У душистого горошка два белоцветковых но разных по происхождению растения при скрещивании дали в

Обновлено: 05.10.2024

  • Главная страница /
  • Генетика /
  • Решение генетических задач по биологии. Взамодействие генов

Решение генетических задач по биологии. Взамодействие генов

1. Зеленозерный сорт ржи при скрещивании с белозерным дает в F1 зеленые семена, а в F2 — расщепление по окраске: 89 семян зеленых, 28 желтых и 39 белых. Как наследуется окраска семени? Что получится, если скрестить гибриды Fl с гомозиготными желтозерными и белозерными растениями?

2. При скрещивании белых морских свинок с черными потомство получается серое, а в F2 на 9 серых—3 черные и 4 белые. Можно ли точно такие же F1 и F2 получить от родителей с иной окраской шерсти? Каковы будут их генотипы и фенотипы?

3. При скрещивании черной нормальношерстной крольчихи с белым короткошерстным самцом в F1 все крольчата черные нормальношерстные, а в F2 получается следующее расщепление: 31 черный нормальношерстный, 9 голубых нормальношерстных, 13 белых нормальношерстных, 8 черных короткошерстных, 3 голубых короткошерстных и 4 белых короткошерстных. Определить генотипы родителей и характер наследования окраски и длины шерсти.

4. Две линии кукурузы, имеющие семена с неокрашенным алейроном, при скрещивании друг с другом дают в F1 семена с окрашенным алейроном, а в F2 получается расщепление: 9 окрашенных семян к 7 неокрашенным. Как выявить разные генотипы среди одинаковых фенотипов в F2? Для ответа на этот вопрос любое растение из F2 можно подвергать самоопылению или использовать одновременно его пыльцу для опыления любых других растений, в том числе и исходных линий.

5. При скрещивании черной курицы с белым петухом все цыплята черные. В анализирующем скрещивании получено 28 белых и 10 черных цыплят. Как наследуется окраска оперения? Каковы генотипы всех форм?

6. У душистого горошка два белоцветковых, но разных по происхождению растения при скрещивании дали в F1пурпурноцветковые гибриды. В F2 на 9 растений с пурпурными цветками—7 с белыми. Как получить генотип, который будет служить анализатором для любого другого генотипа, встречающегося в этом скрещивании?

7. При скрещивании двух сортов левкоя, один из которых имеет махровые красные цветки, а второй — махровые белые, в F1 все гибриды имеют простые красные цветки, а в F2 наблюдается расщепление: 68 растений с махровыми белыми цветками, 275— с простыми красными, 86—с простыми белыми и 213—с махровыми красными цветками. Как наследуются окраска и форма цветка?

8. Скрещиваются два сорта земляники—безусая с красной ягодой и безусая с белой ягодой. F1 — все растения усатые с красной ягодой; F2 — 331 растение усатое с красной ягодой; 98 растений усатых с белой ягодой; 235 растений безусых с красной ягодой; 88 растений безусых с белой ягодой.

Определить генотипы исходных сортов и характер наследования окраску ягоды и усатости.

9. При скрещивании двух сортов тыквы, имеющих белые плоды, F1также белоплодное, а в F2 получается следующее расщепление: 12 белоплодных к 3 желтоплодным и 1 с зелеными плодами. Определите характер наследования окраски и генотипы всех форм. Как называется такой тип наследования?

10. В следующих скрещиваниях тыкв, различающихся по окраске плодов, определить генотипы родителей и потомков:

а) белоплодное х желтоплодное; в потомстве 78 растений с белыми плодами, 61 с желтыми и 19 с зелеными;

б) белоплодное х зеленоплодное; в потомстве 145 растений с белыми плодами, 72 с желтыми и 66 с зелеными;

в) белоплодное х белоплодное; в потомстве 851 растение с белыми плодами, 218 с желтыми и 68 с зелеными,

11. При скрещивании двух белозерных растений кукурузы F1 тоже белозерное, а в F2 получено 138 белых семян и 39 пурпурных.

К какому типу наследования относится этот случай? Определите генотипы всех форм. Какое будет потомство в обоих Fb

12. При скрещивании двух пород кур, из которых одна имела белое оперение и хохол, а вторая также белая, но без хохла, в F1все цыплята оказались белыми хохлатыми. В F2 получено следующее расщепление: 39 белых хохлатых, 4 рыжих без хохла, 12 белых без хохла и 9 рыжих хохлатых. Объясните, как наследуются анализируемые признаки?

13. Скрещиваются два сорта льна, один из которых имеет розовую окраску цветка и нормальные лепестки, а другой — белую окраску и нормальные лепестки. В F1 окраска цветка розовая, лепестки нормальные. В F2 расщепление: 40 розовых нормальных, 8 розовых гофрированных, 4 белых гофрированных и 14 белых нормальных. Как наследуются окраска цветка и тип венчика?

14. У кур С и О — доминантные гены окрашенности оперения, I — доминантный ингибитор окраски. Генотипы пород следующие: белый леггорн—COI, белый виандот —cOi, белая шелковистая—CoI. Каковы будут F1 и F2 от всевозможных скрещиваний между этими породами?

15. У пастушьей сумки может быть треугольный и округлый стручок. При скрещивании любой гомозиготной формы с треугольным стручком с растением, имеющим округлый стручок, в F1 всегда треугольные стручки. Определите генотипы растений в скрещиваниях, дающих следующее расщепление в F2:

a) 15 растений с треугольными стручками, 1 с округлыми;

б) 3 растения с треугольными стручками, 1 с округлыми.

16. Уши кроликов породы баран 30 см длины, у других пород 10 см. Предположим, что различия в длине ушей зависят от двух пар генов с однозначным действием. Генотип баранов.— L1 L1L2 L2, обычных кроликов — ll ll l2l2. Определите длину ушей кроликов F1 и всех возможных генотипов в F2.

У душистого горошка два белоцветковых, но разных по происхождению растения при скрещивании дали в первом поколении пурпурноцветковые гибриды. При скрещивании этих гибридов между собой в потомстве наблюдалось следующее расщепление: 9 растений с пурпурными цветками, 7- с белыми. Каковы генотипы родительских растений?

Составим условную схему скрещивания:

Р белоцветковое × белоцветковое

F 9 пурпурноцветковых; 7 белоцветковых.

Анализируя результаты скрещивания, можно сделать вывод о том, что пурпурная окраска цветка определяется взаимодействием доминантных генов А и В. Отсюда генотип этих растений – АаВв.

Ген А при отсутствии гена В и ген В при отсутствии гена А определяют белоцветковость. Отсутствие в генотипе доминантных генов А и В обусловливает отсутствие пигмента, т. е. растения с рецессивным генотипом аавв тоже будут иметь цветки белой окраски.

Отсюда следует, что исходные родительские растения имели генотипы ААвв, ааВВ. Первое поколение гибридов – АаВв (дигетерозиготные).

1. наследственная слепота у людей может быть обусловлена многими различными причинами. В этой задачи мы будем иметь только два вида слепоты, причем причина каждого определяется своим рецесивным геном.Оцените вероятность рождения ребенка слепым, если родители его зрячие,а обе бабушки страдают одинаковыми видами слепоты? Дедушки в генотипе не имеют признаков слепоты.

2. Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена над неокрашенными. оба признака сцеплены.При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено потомство: окрашено гладких-4152,неокрашенных гладких-152, окрашенных морщинистых-149, неокрашенных морщинистых-4169. Расстояние между генами?(М)

3.Рецесивный ген гемофилии находится в Х хромосоме. отец девушки страдает гемофилией, тогда как ее мать в этом отношении здорова и происходит из семьи,благополучной по этому заболеванию.Девушка выходит за муж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих внуках обоего пола(при условии,что сыновья и дочери не будут вступать в брак с носителямигена гемофилии)

Помогите решить задачи. Очень надо. решила контрольные,вернули из-за этих трех задач.

1. Если обе бабушки страдают одинаковым видом слепоты - то оба родителя гетерозиготны по одному и тому же гену слепоты, и у детей расщепление 3 зрячих:1 слепой. Но при чем тогда "два вида слепоты"?

2. Дык, (152+149)/(4152+4169+152+149)*100% ~ 3,5% - т.е. 3,5 морганид. Доля кроссинговерных из общего числа потомков.

3. Ну, честно говоря, рано о внуках думать. Девушка гетерозиготна, вполне возможно, что она породит одного отпрыска, который гемофилию не унаследует. А если Бог даст (как скажет АБК) - то и при трех-четырех отпрысках в 12-6% случаев гемофилия не передастся потомству.

Серьезно - невозможно делать какие-либо серьезные предсказания о внуках, когда число детей - 1-2-3. Можно говорить только о количестве внуков, больных гемофилией и внучек, по ней гетерозиготных, на 1000 и более таких пар.

помогите, пожалуйста, решить задачи

1. при скрещивании двух морских свинок с черной и вихристой шерстью получено 10 черных свинок с викристой шерстью, 3 черных с гладкой шерстью, 4 белых с вихристой шерстью и 1 белая с гладкой шерстью. Каковы генотипы ролителей?

2. У душистого горошка два белоцветковых, но разных по происхождению растения при скрещивании дали в первом поколении пурпурноцветковые гибриды. При скрещивании этих гибридов между собой в потомстве наблюдалось следующее расщепление : 9 растений с перпурными цветками, 7 - с белыми. Каковы генотипы родительских растений?

3. При скрещивании растений тыквы с белыми и желтыми плодами все потомство имело плоды белой окраски. При скрещивании полученных растений между собой наблюдалось следующее скрещивание: 204 растения с белыми плодами, 53-с желтыми и 17-с зелеными плодами. Определите генотипы родителей и их потомства.

3. АА -тыква с белыми плодами. аа - с жёлтыми. гибриды- 204 - АА, 53 - аа. 17 - Аа.

Quote

У душистого горошка два белоцветковых, но разных по происхождению растения при скрещивании дали в первом поколении пурпурноцветковые гибриды. При скрещивании этих гибридов между собой в потомстве наблюдалось следующее расщепление : 9 растений с перпурными цветками, 7 - с белыми. Каковы генотипы родительских растений?

Это похоже на комплементарное действие генов, когда два гена определяют развитие одного признака. Белковый продукт первого гена определяет синтез предшественника, а второго - превращение предшественника в конечный продукт. В случае, если получается рецессивная гомозигота по любому из этих генов, то независимо от состояния второго гена, цветки будут белыми. Расщепление 9:7 говорит, что в скрещивании участвуют 2 дигетерозиготы, условно АаВв. Если представить независимое расщепление, то в случае скрещивания двух родителей Аа, получается расщепление 3А-:1аа. Черточка называется радикал, здесь может стоять как А, так и а, при полном доминировании результат будет одинаковым. Аналогично и со вторым геном, при скрещивании двух родителей с генотипом Вв получится расщепление 3В-:1вв. Теперь пользуясь законом независимого перменожения вероятностей найдем расщеплении, при одновременном присутствии в генотипе обоих генов. Генотип родителей АаВв.

Таким образом, только 9/16 будут иметь генотип А-В- и они будут с пурпурными цветками, остальные 7/16 будут белыми.

В случае А-вв идет синтез предшественника, но нет фермента превращающего его в конечный продукт, пигмент не образуется.

В случае ааВ- не образуется предшественник пигмента, следовательно, нечего превращать в пигмент.

Ну а в последнем случае аавв вообще ничего нет, цветки тоже будут лишены пигмента.

спасибо вам огромное!!

если несложно, можно еще подробное решение первой и третьей задачи?

Quote

при скрещивании двух морских свинок с черной и вихристой шерстью получено 10 черных свинок с викристой шерстью, 3 черных с гладкой шерстью, 4 белых с вихристой шерстью и 1 белая с гладкой шерстью. Каковы генотипы ролителей?

Какие генетические признаки изучаются в данной задаче?

Цвет шерсти (2 альтернативных признака: черная и белая) и характер шерсти (2 альтернативных признака: вихрастая и гладкая).

Если мы определим расщепление по первому признаку, то всего 10 + 3 = 13 свинок черных и 4 + 1 = 5, отсюда, расщепление близкое 3:1.

Анализируем второй признак. Вихрастых: 10 + 4 = 14 свинок и 3 + 1 = 4 особи , расщепление также близко к 3:1.

Отсюда, можно сделать 3 вывода:

1. Оба признака наследуются независимо.

2. Тип наследования полное доминирование.

3. Расщепление говорит о том, что организмы родителей гетерозиготы по обоим признакам (это называется дигетерозиготы). Такой генотип обозначается как АаBb.

Осталось составить схему скрещивания подтверждающую правоту проведенного выше генетического анализа.

Думаю, со схемой скрещивания справитесь сами.

Ну а третья задача совсем легкая. Откройте учебник, прочтите моногибридное скрещивание (про горох с разным цветом семян) и перенесите это на данную задачу.

Это похоже на комплементарное действие генов, когда два гена определяют развитие одного признака. Белковый продукт первого гена определяет синтез предшественника, а второго — превращение предшественника в конечный продукт. В случае, если получается рецессивная гомозигота по любому из этих генов, то независимо от состояния второго гена, цветки будут белыми. Расщепление 9:7 говорит, что в скрещивании участвуют 2 дигетерозиготы, условно АаВв. Если представить независимое расщепление, то в случае скрещивания двух родителей Аа, получается расщепление 3А-:1аа. Черточка называется радикал, здесь может стоять как А, так и а, при полном доминировании результат будет одинаковым. Аналогично и со вторым геном, при скрещивании двух родителей с генотипом Вв получится расщепление 3В-:1вв. Теперь пользуясь законом независимого перменожения вероятностей найдем расщеплении, при одновременном присутствии в генотипе обоих генов. Генотип родителей АаВв.

Таким образом, только 9/16 будут иметь генотип А-В- и они будут с пурпурными цветками, остальные 7/16 будут белыми.

В случае А-вв идет синтез предшественника, но нет фермента превращающего его в конечный продукт, пигмент не образуется.

В случае ааВ- не образуется предшественник пигмента, следовательно, нечего превращать в пигмент.

Ну а в последнем случае аавв вообще ничего нет, цветки тоже будут лишены пигмента.

Помогите пожалуйста. У душистого горошка скрещено два белоцветковых растения. В потомстве оказалось 183 растения с белыми и 62 с пурпурными цветками. Определите генотипы родительских растений. Признак контролируется двумя генами

Развитие признака может определяться не одной, а двумя или более парами неаллельных генов, располагающимися в разных хромосомах. Если хотя бы одна пара находится в гомозиготном рецессивном состоянии, то признак не развивается или отличен от доминантного.

С биохимической точки зрения зачастую это может быть связано с тем, что развитие признаков обычно представляет собой многостадийный процесс, каждый этап которого контролируется отдельным ферментом (информация о ферменте находится в определенном гене). Если хотя бы один ген находится в рецессивном состоянии, то синтезируется измененный фермент, реакция не идет, и конечный продукт не образуется:

ген A B C D
фермент E1 E2 E3 E4
реакции S1 S2 S3 S4 P (признак)

Расщепление при скрещивании дигетерозигот при комплементарном наследовании обычно бывает в пропорции 9:7, 9:3:4, или 9:3:3:1, 9:6:1 (часть особей с минимальным выражением признака 7/16, 4/16 и 1/16).

У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В . Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ ?

    Генотип исходных растений известен по условию задачи. Они гомозиготны и будут давать один тип гамет, которые можно объединить единственным образом. Потомство F1 будет единообразно по генотипу ( АаВb ) и фенотипу (розовые цветы):

Схема скрещивания

В F1 все потомство будет единообразным и будет иметь розовую окраску цветов. В F2 9/16 растений будут иметь розовые, а 7/16 – белые цветы.

Окраска цветов душистого горошка в красный цвет обусловлена двумя парами генов. Если хотя бы одна пара находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. Одновременное присутствие в генотипе обоих доминантных генов вызывает развитие окраски. Каков генотип растений с белыми цветами, если при их скрещивании друг с другом все растения получились красного цвета?

  1. Поскольку потомство F1 имело окрашенные цветки, то в его генотипе присутствуют оба доминантных гена А и В .
  2. Все потомство единообразно, следовательно, скрещивались гомозиготные особи.
  3. Родители имели неокрашенные цветки, значит, они не могут нести оба доминантных гена.
  4. Генотип родителей не может быть одинаковым (иначе потомство было бы таким же, то есть имело бы неокрашенные цветки).
  5. Этим условиям удовлетворяет только тот вариант, когда у одного родителя генотип ААbb , а у другого – ааВВ .

Схема скрещивания

Р ♀ АAbb
белый
× ♂ aаBB
белый
гаметы Ab aB aB
F1 AaBb
красный
100%

При скрещивании двух растений тыквы со сферической формой плодов получено потомство, имеющее только дисковидные плоды. При скрещивании этих гибридов между собой были получены растения с тремя типами плодов:

  • 9 частей – с дисковидными плодами,
  • 6 частей – со сферической формой плодов,
  • 1 часть – с удлиненными плодами.

Какая закономерность наблюдается в данном случае? Каковы генотипы родителей и потомства?

  1. Потомство F1 отличалось от родителей и было единообразным, следовательно, оно является гетерозиготным, а исходные особи были гомозиготными.
  2. Исходные особи должны отличаться по генотипу друг от друга, так как при одинаковом генотипе их потомство не отличалось бы от них. Это указывает на то, что в данном случае имеет место комплементарное взаимодействие генов. Генотип родительских особей – ААbb и ааВВ , а потомства F1 – АаВb (см. решение задачи 5-2).
  3. Таким образом, форма плодов определяется двумя парами генов. Если обе пары находятся в доминантном состоянии (генотипы ААВВ , АаВb , ААВb или АаВВ ), то форма плодов дисковидная. Если в доминантном состоянии находится только одна пара генов (генотипы ААbb , Ааbb , ааВВ или ааВb ), – форма плодов сферическая.
  4. Расщепление в потомстве F2 (9:6:1) отличается от расщепления 9:7, обычно наблюдаемого при комплементарном взаимодействии. 1/16 часть растений имела плоды удлиненной формы. Это может быть только в том случае, если генотип таких особей – ааbb , то есть оба гена находятся в рецессивном состоянии.
  5. Анализ решетки Пеннета подтверждает полученные результаты.

Среди ферментов, участвующих в образовании хлорофилла у ячменя, имеется два фермента, отсутствие которых приводит к нарушению синтеза этого пигмента. Если нет одного из них, то растение становится белым, если нет другого – желтым. При отсутствии обоих ферментов растение также белое. Синтез каждого фермента контролируется доминантным геном. Гены находятся в разных хромосомах. Какое потомство следует ожидать при самоопылении гетерозиготного по обоим генам ячменя?

У кукурузы нормальный рост определяется двумя доминантными неаллельными генами. Гомозиготность по рецессивным аллелям даже одной пары генов приводит к возникновению карликовых форм. При скрещивании двух карликовых растений кукурузы выросли гибриды нормальной высоты, а при скрещивании этих гибридов в их потомстве было получено 812 нормальных и 640 карликовых растений. Определить генотипы родителей и потомков.

У норки известно два рецессивных гена – р и i , гомозиготность по каждому из которых, или по обоим одновременно, обуславливает платиновую окраску меха. Дикая коричневая окраска получается при наличии обоих доминантных аллелей Р и I . При каком типе скрещивания двух платиновых норок все их потомство будет коричневым?

При скрещивании двух карликовых растений кукурузы получено потомство нормальной высоты. В F2 от скрещивания потомства первого поколения было 452 растения нормальной высоты и 352 – карликовых. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты.

В двух цветоводческих хозяйствах, не связанных друг с другом, длительное время разводили чистые линии душистого горошка с белыми цветами. Какое потомство можно ожидать от скрещивания этих двух чистых линий?

Окраска шерсти у кроликов определяется двумя парами генов, расположенных в разных хромосомах. При наличии доминантного гена С доминантный ген А другой пары обуславливает серую окраску шерсти, рецессивный ген а – черную окраску. В отсутствии гена С окраска будет белая. Крольчата какого цвета получатся от скрещивания серых дигетерозиготных кроликов?

Окраска бобов может быть пурпурной, желтой и белой. Под действием гена А неокрашенное соединение переводится в пурпурный пигмент. Ген В вызывает превращение пурпурного вещества в желтое. Какое потомство получится от скрещивания растений с генотипами АаВb и ааВВ ?

Для получения окрашенных луковиц необходимо наличие у растений лука доминантного гена С . При гомозиготности по рецессивному аллелю с получаются бесцветные луковицы. При наличии доминантного гена С вторая пара аллелей определяет цвет луковицы – красный ( R ) или желтый ( r ). Краснолуковичное растение было скрещено с белолуковичным. В потомстве были растения с красными, желтыми и бесцветными луковицами. Определить генотипы скрещиваемых растений. Какое расщепление по фенотипу произошло в потомстве? Какое расщепление было бы в потомстве, если бы обе исходные особи были красного цвета?

У лука ген R определяет красную окраску чешуй, а ген r – желтую. Любая окраска проявляется только при наличии в генотипе доминантного гена С , при его отсутствии чешуи имеют белую окраску. Определить генотипы исходных форм луковиц с белыми и красными чешуями, если все гибридные луковицы имели красную окраску чешуй.

От скрещивания белых и серых мышей в потомстве F1 все особи были черными, а в F2 было 77 черных, 37 серых и 45 белых мышей. Как наследуется окраска у этих мышей? Определить генотипы родителей и потомков.

Собаки породы кокер-спаниель при генотипе А*В* имеют черную масть, при генотипе А*bb – рыжую, при генотипе ааВ* – коричневую, а при генотипе ааbb – светло-желтую. При скрещивании черного кокер-спаниеля со светло-желтым родился светло-желтый щенок. Какое соотношение по масти следует ожидать от спаривания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?

Читайте также: