Шаттл разбился при посадке

Обновлено: 08.07.2024

Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года в рамках программы NASA Space Transportation System по доставке грузов на околоземную орбиту. Командой руководил астронавт Джон Янг, для которого этот полет в космос стал уже пятым.

Всего шаттл отправлялся 28 раз. Он провел в космосе 300,74 суток, совершил за это время 4808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201 454 702 км. На борту шаттла за были проведены эксперименты с рентгеновским и ультрафиолетовым телескопами, исследования микрогравитации, запуск лазерного геодинамического спутника, медицинские исследования и многие другие опыты.

В последний полет шаттл отправился 16 января 2003 года. Утром 1 февраля он должен был вернуться на Землю.

В 8:53 от крыла стали отваливаться куски обшивки.

Через несколько секунд оператор по механическим системам и жизнеобеспечению Джефф Клинг выявил неисправность четырех датчиков гидравлической системы в левой плоскости крыла. Спустя пару минут отказали датчики давления в левой стойке шасси.

А спустя пять минут над северной частью Техаса жители услышали взрыв и заметили в небе дым.

После того, как появились данные о взрыве, в ЦУПе была объявлена тревога. Присутствующим было запрещено покидать места, а операторы должны были сохранить всю имевшуюся информацию для последующего расследования.

Анализ данных того, что происходило с шаттлом, показал: в катастрофе был виноват именно кусок изоляции, повредивший плоскостную панель. Тесты показали: изоляционный материал способен пробить панель. В результате образовалась большая дыра, в которую попали разогретые до сверхвысоких температур газы. Это и привело к разрушению шаттла.

Изначально были и другие версии — предполагалось, что шаттл мог пострадать уже в космосе, от столкновения с метеоритом или удара молнии. Однако экипаж о подобных происшествиях не сообщал.

В связи с катастрофой в США был объявлен четырехдневный траур. Полеты в космос были приостановлены на время расследования причин крушения. На этот период обязанности по доставке грузов на МКС легли на Россию.

В течение первых дней после катастрофы было найдено большое количество плиток теплозащиты, носовая часть шаттла, один из двигателей, а также две секции левого крыла и аварийные бортовые самописцы. В 38 районах штата Техас и 25 округах Луизианы спасатели обнаружили более 12 тыс. различных фрагментов шаттла, в то время как сам челнок состоял из 2 млн различных компонентов. Необходимо было собрать как можно большее число обломков, чтобы по характеру повреждений реконструировать картину разрушения шаттла. Чуть позже был обнаружен и бортовой самописец и фрагменты крыла, повреждение которого и привело к гибели шаттла.

Члены независимого совета по расследованию причин катастрофы шаттла вынесли окончательный вердикт летом 2003 года.

Согласно заключительному докладу специалистов, упущения NASA сыграли не меньшую роль в трагедии, чем технические неполадки. Эксперты также утверждали, что, если конструкция шаттла не отвечала требованиям безопасности, необходимо было выявить это до запуска и предпринять что-нибудь для устранения недостатков.

Согласно отчету NASA, опубликованному спустя несколько лет, астронавты погибли за считанные секунды.

После отделения кабины от остальных частей шаттла перепад давления внутри нее если не убил астронавтов, то привел их в бессознательное состояние. Когда кабина разрушилась, их тела с огромной скоростью упали на землю с высоты более 60 км, обгорев за время падения из-за силы трения в атмосфере.

Сборник автомобильного юмора


"Можно уже посмотреть весь календарь вторжений?": реакция на ситуацию с Украиной

Качественный пинок под зад: таксист пропустил съезд с МКАД и подставился под фуру

Качественный пинок под зад: таксист пропустил съезд с МКАД и подставился под фуру

Внезапное нападение недовольного кота на хозяина

Новые правила медосвидетельствования, которые будут действовать с 1 марта

Новые правила медосвидетельствования, которые будут действовать с 1 марта

Родстер Mercedes-Benz SLR McLaren с небольшим пробегом ищет нового владельца

Родстер Mercedes-Benz SLR McLaren с небольшим пробегом ищет нового владельца

Мечты сбываются: музыканты группы Ария исполнили желание фаната-гитариста

Мечты сбываются: музыканты группы Ария исполнили желание фаната-гитариста

Ничего не понятно, но очень интересно: фото, которые вызывают много вопросов

Ничего не понятно, но очень интересно: фото, которые вызывают много вопросов

Нас не догонят: пернатый провокатор пристает к котам

Нас не догонят: пернатый провокатор пристает к котам

Влюбленные в лыжников: как выглядят жены наших олимпийских чемпионов (21 фото)

Влюбленные в лыжников: как выглядят жены наших олимпийских чемпионов (21 фото)

Наоми Кэмпбелл впервые показала лицо своей дочери

Не обманул

Кот обожает париться в бане

Скрытое от глаз закулисье известных телепередач и шоу

Скрытое от глаз закулисье известных телепередач и шоу

Крушение грузового состава в США попало на видео

Интересности из разных стран мира

Ограбление в Бразилии с неожиданным финалом

17 дизайнеров, превратившие обычные предметы в настоящие произведения искусства

17 дизайнеров, превратившие обычные предметы в настоящие произведения искусства

ДТП с участием автомобиля скорой помощи в Рязани

Эффектная авария из-за гололёда

Минутка ностальгии

Как развлекаются некоторые лошади

7 скандальных кадров: почему британские солдаты надевали женские платья и чулки

7 скандальных кадров: почему британские солдаты надевали женские платья и чулки

Авария дня. ДТП с двумя фурами и легковыми автомобилями в Пермском крае

Авария дня. ДТП с двумя фурами и легковыми автомобилями в Пермском крае

Суд оставил без изменений приговор сбившей троих детей студентке

Суд оставил без изменений приговор сбившей троих детей студентке

Чудовищно прекрасен: эпатажный и очень дорогой Stutz Blackhawk

Чудовищно прекрасен: эпатажный и очень дорогой Stutz Blackhawk

 Супербюджетный вариант романтического ужина для двоих

Супербюджетный вариант романтического ужина для двоих

Смерть от зажигалки: психолог назвала признаки зависимости подростков от сниффинга

Смерть от зажигалки: психолог назвала признаки зависимости подростков от сниффинга

Кризис середины жизни

Привет из детства: советские игрушки с лягушками

Единственный моряк, сбежавший с советской подлодки

Плачущие дети, горящие бомбочки и рогоносцы: самые странные фестивали разных стран мира

Съёмки шестой части

Съёмки шестой части "Пиратов Карибского моря" могут быть отложены

Предметы, которые удачно притворились чем-то иным

Озорной пёс попался на краже птицы

Озорники: кот и дедушка подшучивают друг над другом

Озорники: кот и дедушка подшучивают друг над другом

Забавный пёс боится выходить на лёд

Деревня фугу: как домики в форме рыб защищают от наводнений

Деревня фугу: как домики в форме рыб защищают от наводнений

Её французский, как мой немецкий

Пожарный рукав подвел алкогероя, спешащего навстречу приключениям

Пожарный рукав подвел алкогероя, спешащего навстречу приключениям

Вместо кисти - лопата: житель Екатеринбурга создает картины на снегу

Вместо кисти - лопата: житель Екатеринбурга создает картины на снегу

Под Благовещенском сотрудники ДПС гоняли по заснеженному полю голого парня и уговаривали одеться

Под Благовещенском сотрудники ДПС гоняли по заснеженному полю голого парня и уговаривали одеться

Кормушка для птиц, которая обменивает мусор на еду

Предупредительный для пьяного с ножом

В Стамбуле на туристку из Казани напал турок с катаной

В Стамбуле на туристку из Казани напал турок с катаной

16 Января 2003 года в последний полет отправился шатл "Колумбия", который потерпел катастрофу 1 февраля при возращении на землю.

Экипаж шатла

Полет

День катастрофы

Причины катастрофы

Первоначально рассматривалось несколько причин катастрофы, но возможность теракта была сразу исключена, так как технически его совершить было практически невозможно. Хотя одно время в интернете даже была распространена версия, что крушение шаттла произошло по причине внедрения компьютерного вируса в систему челнока. Но эта версия не выдерживала никакой критики.

Спасибо, что прочитали статью, если вам понравилась статья, то подпишитесь и поставьте лайк.

Научная миссия


Удар по крылу

Вечером 23 января об ударе по крылу сообщили Рику Хазбанду и Уильяму Маккулу, но не для того чтобы организовать осмотр места повреждения или какое-то другое осмысленное действие. Сменный руководитель полёта Стивен Стич в электронном послании на борт шаттла описал происшествие при запуске довольно точно и заверил астронавтов в отсутствии опасности:

Смерть в небе

1 февраля погода во Флориде, куда садился шаттл, постоянно менялась: низкая облачность ушла; поднялся, но развеялся туман; начался сильный ветер на высоте, но и он стих. За шесть минут до расчётного времени Лерой Кейн дал разрешение на сход с орбиты. В 13:15 (по всемирному координированному времени, UTC) на высоте 283 км над Индийским океаном Рик Хазбанд и Уильям Маккул включили два двигателя орбитального корабля на торможение.

Несмотря на шок, охвативший всех, кто наблюдал катастрофу, практически сразу начались аварийно-спасательные работы. Обломки шаттла выпадали в полосе шириной до 50 км и длиной 400 км, от южных пригородов Далласа до Лисвилла в штате Луизиана. Мелкодисперсная пыль висела в воздухе несколько часов, а потом была унесена ветром на восток.

В первые часы усилия спасателей были направлены на поиски тел астронавтов: надежды на то, что кто-то из них выжил, не оставалось. Задача осложнялась наличием обширного леса и двух больших водохранилищ, поэтому к операции подключили полторы тысячи, а позднее — четыре тысячи человек. Штаб аварийно-спасательных работ разместился на авиабазе Барксдейл в Луизиане. Астронавт Джеймс Уэзерби возглавил операцию по обнаружению и эвакуации обломков, а Джерри Росс — по поиску погибших. Опознаваемые останки всех семерых были найдены 2 февраля, но работы продолжались ещё долго, ведь тела разорвало на части. Похороны Илана Рамона состоялись 10 февраля в Израиле; американских астронавтов предали земле в марте.

Итоги расчётов продолжали обсуждаться в личной переписке, и среди прочих сохранилось электронное письмо Кевина Макклуни, инженера Космического центра Джонсона, от 31 января, в котором тот описывал гипотетический сценарий развития аварии. Оказалось, что он сумел предсказать катастрофу с точностью до порядка отключения датчиков, но к его мнению, к сожалению, не прислушались.

Варианты спасения

Как ни странно, шаттл назвали не в честь одноименного округа в США. На самом деле такое имя носил парусный корабль, на котором в конце 17-го века исследовались западные земли теперешних Соединенных Штатов. Впервые челнок полетел в космос в 1981 году. Это был невероятный риск для NASA в целом и астронавтов на борту в частности. Дело в том, что обычно старты кораблей предваряли тестовые запуски под управлением электроники. В случае с шаттлом из-за ряда технических особенностей так нельзя было сделать — Columbia, как и другие челноки программы Space Shuttle, мог приземляться только с пилотами в кабине.


С широко закрытыми глазами

Холодное время года стало одной из причин крушения Challenger, но с тех пор недостаток конструкции твердотопливных ускорителей был исправлен, челноки много лет совершали успешные миссии, а другие потенциальные угрозы не обнаруживались. Вернее, о них предпочитали не говорить.


При расследовании катастрофы Challenger выяснилось, что во время некоторых миссий другие шаттлы были на волоске от гибели из-за общего для всех четырех кораблей (Endeavour изначально в планах не было, его построили как раз на замену Challenger) недостатка, но проблему не воспринимали всерьез. Крушение Columbia спустя 17 лет покажет, что это был не единственный тревожный сигнал, который в NASA предпочитали не замечать.

Термоизоляция должна предотвращать образование наледи на элементах крепления. Сама по себе она довольно легкая и, казалось бы, не может навредить космическому кораблю, который построен из сверхпрочных материалов. К тому же подобные случаи были и ранее, но всё ограничивалось незначительными повреждениями корпуса челнока.

Например, за несколько месяцев до последней миссии Columbia такая ситуация была зафиксирована при взлете Atlantis: на крепление ускорителя к баку упал кусок обшивки, оставив повреждения. В отчете говорилось, что это не угрожает безопасной эксплуатации шаттлов. Как и в случае с Challenger, подобные инциденты убедили ответственных лиц, что проблема несущественная.

За неделю до посадки экипажу все-таки сообщили об ударившем крыло фрагменте термозащиты. В письме NASA говорится, что ничего страшного не случилось. Судя по всему, экипаж просто поставили в известность, чтобы он не удивился вопросу от прессы после возвращения на Землю. Ведомство действительно полагало, что повреждения корабля если и есть, то незначительные. 1 февраля экипаж Columbia приготовился к завершению миссии — нужно было просто войти в атмосферу и посадить челнок на полосу в Космическом центре имени Джона Кеннеди.

Видео из кабины шаттла в момент посадки:

Очевидцу удалось снять на видеокамеру крушение Columbia. Шаттл начал разрушаться с левой стороны, после чего развалился на несколько частей. Проблемы возникли на высоте более 60 километров, обломки разлетелись на большое расстояние. Шансов выжить у экипажа не было. NASA все еще пыталось связаться с Columbia, когда по телевидению в экстренных выпусках новостей уже транслировали падающие фрагменты корабля.


За время поисковой операции было собрано примерно 84 тысячи элементов челнока — это порядка 40% от всего корабля. Шаттлы не оснащались черными ящиками, но комиссии по расследованию, можно сказать, повезло. На Columbia находился самописец Orbiter EXperiments, который нужен был для проверки и настройки корабля при первых запусках, и с тех пор его не снимали с челнока.

Комиссия по расследованию быстро заподозрила, что проблемы начались из-за ударившей по крылу термозащиты. Запись со старта, на которой виден сильный удар элемента по кромке крыла, и проблема с датчиками разных систем в левом крыле во время посадки ясно указывали, что причину крушения стоит искать там.


В NASA не спешили признавать, что знали о проблеме сразу после запуска корабля, но ничего не сделали для изучения обшивки крыла. Причем ведомству даже предлагали помощь: Министерство обороны США сообщило о готовности использовать свои спутники для фотосъемки находящегося на орбите шаттла. Однако в NASA отказались. Проблему не считали серьезной и даже экипажу не сразу о ней рассказали. К тому же оставалось непонятно, как легкая термозащита может оставить дыру в крыле космического корабля.

Выяснить это предстояло эмпирическим путем: комиссия по расследованию воссоздала аналогичный элемент крыла и из пушки запускала в него куски застывшей пены. После удара фрагмента термозащиты весом 0,8 кг при скорости 850 км/ч на кромке крыла осталась дыра размером около 40 см. Последние сомнения отпали: челнок Columbia погубила именно термозащита. В результате механизмы внутри крыла остались открытыми и начали разрушаться от высокой температуры, что привело к потере всего шаттла.


Сценарий для блокбастера

Можно ли было спасти экипаж? Когда астронавты спускались на Землю, было уже однозначно поздно что-либо предпринимать. Зато во время нахождения шаттла на орбите шанс был, но очень призрачный. Инженер NASA Дэвид Бейкер, работавший над программой Space Shuttle с самого начала, полагает, что у экипажа Columbia была возможность вернуться на Землю. Правда, это оказалась бы одна из самых рискованных миссий в истории освоения космоса.


Шаттл Atlantis должен был привезти два скафандра (их не было на борту Columbia, потому как миссия STS-107 не предполагала работу вне корабля), и экипаж поврежденного челнока по два человека переходил бы с одного шаттла на другой. Затем Atlantis спустился бы на Землю, а Columbia отправили бы на курс самоуничтожения. Но челноки не рассчитаны на такое количество человек, что могло привести к проблемам при посадке.


После крушения Columbia у NASA осталось три шаттла — Endeavour, Atlantis и Discovery. Они летали до лета 2011 года, после чего программу свернули. Челноки оставили в музеях, а NASA сейчас ведет разработку своего нового корабля Orion.

Читайте также: