Технология выращивания культурных растений 5 класс

Обновлено: 05.10.2024

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

2. Метапредметные результаты

регулятивные: формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

познавательные: умение определять понятия, классифицировать, делать выводы.

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ; работать в группе – устанавливать рабочие отношения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

3. Предметные результаты:

Обучающиеся получат возможность научиться:

Классификация видов растениеводства и сельскохозяйственных культур

Владение методами чтения и способами графического представления информации

Выявление допущенных ошибок в процессе труда и их исправление.

Тема урока: Сельское хозяйство и его структура. Направления растениеводства. Понятия однолетние и многолетние растения.

  1. Знакомство с отраслями сельского хозяйства и направлениями растениеводства.
  2. Формирование знаний о сельскохозяйственных культурах и продолжительности их жизни.
  • овладеть методами чтения и способами графического представления информации;
  • сформировать понятия: отрасль сельского хозяйства, основная задача растениеводства, направления (виды) растениеводства, культурное растение, сельскохозяйственные культуры: зерновые, хлеба первой группы, хлеба второй группы, зернобобовые, плодовые и ягодные культуры, овощные культуры, кормовые травы; однолетние, двулетние и многолетние растения;
  • сформировать умение находить достоверную и скрытую информацию в тексте;
  • сформировать умение самостоятельно определять цели своего обучения;
  • …владение основами самоконтроля, самооценки.
  • сформировать умение работы в паре, в группе;
  • сформировать умение создавать письменные тексты.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: беседа, демонстрация.

Формы организации работы с учащимися: групповая, индивидуальная.

Объекты труда: опорный конспект, гербарий

Межпредметные связи: биология

Информационные источники для учителя:

Информационные источники для учащихся:

  • В.Д. Симоненко Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных учреждений.
  • Практическая энциклопедия садовода. Электронное пособие.
  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Целепологание – 2 мин.
  3. Критерии оценивания работы на уроке.
  4. Изложение нового материала – 20 мин
  5. Закрепление изученного материала – 15 мин
  6. Проверка выполненных работ –2 мин
  7. Рефлексия – 2 мин
  8. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин

Учителя приветствуют ребят, отмечают отсутствующих.

Учитель: Ребята, мы с вами живем в сельской местности. Наши папы, мамы, бабушки и дедушки трудятся на предприятиях нашего поселка. И многие семьи имеют целые династии животноводов, механизаторов, доярок. Многие из них являются передовиками производства. Эти профессии возникли давно. А как вы думаете, долго ли они будут существовать?

Ответы учащихся: Эти профессии будут еще долго существовать.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся: В сельском хозяйстве выращивают пшеницу, животных, получают мясо, молоко и т.д, т..е получают продукты питания.

Учитель: Давайте представим, что к вам приехал зарубежный гость и просит вас рассказать о сельском хозяйстве.

Работая в парах, придумайте по несколько предложений (1-3) о сельском хозяйстве, используя ключевые слова (сельское хозяйство, продукты питания и сырье для промышленности (ткацких фабрик, пищевой промышленности и т.д.), отрасли сельского хозяйства, направления растениеводства, сельскохозяйственные культуры), расскажите о сельском хозяйстве иностранному гостю.

Рассказ учащихся о сельском хозяйстве.

Учитель: Полным ли получился наш рассказ?

Ответ учащихся: Нет

Учитель: А как вы думаете, почему?

Ответы учащихся: Потому что мы не все знаем?

Учитель: А хотели бы узнать?

Ответы учащихся: Да.

Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока (т.е с чем мы должны с вами познакомиться и изучить)

Ответы учащихся: Познакомиться отраслями сельского хозяйства, с выращиваемыми культурами.

Учитель: В течение всего урока мы с вами будем работать с данной схемой, изучая новый материал, будем постепенно ее заполнять.

Учитель: Познакомиться с отраслями сельского хозяйства и с направлениями растениеводства нам поможет следующие задание. Вам предстоит, работая в парах, прочитать текст, найти и обсудить ответы на вопросы, которые находятся в конце текста.

Задание 2 (работа с текстом - смысловое чтение)

Время выполнения задания 7 минут

Работа в парах: Прочитайте предложенный текст, найдите и обсудите ответы на вопросы. Познакомьте одноклассников с основной мыслью прочитанного текста, используя свои ответы на вопросы. Помогите учителю в заполнении таблицы.

Карточка- задание 1.

Сельское хозяйство и промышленность – два основных вида материального производства в нашей стране. Основные задачи сельского производства – выращивание культурных растений и разведение животных с целью получения продуктов питания и сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Для решения этих задач используются важнейшие природные ресурсы: земля, вода, электроэнергия; растения и животные, а также сельскохозяйственная техника. Сельское хозяйство делится на две отрасли: растениеводство и животноводство.

  1. На какие две отрасли делится сельское хозяйство?
  2. Какова основная задача растениеводства?

Карточка задания 2.

Растениево́дство — возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания , получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов , гибридов , форм сельскохозяйственных культур , особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах . Растениеводство включает в себя полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство.

  1. Почему производство нашей страны невозможно представить без растениеводства?
  2. Какие направления включает в себя растениеводство?

Карточка – задание 3.

Растениеводство обеспечивает население страны продуктами питания, животных – растительными кормами, а многие отросли промышленным сырьем.

Животноводство обеспечивает население продуктами питания, живой тягловой силой, легкую промышленность – сырьем, а животноводство – органическими удобрениями.

Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства тесно связаны между собой. Они комплексно (совместно) решают задачи повышения качества и количества урожая, увеличения надоев молока, привеса животных и т.д.

  1. В чем проявляется связь между животноводством и растениеводством?
  1. На что направлена совместная работа растениеводства и животноводства?

Карточка – задание 4.

Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами.

Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, т.е. культивирования. Ценные для человека свойства культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции.

Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных .

  1. Какие растения называются культурными?
  2. Какая отрасль сельского хозяйства занимается выведением новых сортов, гибридов культурных растений и пород животных?

Ответы на вопрос, самопроверка и заполнение таблицы (при ответах учащихся карточки и ответы на вопросы выводятся на слайдах).

Учитель : Из восьми перечисленных вами направлений (отраслей) растениеводства в нашей области более развиты: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство. (Слайд )

Полево́дство — одна из основных отраслей земледелия (растениеводства), связанная с производством полевых (преимущественно однолетних яровых и озимых) культур.

Овощеводство — отрасль растениеводства, занимающаяся производством овощей — сочных органов (плодов, корневых образований, клубней, луковиц, листьев, стеблей, соцветий) однолетних, мало- и многолетних травянистых растений, употребляемых в пищу в сыром и переработанном виде, а также съедобных грибов.

Плодоводство - отрасль растениеводства, занимающиеся разведением плодовых культур на обособленных земельных массивах и приусадебных участках (наз. плодовыми садами) с целью получения плодов, ягод и орехов.

Цветово́дство — отрасль растениеводства , занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов , создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта , а также для украшения жилых и производственных помещений.

Учитель: Давайте выясним, какими же культурами представлены эти отрасли. Для этого вам предстоит выполнить следующие задания.

Задание 3 (анализ предложенных культур (картинок) и выбор в соответствии заданием)

Время выполнения задания 5 минут

Работая в группе, рассмотрите предложенные картинки, познакомьтесь с культурами. Проанализируйте и определите, к какой группе относятся данные культуры, удалите лишние, если таковые имеются. Представьте вашу группу культур одноклассникам.

  • Полевые злаковые зерновые культуры
  • Полевые зерновые крупяные культуры
  • Зернобобовые культуры и кормовые травы
  • Плодовые и ягодные культуры
  • Овощные культуры

Работая в группе, рассмотрите предложенные картинки, познакомьтесь с культурами. Проанализируйте и предположите, к какой группе относятся данные культуры и их назначение, удалите лишнюю культуру. Представьте вашу группу культур одноклассникам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Характеристика и классификация культурных растений.ppt

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАСТЕНИЕВОДСТВО
Характеристика и классификация культурных растений
Технология 5 класс

Подумайте!
Подумайте и назовите известные вам овощные, плодовоягодные, полевые и декоративные культуры.

Овощные культуры
Декоративные культуры
полевые культуры
классификация культурных растений

Овощные культурные растения:
Плодовые овощи
Капустные (белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, цветная, брокколи, листовая капуста и др.;
3. Зеленые овощи
4. Пряно-вкусовые — анис, базилик, хрен
4. Луковые овощи
5.Клубнеплодные овощи
6. Корнеплодные овощи

Овощные культуры выращивают как в открытом (на грядках), так и в защищённом (в теплицах) грунте, где им создают оптимальные условия для роста и развития.

Плодово-ягодные культуры
К этой группе относятся агрокультуры, которые дают сочные плоды. Они представлены многолетними деревьями, кустарниками и даже травянистыми растениями. Плоды и ягоды являются ценными продуктами питания

Полевые культуры
К полевым культурам относятся культуры, выращиваемые на больших площадях сельскохозяйственных угодий. Технологии выращивания этих культур полностью механизированы.

Полевые культуры
зерновые культуры
клубнеплоды
корнеплоды
масленичные растения
прядильные растения
кормовые травы
растения, используемые в фармацевтической, пищевой и парфюмерной промышленности

лн
прядильные растения
Выращивают с целью получения
волокон, для изготовления ткани

Ромашка лекарственная
кукуруза
календула
валерьяна
лаванда
шалфей
растения, используемые в фармацевтической, пищевой и парфюмерной промышленности

Декоративные культуры используют для срезки букетов, создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта, а также для украшения жилых и производственных помещений.
Декоративные культуры

Травянистые декоративные культуры

сирень
гибикус
форзиция
Чебушник (жасмин)
гортензия
шиповник
Декоративные кустарники и деревья

Растения для украшения интерьера

ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО
Специалистами по выращиванию полевых, овощных и плодово-ягодных культур являют:
Полевод
Овощевод
Садовод

Эти специалисты обрабатывают почву, подготавливают удобрения, семена и рассаду выращиваемых культур, обеспечивают уход за ними, участвуют в сборе урожая.
Они должны знать биологию, химию, особенности выращиваемых культур и способы ухода за ними, Правила сбора, упаковки и сортировки продукции и многое другое.

Где можно получить профессию
Получить такие профессии можно в сельскохозяйственных колледжах,сельскохозяйственных академиях и аграрных университетах.

укажите культурные группы растений
Пример: огурец- это овощная группа.

ВОПРОС?
Верно ли утверждение: к полевым культурам относят .
Вариант ответа:
зерновые культуры, клубнеплоды, корнеплоды, масленичные растения, прядильные растения, кормовые травы

Краткое описание документа:

Глава 12 Технология растениеводстваПараграф 12 "Общая характеристика и классификация культурных растений"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 28 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 566 633 материала в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.04.2021 821
  • RAR 42.4 мбайт
  • 138 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шатовская Татьяна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Забайкалье в 2022 году обеспечат интернетом 83 школы

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Овощные культуры выращивают, используя рассадный и безрассадный способы посадки и посева.

Рассада — это молодые растения, выращенные из семян, с семядолями и первыми настоящими развитыми листьями (у капусты — 3 листа, у огурца — 3-5 листьев, у томата — 5-7 листьев) (рис. 146).


Рис. 146. Рассада овощных растений: а — огурец; б — томат; в — капуста (1 — скороспелая, 2 — среднеспелая, 3 — позднеспелая)

Рассадный способ возделывания позволяет получить урожай в более ранние сроки. Это очень важно, так как в средней полосе России лето короткое. Рассадным способом у нас выращивают томат, перец, баклажан, огурец, капусту. Рассаду выращивают заранее, в защищенном грунте (в теплицах, парниках, укрытиях), а затем высаживают на постоянное место в открытый или защищенный грунт.

Безрассадный способ — выращивание овощей путем посева семян в открытом грунте.

Семена овощных культур высевают широкорядным и рядовым способами (рис. 147).


Рис. 147. Схема способов посева семян и посадки сельскохозяйственных растений (размеры даны в сантиметрах): а — широкорядный; б — ленточный; в — рядовой; г — пунктирный; д — перекрестный; е — узкорядный; ж — гнездовой; з — квадратно-гнездовой

При широкорядном способе посева могут делать ленты (гряды) разной ширины (40-100 см). На широкой гряде (ленте) намечают несколько рядов (строк). В этом случае говорят, что семена высевают многострочными лентами. Строк в одной ленте может быть две и более. Расстояние между строками зависит от биологических особенностей растения. Ширина между отдельными лентами — 45-50 см (рис. 147, б).

При рядовом способе семена высевают рядами, расположенными на одинаковом расстоянии (12-26 см) друг от друга (рис. 147, в).

Кроме рассмотренных, при выращивании овощей применяют пунктирный (сахарная свёкла, бобовые), перекрестный (зерновые), гнездовой (земляника) и квадратно-гнездовой (кукуруза) способы посева семян (см. рис. 147).

Независимо от способа посадки растения выращивают с учетом площади питания. Площадь питания определяется количеством растения на 1 квадратном метре.

Выращивание однолетних овощных культур

К однолетним зеленным культурам относятся укроп, фенхель, кориандр, базилик, кресс-салат, шпинат, анис и некоторые другие растения. Семена этих растений высаживают в открытый грунт (на участок). Лучшие предшественники для этих растений — томаты, огурцы, корнеплоды, чистый пар.

Предшествующие культуры (предшественники) — культуры, которые возделывались на данном участке в предыдущий год.

Семена однолетних зеленных культур мелкие, поэтому их сажают неглубоко, на 1-4 см. Участок, где высевают зеленные культуры, нужно полностью освободить от сорняков и удобрить, так как эти растения требовательны к плодородию почвы.

Базилик — теплолюбивая зеленная культура. Его семена прорастают при температуре не ниже 15 °С. Семена высевают рядовым способом (см. рис. 147, в). Ширина междурядий — 26 см, глубина заделки семян — 1,0-1,5 см. Срок посева — середина мая.

Кресс-салат — холодостойкое растение. Сеют семена кресс-салата в конце апреля. Посев ленточный, двух-трехстрочный (см. рис. 147, б). Расстояние между лентами — 50 см, между строками — 20-30 см. Глубина заделки семян — 1 см.

Кориандр — холодостойкое растение, семена которого прорастают при температуре 4-6 °С. Посев семян кориандра проводят в середине апреля. Способ посева — широкорядный (рис. 147, а). Ширина междурядий — 45 см. Для получения зелени можно сеять однорядным способом с шириной между рядами 20 см. Семена заделывают на глубину 1-4 см, в зависимости от типа почвы. Посевы можно проводить до середины лета через каждые 2-3 недели.

Укроп — холодостойкое растение. Семена укропа прорастают при температуре 3 °С. Посев начинают ранней весной на участках, которые быстро освобождаются от снега и хорошо прогреваются солнцем. Семена высевают ленточным широкорядным способом с 2-5 строчками или рядовым. Ширина между строками — 15-20 см. Глубина заделки семян — 1,5-2 см. Если перед посевом семена укропа замочить, то выходы появятся на 5-7 дней раньше. Укроп можно высевать под зиму — в ноябре, на поверхность подготовленной почвы без заделки семян. После посева поверхность почвы с семенами мульчируют слоем 2-3 см.

Шпинат — холодостойкое растение. Семена прорастают при температуре 3-4 °С. Посевы можно проводить весной — в апреле, летом — в конце июля или начале августа и под зиму — в конце октября.

Практическая работа № 46
Прополка и прореживание всходов овощных растений

Вам потребуются: мотыга, бумага для гербария, карандаши, ручки, тетрадь, рабочие перчатки, вода, мыло, полотенце.

Правила безопасной работы

  1. В промежутках работы с мотыгой выносите ее на дорожку и кладите острием вниз.
  2. Не становитесь на колени во время ручного прореживания растений.
  3. После работы очистите инструменты от прилипшей почвы, приведите в порядок одежду и вымойте руки с мылом.

Порядок выполнения работы

  1. Изучите строение всходов моркови, столовой свёклы, репы, редьки, редиса, огурца, зернобобовых и других культур.
  2. Сделайте в тетради схематические рисунки способов их посева.
  3. Определите и запишите фазы развития всходов.
  4. Запишите расстояние между растениями до и после прореживания.
  5. Возьмите несколько растений каждого вида и проложите их бумагой для изготовления гербария.
  1. Вручную освободите от сорняков участки внутри ряда и в защитной полосе. Ширина защитной полосы — 20 см (по 10 см от ряда в стороны междурядий).
  2. Прополите и разрыхлите междурядья мотыгой.
  3. Сорную траву вынесите за пределы участка.

Задание 3. Прореживание всходов овощных культур.

Выполните прореживание всходов овощных растений:

Новые понятия

Рассада, рассадный и безрассадный способы посадки, широкорядный и рядовой способы посева, однолетние зеленные культуры, предшествующие культуры, чистый пар, открытый грунт, мульчирование.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Для выращивания культурных растений человек использует специальные технологии, называемые технологиями растениеводства или агротехнологиями. Культурные растения удовлетворяют материальные (пища, одежда) и нематериальные (озеленение) потребности человека. Тест составлен по учебнику под редакцией В.М. Казакевич "Просвещение" 2019.

Список вопросов теста

Вопрос 1

В соответствии с требованиями агротехнологий при выращивании культурных растений учитываются такие виды потребностей:

  • температура
  • освещение
  • влага
  • состав почвы
  • засорённость участка сорняками
  • возможность поражения вредителями и болезнями
Вопрос 2

Укажите правильный порядок основных агротехнических приёмов в растениеводстве:

  • подготовка почвы к посеву или посадке культурных растений
  • подготовка семян к посеву
  • посев и посадка культурных растений
  • уход за культурными растениями
  • уборка и хранение урожая культурных растений
Вопрос 3

Для обработки почвы и ухода за культурными растениями используют различные сельскохозяйственные орудия труда:

  • коса, фуганок, дрель, молоток
  • топор, пила, лопата, напильник
  • лопаты, мотыги, грабли, вилы
Вопрос 4

Установите соответствие между сельскохозяйственной техникой и видом выполняемой работы:

Читайте также: