Технология сказкотерапии в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Сказктеорипия представляет собой метод психологического или педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста с целью обучения его адекватным моделям поведения, осуществления коррекции личностного развития, профилактики нарушений в эмоциональной, чувственной сферах.

Эффект сказкотерпии состоит в том, что слушатель постигает ее смыл, черпает мудрость, интерпретирует ее для себя, отождествляет себя с некоторыми героями, приписывает происходящие в сказке события себе.

В чем отличается простое рассказывание сказки от сказкотерапии?

Прежде всего, психотерапевт (педагог, родитель) наплавляет мысли ребенка на разрешение определенной проблемы, которую он выявил, помогает ему сделать определенные выводы на основе прослушанной сказки и изменить свое поведение или отношение к некоторым событиям, понятиям.

Значит, в сказкотерапии можно выделить несколько этапов:

- выявление и анализ проблем у ребенка;

- подбор для данной проблемы соответствующей сказки;

- помощь ребенку в самостоятельной интерпретации для разрешения личностной проблемы;

- наблюдение за изменением поведения и отношения ребенка после рассказывания сказки;

- оказание помощи в затруднительных ситуациях, напоминание о способах разрешения проблемы, открытых им посредством сказки.

Рассказывая сказки ребенку, педагог подчеркивает идею о том, что испытания часто даются сильнейшему. В процессе борьбы герой становится сильнее мудрее и получает награду.

Большие возможности таит в себе сказка для обучения детей состраданию и эмпатии. Ведь если мы расскажем ребенку, что в каждом цветке, дереве, траве живет душа, он научится понимать природу, сочувствовать ей.

Сочинение собственной сказки – представляет собой творческий процесс поиска выода из затруднительной ситуации. Сказочный герой ребенка вначале разрешает проблему в воображении, а затем и в жизни.

Классификация видов сказок разработана Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Автором выделяются следующие виды сказок:

- художественные (к ним автор относит авторские и народные сказки),

- дидактические, предназначенные для обучения дошкольников (например, сказки о буквах и цифрах, сказки о микробах, живущих во рту и т.д.)

- медитативные (служащие для релаксации, восполнения недостатка родительской заботы, снятия тревожности, успокоения),

К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Например, ребенок не умеет забирать свои игрушки и обижается, когда другие дети у него отнимают их. При этом он не знает, как себя вести в такой ситуации и начинает плакать. С помощью психокорреионной сказки педагог показывает адекватную модель поведения. Или, ребенок может быть драчливым, обижать других, при этом считая, что обидели именно его. Задача педагога на примере героев сказки показать искаженное видение героем проблемы и необходимость конструктивного ее решения.

Психокоррекционные сказки используются для снятия детских страхов. Например, ребенку тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои сказки оказывают персонажу поддержку и предлагают способы преодоления страха.

К функциям психотерапевтической сказки можно отнести следующие:

- восполнение пробелов в воспитании;

- несение общечеловеческой информации;

- формирование нового взгляда на ситуацию, позволяющего перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;

- сказка показывает внутренний конфликт ребенка и дает возможность размышлять над ним;

Следует также отметить, что при соблюдении соответствующих условий, сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы, в собственные возможности.

Для того чтобы создать такую сказку, ребенка необходимо погрузить в радостную спокойную ситуацию, в которой он чувствует себя счастливым. Далее можно формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы).

Можно выделить следующие принципы сказкотерапии.

Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии понимание роли героев в развивающихся событиях.

Задача педагога – показать, что мир шире собственного восприятия. Если ребенок видит лишь свою обиду, ему трудно увидеть причинно-следственные связи и определить, что способствовало возникновению данного чувства. Ребенку также трудно увидеть себя со стороны. Поэтому педагог должен комментировать действия героя, проводить сравнения с жизненным опытом ребенка.

Множественность. Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Связь с реальностью - осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Выделяют следующие этапы коррекционного занятия по сказкорепапии:

3. Расширение опыта ребенка, путем рассказывания сказки.

4. Закрепление новых знаний.

5. Интеграция, которая позволяет связать новый опыт с реальной жизнью.

6. Резюмирование, позволяющее обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Для работы со сказкой автор предлагает следующие методы:

- постановка сказок в песочнице и многое другое.

Очень важно правильно рассказывать сказки. Необходимо следить за реакцией ребенка. Если во время рассказывания сказки ребенок испытывает негативные эмоции, повышенную возбудимость или страх, следует прекратить рассказывание сказки, завершив ее максимально радостным или даже смешным событием.

Особенно показана сказкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно обеспечить ребенку психологический комфорт, радость, веру в себя и в людей.

Детей также можно привлекать к рассказыванию сказки. Например, использовать такой прием, как рассказывание сказки по цепочке. Начинает педагог, а ребенок продолжает историю.

Таким образом, с помощью различных средств сказкотерапии (рассказывание сказки, сочинение сказок, драматизация, рисование) можно мягко осуществлять коррекцию тревожности у дошкольников.

Итак, в процессе теоретического исследования было изучено понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста.

Тревожность представляет собой состояние психики ребенка, которое характеризуется беспокойством, неуверенностью, страхом по отношению к определенным вещам, событиям, людям.

В ходе исследования были раскрыты особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками.

В ходе исследования было выяснено, что сказкотерапия представляет собой метод коррекции детского поведения и профилактики различных проблем в личностной, эмоциональной сферах.

Полученные результаты позволяют перейти к экспериментальной части исследования по использованию метода сказкотерапии по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста.

Доклад "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками" Все мы читаем сказки нашим детям.Но для того. чтобы сказка раскрылась, заиграла, превнесла и заложила нравственные ориентиры, стимулировала способность к размышлению, развивала творческое мышление, фантазию, воображение,её мало просто прочитать.С ней надо ещё немало поработать.Эти и многие другие задачи, в зависимости от выбранной Вами сказки и решает сказкотерапия.

ВложениеРазмер
zavgorodnyaya_olga_gennadevna_tehnologiya_skazkoterapii_v_rabote_s_doshkolnikami_doklad.docx 133.53 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 247 открытого акционерного общества

«Сказка даёт великолепный общий язык

для взрослого, работающего с ребёнком.

Обычно они разговаривают на разных языках.

При этом двуязычен скорее ребёнок,

а проблемы с общением есть скорее у взрослого.

(Тем более, что этот взрослый чего-то хочет).

От того, насколько грамотно и бережно мы подойдём к этим и другим вопросам воспитания детей, зависит их видение мира и своего места в нём. Но как научить ребёнка верить в себя, в свои силы…

Существует ли что-то, что способно связать воедино язык взрослого и ребёнка? Конечно же, это сказка, потому что она понятна и большим и маленьким.

Сказкотерапевтом для себя может быть каждый. А воспитатели, учителя, другие люди, общающиеся с детьми, просто не могут, хоть немножечко, не быть сказкотерапевтами и для других. Ведь это так облегчает воспитание, так улучшает отношения, так украшает и взрослую, и детскую жизнь.

Мудры народные пословицы. Вот одна из них: "Каким родился, таким и сгодился". Почему один ребенок спокоен и послушен, а второй - в той же семье, с теми же папой и мамой - упрям и своенравен? Значит, так ему положено, так ему больше по душе. Со вторым ребенком труднее, но переделывать его не стоит. Можно перегнуть палку - и из сильного, стремящегося к самостоятельности существа воспитать зажатую и озлобленную личность. Лучше всего помочь ему справляться со своими же вспышками упрямства самостоятельно. Пусть у него будут палочки-выручалочки. Их он найдет в сказках, в которые будет вовлечен взрослыми.

Именно поэтому работа со сказкой - это очень эффективный метод работы с детьми, особенно с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные или поведенческие затруднения.

Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев.

У ребёнка очень часто происходит процесс эмоционального объединения себя с персонажем и присвоением его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку, с одной стороны, сравнивает себя с героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть свои проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой (Википедия – свободная энциклопедия).

Основная причина появления эмоциональных и поведенческих затруднений – внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи ребёнку должны быть направлены на гармонизацию его внутреннего мира. Гармоничный человек – Созидатель, дисгармоничный – Разрушитель. И поэтому задача сказкотерапии – помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем.

  • Способствует сплочению коллектива;
  • Закладывает нравственные ориентиры;
  • Стимулирует способность к размышлению;
  • Развивает творческое мышление;
  • Развивает фантазию, воображение;
  • Развивает способности к глубокому образному мышлению, устанавливанию причинно-следственных связей;
  • Способствует развитию эмпатий и умения слушать других;
  • Позволяет работать на ценностном уровне;
  • Работает на перспективу.

Сказкотерапия рассматривается также как инструмент развития . В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сочинение сказок коллективом очень полезно. Для маленьких детей – это упражнение на взаимодействие.

Приобретению знаний о законах жизни также способствует сказка. Она легко и ненавязчиво доносит до нашего сознания истину.

Как же использовать сказкотерапию?

  1. Чтение сказок . Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку. Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке.

2. Инсценирование сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.

3. Сочинение сказок . Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.

  1. Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников

Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

После прочтения он должен сопровождаться подробным обсуждением её сюжета. Когда вы читаете или рассказываете истории ребёнку, в его сознании формируется так называемый банк жизненных ситуаций, ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребёнком сказочные истории. Именно тогда активизируется и развивается банк знаний о мире. Ребёнок размышляет о своём предназначении, исследуя собственные способности и возможности, и естественным путём формирует возможность видеть причинно-следственные связи, и осознано действовать.

Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры, релаксационные упражнения. Так как, например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребёнка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (заштриховывание персонажей, вызывающих страх у ребёнка).

Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.

Какие книги выбрать для сказкотерапии?

Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.

После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии

  • Развивающие и обучающие сказки , позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.
  • Диагностические сказки , позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.
  • Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.
  • Медиативные сказки Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Литература и Интернет источники

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование технологии "Сказкотерапия" в музыкальном воспитании дошкольников

В работе обозначена формулировка проблемы, систематизирована теория, говорится о внедрении технологии в деятельность дошкольников.


"Использование сказкотерапии в работе с дошкольниками"


Сказкотерапия в работе с дошкольниками

В настоящее время психолого-педагогической литературе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребёнка, становление его, личности, раскрытия твор.


"Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Достоинства сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста.

Применение технологии сказкотерапии в работе с дошкольникми

Сказкотерапия является методом психотерапевтического воздействия на детей, чтобы передать им знания о жизни.


Презентация к докладу "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками"

Презентация к докладу "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками".


Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ

Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж.

Дорогие друзья, мы рады представить вам Дедяеву Викторию Анатольевну, воспитателя МБДОУ детский сад № 1 г. Ливны Орловской области. Сегодня Виктория Анатольевна в своей статье расскажет о сказкотерапии как инновационной технологии в ДОУ. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Виктории Анатольевны:

Увлекательного чтения…

В дошкольном возрасте сказка для ребенка не просто фантазия, но и особая реальность. Она, словно зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. Язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства – это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания взрослым и ребенком.

Сказкотерапия – это способ передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому, мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах и правилах, действующих в нашей жизни. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьезными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно необходимая информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение любой творческой деятельности. Сказки детям преподносят готовый пример поведения, пример решения сложных ситуативных задач и оставляют при этом простор воображению, возможность осмыслить ситуацию самостоятельно.

Для полноценного нравственного развития дошкольника важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.

Сказкотерапия – один из самых доступных методов для развития эмоций ребенка, который во все времена использовали педагоги и родители.

Способ общения через сказку ценен тем, что в этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать сказку снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально – ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат собственных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велели.

Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

У сказкотерапии есть специальное условие: ребенок должен четко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различия, обычно, появляется у ребенка к 4 годам. Но в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Из своих наблюдений за детьми в группе круглосуточного пребывания я сделала вывод: дети, находящиеся в детском саду с понедельника до пятницы, имеют дефицит родительской ласки, любви, внимания, общения. Одни хотят и стремятся обратить на себя внимание как можно больше разными способами, другие же напротив – не идут на контакт. Не потому, что боятся, а потому, что не знают как. Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о незаменимости такого метода, как сказкотерапия. Ведь еще Шарль Перро сказал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока. Кроме того, чрезвычайно важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка, возможно, успешно решить только метафорическим проживанием определенных ситуаций, без навязчивого нравоучения.

Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М.Грабенко, Н.В. Микляевой и др.

Занятие сказкотерапии в группе проходит один раз в неделю.

  • преодоление барьеров в общении;
  • повышение уверенности в себе;
  • развитие самооценки и самоконтроля;
  • развитие нравственно-волевых качеств человека;
  • развитие эмоционально-творческой личности;
  • развитие произвольного внимания, восприятия, речи, воображения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • воспитывать любовь к сказкам.

Занятия проходят по 3 направлениям:

  1. Знакомство со сказкой. (Чтение, кино, мульфильм)
  2. Художественное творчество детей по сказкам. (Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация; сочинение сказок, историй)
  3. Драматизация/театрализация сказки.

На занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния персонажей, вербализируют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные человеческие качества, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей.

В художественном творчестве при помощи цвета, форм, размеров, дети выражают свое отношение к героям, их поступкам и значимости их в сказке.

Соотнося свое поведение с поведением сказочного персонажа, дети учатся находить верные пути и способы решения сложных жизненных проблем, приобретают опыт самопостроения собственной личности.

Проведенные мероприятия дали положительную динамику. Дети стали более открытыми, раскрепощенными, общительными. Обновился и расширился запас слов, речевых оборотов. В группе воцарилась обстановка доброжелательности и взаимопонимания.

Чтение детям сказок – это одна из составляющих полноценного воспитания, чем активно пользуется большинство родителей. Ребенок учится представлять в уме образы героев, что положительным образом сказывается на его фантазии и воображении.

Ценность сказок для психологической коррекции и комплексного развития личности трудно переоценить. В детских сказках всегда культивируется победа добра над злом, что способствует правильной расстановке приоритетов ребенка.

Сказки активно используют в работе с детьми дошкольного возраста как родители, так и воспитатели. Сказкотерапия для детей крайне популярна и востребована, при этом она позволяет в легкой ненавязчивой форме решить достаточно серьезные психологические проблемы ребенка.


Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия, как отдельное направление психотерапии, была впервые выделена Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой. Она достаточно быстро набрала свою популярность не только среди родителей, но и дипломированных психотерапевтов. При этом сама Татьяна Зинкевич-Евстигнеева полагает, что сказкотерапию нельзя воспринимать просто как метод, потому что она представляет собой совокупность достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур.


Для чего используется сказкотерапия

Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Основная задача сказкотерапии – это развитие всесторонней личности ребенка, а также решение его психологических проблем.

Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправлении негативных черт характера ребенка. Плюс сказок в том, что они понятны для детей, поэтому такой метод психологической коррекции оказывается крайне эффективным.

Использование сказкотерапии позволяет:

  • сблизить родителей и ребенка, благодаря совместному времяпрепровождению за чтением сказок;
  • открыть для ребенка новые и интересные факты;
  • избавиться от многих детских страхов: боязнь темноты, замкнутого пространства и т.д.;
  • выбирать правильные решения в сложной жизненной ситуации;
  • активизировать защитные механизмы психики;
  • воспитать правильные черты характера;
  • избавить ребенка от имеющихся комплексов;
  • сформировать правильный план на дальнейшее будущее и т.д.

Применение данного метода актуально в детской психологии, педагогике и логопедии. Сказки позволяют развить фантазию, творческое мышление и воображение, повысить самооценку ребенка, сформировать у него правильные ценности и моральные установки.

Читайте также: