Структура растения изображенная на рисунке выполняет функцию размножения деления

Обновлено: 02.07.2024

Царство — одна из высших ступеней биологической систематики. Растения, как таксон, этого высокого уровня объединяет 400 тыс. видов организмов — от микроскопических водорослей до гигантской секвойи, высота которой достигает 100 м. Общее свойство растений — фотоавтотрофный способ питания.

Царство растений

Растения — объект изучения науки ботаники. Основы одной из старейших отраслей научного знания заложил Теофраст — ученик древнегреческого ученого и философа Аристотеля. Современная ботаника представляет собой комплекс наук. Крупнейшие отрасли: морфология, физиология, систематика, происхождение растений. Отдельные крупные группы внутри биологического царства изучают частные ботанические науки. Например, предмет альгологии — водоросли.

Сходство строения клеток, механизмов обмена веществ и роста позволяют объединить растения с животными и грибами в группу эукариот.

Отличительные признаки растительного организма:

  • Автотрофное питание.
  • Пластиды в клетках;
  • Целлюлозная клеточная стенка.
  • Способность к постоянному росту.
  • Характер ответа на внешние изменения.
  • Относительная неподвижность.
  • Связь с субстратом.
  • Разветвленное тело.

Фотосинтез осуществляется в клетках, обладающих зелеными пластидами. Растения в экосистемах являются продуцентами, так как сами для себя создают органические вещества. Выделяемый при фотосинтезе кислород используют для аэробного дыхания другие живые организмы. Молекулы О2 образуют защитный озоновый экран в атмосфере (Рис. 1).

Фотосинтез

Рис. 1. Фотосинтез

Царство растений (научное название Plantae) объединяет 12 отделов, из которых 4 — водоросли, 2 — мхи. В состав биологического царства также входят плауны, папоротники, хвойные и цветковые. Другие отделы представлены малым числом семейств, родов и видов.

Тело водорослей — талом (слоевище) — состоит из сходных по строению и функциям клеток. Вода обеспечивает водоросли (Algae) углекислым газом и кислородом, поддерживает тело, поэтому нет необходимости в механических тканях.

Высшие растения отличаются наличием тканей и органов. Сформированы многоклеточные органы полового и бесполого размножения. К высшим относятся споровые и семенные растения.

Как установили палеонтологи, низшие растения появились около 2 млрд. лет назад. Древние псилофиты вышли из воды на сушу. Это уже были высшие растения, лишенные корней, но имеющие сосуды — группы клеток для проведения воды к фотосинтезирующим клеткам. Сформировались защитные и механические ткани.

Выходу растений на сушу способствовали ароморфозы:

  • возникновение эукариотической клетки;
  • появление фотосинтеза;
  • многоклеточность, дифференциация клеток;
  • мейоз и оплодотворение;
  • обособление гаплоидного и диплоидного поколений, их чередование в цикле развития;
  • появление семени у древних папоротников;
  • формирование цветка.

Покрытосеменные, или цветковые, заняли господствующее положение в царстве растений после голосеменных. Многие виды и более крупные систематические группы низших растений исчезли полностью или угасают.

Строение (ткани, клетки, органы растительного организма)

Растительные клетки содержат ядро, являются эукариотическими (хотя бы на одном из этапов развития). Органоиды в цитоплазме сходны у растений и животных (Рис. 2).

Строение растительной клетки

Рис. 2. Строение растительной клетки

Черты отличия клеточного строения растений от животных:

  • есть пластиды, хлорофилл;
  • над плазматической мембраной сформирована целлюлозная клеточная стенка;
  • имеется крупная центральная вакуоль, наполненная клеточным соком;
  • крахмал содержится в цитоплазме в виде зерен.

Ткани — группы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям (Табл. 1). Всего у растений насчитывается от 20 до 30 типов таких скоплений клеток.

Описание тканей цветковых растений

Название

Локализация

Функции

Верхушка побега, кончик корня, основания листьев, междоузлия.

Образование других типов тканей; верхушечный и другие типы роста; регенерация повреждений.

Кора, кожица листа, стебля, корневые волоски.

Защита; газообмен с внешней средой; испарение.

Листья, стебель, плоды.

Фотосинтез; газообмен с окружающей средой; запасание воды; накопление продуктов обмена веществ.

Лубяные и древесные волокна, каменистые клетки.

Образование наружного и внутреннего каркасов для опоры и защиты.

Сосуды древесины, ситовидные трубки.

Транспортировка воды и минеральных веществ к листьям; проведение органических веществ от листьев к другим органам.

Железистые клетки, волоски, нектарники, млечники.

Образование млечного сока, влаги, нектара; накопление продуктов обмена.

Через устьица происходит испарение воды, газообмен. Специальные образования состоят из щели и замыкающих клеток. Последние имеют относительно толстые внутренние стенки, способные изменять форму и открывать устьица.

Органы цветковых растений

Орган — часть тела живого организма, состоящая из одного типа тканей, выполняющая определенные функции. Органы растений образуют две группы — вегетативные и генеративные. Вегетативные — корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек. Вместе они обеспечивают обмен веществ и рост. Генеративные органы у цветковых — цветок, семя и плод — участвуют в половом размножении (Рис. 3).

Органы растения

Рис. 3. Органы растения

  • закрепление растения;
  • снабжение водой и минеральными веществами;
  • запасание питательных веществ;
  • вегетативное размножение.

Клетки и ткани корня образуют четыре зоны: роста, всасывания, проведения и корневой чехлик. Последний защищает зону роста, облегчает движение между частицами почвы. Клетки корневых волосков в зоне всасывания поглощают воду с растворенными в ней минеральными веществами.

Зона проведения выполняет функцию транспортирования веществ из корня в стебель, листья. Также, в этой зоне у растений возможно закладывание почек, запасание питательных веществ.

Все корни растения образуют его корневую систему. Выделяют главный, боковые и придаточные корни. У двудольных растений стрежневая корневая система с хорошо развитым главным корнем. Однодольные растения имеют мочковатую корневую систему. Главный корень неотличим от придаточных.

Различия в функциях корней:

  • воздушные позволяют эпифитам поглощать воду из воздуха, как происходит у филлокактусов, орхидей;
  • дыхательные отрастают у видов, обитающих на мелководьях, на чрезмерно влажной почве;
  • ходульные помогают выживать растениями в приливной зоне, на зыбкой почве;
  • корнеплоды и корневые клубни запасают питательные вещества;
  • цепляющиеся помогают закреплению стебля на опоре;
  • опорные поддерживают развесистую крону.

Корни бобовых формируют симбиоз с азотфиксирующими бактериями. Деревья образуют симбиоз с грибами, что позволяет получать больше воды из почвы. Грибы взамен получают органические вещества, созданные растением.

Побег — стебель с листьями и почками. Они могут быть расположены поочередно, супротивно (напротив друг друга), мутовками (группами), спирально. В строении побегов различают места прикрепления листьев — узлы. Участок побега между соседними узлами — междоузлие. Побег выполняет разные функции: дыхания, фотосинтеза, транспорта веществ.

По продолжительности жизни и степени одревеснения выделяют следующие жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Последние еще делят на одно-, дву- и многолетние. Первые завершают жизненный цикл в течение 1 года. Двулетние в первый год образуют только вегетативные органы, на второй — цветут и образуют семена. Многолетники живут и цветут в течение продолжительного периода времени.

Почка — зачаточный побег. Различают вегетативные и генеративные почки. Вторые обычно более крупные, округлой формы. Внутри находится зачаток цветка.

Стебель — вегетативный орган растения, выполняющий функции опоры, проведения и запасания веществ. Для стебля характерны рост и ветвление. Орган принимает участие в вегетативном размножении. По характеру роста различают прямостоячие, ползучие, лазающие, цепляющиеся и вьющиеся стебли. К видоизменениям органа относят корневища, луковицы и клубни.

Лист обеспечивает фотосинтез, транспирацию (испарение воды), газообмен с внешней средой. Фотосинтез происходит в паренхиме листа. В строении органа выделяют листовую пластинку и черешок. В зависимости от количества этих составных частей различают простые и сложные листья. Форма и расположение на стебле, характер жилкования — важные систематические признаки.

Видоизменения листьев — приспособление к среде обитания:

  • мясистые чешуи;
  • сухие чешуи;
  • колючки;
  • усики.

Листья отличаются по размеру. У ряски, вольфии бескорневой они крошечные, у тропических пальм достигают нескольких метров в длину.

Цветок — это видоизмененный генеративный побег, который развивается из генеративной почки (Рис. 4). Строение цветка — важнейший систематический признак.

Части цвека

Рис. 4. Части цветка: 1— цветоножка и цветоложе; 2 — чашечка; 3 — лепестки венчика; 4 — тычинки; 5 — пестик.

Тычинка состоит из пыльника с пыльцой и тычиночной нити. В строении пестика различают верхнюю часть — рыльце и столбик, нижнее образование — завязь. Внутри находится семяпочка, из которой после оплодотворения развивается семя. Стенки завязи разрастаются и образуют плод.

Если в цветке имеются пестики и тычинки, то он относится к обоеполым. Однополые содержат только тычинки или только пестики. На однодомном растении расположены и тычиночные, и пестичные цветки. На двудомных развиваются или тычиночные, или пестичные цветки.

Упорядоченное расположение частей цветка отражают в формуле — условной записи строения с помощью обозначений (условных знаков). Например:

  • ⚥ — символ обоеполого,
  • ♀ — пестичного,
  • ♂ — тычиночного цветка.

Семя — генеративный орган, который служит для распространения семенных растений, содержит запас питательных веществ для зародыша. Последний имеет все вегетативные органы в зачаточном состоянии.

Плод развивается из завязи цветка, служит для защиты и распространения семени. В зависимости от консистенции околоплодника, возникающего из стенок завязи, различают сухие и сочные плоды. Они могут быть одно- или многосемянными.

Жизнедеятельность растительного организма

Растение — живой организм, для которого характерны особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, раздражимость, развитие и воспроизведение. Основные метаболические процессы — фотосинтез, кислородное дыхание, корневое питание, водный обмен (Рис. 5).

Жизнедеятельность растений

Рис. 5. Жизнедеятельность растений

Фотосинтез происходит в зеленых клетках. Суть процесса — преобразование энергии света в энергию химических связей органических соединений. В превращениях веществ и усвоении энергии велика роль зеленого пигмента хлорофилла. Конечные продукты — сахар и крахмал.

Почвенное питание — процесс поглощения корнем воды с растворенными минеральными веществами. Неорганические соединения необходимы растениям для синтеза углеводов и белков, нуклеиновых кислот, АТФ. Недостаток питательных веществ приводит к минеральному голоданию растительного организма.

Клеточное дыхание у растений — процесс окисления органических соединений до углекислого газа и воды. Кислород поступает во все органы на свету и в темноте. Фотосинтез протекает только в зеленых клетках на свету. Дыхание, фотосинтез и водный обмен тесно связаны. Недостаток света, кислорода, воды отрицательно сказывается на жизнедеятельности растительного организма.

Размножение растений

Покрытосеменные размножаются вегетативным и половым способами. Первый тип воспроизведения себе подобных происходит за счет отделения и самостоятельного развития вегетативных органов либо их частей. Вегетативное размножение в природе осуществляется с помощью корневищ, клубней, луковиц, отпрысков, усов, выводковых почек и черенков. В практике растениеводства получили широкое распространение такие способы как черенкование, прививка, деление корневища, клональное размножение.

В половом размножении участвуют половые клетки. Они формируются в разных частях цветка — пыльцевом зерне и внутри семязачатков. Слияние гамет — оплодотворение — происходит после опыления. Так называют процесс переноса пыльцы на рыльце пестика.

У растений происходит двойное оплодотворение. Из вегетативной клетки пыльцы после опыления образуется трубка, растущая внутри пестика. Она достигает семязачатка. По пыльцевой трубке двигаются два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, другой — с центральной клеткой. Образуются зигота и триплоидная клетка, обеспечивающая зародыш запасом питательных веществ. Созревшие семена и плоды распространяются ветром, животными, водой, человеком.

Жизнедеятельность растений

Рис. 6. Развитие растения из семени

Процесс индивидуального развития, или онтогенез, делится у растений на эмбриональный, вегетативный, генеративный периоды и старение. Длительность каждого этапа онтогенеза зависит от видовой принадлежности растительного организма (Рис. 6).

Раздражимость — способность воспринимать и отвечать на воздействия окружающей среды. Растения реагируют на внешние изменения не так, как животные. Реакция сводится к перестройке метаболизма, ростовым движениям. При неблагоприятных воздействиях закрываются устьица, останавливаются рост и развитие.

Растительный организм — целостная система, в которой каждый орган выполняет определенные функции в тесной связи с остальными. Сложные процессы регулируются с помощью биоэлектрических импульсов, фитогормонов.


Биология ЕГЭ Задание 23

Биология ЕГЭ Задание 23 проверяет умение применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции для анализа данных в графической и табличной форме. Чтобы выполнить такое задание, необходимо свободно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать графические и табличные данные, систематизировать и интегрировать информацию, обобщать и делать выводы, грамотно, чётко и по существу формулировать свой ответ.

Линия 23 ЕГЭ по Биологии . Задание с изображением биологического объекта. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 2.1–6.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 24 (!) .

Задание включает рисунок (с таблицей или без неё) и вопросы к нему. Ответы на вопросы надо записать в свободной форме, излагая мысли грамотно, чётко, по существу, с обоснованием.

Алгоритм выполнения задания № 23

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Проанализируйте, о каком биологическом объекте идёт речь.
  3. Сформулируйте и запишите грамотный, чёткий, обоснованный ответ, отражающий сущность заданных вопросов или содержащих от 3 до 4 критериев ответа.

Обратите внимание! В задании надо ответить на несколько вопросов. Написав ответ, перечитайте его ещё раз. Проверьте, всё ли понятно изложено.

Задание 23 (пример выполнения)


Линия 23. Пример № 1. На рисунке изображён представитель рода Базилозавры — древних китов, живших 45—36 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите период и эпоху, в которые обитал данный организм, а также близких родственников этого животного в современной фауне (ответ — на уровне вида). К какому классу относится данное животное? Укажите признаки, по которым вы определили класс.

Геохронологическая таблица

  • 1) период — палеогеновый, эпоха — эоцен;
  • 2) близкие родственники данного животного в современной фауне – Дельфин Хэвисайда, Морская свинья, Гренландский кит, Сейвал, Косатка;
  • 3) класс Млекопитающие, основной характерной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком.

Тренировочные задания с ответами

Выполните самостоятельно примеры Биология ЕГЭ Задание 23 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).


Линия 23. Пример № 2. Какие два вида организмов изображены на рисунке? Какой тип взаимоотношений между организмами иллюстрирует этот рисунок? Какой вид заменил в экосистемах в настоящее время один из этих двух видов?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла. Элементы ответа :
1) сумчатый волк и кенгуру;
2) хищничество;
3) человек заменил сумчатого волка.


Пример № 3. Какой тип и фаза деления клетки изображены на рисунке? Какие процессы при этом происходят? Ответ поясните.

Элементы ответа:
1) тип деления клетки — мейоз;
2) фаза деления клетки — телофаза II,
3) дочерние хромосомы достигают полюсов клетки, деспирализуются, нити веретена деления разрушаются, вокруг хромосом образуется ядерная оболочка, ядрышки восстанавливаются, происходит цитокинез – деление цитоплазмы, образуются 4 гаплоидные клетки.


Пример № 4. Схема какого органоида клетки изображена на рисунке? Какую функцию он выполняет? Что обозначено на рисунке цифрой 1?


Пример № 5. Кто изображён на рисунке? В каком веке он творил? Какой вклад он внёс в науку?

Элементы ответа:
1) Ж.-Б. Ламарк;
2) в XVIII—XIX вв.;
3) создал первое целостное эволюционное учение.


Пример № 6. На рисунке изображена зависимость интенсивности жизнедеятельности организма от температуры воздуха. Как называются живые организмы, изображённые под номерами 1 и 2? Чем они различаются? Ответ поясните.

Элементы ответа :
1) эвритермные;
2) стенотермные;
3) эвритермные организмы переносят значительные колебания температуры, а стенотермные организмы приспособлены к узкому интервалу температур.

Реальные задания ЕГЭ 2020 с ответами экспертов


Биология ЕГЭ Задание 23 Пример № 7. Рассмотрите растения, изображённые на рисунках 1 и 2. Определите отделы к которым их относят. Укажите признаки, по которым Вы отнесли изображённые растения к этим отделам. Как называются гаметофиты представленных растений?


Пример № 8. Определите, модель строения какой клеточной структуры изображена на рисунке, молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Какова функция в этой структуры? Какая особенность строения и какие свойства молекул этого вещества позволяют ему выполнять эту функцию? Ответ поясните.

Элементы ответа:
1) На рисунке изображена модель плазматической мембраны
2) Под цифрой 1 изображена молекула фосфолипида;
3) Основная функция фосфолипидного слоя — структурная (строительная);
4) Наличие в фосфолипиде полярных гидрофильных головок (отрицательный остаток фосфорной кислоты) и неполярных углеводородных гидрофобных хвостов (остатки жирных кислот) — обеспечивают построение бимолекулярного слоя молекул.


Пример № 9. Назовите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме? Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот типа деления клетки?

Элементы ответа:
1) Тип деления клетки — мейоз (второе деление), фаза — телофаза 2.
2) Тип деления определяем по отсутствию гомологичных хромосом в двух ядрах с гаплоидным набором, а исходная клетка была диплоидной.
3) Фазу деления определяем по цитокинезу и образованию двух ядер;
4) Значение мейоза: Основа полового размножения; Основа комбинативной изменчивости (за счет образования новых комбинаций генов при кроссинговере); Поддержание определенного и постоянного числа хромосом в поколениях.


Пример № 10. Назовите тип и фазу деления исходной ДИПЛОИДНОЙ клетки, изображённой на схеме? Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот типа деления клетки?

Элементы ответа:
1) Тип деления клетки — мейоз (второе деление), фаза — профаза 2.
2) Это мейоз, т.к. в клетке находится гаплоидный набор хромосом, а исходная клетка была диплоидной (на рисунке видны НЕгомологичные хромосомы (большая и маленькая));
3) Фазу деления определяем по исчезновению ядерной оболочки, спирализации хромосом и формированию веретена деления;
4) Значение мейоза: 1. Основа полового размножения; 2. Основа комбинативной изменчивости (за счет образования новых комбинаций генов при кроссинговере); 3. Поддержание определенного и постоянного числа хромосом в поколениях.


Пример № 11. Назовите тип и фазу деления исходной ГАПЛОИДНОЙ клетки, изображённой на схеме. Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки?

Элементы ответа:
1) Тип деления клетки — митоз; фаза — профаза.
2) Это митоз, т.к. исходная клетка гаплоидная (а у таких клеток мейоз не происходит);
3) Фазу деления определяем по исчезновению ядерной оболочки, спирализации хромосом и формированию веретена деления;
4) Значение митоза: обеспечение постоянства числа хромосом в клеточных поколениях (так как дочерние клетки идентичны материнским).


Пример № 12. Какими цифрами из рисунке обозначены конечности плавательного и копательного типов у насекомых? Объясните, по каким признакам Вы отнесли их к соответствующим типам. Определите путь эволюции, в результате которого сформировались конечности таких типов. В чём он проявляется?


Пример № 13. Определите отделы, к которым относят растения, изображённые на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?

Элементы ответа:
1) На рисунке 1 изображен представитель отдела Моховидные;
2) Признаки отдела: корни отсутствуют, есть ризоиды, на верхушках побегов развиваются коробочки со спорами.
3) На рисунке 2 изображен представитель отдела Покрытосеменные.

4) Признаки отдела: наличие цветков, плодов.
5) У моховидных спорофит представлен коробочкой на ножке, расположенной на гаметофите; У покрытосеменных спорофит — взрослое листостебельное растение.


Пример № 14. Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? Какие изменения произошли в строении этого органа в процессе эволюции земноводных? Ответ поясните.

Элементы ответа:
1) На рисунке изображена барабанная перепонка, это часть органа слуха;
2) Функции: Улавливает и передаёт звуковые колебания на косточку в среднем ухе; Защищает полость среднего уха;
3) Эволюционные изменения у амфибий: 1. появление среднего уха; появление слуховой косточки (стремечка); 2. усиление колебаний (овального) окна улитки; 3. появление слуховой (евстахиевой) трубы; 4. выравнивание давления между средним ухом и окружающей средой.


Пример № 15. Определите отделы, к которым относят растения, части которых изображены на рисунках 1 и 2. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Что общего в половом размножении этих растений?

Элементы ответа:
1) На рисунке 1 изображен представитель отдела Голосеменные;
2) Признаки отдела: наличие шишек, семена на чешуйках шишек лежат голо;
3) На рисунке 2 изображен представитель отдела Покрытосеменные;
4) Признаки отдела: имеются цветки и плоды с семенами;
5) Общее в половом размножении этих отделов: 1. размножение семенами (наличие семязачатков); 2. образование пыльцевого зерна и наличие опыления; 3. независимость оплодотворения от воды (спермиев достигают яйцеклетку по пыльцевой трубке); 4. пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток; 5. гаметофиты (мужской и женский) максимально редуцированы.

Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 23. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами специалистов, анализ типичных ошибок.


подготовка к единому государственному экзамену в 11 классе. работа с графическими рисунками.

Содержимое разработки

Работа с графическими рисунками

С1. В чем сходство и различие изображенных животных?


Ответ: Общее -
а) бесполое размножение;
б) особенность генотипов - потомки получают наследственную информацию, идентичную организмам родителей.
Различие -
деление клетки надвое у инфузории, почкование у гидры.

С2. Какую функцию в организме человека выполняет изображенный на рисунке орган? Какие части этого органа обозначены цифрами 1 и 2? Укажите их функции.


Ответ: Почка – очищает кровь от конечных продуктов обмена, в ней образуется моча;
1 – корковый слой почки, содержит нефроны с капиллярными клубочками, которые фильтруют плазму крови;
2 - почечная лоханка, в ней собирается вторичная моча.

С3. Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий?
К развитию каких специализированных клеток ведёт этот процесс?


1) А – стадия размножения (деления), клетки диплоидные;
2) Б – стадия роста, клетки диплоидные;
3) В – стадия созревания, клетки гаплоидные.

С4. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани, и какие органы формируются из него?


1) зародышевый листок – энтодерма;
2) ткань – эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания);
3) органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции.


С5. Какой тип листа изображен на рисунке? Какие части листа обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?

1) простой лист с сетчатым жилкованием и прилистниками
2) 1 - листовая пластинка, функции - фотосинтез, газообмен, транспирация, у некоторых растений вегетативное размножение;
3) 2 - жилки, функции - транспорт веществ, опора листа.

С6. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?


1) А - сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань;
2) сосуды обеспечивают транспорт воды и минеральных веществ в листья;
3) ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы;
4) клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.


С9. Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей?

Б-диафрагма, образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота осуществляет функции брюшного пресса. Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и образует скелетные мышцы, которые работают как произвольно (по воле человека), так и рефлекторно. Волокна этой ткани способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в сокращенном или расслаб ленном состоянии. Из-за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечнополосатую исчерченность.

Самостоятельная работа.

С1. Какой буквой на рисунке обозначен отдел мозга человека, в котором располагаются центры речи?


С2. Какие зоны корня обо­зна­че­ны на рис. циф­ра­ми 2, 4, 5? Какие функ­ции они вы­пол­ня­ют?


С3. Что объ­еди­ня­ет и в чём от­ли­чие био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов, изоб­ражённых на ри­сун­ке?




С5. Поль­зу­ясь ри­сун­ком, опре­де­ли­те, какую форму от­бо­ра он ил­лю­стри­ру­ет. Ответ обос­нуй­те. Из­ме­нит­ся ли раз­мер ушей у зай­цев в про­цес­се эво­лю­ции под дей­стви­ем этой формы есте­ствен­но­го от­бо­ра, и при каких усло­ви­ях жизни этот отбор будет про­яв­лять­ся?


С6. На­зо­ви­те струк­ту­ры спин­но­го мозга, обо­зна­чен­ные на ри­сун­ке циф­ра­ми 1 и 2, и опи­ши­те осо­бен­но­сти их стро­е­ния и функ­ции.


С7. Какая часть листа обо­зна­че­на на ри­сун­ке бук­вой А и из каких струк­тур она со­сто­ит? Какие функ­ции вы­пол­ня­ют эти струк­ту­ры?


С8. Рас­смот­ри­те изоб­ра­жен­ные на ри­сун­ке клет­ки. Опре­де­ли­те, ка­ки­ми бук­ва­ми обо­зна­че­ны про­ка­ри­о­ти­че­ская и эукариотические клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.


С9. Какой ор­га­но­ид изоб­ра­жен на схеме? Какие его части от­ме­че­ны циф­ра­ми 1, 2 и 3? Какой про­цесс про­ис­хо­дит в этом ор­га­но­и­де?


С 10. Какой ви­до­из­ме­нен­ный побег пред­став­лен на ри­сун­ке? На­зо­ви­те эле­мен­ты стро­е­ния, обо­зна­чен­ные на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2, 3, и функ­ции, ко­то­рые они вы­пол­ня­ют.


С 11. На­зо­ви­те тип и фазу де­ле­ния кле­ток, изоб­ражённых на ри­сун­ках. Какие про­цес­сы они ил­лю­стри­ру­ют? К чему при­во­дят эти про­цес­сы?


С 12. Какие про­цес­сы изоб­ра­же­ны на ри­сун­ках А и Б? На­зо­ви­те струк­ту­ру клет­ки, участ­ву­ю­щую в этих про­цес­сах. Какие пре­об­ра­зо­ва­ния далее про­изой­дут с бак­те­ри­ей на ри­сун­ке А?


С 13. Опре­де­ли­те тип и фазу де­ле­ния клет­ки, изоб­ражённой на ри­сун­ке. Ответ обос­нуй­те. Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в этой фазе?



-80%

К какому классу относят растение, изображённое на рисунке? Ответ поясните. Какую функцию выполняют органы растения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2?



Данную задачу проверяют не автоматически, а вручную. Ознакомьтесь с критериями оценки, правильным решением и сами себе поставьте оценку от 0 до 3 баллов. Даже если вы ошиблись в цифровом ответе, можно получить несколько баллов за правильный ход решения. Форма для оценки находится внизу страницы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:
1) класс Двудольные: пятичленный цветок, сетчатое жилкование листа;
2) цветок выполняет функцию полового размножения;
3) ус выполняет функцию вегетативного размножения

Ответ включает в себя все названные выше элементы с обоснованиями, не содержит биологических ошибок

Ответ включает в себя два из названных выше элементов с обоснованиями и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента с обоснованиями, но содержит биологические ошибки

Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки, объяснения отсутствуют

Ответ неправильный, ИЛИ неверно определён изображённый объект

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:
1) класс Двудольные: пятичленный цветок, сетчатое жилкование листа;
2) цветок выполняет функцию полового размножения;
3) ус выполняет функцию вегетативного размножения

Ответ включает в себя все названные выше элементы с обоснованиями, не содержит биологических ошибок

Ответ включает в себя два из названных выше элементов с обоснованиями и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента с обоснованиями, но содержит биологические ошибки

Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки, объяснения отсутствуют

Читайте также: