Розовый куст тля божья коровка

Обновлено: 05.10.2024

Сегодня мы с вами изучим трофические (пищевые) связи между функциональными группами организмов в сообществах и способы их графического отражения; научимся решать задачи по темам.

А. открытая совокупность совместно обитающих организмов, связанных между собой и условиями существования (капля воды, муравейник, пень, поле)

а) В.Н.Сукачёв, 1942

В. сообщество организмов, входящих в состав биогеоценоза

в) А. Тенсли, 1935

С. точно ограниченная система, границы которой определяются характером растительности (лес, степь, ельник)

с) Карл Мёбиус, 1877

1Вс; 2Са; 3Ав.

Связи организмов в биогеоценозе

– Поясните, что означает стрелка между редуцентами и продуцентами?

– Может ли энергия передаваться по замкнутому кругу?

– Что произойдёт, если Солнце перестанет существовать?

Отразить пищевые связи между организмами можно с помощью пищевой (трофической) цепи. Пищевая цепь — это последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем.

Примеры пищевых цепей:

Трава → заяц →волк. (продуцент → травоядное → плотоядное)

Сок розового куста → тля → божья коровка → паук → насекомоядная птица → хищная птица.

Приведенные выше типы пищевых цепей начинаются с фотосинтезирующих организмов и носят название пастбищных (или цепей выедания).

Листовая подстилка → дождевой червь → черный дрозд → ястреб-перепелятник.

Экскременты животных → жуки-навозники → птицы.

–начинаются с мёртвой органики)

Тип пищевых цепей, начинающихся с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, относят к детритным пищевым цепям (цепям разложения).

Вы усвоили, как составляются пищевые цепи. А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:

– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)? Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока.

Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.

Клевер ––> Шмели ––> Мыши ––> Кошки.

Из данных схем легко заключить, что клевер (продуценты) может являться пищей для нескольких животных. В природе, действительно, работают чаще не пищевые цепи, а пищевые сети, состоящие из нескольких цепей. Например (пример на слайде). Как вы думаете, какое это имеет значение? В случае исключения звена пищевой цепи она не распадается, а сохраняется в изменённом виде.

Известны три основных типа построения экологических пирамид:

1) пирамида чисел (пирамида Элтона), отражающая численность организмов на каждом уровне;

2) пирамида биомассы, характеризующая массу живого вещества (вес, калорийность и т. д.);

3) пирамида продукции (или энергии), показывающая изменение первичной продукции (или энергии) на последующих трофических уровнях.

Если взять за основу пищевую цепь (основание пирамиды): клевер ––> шмели ––> мыши ––> кошки, то пирамида численности будет выглядеть так…

Для того, чтобы построить пирамиду биомассы, нужно взвесить эти организмы, или одного из них, а затем умножить их число на вес…Известно правило экологической пирамиды, согласно которому масса организмов каждого последующего трофического уровня всегда меньше продукции предыдущего трофического уровня в 10 раз, т.е…

При построении пирамиды энергий основываются на законе пирамиды энергий Р.Линдемана, более известном как правило 10%, т.е…

Для её построения нужно знать, сколько энергии заключает в себе каждый трофический уровень. Это требует сжигания организмов и определения их энергоёмкости с помощью специальной аппаратуры, что не всегда возможно.

– решение экологических задач.

1.Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

2.На основе правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг? Пищевая цепь: планктон ––> моллюски ––> хищная мелкая рыба ––> дельфин.

Решение:

планктон ––> моллюски ––> хищная мелкая рыба ––> дельфин 400000 кг 40000 кг 4000 кг 400 кг Ответ: 400000 кг (или 400 тонн)

3.За месяц лягушка на лугу съела листогрызущих насекомых общей массой 200 г. Чему равна масса (в кг) всего рациона лягушки за лето, если данный вид корма составлял в нем 25%?

Решение:

2) т.к. лето – это три месяца, то 800.3=2400 г. или 2,4 кг.

Задание в тетради

За летний сезон серые жабы на дачном участке сохранили от повреждения слизнями 20 кг земляники садовой. Один слизень за сезон может повредить до 10 штук плодов земляники садовой со средней массой 16г. Серая жаба за сезон может съесть до 25 штук слизней. определите численность популяции серых жаб, обитавших на дачном участке.

Составьте пищевую цепь божья коровка тля паук сок розового куста насекомоядная птица.


Сок розового куста - тля - божья коровка - паук - насекомоядная птиц.


Сок розового куста - тля - божья коровка - паук - насекомоядная птица.


1. Установите последовательность появления организмов на Земле 1) зелёные водоросли 2) архебактерии 3) хвойные 4) цианобактерии 5) древовидные папоротники 6) псилофиты 2?

1. Установите последовательность появления организмов на Земле 1) зелёные водоросли 2) архебактерии 3) хвойные 4) цианобактерии 5) древовидные папоротники 6) псилофиты 2.

Установите последовательность передачи энергии в пищевой цепи 1) тля 2) божья коровка 3) ястреб 4) смородина 5) паук 6) скворец.


Составьте пищевую цепь из предложенных компонентов кузнечик, ящерица прыткая, ястреб, клевер розовый, гадюка?

Составьте пищевую цепь из предложенных компонентов кузнечик, ящерица прыткая, ястреб, клевер розовый, гадюка.


Пищевые цепи : хищная птица, тля, сосна, паук, божья коровка, насекомоядная птица?

Пищевые цепи : хищная птица, тля, сосна, паук, божья коровка, насекомоядная птица.


Как СРОЧНО?

Как вы думаете, к чему может привести уничтожение хищников в сообществе?

Составьте пищевые цепи из приведенных организмов.

А) хищная птица, тля, сосна, паук, божья коровка, насекомоядная птица.

Б) растения, еж, кузнечник, уж, лягушка.


Составьте цепи питания ?

Составьте цепи питания .

Укажите пастбищные и детритные пищевые цепи .

А) личинка мухи , ястреб - перепелятник , коровий помет , скворец

Б) паук , сок розового куста , хищная птица , тля , насекомоядная птица.


1)Определите правильно составленную пищевую цепь?

1)Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) пашня 2) сенокос 3)парк 4)степь 2)Агроценозы от естественных биоценозов отличаются.

1)длинными пищевыми цепями 2)незначительным видовым разнообразием 3)полным круговоротом веществ 4)отсутствием искусственного отбора.

3)какой из круговоротов веществ на земле абсолютно замкнут?

1)геологический 2)антопогенный 3)биологический 4)все незамкнуты.


Напишите пожалуйста пищевую цепь?

Напишите пожалуйста пищевую цепь.

Перечень организмов : растения, божья коровка, тля, домовый воробей.


Назовите организмы, которые должны или могли быть на месте пропусков в пищевых цепях : а) ?

Назовите организмы, которые должны или могли быть на месте пропусков в пищевых цепях : а) ?

–> ? –> лиса б) береза –> жук - короед –> ?

–> . в) листовой опад –> черви –> ?

– > кошка г) водоросли - > черви –> камбала - > ?

- > лягушка —> змея 6.

Определите правильно составленную пастбищную цепь питания : а) сок розового куста —> тля —> паук —> насекомоядная птица —> хищная птица.

Б) листовая подстилка —> дождевой червь —> землеройка —> горностай.

В) леопард —> газель —> трава ; г) хвоя сосны - > ястреб—> большая синица —> сосновый шелкопряд.


Составьте пищевую цепь из следующих обитателей : древесная кора, растительность, тля, жук - короед, ястреб, дятел, лиса, божья коровка, коршун, синица, растительность, гусеница, полевка?

Составьте пищевую цепь из следующих обитателей : древесная кора, растительность, тля, жук - короед, ястреб, дятел, лиса, божья коровка, коршун, синица, растительность, гусеница, полевка.

Примечание 2: Презентация в формате flp предназначена для использования посредством интерактивной доски Promethean Activboard 78. При её демонстрации с помощью интерактивной доски Promethean Activboard 2387 она сохраняет все функции презентации формата ppt (без дополнительных функций – см.выше).

Тип урока: урок-обозрение (комбинированный).

Цель: формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников через деятельностный подход в обучении; экологизация мышления школьников.

Задачи:

2. Развивать навыки коллективной мыслительной деятельности учащихся; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, аргументировано отвечать.

3. Экологическое воспитание школьников. Формирование ответственности за сохранность биоценозов как компонентов биосферы.

Формы, методы: фронтальная беседа-рассуждение, элементы лекции
с демонстрационным сопровождением, коллективная работа по заданиям инструктивных карт; работа с заданиями интерактивного характера; учебный мозговой штурм.

Оборудование, материалы: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация урока, модели экологических пирамид, блокноты заданий, маркеры.

План урока

  • Биоценоз – биогеоценоз – экосистема;
  • Автотрофы – продуценты;
  • Гетеротрофы – консументы – редуценты (деструкторы);
  • Пищевые (трофические) цепи – цепи выедания (пастбищные); цепи разложения (детритные);
  • Экологические пирамиды: пирамиды численности, биомассы, энергии.

(На доске – тема урока, эпиграф)

1. Добрый день. Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередной шаг к познанию незыблемых законов природы. Обратите внимание на эпиграф урока:

Виды в биогеоценозе приспособлены друг к другу настолько, что их сообщество составляет системное целое.

Правило взаимоприспособленности К.Мёбиуса

2. Актуализация знаний:

А) Какие экологические термины можно сконструировать из предложенных корней? (био – система – эко – ценоз – гео). Ответ: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

Биоценоз – сообщество организмов, входящих в состав биогеоценоза (Карл Мёбиус, 1877).

Экосистема – открытая совокупность совместно обитающих организмов, связанных между собой и условиями существования (А. Тенсли, 1935). Капля воды, муравейник, пень, поле.

Биогеоценоз – точно ограниченная система, границы которой определяются характером растительности. (В.Н.Сукачёв, 1942). Лес, степь, ельник.

3. Инициализация урока

Цель: изучить трофические (пищевые) связи между функциональными группами организмов в сообществах и способы их графического отражения.

Личностная задача ученика: чётко представлять пищевые (энергетические) взаимосвязи между организмами в биогеоценозах; обосновывать необходимость их сохранения.

4. Изучение нового материала + закрепление + повторение

Приложение 1. Функциональные группы организмов в биогеоценозе

(Затем 1 представитель от группы выходит к доске и устанавливает изображения напротив термина)

Итак, готов глоссарий нашей темы: автотрофы, гетеротрофы, консументы, продуценты, редуценты (деструкторы).

Б) Связи организмов в биогеоценозе – элемент лекции:

– Поясните, что означает стрелка между редуцентами и продуцентами?
– Может ли энергия передаваться по замкнутому кругу?
– Что произойдёт, если Солнце перестанет существовать?

Отразить пищевые связи между организмами можно с помощью пищевой (трофической) цепи.
Пищевая цепь — это последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем.

Примеры пищевых цепей:

Трава ––> заяц ––> волк. (продуцент ––> травоядное ––> плотоядное)

(Затем 1 представитель от группы выходит к доске и устанавливает изображения организмов в пищевой цепи)

Нектар ––> муха ––> паук ––> землеройка ––> сова.
Сок розового куста ––> тля ––> божья коровка ––> паук ––> насекомоядная птица ––> хищная птица.

– Что объединяет эти цепи? (Они начинаются с автотрофов)

Вот ещё примеры пищевых цепей:

Листовая подстилка ––> дождевой червь ––> черный дрозд ––> ястреб-перепелятник.

(Затем 1 представитель от группы выходит к доске и устанавливает изображения организмов в пищевой цепи)

Мертвое животное ––> личинки падальных мух ––> травяная лягушка ––> обыкновенный уж.

Экскременты животных ––> жуки-навозники ––> птицы.

– Чем они принципиально отличаются от цепей первой группы? (Они начинаются с мёртвой органики)

Приведенные выше типы пищевых цепей начинаются с фотосинтезирующих организмов и носят название пастбищных (или цепей выедания).

Тип пищевых цепей, начинающихся с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, относят к детритным пищевым цепям (цепям разложения).

В) Работа по карточкам-заданиям. На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте.

Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка, и так ad infinitum.

Анализ выполнения задания у доски.

Вы усвоили, как составляются пищевые цепи. А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:

– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)?
Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока.

Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.

Клевер ––> Шмели ––> Мыши ––> Кошки.

Из данных схем легко заключить, что клевер (продуценты) может являться пищей для нескольких животных. В природе, действительно, работают чаще не пищевые цепи, а пищевые сети, состоящие из нескольких цепей. Например (пример на слайде). Как вы думаете, какое это имеет значение? В случае исключения звена пищевой цепи она не распадается, а сохраняется в изменённом виде.

Д) Экологические пирамиды – элемент лекции + работа с пирамидой-моделью (Рисунки 1, 2, 3).


Рис. 1. Общий вид пирамид-моделей


Рис. 2. Все стороны одной пирамиды


Рис. 3. Работа по группам с ирамидами-моделями

Известны три основных типа построения экологических пирамид:

1) пирамида чисел (пирамида Элтона), отражающая численность организмов на каждом уровне;
2) пирамида биомассы, характеризующая массу живого вещества (вес, калорийность и т. д.);
3) пирамида продукции (или энергии), показывающая изменение первичной продукции (или энергии) на последующих трофических уровнях.

(Работа с моделью)

Если взять за основу пищевую цепь (основание пирамиды): клевер ––> шмели ––> мыши ––> кошки, то пирамида численности будет выглядеть так… Для того, чтобы построить пирамиду биомассы, нужно взвесить эти организмы, или одного из них, а затем умножить их число на вес…Известно правило экологической пирамиды, согласно которому масса организмов каждого последующего трофического уровня всегда меньше продукции предыдущего трофического уровня в 10 раз, т.е… При построении пирамиды энергий основываются на законе пирамиды энергий Р.Линдемана, более известном как правило 10%, т.е… Для её построения нужно знать, сколько энергии заключает в себе каждый трофический уровень. Это требует сжигания организмов и определения их энергоёмкости с помощью специальной аппаратуры, что не всегда возможно.

Е) Коллективная мыследеятельность – решение экологических задач.

1. Кот в мешке (индивидуальная работа на интерактивной доске)

Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

2. На основе правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг? Пищевая цепь: планктон ––> моллюски ––> хищная мелкая рыба ––> дельфин.

Анализ выполнения задания у доски.

Правила составления синквейна (пятистишия):

1. Понятие
2. 2 прилагательных, характеризующих данное понятие
3. 3 глагола, относящихся по смыслу к данному понятию
4. Предложение (не более 5-ти слов), связанное с понятием.
5. 1 существительное (вывод).

1. Экология
2. Актуальная + перспективная
3. Анализирует + исследует + предлагает
4. Обладать экологическим мышлением – прогнозировать будущее.
5. Наука.

5. Информация о домашнем задании

Б) Тренировочный уровень (тем, кто желает глубже изучить материал по изученной теме) – составить опорный конспект – на основе текста учебника и анализа дополнительной литературы;

6. Рефлексия

– Что на уроке было главным?
– Что было интересным?
– Что вы узнали нового?
– Чему вы научились?

4)тля; 5)паук. 2. Расположите в правильной последовательности части рефлекторной дуги: 1) рабочий орган; 2) вставочный нейрон; 3) двигательный путь; 4) чувствительный путь; 5) рецептор. 3. Расположите в правильном порядке последовательности частей желудочно-кишечного тракта: 1)желудок; 2)тощая кишка; 3)пищевод; 4)двенадцатиперстная кишка; 5)подвздошная кишка. 4. Назовите по правилам систематики хламидомонаду снежную, начиная с наибольшего таксона: 1)род: Хламидомонада; 2)семейство: Хламидомонадовые; 3)порядок: Хламидомонадовые; 4)вид: Хламидомонада снежная: 5)класс: Хлороцифиевые. 5. В правильном порядке расположите ткани листа Земляники лесной, начиная с самого верхнего слоя: 1) столбчатый мезофилл; 2) эпидермис с устьицами; 3) проводящие элементы; 4) эпидермис без устьиц; 5) губчатый мезофилл.

Ответ или решение 1

1. сок розового куста ,тля, божья коровка, паук, птица.
2. рецептор, чувствительный путь, вставочный нейрон, двигательный путь, рабочий орган.
3. пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, токая кишка, толстая кишка и прямая кишка.
4. 1.род: хламидомонада.
5. Ответ: 4, 1, 3, 5, 2

Читайте также: