Триз ртв технология в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные задачи:

  • развитие управляемого творческого воображения;
  • формирование навыков творческого стиля мышления;
  • систематичности;
  • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию)
  • не шаблонности;
  • смелости решения;
  • творческой интуиции;
  • развития речи.

В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:

  • эвристическая игра,
  • мозговой штурм,
  • коллективный поиск.

Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология что это такое?

В учреждениях дошкольного образования в качестве основных средств воздействия возможно использование адаптированных к работе с воспитанниками методов и приёмов

общей теории сильного мышления (ОТСМ),

теории решения изобретательских задач (ТРИЗ),

развития творческого воображения (РТВ) .

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – чётко структурированная и алгоритмизированная технология, в содержание которой входят разнообразные методы, творческие задания и игры, способствующие развитию воображения, речи, формированию сильного мышления, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии развивает у детей дошкольного возраста способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера. Эффективность применения данной технологии заключается в её инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений детей с учётом их возрастных особенностей. Внедрение методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии в образовательную практику повышает уровень профессионализма и компетентности педагогов.

Наиболее эффективны в коррекционной работе с воспитанниками следующие методы и приемы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии:

Цель данного пособия: уточнить знания дошкольниковв различных предметных областях, развивать вариативность воображаемых образов.

Таким образом использование данных методов и приемов с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. Эти методы органично сочетаются с расширением словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза и, кроме того, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности и инициативы. У дошкольников формируется эмоциональная отзывчивость на задания по преодолению речевого недоразвития, развиваются произвольность и контроль своих действий.

Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем, что поток информации многократно увеличился, образовательные системы должны находить педагогические средства обучения детей способом ее обработки, чтобы преодолеть противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний одним человеком.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-РТВ-технологии в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.

По мнению Л. С. Выготского – пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов в своем познании мира.

Что такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для:

поиска нетривиальных идей;

выявления и решения многих творческих проблем;

выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их обработку и производство;

развития творческого мышления, формировании творческой личности.

В настоящее время увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта речи (общее недоразвитие речи, далее – ОНР). Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер дошкольника.

Дети с ОНР значительно уступают в умении выполнять логические операции, снижена речевая активность, у них ограничен объем кратковременной памяти. Определенные отклонения проявляются и в игре, в ходе ООД, продуктивной деятельности. Дошкольники с данной речевой патологией могут быть слишком возбудимы или, наоборот, вялы и апатичны, агрессивны, ранимы и обидчивы. Что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе.

Уже не вызывает сомнений, что оптимальным путем развития дидактики является не удлинение времени ученичества, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Такой подход, как показала многолетняя практика актуален и в работе с детьми с нарушением речи.

В своей работе я опиралась на методы и приемы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ (общая теория сильного мышления – теория мышления изобретательских задач – развитие творческого воображения Г. С. Альтшуллер, И. П. Хоменко).

Я считаю проблему развития речи и познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Положительные стороны ТРИЗ :

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Таким образом применение ТРИЗ-РТВ методов в работе с детьми ОНР не только возможно, но и помогает в решении многих проблем.

Были определены задачи:

расширять кругозор детей, имеющих речевые дефекты, развивать их познавательные, коммуникативные и социальные способности;

повышать эффективность игровой мотивации детской речи;

развивать желание заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью;

создать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Для определения исходного уровня речевого развития, творческого мышления, воображения ребенка совместно с психологом и учителем-логопедом использовала следующие диагностические методы :

Тест П. Торренса – на развитие творческого мышления.

О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова на определение уровня развития воображения.

Определила условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:

1. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим, поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.

3. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

4. Оценка ребенка, как творческой личности. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.

5. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами, сделать ее понятной для окружающих.

7. Создание безопасной, психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

8. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

11. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями.

от возраста детей и от их уровня развития;

от содержания задач, стоящих перед данным заданием или деятельностью;

от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

Наиболее эффективны в работе с детьми моей группы оказались:

кольца Луллия (творческие задания);

метод морфологического анализа;

модели сочинения сказок;

метод фокальных объектов.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Как уберечь Винни-Пуха от пчел?

Как не дать похитить Фунтика?

Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

Как можно съесть суп, если нет ложки?

Их можно придумывать и коллективно, и с родителями, и самостоятельно.

исключение всякой критики;

поощрение самых невероятных идей;

чужие идеи можно улучшить.

Из всех решений выбирается оптимальное, которое затем отражается в продуктивной деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает, что не маловажно для детей с ОНР.

Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, позволяющее ребенку овладеть методами системного мышлению Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия).

На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагаются картинки (рисунки, слова, изречения). Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы несовместимые признаки объектов.

Это изобретение и взято за основу игровых упражнений. Оно позволяет формировать у детей понятие объект – признак – проявление признака. Развивать воображение, гибкость мышления, а главное – чувствительность к проблемам. Игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

на 1 – малом круге – обозначаю символами имеющиеся в группе сюжетно-ролевые игры;

на 2 – среднем круге – атрибуты к играм;

Использую несколько вариантов заданий:

1. Раскрути круг и подбери к игре атрибуты и ситуацию.

2. Определи к какой игре относится атрибут?

3. Определи к какой игре относится данная ситуация?

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта.

Возможности метода в группах детей с ОНР:

согласование существительных с прилагательными;

активизация и пополнение словаря;

отработка предлогов, практическое употребление прилагательных со значением соотнесенности;

составление описательных рассказов;

формирование фразовой речи.

Так появляются детские изобретения:

Таким же образом можно рассматривать и другие объекты.

Эффективность использования в логопедической группе лимериков – рифмованных текстов, составленных по определенному алгоритму объясняется тем, что решаются следующие задачи:

формирование чувствительности к слову и слоговой структуры слова;

формирование фонематического слуха;

развитие навыков в согласовании слов в рифмовках;

формирование интереса к самостоятельному словотворчеству.

Лимерики для моих детей прежде всего рифмованные стихотворения, а не нелепицы. Работа начинается на материале поставленных и автоматизированных учителем-логопедом звуков:

договаривание последнего слова в строке: ду-ду-ду-рыба плавала…; ко-ко-ко-не ходите…;

придумывание чистоговорок детьми.

Придумать двустишие с предложенной рифмой.

Подбери слова в рифму к слову.

Сочини стихотворение со словом.

Параллельно работе по составлению лимериков ведется работа со сказками с использованием различных моделей составления сказок (коллаж из сказок, метод снежного кома, метод каталога, знакомые герои в новых обстоятельствах). Всю работу по развитию у детей словесного творчества с помощью сочинения сказок определила в 2 этапа.

Благодаря использованию ТРИЗ – РТВ технологией при сочинении сказок, решении сказочных задач дети научились принимать творческие задания, композиционно выстраивать свои сочинения. Большинство из них успешно справляются с наиболее трудной творческой задачей; четко построить и завершить замысел. У детей возникло выраженное стремление к сочинительской деятельности.

Очень важным условием для успешной работы с детьми является обеспечение положительного настроя, поддержка их интереса, актуализация знаний в новой ситуации. Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы:

Принцип свободы выбора. В любом обучающем ил управляющем действий предоставляю ребенку право выбора.

Принцип открытости. Предоставляю ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственного правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.

Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности. Творческие задание не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.

Заинтересованное участие родителей воспитанников предполагало организацию разных форм взаимодействия, направленных на оказание им консультативной помощи. Проведя анкетирование и анализируя ответы родителей я увидела, что подавляющее большинство родителей волнует как развивается речь ребенка. Но лишь немногие из них стимулируют речевое творчество детей, поддерживают и поощряют. Большинство родителей, к сожалению, не стремятся создать условия для появления в речи своих детей новых необычных слов и выражений, и лишь совсем единичны семьи, где родители ведут дневник, альбом, фиксируя все услышанное от детей необычные, несуществующие слова, сказки, рассказы.

Результативность: анализ результатов обследования детей с ОНР показал, что создание определенных педагогических условий, а именно ТРИЗ – РТВ – технологии является тем условием (как показывает практика) для формирования творческого мышления, развития речи и воображения, оказывает существенное влияние на процесс развития креативности у детей с ОНР.

В перспективе своей педагогической деятельности планирую разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на совершенствование ручной умелости и развитие мелкой моторики у ребенка с ОНР.

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического.

Применение методов ТРИЗ-ртв в музыкальном развитии детей с нарушением зрения. Применение методов ТРИЗ-РТВ в музыкальном развитии детей с нарушением зрения. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду для детей.

Элементы ТРИЗ и РТВ в коррекционной работе Элементы ТРИЗ и РТВ в коррекционной работе. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными.

Теория решения изобретательских задач учит детей самостоятельно искать ответы на самые разные вопросы и находить выход даже из самых непредвиденных ситуаций, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и мыслить рационально. Она не ограничивает разум рамками, которые неминуемо насаждает стандартная система образования, а расширяет его.

ТРИЗ-РТВ-технология раннего развития

ТРИЗ-РТВ или теория решения изобретательских задач – это методика раннего развития, направленная на развитие творческого воображения, которая получает все большее распространение в современном мире. Цель методики указана в самом названии – она призвана развивать гибкость и подвижность ума, творческое начало, а вместе с тем и умение систематизировать полученные знания.

Примечательно, что в первоначальном варианте ТРИЗ предназначалась для специалистов, которым нужно было повысить эффективность решения технических проблем или изобретательских задач. Данная методика позволяла изобретателям усовершенствовать свои навыки и максимально быстро находить решения. Но со временем стало очевидно, что явные преимущества ТРИЗ-РТВ позволяют применять эту методику и для обучения детей дошкольного возраста.

Теория решения изобретательских задач учит детей самостоятельно искать ответы на самые разные вопросы и находить выход даже из самых непредвиденных ситуаций, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и мыслить рационально. Она не ограничивает разум рамками, которые неминуемо насаждает стандартная система образования, а расширяет его.

ТРИЗ-РТВ – это система увлекательных занятий и коллективных игр, которые не изменяют основную программу обучения, а дополняют ее и позволяют сделать максимально эффективной.


Несколько слов об авторе методики

ТРИЗ-РТВ методику создал советский инженер-изобретатель и по совместительству писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он начал работу над теорией в 1946-1948 годах и совершенствовал ее на протяжении всей жизни, посвятив ТРИЗ около 40 лет.

Генрих Саулович называл ТРИЗ управляемым процессом создания нового, который соединяет в себе интуицию, логику и точный расчет.

Свои первые изобретения Альтшуллер совершил еще в детстве, а главным его изобретательским достижением стал газотеплозащитный скафандр, спроектированный в соавторстве с Рафаэлем Шапиро. Начиная с 1946 года он внимательно изучил и проанализировал более сорока тысяч патентов и, основываясь на полученных данных, вывел 40 приемов, которые обычно используют изобретатели.

В 1956 году Генрих Саулович вместе с Шапиро опубликовал статью, в которой изложил основы ТРИЗ. Уже два года спустя – в 1958 – Альтшуллер провел первый семинар. Затем он устраивал семинары по всему СССР, а с 1970 года по методике ТРИЗ начали обучать школьников. В том же 1970 он основал в Баку первый центр обучения ТРИЗ – Школу молодого изобретателя, позднее переросшую в АзОИИТ.

В течение почти десяти лет (с 1989 по 1998) Г. Альтшуллер возглавлял Ассоциацию ТРИЗ, и в 1997 по инициативе изобретателя на ее основе сформировали Международную ассоциацию ТРИЗ. Альтшуллер много публиковался, его книги издавали не только в Советском Союзе, но и за границей (в частности в Японии и США). В результате в 1990-х данная методика получила признание в самых крупных странах мира.

В своих литературных произведениях Генрих Саулович ставил перед собой цель показать, как научно-технический прогресс движется в сторону идеала. В жизни же он и сам стремился продвигать науку и технику к идеалу.

Особенности методики

ТРИЗ учит детей не только свободно ориентироваться в мире, но и находить оптимальные решения, которые сочетают простоту и точность, с минимальными временными затратами. Главная задача преподавателя – не столько подать новые знания, сколько научить, где ребенок может найти их самостоятельно. Поскольку в силу возраста внимание дошкольника сосредоточено преимущественно на том, что его интересует, занятия, как правило, проводятся в игровой форме.

Технологии ТРИЗ направлены на развитие сразу нескольких видов деятельности:

  • творческого мышления;
  • воображения;
  • связной речи;
  • социального взаимодействия.

Отметим, что на занятиях ТРИЗ-РТВ детям необходимо не только самостоятельно найти решение проблемы или создать что-либо, но и добиться взаимопонимания с другими участниками. Поэтому ребенок, обучающийся по методике Альтшуллера, радует родителей сообразительностью и смекалкой, а также становится общительнее и смелее, не боится высказывать и отстаивать свое мнение.

Для занятий педагоги выбирают сюжеты (сказок, мультфильмов), которые близки детям и, следовательно, могут их увлечь. Увлекательность занятий является важным элементом, от которого во многом зависит и результативность методики. Ведь чем сильнее ребенок заинтересуется, тем больше активности он проявит и тем серьезнее воспримет историю. На примере сказочных сюжетов также воспитывают положительные личностные качества.

Основная цель занятий по методике раннего развития ТРИЗ-РТВ – показать, что главным богатством являются знания.

Кстати, при использовании ТРИЗ очень часто используется НФЛ (научно-фантастическая литература), которую можно рассматривать как бесконечный источник задач для развития воображения. НФЛ также делает мышление человека гибче и готовит его ум к восприятию диких на первый взгляд идей, без которых невозможен научно-технический прогресс.


Как проходят занятия

ТРИЗ-интрументарий может быть использован как эпизодически, так и системно. Но в любом случае педагоги стараются придерживаться определенного плана, который, как правило, состоит из нескольких этапов:

  • На первом этапе ребенка учат видеть в окружающем мире противоречия и, напротив, находить общее в непохожих на первый взгляд вещах.
  • Второй этап направлен на развитие фантазии и изобретательности.
  • В основе третьего этапа лежит разрешение сказочных задач и сочинение рассказов с применением приемов ТРИЗ.
  • Четвертый этап – практическое применение полученных навыков.

Как уже было сказано, занятия проводятся главным образом в формате игры. Можно выделить несколько методов ТРИЗ.

Еще один широко применяемый метод – каталог, где детям предлагают составить сказку из случайно выбранных слов. Преподаватель задает вопросы, выстраивающие сюжет, дети же указывают на определенное место в тексте, и таким образом отвечают педагогу.

Альтернативный вариант – метод фокальных объектов. Дети называют несколько предметов, которые приходят им на ум, и перечисляют как можно большее количество их свойств. Затем один из выбранных предметов изменяют, постепенно причисляя ему свойства других предметов. В ходе такого урока дети описывают, что получается, когда и как это может получиться. Возможность находить и озвучивать нестандартные и яркие решения раскрепощают фантазию ребенка и побуждают его сочинять. Специалисты отмечают, что результаты игры с фокальными объектами хорошо зарисовывать.

Недостатки методики

Главным недостатком ТРИЗ-РТВ методики в обучении детей является то, что она недостаточно разработана. Хотя сегодня существует даже Мировая Ассоциация ТРИЗ, полное содержание программы обучения, его формы и методы, пока не проработаны на должном уровне. Поэтому педагогам, чаще всего, приходится самостоятельно изучать особенности методики ТРИЗ-РТВ и подбирать наиболее подходящую программу занятий.

Определенные ограничения касаются и сюжетов для игр. Безусловно, есть много сказок, которые можно использовать, изменив их в той или иной степени. Однако до сих пор никто не систематизировал отвечающие целям методики сказочные истории и не собрал их в единую базу сюжетов, откуда преподаватели могли бы черпать материал. Тем более никто еще не придумывал сюжеты специально для занятий по методам ТРИЗ-РТВ.

Еще одним недостатком данной методики раннего развития можно считать тот факт, что сам автор рекомендовал отдавать ребенка на групповые занятия ТРИЗ в возрасте не раньше 4,5 лет. Индивидуальные же занятия родители могут практиковать самостоятельно с самого раннего возраста – как только малыш начнет говорить фразами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования г. Краснодар

"Детский сад комбинированного вида № 113"

hello_html_m2f016bdd.jpg

Разработала:

Корниенко М.В., воспитатель "Детский сад комбинированного вида № 113" г.Краснодар

Поэтому именно игровая деятельность предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества.

Работая с детьми 3-4 лет, нами систематизирован материал, который позволит педагогам решать задачи развития творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ технологии.

Мозговой штурм

А. Осборн (США)

Круги Луллия

Р. Луллия (о. Майолика)

Морфологический анализ

Ф. Цвикки (Швейцария)

Синектика (прямая аналогия, эмпатия – личная аналогия)

У. Гордон (США)

Типовые приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, деление-объединение, оживление)

Г. С. Альтшуллер

Системный анализ

Г. С. Альтшуллер

Рассмотрим некоторые из них.

Предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей, который помогает решать задачи по формированию умения обсуждать проблемы и находить пути выхода из проблемных ситуаций, создавая при этом условия для развития мыслительной деятельности.

Данный метод может применяться при проведении НОД, в ходе игровых обучающих ситуаций по любой образовательной области программы, в ходе режимных моментов, при организации прогулок.

Круги Луллия .

Идеи Раймонда Луллия используем при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы.

Во второй младшей группе используются 2 круга разного диаметра, состоящие из 4 или 6 секторов. Диаметр демонстрационных кругов может быть 70 и 50 см, а для подгрупповой и индивидуальной работы круги 40 и 30 см.

Использование данного метода в работе с детьми позволяет в процессе игровой деятельности:

- уточнять знания детей в различных предметах и объектах животного и растительного мира,

- развивать вариативность воображаемых образов,

- развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи; развивать словообразование, а также решать воспитательные задачи.

С использованием кругов Луллия мы проводим следующие серии игр.

1.Установливаем пособие, где на секторах расположены объекты:

малый круг – картинки с изображением взрослых животных;

большой круг – картинки с изображением детёнышей.

3.Поставим перед детьми задачу: найти маму детёнышу.

4.Раскручиваем с детьми малый круг и предлагаем найти соответствие на кругах, затем объясняем закономерность соотнесения объектов.

Также можно проводить и другие виды игр:

Большой круг: кукла, машина, чашка, заяц, кастрюля, птица, ствол.

Маленький круг: платье, колесо, ручка, уши, крыша, крыло, дерево (Образец)

Большой круг: муравейник, лес, огород, дом, озеро, дерево.

Маленький круг: муравей, медведь, морковь, ребенок, яблоня.

Большой круг: дерево, бумага, стекло, ткань, нитки.

Маленький круг: пирамидка, лампочка, книга, платье, носки.

Большой круг: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Маленький круг: мяч, платок, косынка, дом.

Большой круг: зеленый, желтый, синий, красный, оранжевый, коричневый

Маленький круг: огурец, солнце, слива, морковь, картофель

Для детей 3-4 лет при определении объектов необходимо брать постоянные значения, которые не меняются.

hello_html_me2a4813.jpg

Разработанный швейцарским астрономом Ф. Цвикки также как и круги Луллия уточняет знания детей о признаках объектов материального мира, развивает способность давать большее количество вариантов имён признаков какого–либо объекта. Применяется при проведении НОД, в игровых обучающих ситуациях, в совместной деятельности.

Для создания нового образа объекта рассматривается взаимодействие горизонтальных и вертикальных показателей морфологической таблицы, осуществляется перебор вариантов соединения характеристик объектов.

hello_html_71950601.jpg

Типовые приёмы фантазирования.

С детьми младшей группы используются следующие типовые приёмы фантазирования: увеличение – уменьшение, деление – объединение, оживление. С помощью таких приёмов дети учатся делать фантастические преобразования объекта и его признаков.

Чтобы изменить объект к детям приходят волшебники Великан или Кроха, которые дотрагиваясь до объекта, увеличивают или уменьшают его в размере. Детям предлагается ответить на проблемные вопросы. Нужен ли нам такой объект? Хорошо или плохо будет такому объекту? Дети объясняют практическое применение изменённого объекта.

После прикосновения волшебника Дробления к объекту (машина), он распадается на части. Какие? (кабина, кузов, колёса). С волшебником Объединения дети знакомятся во второй половине года. Этот волшебник объединяет части. Здесь дети учатся определять части и целое у объекта, фантазировать, меняя их местами.

С помощью волшебника Оживления дети самостоятельно учатся преобразовывать объекты и решать проблемные ситуации. Волшебник Оживления дотронулся до стула (чайник) и стул побежал (заговорил). Покажите, как побежал стул. Как на нём можно сидеть? (Как налить воду из говорящего чайника?)

Среди других методов ТРИЗ, автором, которого является Г. С. Альтшуллер, используемых в работе с детьми первой младшей группы, можно назвать системный анализ .

Системный анализ.

Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление.

Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.

В: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.

В: Вот картинка с изображением зеленого листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: желтый листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со светло-зеленой окраской и так далее).

Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.

В: Какое сейчас время года? Д: Зима. В: Что происходит зимой? Д: Снег идет, мороз. В: Это хорошо? Д: На санках можно кататься. В: На санках кататься плохо почему? Д: Упасть можно и удариться. В: Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке снег идет, на коньках катаются. Какое время года будет следующим? Дети выбирают картинки.

Использование в работе с детьми раннего возраста элементов ТРИЗ – РТВ технологии позволяют нам добиться положительных результатов. Мониторинг показал, что использование ТРИЗ – РТВ технологии благоприятно влияет на развитие познавательных способностей детей раннего возраста.

У детей в процессе игровой деятельности отмечается мыслительная активность, совершенствуется речь, дети становятся более раскованными, уверенными в себе, легче идут на контакт с взрослыми.

Использование ТРИЗ – РТВ технологий помогает нам применять принципы развивающего обучения, сделать образовательный процесс эффективным и познавательным.

Наряду с положительными сторонами данных технологий есть и трудности в подборе материала. Готовых игр нет. На составление картотеки, подбор иллюстрированного материала требуется длительное время. Необходимо время для адаптирования к особенностям восприятия детей раннего возраста. Ведь предметная картинка должна быть яркая, реальных контрастных цветов и не должна быть перегружена деталями.

Читайте также: