Типы отклонений от нормального оплодотворения у цветковых растений

Обновлено: 07.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян

Цели: познакомить с особенностями полового размножения у покрытосемянных растений; дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

Ключевые слова и понятия: оплодотворение, двойное оплодо­творение, половые клетки, гаметы, зигота, спермии, яйцеклетка, центральная клетка, пыльцевые зерна, пыльцевая трубка, заро­дышевый мешок, центральная клетка, пыльцевход (микропиле), семязачатки, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, семя, эндосперм, околоплодник.

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Что такое опыление?

Каково его значение?

Что такое самоопыление?

Какие существуют приспособления у растений к самоопы­лению?

Что такое перекрестное опыление?

Каково его биологическое значение?

Какие существуют приспособления у растений к перекрест­ному опылению?

Какие растения являются насекомоопыляемыми?

Какие у них существуют приспособления к опылению на­секомыми?

Какие приспособления к опылению конкретными насеко­мыми встречаются в природе?

Каковы особенности ветроопыляемых растений?

Какие растения являются ветроопыляемыми?

Каково значение искусственного опыления?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о том, что цветок является генеративным органом растения.

Вспомните, какова основная функция цветка. (Размноже­ние, т. е. образование семян.)

Что должно произойти, чтобы образовались семена? (Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление, а потом и оплодотворение.)

Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с ты­чинок на пестик.)

Какие органы цветка играют наиболее важную роль? (Глав­ными частями цветка являются тычинки и пестик.)

Какова роль тычинок? (Тычинкиявляются мужским генера­тивным органом цветка.)

Какова роль пестика? (Пестик — женский репродуктивный орган цветка.)

Итак, мы знаем, что для образования плодов и семян и, следо­вательно, для выполнения цветком своей генеративной функции необходимо, чтобы пыльца попала с пыльников тычинок на рыль­це пестика, т. е. произошло опыление. У растений есть огром­ное количество приспособлений не только для распространения пыльцы, но и для удержания пыльцевых зерен на рыльце пестика.

Подумайте, какие могут быть приспособления у пыльце­вых зерен для удержания их на рыльце пестика. (Учащиеся высказывают предположения.)

Оболочка пыльцевого зерна может иметь особые выросты, крючочки, способствующие удержанию пыльцы на рыльце пе­стика.

А какие приспособления могут быть у пестиков для удер­жания на них пыльцы? (Учащиеся высказывают предполо­жения.)

Рыльца пестиков часто выделяют особую липкую жидкость, способствующую удержанию на нем пыльцы.

(В процессе рассказа учитель демонстрирует детям таблицы, модели пестика и тычинки, разборную модель цветка и т. д.)

Но вот пыльца попала с пыльников тычинок на рыльце пе­стика. Что же происходит дальше? Пыльцевое зерно, которое со­стоит из двух клеток — вегетативной и генеративной, оказавшись на рыльце пестика, сначала набухает, а потом прорастает сквозь рыльце и столбик пестика, превращаясь в длинную тонкую пыль­цевую трубку.

Как вы думаете, за счет деления какой из клеток происходит рост пыльцевой трубки? (Ответы учащихся.)

Рост пыльцевой трубки осуществляется с помощью вегета­тивной клетки пыльцевого зерна. Постепенно пыльцевая труб­ка врастает в полость, расположенную внутри завязи пестика, на внутренних сторонах которой расположены семязачатки. От их количества зависит, сколько семян образуется впоследствии.

У каких растений завязь содержит только один семязачаток? (У вишни, сливы, пшеницы, ржи в завязи пестика развивается по одному семязачатку.)

Приведите примеры растений, в завязи которых развивает­ся несколько семязачатков. (У мака, хлопчатника, огурца, томата и т. д.)


К моменту созревания внутри каждого семязачатка форми­руется зародышевый мешок, внутрь которого ведет узкий канал — пыльцевход (микропиле). В зародышевом мешке напротив пыль­цевхода расположена яйцеклетка (женская половая клетка, или гамета), а в центре — крупная центральная клетка.

По мере роста пыльцевой трубки по ней из пыльцевого зерна перемещаются две клетки с крупными ядрами. Это мужские гаме­ты, или спермии, образующиеся в результате деления генератив­ной клетки пыльцевого зерна. После того как пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой, происходит оплодотворение, в результате которого образуется зигота

Необходимо отметить, что гаметы (как женская, так и муж­ская) обладают гаплоидным (одинарным) набором хромосом. Тогда как все остальные клетки организма имеют диплоидный (двойной) набор хромосом.


Как вы думаете, какой набор хромосом будет у зиготы? (От­веты учащихся.)

Зигота образуется в результате слияния двух гаплоидных кле­ток, соответственно, имеет диплоидный набор хромосом.

Но что же происходит со вторым спермием? Второй спермий сливается с центральной клеткой. Таким образом, у цветковых растений оплодотворение происходит дважды. Такой тип опло­дотворения называют двойным, впервые он был описан в 1898 г. русским ботаником С.Г. Навашиным.

Зигота, образовавшаяся при слиянии гамет, многократно делится, в результате чего из нее развивается многоклеточный зародыш растения. Из центральной клетки, слившейся со вторым спермием, в результате многократного деления образуется особая ткань — эндосперм.

Вспомните, каково значение эндосперма. (В клетках эндо­сперма происходит накопление питательных веществ, необ­ходимых для развития зародыша.)


После оплодотворения тычинки, венчик, а иногда и чашечка цветка засыхают и опадают. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру. В результате из семязачат­ка развивается семя, состоящее из зародыша, запасающей ткани эндосперма и семенной кожуры. Стенки завязи разрастаются, набухают, и из них образуется околоплодник — стенка плода, за­щищающая его от неблагоприятных воздействий. Иногда в фор­мировании плода могут принимать участие и другие части цветка.

У некоторых растений плоды могут образовываться и без оплодотворения, но в них не будет семян. Это свойство растений широко используется человеком при выведении новых сортов культурных растений. Например, это всем известный виноград кишмиш без косточек, некоторые сорта мандаринов.

Как вы думаете, каким способом размножают эти растения? (Вегетативным путем.)

Закрепление знаний и умений

Взаимная проверка усвоения материала учащимися

цессе написания вопросов или же на протяжении всей работы могут пользоваться тетрадью, учебником и любыми наглядными материалами, находящимися в классе. Работы сдают учителю, который на свое усмотрение и с учетом предварительной догово­ренности может выставить оценки в журнал.

Прочитать параграф, знать основные термины.

Уметь рассказать про последовательность этапов двойного оплодотворения по схеме. Зарисовать схему двойного оплодотво­рения в тетрадь, подписать все основные этапы.

Творческое задание. Вылепить из пластилина на листе плотного картона полуобъемную схему двойного оплодотворения у покры­тосемянных растений.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Рассмотреть строение семени фасоли и сравнить его с изо­бражением строения семязачатка. Из каких частей семязачатка образуется зародыш, из каких частей — семенная кожура? При помощи лупы рассмотреть пыльцевход на семени фасоли. Каково его значение? Как он образовался? Найти пыльцевход на изобра­жении семязачатка. Каковы его функции?

Исследовать плоды различных растений (яблоко, томат, огурец, апельсин, фасоль, вишня, слива и т. д.). Найти семена и сочный околоплодник. Какова функция околоплодника? Опре­делить примерное количество семязачатков в завязи пестика этого растения. По каким признакам это можно вычислить?

Оплодотворение цветковых растений

"Опыление. Двойное оплодотворение"

Двойное оплодотворение у цветковых растений. ОГЭ. ЕГЭ. Биология.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

его содержимое выпячивается через поры экзины и образует пыльцевую трубку.

Между опылением и оплодотворением проходит различное время. Ядро клетки

пыльцевой трубки и два спермия находятся на растущем конце трубки. Достиг-

нув завязи, пыльцевая трубка направляется к семязачатку и проникает в него ча-

ще всего через микропиле (порогамия), в редких случаях – через халазу (халазо-

гамия). Дальше трубка растет по направлению к зародышевому мешку. Оболочка

пыльцевой трубки растворяется – и спермии оказываются внутри зародышевого

мешка. Один из них сливается с яйцеклеткой, другой – с диплоидной централь-

ной клеткой. В результате образуются диплоидная зигота и триплоидная клетка,

которая дает начало эндосперму. Происходит так называемое двойное оплодо-

творение – характерный процесс покрытосеменных растений. Из оплодотворен-

ного семязачатка впоследствии формируется семя. Типичный способ оплодотво-

рения называется амфимиксисом.

1. Апомиксис – формирование зародыша из неоплодотворенных эле-

ментов зародышевого мешка или семязачатка. Различают следующие его ти-

а) партеногенез – развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклет-

ки с редукционным делением материнской клетки (1n) или без него (2n);

б) апогамия – развитие зародыша (1n или 2n) из антипод или синергид;

в) апоспория – утеря мегаспорогенеза и развитие зародышевого мешка

из вегетативной клетки нуцеллуса или интегумента с последующим враста-

нием внутрь зародышевого мешка.

2. Полиэмбриония (многозародышевость):

а) истинная – развитие в одном зародышевом мешке нескольких заро-

дышей из одной зиготы в результате ее неправильного деления или расщеп-

ления ее верхушечной клетки;

б) ложная– образование зародыша либо в результате развития в семя-

зачатке не одной, а нескольких мегаспор (лилия, манжетка), либо в результа-

те развития дополнительных зародышевых мешков из клеток нуцеллуса или

Для краткого условного выражения строения цветков применяют фор-

мулы. При их составлении учитывают симметрию цветка, число кругов в

нем, а также число членов в каждом круге, срастание частей цветка и поло-

жение пестиков (верхняя или нижняя завязь).

Формула цветка составляется следующим образом. Актиноморфный

(правильный) цветок обозначается звездочкой (∗), зигоморфный – стрелкой

(↑ или ↓), асимметричный – . Простой околоцветник обозначается бук-

вой P, чашечка – K(Ca), венчик – C (Co), андроцей – A, гинецей – G. У ка-

ждой буквы внизу ставится индекс, указывающий на число членов данной

части цветка (например С5, А5) . Если частей членов много, неопределенное

число, то ставят знак бесконечности ∞. Если данные части цветка распола-

гаются не в одном, а в двух кругах, то у буквы ставят две цифры, соединенЬ 2. ВЕГЕТАТИВНЫЕ И ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ. РАЗМНОЖЕНИЕ

цифра, указывающая на их число, заключается в скобки (K(5)). Верхняя за-

вязь отмечается чертой под цифрой, обозначающей число плодолистиков,

которые образуют пестик (G(3) ), нижняя завязь – чертой над цифрой (G(3) ).

Диаграмма представляет собой схематическую проекцию цветка на

Читайте также: