Технология листов опорных сигналов

Обновлено: 07.07.2024

Введение. Формирование естественно-научных знаний в специальной коррекционной школе.

Содержание и назначение ЛОС.

Использование ЛОС на уроках.

Работа обучающихся дома

Актуализация знаний обучающихся, закрепление изученного на уроке

Изготовление ЛОС учителем.

Введение. Формирование естественно-научных знаний в специальной коррекционной школе.

Знания о природе и окружающем мире, которыми овладевают учащиеся специальной коррекционной школы (VIII вида), по сравнению со знаниями учащихся других типов школ ограничены по объему изучаемого материала, упрощены по структуре и со­держанию предлагаемой информации, глубине раскрытия при­чинно-следственных связей.

Содержание курсов естествознания и географии в специаль­ной коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения курсов географии массовой школы: со­кращен объем получаемой учебной информации, уменьшено коли­чество специальных терминов и номенклатуры географических на­званий, изменена структура построения курсов и т. д.

Отечественные психологи и дефектологи отмечают особенно­сти, которые характеризуют память умственно отсталых детей: трудность запоминания и сохранения учебной информации, не­точность воспроизведения. Замедленное восприятие материала отдельными детьми, плохо развитая речь, разный уровень и скорость мышления, невозможность предоставить каждому ученику время для ответа на каждом уроке и т. д. предопределяют трудности учительской работы. Для облегчения запоминания мате­риала и его лучшего воспроизведения необходимо использовать методические приемы, требующие включения различных анализа­торов, как слуховых, так и зрительных и тактильных. Изучение природоведческого материала невозможно без широкого исполь­зования наглядного материала (рисунки, схематические изобра­жения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино- и видеоматериалы), опорных слов и схем, облегчающих усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала, спо­собствующих актуализации имеющихся знаний. Помимо картин и объектов натуральной наглядности целесообразно использовать графическое изображение в виде схем, таблиц, графиков, картосхем, усложняю­щихся как по форме, так и по содержанию.

В рамках школьного курса географии в настоящее время широко используются так называемые листы опорных сигналов (ЛОС) или опорные конспекты (ОК), введенные в педагогическую практику В.Ф. Шаталовым для наилучшего качества обучения. С использованием ЛОС заметно упрощается объяснение нового материала учителем, а так же запоминание и усвоение получаемых знаний учащимися. Приведенный ниже материал был разработан учителем географии Коцюбинской Т.Г. и апробирован в специальной коррекционной школе. Использование ЛОС позволяет сократить время обучения, сформировать у учащихся не разрозненные понятия, а систему знаний и больше внимания обратить на выработку умений работы по плану.

Содержание и назначение ЛОС

ЛОС — лист опорных сигналов — представляет собой схему-рисунок, где с помощью условных знаков, отдельных слов, черточек, символов и иногда отдельных предложений передается главное содержание изучаемого материала.

Эти знаки служат опорными сигналами при рассказе, помогают стройно и логично изложить материал. Поэтому-то и получил название: лист опорных сигналов.

Материал в ЛОС изложен по главным вопросам — блокам (обозначенным цифрами).

При изложении материала ЛОС служит опорным планом рассказа учителя и учащегося, позволяет легко и логично построить рассказ, не забывая главного в нужной последовательности, избавляет от необходимости держать план рассказа в уме.

ЛОС дает шанс ученику хорошо отвечать, избавляет от слов-паразитов, помогает в развитии речи, увеличивая разговорную речь учащегося до 6 — 8 минут в день.

ЛОС подключает в дополнение к слуховой зрительную и моторно-механическую память при воспроизведении, что значительно облегчает усвоение материала. Использование ЛОС обеспечивает 6-7-кратное повторение материала, причем разными способами. ЛОС обеспечивает всем детям возможность изложить материал, повышает ответственность за качество обучения, ликвидирует ощущение комплекса неполноценности, чем формирует новые отношения детей в классе, превращает индивидуальный процесс обучения в коллективный при тесном сотрудничестве детей друг с другом и учителем.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОС НА УРОКЕ

При объяснении.

При использовании ЛОС урок ведется немного быстрее, при четком выделении главного материала.

ЛОС в виде схемы на доске (мелом) может выполняться учителем по ходу объяснения или открываться после объяснения (та же схема, но приготовленная заранее и закрытая до поры).

ЛОС может иметь также форму таблицы, слайдового изображения презентации.

В отличие от обычного урока вместо традиционного закрепления (фронтально) учитель повторно- сжато (2-5 мин.) излагает материал по опорной схеме ЛОС, обращая внимание на важнейшие моменты (В схеме они могут быть выделены другим цветом). В это время у детей активно работает зрительная память и идет запоминание по ассоциации.

В идеале дети должны получить на руки готовый ЛОС и по нему следить за закреплением. При невозможности дать учащимся готовые ЛОС после рассказа учителя по ЛОС дети зарисовывают его в тетрадях, что служит также закреплением, где работают зрительная и моторная память.


Работа ученика дома.

Дома учащийся, повторив материал по учебнику, пересказывает его, опираясь на ЛОС. Готовить материал и пересказывать можно по частям-блокам или целиком, как удобнее ученику, но пересказ в целом обязателен по готовности.

Кроме того, ученик должен уметь зарисовать ЛОС по памяти, для чего он и проводит соответствующую тренировку (т. к. это придется делать на уроке).

Актуализация знаний обучающихся, закрепление изученного на уроке

На первых уроках по этой технологии можно вначале выслушать устный ответ у доски, а затем все приступают к воспроизводству ЛОС. Вариантов достаточно.



При изучении государства ЮАР


Примерный конспект урока с использованием ЛОС

- Урок географии, 7 класс

Тема: ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ.

Цели: образовательные: Дать понятие Восточная Сибирь, через знание сторон света. Расширить знания обучающихся о лесной зоне: Географическое положение, реки, полезные ископаемые, крупные города Восточной Сибири, через физ. карту, отрасли промышленности, с/х ( текст учебника, составление таблицы, ЛОС). Показывать по карте Восточную Сибирь, наносить полезные ископаемые на контурную карту.

Коррекционно – развивающие: Корригировать активизацию мыслительной деятельности, через проблемные вопросы. Развитие памяти, путём работы с картой. Коррекция речи при составлении предложений, рассказа, развитие межполушарного взаимодействия, через систему упражнений физ. минутки.

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, через разнообразные игровые виды деятельности. Прививать нравственные качества. Осуществлять экологическое, эстетическое воспитание. Воспитывать умение работать в парах, через задания учителя, самостоятельность – индивидуальные задания.

Этапы урока

Организационный момент (1 мин)

УВЗЭ настроить школьников на ра­боту, заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку.

Приветствие. Проверка отсутствующих. Готовность классного помещения и проверка наличия уч. предметов у обучающихся (тетрадь, учебник, ручка, карандаш)

Мотивирование учащихся к изучению

Уч-ся Быстро мобилизоваться, сосредоточиться. Включиться в деловой ритм

II.Актуализация знаний учащихся по ЛОС и ндивид. карточки.

Корекционно-воспит.задача этапа: закрепление раннее изученного материала, обобщить и привести знания обучающихся в систему

ЛОС - ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ.





Западная Сибирь занимает большую территорию между Уральскими горами и рекой Енисей. Она богата полезными ископаемыми (нефть, газ, уголь). Ведущая отрасль сельского хозяйства — животно­водство. Большинство населения района проживает на юге, вдоль железных дорог. Крупные города — Новосибирск, Сургут.

III.Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.

УВЗЭ Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Чтение обучающимися темы урока на доске:

IV. Этап работы над новым материалом

Учебно-воспитательная задача этапа: обеспечение усвоения нового материала

Проблемный вопрос:

Уч . Найдите на физической карте России Сред­несибирское плоскогорье. I Какие реки по нему протекают? I Месторождения каких полезных ископаемых обнаружены на Среднесибирском плоско­горье?

Рассказ по учебнику стр. 103-106 с показом фото рис.113-116

Показ по карте природных зон.

Работа у доски – составление таблицы – ЛОС.


Работа в тетрадях

коллективная работа – записать, составленный на доске ЛОС

1 группа задания- - пользуясь приложением, с.4-5выписать в тетрадь основные отрасли промышленности Вос­точной Сибири , промысловые животные приложение с 10-11

2 группа - население и крупные города Восточной России,

3 группа индивид.задания

V. Этап закрепления изученного материала

БУД: -закрепить и осмыслить новый уч. материал, -закрепить умение работать с К/К и картами,

-умение находить ответы на вопросы по тексту учебника, развивать логическое мышление.

1.чтение текста учебника Стр. 103-106 по вопросам учителя

Назовите основные природные богатства Восточ­ной Сибири.

Как люди используют реки Восточной Сибири?

Какие полезные ископаемые добывают в этом районе? Где расположены крупнейшие месторож­дения?

Назовите основные отрасли промышленности Вос­точной Сибири (см. приложение, с. 4—5).

Какие промысловые животные обитают в Восточ­ной Сибири?

2.пересказ по ЛОС

Восточная Сибирь богата природными ресурсами: лесами, реками, полезными иско­паемыми, промысловыми животными. Там добывают каменный уголь, железные и мед­ные руды, золото, алмазы. В Восточной Сибири много крупных промышленных предпри­ятий — металлургических, машиностроительных и других заводов. Сельские жители занимаются животноводством, охотой и рыболовством. Здесь живут люди разных на­циональностей. Крупнейшие города — Красноярск и Иркутск.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.

Весной, когда тает снег, в Сибири часто бывают наводнения. Отчего они происходят?

С наступлением весны лёд на реках подтаивает, отрывается от берегов и плывёт вниз по реке. Реки Сибири текут на север, и лёд тает сначала в верховьях реки. Ледоход постепенно перемещается на север, вниз по течению. На участке, где река ещё не освободилась ото льда, лёд не пускает льдины дальше, и так образуется затор. Если лёд ломается, то вода течёт дальше. На участке, где лёд прочный, толстый и крепко держится у берегов, возникает большой затор, похожий на ледяную плотину. Русло забивается льдом и сужается. С грохотом льдины ломаются, крошатся и выталкивают друг друга. Вода и льдины ломают мосты и другие сооружения. Вода затопляет прибреж­ные деревни, посёлки и города.

Люди пока не научились успешно бороться с заторами. За сибирскими реками и их притоками проводятся систематические наблюдения, благодаря чему выявлены наиболее опасные участки. Например, на реке Лене учёным известно более 50 заторных участков.

VI. Подведение итогов урока УВЗЭ проанализиро-

вать работу класса

Какое задание было самым интерес­ным (сложным, легким)?Как справился (самооценка, оценка класса)?Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Выставление оценок за работу на уроке

Индивидуальная оценка урока каждым участником.

Учащиеся проводят самооценку своей работы

Изготовление ЛОС учителем.

Работа с листами опорных сигналов посильна каждому учителю, но не является палочкой- выручалочкой. К уроку следует готовиться особо тщательно, урок вести четко, жестко, экономя время.

Самым трудным является изготовление ЛОС. Для этого Нужно, кроме трудолюбия, большое желание и умение нестандартно мыслить.

Какие правила следует помнить при выполнении ЛОС.

Главные вопросы задач урока выделяются в отдельные блоки.

Блоки не должны походить друг на друга, для чего в них используются различные знаки, контуры и т. д.

Следует избегать повторов контуров, круги, квадраты, треугольники. Контур может иметь самые необычные очертания, но легко запоминающиеся.

В ЛОС не должен использоваться одинаковый шрифт. Буквы должны быть разными по размеру, форме исполнения, это облегчает запоминание.

Не следует перегружать ЛОС. На ЛОС следует указывать страницу и параграф домашнего задания. Это исключает забывчивость при записи в дневник.

Работа с применением ЛОС дает неизмеримо лучшие результаты, потому что по ходу обучения изучаемый материал многократно повторяется с привлечением многих видов памяти.

Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

1. Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов)

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИСТОВ ОПОРНЫХ
СИГНАЛОВ (ЛОГИЧЕСКИХ
ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ)
Ходырева Т.С., к.п.н., доцент кафедры педагогики
и пед. психологии ИППСТ

2. Основной принцип технологии ЛОК

Принцип опоры: традиционно в качестве опоры используются
яркие словесные описания, рисунок на доске, схемы,
картографические пособия и многое другое.

3. Опорный конспект или лист опорных сигналов (Л.О.С.)

это построенная по специальным принципам
визуальная модель содержания учебного материала,
в которой сжато изображены основные смысловые
вехи изучаемой темы, а также используются
графические приемы повышения мнемонического
эффекта.

6. Опорный конспект

это система опорных сигналов в виде краткого
условного конспекта.
Идея опоры – главная суть данного конспекта.
Кроме подлежащих усвоению единиц информации
и различных связей между ними, в опорный
конспект вводятся знаки, напоминающие о
примерах, опытах, привлекаемых для
конкретизации абстрактного материала.
Шрифт и цвет указывают иерархию целей по
уровню значимости.

7. Преимущества ЛОК

развивает схему;
в большей степени, чем любая схема учитывает
психологические особенности восприятия
информации, поскольку не приемлет жесткую
структуру.

8. Отличие схемы и ЛОК

9. Составление опорно-ассоциативных конспектов

11. Основные требования к составлению опорного конспекта (В.Ф. Шаталов)

лаконичность,
структурность,
унификация,
автономность блоков,
Использование
привычных ассоциаций и стереотипов,
непохожесть,
простота.

12. Лаконичность

ограничивает содержание в опорном конспекте
печатных знаков - не более 400;
под печатным знаком понимается точка, цифра,
стрелка, буква, но не слово, которое уже
представляет собой опорный сигнал;
лишь самое главное в этой теме, изложенное с
помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

13. Структурность

использование приема укрупнения дидактических
единиц знания: материал излагается целыми
блоками (связками) и содержит 4 – 5 связок;
структура их расположения - удобна и для
запоминания, и для воспроизведения, и для
проверки.

14. Унификация

использование единой символики по одному
предмету;
введение определенные знаков-символов для
обозначения ключевых или часто повторяющихся
слов;

15. Автономность

обеспечивает возможность воспроизводить
каждый блок в отдельности, мало затрагивая
другие блоки;
в то же время все блоки между собой связаны
логически.

16. Привычные ассоциации и стереотипы

17. Непохожесть

18. Простота

требует избегать вычурных
шрифтов, сложных чертежей и
оборотов речи;
буквенные обозначения
сводятся до минимума.

19. Универсальность опорного конспекта

на одном листе различные схемно-знаковые
модели могут соединяться в цельный
визуальный образ, дополняя друг друга.

20. Цели использования ЛОС и ЛОК:

учат выделять главное в тексте;
устанавливать логические связи между понятиями темы
и между различными темами;
помогают ученикам осваивать материал;
развивают умения самостоятельной работы,
индивидуальные способности;
помогают школьникам осуществлять самоконтроль за
результатами учебной работы;
являются одной из форм организации
дифференцированного и индивидуального обучения;
способствуют многократному повторению изучаемого
материала;
способствуют развитию всех видов памяти школьников.

21. Особенности подготовки уроков с использованием ЛОС и ЛОК (И.В. Душина и Д.П. Финаров ):

необходимо определить цели урока как планируемые
результаты, которые будут достигнуты в конце урока и
проверить их усвоение учащимися;
следует разделить учебный материал на смысловые
блоки и продумать способы изображения содержания, т.
е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки;
нужно тщательно продумать взаимосвязь всех
смысловых блоков по содержанию и создавать условия
для выявления причинно-следственных связей между
изучаемыми объектами и явлениями;
общая схема содержания урока изображается в форме
единого опорного логического конспекта.

23. Требования к оформлению и использованию ЛОК и ЛОС:

целесообразно использовать разные цвета,
геометрические фигуры, толщину и форму линий, так
как у большинства школьников хорошо развита
зрительная память. В старших классах у этих приёмов
меньшее значение - преобладает текст, стрелки, линии;
ЛОК и ЛОС можно создавать не только с целью
обучения, но и с целью проверки знаний, для чего на
опорных конспектах информационное содержание
заменяется знаками вопросов. В другом случае учитель
просит воспроизвести содержание опорного конспекта
на доске или листе бумаги;
при самостоятельной работе опорные конспекты
школьники могут создавать индивидуально или в
группах, затем представлять результат своей работы для
обсуждения или проверки знаний учащихся из других
групп.

28. ВЫВОДЫ

Удачный ЛОК — находка для учителя и ученика. Ученики выводят из неё ответ, как из
красивой формулы.
Оптимальный ЛОК должен учитывать ограниченный объём информации, которая
может быть воспринята учеником одномоментно: число тезисов не должно превышать
7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше
сознание может эффективно оперировать одновременно).
Необходимо учитывать возраст учеников, степень их владения материалом.
Схема облегчает запоминание, повторение материалов, структуризацию и
приумножение знаний. Дети охотно воспроизводят дома опорные конспекты, с
которыми работали на уроке. Им незачем халтурить, списывать, шпаргалить. Ведь
сделать самому — быстрее и приятнее. Система Шаталова даёт ребёнку чувство
уверенности в своих силах. Она воспитывает самостоятельность, взаимопомощь,
инициативу.
Ученики Шаталова способны за 15 минут повторить, пробежав глазами опорные
сигналы, годовой курс по любому предмету. Многие воспитанники Шаталова стали
мастерами спорта, защитили кандидатские и докторские диссертации по математике,
медицине, физике, педагогике, философии.
Система не сводится только к опорным конспектам. В ней много нюансов,
блестящих методических находок в оценке знаний. Систему надо видеть. Такая
возможность есть. Созданы видеофильмы с уроками Шаталова. Изданы учебники и
книги по его методике.

В учебной деятельности, у чащихся и студентов, возникают трудности с запоминанием. В 80-е годы (в советское время) Шаталов создал методику опорных сигналов, которую стали успешно применять для изучения алгебры, геометрии и русского языка. По словам автора: "Наша экспериментальная методика исходит из того, что все дети — без исключения! — способны успешно овладеть школьной программой. Закон о всеобщем среднем образовании именно это и предполагает". Предлагаемая методика, ставшая объектом исследования в данной работе, утверждает то, что любой ученик, будь то слабый или сильный, способен в полной мере овладеть учебной программой. Эта методика по праву входит в щадящую педагогику.

Шаталов Запоминание через опорные сигналы

[b]Опорный сигнал как ключевое средство методики В.Ф. Шаталова[/b]

Как говорилось выше, опорные сигналы — это средство, отличающее данный педагогический метод от остальных. Но помимо того, в своем методе В.Ф. Шаталов использует различные приемы, которые в своем комплексе способствуют, по его мнению, достижению поставленной цели.


Опорные сигналы. Методика создания
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.


Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.
Т.е. есть если нарисовать графический знак и объяснить почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматическим запомнится как знак, так и сам материала. Задача объяснения и запоминания теоретического материала таким образом сводится созданию для каждого фрагмента теоретического материала своего значка - опорного сигнала. Вместе, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала. Далее необходимо объяснить суть ассоциаций сигналов c теорией - и материал будет усвоен.
Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

  1. Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем больше высокие оценки за эти работы получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. В дальнейшем опорные сигналы надо несколько раз пересматривать, предоставлять другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.
  2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
  3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
  4. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
  5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
  6. Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.
  7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.


Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.

  1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
  2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
  3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
  4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
  5. Объедините сигналы в блоки.
  6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
  7. Выделите значимые элементы цветом.

Для меня представляется интересным не только факт, прочного запоминания учебного материала, но и понимание того, что этот метод позволяет эффективно создавать навык критического мышления человека.


В практике педагого-психолога часты обращения учеников и студентов, которые испытывают трудности в запоминании учебного материала. Эта статья может оказать существенную помощь обучающимся.

Обращайтесь за психологической помощью. Быкова Светлана Викторовна.

Индивидуальные и семейные консультации. Вопросы приёмных семей. Личностные проблемы, конфликты решаем с помощью здравомыслия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию

Выполнила: Дериглазова Л.Н.

Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.

Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.

Читайте также: