Технология трех вопросов в детском саду

Обновлено: 19.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Детское планирование - модель "Три вопроса"

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

тем больше он знает и усвоил,

тем большим количеством элементов действительности

он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях

(Лев Семёнович Выготский).

- непосредственного общения с каждым ребенком;

- свободного выбора детьми вида деятельности;

- свободного выбора участников деятельности;

- принятия детьми решений и выражения своих мыслей, чувств;

- развития коммуникативных способностей .

За основу взята образовательная технология «Модель трех вопросов, которая актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

Что мы хотим узнать?

Как узнаем об этом?

Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:

4 Завершение проекта с дальнейшей презентацией.

hello_html_m5d1ec86.jpg

Вот, например, возникла тема о ягодах, что делать с этим дальше?

Первое — "Что мы знаем о ягодах?". Ягоды бывают разные на вкус. Ягоды бывают разного цвета. Ягоды бывают съедобные и не съедобные. Все ответы, идеи детей записываю на стикеры который прикрепляю рядом с кармашком. Возле каждой записанной идеи ставлю имя ее автора. Получается своего рода наглядный план работы над темой. Информация иссякает, переходим ко второму пункту - "Что мы хотим узнать о ягодах?" Где растут ягоды? Какая самая большая ягода? Чем полезны ягоды? Какие ягоды нельзя есть? Опять дети делятся своим мнением, а если у меня возникает своя идея, что хочу узнать, тоже вношу эту идею, наравне со всеми и фиксирует её.

И вот третий пункт - "Что нужно сделать, чтобы узнать?" Опять мнения детей. Здесь у меня разработаны символы. Дети могут посмотреть и выбрать куда можно обратиться.

Сделать мини книгу рецептов «Полезное варенье, по бабушкиному

ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

СПРОСИТЬ У ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

ПОСМОТРЕТЬ В КНИГАХ

ПОСМОТРЕТЬ ТЕЛЕПЕРЕДАЧУ,ВИДИОФИЛЬМ.

ПОНАБЛЮДАТЬ

ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ

ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ У КОМПЬЮТОРА

СВЯЗАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

НАПИСАТЬ ПИСЬМО ЛЮБОЗНАЙКЕ

• самостоятельность и инициатива,

• интерес к познавательной деятельности,

• умение планировать свои действия и достигать результата,

• умение самостоятельно придумывать и задавать вопросы , выражать свои мысли, желания, чувства, делать выводы.

Используемая литература и ресурсы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду . Пособие для воспитателей . - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие ) .

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

Группа №11 воспитатель Салахова М. Ю

Актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса :

2. Что мы хотим узнать?

3. Как узнаем об этом?

Сам процесс деятельности состоит из 4 этапов.

3. Реализация проекта.

4. Завершение проекта с дальнейшей презентацией.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.

В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта:

1. План - утренний групповой сбор.

2. Дело - работа в центрах активности.

3. Анализ - ежедневный сбор информации.

Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, мы начинаем работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора. Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.

Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов.

1-й этап — выбор темы

Выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

- Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процесс изготовления и ее применение.

- Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.

- Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.

- Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

- Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимания, память и мышления, развивать мелкую моторику рук.

- Обогащение активного словаря: шероховатая, глянцевая, гофрированная, тонкая, гладкая, металлическая.

2-й этап — планирование

Мы, помогая в решении данных задач, задаем детям вопросы, инициируя общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о бумаги. По мере того, как дети отвечают на вопрос, фиксируем их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. В нашем случае мы зафиксировали ответы детей в таблице.

ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.

3-й этап — реализация проекта

И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта

Анализируем проделанную работу, собранную информацию родителей и детей, которая позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Далее проводим подготовку продукта деятельности к презентации.

Дети представляют зрителям презентации исследований, приготовленных совместно с родителями.

Из презентации Миланы дети узнали о происхождении бумажной посуды.

Ратмир рассказал, как можно изготовить бумагу в домашних условиях.

Александра поделилась своей информацией о фольге, что из фольги можно сделать поделки.

Артем рассказал о том, что делают из макулатуры и собирая ее мы спасаем деревья.

Семья Киры собрала информацию о елочной бумажной игрушки прошлого.

Конечный продукт нашей совместной работы: воспитатель – дети – родители – это лэпбук, который будет использоваться при планировании дальнейшей работы с детьми.

Наполняемость лэпбука осуществляется нами и исследованиями родителей и детей.

Модель трех вопросов предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности

Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:

1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.

2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.

3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Действуя по данной технологии, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального района Янаульский район


Подготовили: А.В.Суфиярова, Д.Р. Галиева,

Инновационная деятельность в рамках данной площадки осуществляется под руководством куратора Альбины Виловны.

Слайд 4. В состав рабочей группы по инновационной площадке входят:

- заведующий Валиахметова Ю.И.

-старший воспитатель Султанахметова И.Г.

-воспитатель Суфиярова А.В.

-воспитатель Галиева Д.Р.

-педагог-психолог Валимухаметова Г.К.

Инновационная площадка будет функционировать три года.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

Что мы хотим узнать?

Как или где узнаем об этом?

План — это утренний групповой сбор.

Дело — это работа в центрах активности.

Анализ— это ежедневный небольшой итоговый сбор.

Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, педагог начинает работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора.

Утренний сбор — это разговор на свободную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.

Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов:

1-й этап — выбор темы

Слайд 8. На данном этапе формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

Слайд 9. 2-й этап — планирование

Воспитатель помогает в решении задачи, используя модель трех вопросов, где будут отражаться виды деятельности, направленные на реализацию проекта в соответствии с возрастом детей. Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.

Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.

Слайд 11. 3-й этап — реализация проекта

На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду. Воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта. В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности. Слайд 12. Педагог организовывает деятельность детей в центрах активности (Центр математики, центр экспериментирования, книжный центр, центр конструирования, центр творчества), направляет и контролирует осуществление проекта, то есть выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности.

Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать.

Слайд 13. И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта

Его можно рассматривать как основу для дальнейших действий. Ответы можно зафиксировать в таблице, анализ которой позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Завершив проект, педагог проводит подготовку продукта деятельности. Дети представляют зрителям, в нашем случае родителям конечный продукт деятельности.

Слайд 14. Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, стоящую перед воспитанниками. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Лугавская СОШ № 19 д-сад

Семинар – практикум на тему:

с. Лугавское, 2017 г.

Метод проектов.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, стоящую перед воспитанниками. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. (Слайд 2.)

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Ход мастер - класса.




А теперь подойдите друг к другу и попрошу садиться по группам. Данная игра позволит быстро сформировать социально активные подгруппы.


Команды готовы. Сейчас вам выдается листок бумаги и 1 карандаш. Ваша задача молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На это отводится 1 минута.

Данная игра развивает чувство делового сотрудничества в участниках.


Что же собой представляет ПРОЕКТ?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Рассмотрим типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой) (Слайд 4).

Тип проекта

Возраст детей

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Проект должен состоять из следующих этапов: (Слайд 5).

Проблема (выбор темы). Постановка проблемы, заданная конкретной темой.

Проектирование или планирование. Следующий этап требует постановки цели и план его достижения.

Поиск информации. Важным и объемным этапом проекта является работа с информацией.

Презентация. Способность доказать и правильно преподнести свой труд исследования, легче всего в презентации. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.).

Портфолио. Каждому участнику проекта предоставляется право использовать свои труды для портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, поэтому при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Рассмотрим эту модель. Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как мы узнаем это?


Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме. Педагог ориентируется сам и помогает сориентироваться детям в способах получения и уточнения знаний. Дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. (Слайд 7).


Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок должен добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово фрукты ассоциируется у нас с формой, следующая ветвь – цвет. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, продукт, может ассоциироваться со здоровьем, витаминами и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Системная паутинка (Слайд 8).

В ней перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям ФГОС ДО (на слайде вашему вниманию представлены эти области, которые вам уже знакомы):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельности в рамках проекта во время режимных моментов.

Важно в работе над проектом следовать оформлению отчета исследования, структура которого представлена на слайде (Слайд 9).

Структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

Визитной карточкой отчета является правильно оформленный титульный лист, на котором указаны: название проекта, тип проекта, временные рамки проекта и автор проекта.

Титульный лист.

Следующей важной аргументацией работы выступает новизна и оригинальность сформулированной темы исследования.

Тема проекта.

Тема проекта подразумевает определение цели исследования.

Цель проекта.

Затем из цели вытекают задачи исследования: образовательные, развивающие и воспитательные.

Задачи проекта.

Перечисление всех видов детской деятельности и форм совместной деятельности в ходе проекта представляются в системной паутинке.

Системная паутинка проекта.

Задачи проекта определяют ожидаемые результаты исследования.

Ожидаемые результаты проекта.

Краткое содержание проекта включает в себя следующие этапы:

подготовительный, деятельностный и завершающий. На этих этапах описывается краткая деятельность всех участников проекта.

Следующим этапом в структуре оформления проектной документации является описание продукта проекта.

Описание продукта проекта.

Демонстрация продуктов проекта окружающим представляется в презентации (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

Презентация проекта.

Практическая часть (Слайд 10).

Выбор темы проекта.

Разработка исследования с использованием новых способов проектов.

Представление продукта проекта и рефлексия.


Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем это?

Книгу делают из бумаги

Как появилась книга?

Сходить в библиотеку.

Книги бывают разными: о природе, сказки, стихи

На чем раньше писали люди?

Найти информацию в компьютере.

Купить книгу можно в магазине

Когда книга стала бумажной?

Прочитать в энциклопедии.

Книги пишут писатели, а художники рисуют картинки

Как делают книгу?

Побывать в типографии.

Пример символов сбора информации.



В заключении хочется прочитать притчу:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Благодарю всех за участие в семинаре - практикуме.

Желаю вам успеха! (Слайд 11).

Библиографический список

1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] // М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. [Текст] // М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Журнал/Детский сад будущего – галерея творческих проектов. [Текст] // Роспечать. 2013.- №2 (11). С. 9-16.

4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

Читайте также: