Уборка и санитарно гигиеническая очистка земельного участка

Обновлено: 12.09.2024

Если гражданин поскользнулся на наледи и получил травму, он вправе потребовать, чтобы виновник возместил расходы на лечение, утраченный заработок и моральный вред. В плохой работе коммунальных служб люди, как правило, винят местные власти. Это не всегда справедливо, поскольку органы МСУ отвечают за уборку льда и снега только на территории, находящейся в муниципальной собственности. Мы проанализировали судебную практику и выяснили:

— когда за уборку территории отвечают местные власти;
— как обязать владельцев бизнеса содержать территорию, прилегающую к объектам коммерческой недвижимости;
— как доказать, что органы МСУ исполняют свои обязанности.

Кто должен содержать придомовую территорию, если участок под МКД поставили на кадастровый учет

На заметку: Земельный участок, на котором расположен МКД, переходит в общую долевую собственность собственников помещений с момента, когда его сформировали и поставили на кадастровый учет

Содержать имущество — обязанность его собственника (ст. 210 ГК, ст. 39 ЖК). Это касается и придомовой территории — земельного участка, на котором расположен дом и объекты, предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК). Если такой участок находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в МКД, то содержать его должны именно они. Это означает, что за очистку придомовой территории от снега и льда ответит ТСЖ , ЖСК или управляющая организация.

Обязанности по содержанию участка перечислены в пункте 24 Минимального перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (утв. постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290). Например, в холодный период управляющая организация должна:

— очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда с толщиной слоя свыше 5 см;
— очищать придомовую территорию от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
— очищать придомовую территорию от снега или подметать ее, когда снега нет;
— очищать придомовую территорию от наледи и льда;
— убирать крыльцо и площадку перед входом в подъезд.

Выполнять работы по содержанию общего имущества в МКД управляющая организация обязана, даже если собственники не принимали такого решения на общем собрании. Есть ли в договоре управления МКД условие о содержании придомовой территории, тоже неважно (постановление Президиума ВАС от 29.09.2010 № 6464/10).

Если участок под МКД сформирован и в доме выбрана управляющая организация, то она и должна отвечать за содержание придомовой территории. Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают

Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают

ПРИМЕР 1. Гражданка поскользнулась и получила травму. Она обратилась с иском к управляющей организации и ИП — хозяину отеля, возле которого произошло падение. Истица просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда, утраченный заработок и расходы на лечение. Суд первой инстанции взыскал по 171 тыс. руб. с каждого ответчика.

Управляющая компания подала апелляционную жалобу. Она утверждала, что исполнила свои обязанности надлежащим образом. Это подтверждает акт выполненных работ по уборке территории. Апелляция установила, что падение произошло на придомовой территории, за которую несет ответственность управляющая организация, а не отель. Достаточных доказательств надлежащего содержания придомовой территории ответчик не представил. При проверке муниципальные контролеры не выявили нарушения правил благоустройства. Но это не означает, что на момент падения истицы наледи на придомовой территории не было. Суд постановил взыскать всю сумму компенсации с УК (апелляционное определение Омского областного суда от 17.01.2018 № 33-15/2018).

Кто отвечает за уборку, если участок под МКД не поставлен на кадастровый учет

Если земельный участок под домом не поставили на кадастровый учет, то земля принадлежит муниципалитету. В этом случае содержать придомовую территорию обязаны местные власти. При неисполнении или ненадлежащем исполнении этой обязанности орган местной власти должен будет возместить моральный вред и вред здоровью, а также утраченный заработок пострадавшему гражданину.

ПРИМЕР 2. Жительница Костромы упала на обледеневшем тротуаре и сломала предплечье. Суд установил, что участок, где случилась травма, находится в муниципальной собственности. Посыпка тротуара противогололедным реагентом не была включена в план работ. Виновным суд признал Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации Костромы. Местные власти выплатили истице из местного бюджета 130 тыс. руб. в качестве моральной компенсации и 2,3 тыс. руб. на лечение (решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25.10.2019 № 2-2589/2019).

Кто должен убирать снег и лед вокруг объектов коммерческой недвижимости

Важная деталь: Границы территории, прилегающей к участку, можно определить, только если этот участок был образован

Территория общего пользования, которая окружает здание, строение, сооружение или земельный участок, — это прилегающая территория. Ее границы органы МСУ определяют в муниципальных правилах благоустройства в соответствии с порядком, установленным законом региона (п. 37 ст. 1 ГрК).

Органы МСУ вправе регулировать участие собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Если вы установили в правилах благоустройства обязанность владельца магазина или офисного здания по уборке прилегающей территории, он должен ее выполнять. Заключите с ним соглашение о содержании прилегающей территории. Это послужит аргументом в вашу пользу.

ПРИМЕР 3. Мужчина поскользнулся у входа в магазин и сломал ногу. Он перенес несколько операций, затем лечился амбулаторно. Позднее пострадавший обратился в суд с иском к магазину о компенсации морального вреда.

Суд пришел к выводу, что причиной падения стала плохая уборка тротуара у входа в магазин. Территория, где произошел несчастный случай, находится в пользовании и обслуживании ответчика на основании соглашения между организацией и администрацией города. Муниципальные правила содержат требования к владельцам магазинов, торговых центров, офисов по уборке прилегающей территории. Суд первой инстанции взыскал с ответчика 180 тыс. руб. в счет возмещения морального вреда. Апелляционная инстанция увеличила размер компенсации до 500 тыс. руб. (апелляционное определение Белгородского областного суда от 20.11.2018 № 33-6254/2018).

Каким должен быть размер прилегающей территории

Органы МСУ вправе устанавливать размеры прилегающих территорий в муниципальных правилах благоустройства. Как определить этот размер, решают власти региона. Если размер, который вы установили, соответствует региональному порядку, суд встанет на вашу сторону.

На заметку: Если прилегающая к зданию территория относится к придомовой и входит в состав общего имущества собственников в МКД, суд признает виновной в ее ненадлежащем содержании управляющую организацию

ПРИМЕР 4. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих организаций сочла, что муниципалитет незаконно заставляет ее содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить эти положения правил благоустройства. Областной, а затем и Верховный суд отказали в иске. Суд указал, что благоустройство — это в том числе деятельность по содержанию расположенных в населенном пункте объектов, а также прилегающих к ним территорий. Лица, ответственные за эксплуатацию здания, строения или сооружения, обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий. Порядок устанавливают местные власти в муниципальных правилах благоустройства (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Границы прилегающих территорий установлены в правилах благоустройства в соответствии с региональным законом (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).

Как доказать, что муниципалитет обеспечил уборку автодороги местного значения

Содержание автомобильных дорог общего пользования осуществляют их собственники. За дороги, находящиеся в муниципальной собственности, ответственность несут органы местного самоуправления.

Убедить суд в том, что муниципалитет надлежащим образом исполнил обязанности по содержанию автодороги общего пользования местного значения, бывает непросто. Рассмотрим на примере причины, по которым судьи не принимают доказательства.

ПРИМЕР 5. Жительница города сломала позвоночник в результате падения на обледенелой дороге. Суд первой инстанции отказал женщине в иске к городской администрации. Но апелляционный суд истицу поддержал. Женщина представила показания свидетеля, электронную карту вызова бригады скорой медицинской помощи, документацию о прохождении лечения.

Городская администрация также привела доказательства в свою пользу. Но суд счел их недостаточными. Копия журнала производства работ не доказывает, что ответчик провел работы по содержанию уличной дорожной сети, поскольку этот журнал был составлен в одностороннем порядке. Фотографии, которые представила администрация, не могут быть достаточным доказательством. Они не содержат информации о дате съемки, привязке к местности, техническом устройстве, которое использовали при съемке. Суд постановил взыскать с администрации расходы на лечение, утраченный заработок и компенсацию морального вреда (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16.05.2019 № 33-5669/2019).

Важная деталь: Если муниципалитет на конкурсной основе определил для содержания муниципальной автодороги подрядную организацию и заключил с ней договор, то именно она будет виновна в плохом качестве уборки

Составляйте акты приемки выполненных работ по уборке территории. Сохраняйте путевые листы, которые подтверждают факт выезда автомобилей дорожной службы для содержания дорожной сети. Используйте эти документы в суде, чтобы доказать свою невиновность. Пригодятся и фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него. Во время фотосъемки настройте аппаратуру так, чтобы она фиксировала дату и время.

Кто должен содержать внутридворовые проезды

Внутридворовые проезды не относятся к автодорогам местного значения. Их содержание — обязанность управляющих организаций. Если муниципальная административная комиссия оштрафует УК за плохую уборку проезда, суд поддержит контролеров.

ПРИМЕР 6. Административная комиссия муниципального района привлекла к ответственности УК за плохую уборку внутридворового проезда, прилегающего к придомовой территории. УК обратилась в суд. Она доказывала, что спорный внутридворовой проезд не относится к общему имуществу собственников. Содержание автодорог и внутридворовых проездов не входит в обязанности УК. Этим должен заниматься орган МСУ. Судьи с истцом не согласились. Спорный проезд служит для подъезда к земельному участку под МКД и относится к придомовой территории. Возможность сквозного движения транспорта и пешеходов по придомовым дорогам не означает, что они относятся к дорогам общего пользования. Верховный суд не нашел оснований для пересмотра решений нижестоящих судов (определение от 16.10.2019 № 309-ЭС19-17520).

Выводы и рекомендации

1. Земельный участок под МКД переходит в общую долевую собственность, если проведен его кадастровый учет. Если он не сформирован, содержать его обязан муниципалитет. Выберите подрядную организацию в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Заключите с ней договор о содержании территории. Контролируйте проведение работ. В ходе проверок фиксируйте нарушения, требуйте, чтобы подрядчик их устранил. Если нарушения повторяются, расторгните договор с подрядчиком.

2. В правилах благоустройства установите порядок содержания и уборки территории в зимний период. Закрепите обязанность владельцев магазинов и офисов по уборке земельных участков, прилегающих к их строениям. Заключите с ними соглашения о содержании прилегающей территории.

3. Контроль за содержанием территории муниципального образования осуществляют органы МСУ. Утвердите муниципальным актом порядок и график проведения проверок.

4. Чтобы снизить размер компенсации до разумного предела, требуйте проведения судебно-медицинской экспертизы, используйте в качестве доказательств записи с камер видеонаблюдения, акты о выполненных работах, фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых ( хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания, культурно-бытового назначения, жидких из неканализованных зданий, мусора и смета и других отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.

На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием, желательно огражденной зелеными насаждениями. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным , а жидкие отходы из неканализованных домовладений ассенизационным вакуумным транспортом.

Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100м. Размер площадок рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, раз рыв может сокращен до 8 – 10 метров.

Во вновь строящихся жилых домах 5 этажей и более следует устраивать мусоропроводы.

На всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны.

Механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части площадей с усовершенствованием покрытием в летний период следует производить в плановом порядке.

Проезжую часть улиц, на которых отсутствует ливневая канализация для снижения запыленности воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подметально-уборочными машинами.

В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Собранные листья следует вывозить на специально отведенные участки либо поля компостирования. Сжигать листья на территории жилой застройки в скверах и парках запрещается.

На объектах с обособленной территорией ( рынки, пляжи, парки, лечебно-профилактические учреждения) запрещается строить и переоборудовать санитарные установки без согласования с санитарно-эпидемиологическими учреждениями, собирать отходы, мыть автотранспорт, хранить тару в местах, не отведенных для этой цели.

(включает в себя оплату труда, отчисления в фонды обязательного социального страхования, канцелярские расходы, услуги связи, сопровождение программ, содержание оргтехники, ремонт помещений, аренду, расходы на служебные разъезды, оплату аудиторских и консультационных услуг, охрану, плату ВЦКП (ведение базы данных потребителей, расчет, печать и доставка платежных документов, оплата без комиссии) и др.)

2.

Работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе:

2.1.

Непосредственно содержание

(т.е. соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасности для жизни и здоровья граждан; доступности пользования жилыми помещениями и помещениями общего пользования; постоянной готовности инженерных коммуникаций; осмотр общего имущества, обеспечение установленных законодательством РФ температуры и влажности в помещениях общего пользования),

в том числе:

2 раза в год, при необходимости внеочередные осмотры

Работы и услуги по договорам со специализированными организациями (трубочистные работы, замер сопротивления изоляции проводов, обслуживание объединенных диспетчерских систем, поверка манометров и счетчиков и др. работы)

трубочистные работы - вентканалы 2 раза в год,

дымоходы 4 раза в год;

замер сопротивления изоляции проводов 1 раз в 3 года

поверка газоанализаторов 1 раз в год

(ликвидация аварий на инженерных сетях второго контура, внутридомовых системах, ликвидация засоров, ликвидация аварий на электросетях и т.д.

На эти деньги содержится:

4 смены аварийных бригад (водитель, сантехник, сварщик); бригады оснащены мобильной связью, хорошим оборудованием для обеспечения бесперебойной круглосуточной работы.; создан запас материалов)

Подготовка домов к сезонной эксплуатации

(Проведение комплекса необходимых мероприятий для устойчивого функционирования всех инженерных систем жизнеобеспечения жилого фонда в зимний период, а именно: подготовка теплоцентра, гидравлические испытания систем теплоснабжения, ремонт запорной и регулирующей арматуры; опрессовка элеваторных узлов и трубопроводов на давление выше расчетного; промывка систем отопления; восстановление тепловой изоляции и окраска трубопроводов; подготовка насосных станций и бойлеров к работе в режиме отопления; установка дроссельных устройств; регулировка предохранительных клапанов; утепление и освещение водомерных узлов; поверка узлов учета тепловой энергии; устранение неисправностей и повреждений на водопроводных сетях; обучение технического персонала и ряд других установленных правилами работ.

Оформление и сдача в Администрацию Калининского района паспортов готовности на каждый дом.)

(регистрация заявок от населения и пользователей нежилых помещений, мелкий ремонт сантехнического оборудования, замена прокладок, устранение течи в приборах сантехнического оборудования, устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения, устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств в помещениях общего пользования, устранение засоров внутренних канализационных трубопроводов и санитарных приборов, произошедших не по вине проживающих)

Услуги по дератизации

Обследование аварийных квартир, техническая инвентаризация, аренда прямых проводов, транспортные расходы по обслуживанию домовладений.

Услуги по очистке фасадов (наклейки, граффити и т.п.)

2.2.

Очистка от наледи и уборка снега

в зимний период при необходимости

2.3.

Уборка лестничных клеток

см. Приложение 1

2.4.

Вывоз твердых бытовых отходов

3.

Работы по текущему ремонту общего имущества многоквартирных домах (Ежегодно составляется адресная программа по косметическому ремонту лестничных клеток, герметизации стыков стеновых панелей, ремонту кровли и другим работам. Также в состав работ по текущему ремонту общего имущества дома входит непредвиденный ремонт (ремонт, необходимость которого определяется в ходе эксплуатации):

Центральное отопление:

- смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулировочной арматуры;
- установка (при необходимости) воздушных кранов;
- утепление труб, приборов;
- смена арматуры, контрольно-измерительных приборов, гидравлические испытания систем;
- восстановление разрушенной тепловой изоляции.

Водопровод и канализация, горячее водоснабжение:

- уплотнение соединений, устранение течи, утепление, укрепление трубопроводов, смена отдельных участков трубопроводов, фасонных частей, сифонов, ревизий; восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов, гидравлическое испытание системы;
- ремонт насосов и электромоторов, замена отдельных насосов и электромоторов малой мощности;
- прочистка ливневой и дворовой канализации, дренажа.

Электроснабжение и электротехнические устройства:

- замена неисправных участков электрической сети здания, исключая электрические сети жилых квартир;
- замена вышедших из строя электроустановочных изделий (выключатели, штепсельные розетки);
- замена светильников;
- замена предохранителей, автоматических выключателей, пакетных переключателей вводно-распределительных устройств, щитов;
- замена и установка фотовыключателей, реле времени и других устройств автоматического или дистанционного управления освещением общедомовых помещений;
- замена отдельных узлов электроустановок инженерного оборудования здания;

Плотницкие работы:

- смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных и дверных заполнений).

4.

Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеления, находящимися на земельном участке, входящем с состав общего имущества, а так же иными объектами, расположенными на земельном участке, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома.

см. Приложение 2

5.

Очистка мусоропровода

см. Приложение 3

6.

Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения

7.

Содержание и ремонт переговорно-замочного устройства (автоматически запирающегося устройства двери подъезда)

8.

Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты

9.

Эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов, в том числе по видам ресурсов

(В рамках технического обслуживания и эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов электрической энергии осуществляются работы по поверке и замене неисправного, либо не прошедшего поверку прибора учета. Перечень работ и мероприятий по эксплуатации и обслуживанию общедомовых узлов учета тепловой энергии (горячей воды) и холодной воды осуществляются подрядными организациями, куда входят: профосмотр; проверка работоспособности и наладка оборудования на месте эксплуатации; текущий ремонт (замена прокладок, крепежа, чистка расходомеров, замена неисправных элементов узла) и др.):

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ СХЕМ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящие Методические рекомендации устанавливают основные положения по составу, содержанию и утверждению генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации.

Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.

Генеральная схема определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий.

Методические рекомендации разработаны ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами" Госстроя России с учетом требований Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Градостроительного кодекса Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации и предназначены для работников жилищно-коммунальных и других организаций, занимающихся очисткой и уборкой населенных пунктов.

Настоящие Методические рекомендации распространяются на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации с расчетной численностью населения свыше 10 тыс. человек.

При необходимости генеральная схема очистки разрабатывается для групп поселений, регионов, агломераций, областей, районов.

При непосредственной разработке отдельные разделы и положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях, могут быть изменены в зависимости от конкретных условий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Генеральная схема очистки - проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.

Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.

Как правило, генеральная схема очистки разрабатывается в составе генерального плана города на срок до 5 лет с выделением первой очереди мероприятий, а прогноз может охватывать срок до 10-20 лет.

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ СХЕМ

Задание на разработку генеральной схемы составляется, как правило, городскими органами жилищно-коммунального хозяйства совместно с проектными организациями, органами санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и утверждается местными органами самоуправления.

Общие требования к содержанию здания на разработку генеральной схемы приводятся в приложении 1.

Проектирование и строительство сооружений системы санитарной очистки производятся в соответствии с утвержденной генеральной схемой и требованиями "Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" СНиП 11-01-95.

При необходимости улучшения экологического и санитарного состояния допускается одновременная разработка генеральной схемы очистки и проектирование объектов по обезвреживанию отходов.

3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Заказчик генеральной схемы очистки представляет разработчику основные исходные данные по существующему состоянию системы санитарной очистки и уборки по перечню, приведенному в приложении 2. Эти данные представляются организации-исполнителю до оформления сметно-договорной документации на разработку схемы.

В процессе разработки генеральной схемы, в дополнение к исходным данным по существующему состоянию санитарной очистки и уборки организация-исполнитель совместно с заинтересованными городскими службами проводит работы по обследованию системы очистки. Обследованию подлежат все существующие сооружения системы санитарной очистки и уборки, а также выборочно по районам с различной степенью благоустройства - мусоропроводы, мусороприемные камеры, мусоросборные (контейнерные) площадки и выгребные ямы в неканализованной жилой застройке.

Данные по перспективному развитию города, как правило, составляются по материалам технико-экономических показателей генерального плана города организацией-исполнителем и подлежат согласованию с органами архитектуры или с организацией - разработчиком генерального плана и утверждаются органами местного самоуправления.

Перечень данных по перспективному развитию города приведен в приложении 3.

Организация-исполнитель получает в соответствующих органах планово-картографическую подоснову на город и прилегающую территорию и основной чертеж генерального плана.

При изменении ранее выданного задания или исходных данных, в связи с чем требуется переработка полностью или частично выполненных к этому времени проектных работ, оплата этих работ производится заказчиком по дополнительному договору (соглашению).

4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОЧИСТКИ

4.1. Генеральная схема очистки должна содержать:

- общие сведения о городе и природно-климатических условиях;

- материалы по существующему состоянию и развитию города на перспективу;

- данные по современному состоянию системы санитарной очистки и уборки;

- материалы по организации и технологии сбора и вывоза бытовых отходов;

- расчетные нормы и объемы работ;

- методы обезвреживания отходов;

- технологию механизированной уборки городских улиц, дорог, площадей, тротуаров и обособленных территорий;

- расчет необходимого количества спецмашин и механизмов по видам работ;

- организационную структуру предприятий системы санитарной очистки и уборки;

- капиталовложения на мероприятия по очистке территорий;

- графическую часть и основные положения схемы.

4.2. Пояснительная записка и основные положения схемы составляются в трех экземплярах, из которых два представляются заказчику.

На титульном листе пояснительной записки указываются: наименование организации - разработчика генеральной схемы очистки и ее ведомственная принадлежность, полное наименование проекта (соответствующее его наименованию по договору с заказчиком), номер тома, год выпуска.

4.3. Содержание материалов по сбору, удаление бытовых отходов, механизированной уборке территорий населенных пунктов и обособленных объектов должно соответствовать основным законодательным и нормативным документам.

Расчетные показатели по объемам работ и необходимому количеству специальных машин, механизмов и инвентаря определяются на конец каждой очереди мероприятий схемы.

4.4. Необходимое количество спецтранспорта и механизмов рассчитывается в соответствии с требованиями "Типовых норм времени на работы по механизированной уборке и санитарному содержанию населенных мест" (М., 2001) и "Норм потребности в машинах и оборудовании для полигонов твердых бытовых отходов" (М., 1988).

4.5. Для объектов 1-й очереди мероприятий схемы необходимо проводить согласование с органами охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора мест расположения намечаемых к строительству сооружений.

Размеры санитарно-защитных зон основных сооружений приведены в приложении 4.

4.6. Рекомендуется использовать типовые проекты и решения, повторно применяемые проекты сооружений с определением их основных характеристик и параметров.

4.7. К пояснительной записке схемы прилагаются: задание на разработку, основные материалы по исходным данным, документы для рассмотрения проектных предложений и т.п.

4.8. Планово-картографической подосновой генеральной схемы очистки являются топопланы (карты и схемы) на город и прилегающую территорию в масштабе 1:5000-1:500000, основной чертеж или схемы генерального плана.

На основном чертеже схемы-плана размещения сооружений показывают элементы генерального плана: жилую и промышленно-коммунальную застройку, зоны, занятые зелеными насаждениями, водоемами, полосы-отводы железных дорог, основные магистрали, очистные сооружения схемы санитарной очистки и уборки - существующие, расширяемые, реконструируемые, проектируемые и подлежащие закрытию; приводят таблицы основных технико-экономических показателей по очередям развития в соответствии с приложением 5.

Основной чертеж схемы представляют заказчику в одном экземпляре. С основного чертежа с уменьшением изготавливают цветные или черно-белые фотографии, которые помещают в пояснительную записку. Кроме этого, в записке приводятся чертежи и схемы (местоположение сооружений, отдельные типовые и конструктивные решения, схемы генеральных планов объектов) и т.п.

4.9. Основные положения генеральной схемы очистки выпускаются в виде отдельного материала (брошюры) и должны содержать основную характеристику существующего состояния системы санитарной очистки и краткое изложение проектных решений и предложений по принятому варианту (очередность осуществления мероприятий, расчетную численность населения, объемы накопления бытовых отходов, системы сбора и удаления, методы обезвреживания и переработки отходов, площади механизированной уборки городских территорий, расчетные параметры и размещение сооружений системы санитарной очистки и уборки), основные технико-экономические показатели по формам таблиц приложения 5, а также предложения по первоочередным мероприятиям схемы.

5. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ СХЕМЫ

5.1. Краткая характеристика объекта и природно-климатические условия

В разделе приводят материалы по местоположению города, его административному и промышленно-экономическому значению, делению города на административные районы, расчленению территории реками, железнодорожными и автомобильными магистралями на обособленные территории.

Характеристика природно-климатических условий, влияющих на организацию работ по очистке и уборке, должна учитывать климат (среднегодовую температуру, направление господствующих ветров, количество осадков, число дней с гололедом, высоту снежного покрова), рельеф, геологическое строение почв, уровень стояния грунтовых вод.

5.2. Существующее состояние и развитие города на перспективу

В разделе приводят следующие данные по благоустройству города как объекта очистки:

существующую и расчетную численность населения города, в том числе по административным (планировочным) районам;

данные по ведомственной принадлежности жилого фонда, его этажности и степени благоустройства (оборудование водопроводом, канализацией, центральным отоплением, мусоропроводами);

обеспеченность объектами городской инфраструктуры (детсады и ясли, школы, техникумы, институты, больницы, поликлиники, торговые учреждения, предприятия общепита, зрелищные учреждения, гостиницы, предприятия бытового обслуживания и т.п.);

показатели по улично-дорожной сети (протяженность магистралей, типы дорожных покрытий, площадь улиц и тротуаров, обеспеченность ливневой канализацией и подземными водостоками, систему очистки ливневых вод);

системы общегородской канализации и охват жилого фонда, размещение и мощность очистных сооружений;

площадь зеленых насаждений общего пользования, материалы по загрязнению окружающей среды.

При составлении подразделов 5.1 и 5.2 используются материалы генерального плана и приложений 2 и 3.

5.3. Современное состояние системы санитарной очистки и уборки

В разделе приводят данные и анализ материалов, характеризующих современное состояние системы санитарной очистки и уборки:

Читайте также: