Технология нлп возникла в 1970 х годах и стала плодом сотрудничества

Обновлено: 05.10.2024

• Нейро - Лингвистическое Программирование
- направление современной практической
психологии, ныне очень популярное как на
Западе, так и в России.
• Нейро-лингвистическое программирование это самостоятельная область знаний, которая
рассматривает структуру субъективного
опыта людей, их мыслительные и
поведенческие стратегии, моделирование и
обучение успешным стратегиям.

В отличие от многих других практически
ориентированных психологических дисциплин, НЛП
обеспечивает быстрые изменения и решения проблем
общества и человека, причем осуществляется все это в
безусловном эффективном и экологичном режиме.
Следует особо отметить, что НЛП крайне редко
интересуется содержанием человеческого опыта.
Нейролингвистическое программирование уделяет
основное внимание организации этого опыта — тому, как
человек строит свой опыт; какие процессы лежат в основе
данного построения; и как всем этим можно управлять.

Область применения НЛП
чрезвычайно широка и включает в
себя психотерапию, педагогику,
медицину, бизнес, маркетинг, рекламу,
а также управленческий и
политический консалтинг.

5. Из истории

ИЗ ИСТОРИИ
НЛП возникло в начале 1970-х и стало
плодом сотрудничества Джона Гриндера,
который был тогда ассистентом профессора
лингвистики в университете Калифорнии, и
Ричарда Бендлера - студента психологии в
том же университете. Ричард Бендлер, кроме
того, сильно интересовался психотерапией.

6. НЛП построено на двух фундаментальных принципах

8. Моделирование в НЛП

9. Уровни моделирования

10. Три основные позиции моделирования

1-я позиция
Собственная
точка зрения
2-я позиция
Точка зрения
другого
3-я позиция
Сторонний
наблюдатель
3-я позиция
1-я позиция
2-я позиция

11. Стратегии

• Стратегии – это то, как мы организуем свое
мышление и поведение для того, чтобы
выполнить какое-то задание. Согласно
модели НЛП, именно способ организации
наших сенсорных и лингвистических
функций в запрограммированную
последовательность умственной
деятельности в огромной степени определяет
восприятие нами окружающего мира.

12. Согласно НЛП, основной процесс изменения включает в себя:

• 1) выявление настоящего состояния
человека,
• 2) подключение необходимых и
достаточных ресурсов для
• 3) целенаправленного перехода этого
человека в желаемое состояние.

13. Выделяют понятия

14. Различные паттерны сгруппированы по трем областям:

15. Модель Т.О.Т.Е.: минимальные требования для моделирования эффективных навыков и видов поведения

• Концепция ТОТЕ основана на утверждении, что все
мыслительные и поведенческие программы вращаются
вокруг установленной цели и варьируемых средств ее
достижения.
• В терминах модели ТОТЕ всякое разумное поведение
организуется вокруг способности определить следующее:
• 1. Ясно поставленную цель в будущем.
• 2. Эффективную обратную связь через сенсорные
свидетельства о продвижении к цели.
• 3. Гибкость поведения, позволяющую варьировать
действия так, чтобы достигать цели максимально легко и
эффективно.

17. В подходе к человеческой деятельности НЛП исходит из трех важнейших условий ее эффективности:

• Во-первых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное
представление о предполагаемом результате в любой
ситуации. (РЕЗУЛЬТАТ).
• Во-вторых, быть внимательным и держать свои чувства
открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к
результату. (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ).
• В-третьих, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво
изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите
то, чего хотите. (ГИБКОСТЬ).

18. Причины эффективности нейролингвистического про­ граммирования.

19. Существует ряд принципов, отличающих работу НЛП-консультанта

20. Техники НЛП хорошо зарекомендовали себя при работе со следующими проблемами:

Техники НЛП хорошо зарекомендовали себя при работе со
следующими проблемами:
• при различных фобиях;
• с людьми, перенесших
психотравму: горе, развод, операцию;
• при чувстве вины, обиды;
• при конфликтных ситуациях;
• при психосоматических синдромах;
• при работе с целью и т.д.

21. Критика

Большая часть научного сообщества является противниками НЛП.
Критики называют НЛП хрупким сплавом популярной психологии
и лженауки, который использует профессиональный жаргон для
сокрытия того факта, что в его основе лежит набор банальных, если
не сказать неверных, пресуппозиций (предположений). Критика в
адрес НЛП звучит из уст медицинских психологов, преподавателей
искусства
управления,
лингвистов,
психотерапевтов
и
представителей групп по контролю за распространением культов;
она касается неэффективности, псевдонаучного толкования
лингвистики и неврологии, наличия сомнительных с точки зрения
этики черт, присущих культам, и восхваления посредством
завышенных притязаний.

22. Выводы:

Итак, НЛП с помощью речевых стратегий способно менять как
поверхностные поведенческие реакции того, на кого направлено
воздействие, — так и глубинные, личностные структуры. НЛП отличается
тем, что делает работу по изменению глубинных структур психики как на
сознательном, так и на подсознательном уровне, более близкой и
доступной. Это достигается за счет технологизированных методов и
способов работы, четко описанных и выявленных механизмов, берущих
свое начало в анализе языка и речи. Проблема использования НЛП в
настоящее время актуальна как никогда. Это связано с ростом
необходимости воздействия на сознание человека со стороны политиков,
фирм, рекламирующих свою продукцию и т.д. Гуманистически
ориентированные психологи не одобряют методы НЛП, считая их
манипулятивными, а порой и антигуманными. Вместе с тем, сам метод или
техника, конечно же, не являются гуманными или антигуманными, их
значение определяется теми целями, которые ставят перед собой люди и
организации, их использующие.

23. Список используемой литературы

НЛП возникло в начале 1970 - х и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бэндлера - студента психологии в том же университете. Ричард Бэндлер, кроме того, сильно интересовался психотерапией. Они вместе изучали действия трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, новатора психотерапии и основоположника школы терапии, известной под названием гештальт - терапии, Вирджинии Сатир, необыкновенного семейного терапевта, которой удавалось разрешать такие трудные семейные взаимоотношения, которые многие другие семейные психотерапевты находили неприступными, и, наконец, Милтона Эриксона, всемирно известного гипнотерапевта.

Бэндлер и Гриндер вовсе не собирались открывать новую школу терапии, они лишь хотели определить паттерны, используемые выдающимися терапевтами, и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапии, которые работали на практике и которым можно было научиться. Трое терапевтов, которых они моделировали, представляли собой индивидуальности, сильно отличающиеся друг от друга, и все же они использовали удивительно похожие основные паттерны. Бэндлер и Гриндер вскрыли эти паттерны, рафинировали их и построили изящную модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении и, конечно же, в получении большего удовольствия от жизни. Они опубликовали свои первые открытия в четырех книгах, вышедших в 1975 - 77 годах: "Структура магии" 1 и 2 тт. и "Паттерны", 1 и 2 тт (две книги о гипнотических техниках Милтона Эриксона). Количество публикуемой литературы по НЛП увеличивается с тех пор с нарастающей скоростью.

В то время Джон и Ричард жили неподалеку от Грегори Бэйтсона, английского антрополога, автора работ по коммуникации и теории систем. Научные интересы Бэйтсона были чрезвычайно широки: биология, кибернетика, антропология и психотерапия. Он хорошо известен как автор теории двойной связи в шизофрении. Его вклад в НЛП был чрезвычайно велик. И наверное, только сейчас становится совершенно очевидным, насколько он был глубок.

Начиная с этих первоначальных моделей. НЛП развивалось в двух взаимодополняющих направлениях. Во - первых, как процесс обнаружения паттернов мастерства в любой области человеческой деятельности. Во - вторых, как эффективный способ мышления и коммуникации, практикуемый выдающимися людьми. Эти паттерны и умения могут быть использованы сами по себе, но кроме того могут служить обратной связью в процессе моделирования, чтобы сделать его еще более могущественным.

В 1977 году Джон и Ричард провели серию весьма успешных публичных семинаров по всей Америке. НЛП распространяется быстро: в Америке к настоящему времени около 100 тысяч человек в той или иной форма прошли тренинги НЛП.

Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование.

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.





Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.


Словарь терминов НЛП

Где используется НЛП?

Базовые пресуппозиции НЛП

Как стать НЛП - Практиком?

Как стать НЛП - Мастером?

Как стать НЛП - Тренером?

КОУЧИНГ в работе НЛП ТРЕНЕРА

Метод Ричарда Бендлера

Появление НЛП в СССР (России)

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.

История создания НЛП не одна. Она есть и у Джона Гpиндеpа, и у Ричарда Бендлера. А так же у многих других более и менее известных в этой области последователей и авторов собственных методик.

На наших тренингах НЛП мы рассказываем следующую историю.

История НЛП

НЛП (Нейро - Лингвистическое Программирование) возникло в начале 1970-х и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера , который был тогда ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бендлера - студента психологии в том же университете. Ричард Бендлер, кроме того, сильно интересовался психотерапией.

Они вместе изучали действия трех выдающихся психотерапевтов:
Фрица Перлза - новатора психотерапии и основоположника школы терапии, известной под названием гештальт-терапии. Вирджинии Сатир - необыкновенного семейного терапевта, которой удавалось разрешать такие трудные семейные взаимоотношения, которые многие другие семейные психотерапевты находили неприступными, и , наконец, Милтона Эриксона - всемирно известного гипнотерапевта.

Бендлер и Гриндер вовсе не собирались открывать новую школу терапии, они лишь хотели определить паттерны, используемые выдающимися терапевтами, и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапии, которые работали на практике и которым можно было научиться. Трое терапевтов, которых они моделировали, представляли собой индивидуальности, сильно отличающиеся друг от друга, и все же они использовали удивительно похожие основные паттерны. Бендлер и Гриндер вскрыли эти паттерны, рафинировали их и построили изящную модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении и, конечно же, в получении большего удовольствия от жизни.

Они опубликовали свои первые открытия в четырех книгах, вышедших в 1975-77 годах:

Количество публикуемой литературы по НЛП и Гипнозу увеличивается с тех пор с нарастающей скоростью.

НЛП САНТА КРУЗ, КАЛИФОРНИЯ, 1972

В то время Джон и Ричард жили неподалеку от Грегори Бэйтсона, английского антрополога, автора работ по коммуникации и теории систем. Научные интересы Бэйтсона были чрезвычайно широки: биология, кибернетика, антропология и психотерапия. Он хорошо известен как автор теории двойной связи в шизофрении. Его вклад в НЛП был чрезвычайно велик. И наверное, только сейчас становится совершенно очевидным, насколько он был глубок.

Начиная с этих первоначальных моделей НЛП развивалось в двух взаимодополняющих направлениях:

Во-первых, как процесс обнаружения паттернов мастерства в любой области человеческой деятельности.

Во-вторых, как эффективный способ мышления и коммуникации, практикуемый выдающимися людьми. Эти паттерны и умения могут быть использованы сами по себе, но кроме того могут служить обратной связью в процессе моделирования, чтобы сделать его еще более могущественным.

В 1977 году Джон и Ричард провели серию весьма успешных публичных семинаров по всей Америке. НЛП распространяется быстро: в Америке к настоящему времени около 100 тысяч человек в той или иной форма прошли тренинги НЛП.

Весной 1976 года Джон и Ричард спрятались в бревенчатом домике высоко в горах неподалеку от Санта Круза, собирая вместе все прозрения и открытия, которые они сделали. К концу марафона, который длился 36 часов, они открыли бутылку красного калифорнийского вина и спросили сами себя:

"Как это будет называться?"

В результате получилось

НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование)

- громоздкое словосочетание, за которым скрываются три простые идеи.

Н - часть "Нейро"

Она отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств (ВАК), мы извлекаем "смысл" из информации и затем руководствуемся им.

Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо.

Л - "Лингвистическое"

Эта часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение, чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми.

П - "Программирование"

Эта часть указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.

НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира.
НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем - намеренно или ненамеренно - чтобы получить результат.

НЛП - ЗНАЧИМЫЕ ДАТЫ с 1972 по 2010 год

1972 год.

Джон Гриндер – доктор, преподаватель лингвистики, математики и экономики встречает Ричарда Бендлера – студента кибернетического факультета.

1975 год.
1978 год.
1980 год.

Ричард Бендлер ссорится с Джоном Гриндером и разводится со своей женой Лесли Камерон-Бендлер (которая впоследствии вышла замуж за Майкла Лебау и ввела свой бренд - императивный самоанализ).

1986 год.

Ричарда Бендлера обвинили в убийстве проститутки Корины Кристен. Спустя 3 месяца его оправдали, т.к. не могли отличить от любовника.

1987 год.

В Пентагоне заслушали доклад по результатам 4-летнего изучения НЛП, которое проходило в рамках программы "ДЖИДАЙ".

1988 год.

НЛП стало доступным широкому кругу иностранцев. Это относится к направлению Гриндера (особенно его нового направления Нового Кода НЛП), так как Бендлер уходит в тень и о нём ничего не известно.

1989 год.

Роберт Дилтс и Джудит Делозье отделились с новым брендом – Системное НЛП.

1989 год.
1996 год.

Ричард Бендлер подал в суд за использование бренда НЛП, требуя по 10 млн. долларов с каждого:

Джона Гриндера;
Кармен Бостик Сент - Клер;
Стива и Кониру Андреас.

2000 год.

Верховный Суд США вынес решение, что НЛП нельзя запотентовать.

2001 год.
2006 год.
2010 год.

Джон Гриндер и Ричард Бендлер (отдельно друг от друга), проводят открытые тренинги по НЛП, Новому Коду НЛП, DHE (Design Human Engineering) и Эриксоновскому Гипнозу.

История НЛП от Ричарда Бендлера

История НЛП от Джона Гриндера

История НЛП от Майкла Холла

История НЛП от Вольфанга Волкера

Киевский Центр НЛП и тренингов –
много полезного и интересного
для себя и своего развития.


В настоящее время требования к изучению иностранного языка довольно высоки, поскольку одной из задач стоящих перед преподавателем является формирование коммуникативных способностей учащихся. Именно поэтому использование различных методов и техник позволяет открыть новые возможности в обучении.

НЛП – одна из самых мощных психотехник, которая помогает изменять самого себя и других наиболее эффективным и изящным способом.

НЛП возникло в начале 1970-х и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бэндлера - студента психологии в том же университете. Ричард Бэндлер, кроме того, интересовался психотерапией. Они вместе изучали действия трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, новатора психотерапии и основоположника школы терапии, известной под названием гештальт-терапии, Вирджинии Сатир, семейного терапевта, которой удавалось разрешать такие трудные семейные взаимоотношения, которые многие другие семейные психотерапевты находили неприступными, и, наконец, Милтона Эриксона, всемирно известного гипнотерапевта.[6]

Весной 1976 года Гриндер и Бендлер дали название своей работе –нейролингвистическое программирование – громоздкое словосочетание, за которым скрываются три простые идеи. Часть "нейро" отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем "смысл" из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо. "Лингвистическая" часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. "Программирование" указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.[5] В НЛП есть множество методов, методик, способов и техник, посвященных тому как: правильно сформулировать цель; найти наиболее подходящие способы ее достижения; изменить поведение; избавиться от страхов; смоделировать чье-то эффективное поведение; найти выходы из казалось бы безвыходной ситуации; прогнозировать поведение собеседника и со временем моделировать ситуацию, успешно находить контакт с другими, конструктивно решать конфликты, достигать успеха в жизни и многое другое. Инструменты НЛП позволяют выявлять различные интересные моменты, скрытые от обычного преподавателя английского языка: движения глаз, паттерны поведения, убеждения, стратегии, невербальные реакции, действия якорей и многое другое.

Применение концепции нейро-логических уровней научения и изменений позволяет заметить новые перспективные методы управления данными процессами со стороны педагога. В соответствии с преимущественным профилем или стилем управления научением и развитием, характерным для данного педагога можно говорить о том либо ином стиле лидерства, который он поддерживает в реализации учебного процесса. Основное содержание концепции нейро-логических уровней состоит в том, что существует определенная иерархия уровней научения и развития[2]. Каждый вышележащий уровень качественно отличается от нижележащего по структуре протекающих на нем когнитивных процессов и по функциям, которые он выполняет в жизнедеятельности человека. При этом процессы верхних уровней базируются на более элементарных и включают их в качестве необходимых условий своего формирования и функционирования.

В НЛП выделяют следующие уровни научения и развития:

• окружение (внешние возможности или ограничения деятельности, место, время и материальные условия, необходимые для ее реализации);

• поведение (конкретные шаги, действия или операции, необходимые для достижения цели);

• способности (система когнитивных карт, планов и стратегий деятельности, критерии выбора и оценки конкретных действий);

• миссия (представление о своей задаче в рамках большей системы, частью которой является человек – семьи, группы и т.д.).

Приложение данной концепции к контексту лидерства в образовании позволяет заметить разные уровни или стили лидерства, в зависимости от фокуса внимания педагога в реализации учебного процесса – обеспечение необходимых условий, поведенческая компетентность (навыки), развитие способностей (учебных и в широком спектре), воспитание личности и т.д. [2] По выделенному признаку можно говорить о следующих

типах лидерства в контексте образования:

2. Тренерство. Лидерство на уровне поведения. Фокус внимания педагога на совершенствовании конкретных поведенческих навыков учащихся путем выявления и закрепления успешных действий по отношению к заданной цели. Педагог наблюдает за поведением учащихся и дает им советы относительно того, как лучше действовать в данной ситуации.

3. Обучение. Лидерство на уровне способностей. Фокус внимания педагога – на развитии общих когнитивных способностей, а не на отработке конкретных навыков в конкретных ситуациях. Педагог предлагает учащимся переносить навыки на новые контексты и формировать полезные стратегии мышления и поведения.

4. Менторство. Лидерство на уровне убеждений и ценностей. Фокус внимания педагога – на убеждениях и ценностях учащегося, которые способствуют либо, наоборот, препятствуют успешному обучению. Педагог помогает учащимся преодолеть внутреннее сопротивление обучению, укрепляет веру в себя и свои возможности.

Важно заметить, что дефицит поддержки либо конфликтные отношения с педагогом на высоких логических уровнях являются серьезным фактором, снижающим эффективность образования, особенно в стратегическом смысле. В соответствии с этим, обогащение лидерского профиля педагога является важной задачей развития его обучающего стиля в ходе профессиональной подготовки и переподготовки.

В НЛП достаточно много сказано о различных путях структурации опыта. Одна из пресуппозиций НЛП звучит так: "Опыт имеет свою структуру".

При этом, как мы уже отмечали, считается, что люди различаются по доминантным каналам восприятия, хранения и передачи информации. Так, по некоторым (непроверенным) данным, у 40% людей преобладает визуальный канал, у 40% - аудиальный, у 20% - кинестетический.

Исторически ведущей системой внутреннего опыта является кинестетическая система (маленькие дети должны все попробовать сами: слова "горячо" и "холодно" приобретают смысл только после личной пробы). Впоследствии особое распространение получает визуальная система. Предполагается, что социальный опыт и знания не могут быть переданы непосредственно через ощущения. Успешность обучения (понимаемая в НЛП как объем запомненной информации) зависит якобы от развития визуальной системы как ключевой и репрезентирующей у большинства людей. Это может быть объяснено тем, что физиологическая емкость зрительного канала на несколько порядков превосходит кинестетический, а яркие объемные образы позволяют получаемый объем информации эффективно организовывать во "внутренние карты".

В НЛП считается, что даже такой "аудиальный", на первый взгляд, навык, как грамотность, зависит от использования визуальной системы: грамотные люди, прежде всего "видят", что слово написано неправильно, т.е. они хранят в памяти образы правильного написания слов.[1]

Отмечается, что социально-эффективные люди (бизнесмены, некоторые ученые, эффективные продавцы) более активно используют визуальную систему для репрезентации своего опыта. Представители визуально-кинестетического типа более эффективны как коммуникаторы: они "видя, чувствуют" аудиторию. В специальных высоко-формализованных областях знания (физика, кибернетика) часто бывают эффективны люди рационального типа, т.к. высокий уровень формализации не допускает внесения личного опыта, переживания и в профессиональной коммуникации более важно, что говорить, и чем более формально, тем более правильно.

Одна из главных идей НЛП – моделирование. Одним из видов моделирования является поведенческое моделирование. Это означает, что нужно войти во вторую позицию восприятия (как если бы Вы была тем человеком, которого моделируете) и повторять за ним все, что он делает, не задумываясь.

Буквально за несколько минут, отбросив все мысли и стараясь максимально точно копировать человека, Вам удалось научиться говорить различные слова так же, как этот человек. Обычные учителя в школе честно пытаются объяснить школьникам, как это сделать. У части школьников получается, у части — нет, но научить всех быстро и четко обычно не удается.

Поведенческое моделирование, основанное на копировании, — самый простой способ моделирования, с помощью которого учатся дети, многократно повторяя за взрослыми слова. К сожалению, оно хорошо только в случаях копирования произношения звуков, слов и фраз. Если попытаться понять грамматику с помощью поведенческого моделирования, скорее всего эффекта не будет.

Следующий вид моделирования - стратегическое моделирование — выявление последовательности действий или стратегии человека. Существует способ запоминания — раскадровка. Именно ее использовал Уолт Дисней, когда создавал свои мультфильмы. Этот способ многократно испытывался на курсах по изучению английского языка.

В качестве примера можно взять любой текст. Запоминать можно последовательно в процессе чтения или сразу после прочтения всего текста. Согласно этой технике нужно представить себе первый "кадр". Например, известную сказку о трех поросятах. Затем представить себе мысленно трех бездомных поросят. Нужно разместить эту картинку слева и немного выше линии глаз, как будто Вы нарисовали на листе бумаги трех поросят и мысленно видите этот лист. Если сразу не получается, нужно взять любую картинку, посмотреть на нее, закрыть глаза, попытаться представить картинку, как будто Вы ее "сфотографировали" перед тем, как закрывать глаза. Затем следует открыть глаза и посмотреть на картинку еще раз. Сравнить то, что смогли мысленно воспроизвести, с тем, что было на картинке. После непродолжительных тренировок возможности существенно улучшатся. Это очень полезно для развития визуальной (зрительной) памяти.

Освоив эту простую технику, люди могут удерживать в памяти и легко воспроизводить в разговоре что угодно: презентацию, деловые сюжеты и т.д.

Следующее моделирование это- моделирование глубинной основы (ценностей, критериев, сводов правил человека, особенностей их применения) и моделирование личностного своеобразия (социальных ролей и жизненного кредо).[3]

Именно эти понятия оказывают решающее влияние на восприятие человеком своих возможностей относительно изучения иностранного языка, то есть оценка собственных способностей сильно зависит от того, какие убеждения у людей о себе.

Итак, в основе успешности или неуспешности обучения лежат убеждения о себе, о своих способностях. Например, у человека есть такие ограничивающие убеждения, как:

• У меня нет способности к языкам.

• Лично у меня не получится.

• Иностранный язык — это очень сложно.

Это в значительной мере тормозит процесс обучения. Выход из ситуации простой: "вывернуть" убеждение наизнанку, т.е. переформулировать с положительным смыслом, и поверить в него.

Вот результат переворачивания убеждений:

• У меня есть способности к языкам.

• Лично у меня все получится.

• Иностранный язык — это очень легко.

. Именно в этом и есть вклад моделирования — найти простые решения сложных проблем

Еще один вид моделирования — это скорость внутреннего диалога.

Итак, моделирование с помощью НЛП при изучении английского языка и последующее встраивание моделей имеют схожесть с общепринятыми методиками, однако имеет и ряд различий, который ведет к более эффективным результатам:

1. Внешне процесс может выглядеть похоже: упражнения, игры, разговоры.

2. Понимание процессов, лежащих в основе обучения взрослых и детей, позволяет получить реальные результаты гораздо быстрее, чем при обычном обучении за счет использования пространственного якорения, изменения убеждений, встраивания правильных стратегий спеллинга, запоминания, восприятия на слух, пересказа.

3. Моделирование и встраивание результатов правильной метастратегии изучения английского языка позволяет улучшать не только знания и навыки разговора на изменения ограничивающих убеждений о личностном своеобразии, которое, в свою очередь, ведет к изменению на нижележащих логических уровнях. Кроме этого преподаватель должен уметь опознать стиль учащегося и использовать методы, наиболее подходящие для данного учащегося или для данной группы учащихся.

Таким образом, учет вышеизложенного позволит усовершенствовать процесс обучения иностранному языку и сделать его более легким и приятным.

  1. Алещанова И.В., Душаткина М.В., Давыдова Л.Ф. Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам // Городу Камышину - творческую молодёжь: Материалы III региональной научно-практической студенческой конференции - Волгоград, 2009. - С. 34 - 37.(Т 9)
  2. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н Когнитивная модель стилей лидерства в образовании// Применение новых технологий в образовании: материалы XV Международная конференции - Троицк: МОО Фонд новых технологий в образовании "Байтик", 2003. С. 403
  3. Белянин В.П. Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам // Teaching Foreign Languages in the Age of Globalization - Taiwan.:ROC,2000.- C.17-36.
  4. Крюкова О.П.//Strategy Inventory for Language Learning-М,1998.-C.115-116.
  5. Dilts R.B. Applications of NLP to Education // Applications of neuro-linguistic programming
  6. Мультимедийная энциклопедия. Нейро-лингвистическое программирование: Новый Диск.-ТА "Вызов", 2005

Основные термины (генерируются автоматически): фокус внимания педагога, иностранный язык, английский язык, визуальная система, вид моделирования, нейро-лингвистическое программирование, педагог, поведенческое моделирование, личностное своеобразие, учебный процесс.

Похожие статьи

Использование достижений психо- и нейролингвистики в обучении.

. Бендлера, нейро-лингвистического программирования, коучинга, мнемотехник, прикладной эйдетики, матричного метода преподавания

Методика основана на одновременном изучении трех иностранных языков — английского, немецкого и французского.

Особенности применения технологий нейролингвистического.

. различных субъектов: бизнесменов, психотерапевтов, педагогов, с целью создания

аудиальный, визуальный и кинестетический, обучающийся может слушать и просматривать учебный

программирование, система образования, программа, образовательный процесс.

Имитационное моделирование на занятиях по английскому.

виртуальное путешествие, студент, английский язык, интерактивная доска, электронная презентация, иностранный язык, помощь компьютера, вид работы, творческая активность, компьютерное моделирование урока.

Уровни моделирования вузовского учебника контекстного типа по.

Так как мы рассматриваем моделирование учебника иностранного языка для ВУЗов в рамках контекстного обучения, то определяющим понятием здесь, непременно, является контекст. А.А. Вербицкий толкует его следующим образом: «Контекст - это система внутренних и внешних.

Профессионально-ориентированное обучение английскому.

В этом плане, некоторые методисты считают перспективным обучение будущих педагогов иностранного языка умениям профессионально-педагогического общения не только в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла.

Использование видеоматериалов в методике преподавания.

Рассматривается целесообразность прохождения курса студентами лингвистической направленности и действующими

При этом в процессе обучения иностранному языку очень важно акцентировать внимание на развитии навыков и умений восприятия иноязычной речи на.

Развитие речевых навыков на базе видеокурса (английский язык)

. изучении иностранных языков является интеграция в учебный процесс вновь созданных

Е. Н. Соловова подчеркивает, что «видео содержит визуальную информацию

автоматически): английский язык, студент, этап, видеоматериал, иностранный язык, язык, навык, частная.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении.

Учебная деятельность как вид деятельности человека является более осознанной. Однако, каковы же мотивы поступления в вуз современного

Во-вторых, содержательный компонент технологии изучения иностранного языка наполняется личностно значимым содержанием.

Преподавание по учебно-методическому комплексу New Language.

учебное пособие, английский язык, упражнение, студент, студент первого курса, иностранный язык, секция, блок, видео, уровень.

НЛП - Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование является популярным и бурно обсуждаемым направлением практической психологии. Актуальность данного предмета обусловлена рядом причин.

Содержание:

В данном онлайн-тренинге вы бесплатно научитесь пользоваться ключевыми техниками НЛП: метамоделью, фреймингом, рапортом, якорением, работой с состояниями и репрезентативными системами, а также познакомитесь с лучшими практиками, играми, книгами, видеороликами данной тематики.

Что это такое?

НЛП (Нейролингвистическое программирование) – это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники, моделирующие приёмы и практики знаменитых психотерапевтов и мастеров коммуникаций.

Другими словами, НЛП занимается изучением положительного опыта специалистов в области психотерапии, гештальтпсихологии, психоанализа, лингвистики, гипноза, с целью в дальнейшем использовать этот опыт. По сути, НЛП представляет собой моделирование приёмов успешных людей для того, чтобы сделать эти приёмы общедоступными.

Стоит отметить, что НЛП не является наукой, а знания, в силу особенностей их получения, не могут быть полноценно научно верифицированы. Более того, научное сообщество скептически относится к данному направлению, и в вузах редко можно встретить курсы по НЛП. Но важно понимать, что у создателей НЛП не было цели сделать полноценную научную теорию. Им важно было найти общедоступные техники, раскрывая сложные методики известных практиков психологии.

Краткая история

Совместная работа по созданию нейролингвистического программирования была начата в конце 1960-х годов группой специалистов Калифорнийского университета: Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком во главе с их научным попечителем знаменитым ученым-антропологом Грегори Бейтсоном. Система НЛП была разработана с целью ответить на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами.

Вместо того чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории, Бендлер и Гриндер обратились к анализу методов и техник, применяемых этими психотерапевтами, путем наблюдения за ходом их работы. Затем ученые сгруппировали изученные методы в различные категории и представили их в виде общих моделей межличностных отношений и влияния людей друг на друга.

Знаменитыми специалистами, чей профессиональный опыт было решено преобразовать в модели, были выбраны:

Вирджиния Сатир - семейная терапия.
Милтон Эриксон - эриксоновский гипноз.
Фриц Пёрлз - гештальттерапия.

Результатом проведенной работы стала так называемая Метамодель, о которой вы узнаете из первого урока нашего тренинга. Эта модель послужила фундаментом для дальнейших исследований в данной области и привела к созданию целого направления практической психологии. Сегодня НЛП является открытой методологией, имеющей множество последователей, дополняющих ее авторскими разработками.

Подробнее про историю НЛП можно прочитать в Википедии.

Применение навыка НЛП

НЛП пытается научить людей наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих так же эффективно, как это делают опытные психотерапевты и мастера коммуникаций. Поэтому у НЛП широкий спектр применения, в который можно включить такие направления как:

  • психотерапия,
  • управление временем, ,
  • обучение,
  • менеджмент и управление,
  • продажи, ,
  • юриспруденция, и журналистика.

НЛП позволяет развивать коммуникативные навыки, необходимые каждому человеку. Кроме того, НЛП помогает личному развитию: способности правильно понимать свои эмоциональные состояния, разносторонне воспринимать окружающий мир, достигать гибкости в поведении. Продвинутые техники НЛП позволяют лечить фобии и психологические травмы, сохранять хорошую психическую форму и поддерживать высокий уровень работоспособности.

Если вы хотите узнать, насколько сейчас, пусть даже на интуитивном уровне, вы владеете техниками НЛП и сможете их применить для развития своей карьеры, предлагаем вам решить кейс:

Как этому научиться

В соответствии с главными принципами НЛП, практически любой человек способен освоить все техники этой теории. Как правило, популярные тренинг-центры выделяют три основных ступени обучения нейролингвистическому программированию:

1 Курс НЛП-практик: изучение навыков НЛП и умение применять их на практике.
2 Курс НЛП-мастер: углубленное изучение техник НЛП.
3 Курс НЛП-тренер: умение работать с аудиторией и знание особенностей преподавания НЛП.

Часто тренинги могут длиться по несколько недель и стоить достаточно дорого, однако очные курсы не являются единственным способом освоения азов нейролингвистического программирования. Исследовав опыт обучения данному навыку, мы пришли к выводу, что всем техникам НЛП (или, по крайней мере, большинству из них) можно научиться самостоятельно. Мы подготовили ряд уроков, которые помогут вам развить полезные компетенции для полноценного овладения приёмами этого психологического направления.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки НЛП

Если вы пока просто хотите познакомиться с основами НЛП, тогда можете пройти уроки представленные ниже. Уроки 1 и 2 посвящены языковым моделям, уроки 3 и 4 содержат материал о невербальных техниках коммуникации, а урок 5 расскажет об эффективных методах саморазвития.

Урок 1. Модель языка или метамодель НЛПУрок 1. Модель языка или метамодель НЛП

Одной из самых первых и популярных концепций НЛП является модель языка или, как ее называют, метамодель. Эта модель помогает лучше понять смысл речи человека. Всё дело в том, что высказывая свои мысли, мы не можем абсолютно точным образом передать собеседнику то, о чем думаем. Что-то мы упускаем, считая, что это и так понятно, что-то неумышленно искажаем. Но может ли нас правильно понять собеседник, коллега, подчиненный?

Не всегда, если вы не хороший психотерапевт или психоаналитик. Чтобы правильно понять человека, профессиональные психотерапевты задают ему специальные вопросы, которые помогают им войти в глубинную структуру человеческих мыслей. Метамодель нейролингвистического программирования, описанная в данном уроке, поможет вам лучше понимать человека, а в некоторых случаях даже менять его собственное восприятие путем применения специальных техник психотерапии.

Урок 2. Фрейминг и позиции восприятияУрок 2. Фрейминг и позиции восприятия

В этом уроке вы познакомитесь с двумя полезными НЛП-техниками. Первая из них, фрейминг, научит вас обрамлять свои мысли в различные рамки (frame, в переводе с английского - рамка), что, несомненно, поможет вам развить коммуникационные способности. Вторая техника, позволит вам работать пятью позициями восприятия и репрезентации действительности. Обе эти модели способны активно воздействовать на вашу речь, делая ее более гибкой.

Урок 3. Репрезентативные системыУрок 3. Репрезентативные системы

В двух предыдущих уроках вы познакомились с ключевыми лингвистическими техниками НЛП. Однако не менее важными в нейролингвистическом программировании являются модели понимания нейропроцессов и их воздействия на психику человека. В данном уроке речь пойдет о влиянии органов чувств на интерпретацию получаемого человеком опыта.

Урок 4. Рапорт, калибровка, подстройкаУрок 4. Рапорт, калибровка, подстройка

Урок 5. Результативность, работа с состояниями, якорениеУрок 5. Результативность, работа с состояниями, якорение

В данном уроке будут рассматриваться техники НЛП, направленные на повышение эффективности человека, а также на его воздействие на собственные нервные процессы. Не многим известно, что популярные сегодня методы улучшения результативности, например, SMART, появились именно в рамках НЛП. В уроке будут представлены базовые модели, помогающие людям управлять своей мотивацией и эмоциональными состояниями.

Как проходить занятия

Для успешного освоения базовых техник НЛП вам потребуется:

  1. Изучать теорию, а не только стремиться запоминать последовательность действий.
  2. Тренироваться самостоятельно, выполняя упражнения курса.
  3. Стараться аккуратно использовать выученные техники на практике.

Именно постоянное применение полученных знаний в жизни позволит вам по-настоящему овладеть нейролингвистическим программированием. Также важно отметить, что применение знаний НЛП повысит вашу внимательность во время коммуникации и научит вас самостоятельно моделировать (создавать) успешные приёмы и техники.

Кроме того, для изучения НЛП рекомендуется освоить несколько общих правил, так называемых пресуппозиций нейролингвистического программирования.

Пресуппозиции – базовые принципы НЛП

Во время моделирования техник известных психотерапевтов разработчики НЛП вычленили несколько общих простых правил, которые использовали эти специалисты в своих трудах. Ученые объединили исследованный материал в общую систему пресуппозиций.

Пресуппозиции в нейролингвистическом программировании (НЛП) - это аксиоматические убеждения, используемые как инструмент, облегчающий достижение максимально эффективных результатов от применяемых техник. Суть применения пресуппозиций состоит в том, что для наиболее эффективного обучения НЛП, их необходимо принять априори (как аксиому). Основными пресуппозициями НЛП являются:

Читайте также: