Штраф за вынужденную посадку самолета

Обновлено: 05.10.2024

Авиакомпании нередко нарушают правила перевозки, чем ущемляют права пассажиров. О том, как должны быть организованы полеты и как они проходят фактически, рассказывает "Право.ru". Кроме того, мы объясним, на что можно рассчитывать в случае задержки вылета, какая практика оспаривания решения о снятии пассажира с рейса и законно ли рассаживать путешествующих вместе.

Действительно, пассажира могут снять с рейса из-за невыполнения требований командира и членов экипажа, нарушения дисциплины и порядка на борту, угрозы безопасности других лиц. Отказ подчиниться стюардессе и пересесть на свое кресло – тоже причина, по которой турист может лишиться возможности продолжать полет.

Есть прецеденты, когда пассажирам удавалось оспорить решение пилота о снятии их с самолета и возместить понесенные убытки. Так, на рейсе компании "Аэрофлот" Южно-Сахалинск-Москва в 2016 году стюард подошел к двум туристам и сообщил им, что они никуда не полетят, поскольку находятся в состоянии алкогольного опьянения. Те были категорически не согласны с таким обвинением и потребовали вызвать пилота. Однако к ним вышел лишь старший бортпроводник, разговор с которым не помог разрешить конфликт. Сотрудники линейного отдела полиции отвели возмущенных пассажиров в здание аэропорта, и самолет улетел без них. При этом освидетельствование указанных пассажиров не проводилось, никаких документов в отношении них не составлялось. Один из якобы нарушителей поднялся в медпункт аэропорта и попросил освидетельствовать его, чтобы доказать, что он не пьян, однако получил отказ – фельдшер пояснил, что по собственной инициативе он не может быть освидетельствован. Макаровский районный суд Сахалинской области встал на сторону пассажиров и взыскал с "Аэрофлота" убытки за неоказанные туристические услуги, стоимость авиабилетов, компенсацию морального вреда по 30 000 руб. каждому и штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требований потребителя ( № 2-2/2016 ).

Бывали и обратные случаи. Пассажир авиакомпании "Аврора" во время рейса по маршруту Новосибирск–Владивосток был пьян и вел себя неадекватно. Так, он пытался ударить бортпроводника, преградившего ему доступ к аварийному выходу, который мужчина намеревался открыть в полете. Пассажиру было вынесено письменное предупреждение, но оно не помогло. Тогда капитан корабля принял решение вынужденно посадить самолет в аэропорту Красноярска. Позже авиаперевозчик обратился в Первомайский суд Омска с иском о взыскании с дебошира убытков и расходов по госпошлине. Суд, рассмотрев материалы дела, постановил взыскать с ответчика более 150 000 руб. в пользу "Авроры" (см. " Пассажир выплатит свыше 150 000 рублей авиакомпании за вынужденную посадку ").

До 29 февраля 2016 года "Победа" рассаживала даже пассажиров с детьми, но Ространснадзор признал это грубым нарушением и вынес соответствующее предписание. Лоукостер пытался оспорить его в суде, но затем отказался от иска. Сейчас на сайте "Победы" имеется разъяснение : "Авиакомпания "Победа" подтверждает, что на ее рейсах ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, и в будущем компания будет придерживаться именно такой политики. Это единственное исключение из правил, остальные категории пассажиров для гарантированного получения конкретного места в салоне пользуются платной услугой авиакомпании – выбор места". И это законно: перевозчик обязуется доставить человека в пункт назначения с предоставлением ему места в самолете. При этом конкретное кресло с заявленным классом обслуживания он вправе вообще не закреплять за пассажиром, а лишь указать при регистрации. Таким образом, туристов, путешествующих вместе и не доплативших за то, чтобы сидеть рядом, могут рассадить подальше друг от друга.

Большинство бюджетных компаний (например, Vueling Airlines, Easy Jet, Ryanair) не кормят и не поят своих пассажиров. "Победа" решила поступать также, за что получила предписание от Ространснадзора. Лоукостер попытался оспорить решение надзорного органа в Арбитражном суде Москвы, однако 1 декабря 2016 года получил отказ. Тем не менее "Победа" продолжает заявлять, что если будет кормить пассажиров, то цены на перелеты станут значительно выше.

По закону, авиакомпании обязаны бесплатно предоставить горячее питание только в случаях, если полет длится более трех часов. Затем пассажиров угощают бесплатной едой каждые четыре часа.

Авиакомпании "Аэрофлот" и Red Wings во время задержки рейса обеспечили пассажиров едой со значительным нарушением отведенных для этого сроков. За это они были оштрафованы в прошлом году по ч. 1 ст. 14.4 КоАП "Оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований" на общую сумму 40 000 руб. (см. "Аэрофлот" и Red Wings поплатились за отсутствие питания при задержке рейсов ").

Если вылет затягивается на 4 часа и больше, пассажиры вправе претендовать на горячее питание. При длительных задержках рейса пассажиров кормят каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью. При отложении рейса более чем на 8 часов днем или на 6 часов ночью перевозчик бесплатно селит всех в гостиницу. Независимо от причин задержки рейса (вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам), если ожидание составляет больше двух часов, авиакомпания обязана организовать каждому по два телефонных звонка или два письма на электронную почту, а также прохладительные напитки. Кроме того, при любой задержке рейса пассажиры могут бесплатно воспользоваться услугой хранения багажа, а те, кто путешествует с детьми до 7 лет, – комнатой матери и ребенка.

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, можно потребовать с нее выплату материальной компенсации (например, возврата стоимости билетов на поезд, на который опоздал пассажир из-за несвоевременного вылета). Для этого нужно поставить отметку об опоздании рейса у представителя перевозчика. Размер компенсации для внутренних перелетов составляет 25% МРОТ (с 1 июля 2016 года МРОТ равен 7500 руб. в месяц) за каждый час просрочки, но не более половины цены билета. В отношении международных рейсов пассажир может взыскать с авиакомпании гораздо больше – до 380 000 руб. (см. " Авиакомпании будут платить до 380 000 руб. за задержку международных рейсов "). Эксперт в области правового регулирования ответственности в сфере воздушных перевозок, к. ю. н. Алексей Иглин рекомендует сначала подавать претензию по закону о защите прав потребителя, а затем – исковое заявление в суд о компенсации материального ущерба и морального вреда. Однако если задержка вылета произошла из-за устранения неисправности самолета, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, снятия с рейса пассажира либо вызвана непреодолимой силой, на компенсацию можно не рассчитывать.

Кстати, в России появился новый сервис Compensair, который помогает клиентам авиакомпаний получить компенсацию за задержку рейса. Этот ресурс берет на себя взаимодействие с перевозчиками вплоть до судебных разбирательств. Возмещения ущерба можно будет потребовать, если рейс был задержан более чем на три часа, отменен без предупреждения или если пассажиру отказали в посадке. При удачном разрешении спора сервис удержит 25% от суммы выигранной компенсации. Интересно, что по статистике, самыми непунктуальными за прошлый год стали авиакомпании "Вим-Авиа", "Азур Эйр", "ИрАэро" и "Якутия", которые задержали до 11% своих рейсов (см. " Авиапассажиры смогут дистанционно взыскать компенсацию за задержку рейса ").

Раньше "Победа" требовала сдавать в багаж любой пакет, рюкзак и прочую ручную кладь, кроме портфеля и дамской сумочки. В противном случае она взимала плату от 999 до 2000 руб. за каждое место на борту. Ространснадзор признал это нарушением, о чем вынес соответствующее предписание. Арбитражный суд Москвы , а затем и Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердили его законность. Вслед за "Победой" спор из-за ручной клади проиграла авиакомпания "Сибирь" (см. " Авиакомпания "Сибирь" вслед за "Победой" проиграла спор из-за ручной клади "). Тем не менее "Победа" сообщила, что продолжит взимать с пассажиров плату за перевоз ручной клади весом до 10 кг (см. "Победа" вопреки решению суда продолжит взимать плату за ручную кладь ").

Согласно Федеральным авиационным правилам, независимо от веса сданного багажа пассажир может пронести в салон самолета дамскую сумочку, зонтик, трость, букет цветов, телефон, детское питание и переноску для ребенка, нетбук, фото- и видеокамеру, папку для бумаг, газету, журнал или все сразу – эти вещи не взвешиваются и провозятся бесплатно. А вот ручную кладь – багаж небольшого веса и габарита, который можно разместить в салоне самолета – уже взвешивают и маркируют специальной безномерной биркой. При этом Иглин пояснил "Право.ru", что единых требований к провозу ручной клади не существует, чем пользуются авиакомпании, устанавливающие собственные правила.

Вес бесплатного багажа устанавливается в зависимости от типа самолета, но не может быть менее 10 кг на одного пассажира. Каждый пассажир может провезти в багаже не более 5 литров крепкого алкоголя (24–70%) и сколько угодно некрепкого. А вот в салон самолета можно пронести только закрытую бутылочку емкостью не более 100 мл или алкоголь, купленный в магазинах duty-free в аэропорту в день поездки. Такие правила действуют во всех авиакомпаниях.

В случае, если багаж потерялся при международной перевозке, пассажир имеет право на компенсацию в размере до 90 500 руб. На внутренних рейсах плата за каждый кг потерянного багажа составит 600 руб. (см. " Авиаперевозчиков обяжут платить пассажирам 380 000 руб. за задержку международных рейсов ").

По закону, инвалидные коляски сдаются в багаж бесплатно, за их провоз плата также не взимается. Инвалиду-колясочнику, который не может самостоятельно передвигаться по салону самолета, должно быть предоставлено кресло-коляска. Отказ в перевозке инвалида из-за отсутствия у авиакомпании технических средств и оборудования не допускается.

ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии" в 2012 году на рейсе Москва-Ницца повредило инвалидную коляску, помещенную по решению экипажа в багажное отделение. В результате ее владельцу пришлось покупать в Ницце новую. По приезду в Россию он подал иск на сумму 621 619 руб. к авиакомпании о компенсации ущерба, причиненных убытков и морального вреда. Ковровский городской суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав с "Аэрофлота" стоимость замены рамы коляски, стоимость приобретенной новой коляски, неустойку и компенсацию морального вреда – всего на сумму 596 550 руб. Авиакомпания подала апелляционную жалобу во Владимирский областной суд , который согласился с решением суда первой инстанции (см. "Аэрофлот" заплатит за сломанную коляску инвалида в 40 раз больше, чем собирался ").

Выкуренная в самолете сигарета может обойтись в полмиллиона рублей или даже привести к тюремному заключению, а за курение в неположенном месте за границей придется заплатить не одну сотню евро. Поэтому, отправляясь на отдых или в командировку, узнайте, как к курению относится ваша авиакомпания и какие ограничения установлены антитабачным законодательством в зарубежной стране

Сколько туристу придется заплатить за курение?

Каким будет штраф за курение на борту самолета российской авиакомпании?

Нарушителя могут привлечь к ответственности в виде штрафа от 500 до 1500 руб. по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ. Правда, формулировки этой статьи и упомянутого выше Закона № 15-ФЗ, а также разъяснения Минздрава 1 не позволяют применять нормы об административной ответственности к гражданам, использующим электронные сигареты, поскольку в процессе их курения табак не тлеет и процесса горения не происходит. Штраф предусмотрен только для потребителей традиционных сигарет.

Тем не менее для путешествующих самолетом административный штраф – не худшее наказание. Многие авиакомпании в своих правилах установили запрет на использование пассажирами любых сигарет, в том числе электронных. Последствия нарушения этих правил могут лечь тяжелым финансовым бременем на туриста-курильщика. Перевозчик вправе обратиться в суд с иском к путешественнику, требуя возместить убытки в виде стоимости санобработки воздушного судна для ликвидации последствий курения. В среднем размер взысканий для потребителей как обычных, так и электронных сигарет составляет около 60 тыс. руб. 2 Необходимость проведения санобработки туалетной комнаты и системы вентиляции авиакомпании доказывают, ссылаясь на инструкции производителей самолетов.

При этом есть и судебные решения в пользу курильщиков 3 . Против доводов авиакомпании в таких случаях высказывались следующие аргументы:

  • плановый характер санитарной обработки салона самолета при отсутствии доказательств необходимости ее проведения именно в связи с курением на борту;
  • проведение санитарной обработки спустя несколько дней после курения на борту;
  • отсутствие сведений о привлечении к административной ответственности за курение на борту воздушного судна.

Однако такие судебные акты являются редким исключением. Чаще суды принимают решение в пользу авиаперевозчиков.

Курение на борту самолета может стать основанием для взыскания и более крупных денежных сумм. Это произойдет, если командир воздушного судна примет решение прервать полет и совершить посадку на ближайшем запасном аэродроме из-за срабатывания детекторов дыма. В данном случае авиакомпания будет иметь право заявить внушительный перечень расходов, понесенных в связи с отклонением от маршрута и вынужденной посадкой самолета. Нарушителю придется компенсировать перевозчику убытки – начиная с расходов на топливо, аэронавигацию в районе запасного аэродрома и наземное обслуживание самолета и заканчивая расходами на выплату зарплаты экипажу воздушного судна. Так, например, одна выкуренная сигарета обошлась пассажиру авиакомпании почти в полмиллиона рублей 4 . При этом в место назначения незадачливый пассажир не попал: авиакомпания отказалась от его дальнейшей перевозки и передала гражданина правоохранительным органам на запасном аэродроме.

Что грозит пассажиру за курение в самолете зарубежной авиакомпании?

Наказание за курение во время перелета в другую страну может быть более жестким и будет зависеть от правил, установленных в государстве, на территории которого произошел инцидент. Иностранные суды неоднократно выносили решения о привлечении к ответственности пассажиров, куривших на борту, в том числе к уголовной. Так, в 2017 г. королевский суд Бирмингема приговорил к 4,5 года тюремного заключения Джона Кокса, курение которого на международном рейсе из Великобритании в Египет привело к пожару. При этом в апелляции срок заключения увеличили до 9,5 года 6 .

Как наказывают за курение в неположенных местах за рубежом?

Если вы собираетесь за границу, крайне важно получить хотя бы общее представление о правилах, установленных антитабачным законодательством иностранного государства 8 .

Турция

Курение запрещено в закрытых общественных местах и общественном транспорте. Кроме того, нельзя курить в местах, где проводятся культурные, спортивные и развлекательные мероприятия 9 .

Штраф за курение в неположенном месте составит 69 лир (около 45 долл.) 10 .

Законодательство Кипра запрещает курение в закрытых общественных местах и на детских площадках. Запрещено курить в общественном транспорте, а также в личном автомобиле, если в салоне с вами находится ребенок младше 16 лет. Курение разрешено на открытой территории, прилегающей к закрытому помещению, отделенному от нее капитальной стеной, и в специально отведенных зонах в общественных местах.

За курение в неположенном месте придется заплатить штраф до 2 тыс. евро. За другие нарушения антитабачного законодательства могут назначить штраф до 1700 фунтов стерлингов или наказание в виде заключения в тюрьму до 6 месяцев.

Франция

В общественных местах курение запрещено, за исключением специальных проветриваемых комнат. Площадь этих помещений не должна превышать 35 кв. м, и в них запрещено продавать любые напитки, даже воду. В общественном транспорте, кроме морских судов, также установлен запрет на сигареты.

Наказанием за курение в неположенном месте может стать штраф в размере 68 евро.

Германия

В ФРГ запрет на курение регулируется законодательством отдельных федеральных земель. Разрешается курить в специально оборудованных комнатах в закрытых общественных местах, в том числе в отелях. Полный запрет на курение в отелях действует в Сааре, Северном Рейне-Вестфалии и Баварии. Также нельзя курить в такси и поездах.

Штрафы для курильщиков составляют от 25 до 250 евро.

Греция

В Греции разрешается курить только на открытом воздухе, в домах и специально отведенных для этого местах. Штрафы за курение в неположенных местах составляют от 50 до 500 евро. Отметим, что обзор антитабачного законодательства ЕС свидетельствует о низком уровне контроля за его соблюдением.

Италия

В закрытых общественных местах допускается курение только в специальных проветриваемых помещениях. Площадь таких помещений в барах и ресторанах не должна превышать половины обслуживаемой площади заведения. Также курить нельзя в некоторых парках (в зависимости от конкретного муниципалитета).

Штраф за курение в неположенном месте – до 275 евро.

Испания

Как и во многих других государствах, здесь запрещено курить в закрытых общественных местах. Исключение – закрытые клубы для курильщиков и специально оборудованные для этого места. Также не допускается курение рядом со школами и больницами.

Штрафы за курение – от 30 до 600 евро.

Ирландия

В стране действует полный запрет на курение в закрытых общественных местах, а также в отелях и гостиницах вне специально отведенных для этого комнат. Несоблюдение запрета влечет наложение самого высокого штрафа в Европе – до 4 тыс. евро.

Великобритания

Здесь также действует запрет на курение в закрытых общественных местах, за исключением специально отведенных для этого зон. Штраф за перекур в нарушение правил составит до 200 фунтов стерлингов.

В большинстве штатов США приняты законы, вводящие запрет на курение в общественных местах вне специально отведенных для этого зон. Наказания за нарушение запрета зависят от штата и варьируются от 250 до 1 тыс. долл. 11

2 Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 августа 2019 г. по делу № 2-5623/2019, решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25 июня 2019 г. по делу № 2-2215/2019, решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 18 июня 2019 г. по делу № 2-5829/2019, решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 11 апреля 2019 г. по делу № 2-1-414/2019.

3 Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 26 октября 2018 г. по делу № 2-5901/2018, решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 4 июня 2019 г. по делу № 2-514/2019 (в настоящий момент обжалуется в апелляции).

4 Решение Сыктывкарского городского суда от 11 июня 2019 г. по делу № 2-2604/2019.

5 Постановление Свердловского областного суда от 26 сентября 2011 г. № 4а-781/2011.

8 Данные о законодательстве государств – членов ЕС приводятся согласно обзору, подготовленному Европейской комиссией и размещенному на ее официальном сайте (Overview of smoke-free legislation and its implementation in the EU).

11 Overview List – Number of Smokefree and Other Tobacco-Related Laws (American Non-Smokers Rights Foundation).

Юлия Краснова

Курение на борту

Самолет включен в список мест, где курить запрещено. Штраф за это — от 500 до 1 500 рублей либо высадка с самолета. На самом деле, это не так безобидно, как кому-то кажется. Дело в том, что табачный дым заглушает запах гари, и если на борту вдруг произойдет возгорание, его могут заметить не сразу, а это грозит необратимыми последствиями, вплоть до авиакатастрофы. Кроме того, искра от сигареты или непотушенный окурок могут привести к пожару. А еще курение нарушает права некурящих пассажиров, особенно беременных и тех, у кого астма. Также перевозчику придется заплатить за очистку воздушных фильтров больше обычного.

Если нарушитель курил в полете за границей, его будут судить по закону иностранного государства. Чтобы вы понимали, в ОАЭ сумма штрафа за курение в салоне самолета — 270 тысяч долларов.

Алкогольное опьянение

Если вы думаете, что тяпнуть стопочку перед полетом, потому что боитесь летать — это вариант, то для сотрудников аэропорта — совсем не вариант лететь с пьяненьким пассажиром. Вас либо не пустят на посадку сразу, либо высадят позже.

Плохое самочувствие

То самое, при котором пассажир становится беспокойным и начинает причинять неудобства окружающим. А людей с аллергией (у которых она может проявиться даже на запах запрещенного продукта) могут сразу не допустить на рейс, равно как и глубоко беременных. Пассажира, у которого проявились признаки ОРВИ, также могут снять с рейса, чтобы он не заразил других. Стоит ли уточнять, что это правило сейчас действует как никогда (!)?

Драка и крик

Это не только дискомфорт для других пассажиров и экипажа, но и угроза их жизни и здоровью. Удивитесь, но по правилам снять с рейса могут даже родителей с ребенком, которого не получается успокоить, авиакомпания предложит дождаться более благоприятного момента для перелета, когда ребенок успокоится.

Избыточный вес

Речь идет о весе от 150-170 кг и выше, когда человек просто не сможет сесть на одно стандартное кресло. Если он не купил билеты на два посадочных места, его могут снять с рейса чисто по техническим причинам, потому что он не сможет пристегнуть ремень безопасности и подвергает риску всех пассажиров и членов экипажа.

Шутки про.

Неприятный запах

Если в автобусе все стойко терпят пассажира, который везет рыбу или сало либо представляет фабрику парфюма и вылил с утра на себя половину флакона, то в самолете этот номер не пройдет. Вас либо попросят избавиться от вещи, которая вызывает этот запах, либо предложат покинуть самолет.

Бунтарский дух

Пассажир не хочет пристегивать ремень безопасности, отключить мобильное устройство, занять свое место, убрать ручную кладь в ячейку, разговаривает громче положенного, не убирает сумку от аварийного выхода, делает стюардессе непристойные комплименты — за всё это либо сразу выпроводят из самолета, либо снимут с рейса, как дебоширку из Мурманска, где-то в середине пути.

Обувь и одежда

Удивитесь, но обувь на шпильках или вьетнамки — это повод экипажу переживать, что в случае эвакуации вы не только себе задачу усложните, но и других подвергнете риску. И они, безусловно, правы. Что же касается одежды, то слишком провокационный образ может вызвать негатив у других пассажиров, а экипаж особо разбираться не будет, им спокойная обстановка в полете (а это безопасность пассажиров) важнее всего.

Секс в туалете

Чем грозит нарушение правил?

Плохое самочувствие на борту самолета угроза вашему кошельку

Когда мы летели в отпуск на Кубу, одному из пассажиров стало плохо с сердцем и самолет экстренно посадили в Монреале. В аэропорту я встретил нашего бортпроводника, и он рассказал, что мужчина был нетрезв и теперь ему придется заплатить €36 000 штрафа за внеплановые посадку и взлет. Если бы пассажир был трезвым, ему все равно пришлось бы отдать такие деньги?


Плохое самочувствие на борту самолета - угроза вашему кошельку?

Ответ

Плохое самочувствие на борту самолета – угроза вашему здоровью, но никак не кошельку. Медицинская страховка, приобретенная перед путешествием, действует в воздухе, только если это прописано в договоре. Остальные случаи считаются страховыми, когда происходят на территории страны, в которую вы отправляетесь. Но, согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, как только вы зарегистрировались на рейс и застегнули ремни безопасности, сохранение вашей жизни и здоровья становится прямой обязанностью авиакомпании. Купленный вами авиабилет – своего рода договор на перевозку, по которому авиакомпания должна обеспечить вас на борту своего воздушного судна не только информацией об условиях полета и правилах безопасности, предоставить вам питание и напитки, но и в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь. При этом в правилах воздушных перевозок (они общие для всех) не прописано, находится ли пассажир в состоянии алкогольного опьянения. Также не важно, чем была вызвана необходимость оказания первой медицинской помощи. Таким образом, перевозчик обязан сделать все, что в его силах, чтобы помочь пассажиру. Если меры по оказанию первой помощи, предпринятые на борту, не возымели эффекта и жизнь пассажира по-прежнему в опасности, авиакомпания должна сделать все, чтобы сохранить человеческую жизнь, – вплоть до вынужденной посадки судна и отправки больного в медицинское учреждение. Невыполнение этой обязанности влечет за собой гражданскую ответственность (которая подлежит обязательному страхованию), а также уголовное преследование. В связи с этим требование авиакомпании о денежной компенсации за вынужденную посадку и взлет необоснованы и вряд ли будут удовлетворены судом – взыскать такой штраф авиакомпания может только в судебном порядке. По закону суд не может учитывать факт алкогольного опьянения пассажира. Я бы посоветовала человеку, о котором идет речь в вопросе читателя, обратиться за юридической помощью и оспорить требование о выплате штрафа в суде.

Читайте также: