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей.
  • Необходимо знать сроки посева семян.
  • Глубина заделки семян разных размеров.
  • Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.
  • Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.
  • Свойства почвы

Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.

2. Этапы прорастания семян.

Типы прорастания семян. Работа со схемой на доске и СЛАЙДОМ 13.

Различают два типа прорастания - подземное и надземное. Чем отличаются? Какой тип прорастания более совершенен и почему?

Вывод делают ученики:

Надземное прорастание - семядоли выносятся на свет и становятся зелеными (фасоль, редис). Подземное - семядоли остаются в почве (горох, пшеница, подсолнечник).

СЛАЙД 14. При прорастании зерновок злаков семядоля остается в семени, а через почву, как таран, пробивается первый лист, защищая почку от повреждений.

Вывод: подземное считается более совершенным, так как обеспечивает защиту от поедания животными, вытаптываний, колебаний температур и других неблагоприятных факторов.

Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны при посеве заделываться глубок, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

1. Тесты, которые были предложены в начале урока. СЛАЙД 15.

Ученики распределяют в таблице цифры вопросов в три колонки на информационных листах. Что Вам было уже известно? Какая информация была для вас новой? С чем вы не согласны? Что оказалось наиболее важным? Что необходимо запомнить?

2. Синквейн и стихотворение учеников.

3. Работа с презентацией: (СЛАЙДЫ 16 по 20).

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии - ботанику - науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле (слайд 16). Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими (слайд 17).

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов - животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена (слайд 18, 19).

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен бережно относиться к природе (слайд 20).

4. Дифференцированные задания.

1 и 2 уровень:

Выберите правильный ответ:

А 1. Вода необходима для прорастания семян потому, что: 1) в воде находятся минеральные вещества 2) в воде растворены органические вещества 3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества 4) при прорастании необходимо увеличить массу семян.

А 2. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно: 1) оба условия необходимы для прорастания семян 2) свет необходим для прорастания семян 3) свет не нужен для прорастания семян 4) опыт ничего не показал.

А 3. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами: 1) меньше 2) больше 3) одинаково 4) зависит от вида растения.

А 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 1) вода, свет, тепло 2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух 3) почва 4) свет.

А 5. Чем питается зародыш прорастающего семени в первое время? 1) водой и минеральными веществами почвы 2) водой 3) питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях 4) ничем не питается.

А 6. Требуется наиболее высокая температура (выше 10 градусов) для прорастания семян растений: 1) ячменя 2) ржи 3) моркови 4) дыни.

В 1. Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли:

А) появление семядолей и стебелька с почечкой

Б) появление зеленых листочков

В) появление корешка

Г) сбрасывание семядолей

Д) набухание семени

С 1. Какие из семян можно сажать глубже, чем остальные, и почему? Семена лука, огурца или фасоли.

Ответы: А 1-3; А 2 - 3; А 3 - 1; А 4 - 2; А 5 - 3; А 6 - 4; В 1 - ДВАБГ; С 1 - фасоли, так как содержит большой запас питательных веществ.

3 уровень:

Творческие задачи.

1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники?

2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий.

3. Вы - агроном хозяйства. Будете ли Вы учитывать экспозицию склонов (северная или южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему? Склоны северной стороны и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной энергии. Южные склоны обогреваются больше, северные - меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных позже.

4. Различают два типа прорастания семян: надземный - семядоли выносятся на поверхность почвы и подземный - семядоли остаются в почве. А) какой тип прорастания семян более совершенен и почему? Б) Учитывают ли особенности прорастания семян при возделывании растений? Подземное прорастание семян считается более совершенным, так как обеспечивает семядолям защиту от поедания животными, вытаптывания, колебаний температуры и других. Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны заделываться при посеве глубоко, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

5. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян.

6. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.

Взаимопроверка 1 и 2 уровня. Выставление оценок

5. СЛАЙД 21. Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок к Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы с собой, уходя сегодня с урока?

6 . Домашнее задание параграф 38, записи в тетради. Дополнительно: кроссворд, составить тесты по п. 38.

Читайте также: