Сады сажать жизнь украшать тире

Обновлено: 04.10.2024

Предупредительные и объяснительные диктанты

I. 1) Самая трогательная птица — жаворонок. 2) Белая ночь — сочетание безмолвия ночи со светом дня. 3) Небо без облаков что море без волн. 4) Лесная дорога, заросшая травой, будто зеленая река. 5) Глубина постижения природы — это глубина и масштабность человека. 6) Красная рябина как царица осеннего леса.

II. 1) История — это наша жизнь, и делаем ее мы. (Д. Балашов) 2) Тайга — это нескончаемый лес, прерываемый только рекой или болотами. (А. Казанцев) 3) Недоросль — синоним Митрофана, а Митрофан — синоним глупого неуча и маменькина баловня. (В. Ключевский) 4) Быть вежливым — обязанность каждого человека. 5) Важное проявление вежливости — поздороваться первым. 6) Не отвечать на приветствие — верх невоспитанности. 7) Московский Кремль — сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории народа. 8) Каждый вздох что радости глоток. (М. Дудин) 9) Кокосовая пальма — одно из самых полезных растений южных стран. 10) Сириус не планета. Сириус — одна из ярчайших звезд на небе. 11) Романтизм — непременная черта юности. 12) Глаза словно вишенки. 13) Небо как звездный шатер. 14) Поэзия — моя держава, я вечный подданный ее. (М. Светлов) 15) Семью семь — сорок девять. 16) Ты сер, а я, приятель, сед. (И. Крылов) 17) Услуга в дружбе — вещь святая. (И. Крылов) 18) Превосходная должность — быть на земле человеком. (М. Горький) 19) Для меня жить — значит работать.(И. Айвазовский) 20) Простота есть необходимое условие прекрасного. (Л. Толстой)

IV. 1) Тропа тонула в мрачной черноте елового леса, ноги лошадей — в мягком моховом ковре.(И. Ефремов) 2) Осина — дерево нервное. Березка и другие шумят ветками, а эта — каждым листочком.(Ф. Абрамов) 3) Мысль — это начало действия, и она влечет молодежь в одну сторону, а жизнь и практические требования выгоды — в другую. (В. Короленко) 4) Старые лиственницы, лишенные ветвей и коры, — самое лучшее топливо. (И. Ефремов) 5) Он — сильный и отважный, умный и великодушный, и он — самый робкий человек на свете! (А. Казанцев) 6) Земля — одинокий цветок, кувшинка в затоне вселенной. (И. Шкляревский) 7) Человек, равнодушный к родному языку, — дикарь.(К. Паустовский) 8) Световой год — это расстояние, которое луч света пролетает за год. 9) Среднее расстояние от Земли до Солнца — почти 150 миллионов километров. 10) Высота Эвереста — 8848 метров над уровнем моря. 11) Высота Останкинской телебашни в Москве — 533 метра. 12) Восемь утра — время бойкое, даже для ноября. (А. Бушков) 13) Умелому хлеборобу дождь не помеха.(Пословица) 14) Пословица не клинок, а колет в бок. (Пословица) 15) Сказанное слово серебряное, а несказанное — золотое. (Л. Толстой) 16) Февраль силен метелью, а март — капелью. (Пословица) 17) С одной стороны башню освещали прожектора со стройплощадки, а с другой — луна, висевшая в просвете высокого облака. (В. Пелевин) 18) Воздух был как кисель. (Стругацкие) 19) Снег сошел, земля оделась травой, деревья — листвой. (Ан. Иванов)

V. Грибы — самое удивительное растение. Они питомцы сырых туманов. Цветы — дети солнца, грибы — дети тени. Легче находить грибы по росе, а еще лучше — в дождь.
Настоящие боровики растут в ельниках, осенью — в брусничных и черничных лощинах. На полянках, поодаль от деревьев, группами растут черные подберезовики, в сырых местах — серые. В сухих перелесках встретишь подберезовик с черно-бурой шляпкой, в сырых мшистых — с зеленоватой. Из пластинчатых грибов после рыжиков самые вкусные — опенки. Груздей и белянок больше всего в северных районах Подмосковья. Крупные — солят, мелкие молоденькие — маринуют.

VI. В году самый спокойный месяц — величаво ясный, тихий август. Густо синеет над головой звездная ночь. Сапфирами мерцают крупные звезды, льдинками — звезды поменьше.

Главная > Выпуск № 10 > Какой удивительный знак – тире!

Лариса Фоминых

Какой удивительный знак – тире!

Сегодня трудно представить себе, что когда-то в нашем языке не было знаков препинания. Но шли столетия, в XVI в. на Руси появилось книгопечатание, и при издании книг понадобилось не только отделять одно предложение от другого, но и стараться сделать мысль понятной. Так появились вопросительный, восклицательный знак, скобки, затем двоеточие (хотя их называли иначе, чем сейчас). В ХУШ в. русские писатели Н.М.Карамзин и Г.Р.Державин стали употреблять еще один знак – тире (от французского tiret – черточка, производное от глагола tirer – тянуть) 1 . Правда, поначалу его именовали по-разному: черта, длинная черта, линейка, знак пересечения, черная полоса чернил. Многими это новшество было встречено враждебно, необходимости в нем не видели. Однако со временем непривычный знак внедрился в наш письменный язык, отношение к нему изменилось, и постепенно он стал весьма популярным. Сейчас он выполняет немало функций, а иногда даже вытесняет другие, привычные знаки препинания 2 . В каких же случаях мы употребляем тире?

Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-то учение или научное учреждение: закон Джоуля – Ленца; закон Бугера – Ламберта – Бера (все участвовали в их открытии). В двойных же фамилиях ставится дефис: М.Е.Салтыков-Щедрин; Г.Бичер-Стоу.

Тире может употребляться также для обозначения временных, количественных или пространственных пределов: перелет Москва – Дели; при весе в девять – десять килограммов; отпуск на август – сентябрь.

Нередко тире употребляется после запятой как дополнительный знак для связи при повторяющемся слове, или если надо подчеркнуть распадение единого на две части, или для указания перехода от повышения к понижению периода. Например:

Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках. (Толстой)

…Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Я пел – и забывал обиды
Слепого счастья и врагов.

…А сей несчастный,
Имея самый глупый рост,
Умен, как бес, – и зол ужасно.

За ним арапов чудный рой,
Толпы невольниц боязливых,
Как призраки, со всех сторон
Бегут – и скрылись.

Всю ночь она своей судьбе
В слезах дивилась и – смеялась,
Ее пугала борода.
Но Черномор уж был известен
И был смешон, а никогда
Со смехом ужас несовместен. (А.Пушкин. Руслан и Людмила)

И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой. (М.Лермонтов)

И в снег с размаха рокового
Колдун упал – да там и сел. (А.Пушкин)

Стихов я не читаю – но люблю
Марать шутя бумаги лист летучий. (М.Лермонтов)

Аналогичная картина наблюдается в сложносочиненных предложениях (причем не только с союзом И), а также в сложноподчиненных конструкциях разного типа:

Ах, витязь, то была Наина!
Я к ней – и пламень роковой
За дерзкий взор был мне наградой.

Фарлаф, покинув свой обед,
Копье, кольчугу, шлем, перчатки,
Вскочил в седло и без оглядки
Летит – а тот за ним вослед.

Душа, как прежде, каждый час
Полна томительною думой –
Но огнь поэзии погас. (А.Пушкин)

Чем ты несчастлив,
Скажут мне люди?
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо –
Звезды и небо – а я человек! (М.Лермонтов)

Когда Рогдай неукротимый,
Глухим предчувствием томимый,
Оставя спутников своих,
Пустился в край уединенный
И ехал меж пустынь лесных,
В глубоку думу погруженный –
Злой дух тревожил и смущал
Его тоскующую душу… (А.Пушкин)

В его чудесной бороде
Таится сила роковая,
И, все на свете презирая, –
Доколе борода цела –
Изменник не страшится зла. (А.Пушкин)

Однако перечисленные условия не исчерпывают всех возможностей этого удивительного знака. Так, авторы разделяют им однородные члены, при которых есть союзы:

Зависть – есть признание себя побежденным.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое призвание,
Ты – и радость моя, и моя беда. (Б.Окуджава)

Нежна – как пери молодая, создание земли и рая,
мила – как нам в краю чужом
меж звуков языка чужого
знакомый звук, родных два слова! (М.Лермонтов)

Узнал я редкие черты
неподражаемого слога;
Но перевертывал листы
И – признаюсь – роптал на Бога. (А.Пушкин)

Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать! (М.Лермонтов)

Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно Бога
За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много.
К тому же – честь и слава им! –
Женитьбы наши безопасны… (А.Пушкин)

Иногда отмечаются случаи постановки тире между самостоятельными предложениями, что делает этот знак одним из средств межфразовой связи:

Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас. –
Зачем.

Пора! – Яснеет уж восток,
Черкес проснулся, в путь готовый.

Известность, слава, что они? –
А есть у них над мною власть…

Люди хотят иметь души… И что же? –
Души в них волн холодней! (М.Лермонтов)

Нередки примеры замены двоеточия знаком тире. Очевидно, признается большая выразительность последнего:

Я вижу ясно – ты изгнанник. (М.Лермонтов)

И кто прервет сей дивный сон?
Когда настанет пробужденье?
Не знаю – скрыт судьбы закон! (А.Пушкин)

Руслан подъемлет смутный взор
И видит прямо над главою –
С подъятой страшной булавою
Летает карла Черномор. (А.Пушкин)

Современные авторы все чаще заменяют двоеточие после обобщающих слов на тире; отделяют этим знаком зависимую часть бессоюзного сложного предложения:

На конюшне общественное все – лошади, уздечки, хомуты.
Гляжу вокруг – санки мои едва торчат из снежной осыпи. (Л.Кузьмин)

Предлагаем провести наблюдения над употреблением тире; прочитать выразительно данные примеры; проследить, как изменится интонационный рисунок предложений, если убрать тире или заменить его другим знаком.

Приведенные материалы позволяют сделать вывод, что тире – поистине удивительный знак, обладающий множеством функций, способный играть контрастные роли: выделять смысловые части в предложении; максимально подчеркивать отдельные слова, словосочетания; выражать противопоставление, пояснение, итог, следствие; обозначать паузу, приглашая читателя замедлить чтение и обратить особое внимание на следующие за тире слова; делать текст выразительнее 6 . Не зря бытует мнение: не знаешь, какой знак поставить, – ставь тире.

1. См.: Иванова В.Ф. О первоначальном употреблении тире в русской печати / Современная русская пунктуация. – М., 1979; Пастухова Л.С. Черная полоса чернил / РЯШ.- 1985.- № 1.
2. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 1956; Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. – М., 1957; Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. – М., 1987; Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1999.
3. Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. – М., 1957. – С. 100.
4. Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 1956. – С. 105.
5. См.: Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1999; Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. - М., 1983.
6. Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1999.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найди грамматическую основу предложения. Определи тип сказуемого . 1)Я хочу н.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Найди грамматическую основу предложения. Определи тип сказуемого . 1)Я хочу н.

Найди грамматическую основу предложения. Определи тип сказуемого . 1)Я хочу напиться чаю. 2)Мир кажется мне книгой . 3)Ночь была душиста и прохладна. 4)Я не был в городе три года. 5) Он студент.

О каком знаке препинания пойдет речь на уроке?

О каком знаке препинания пойдет речь на уроке?

Завершите фразу! А) Тире ставится перед… Б) Тире ставится после… В)Тире стави.

Завершите фразу! А) Тире ставится перед… Б) Тире ставится после… В)Тире ставится между…


Цели урока: Знакомство с условиями постановки тире между подлежащим и сказуем.

Цели урока: Знакомство с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; Сформировать умение ставить тире между главными членами предложения.

) Повторение мать учения. 2)Взаимное доверие основа дружбы. 3)Сады сажать жиз.

) Повторение мать учения. 2)Взаимное доверие основа дружбы. 3)Сады сажать жизнь украшать. 4)Ласковое слово как солнышко в ненастье. 5)Он хороший человек.

Проверяем! Повторение- мать учения. Взаимное доверие- основа дружбы. Сады саж.

Проверяем! Повторение- мать учения. Взаимное доверие- основа дружбы. Сады сажать- жизнь украшать.

Ласковое слово как солнышко в ненастье. Он хороший человек.

Ласковое слово как солнышко в ненастье. Он хороший человек.

Алгоритм действия Тире между подлежащим и сказуемым не ставится ставится 1) с.

Алгоритм действия Тире между подлежащим и сказуемым не ставится ставится 1) существ. существ. 2) нач. ф. глаг. нач. ф. глаг. 3) существ. нач. ф. глаг. 4) существ. числит. 5) числит. числит. 1) лич. мест. 2) не 3) прилагат. 4) как, словно, будто вот, это

Подумайте! Какие из этих слов могут быть и подлежащими , и сказуемыми? Какие.

Подумайте! Какие из этих слов могут быть и подлежащими , и сказуемыми? Какие только сказуемыми? Почему? Утомились, утомление, снарядить, снаряжение

Мое любимое занятие чтение книг. не чтение, а игра в футбол плавать в бассейн.

Мое любимое занятие чтение книг. не чтение, а игра в футбол плавать в бассейне. два часа верховой игры. словно эликсир молодости. приятно и полезно. есть конный спорт.

Продолжите предложение так, чтобы 1)тире было употреблено 2) тире отсутствова.

Продолжите предложение так, чтобы 1)тире было употреблено 2) тире отсутствовало Поведение… Скромность… Назначение каждого человека… Три и семь… Курить… (Работа в парах)

Подведение итога урока Итак, вы узнали, что…. Тире ставится… Тире не ставится…

Подведение итога урока Итак, вы узнали, что…. Тире ставится… Тире не ставится…

Задание на дом Параграф 15, упражнение 138 (3 часть). Индивидуальное задание.

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

Краткое описание документа:

  • Знакомство с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • Сформировать умение ставить тире между главными членами предложения.

Первый урок по теме"Тире между подлежащим и сказуемым"(Восьмой класс). Содержит материалы, которые помогут повторить ранее изученные темы " Грамматическая основа предложения", "Типы сказуемых", "Тире в простом предложении",необходимые для освоения темы настоящего урока. Урок содержит элемент занимательности. Даны разнообразные задания, в том числе творческого характера, для изучения новой темы и повторения изученного на уроке.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 563 228 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.12.2014 316
  • PPTX 976 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Вопрос по русскому языку:

Укажите предложение, в котором НУЖНО поставить тире между подлежащим и сказуемым.

Выберите правильный ответ:

2)Сады сажать жизнь украшать.
3)Расстояние не помеха для друзей.

4) Смерть есть то, чего мы не минуем.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 09.02.2017 19:38
  • Русский язык
  • remove_red_eye 4834
  • thumb_up 49
Ответы и объяснения 1

Предложение, в котором НУЖНО поставить
тире между подлежащим и сказуемым:

2) Сады сажать - жизнь украшать.
__
Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Читайте также: