Технология утренний сбор в детском саду по фгос

Обновлено: 05.10.2024

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 10 до 15 минут.

Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.

Основными задачами утреннего сбора являются:

  • создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
  • формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
  • стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
  • развитие произвольной регуляции поведения;
  • развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
  • формирование представлений об окружающем мире.

Структура утреннего круга:

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Утренний КРУГ – это ритмически организованное, по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей

ВложениеРазмер
utrenniy_sbor.docx 25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель Руденко Ольга Васильевна, старший воспитатель Шумского детского сада

Технология утреннего сбора

Утренний КРУГ – это ритмически организованное, по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей

Основные задачи Утреннего круга:

• создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

• формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

• стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;

• развитие произвольной регуляции поведения;

• развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;

• формирование представлений об окружающем мире. В зависимости от особенностей детей, посещающих группу, на Утреннем круге могут ставиться и решаться и другие задачи.

•Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность.

•Правила и их формулировки обговариваются с детьми.

•Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов.

Основные составляющие КРУГА:

- игры по правилам;

Вопросы для начала группового сбора

  • Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?

Какое у вас настроение?

Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?

Кто очень хочет задать вопрос?

Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?

О чём бы вы хотели узнать?

Что бы вы хотели посоветовать?

Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

Круг начинается с приветствия .

По мере того как дети привыкают к новым вариантам приветствия, они приспо-сабливают их к старым, привычным и вносят собственные идеи.

2. Сенсорные игры

Сенсорные игры – важная составляющая Круга. Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка.

3. Ритмические игры.

Ритмические игры – основное наполнение Круга. Их цель – эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями. Ритм играет важную роль в организации поведения ребенка.

4. Игры по правилам.

Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры.

Окончание Утреннего круга должно быть отмечено общим стихотворением, песенкой или кратким объявлением о предстоящих течение дня событиях.

Звучит загадочная музыка. Дети под музыку собираются около воспитателя.

Воспитатель. Ребята, фантастическая музыка приглашает вас на утренний сбор.

Так как сегодня день чудес и волшебства я вам предлагаю встать в круг загадочным способом, по оттенку волос: светлый волос, темный, светлый

Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились?

Какое у вас настроение?

1. Приветствие 2 мин

- Давайте с вами совсем необычно поздороваемся.

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок - здороваются за руку,

Два хлопка – здороваются плечиками,

Три хлопка – здороваются спинками

(обращать внимание на успех детей в выполнении задания, внимательности)

Воспитатель. Молодцы! Все были внимательными.

Воспитатель. А давайте проверим наше настроение! У кого улучшилось настроение нужно хлопнуть в ладоши.

Посмотрите друг на друга. У всех ли улыбающиеся лица?

Воспитатель. Сегодня день волшебства и чудес, но девочка Алена, которой не было, когда мы говорили об этом в понедельник, этого не знает, я хочу Алене послать телеграмму.

- Телеграмма. 2 мин (восстановление дыхания )

Телеграмму мы будем передавать пожатием руки. Руки опущены.

2. Сенсорная игра .

Послушай тишину – 5 мин

Воспитатель. Волшебный день для всех особенный, появляются особенности волшебного слуха.

Предложить детям вытянуть руки вперед и закрыть глаза, 1 – 2 минуты посидеть в тишине, поймать в ладошки самые необычные звуки тишины.

За это время они должны попытаться услышать как можно больше необычных звуков.

3. МПИгра – 5 мин (дети светлый волос )

Воспитатель . Сегодня все вокруг должно быть необычным.

Воспитатель : ребята я хочу и вас превратиться в различные предметы, сделать любым веществом

Воспитатель. Тот, кого я задену волшебной палочкой, должен

4. Обмен новостями 5 мин

Воспитатель . Приглашаю вас присесть на ковер. Сегодня нам будет встречаться много волшебных вещей.

У нас с вами есть магический шар, он рассказывает про все на свете.

Шар волшебный друг от друга

Принимаем мы по кругу.

Дети передают друг другу шар, у кого она в руках тот рассказывает о том, какие волшебные – добрые дела он совершил вчера.

3. Планирование дня . 5 мин. (дети темный волос)

Воспитатель. Я хочу доверить вам в руки волшебную палочку. У кого окажется в руках волшебная палочка, тот должен загадать желание - дело, которым он сегодня хочет заняться по нашей теме в центрах (слушать волшебную музыку, читать книги о волшебниках, проводить эксперименты, опыты, наблюдать за явлениями природы). Воспитатель корректирует, вносит свои предложения

О чём бы вы хотели сегодня что-либо узнать?

И гра в заключение ежедневного утреннего круга – 2 мин

Воспитатель. В заключении нашего сбора я предлагаю вам превратиться в одно большое доброе волшебное животное.

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе одно большое сильное и доброе животное.

Ведущий просит послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково, так, как будто дышит одно большое животное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Непосредственно образовательная деятельность Показательное занятие для родителей на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга васильевна

Непосредственно образовательная деятельность из области познания направлена на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста. На расширение кругозора детей по.


Комплексный проект "Летний марафон"- воспитательно-оздоровительная программа "летней площадки" в ДОУ. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Проект "Летний Марафон" представляет комплексную летне-оздоровительную программу в форме "летней площадки". Перспективное планирование на три месяца летнего периода. Все виды детской деятельности. Те.


Социально-личностный проект "Издание газеты детского сада, как один из способов повышения информированности родителей". Составитель старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Повышению уровня информированности родителей о деятельности детского сада способствует использование в практике работы учреждения малотиражной газеты для родителей. Газета.


Авторская разработка развлекательного мероприятия. Праздник Нептуна "Волшебство Снежной Королевы". Составитель старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Необычное приключение на водах царя Нептуна с привлечением героини из зимней сказки "Снежная королева" разнообразит репертуар сценариев интернета. Авторское разработка поможет педагогам провести.


Конспекты образовательной деятельности в старшей группе по тематической неделе "Мой любимый детский сад". Составитель - старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна


Ведущий выводит детей Ведущий. Листик желтый на ладони,Он когда-то был зеленым.К нам в окошко прилетел,От чего он пожелтел?У кого друзья не спросим –Все ответят…..Ведущий и дет.



В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения утреннего сбора [3, с.5].

Мы видели, что дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в планировании дневных дел в группе, могут четко сказать, что им нравится / не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам, действиям, действиям других.

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты [1, с.12].

Основная цель утреннего сбора: создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.

Структура группового (утреннего) сбора:

  1. Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки). 1–3 минуты
  2. Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание). 2–5 минут
  3. Обмен новостями. 2–10 минут
  4. Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности). 5–12 минут [3, c.10].

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жесткой рамки нет, равно как нет жесткого закрепления структуры. Все зависит от возрастной группы и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослый ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Для начала мы выбрали для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора — звон колокольчика.

Сбор проходил в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидели на коврике на подушечках.

Для приветствия мы использовали различные предметы (любимую игрушку, мяч, флажок, волшебную палочку, микрофон), которые передавали по кругу тому, кому предназначалось приветствие.

Также использовали стихотворные, песенные приветствия; здоровались ладошками, плечиками, дарили разнообразные пожелания, комплименты.

Затем мы проводили игры:

– игры-цепочки и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело [2, с.28].

Данному разделу группового сбора мы уделили наибольшее внимание. Дети рассказывали, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Мы предложили ребятам самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях, пояснив, чтобы они не останавливались на новостях, связанных с покупкой вещей.

Также на данном этапе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует, / сколько дней осталось до ближайшего дня рождения,/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Дети не просто отмечали время года, но и называли предыдущее и следующее; перечисляли признаки текущего времени года.

Динамическую паузу мы проводили также в соответствии с тематическим проектом.

Реклама деятельности в уголках — важная часть группового сбора. Дети не просто выбирали уголки, в которые хотят пойти, но и сами решали, в каком уголке можно решить ту или иную задачу [3, с.47].

В ходе этого этапа сообщалась информация: о плане деятельности на текущий день (проводилась презентация уголков, сообщалось детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагалось подумать и решить, в какой центр они пойдут).

Уголки открыты ежедневно, интегративны по своей сути. Они наполнены разнообразными развивающими играми и дидактическими материалами. В непопулярном для детей уголке мы сами организовывали работу. Если в уголке предлагались значимые для развития материалы, но дети их игнорировали, мы на 1 день закрывали уголок, который отвлекал детей.

Таким образом, утренний сбор — один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас [4, с.34].

Результаты работы по данной технологии: уровень социально-коммуникативного развития воспитанников 4–5 лет (средняя подгруппа) по итогам работы в 2016–17уч. году — 57 %; воспитанников 5–6 лет(старшая подгруппа) по итогам работы в 2017–18уч. году -79,5 %; воспитанников 6–7 лет(подготовительная подгруппа) по итогам работы в 2018–19уч. году — 91 % (обследовано 12 воспитанников старшей разновозрастной группы).

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом [4, с. 37].

Утренний сбор объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество [1, с. 40].

Основные термины (генерируются автоматически): утренний сбор, ребенок, групповой сбор, итог работы, уголок, день, игра, планирование дня, совместная деятельность, старшая разновозрастная группа.

В данной работе рассматривается методика проведения утреннего сбора.

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Задачи:

1. Ознакомить со структурными элементами утреннего сбора.
2. Обратить внимание на важность создания воспитателем психолого-педагогических условий во время проведения утреннего сбора.
3. Оказать помощь и поддержку воспитателям в организации и проведении утреннего сбора.

Одним из основных принципов организации образовательного процесса в ДОУ, которые предъявлялись к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, но является актуальным и в условиях введения ФГОС – принцип интеграции.

Интеграция – объединение и в образовательном процессе ДОУ рассматривает ряд таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Принцип развивающего образования, в условиях нового ФГОС предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребёнку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей.

Цели и задачи, а также структура утреннего сбора и содержание практических материалов в центрах показывают наглядно, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребёнку в условиях ФГОС.

Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов.

Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные возможно связать с требуемой темой.

Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

На утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с тематическим проектом.

Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.

  • Предоставление права выбора центра активности.

Завершающий элемент структуры утреннего сбора – презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора, а педагог может использовать этот момент и как образовательный.

У детей формируется познавательный интерес, так необходимый для дальнейшего обучения в школе. Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Утренний сбор (практическая часть).

Один из методов и приемов сбора детей – звуковой сигнал (колокольчик).

Дети (педагоги) берут стульчики, ставят их по кругу и садятся (могут сесть на ковёр).

Минутка вхождения или установление сопричастности, общности детей и взрослых группы:

УТРО В ДЕТСКОМ САДУ. Приветствие

Встанем (сядем) рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

Обмен информацией.

- Что же у нас за окном? Какой мелкий, моросящий дождик. Серые и низко проплывающие тучи. Сегодня среда, 8 октября. Октябрь – это осенний месяц.

- Сколько сегодня нас в группе? Девочек? Мальчиков?

Динамическая пауза.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз,

Угольки нашлись у нас.

Зайка вышел как живой.

Он с хвостом и головой!

За усы не тяни, из соломинок они!

Длинные, блестящие, словно настоящие!

Игра по теме проекта (дети повторяют слова и движения)

Сорока – белобока кашку варила, деток кормила.

Каких деток кормила? Кто любит трудиться, и ей помогали!

Дрова рубили, воду носили, пол подметали, печку топили, тесто месили.

Предоставление права выбора центра активности.

Литература

2. Югорский Трамплин: программа дошкольного образования, ориентированная на ребёнка./Под ред. Юдиной Е.Г., Москва: Издательство “Алекс” (ИП Поликанин А.А.), 2010. – 80 с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: