Широкое распространение в различных средах обитания покрытосеменных растений обусловлено

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ , или ЦВЕТКОВЫЕ

Покрытосеменные (Цветковые) — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является; 1) наличие цветка в качестве органа полового размножения 2) замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные), 3) двойное оплодотворение.

Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами — кустарниками и кустарничками.

Общая характеристика Цветковых растений:

● древесные, кустарниковые и травянистые формы

● однолетние, двулетние и многолетние растения

● более 250 000 видов

● повсеместное распространение (на всех континентах и во всех средах обитания)

● семенное и вегетативное размножение

● генеративные органы — цветки

● после двойного оплодотворения происходит развитие семени с запасом питательных веществ; семя защищено околоплодником и находится внутри плода

Широкое распространение и разнообразие строения цветковых растений обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт:

1. наличие цветка — органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения;

2. образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды;

3. двойное оплодотворение , в результате которого образуется триплоидный (а не гаплоидные, как у голосеменных) эндосперм;

4. редукция гаметофита : мужской гаметофит — пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной (генеративная делится, образуя два спермия). Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка.

Классы Покрытосеменных (Цветковых)

Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные.

Признаки двудольных растений:

1. Зародыш имеет 2 семядоли, прорастающие надземно, с 3 проводящими пучками.

2. Лист на черешке с сетчатым или ветвящимся жилкованием.

3. Проводящая система состоит из одного кольца проводящих лучков, с камбием; во флоэме присутствует паренхима; кора и сердцевина дифференцированы.

4. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в славный корень.

5. Жизненные формы древесные и травянистые.

6. Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4.

Признаки однодольных растений:

1. Зародыш с одной семядолей, прорастающей подземно, имеет два главных проводящих лучка.

2. Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием.

3. Проводящая система состоит из многих отдельных пучков; камбий отсутствует; паренхима во флоэме отсутствует; кора и. сердцевина не имеют четкой дифференциации.

4. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней.

Покрытосеменные пришли на смену папоротникам и хвойным ещё во времена динозавров. (папоротники и хвойные тогда преобладали)
Хвойным приходилось пускать на ветер миллиарды спор, чтобы какая-нибудь попала в женскую шишку.
У папоротников всё было ёще хуже.. . для прорастания их спор необходимо высокая влажность.
И вот на смену им пришли цветковые. Они могут размножаться:
- с помощью насекомых-опылителей
- с помощью самоопыления
- живорождение
- многим растениям для достижения такой важной цели, как образование плодов, не требуется опыление.
- вегетативный, когда начало новому растению дают листья, клубни либо другие органы или части растения.
- в опылении могут принимать участие даже птицы и животные.
ТЕПЕРЬ ЯСНО, ЧТО ИХ СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ НАМНОГО БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫ, ПОЭТОМУ ОНИ ТАК РАСПРОСТРАНЕНЫ!

основное отличие покрытосеменных - наличие цветка
большое разнообразие из-за того, что существует множество "оплодотворителей" (пчелы, птицы, бабочки и т. п.) каждый из видов оплодотворителей лучше привлекается на тот или другой цвет бутона, или запах. В следствии этого одни цветки имеют большие широкие бутоны, что бы привлечь внимание, например пчел, другие же имеют длинные и узкие бутоны, что бы их опыляли только бабочкикалибри и др.

семена хорошо переносятся птицами, съедающие зерна цветка, однако зерна не перевариваются и выходят из организма птицы, а где она в это время пролетала - кто ее знает.


Распространение покрытосеменных растений

Что способствовало быстрому распространению покрытосеменных?

Быстрому распространению покрытосеменных растений способствовала их эволюционная пластичность — способность быстро адаптироваться к условиям окружающей среды. Большую роль сыграла тесная эволюционная связь с насекомыми-опылителями. Важнейшими ароморфозами покрытосеменных являются: происхождение цветка, редукция гаметофита, возникновение двойного оплодотворения и появление семян, заключенных в плод.

Большое разнообразие покрытосеменных растений связано с тем, что они произрастают в совершенно разных природных условиях и в течение эволюции и приспособления к своим окружающим средам они приобрели разные очертания и характеристики. А большое распространение этих растений связано с тем, что их семена образуются и развиваются намного быстрее чем у голосеменных, из них зародыши появляются намного раньше, чем из семян голосеменных и спор у споровых растений. Всё это гарантировало покрытосеменным доминирующие позиции почти во всех природных зонах планеты.

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепляет умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Объясняет роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека. Формирует умения работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации. Способствует развитию экологической грамотности учащихся, воспитанию бережного отношения к природе.

Содержимое разработки

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепляет умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Объясняет роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека. Формирует умения работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации. Способствует развитию экологической грамотности учащихся, воспитанию бережного отношения к природе.

Тема урока . Многообразие и рас­пространение покры­тосеменных растений.

Урок обобщения и сис­тематизации


Имя урока: Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Расул Гамзатов.
Цель:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепить умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Уметь объяснять роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека.

Развивающая : формирование умений работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации, уметь выполнять различные типы тестовых заданий.

Воспитательная : создать условия, способствующие развитию экологической грамотности, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, учебники, рабочие тетради, лист фронтальной работы.

Вводное слово учителя. На нашей планете Земля огромное количество живых организмов. Какие отличительные признаки есть у представителей царства Растений? (слайд 1-2). Обратимся к листу фронтальной работы

Организация работа учащихся с листом фронтальной работы

Задание 1. Выберите (подчеркните) признаки растений. Ведут прикрепленный образ жизни, гетеротрофы, способны к активному передвижению, автотрофы, растут в течение всей жизни, в клетках содержатся пластиды, не способны к фотосинтезу, запасное вещество крахмал, клеточная стенка из целлюлозы

Проверка выполнения задания. (слайд 3)

Учитель. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.

Ученики по желанию называют растения

Учитель. Посмотрите, какие растения вы назвали, большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название? (слайд -4)

Учитель Мы уже знаем, что наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.

Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений.

Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены.

В современной флоре отдел Покрытосеменные - самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)

Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ

Давайте повторим признаки покрытосеменных

Признаки Покрытосеменных растений.

Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

Семяпочка защищена завязью

Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций

Быстрый обмен веществ

Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

Гаметофит - семязачаток и пыльцевая трубка

Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

Образуют ярусы леса

Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Учитель. Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. Давайте повторим признаки Однодольных и Двудольных растении

Работа с листом фронтальной работы. Задание 2. Из приведённых ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Цифры, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу: 1) В семени 2 семядоли 2) В семени 1 семядоля. 3) Корневая система мочковатая. 4). Корневая система стержневая 5) Жилкование листьев сетчатое. 6) Жилкование листьев параллельное или дуговое. 7)Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме. 8) Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях. 9) В стебле проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеется камбий, хорошо видны кора и сердцевина. 10) Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия, кору и сердцевину различить трудно. 11) Цветок трёхчленный. 12) Цветок чаще всего четырёх или пятичленный. (слайд 6)

Проверка работы (слайд 7)

Учитель. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства - Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные - семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные. Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс и семейство, к которому относятся предложенные вам растения, назовите основные признаки семейства.

Учащиеся работают в парах, а потом рассказывают краткую характеристику семейства, к которому принадлежит растение растения по плану. Перед ответом загадка о семействе.

По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Основное отличие растений этого семейства – симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты – клубеньки. (бобовые)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека).


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Масло из одного из растений этого семейства очень популярно. (сложноцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В основном это однолетние и многолетние травы – древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название. (злаковые)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные)


Ответы учащихся о признаках семейств покрытосеменных растений.

Закрепление идет по слайдам 8 - 14

Учитель Какое значение растений в природе? Каково значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека?

Значение растений в жизни человека.

В жизни человека растения имеют очень большое значение. Из пищевых растений особенно важны хлебные злаки. По значению для питания человека на первом месте нужно поставить пшеницу и за ней - рис. Из овощей на первом месте по мировой продукции стоит картофель, и остальные овощи (в средних широтах главным образом капуста, репа, морковь, свекла и др.)

Немалую роль в питании человека играют и плодовые растения. Как плоды, так и овощи, особенно если они поедаются в сыром виде, имеют не только пищевое, но и особое значение в пищевом режиме ввиду содержания в них различных специальных веществ, главным образом витаминов, вырабатываемых только растениями и необходимых для жизни человека.

Как наиболее важные из разводимых плодовых растений можно указать некоторые ягодники (смородина, крыжовник, малина), плодовые деревья (яблони, груши, сливы, вишни, абрикосы и персики).

Из других пищевых растений нужно указать на некоторые зернобобовые, как горох, фасоль, соя и др. В отличие от большинства других пищевых продуктов растительного происхождения, они богаты белками и поэтому могут иметь особое значение в белковом питании человека

Довольно широко используются человеком масличные растения. например, оливковое дерево в нашей местности это в основном подсолнечник.

Далее нужно указать на сахароносы. Важнейшие из них - сахарная свекла, культивируемая в областях умеренного климата, и сахарный тростник, разводимый в субтропиках и тропиках.

Наконец нужно упомянуть растения, дающие пряности (перец, корица, гвоздика, кардамон, мускатный орех, ваниль и др.).

Материал для одежды дают так называемые прядильные или волокнистые растения. Из них получают волокна (лен, хлопчатник, конопля).

Очень большое значение в жизни человека имеет древесина. Древесина используется не только в натуральном виде, но и после специальных обработок, вследствие которых она приобретает более высокие технические свойства.

Эфиромасличные и декоративные растения очень многочисленны, разнообразны и широко культивируются. Первые, благодаря содержанию в них душистых эфирных масел, находят большое применение в парфюмерной и отчасти пищевой промышленности

Лекарственные растения применялись человеком для лечения болезней с глубокой древности и в медицине имели исключительно большое значение. Собственно, даже самое развитие ботаники начиная с древности происходило в значительной степени на почве выявления и изучения именно лекарственных растений. У разных народов в совокупности применялось до 12 000 видов таких растений. В настоящее время значение их далеко не так велико, так как многие лекарственные вещества готовятся сейчас синтетически.

Эстетическое значение комнатные растения, для украшения садов и парков. Великолепных клумб, радующих глаз горожан много у на в Липецке. В этом году на класс работает над проектом клумб гимназии.

Значение в природе

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов растения способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая кислород, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Благодаря кислороду образовался озоновый слой, который защищает все живое от губительного ультрафиолетового излучения все живое. Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Покрытосеменные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Учитель. У каждого урока есть тема, я хочу вам предложить имя нашего урока (слайд 15) Рассказ учителя об охране растений и Красной книге Липецкой области и растениях занесенных в неё (слайд 16-17), о красоте города Липецка (слайд 18)

1 основной признак покрытосеменных – наличие семени.

2 у двудольных стержневая корневая система

3 злаки и лилейные семейства класса однодольных растений

4 отдел покрытосеменные делится на 4 класса

5 шиповник и горох представители семейства бобовых

6 пшеница имеет одну семядолю в зародыше

7 все покрытосеменные имеют плод и цветок

8 у двудольных листья могут быть и простые и сложные

9 у однодольных сетчатое жилкование листьев

Проверка теста (слайд 19)

Обращается внимание на ошибки

Взять на проверку выборочно листы фронтальной работы

Читайте также: