Наблюдение за рябиной в старшей группе зимой

Обновлено: 05.10.2024

Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Сравнить осеннюю и зимнюю рябину по картинке. Что изменилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревьях зимой.

Воспитатель задает детям вопросы.

● Что произошло с рябиной?

● Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?

● Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов?

● Кто питается ягодами рябины?

Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки.

Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

Подвижные игры

"Мороз-красный нос", "Пройди по кругу".

Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.

Индивидуальная работа

"По длинной дорожке".

Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.

Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями

– формировать понятия о смене времен года;

– дать представление об особенностях каждого сезона.

Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора!

П. Образцов

Март – первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.

21 марта – день весеннего равноденствия, т. е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.

Март – это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.

Воспитатель задает детям вопросы.

● Перечислите признаки весны.

● Какой сейчас месяц?

● Что происходит со снегом весной?

● Как изменяется жизнь человека весной?

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке.

Цель: формировать трудовые умения.

Подвижные игры

"Кто останется в кругу?", "Живой лабиринт".

– развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений;

– тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.

Индивидуальная работа

Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

Прогулка 2
Наблюдение за воробьем

– продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице – воробье;

– обогащать словарный запас художественным словом о воробье;

– активизировать внимание и память;

– учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

В канаве с водою талой
Плещется воробей,
У темной ольхи я встала,
Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть…
Задорный, лихой воробьишка -
Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу,
Забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!

Воспитатель задает детям вопросы.

● Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?

● Где любят жить воробьи – в лесу или по соседству с человеком? Почему?

● Кого боятся воробьи?

● Чем они питаются весной?

● Как люди должны заботиться о птицах?

Трудовая деятельность

Расчистка грядок на огороде от старых сорняков.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижные игры

– учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая;

– развивать ловкость, внимательность.

"Мыши в кладовой".

Цель: тренировать в пролезании под дугу или веревку.

Индивидуальная работа

Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Прогулка 3
Наблюдение за ивой

– знакомить с особенностями деревьев в весеннее время (в каком состоянии они находятся);

– обращать внимание на деревья, пробуждающиеся самыми первыми.

Весна еще не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь ива распустила
Кудрявые барашки.

Барашки золотые
Бегут по тонким веткам,
Веселые, живые,
Как маленькие детки.

В марте – апреле появились на ивовых ветках пухлые почки, сбросила она с них колпачки, и сережки стали ярко-желтыми, похожими на цыплят. Цветки прикрыты пушистыми волосками, защищающими нектаринки от дождя и холода. Шмели летят к ивам собирать медовый нектар. Иву остролистую в народе называют вербой.

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Подвижные игры

"Гуси-гуси", "Перенеси предметы".

– учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному;

– развивать точность, быстроту, ловкость.

Индивидуальная работа

Упражнение с мячом.

Цель: закреплять умение бросать мяч вверх и ловить двумя руками.

Прогулка 4
Наблюдение за работой дворника

– активизировать познавательную деятельность;

– развивать умение видеть целесообразность трудовых действий;

– учить оценивать результаты труда.

Воспитатель задает детям вопросы.

● Кто обрезает деревья?

● Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами – секатором.)

● С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.)

● Почему профессия называется – дворник?

Трудовая деятельность

Уборка обрезанных дворником веток в определенное место.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры

"Ворона и воробей".

Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Прогулка 5
Наблюдение за легковым автомобилем

– продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта;

– воспитывать положительное отношение к людям труда.

Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы.

● Почему он так называется?

● Какие вы видите автомобили?

● Какие автомобили перевозят людей?

● Чем отличается автобус от легковой машины?

● Что у них общего?

● Кто водит машину?

Спешат автобусы,
Спешат машины легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке, погрузка прошлогодних листьев на носилки.

– приучать поддерживать порядок на участке;

– воспитывать желание помогать другим.

Подвижные игры

"Не замочи ног", "Извилистая тропинка".

Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.

1. Продолжать знакомство с рябиной, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.

2. Воспитывать бережное отношение к дереву, как объекту природы.

Ход прогулки:

Д. Рябина

В. «Наливная, спелая рябина,

Не грусти, краснея под окном,

Ты зимой холодною и длинной

Что произошло с рябиной? Почему на ней нет листьев, а ягоды остались?

Д. Облетели осенью, а ягодами питаются птицы.

В. Какие птицы прилетают полакомиться ягодами перелетные или зимующие?

В. Вокруг нас много снега, особенно возле деревьев. Ребята, а как вы думаете, для чего нужен он и что было бы с рябиной, если бы не снег?

Д. Снег согревает дерево.

В. Правильно, снег-сдерживает тепло. Зимой все деревья спят, ветки хрупкие, корни слабеют и промерзают, поэтому после холодной зимы, а если она была еще и малоснежной, то растения погибают.

А действительно ли снег держит тепло и не дает промерзнуть корням? Для этого мы проделаем небольшой опыт: возьмем 2 одинаковые бутылочки, наполним их теплой водой, одну поставим на снег, а другу закопаем в снег, а в конце прогулки выясним, какая из них будет теплее. (в морозный день разница температуры воды в бутылочке под снегом будет хорошо заметна, она будет теплее, т. к снег удерживает тепло).

В. Ребята, а почему мы должны заботиться о рябине?

Д. Она красивая, приносит пользу и украшает наш участок.

Д. Ягоды рябины, расклеванные птицами.



1. Сбор снега на участке и присыпание корней

2. Чистка кормушек

Индивидуальная работа с детьми:

Занятие — наблюдение за рябиной в сентябре для детей подготовительной к школе группы На экологической тропе нашего детского сада стоит красавица рябина. Воспитатель: ребята, отгадайте русскую загадку о каком дереве говорится.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Королёвой Екатерины Вячеславовны

( специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43А)

Дата: 31.01.2019.

Группа : 2младшая (3-4года)

Воспитатель : Мальцева Ольга Владимировна

Руководитель практики: Климова Юлия Юрьевна

Методис т: Эйвазова Юлия Николаевна

Вид НОД : организация прогулки

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная.

Форма организации : фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

Дети демонстрируют знания о правилах безопасного поведения на прогулке.

Настроены на предстоящую деятельность.

Дети проявляют познавательный интерес, любознательность к деревну-рябине

Дети демонстрируют умения двигаться друг за другом не наталкиваясь, останавливаться и действовать по команде воспитателя.

Дети умеют самостоятельно организовать собственную деятельность .

Дети внимательно слушают воспитателя, собирают игрушки, анализируют собственную деятельности на прогулке.

Цель : развитие у детей познавательной активности, любознательности, в процессе наблюдения за рябиной.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к деревьям как к живому объекту.

-воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию по средством решения личностных (интеллектуальных ) затруднений

-воспитывать трудолюбие посредством стимулирования к посильному труду

участию в совместной трудовой деятельности

Развивающие:

-развивать познавательные интересы, речь, мышление, фантазию и воображение;

-развивать у детей умение согласовывать движения со словами

-закреплять умение детей двигаться друг за другом не наталкиваясь,

останавливаться и действовать по команде воспитателя.

-развивать словарный запас, активизировать внимание, память любознательность.

-развивать навыки ориентировки в пространстве

- развивать выносливость, меткость, ловкость.

- формировать знание детей о дереве – рябина.

- учить работать сообща, помогать друг другу .

-учить собирать внимание детей, актуализировать знания о безопасном поведении ребенка на прогулке, настроить их на предстоящую деятельность.

У Аней, воспитывать посредством стимулирования к посильному участию в совместной трудовой деятельности.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности.

Учебно-методический комплект:

Предварительная работа: беседа о

Организационный

о безопасном поведении

ребенка на прогулке,

настроить их на

Педагог с детьми собирается на прогулку. Педагог напоминает безопасного поведения на прогулке.

-Ребята, надеваем футболки, колготки, кофты, затем одеваем штаны. Подходим берем надеваем обувь. Затем надеваем шапку и куртку.

-Ребята, давайте вспомним правило поведения на прогулке. Что нельзя делать на прогулке?

-Правильно, выходим на прогулку спокойно, строимся парами, друг за другом. С площадки не убегаем, песком, камнями и палками не кидаемся, за веранду не убегаем.

Сосредотачивают внимание. Проявляют заинтересованность.

Внимание детей собранно. Дети знают правила безопасного поведения на прогулке. Настроены на предстоящую деятельность

развивать словарный запас, активизировать внимание, память любознательность,

воспитывать бережное отношение к деревьям как к живому объекту.

формировать знание детей о дереве – рябина

Наблюдение Частично-поисковый метод Художественное слово

Воспитатель с детьми стоят у рябины.

Воспитатель читает детям загадку.

Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
(Рябина)

-Верно это рябина. Ребята, посмотрите на нашу рябину, дотроньтесь до её шероховатого ствола, посмотрите вверх – на ветках рябины, что у этого дерева есть, а у других нет?(Ягоды)

-Правильно, на них сохранились ягоды, полюбуйтесь ими.

-Почему зимой у деревьев нет листьев? (Потому, что зимой деревья спят.)

Воспитатель срывает веточку рябины и показывает детям.

-Посмотрите, какие ягоды?

Как называется это дерево? (Рябина.)?

Предложить детям попробовать ягоды рябины. (Плоды круглые, холодные, горькие на вкус. На красных ягодах лежит белый снег, птицы прилетают и клюют ягоды рябины. Очень нарядное растение. Из свежих ягод рябины отжимают сок, очень полезный при простуде.)

Выражают собственные суждения, своё мнение

Дети проявляют познавательный интерес, любознательность, имеют представление о дереве рябине.

Трудовая деятельность

воспитывать трудолюбие посредством стимулирования к посильному

участию в совместной трудовой деятельности;

учить правильно пользоваться веничками, доводить начатое дело до конца

Воспитатель предлагает детям пройти на участок и подмести дорожки на своём участке

- Предлагаю вам пройти на свой участок и подмести дорожки от снега на территории детского сада .

-Ребята, какие вы молодцы, так чисто стало на нашем участке

Дети берут венички ,совочки подметают дорожки на участке

Дети проявляют трудолюбие посредством стимулирования к посильному

участию в совместной трудовой деятельности;

демонстрируют правильное пользование веничками, доводят начатое дело до конца

3. Подвижная игра

Учить внимательно слушать команды воспитателя, развивать внимание, быстроту.

внимательное отношение к сверстникам.

Воспитатель с детьми стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры.

-Сначала нам нужно выбрать ведущего. Кто хочет, ребята? (многие хотят быть ведущим и первый раз воспитатель сама выбирает ведущего)

-Давайте выберем Ваню, он был самым быстрым, самым внимательным, когда собиралась на прогулку. Ваня будет Волком, одевай колпачок и вставай в круг. А мы пойдём на другую сторону площадки На другой стороне обозначаются кружками места зайцев. Волк обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.

-Кому не понятны правила?

Бегают в рассыпную, реагируют на сигнал.

Дети слушают команды воспитателя, бережно относятся к сверстникам.

4.Подведение итогов

Побудить к анализу собственной деятельности на прогулке

Воспитатель с детьми стоят в кругу.

Воспитатель побуждает детей к анализу .

-Давайте подведём итоги. Что мы сегодня делали?Что рассматривали?(Рябину) ?

-Какой ствол у рябины(шершавый)?

-Что есть у рябины на ветках??

- Какие ягоды у рябины?

Дети взаимодействуют с педагогом

Дети анализируют результаты своей деятельности, выражают свои чувства

5.Самостоятельная деятельность (индивидуальная деятельность)

учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, находить себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.

В индивидуальной деятельности развивать выносливость, меткость, ловкость.

Ситуация свободного выбора

Ребята, вы можете вынести поиграть любые игрушки из нашего домика и поиграть.

Воспитатель проводит индивидуальную работу с Аней и Сашей.

После дети занимаются свободной деятельностью.

Выбирают вид деятельности, участников совместной деятельности, проявляют инициативу, сотрудничают с педагогом и сверстниками

Дети умеют самостоятельно организовать собственную деятельность во взаимодействии со сверстниками.

6. Заключительная часть

Воспитывать умение слушать воспитателя, привлечь внимание, организовать сбор игрушек.

Воспитатель побуждает детей на сбор игрушек.

Воспитатель заводит детей в садик.

-Ребята, подошло время закончить нашу прогулку. Собираем все игрушки . отряхиваемся, теперь строимся парами и идём в детский садик.

-Снимаем обувь и проходим в раздевалку. Надеваем одежду в которой вы ходите в группе и идём мыть руки.

Дети внимательно слушают воспитателя, собирают игрушки, анализируют собственную деятельности на прогулке

Зимняя прогулка в детском саду. Подготовительная группа

Цели:

— расширять знания о рябине;

— продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Нарядилась рябинушка, вышла погулять.

Платье в красных бусинках — их не сосчитать.

Стала с ребятишками хоровод водить,

С платьица по бусинке каждому дарить.

Стали ярче рябинушки щеки детворы,

Щедрые у рябинушки для детей дары!

Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.

Читайте также: