Сад отцветал осыпался но зато продолжал буйно густеть и темнеть

Обновлено: 03.10.2024

Быть на (высокой) ступени развития, выяснить (что?) причины, жаловаться (на что?) на несправедливость, заверять (в чем?) в преданности, занимать (что?) позицию (но не: занимать важную роль), затраты на (что) ремонт, коснуться (чего?) проблемы творчества, награжден (чем?) первой премией, оказать (что?) влияние (на кого?) на друга, ожидать (чего?) принятия решений, предать (чему) забвению, предостерегать (от чего?) от ошибок, пример (для чего?) для подражания, уделять внимание (чему?) мелочам, грамотности, удостоен (чего?) премии, указывать (на что?) на недостатки.

играть, исполнять (что?) роль НО: иметь (что?) значение
различать (что?) добро и зло различать (что?) нормы речи
уверенность (в чем?) в победе вера (во что?) в победу
отличать (что? от чего?) добро от зла

Некоторые глаголы обязательно требуют предлога. Например:

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи. – Мама всегда меня ругает за то, что я разбрасываю свои вещи.

III. НАРУШЕНИЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА

В глагольных формах в одном предложении употребляются глаголы одного вида, числа, времени!

Князь Андрей в своём желании стать лучше совершил (прош. вр.) много ошибок и судит (наст. вр.) себя за них гораздо строже других.

IV. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

1. Родовое понятие (деревня, село, город и т.п.) в косвенных падежах + географическое название только в им.п.

Я приехал из города Москва.

2. Согласование родового понятия (деревня, село, город и т.п.) с географическими названиями типа, Бородино, Крюково, Сковородино, Лермонтово, Пушкино согласуется в падеже!

В городе Сковородине началось строительство нового завода.

главное слово (родовое понятие)
роман книга поэма журнал газета картина станция метро + наименование в им. п.

V. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Не употребляются в качестве однородных членов полная

и краткая форма имени прилагательного.

Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

2. При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу.

Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления.

Сажать (что?) и ухаживать (за чем) за цветами в саду отнюдь не просто. – Сажать цветы в саду и ухаживать за ними отнюдь не просто.

3. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия:

Буду пить чай с сахаром и с папой. – Вместе с папой я буду пить чай с сахаром.

4. При двойных (сопоставительных) союзах однородные члены располагаются так, что один из них ставится при первой части союза, а другой – при второй.

Я читаю не только газеты, но и журналы.

Я не только читаю газеты, но и журналы.

не только – а также(вместо не только, но и)

как – а также (вместо как, так и)

VI. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

1. Ошибка в употреблении действительных и страдательных причастий.

На берегу лежала лодка, разбившаяся волной. – На берегу лежала лодка, разбитая волной.

2. Ошибочны формы причастий на -ЩИЙ от глаголов сов. в. (со значением будущего времени), так как такой формы причастия не существует (сделающий, вздума- ющий и т. п.).

Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. – Ученики, которые напишут слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

3. Формы причастий на -СЯ следует, где это возможно, заменять страдательными формами.

Сын, воспитывающийся отцом. – Сын, воспитываемый отцом.

4. Причастие в причастном обороте согласуется с определяемым словом.

Картина изображала корабль (сущ. м.р. ед. ч. вин. п.), оказавшийся (прич. м.р. ед. ч. вин. п.) на гребне морского вала.

5. Нельзя нарушать порядок слов в предложении с причастием или причастным оборотом. При неправильном порядке слов появляется двусмысленность.

Татьяна ехала в карете с приподнятым задом (из школьного сочинения).

6. Согласование причастия в причастном обороте с определяемым словом.

Если определяемое слово выражено словосочетанием, причастный оборот должен присоединяться к главному слову в нем.

Струя (ж.р. ед. ч. им. п.) пены, отбрасываемой (ж.р. ед. ч. род. п.) кормой корабля, прошла через океан белой чертой и погасла в блеске вечерних огней. – Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой и погасла в блеске вечерних огней.

4. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение.

Портфель, лежащий на столе, который принадлежит преподавателю. – Портфель, лежащий на столе, принадлежал преподавателю.

VI. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

1. Деепричастие и сказуемое относятся к одному и тому же действующему лицу!

Нельзя сказать: Идя по мосту, у меня слетела шляпа.

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают.

Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Куйбышева и Горького.

3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении.

Подходя к лесу, мне стало холодно.

VII. НАРУШЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НОРМ

В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

1. Нарушение границ предложения: в сложноподчиненном предложении нельзя разделять точкой придаточное предложение от главного.

Иван – очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошее. – Иван – очень добрый человек, потому что видит в людях только хорошее.

2. Несовместимое стечение союзов:

Он считал, что будто мы его неправильно поняли. – Он считал, что мы его неправильно поняли.

Это же употребление однородных союзов наблюдается и в сложносочиненных предложениях.

Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. – Сад отцветал, осыпался, но продолжал буйно густеть и темнеть.

3. Нарушение порядка слов при построении сложноподчинённого предложения.

Ветром встречало нас утро, негаданно дунувшим. – Утро встречало нас ветром, негаданно дунувшим.

4. Нарушение в употреблении придаточного предложения:

Ветер словно помогает спортсмену, чтобы прыгнуть дальше. – Такой способ присоединения придаточного предложения невозможен, так как приводит к нарушению смысла высказывания.

VIII. НАРУШЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НОРМ

В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

В предложениях прямая речь может быть заменена косвенной.

- смешение прямой речи с косвенной.

- в преложениях с косвенной речью, не произведено замены 1 л. на 3 л.

Пугачёв сказал, что я ничего не разберу в написанном. – Пугачёв сказал, что он ничего не разберёт в написанном.

Задание 18. Проанализируйте типы ошибок в нарушении грамматической (синтаксической) нормы.

1) Большинство возражали против такой оценки его творчества.

2) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

3) Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял голову.

5) Никто из присутствующих даже не догадывались о готовящемся заговоре.

6) Елизавета, воспитанная в строгих правилах, очень любила и восхищалась своей матерью.

7) Литературоведение изучает и опирается на законы развития общества.

8) С глубокой древности люди наблюдали и восхищались закатом солнца.

9) Он прибежал домой с друзьями и с температурой.

10) Директор малого предприятия самостоятельно занимался подбором кадров и их руководством.

11) Автор поднимает серьезную и актуальную проблему в наши дни.

11) Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.

12) Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрывает его внутренний мир.

13) Автор подвергает героя различным испытаниям и этим раскрыл полно его характер.

14) Многие писатели 20 века считали войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывают страшные картины гибели людей.

11) Автор не только раскрывает глубину души главного героя, его способность мыслить и чувствовать, но и показал апатию Ильи Обломова, его лень и бездействие.

12) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

18) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

19) С детства у неё была склонность простудам.

20) С Ростова я вернулась поздним вечером.

21) Согласно исследований, в Финляндии самая чистая водопроводная вода в мире.

22) Благодаря достижений квантовой механики зарядка для телефона скоро станет не нужна.

23) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

24) На берегу лежала лодка, разбившаяся волной.

25) Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

26) Разделёнными на участки волнорезами пляж тянется на два километра.

27) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.

28) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавших быт русского народа, был Иван Шмелев.

29) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.

30) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

31) Читая текст, возникает такое чувство….

33) По лицу его я угадал, что насколько ловля была удачна.

34) Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.

35) Марья сказала, что я никогда не бывала не только в Москве, но даже в своём уездном городе.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.


Задание 8 № 10072

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Д) ошибка в употреблении имени числительного

1) По длине—три тысячи шестьсот восемьдесят километров—Волга занимает первое место среди рек Европы.

2) Вопреки первоначальным планам, экспедиция затянулась на целых двадцать двое суток.

3) Сад отцветал, осыпАлся, но зато продолжал буйно густеть и темнеть.

4) Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял голову.

5) Елизавета, воспитанная в строгих правилах, очень любила и восхищалась своей матерью.

6) Только поздней осенью, когда опадёт с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, прижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими.

8) Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.

9) Затем я встретил бабушку, и она сказала мне, что скоро у меня будет новый отец.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

Елизавета, воспитанная в строгих правилах, очень любила свою мать и восхищалась ею.

Пункт правила 7.6.1

Рекомендация от РЕШУЕГЭ: перед началом работы с этой частью задания 7 настоятельно рекомендуем прорешать задание 15 и изучить правила к нему.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

7.6.1 Однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое дополнение.

Правило: При нормальном, правильном строении предложения от каждого из двух однородных сказуемых (первого и второго) ставится ОДИН ОБЩИЙ вопрос к общему дополнению, например:

Ребята увлекаются (чем?) и занимаются (чем?) спортом ; Герои рассказа вспоминают (о чём?) и делятся впечатлениями (о чём?) о годах юности.

Ошибка возникает, если от каждого из сказуемых задаётся РАЗНЫЙ вопрос к ОБЩЕМУ дополнению.

Пример 1: Я люблю (кого? что?) и восхищаюсь (кем? чем) своим отцом .

Пример 2: Герой рассказа верил (во что? чему?) и стремился ( к чему?) к своей мечте . Каждый из глаголов требует своей формы дополнения, общее слово подобрать невозможно, поэтому снова меняем предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так: Герой рассказа верил в свою мечту и стремился к ней .

Примечание для учителей : данный тип ошибки относится к ошибкам управления. В письменных работах такая ошибка обычно допускается учащимися из-за невнимательности: первое сказуемое просто выпускается из виду, и ошибка (при указании на неё) легко исправляется. Гораздо серьёзнее проблема возникает там, где ученик не осознаёт, что от данного глагола не может быть поставлен тот или иной падежный вопрос в принципе.

7.6.2 Однородные члены связаны двойными союзами не только. но и. ; если не. то. и другими

Рассмотрим ещё примеры:

Пример 1: Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей . Всё верно: каждая часть стоит перед ОЧ, в данном примере перед дополнениями. Сравним с неверно построенным предложением: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей . Части союза соединяют не однородные члены, а сказуемое и дополнение.

Вот так можно: (в скобках приведены варианты второй части).

1) не только . но и (а и; но даже; а еще; а к тому же); не только не . но (но скорее, скорее; напротив, наоборот); а не только; 2) не то что . но (а; просто; даже, даже не); даже . не то что; даже не . не то что; даже не . тем более не;

3) мало того . еще и; мало того что . еще и; мало того; более того, больше того; хуже того; а то и.

7.6.3 В предложения при однородных членах бывает обобщающее слово.

Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.

Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы: Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луки-самострелы, соболя и украшения .

7.6.5 Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения

Существует строгая грамматическая норма, предписывающая, какие элементы можно, а какие нельзя объединять в однородные члены.

Перечислим случаи, при которых эта норма нарушается.

Если в предложении объединяются в однородные

— форма имени существительного и неопределённой формы глагола: люблю шахматы и плавать, нравится вышивать и рукоделие, боюсь темноты и оставаться одной и аналогичные;

— разные форм именной части сказуемого: сестра была огорчена и встревоженной, она была моложе и добрая и аналогичные;

— причастный оборот и придаточное предложение: Главные герои повести — это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову; Мне не нравятся люди, меняющие своё отношение и которые это не скрывают.и аналогичные;

— причастный и деепричастный оборот: Любящие свою работу и стремясь хорошо её выполнить, строители добились отличных результатов и аналогичные;

то это — грамматическая ошибка. Заметим, что такие нарушения встречаются в письменных работах очень часто, поэтому, как и всё задание 7, эта часть имеет огромное практическое значение.

Приводимые ниже типы ошибок встречались в заданиях до 2015 года.

7.6.4 При однородных членах могут быть использованы разные предлоги.

7.6.6 Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

7.6.7 Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий

Подобное намеренное нарушение может выступать в качестве стилистического приёма: Не спали только Маша, отопление и зима (К. Г. Паустовский ). Когда мороз и матушка позволяли высовывать нос из дома, Никита уходил бродить по двору один (А.Н. Толстой). Только если для художественного произведения уровня Толстого или Чехова это допустимо (они же не на экзамене, они могут шутить, играть словами!), то ни в письменных работах, ни в задании 7 такой юмор не будет оценен.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 4. Подлежащее ВСЕ требует сказуемого во множественном числе.

Приведём верное написание:

Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднялИ голову.

Пункт правила 7.3.1

Подлежащее — главный член предложения , который согласуется со своим сказуемым по законам грамматики.

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

В таких случаях можно говорить о согласовании сказуемого с подлежащим. Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не обязательно, возможно неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой — соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел — нескончаемые хлопоты — несоответствие форм числа.

Грамматическая связь главных членов предложения рассматривается как координация . Эта грамматическая связь более широкая и свободная в сравнении с согласованием. В неё могут вступать разные слова, их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу.

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

1) По длине—три тысячи шестьсот восемьдесят километров—Волга занимает первое место среди рек Европы.

2) Вопреки первоначальным планам, экспедиция затянулась на целых двадцать двое суток.

3) Сад отцветал, осыпАлся, но зато продолжал буйно густеть и темнеть.

4) Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял голову.

5) Елизавета, воспитанная в строгих правилах, очень любила и восхищалась своей матерью.

6) Только поздней осенью, когда опадёт с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, nрижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими.

8) Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.

9) Затем я встретил бабушку, и она сказала мне, что скоро у меня будет новый отец.

1. МЫ ВЫШЛИ в темный сад и НАЧАЛИ СПУСКАТЬСЯ к морю.
2. К полудню опять ПАРИЛО, НАХОДИЛИ ОБЛАКА и НАЧИНАЛ СЫПАТЬ ДОЖДЬ.
3.ВЗОШЛО СОЛНЦЕ, ПОЗОЛОТИЛО перила веранды и ОТКРЫЛО вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.
4.САД ОТЦВЕТАЛ, ОСЫПАЛСЯ, но зато ПРОДОЛЖАЛ буйно ГУСТЕТЬ и ТЕМНЕТЬ.
5. НОЧЬ БЫЛА ТЕПЛАЯ, ТИХАЯ, с ясным месяцем, с легкими белыми облаками, с редкими лучистыми звездами в голубом глубоком небе.
6. МЕСТО его ОКАЗАЛОСЬ крайним к окну, туда НИКТО НЕ СТРЕМИЛСЯ: ДУЕТ от стекол.
7.ТЫ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ, мой друг.
8. Художественное ТВОРЧЕСТВО ЕСТЬ самая изумительная, самая непостижимая, самая таинственная ТАЙНА.
9.Чем Я БЫЛ потом? Вы СПРОСИТЕ лучше, чем Я НЕ БЫЛ. БЫЛ Я десятником при устройстве канализации, БЫЛ кочегаром в Азовском пароходстве, чертежником, коммивояжером, учеником у зубного врача…

Читайте также: