Технология эбру в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Главная Образование Педагогов

Работу подготовила Свиридова К.А.

Мастер-класс по эбру – рисованию на воде. (Использование техники эбру в работе с дошкольниками)

Дата и время: 16. 11. 2017г 13: 30

Цель:

Место проведения: зал

Материалы: экран для показа презентации, столы для участников мастер-класса, емкости с раствором для рисования в технике эбру, бумага (по размеру лотков для черчения), краски эбру, кисточки, спицы, зубочистки, салфетки.

Аудитория: 10 человек (взрослые)

Задачи:

(на фоне журчащей воды произносится текст)

Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водяной глянец меняться. Как хочется на этой водяной глади картины рисовать! Но где же краски взять такие, чтобы не тонули и чтобы плыли? (музыка закончилась).

А вы пробовали рисовать на воде!? Если нет, то сегодня попробуем вместе с вами! Я познакомлю вас с искусством Эбру (лик воды).

Технике Эбру 2 тысячи лет. Это рисование на воде специальными красками, не растворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Искусство Эбру зародилось в 11в. До сих пор не известно, когда и где возникло это искусство. Искусствоведы предполагают, что это искусство возникло в Китае, Индии и Турции, и даже ее использовали Сибирские шаманы.

В Европу искусство Эбру пришло в 17веке и в основном использовалось в книгоиздательстве. Эбру – это рисование, в основе которого лежат правильные природные формы, а именно круг (рисунок из одной точки). Каждая капля которая попадает в воду, приобретает форму круга, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование развивает воображение, мышление, а так же возможность ребенку и взрослому почувствовать себя настоящим художником и получить удовольствие от творчества. Рисовать в технике Эбру может человек любого возраста и любой подготовки.

Восточная живопись является отличным способом развития воображения, моторики ребенка, взрослые люди смогут избавиться от стресса и расслабиться, оставив все проблемы за границами водного полотна, т.к. энергетика воды тесно связана с энергетикой человека, ведь человек состоит на 80% из воды.

Начните знакомство детей с техникой Эбру с вопросов и мини экспериментов.

  • Чем вы умеете рисовать?
  • На чем вы умеете рисовать? (карандаши, фломастеры, мелки, краски (акварель, гуашь), бумага, стена, асфальт).
  • Пытались нарисовать рисунок гуашью, акварелью или фломастером на поверхности воды?

Результат – краска растворилась в воде и она окрасилась в цвет краски. Фломастеры оставляют след на воде, но перенести на бумагу его невозможно. Нужна специальная краска, которая не тонет.

Помимо красок в технике Эбру применяется основа, которая состоит из воды с загустителем, на поверхности которой и рисуются узоры.

Проведенные нами эксперименты с обычной водой показали, что в ней краски растворялись, а с водой, имеющей вязкость – нет, что и позволяет узор переносить на бумагу.

Сейчас мы попробуем нарисовать цветочный узор.

Берем кисть и капаем в нашу тарелочку с раствором, при смене краски обязательно промываем и вытираем кисточку от краски. Для большой емкости разбрызгиваем краску стуча кисточкой об палец. Наш холст покрыт краской.

Возьмите спицу и проведите по поверхности, сделав несколько линий вдоль, затем поперек, затем по диагонали лотка. Краски должны потанцевать. Не забудьте спицу держать прямо 90 градусов и касаемся поверхности кончиком спицы. Спицу вытираем салфеткой, набираем нужную краску, капаем и получаем круг. Вытираем салфеткой спицу, берем другую краску, капаем в середину круга.

Опускаем спицу чуть выше первого круга и проведем прямую линию в центр круга. Теперь вводим спицу в круг и плавными движениями оттягиваем краску по дуге, влево и так же вправо. Второй круг собираем в центр. Приступаем к третьему кругу, собираем его в цент, а теперь каждый лепесток оттягиваем в строну.

Мы получили три разных цветка.

Ну а теперь каждый может немного пофантазировать и дополнить свою работу.

Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам заполнилась, надо его сохранить. Берем лист бумаги по размеру лотка и аккуратно накрываем им изображение, слегка разглаживаем палочкой поверхность.

Считаем до 10. (Снип, снап, снуре, буре, базелюре, краски замрите, рисунок нам покажите)

Подцепляем лист шилом или палочкой за верхний край и плавно перетаскиваем его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость. Жидкость в лотке осталась светлая, можно нарисовать еще одну картинку и загадать желание и оно обязательно сбудется!

Вывод: Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.

Основные приемы рисования на воде

Шаг 1. Подготовить рабочее место: лоток с раствором, инструменты, краски, емкость с чистой водой, бумажные полотенца, бумагу подходящего к лотку формата.

Шаг 2. Нанесение красок. Макнуть кончик кисти в краску и разбрызгать ее по поверхности раствора. Возьмите чистую кисть или смойте краску с кисточки и макните ее в другую краску. Также разбрызгайте ее по поверхности. Можно использовать таким образом несколько разных цветов. Посмотрите как краски будут самостоятельно "плавать" по поверхности, не смешиваясь друг с другом.

Шаг 3. Работа шилом. Возьмите шило и проведите по поверхности, сделав несколько линий вдоль, затем поперек или по диагонали лотка. Можно поэкспериментировать с рисунком, создавая разные узоры.

Шаг 4. Перенос рисунка на бумагу. Аккуратно положить на поверхность рисунка лист бумаги. Подождать несколько секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге. Затем аккуратно снять и перевернуть. Высушить рисунок на ровной поверхности.

творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.

Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.


Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;

2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3. Недостаточно знаний об окружающем мире.


Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.

Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.

В своей работе использую разнообразные нетрадиционные техники (граттаж, монотипию, пальцеграфию, ниткографию, выдувание, рисование солью и др., которые создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, эмоционально положительный эффект деятельности. Дошкольники создают новое, оригинальное воплощая свой замысел.


Рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.

Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые

школы по обучению технике рисования Эбру.

Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.

развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Она помогает решить следующие задачи:

1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;

2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;

3. Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;

4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

И в результате:

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;

2. Находят не стандартные способы художественного изображения;

3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.

В начале, я расскажу, как работать в этой технике

шаг 1.

Рисование Эбру начинается с Подготовки жидкости.


Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.

2 шаг.


Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.

3 шаг.

[/b] Подготовка ИЗО материала


Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага (акварельная, палитры.

4 шаг.

[/b] Рисование в этой технике


Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).


Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что - то другое)

Перенос рисунка на бумагу


Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.


Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике.


Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.


Вывод

С вашего разрешения подведу итог. Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников.

Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.


Свою работу веду не только с детьми, но и провожу мастер – классы с родителями, знакомя их с нетрадиционными техниками. Оформляем стенды, выставки, сама провожу кружок по ИЗО деятельности.

Спасибо за внимание!

Описание: Материал рассчитан на воспитателей и специалистов дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, психологов, родителей и детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Назначение: Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - Эбру, поделиться опытом работы.
Цель: Развитие творческих способностей детей. Создание ситуации успеха. Применение инновационного метода для оздоровления детей с помощью арт-терапии эбру.
Задачи:
Развивающие: развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, любознательность к новому;
- понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Образовательные:
- познакомить детей с техникой рисования на воде и её приёмами. Объяснить понятие Эбру;
- познакомить с историей появления такого способа рисования;
- учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета;
- закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться материалами для эбру.

Здравствуйте, меня зовут Минаева Марина Игоревна! Я воспитатель детского сада. Хочу поделиться с вами уникальной нетрадиционной техникой рисования - Эбру. Чтобы помочь ребенку, раскрыть творческий потенциал и заинтересовать в рисовании, педагог ищет новые решения, изучает новые техники, использует различные методы. Многие дети, особенно в средней группе, бояться рисовать из-за отсутствия знаний и технических навыков. Их-за этого ребенок теряет интерес к творчеству. Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Добиться успеха помогает аква анимация – эбру, так как в этой технике практически нельзя сделать ошибку. Также приоритетной является проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка. Мы живем в эпоху пандемии, важно сохранить эмоциональное благополучие детей. На помощь приходит внедрение инновационного метода оздоровления детей с помощью арт-терапии эбру.

Что же такое Эбру?
Древнее восточное искусство, представляющее собой рисование несмешивающимися красками на поверхности густой воды с последующим переносом на бумагу.

В основе метода Эбру – правильные, природные формы, главным образом круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму.

Всего существует 7 видов техник эбру, с детьми используются 4 техники ("Фантазийное", "Баттал эбру", "Соловьиное гнездо", "Эбру шаль" - используют с детьми)

Необходимые материалы для работы в технике эбру.


Для создания густой основы используют особый растительные компоненты -это воск из нектара растения Астралагус или экстракт гевеи, порошок корней орхидеи или экстракт морских водорослей.

Краски созданы на основе специальных цветных пигментов природного происхождения
Инструменты: кисти, шило (металлическое, деревянное); гребень (деревянный), расческа для Эбру (пластмассовая); поддон для Эбру; бумага (используются листы бумаги разных размеров, по размеру поддона)

Педагогические технологии используемые в эбру
Здоровьесберегающая технология. Техника Эбру является арт-терапией. Сам процесс направлен на релаксацию.

Традиционная (репродуктивная) технология. Акварисование не требует предварительной подготовки. Техника Эбру не позволяет рисовать по образцу. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности и выражению индивидуальности.

Внедрение в дошкольное учреждение.
Занятия по рисованию в технике Эбру стоит включать в изобразительную деятельность в дошкольном учреждении. Поскольку такая работа требует развитой мелкой моторики и усидчивости, то практиковать её целесообразно со средней группы. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике Эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в создании чего-то нового своими силами. Образовательный процесс выстроен по принципу от простого к сложному; материал осваивается в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность.

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…


Логотип

Show

Рисование в нетрадиционной технике эбру- настоящий танец красок и фантазии, который не оставит дошкольников равнодушным

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чтобы интерес ребят к творчеству не ослабевал, увлечённый своей работой педагог каждый раз старается придумать нечто особенное, внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства. Интересная идея — предложить детям создать оригинальные композиции в технике эбру, ведь это один из самых фантастических способов рисования.

Сущность техники эбру как нетрадиционного способа рисования

Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто прикладывается к жидкости).

Воду делает более плотной добавление специальных веществ. Изначально это был растительный экстракт, который добывали из колючек растения гевен и настаивали более недели. Сегодня же в художественных магазинах имеются в продаже специальные готовые основы для раствора. В процессе работы сложно предугадать, как растечётся краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой.

На воду нанесён рисунок с помощью жидких красок и шила

Каждая композиция получается уникальной, поскольку нельзя предугадать, как именно растечётся краска

Краткий экскурс в историю

История эбру берёт своё начало в далёком прошлом. Достоверно неизвестно, в какой именно стране зародилась эта необычная техника. По одним источникам, это Индия, по другим — Туркестан. Большинство же искусствоведов и историков полагают, что этот способ рисования изобрели в Турции, поскольку там находится самое древнее изображение, нарисованное на воде.

Эбру очень популярно и в современной Турции: там проводятся выставки картин, выполненных в данной технике, мастер-классы для туристов.

Выставка картин в технике эбру в Турции

Рисование эбру по сей день популярно в Турции, там проводятся мастер-классы для туристов и выставки

Пик популярности эбру в Европе наблюдался в 18–19 вв.

Видео: история и философия искусства эбру

Виды эбру

В современной живописи используются разные виды техники рисования на воде. Наиболее популярны следующие:

Рисунок в технике эбру Неджмеддина

Концентрические окружности кругов легко можно превратить в бутоны цветов, а также в листья и другие образы

Особенности организации занятий по рисованию в технике эбру в детском саду

Без сомнения, занятия по рисованию в технике эбру стоит включать в изобразительную деятельность в ДОУ. Поскольку такая работа требует развитой мелкой моторики и усидчивости, то практиковать её целесообразно со средней группы. Детям пятого года жизни в творческом процессе потребуется помощь педагога (в частности, перенос рисунка с жидкости на бумагу), ребята более старшего возраста, уже знакомые с данной техникой, будут более самостоятельными.

Значение техники эбру для развития дошкольников

Эбру — действительно фантастическая изобразительная техника. Ведь с её помощью даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы. В детском саду такие занятия имеют большое значение в силу ряда причин:

  • Нетрадиционная техника развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность.
  • Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Малыши раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия.
  • С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание.

Чтобы обучение было успешным, главное для воспитателя — учить детей полностью не планировать результат работы, а с головой погружаться в мир красок, образов и своих эмоций.

Мальчик удивлённо смотрит на рисунок, выполненный в технике эбру

Главное в работе с детьми — не планировать заранее результат, а создать условия для погружения в творческий процесс

Используемые материалы и основа для работы

Чтобы предлагать дошкольникам творческую работу в технике эбру, воспитатель должен заранее подготовить необходимые материалы. Понадобится пластмассовый лоток: прямоугольной формы (чтобы в него мог поместиться лист бумаги формата А4) или круглый (подойдёт обычная пластиковая тарелка, под неё педагогу придётся вырезать круглые бумажные основы). Бумага для изобразительной деятельности понадобится плотная и шероховатая: тонкая слишком быстро пропитается водой.

Ребёнок рисует узоры на воде, налитой в круглую пластиковую тарелку

Лоток для рисования может быть разной формы, например, круглой

Краски для рисования по воде желательно брать акриловые. Для воспитанников средней группы педагог может заранее развести их водой на палитре до необходимого жидкого состояния. Старшие дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно. Перед рисованием каждый раз определённую краску следует перемешать, поскольку она оседает на дно.

Кисти для творчества понадобятся из натурального волоса, например, белки. Они должны хорошо вбирать воду. Кроме обычных кисточек, нужно взять веерные: они помогут создавать эффектные узоры. Для проведения параллельных линий на воде можно также предложить ребятам гребёнки. Для работы необходимы слегка заострённые пластмассовые палочки (из соображений техники безопасности шило дошкольникам давать не следует). С помощью такого инструмента можно формировать красивые цветовые переходы и узнаваемые образы.

Рисование фантазийного дерева на воде с помощью тонкого шила и изображение в квадрате пластмассовой палочки для детей

Взрослые рисуют в технике эбру острым шилом, однако детям следует давать слегка заострённые пластиковые палочки

В данной технике ключевую роль играет приготовление раствора для рисования. Жидкость должна быть более густой, чем краска, чтобы цвета не смешивались между собой, а на поверхности воды оставался рисунок. Воспитатель может приобрести в специализированном художественном магазине готовую основу — порошковый экстракт растения гевен. Настаивать его нужно в течение 24 часов. Существует альтернатива — это добавление в воду загустителя агар-агар, полученного из красных морских водорослей. Для получения однородности жидкости перед началом занятия её необходимо процедить через марлю или капрон.

Воспитатель для занятия по рисованию в технике эбру может воспользоваться ещё одним адаптированным вариантом — сварить негустой клейстер из воды и крахмала, а когда он остынет, капнуть туда немного конторского клея. Раствор нужно тщательно перемешать. Если же на поверхности появятся пузырьки (это может произойти при использовании любого загустителя), то воду нужно накрыть примерно на 1 минуту газетой либо плотной бумагой.

Подготовленный для работы изоматериал разложен на столе

Рисование в технике эбру требует тщательной подготовки материала

Приёмы рисования в технике эбру в детском саду

После того как подготовлены все материалы для творчества, включая водный раствор, воспитатель наглядно и поэтапно объясняет дошкольникам конкретные приёмы рисования:

Поэтапное рисование цветка в технике эбру в детском саду

Рассмотрим на примере, как нарисовать цветок в технике эбру. Ход работы:

    На поверхности воды делают набрызг из красок трёх цветов.

Три цвета краски на воде

Вначале делаем набрызг из трёх цветов

Капли краски преобразованы в волнистые линии

С помощью палочки формируем фон — проводим произвольные волнистые линии

В центре основы нанесены друг на друга капли разного цвета, образующие круги

Палочкой или пипеткой наносим друг на друга капли разной величины

Цветок, нарисованный на воде

Капли красок преобразуются в красивый цветок

Изображение накрыто листом бумаги

Ответственный момент — перенос рисунка с воды на бумагу

Готовая композиция с цветком

В итоге получился роскошный цветок, окружённый зеленью

Видео: эбру — настоящий танец красок (мастер-класс)

Проведение занятия по рисованию в технике эбру в детском саду

Занятия рисованием организуются в ДОУ со всей группой воспитанников в определённое время. При изучении техники эбру ребята могут работать в парах или мини-группах.

Рисование в технике эбру позволяет каждому ребёнку почувствовать себя творцом, создающим необыкновенный шедевр.

Возможные темы занятий

Для занятий по рисованию в технике эбру подходящими будут следующие темы:

Розовая машинка, нарисованная на воде

В технике эбру можно рисовать любые объекты, к примеру, даже фантазийную машинку

Видео: рисуем черепашку в технике эбру

Организация мотивирующего начала занятия

Поскольку техника эбру непосредственно связана с водой, то мотивация (независимо от темы занятия) может происходить из этой сферы. Например, в гости к дошкольникам приходит Золотая Рыбка, которая приглашает их в свои морские владения. Как вариант это может быть Водяной, Морской царь, Русалочка, Дельфин.

Мягкая игрушка дельфин

В гости к ребятам может прийти какой-нибудь морской обитатель, например, дельфин, чтобы познакомить их с чудесными свойствами воды

При рисовании на цветочную и фантазийную тему (сказочный пейзаж, волшебная поляна и пр.) особенно важно создание подходящей атмосферы. Опять-таки на помощь придут музыкальные композиции, релаксационные моменты, вымышленные волшебные персонажи. Например, можно рассказать историю про фею, которая всегда делала добрые дела. Однажды во время путешествия по миру она повстречала очень грустных и мрачных людей и, конечно же, захотела помочь им. Оказалось, что в их стране совсем нет цветных красок — только чёрный и белый цвет. И волшебница захотела показать этому народу, насколько прекрасным и красочным бывает мир. Задача дошкольников — помочь фее это сделать.

Для того чтобы увлечь дошкольников темой занятия, можно использовать физкультминутки. Нужно только правильно подобрать их в соответствии с темой: зимние пейзажи, подводный мир, космос и пр.

Таблица: примеры тематических физкультминуток (составлено по материалам открытого доступа)

Зимние узоры, выполненные в технике эбру

В качестве мотивации дошкольников к занятию можно продемонстрировать им ряд готовых работ в технике эбру

Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике эбру

Весна — самое время заняться творчеством. И педагог предлагает ребятам превратиться в фотографов — проявлять и закреплять картинку на бумаге.
Беседа о яркости и красочности природы. Воспитатель предлагает детям фотографировать яркие фантазии. Это может быть морское дно, цветочная поляна, клумба, небо и др.
Повторение правил безопасности при работе с красками и острыми предметами.
Педагог демонстрирует приёмы рисования на воде в технике эбру. Рисует яблоньку, сопровождая свои действия чтением стихотворения:

  • Солнышко весеннее ярче с каждым днём,
    Мы сажаем яблоньку в садике своём.
    Маленькую яблоньку мы в саду польём,
    Песенку весёлую про неё споем.
    Расти, расти, яблонька, подрастай.
    Цвети, цвети, яблонька, расцветай.
    Золотое солнышко жарче грей,
    Вырастайте, яблоки, поскорей!
  • Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг,
    Снимет грязь с лица и рук?
    Чтобы лился дождик с неба,
    Чтоб росли колосья хлеба,
    Чтобы не было беды,
    Жить нельзя нам без … (Воды).

Рассматривание глобуса: больше всего на нём голубого цвета. Рассуждение о том, почему вода голубая, ведь на самом деле она прозрачная (в ней отражается голубое небо).
Беседа на тему: для чего нужна вода. Игровое задание — дети приклеивают капельки к местам в группе, где живёт вода: это туалет, умывальники, комнатные растения, игрушки, которые каждый день нужно мыть.
Педагог объясняет, откуда вода попадает в группу (с показом иллюстраций). Беседа о необходимости беречь воду, не загрязнять водоёмы.
Экспериментальная деятельность: ребятам предлагается выпить воды и определить её свойства. Они выясняют, что у воды нет цвета, вкуса, запаха, формы.
Загадка про Золотую Рыбку:

  • В одеянье золотом.
    Дом её на дне морском.
    Всех дарами награждает
    И желанья исполняет.

Появление игрового персонажа — игрушечной Золотой Рыбки, которая приглашает ребят в своё подводное царство. Чтобы туда попасть, нужно поиграть. Проводится физкультминутка с тканью, имитирующей море:

  • Не шумит оно, не хлещет,
    Лишь едва-едва трепещет.
    И в лазоревой дали
    Нежный плеск волны.
    Море вздуется бурливо,
    Зашумит, поднимет вой,
    Хлынет на берег пустой…

Педагог приглашает дошкольников в космическое путешествие. Звучит шум ракет. Демонстрируется глобус — так наша планета выглядит из космоса.
Дети хором читают стихотворение про планеты солнечной системы (в процессе чтения демонстрируются соответствующие слайды):

  • По порядку все планеты
    Назовёт любой из нас:
    Раз — Меркурий,
    Два — Венера,
    Три — Земля,
    Четыре — Марс.
    Пять — Юпитер,
    Шесть — Сатурн,
    Семь — Уран,
    За ним — Нептун.
    Он восьмым идёт по счёту.
    А за ним уже, потом,
    И девятая планета
    Под названием Плутон.

Видео: занятие по рисованию в технике эбру в ДОУ

Примеры детских работ в технике эбру с комментариями

Фотогалерея: рисунки дошкольников

Художественное творчество дарит детям радость, особенно когда малыши соприкасаются с насыщенными красками, замысловатыми узорами, яркими образами. У ребят вызывает восторг работа в нетрадиционной технике эбру, где они могут раскрыть свою творческую натуру. Рисовать картины на воде увлекательно, можно почувствовать себя волшебником, творящим чудо. Каждая композиция получается неповторимой, поскольку краски всякий раз растекаются по-разному.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Читайте также: