Технологии социального партнерства детского сада и семьи

Обновлено: 19.09.2024

С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

В процессе взаимодействия в систему образования включаются представители различных социальных групп, которые имеют свои собственные интересы в этой сфере: государство, учебные и культурные заведения города, органы самоуправления, медицинские учреждения.

Рассматриваем два уровня социального партнерства ДОУ в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:

- обеспечение субъект - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ (внутренний уровень) (субъект-субъектные отношения - исследовательская позиция по отношению к себе и партнеру по общению);

- обеспечение взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень).

Актуальность.

Проблема взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Семья и детский сад, являясь основными институтами социализации и воспитания дошкольника, не могут осуществлять данные процессы эффективно и оптимально для развития ребенка без сотрудничества и взаимодействия.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнёрство - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко)
Проблема.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Цель проекта: создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй, обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

  1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
  2. Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.
  3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО
  • Объект:процесс социализации детей дошкольного возраста. Предмет: социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста.
    Гипотеза: процесс социализации ребенка будет проходить более успешно, если будут:
    - установлены позитивные отношения с родителями;

- расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;

- построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения.

В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями:

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

1 этап – подготовительный.

Цель - сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителями воспитанников.

2 этап – практический.

Цель - организация партнерского взаимодействия ДОО с родительской общественностью.

  1. Педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОО;
  2. Педагогическая поддержка родителей (лекции, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня) ;
  3. Педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей) ;
  4. Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.

3 этап – аналитический

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОО с родителями воспитанников.

  1. Анкетирование по удовлетворенности работой ДОО родителей;
  2. Определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДОО с родителями.

3.Содержание этапов реализации проекта.

Первый этап – подготовительный

Сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителями воспитанников.

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителями

тренинги, обмен педагогическим опытом,

публикации статей на сайте ДОУ и сайтах профильных организаций,

выпуск электронного журнала на сайте ДОУ

воспитатели, специалисты ДОУ

Изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС

тренинги, обмен педагогическим опытом,

публикации статей на сайте ДОУ и сайтах профильных организаций,

выпуск электронного журнала на сайте ДОУ

воспитатели, специалисты ДОУ

Работа с письмами родителей

старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог,

Второй этап - практический

Организация партнерского взаимодействия ДОО с родительской общественностью.

Мероприятия

Педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОО

Сбор семейного анамнеза

Мониторинг социального состава семьи

Проведение родительского собрания для определения целей и задач программы

Заведующий, старший воспитатель,

Педагогическая поддержка родителей

Лекции, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня

воспитатели, специалисты ДОУ

Педагогическое образование родителей

Клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей

Совместная деятельность детей и родителей

Конкурсы, досуги, акции

Старший воспитатель, педагоги подготовительной группы ,

представители родительского комитета

Третий этап– заключительный

Определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОО с родителями воспитанников.

Мероприятия

Анкетирование по удовлетворенности работой ДОО родителей

Представители родительских комитетов ДОУ,

Определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДОО с родителями

Открытое обсуждение с привлечением экспертов

Представители родительских комитетов ДОУ

Педагогический коллектив ДОУ

Таким образом, практико - ориентированный проект способствует развитию социального партнерства с родителями воспитанников в ходе решения задач:

Развитие социального партнерства с родителями является одним из ведущих факторов успешной социализации воспитанников и повышения эффективности функционирования группы.

Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Можно выделить принципы взаимодействия с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Из выше сказанного ясно, что необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Так же необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

Цель данной итоговой практико-значимой работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:

- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей;

- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей;

- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.

Для эффективной работы с родителями воспитанников я поставила перед собой необходимость решения следующих задач:

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;

- установить доверительные партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

- разработать интерактивные формы работы с родителями;

- объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.

Фомы общения педагога с родителями в детском саду

На сегодняшний день все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, но в реальных взаимоотношениях воспитателя и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, этнические стереотипы, ощущение несостоятельности – всё это может мешать семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать способы вовлечения в работу большей части семей.

Презентация дошкольного учреждения

Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми в ДОУ.

Открытые занятия с детьми для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (дети могут рассказать что-то новое гостям, ввести их в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета. Анкетирование родителей-проводится заранее, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Подведение итогов анкетирования.

Интервью-помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребёнка и семью.

Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы, как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером. Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей - широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующей детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечаем заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещаем родителей.

Групповые родительские собрания.

Круглый стол с родителями.

Целью проведения круглого стола с родителями я считаю обсуждение актуальных проблем воспитания детей в нетрадиционной обстановке.

Ещё одной нетрадиционной формой взаимодействия с родителями можно назвать – конференцию.

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты ДОУ и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это даёт возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями.

Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно - образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приёмами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.

Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как

Совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками.

При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

  • обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
  • помощь в разработке сценария;
  • разучивание стихов, песен, танцев, работе над ролью;
  • помощь в оформлении помещения;
  • пошив праздничных костюмов;
  • подготовка отдельных номеров;
  • изготовление сюрпризов и подарков;
  • подготовка праздничного стола.

Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через неё — к здоровому образу жизни.

Так же я использую ещё одну форму работы с родителями - это почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Еще один вид сотрудничества – акция.

Родителям как участникам, предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы.

Проводили совместно с инспектором познавательное игру-занятие, направленное на формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, изучение правил безопасного поведения на улице и пропаганду Правил дорожного движения.

Все эти формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями, информацию можно увидеть на сайте ДОУ.

Таким образом, в лице родителей, я хочу найти активных и заинтересованных участников и помощников.

Детский сад играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько ребёнок эффективно будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют мне говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Анализ моего опыта социального взаимодействия с родителями дошкольников показал следующее:

- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;

- родители стали стремиться к индивидуальным контактам с воспитателями;

- повысилась активность родителей при анализе педагогических ситуаций, возникают дискуссии по инициативе родителей, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений между ними.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы – педагоги дошкольного образования стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными нашими задачами являются-создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания.

Проект на тему : Реализация технологии социального партнерства с родителями.

Старший воспитатель Букулова Р. А.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить

друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Цель проекта :

Создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй.

Задачи проекта :

1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

2. Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.

3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

Участники проекта : Дети, родители, педагоги.

Гипотеза проекта :

Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

- создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

Принципы взаимодействия с родителями :

1. Открытость детского сада для семьи.

2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

4. индивидуальный подход.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный.

Цель: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.

подготовка педагогических кадров к разработке модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями;

изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС

анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;

подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

2 этап – практический.

Цель: организация партнерского взаимодействия ДОУ с родительской общественностью. Здесь уместны:

o Педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ

o Педагогическая поддержка родителей (Консультации, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность) ;

o Педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей) ;

o Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.

Формы работы с родителями

o "Круглый стол". В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания Цель мероприятия: помочь родителям увидеть актуальность необходимость и возможность воспитания доброты и гуманного отношения к окружающим,а так же формирование у родителей личностного смысла в усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают воспитывать ребенка.

o День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) .

o Соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы. Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. — Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

o Консультации специалистов,встречи-диалоги. Вести встречи-диалоги могут воспитатели-педагоги, а также старший воспитатель, медицинская сестра, музыкальный руководитель, психолог. И, конечно, больше всего выигрывают подобные встречи с родителями, когда на них присутствует заведующая ДОУ. От того, кто присутствует на встрече, будет зависеть форма проведения собрания. Это могут быть форма дискуссии или форма круглого стола.

o - Приобщение родителей к участию и подготовке к утренникам. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом, а так же находят активных и заинтересованных участников и помощников.

o Почта доверия. Родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или старшему воспитателю. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с коллективом учреждения и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

o Семейные проекты "Наша родословная". Семейные проекты помогают взрослым понять мир детей и наоборот, детям увидеть взрослых рядом с собой в новом свете. Дети, находясь рядом с родителями, чувствуют себя более защищенными и легче идут на контакт, как с педагогами, так и с детьми и родителями группы. А групповое взаимодействие рождает новый, более высокий уровень отношений: и родители, и дети, и педагоги становятся более открытыми для общения, доверия, уважения, готовы к проведению новых проектов. Семейные проекты как раскрывают индивидуальность каждого, так и дают возможность понять, принять взгляды и традиции рядом живущих людей.

o Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

3 этап – аналитический

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников. Анкетирование по удовлетворенности работой ДОУ родителей.

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

-достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

-повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

-гармонизация детско-родительских отношений;

-повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

-эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

-сотрудничество родителей с ДОУ.

Результатами проекта являются : повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Благодаря всей этой работе родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома. Интерес и доверие друг к другу позволяют родителям воспитанников узнать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.

И ещё об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители.

Говорить с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, и родитель будет вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.

Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые десять пятнадцать минут разговора он ни чего конкретного и убедительного о своём ребёнке не услышит, он постарается закончить разговор.

Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идё т к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.

Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами.

Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.

Создайте библиотечку для родителей. Поместите в неё не только методические пособия, но и всё, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и её практическое применение.

Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных и спортивных, казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться другс другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.

Проект реализации технологии социального партнерства с родителями в средней группе Введение. В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной.

Программа социального партнерства с родителями и законными представителями воспитанников. Средняя группа Актуальность. Семья и детский сад составляют единую социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации.

Программа социального партнерства с родителями в ДОУ для подготовительной группы Программа социального партнерства с родителями в ДОУ для подготовительной группы Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут.

Реализация технологии социального партнерства с родителями Введение «. дошкольник не эстафета, которую пере-дает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип.

Реализация технологии сотрудничества с родителями в ДОУ Цель реализации технологии: вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство ДОУ, через установление доверительных,.


Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка-дошкольника.

Н. А. Дорохина отмечает, что в современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребенка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равноответственных партнеров. Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом [5, 28].

Т. Н. Захарова отмечает, что узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, — это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен [6, 62].

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Следуя методическим рекомендациям А. В. Козловой, Р. П. Дешеулиной, О. В. Солодянкиной, Т. Н. Дороновой, организация социального партнерства детского сада и семьи предусматривает прохождение следующих фаз:

  1. Установление доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
  2. Обеспечение родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
  3. Обеспечение регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечение членов семьи в педагогический процесс [4;37].

Таким образом, сегодня коренным образом меняется взгляд не только на семью, который существовал в течение десятилетий, но и на взаимодействие социальных институтов с ней.

Формы организации социального партнерства детского сада и семьи, отмечают авторы Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов таких форм — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны [8; 72].

В настоящее время в системе организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи выделяют традиционные и нетрадиционные формы.

Традиционные формы, направленные на педагогическое просвещение родителей, используются для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей практических навыков воспитания детей. Они, в свою очередь, делятся на коллективные и индивидуальные:

‒ индивидуальные: беседы, тематические консультации, посещение семьи на дому, личные поручения и т. д.

К нетрадиционным формам относятся: информационно-просветительские, развивающаяся система общественного управления, интерактивные, творческо-продуктивные и обратная связь [7,24]. Остановимся на характеристике нетрадиционных форм организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Интерактивные формы направлены на создание условий для обеспечения регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей, вовлечение членов семьи в педагогический процесс посредством познавательной, продуктивной, трудовой деятельности детей, родителей, педагогов. Это — дискуссионные круглые столы, родительские собрания-студии, различные викторины, КВН, совместные и индивидуальные проекты, тренинги, мастер-классы, презентации ДОУ или группы, моделирование игровых и проблемных ситуаций, представление семейного опыта воспитания и т. д.

Творческо-продуктивные формы используются для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это могут быть совместные праздники, вечера, досуги, изготовление нетрадиционного оборудования при организации развивающей среды, оформление пригласительных билетов, выставки детских и совместных работ, творческие мастерские, совместные походы и экскурсии, участие родителей и детей в тематических вечерах, выступление родителей в роли персонажей на праздниках и т. д.

По мнению М. Г. Агавелян, Е. Ю. Даниловой, О. Г. Чечулиной дискуссионные круглые столы — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры [1,74]. Отличительная особенность ее заключается в том, что она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех дискуссии во многом зависит от ее подготовки. Главный принцип дискуссионного круглого стола — уважение к позиции и мнению любого участника.

Т. Ю. Гущина раскрывает суть родительского собрания-студии, как одной из перспективных форм социального партнерства. Автор отмечает, что педагогам необходимо заранее тщательно продумывать ход предстоящего мероприятия с участием родителей, чтобы всем участникам было интересно [3, 52].

По мнению С. В. Глебовой, праздники не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического коллектива и родителей. В процессе подготовки мероприятий воспитатель может узнать много интересного о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались [2,79].

Таким образом, социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанников — перспективный и эффективный вид взаимодействия, в основе которого лежат определение и принятие партнерами общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Однако в одностороннем порядке для детского сада трудно наладить сотрудничество, если семья к нему, либо не готова, либо не желает принимать участие. И в то же время систематическая, последовательная работа ведет к возникновению взаимосвязи между дошкольным образовательным учреждением и семьей, которая выливается в партнерские отношения при условии, что семья видит заинтересованность дошкольного образовательного учреждения в развитии ребенка и будет стремиться к контакту.

Итогом организации социального партнерства должно выступать подлинное доверие и партнёрство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повышается эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, педагогический процесс, семейное воспитание.

Похожие статьи

Социальное партнёрство семьи и дошкольной.

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном.

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников.

Система установления социального партнерства дошкольной.

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический.

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Педагогические условия организации социального.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно сотрудничают дошкольное образовательное учреждение и семья. Ведущую роль в организации партнерства детского сада и семьи играют воспитатели.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного.

Ключевые слова: адаптация,взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, ранний возраст, родители, семья. Актуальность исследования: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека.

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Похожие статьи

Социальное партнёрство семьи и дошкольной.

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном.

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников.

Система установления социального партнерства дошкольной.

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический.

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Педагогические условия организации социального.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно сотрудничают дошкольное образовательное учреждение и семья. Ведущую роль в организации партнерства детского сада и семьи играют воспитатели.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного.

Ключевые слова: адаптация,взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, ранний возраст, родители, семья. Актуальность исследования: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека.

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии в работу с родительским сообществом. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с участниками образовательного процесса (детьми и родителями (законными представителями)), инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Взаимодействие – это один из способов организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения. Основная цель взаимодействия ДОУ и семьи: обеспечение оптимизации преемственности воспитания ребенка в ДОУ и семье, оказание родителям необходимой профессиональной помощи по вопросам воспитания.

Да, таким образом мы видим, что всё же одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения.

Партнерство - это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

Равноправие партнеров при принятии решений, выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

Уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

Заинтересованность сторон в сотрудничестве;

Добровольность принятия взаимных обязательств;

Ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

Каковы же Цели и задачи?

· Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;

· Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;

· Психолого-педагогическое просвещение родителей.

· Установить партнерские отношения семьями воспитанников;

· Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной поддержки, общности интересов педагогов и родителей;

· Знакомить родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей;

· Информировать друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения и о возможностях детского сада;

· Привлечение родителей к участию в мероприятиях организованных в детском саду.

Выделяют две основные формы взаимодействия ДОУ и семьи: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы общения являются проверенными временем, используются достаточно давно, используются всеми воспитателями ДОУ,

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей – это формы общения и деятельности, организуемые между родителями и ДОУ и используемые с целью установления неформальных контактов с родителями. Нетрадиционные формы более усовершенствованные (интерпретированные под современное общество), их применение в практике не столько распространено как традиционных форм .

Итак, рассмотрим, что же относится к традиционным формам взаимодействия?

К традиционным формам взаимодействия ДОУ и родителей относятся:

Родительское собрание - это форма работы с родителями по педагогическому просвещению.

На родительском собрании педагог знакомит родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Посещение семьи ребенка – направлено на изучение условий проживания и воспитания ребенка, непосредственно по месту проживания семьи. Посещение заранее согласуется с родителями и заведующей, определяется цель и время визита воспитателя. В процессе посещения воспитатель отмечает, в каких условиях проживает ребенок, материальное положение семьи и ее социальный статус, кто непосредственно занимается воспитанием детей в семье и т.д.

Наглядная пропаганда – осуществляется посредством использования разнообразных видов наглядности, что помогает воспитателю не только отвечать родителям на интересующие их вопросы по воспитанию и развитию детей, но и показать течение воспитательно-образовательного процесса, используемые методы, средства и приемы воспитания. С этой целью воспитателями оформляются стенды, папки-передвижки, буклеты и т.д.

День открытых дверей – наиболее распространенная форма работы с семьей воспитанника, предоставляется родителям возможность познакомиться с деятельностью ДОУ, его традициями, правилами и особенностями организации педагогического процесса.

Беседы – проводятся индивидуально и в группе. Каждая беседы имеет четкую цель, содержание и выводы. Цель беседы направлена на выяснение трудностей в воспитании, содержание должно быть лаконично и понятно родителям, выводы помогают наглядно увидеть проделанную работу. Во время беседы задача педагога не только говорить, но и слушать родителей.

Консультации – проводятся воспитателем для группы родителей или индивидуально. Групповые консультации проводят для группы родителей, которые имеют схожие проблемы в воспитании, индивидуальные по конкретным вопросам, касающимся определенного ребенка. Целью консультаций является оказание родителям необходимой консультативной помощи в разрешении проблемных вопросов.

Родительские конференции – направлены на осуществление обмена опытом по вопросам семейного воспитания. Каждый родитель, желающий принять участие в конференции, заранее готовит доклад на несколько минут по конкретной теме, который он представляет непосредственно на конференции. Помимо родителей и воспитателей, в конференции может принимать участие и приглашенный специалист (логопед, психолог, дефектолог) и заведующая ДОУ. Конференции могут проводиться как в рамках одного ДОУ, так и масштабные, включающие в себя несколько учреждений, находящихся на территории одного района.

ПРИМЕЧАНИЕ: Формы взаимодействия ДОУ и родителей должны постоянно меняться. Чаще всего из традиционных форм работы используются беседы и консультации. Это связано с тем, что они легко организуемые, охватывают большое количество родителей, позволяют обсудить вопросы как коллективно, так и лично.

А что же мы относим к нетрадиционным формам взаимодействия?

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей:

Семейная гостиная – представляет собой альтернативу родительскому собранию, в которой решение разнообразных педагогических задач проходит в форме свободного общения воспитателей и родителей, которое может оканчиваться совместным мероприятием или чаепитием.

Семейные клуб – это неформальное объединение родителей, созданное с целью решения различных практических вопросов воспитания детей. Чаще всего семейные клубы организуются активными родителями или воспитателями, деятельность основана на добровольной основе. В процессе деятельности семейного клуба родители имеют возможность не только увидеть своего ребенка со стороны, но посмотреть, как он ведет себя в коллективе, общается со сверстниками и т.д. Тем самым родители поучают необходимый практический опыт общения с собственными детьми, родителями, педагогами и другими воспитанниками группы.

Семинары для родителей – согласование между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребенка, формирование у родителей представления о целях и содержании подготовки; содействие приобретению родителями уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы в ситуации многонациональности и различных социальных возможностей.

Семинар-практикум для родителей с целью их знакомства с детскими играми, овладение методикой воспитания в семье, навыками конструирования, обучения изготовления игрушек и пособий, организация развивающей среды.

Мастер-класс - это собрание, на котором родители и воспитатели могут показать приемы рисования, изготовления поделок из ткани, тряпичных кукол. Мастер-класс может быть, как теоретическим так и практическим.

Открытые занятия, Дни открытых дверей – через эту форму работы взаимодействия с родителями можно организовать их знакомство со структурой и спецификой работы в ДОУ, проведениями занятий в ДОУ, дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми.

Презентация дошкольного учреждения в результате такой формы родители знакомятся с его уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных услуг.

Проектная деятельность - хочется отметить, что с особым интересом родители относятся к проектной деятельности. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создает условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирует такие качества, как ответственность, самостоятельность, инициативность.

Газеты. С целью информирования родителей о жизни в группе выпускается газета, темы всегда разные, но актуальные.

Дискуссия является одной из форм деятельности стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может быть какая-то проблема, в которой каждый участник выражает свое мнение.

Технология портфолио дошкольника. Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли мы и его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками – родителями новые задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

• наставником в выборе компьютерных программ,

• сформировать основы информационной культуры его личности,

• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Почта доверия, Выставка семейных ценностей, Брошюры, буклеты и визитки и др.

Читайте также: