Система допусков и посадок сэв

Обновлено: 06.07.2024

Основные нормы взаимозаменяемости

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ДОПУСКОВ И ПОСАДОК

Поля допусков и рекомендуемые посадки

Basic norms of interchangebility. Unified sistem of tolerances and fits. Tolerance zones and recommendalle fils*

* Название стандарта на английском языке соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

МКС 17.040.10
21.020

Дата введения 1983-07-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.07.82 N 2764

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 144-88

4. Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 286-2-88*, ИСО 1829 в части отобранных полей допусков

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

6. ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в октябре 1989 г. (ИУС 1-90)

Настоящий стандарт распространяется на гладкие элементы деталей с номинальными размерами до 3150 мм и устанавливает поля допусков для гладких деталей в посадках и для несопрягаемых элементов.

Основные положения Единой системы допусков и посадок (ЕСДП), термины, принятые в ней величины допусков и основных отклонений, правила образования полей допусков и обозначения - по ГОСТ 25346.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Устанавливаемые настоящим стандартом поля допусков валов и отверстий являются ограничительным отбором для общего применения из всей совокупности полей допусков, которые могут быть получены различным сочетанием основных отклонений и допусков по ГОСТ 25346.

Поля допусков, не включенные в данный стандарт, являются специальными. Их применение допускается лишь в технически и экономически обоснованных случаях (если применение полей допусков по настоящему стандарту не обеспечивает требования, предъявляемые к изделиям) или если они предусмотрены в государственных стандартах для соответствующих видов продукции (изделий), материалов или способов изготовления.

1.2. Рекомендации по образованию посадок из предусмотренных в настоящем стандарте полей допусков валов и отверстий приведены в приложении 1.

2. ПОЛЯ ДОПУСКОВ ПРИ НОМИНАЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ менее 1 мм

2.1. Поля допусков должны соответствовать указанным в табл.1 и 2.

2.2. Числовые значения предельных отклонений размеров должны соответствовать указанным в табл.3 и 4.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3. Рекомендуемые поля допусков валов и отверстий в интервалах номинальных размеров менее 1 мм приведены в приложении 2.

3. ПОЛЯ ДОПУСКОВ ПРИ НОМИНАЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ от 1 до 500 мм

3.1. Поля допусков должны соответствовать указанным в табл.5 и 6. В первую очередь следует применять предпочтительные поля допусков (обозначение их заключено в утолщенные рамки).

3.2. Числовые значения предельных отклонений размеров должны соответствовать указанным в табл.7 и 8.

3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.3. В технически и экономически обоснованных случаях (если применение полей допусков по табл.5 и 6 не обеспечивает предъявляемых к изделиям требований) допускается применение дополнительных полей допусков, приведенных в приложении 3.

4. ПОЛЯ ДОПУСКОВ ПРИ НОМИНАЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ свыше 500 до 3150 мм

4.1. Поля допусков должны соответствовать указанным в табл.9 и 10.

4.2. Числовые значения предельных отклонений размеров должны соответствовать указанным в табл.11 и 12.

o_c13fdd39943202dd_html_40ccd244.jpg

Классы (степени) точности в ЕСДП СЭВ названы квалитетами, что позволяет отличить их от классов точности в системе ОСТ. Всего в ЕСДП СЭВ преду­смотрено 19 квалитетов, обозначаемых порядковым номером, возрастающим с уве­личением допуска: 01; 0; 1; 2; 3 . 17 (номера 01 и 0 соответствуют двум наиболее точным квалитетам,введенным в систему ИСО уже после того, как существовал 1-й квалитет). Сокращенно допуск по одному из квалитетов обозначается латин­скими буквами IТ и номером квалитета, например, IТ7 означает допуск по 7-му квалитету.

Допуски рассчитаны на основе единицы допуска:

для размеров до 500 мм i = 0,45* Du 2/3 + 0,001* Dи;

для размеров свыше 500 до 10000 мм i = 0,004*Dи+ 2,1.

В формулах значения Dи в мм, а i или I в мкм.

Допуск выражается определенным, постоянным для данного квалитета числом допуска. Исключение составляют допуски для размеров до 500 мм в квалитетах точнее 5-го, которые определены по специальным формулам (см. приме­чание к табл. 1). Числовые значения допусков по ЕСДП СЭВ даны в табл. 1.

Таблица. 1. Допуски для размеров до 10000 мм (по СТ СЭВ 145-75 и СТ СЭВ 177-75)

Обозначение допусков

Допуски, мкм

количество единиц допуска в допуске данного квалитета

Основные отклонения

Характеристикой расположения поля допуска в ЕСДП СЭВ является знак и числовое значение основного отклонения – того из двух предельных отклонений размера (верхнего или нижнего), которое находится ближе к нулевой линии. Для всех полей допусков, расположенных ниже нулевой линии, основным (ближайшим) является верхнее отклонение (es или ES), для полей допусков, расположенных выше нулевой линии, основным (ближайшим) – нижнее отклонение (ei или EI) – рис. 1.

Для обеспечения равных возможностей образования полей допусков валов и отверстий в ЕСДП СЭВ предусмотрены одинаковые наборы основных отклонений валов и отверстий, схематически представленные на рис. 2. Каждому из основных отклонений на рис. 2. соответствует определенный уровень относительно нулевой линии, от которого должно начинаться поле допуска. Штриховкой показано направление поля допуска, а конец его, т. е. второе (удаленное) предельное отклонение, не указан, так как зависит от значения допуска (квалитета) размера. Основные отклонения стандартизованы, как правило, независимо от допусков. В некоторых случаях (на рис. 2. они отмечены в виде двух частей поля допуска) основные отклонения в разных квалитетах различаются.

Каждое расположение основного отклонения обозначается латинской буквой – малой для валов и большой для отверстий. Буквенные обозначения основных отклонений приняты в алфавитном порядке, начиная от отклонений, позволяющих получить наибольшие зазоры в соединении (отклонений а, А). Основные отклонения, введенные в систему ИСО в качестве дополнения к системе ИСА обозначены двумя буквами. Это либо отклонения, занимающие промежуточное положение между двумя соседними отклонениями (обозначаются сочетанием букв соседних отклонений, например отклонение cd располагается между отклонениями c и d), либо отклонения, располагающиеся за отклонением z и обозначаемые сочетанием буквы z с одной из начальных буки алфавита (последовательно a, b, c…), например za.

o_c13fdd39943202dd_html_63392dd4.jpg


Рис. 1.

o_c13fdd39943202dd_html_m6f443085.jpg


Рис. 2.

Буквой h обозначается верхнее отклонение вала равное нулю (основной вал), буквой H нижнее отклонение отверстия равное нулю (основное отверстие). В системе отверстия основные отклонения от a до h предназначены для образования полей допусков валов в посадках с зазором, от js до zc в посадках переходных и с натягом. Аналогично в системе вала основные отклонении от A до H предназначены для образования полей допусков отверстий, а посадках с зазором от js до ZC в поездках переходных и с натягом. Как правило, переходные посадки получаются при основных отклонениях js – n (Js – N), Буквами js, Js обозначается симметричное расположение поля допуска относительно нулевой линии. В этом случае числовые значения верхнего инижнего отклонений одинаковы и определяются в зависимости от допуска (квалитета), а основным (постоянным) при любом допуске является, в порядке исключения, среднее отклонение, равное нулю. Кроме строго симметричного в системе ИСО и ЕСДП СЭВ имеется приближенно симметричное расположение поля допуска, обозначаемое буквами j (J).

При одном и том же буквенном обозначении числовое значение основного отклонения изменяется в зависимости от номинального размера. Исходными при построении системы были приняты основные отклонения валов. Числовые значения основных отклонений валов приведены в табл. 2.

o_c13fdd39943202dd_html_m2fb1b5b3.jpg


Рис. 3.

Основные отклонения отверстий, как правило, равны по числовому значению и противоположны по знаку основным отклонениям валов, обозначаемых той же буквой (являются зеркальным относительно нулевой линии отражением одноименных основных отклонений валов), следовательно:

для отверстий с отклонениями АН

для отверстии с отклонениями К – ZC

Специальное правило при условии, что в соответствующих посадках (переходных и с натягом) допуск отверстия на один квалитет грубее, чем вала, позволяет получить одинаковые предельные натяги в одноименных посадках системы отверстия и системы вала (например Н7/р6 и Р7 / h6), что видно на рис. 3. Однако специальное правило не исключает возможности других сочетаний допусков отверстия и вала в посадке, например одинаковых допусков.

Механизмы машин и приборов состоят из деталей, совершающих в процессе работы определенные относительные движения или соединенных неподвижно. Детали, в той или иной степени взаимодействующие между собой в механизме, называют сопряженными .


допуски, посадки, квалитеты

Абсолютно точное изготовление любой детали невозможно, как невозможно и измерить ее абсолютный размер, поскольку точность любого измерения ограничена возможностями средств измерения на данном этапе научно-технического прогресса, при этом предела этой точности не существует. Впрочем, выполнение деталей механизмов с наибольшей точностью зачастую нецелесообразно, в первую очередь - с экономической точки зрения, поскольку высокоточные изделия значительно дороже в изготовлении, а для нормального функционирования в механизме вполне достаточно выполнить деталь с меньшей точностью, т. е. дешевле.

Производственный опыт показал, что задачу выбора оптимальной точности можно решить установлением для каждого размера детали (особенно для сопрягаемых ее размеров) пределов, в которых может колебаться ее действительный размер; при этом исходят из того, что узел, в который входит деталь, должен соответствовать своему назначению и не терять работоспособность в требуемых условиях функционирования с необходимым ресурсом.

Рекомендации по выбору предельных отклонений размеров деталей разработаны на основании многолетнего опыта изготовления и эксплуатации различных механизмов и приборов и научных исследований, и изложены в единой системе допусков и посадок (ЕСДП СЭВ) . Допуски и посадки, установленные ЕСДП СЭВ, могут быть осуществлены по системам отверстия или вала.
Рассмотрим основные понятия из этой системы.

Номинальным называют основной размер, получаемый из расчета на прочность, жесткость или выбираемый конструктивно и проставляемый на чертеже. Проще говоря, номинальный размер детали получен конструкторами и разработчиками расчетным путем (исходя из требований прочности, жесткости и т. п.) и указывается на чертеже детали в виде основного размера.
Номинальный размер соединения является общим для отверстия и вала, составляющих соединение. По номинальным размерам выполняют в том или ином масштабе чертежи деталей, сборочных единиц и приборов.

Для унификации и стандартизации установлены ряды номинальных размеров (ГОСТ 8032-84 "Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел") . Полученный расчетом или выбранный размер следует округлять до ближайшего значения из стандартного ряда. Это особенно относится к размерам деталей, получаемым стандартным или нормализованным инструментом, или присоединительным по отношению к другим стандартным деталям или узлам.
Для сокращения номенклатуры применяемого в производстве режущего и измерительного инструмента в первую очередь рекомендуется применять размеры, оканчивающиеся на 0 и 5, а затем - на 0; 2; 5 и 8.

Размер, полученный в результате измерения детали с наибольшей возможной точностью, называют действительным .
Не следует путать действительный размер детали с ее абсолютным размером .
Абсолютный размер – реальный (фактический) размер детали; его невозможно измерить никакими сверхточными средствами измерения, поскольку всегда будет присутствовать погрешность, обусловленная, в первую очередь, уровнем развития науки, техники и технологий. Кроме того, любое материальное тело при температуре выше абсолютного нуля "дышит" - на его поверхности постоянно перемещаются микрочастицы, молекулы и атомы, отрываясь от тела и возвращаясь обратно. Поэтому, даже имея в распоряжении сверхточные средства измерений, абсолютный размер детали определить невозможно; можно лишь говорить о реальном размере в бесконечно малый отрезок (момент) времени.
Вывод очевиден - абсолютный размер детали (как и любого тела) - понятие абстрактное.

Размеры, между которыми может находиться действительный размер изготовленной детали, называют предельными , при этом различают наибольший и наименьший предельные размеры.
Выполненная в интервале между предельными размерами деталь считается годной. Если же ее размер выходит за предельные ограничения – она считается браком.
По предельным размерам устанавливают тип соединения деталей и допустимую неточность их изготовления.
Для удобства на чертежах указывают номинальный размер детали, а каждый из двух предельных размеров определяют по его отклонению от этого размера. Величину и знак отклонения получают в результате вычитания номинального размера из соответствующего предельного размера.

Разность между наибольшим предельным и номинальным размерами называется верхним отклонением (обозначается es или ES ) , разность между наименьшим предельным и номинальным - нижним отклонением (обозначается ei или EI ) .
Верхнее отклонение соответствует наибольшему предельному размеру, а нижнее - наименьшему.

Отверстие обозначает внутренний (охватывающий) элемент детали. Как и в случае с валом, отверстие не обязательно должно быть круглым – его форма может быть любой. Основным называют отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.
Размеры отверстия на схемах и при расчетах обозначаются прописными (заглавными) буквами: D , Dmax , Dmin , ES , EI и т. д.

основные понятия о размере, отклонениях, допусках и посадках

Допуском ( Т ) называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами детали. Т. е. допуск – это интервал между предельными размерами, в пределах которого деталь не считается браком.
Допуск на размер вала обозначают Тd , отверстия – TD . Очевидно, что чем больше допуск на размер, тем легче изготовить деталь.
Допуск на размер детали может быть определен, как разность между предельными размерами или как сумма предельных отклонений:

TD(d) = D(d)max – D(d)min = ES(es) + EI(ei) ,

при этом следует учитывать знаки предельных отклонений, поскольку допуск на размер детали всегда положителен (не может быть меньше нуля) .

Посадки

Характер соединения, определяемый разностью между охватывающим и охватываемым размером, называется посадкой .
Положительная разность между диаметрами отверстия и вала называется зазором (обозначается буквой S ) , а отрицательная – натягом (обозначается буквой N ) .
Иными словами, если диаметр вала меньше диаметра отверстия – имеет место зазор, если же диаметр вала превышает диаметр отверстия – в сопряжении присутствует натяг.
Зазор определяет характер взаимной подвижности сопряженных деталей, а натяг - характер их неподвижного соединения.

В зависимости от соотношения действительных размеров вала и отверстия различают подвижные посадки - с зазором, неподвижные посадки - с натягом и переходные посадки, т. е. посадки, в которых может присутствовать и зазор, и натяг (в зависимости от того, какие отклонения имеют действительные размеры сопрягаемых деталей от номинальных размеров) .
Посадки, в которых обязательно присутствует зазор, называют посадками с гарантированным зазором, а посадки, в которых обязателен натяг – с гарантированным натягом.
В первом случае так выбирают предельные размеры отверстия и вала, чтобы в сопряжении был гарантированный зазор.
Разность между наибольшим предельным размером отверстия ( Dmax ) и наименьшим предельным размером вала ( dmin ) определяет наибольший зазор ( Smax ) :

Smax = Dmax – dmin .

Разность между наименьшим предельным размером отверстия ( Dmin ) и наибольшим предельным размером вала ( dmax ) - наименьший зазор ( Smin ) :

Smin = Dmin – dmax .

Действительный зазор будет находиться между указанными пределами, т. е. между максимальным и минимальным зазором. Зазор необходим для обеспечения подвижности соединения и размещения смазки. Чем выше число оборотов и выше вязкость смазки, тем больше должен быть зазор.

В посадках с натягом так выбирают предельные размеры вала и отверстия, чтобы в сопряжении был гарантированный натяг, ограниченный минимальным и максимальным значениями – Nmax и Nmin :

Nmax = dmax – Dmin , Nmin = dmin – Dmax .

Переходные посадк и могут дать зазор или натяг небольшой величины. До изготовления деталей нельзя сказать, что будет в сопряжении. Это становится ясным только при сборке. Зазор не должен превышать величины наибольшего зазора, а натяг - величины наибольшего натяга. Переходные посадки применяются в том случае, если необходимо обеспечить точное центрирование отверстия и вала.
Всего в ЕСДП СЭВ предусмотрено 28 типов основных отклонений для валов и столько же для отверстий. Каждый из них обозначается строчной латинской буквой (ГОСТ 2.304 — 81) , если отклонение относится к валу, или прописной, если отклонение относится к отверстию.
Буквенные обозначения основных отклонений приняты в алфавитном порядке, начиная от отклонений, обеспечивающих самые большие зазоры в соединении. Сочетанием различных отклонений вала и отверстия можно получить посадки разного характера (зазор, натяг или переходная) .

Посадки в системе отверстия и системе вала

Посадки, установленные ЕСДП СЭВ, могут быть осуществлены по системам отверстия или вала.

Система отверстия характеризуется тем, что в ней для всех посадок предельные размеры отверстия остаются постоянными, а посадки осуществляются соответствующим изменением предельных размеров вала (т. е. вал подгоняется по отверстию) . Размер отверстия называется основным, а размер вала - посадочным.

Система вала характеризуется тем, что в ней для всех посадок предельные размеры вала остаются постоянными, а посадки осуществляются изменением отверстия (т. е. отверстие подгоняется по размеру вала) . Размер вала называется основным, а отверстия - посадочным.

На промышленных предприятиях в основном применяют систему отверстия, так как она требует меньшего количества режущего и измерительного инструмента, т. е. более экономична. Кроме того, технологически удобнее подгонять вал под отверстие, а не наоборот, поскольку удобнее производить обработку и контрольные измерения внешней поверхности, а не внутренней.
Систему вала, как правило, применяют для наружных колец шарикоподшипников и в тех случаях, когда на гладкий вал насаживают несколько деталей с различными посадками.

В машиностроении наиболее распространены посадки, расположенные в порядке убывания натяга и возрастания зазора: прессовая (Пр) , легкопрессовая (Пл) , глухая (Г) , тугая (Т) , напряженная (Н) , плотная (П) , скольжения (С) , движения (Д) , ходовая (X) , легкоходовая (Л) , широкоходовая (Ш) .
Прессовые посадки дают гарантированный натяг. Глухая, тугая, напряженная и плотная посадки являются переходными, а остальные имеют гарантированный зазор.
Для скользящей посадки гарантированный зазор равен нулю.

Для оценки точности соединений (посадок) пользуются понятием допуска посадки, под которым понимается разность между наибольшим и наименьшим зазорами (в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим натягами (в посадках с натягом) . В переходных посадках допуск посадки равен разности между наибольшим и наименьшим натягами или сумме наибольшего натяга и наибольшего зазора.
Допуск посадки равен также сумме допусков отверстия и вала.

Квалитеты

Совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров, называется квалитетом ( I ) . Иными словами, квалитет – степень точности, с которой выполнена деталь, при этом учитывается размер этой детали.
Очевидно, что если выполнить с одинаковым допуском очень большую и очень маленькую деталь, то относительная точность изготовления большой детали будет выше. Поэтому системой квалитетов принимается в расчет то, что (при одинаковых допусках) отношение величины допуска к номинальному размеру у большой детали будет меньше, чем отношение допуска к номинальному размеру маленькой детали ( рис. 2 ), т. е. условно большая деталь изготовлена точнее относительно своих размеров. Если, например, для вала с номинальным диаметром 3 метра миллиметровое отклонение от размера можно считать незначительным, то для вала диаметром 10 мм такое отклонение будет очень ощутимым.
Введение системы квалитетов позволяет избежать такой путаницы, поскольку точность изготовления деталей привязывается к их размерам.

понятие квалитета

В системе СЭВ для обозначения допусков с указанием квалитетов применяются следующие условные обозначения:

  • Используются буквы латинского алфавита, при этом отверстия определяются прописными буквами, а валы - строчными.
  • Отверстие в системе отверстия (основное отверстие) обозначается буквой Н и цифрами - номером квалитета. Например, Н6, Н11 и т. д.
  • Вал в системе отверстия обозначается символом посадки и цифрами - номером квалитета. Например, g6, d11 и т. д.
  • Сопряжение отверстия и вала в системе отверстия обозначается дробно: в числителе - допуск отверстия, в знаменателе - допуск вала.

Графическое изображение допусков и посадок

Для наглядности часто используют графическое изображение допусков и посадок с помощью, так называемых, полей допусков (см. рис. 3) .

Построение выполняется следующим образом.
От горизонтальной линии, условно изображающей поверхность детали при ее номинальном размере, откладывают предельные отклонения в произвольно выбранном масштабе. Обычно на схемах величины отклонений указывают в микронах, но можно строить поля допусков и в миллиметрах, если отклонения достаточно большие.

графическое построение полей допусков и посадок

Линия, которая при построении схем полей допусков соответствует номинальному размеру и служит началом отсчета отклонений размеров, называется нулевой (0-0).
Поле допуска - поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями, т. е. при графическом изображении поля допусков показывают зоны, которые ограничены двумя линиями, проведенными на расстояниях, соответствующих верхнему и нижнему отклонению в избранном масштабе.
Очевидно, что поле допуска определяется величиной допуска и его положением относительно номинального размера.
На схемах поля допусков имеют вид прямоугольников, верхние и нижние стороны которых параллельны нулевой линии и отображают предельные отклонения, а боковые стороны в избранном масштабе соответствует допуску размера.

На схемах указывают номинальный D и предельные ( Dmax, Dmin, dmax, dmin ) размеры, предельные отклонения ( ES, EI, es, ei ) поля допусков и другие параметры.

Предельное отклонение, которое ближе к нулевой линии, называют основным (верхним или нижним) . Оно определяет положение поля допусков относительно нулевой линии. Для полей допусков, расположенных ниже нулевой линии, основным является верхнее отклонение.
Для полей допусков, расположенных выше нулевой линии, основным является нижнее отклонение.

Принцип образования полей допусков, принятый в ЕСДП, допускает сочетание любых основных отклонений с любыми квалитетами. Например, можно образовать поля допусков а11, u14, с15 и другие, не установленные в стандарте. Исключение представляют основные отклонения J и j , которые заменяются основными отклонениями Js , и js .

Использование всех основных отклонений и квалитетов позволяет получить 490 полей допусков для валов и 489 для отверстий. Такие широкие возможности образования полей допусков позволяют применять ЕСДП в различных специальных случаях. Это является ее существенным достоинством. Однако на практике использование всех полей допусков неэкономично, так как вызовет чрезмерное разнообразие посадок и специальной технологической оснастки.

При разработке национальных систем допусков и посадок на базе систем ИСО из всего многообразия полей допусков отбирают только те поля, которые обеспечивают потребности промышленности страны и ее внешнеэкономические связи.

  • h и H - верхнее и нижнее отклонения вала и отверстия, равные нулю (допуски с основными отклонениями h и H приняты для основных валов и отверстий) .
  • а - h (А - H) — отклонения, образующие поля допусков при посадках с зазорами.
  • js - n (Js - N) — отклонения, образующие поля допусков переходных посадок.
  • p – zc (P - ZC) — отклонения, образующие поля допусков посадок с натягом.

Схематически основные отклонения показаны на Рис. 4 .

схема основных отклонений валов и отверстий

Поле допуска в ЕСДП СЭВ образуется сочетанием одного из основных отклонений с допуском по одному из квалитетов. В соответствии с этим поле допуска обозначается буквой основного отклонения и номером квалитета, например 65f6; 65e11 — для вала; 65Р6; 65H7 — для отверстия.
Основные отклонения зависят от номинальных размеров деталей и остаются постоянными для всех квалитетов. Исключение составляют основные отклонения отверстий J, К, М, N и валов j и k, которые при одинаковых номинальных размерах, в разных квалитетах имеют различные значения. Поэтому на схемах поля допусков с отклонениями J, К, М, N, j, k, обычно разделены на части и показаны ступенчатыми.

Специфичны поля допусков типа js6, Js8, Js9 и т.д. Они фактически не имеют основного отклонения, поскольку расположены симметрично относительно нулевой линии. По определению основное отклонение – это отклонение ближайшее к нулевой линии. Значит, оба отклонения таких специфических полей допусков могут быть признаны основными, что недопустимо.

При выборе квалитета соединения и вида посадки конструктору следует учитывать характер сопряжения, эксплуатационные условия, наличие вибрации, срок службы, колебания температуры и стоимость изготовления.
Квалитет и вид посадки рекомендуется выбирать по аналогии с теми деталями и узлами, работа которых хорошо известна, или руководствоваться рекомендациями справочной литературы и нормативных документов (ОСТов) .
В соответствии с квалитетом посадки выбирается чистота поверхности сопрягаемых деталей.

Допуски и посадки установлены для четырех диапазонов номинальных размеров:

  • малый - до 1 мм;
  • средний - от 1 до 500 мм;
  • большой - от 500 до 3150 мм;
  • очень большой - от 3150 до 10 000 мм.

Средний диапазон является наиболее важным, поскольку применяется значительно чаще.

Обозначение допусков на чертежах


Настоящий стандарт распространяется на гладкие элементы деталей с номинальными размерами до 3150 мм и устанавливает поля допусков для гладких деталей в посадках и для несопрягаемых элементов.

Основные положения Единой системы допусков и посадок (ЕСДП), термины, принятые в ней величины допусков и основных отклонений, правила образования полей допусков и обозначения - по ГОСТ 25346-89.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 144-88.

Стандарт соответствует рекомендации ИСО Р 286-62 и стандарту ИСО 1829-75.

(Изм. редакция, изм. № 1)

1.1. Устанавливаемые настоящим стандартом поля допусков валов и отверстий являются ограничительным отбором для общего применения из всей совокупности полей допусков, которые могут быть получены различным сочетанием основных отклонений и допусков по ГОСТ 25346-89.

(Изм. редакция, изм. № 1)

Поля допусков, не включенные в данный стандарт, являются специальными. Их применение допускается лишь в технически и экономически обоснованных случаях (если применение полей допусков по настоящему стандарту не обеспечивает требования, предъявляемые к изделиям) или если они предусмотрены в государственных стандартах для соответствующих видов продукции (изделий), материалов или способов изготовления.

1.2. Рекомендации по образованию посадок из предусмотренных в настоящем стандарте полей допусков валов и отверстий приведены в прил о жении 1 (рекомендуемом).

2.1. Поля допусков должны соответствовать указанным в табл. 1 и 2.

2.2. Числовые значения предельных отклонений размеров должны соответствовать указанным та бл. 3 и 4.

2.3. Рекомендуемые поля допусков валов и отверстий в интервалах номинальных размеров менее 1 мм приведены в приложен ии 2 (рекомендуемом).

3.1. Поля допусков должны соответствовать указанным в табл. 5 и 6. В первую очередь следует применять предпочтительные поля допусков (обозначение их заключено в утолщенные рамки).

3.2. Числовые значения предельных отклонений размеров должны соответствовать указанным в табл. 7 и 8.

3.3. В технически и экономически обоснованных случаях (если применение полей допусков по табл. 5 и 6 не обеспечивает предъявляемых к изделиям требований) допускается применение дополнительных полей допусков, приведенных в обязательном прило жении 3 .

4.1. Поля допусков должны соответствовать указанным в табл. 9 и 10.

4.2 Числовые значения предельных отклонений размеров должны соответствовать указанным в та бл. 11 и 12.

Поля допусков валов при номинальных размерах менее 1 мм

Примечание. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

Поля допусков отверстий при номинальных размерах менее 1 мм

Примечание. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

Поля допусков валов при номинальных размерах менее 1 мм.
Предельные отклонения

(Изм. редакция, изм. № 1)

Примечание. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

Поля допусков отверстий при номинальных размерах менее 1 мм.
Предельные отклонения

Примечание. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

Поля допусков валов при номинальных размерах от 1 до 500 мм.

1. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

2. Обозначения предпочтительных полей допусков заключены в утолщенную рамку.

(Дополненная редакция, изм. № 1).

Поля допусков отверстий при номинальных размерах от 1 до 500 мм

1. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

2. Обозначения предпочтительных полей допусков заключены в утолщенную рамку.

(Дополненная редакция, изм. № 1)

Поля допусков валов при номинальных размерах от 1 до 500 мм. Предельные отклонения

Продолжение табл. 7

Продолжение табл. 7

Продолжение табл. 7

Продолжение табл. 7

Продолжение табл. 7

Продолжение табл. 7

(Изм. редакция, изм. № 1)

1. Схемы расположения полей допусков приведены для интервала размеров св. 50 до 65 мм.


2. Обозначения предпочтительных полей допусков заключены в утолщенную рамку ( - на схемах)

3. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

Поля допусков отверстий при номинальных размерах от 1 до 500 мм.
Предельные отклонения

Продолжение табл. 8

Продолжение табл. 8

Продолжение табл. 8

Продолжение табл. 8

Продолжение табл. 8

(Изм. редакция, изм. № 1)

1. Схемы расположения полей допусков приведены для интервала размеров св. 50 до 65 мм.


2 Обозначения предпочтительных полей допусков заключены в утолщенную рамку ( - на схемах).

3. Поля допусков, обозначение которых отмечено знакам *, как правило, не предназначены для посадок.

Поля допусков валов при номинальных размерах свыше 500 до 3150 мм

Примечание. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

(Дополненная редакция, изм. № 1)

Поля допусков отверстий при номинальных размерах свыше 500 до 3150 мм

Примечание. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

(Дополненная редакция, изм. № 1)

Поля допусков валов при номинальных размерах свыше 500 до 3150 мм. Предельные отклонения

Продолжение табл. 11

Продолжение табл. 11

Продолжение табл. 11

Продолжение табл. 11

Продолжение табл. 11

(Изм. редакция, изм. № 1)

1. Схемы расположения полей допусков приведены для интервала размеров св. 1000 до 1120 мм.

2. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

Поля допусков отверстий при номинальных размерах свыше 500 до 3150 мм.
Предельные отклонения

Продолжение табл. 12

Продолжение табл. 12

Продолжение табл. 12

Продолжение табл. 12

Продолжение табл. 12

(Изм. редакция, изм. № 1)

1. Схемы расположения полей допусков приведены для интервала размеров св. 1000 до 1120 мм.

2. Поля допусков, обозначение которых отмечено знаком *, как правило, не предназначены для посадок.

1. Настоящее приложение устанавливает рекомендуемые посадки общего применения, образованные сочетанием полей допусков валов и отверстий по данному стандарту.

2. Посадки должны назначаться, как правило, в системе отверстия или в системе вала. Применение системы отверстия предпочтительней. Систему вала следует применять в технически и экономически обоснованных случаях, например, если необходимо получить разные посадки нескольких деталей на одном гладком валу.

3. Посадки при номинальных размерах соединения менее 1 мм рекомендуется назначать согласно табл. 1 - в системе отверстия и табл. 2 - в системе вала.

4. Посадки при номинальных размерах соединения от 1 до 500 мм рекомендуется назначать согласно табл. 3 - в системе отверстия и табл. 4 - в системе вала. При этом в первую очередь назначают предпочтительные посадки, обозначение которых заключено в утолщенные рамки.

5. Посадки при номинальных размерах соединения свыше 500 до 3150 мм рекомендуется назначать согласно табл. 5 - в системе отверстия и табл. 6 - в системе вала.

6. Кроме посадок, указанных в табл. 1-6, в обоснованных случаях допускается применение других посадок, образованных полями допусков валов и отверстии по настоящему стандарту. При этом рекомендуется, чтобы посадка относилась к системе отверстия или системе вала и чтобы при неодинаковых допусках отверстия и вала больший допуск был у отверстия, и допуски отверстия и вала отличались не более чем на два квалитета.

Рекомендуемые посадки в системе отверстия при номинальных размерах менее 1 мм

Читайте также: