Уход за плодовыми растениями участие детей в детском саду

Обновлено: 19.09.2024

Как получить эту работу через 2 минуты?

1. Значение участка детского сада. Плодово-ягодные растения на участке детского сада 3
2. Выбор места для сада, выбор культуры 6
3. Характеристика плодово-ягодных растений, рекомендуемых для дошкольных учреждений 8
4. Уход за плодовыми растениями, участие детей в детском саду 11
5. Выводы, приложения 16
Список использованной литературы 18

Среди множества составляющих миссий детских образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, имеют место и такие, которые имеют интегральное значение в воспитании дошкольников. Речь идет о таких, как воспитание здорового поколения с любовью к окружающей природной среде и к своей Родине. Решение подобного комплекса задач представляется достаточно сложной проблемой в педагогике. Для этого необходимо применение специализированных ресурсов. Одним из наиболее эффективным ресурсом для решения такой проблемы является приусадебный участок детского сада.
Следует отметить, что через участие детей в процедурах полива, ухода за растениями на участке происходит прививание любви к труду и к родной природе. Через проведение экскурсий происходит процесс познания детьми основных законов природы родного края .
Значимость участка для детского сада сложно переоценить. Наряду с перечисленными выше аспектами, участок для воспитанников детского сада является также источником для формирования навыков труда, понимания процессов в окружающем мире, а также других составляющих для развития полноценной личности в ребенке. Все это имеет место без учета эстетической значимости приусадебных участков детских садов и их роли в формировании ландшафтной привлекательности учреждения
.

1. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1993. № 7. С. 39-43.
2. Вихрова Л.Т., Корчагина В.А., Макарова И.А. Озеленение участка детского сада. М. Просвещение. 1972. 96 с.
3. Корчагина В.А., Макарова И.А., Мельникова Н.А. Огород, цветник и плодово-ягодные насаждения на участке детского сада. М., 1965. 72 с.
4. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М.: Просвещение, 2004. 160 с.
5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1992. 240 с.
6. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1983. 208 с.

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Огород, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей природы, но и приобщаться к общественно-полезной деятельности.

Работа на огороде благотворно сказывается на различных качествах дошкольников. Во-первых, ребёнок развивается умственно, так как узнаёт новые сведенья о культурных растениях и способах ухода за ними. Во-вторых, занятия на огороде совершенствуют детей физически (например, посев семян способствует развитию мелкой моторики рук; полив растений укрепляет мышечную систему ребёнка, движение на свежем воздухе способствует укреплению здоровья и др.). В-третьих, выращивая растения, ребёнок воспитывается нравственно и эстетически (учится уважать чужой труд, получает удовольствие от результатов работы, наблюдает за ростом и развитием растений; у детей воспитывается ответственность за порученное дело). Также работа на огороде приобщает ребёнка к трудовой деятельности. У дошкольников формируется положительное отношение к трудовой деятельности, воспитывается бережное отношение к природе.

Правила организации :

Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.

Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки около трёх метров.

Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.

Рекомендуется наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

Что сажать на огороде в детском саду?

Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений.

То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.

Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое).

Выбор овощных культур для детского огорода должен осуществляться в соответствии с возрастной группой.

На огороде рекомендуется посадка тех растений, которые выращиваются в данной области или районе и которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе:

• В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур. Семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.

• В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.

• В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие, луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый, капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, плодовые (огурец, томат, перец, корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель, бобовые (горох, фасоль, хлебные злаки.

Из перечисленных культур для младших групп нужно взять 1 - 2 культуры, для средней – 2 - 3, для старшей – 4 - 6, для подготовительной к

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Содержание труда на огороде тоже будет зависеть от возраста детей:

• В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.

• В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.

• В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах : индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют на огороде : поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

Организация огорода на участке ДОУ имеет большое значение для экологического развития и воспитания ребёнка.

Во-первых, дети учатся отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др., фрукты (яблоко, груша, персики, ягоды (малина, смородина).

Во-вторых, дошкольники получают представление о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух; учатся отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

В-третьих, у детей формируется умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

В-четвёртых, дошкольники знакомятся с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Также дети знакомятся со строением растений, с функциями их органов (корень, лист, стебель, цветок, учатся наблюдать, замечать и оценивать изменения, происходящие с культурами на участке ДОУ.

Я считаю, что организация огорода на участке дошкольного учреждения необходима и желательна, так как работа и наблюдение здесь, способствует формированию экологических представлений детей.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей

Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию “экологических пространств”, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о “братьях меньших” - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые всё делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, чёрствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

“Экологическое пространство” - это небольшая территория, занятое объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. Наиболее традиционными “экологическими пространствами” как формами организации зелёной зоны в детском саду являются групповые уголки природы, комнаты природы, зимний сад. На участке детского сада так же создаётся развивающая экологическая среда.

Традиционно на территории детского сада создаётся огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живое” общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.

Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования.


  • Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • Через наблюдение деятельности взрослых;
  • Посредством своего практического участия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.


Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Настоящий, красивый и добротный огород появился в нашем ДОУ совсем недавно, в 2000 году. Во время ремонта детского сада произошла перепланировка не только здания, но и земельного участка: были выкорчеваны старые и засохшие деревья и кустарники, а их место заняли цветники, лесная зона, огород и, конечно же, облагороженные групповые участки. Огород оказался на самом видном месте. Мимо него проходят все дети, родители, сотрудники и гости детского сада. И, конечно же, мы уделяли огороду много внимания. Дети всех возрастных групп принимали посильное участие в работах на огороде. Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдали за трудом старших детей. Дети трудились вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т.д.

Чтобы обеспечить методическое сопровождение данной работы, я разработала методические рекомендации по работе с детьми на огороде “Огородный подрастай”, разработала и представила на Педагогический совет Положение о природном участке нашего детского сада (приложение №1), составила расписание деятельности на внегрупповых площадках (приложение №2), в том числе и на огороде. А сложную и ответственную работу с детьми наш коллектив поручил медсестре нашего детского сада Беликовой Валентине Николаевне. Это грамотный специалист, энтузиаст своего дела, опытная огородница. У Валентины Николаевны замечательный контакт с детьми. Она легко объясняет им сложные вещи. Ей в помощь разработала календарь работы с детьми на огороде (приложение №3), а также расписание содержание деятельности по всем возрастным группам (приложение №4).

Под руководством Беликовой В.Н. и воспитателей на нашем огороде дети вырастили богатый урожай. Традиционно в середине сентября мы проводим в детском саду осеннюю ярмарку. В гости к детям приходят скоморохи, пугало огородное, сороки да вороны. Дети рассказывают им о своём урожае, нахваливают его. А потом… предлагают своим родителям купить плоды своего труда. Цену никто не устанавливает сколько дадут – тому и рады. А на вырученные деньги в группы покупаются игрушки, книги и видеокассеты с русскими сказками.

К ярмарке мы всегда готовим выставку поделок из овощей “Природные дары для потехи и игры”. Эти небольшие сувениры, хранящие тепло детских рук, мы вручаем представителям клуба ветеранов “Чайка-2”, с которыми наш детский сад дружит уже много лет.

Вот уже второй год мы присоединяемся к участию в городской акции “Передай добро по кругу”, которую проводит Центр социальной зашиты населения города. Приглашаем на нашу ярмарку его представителя, и после весёлого праздника передаём урожай, выращенный детьми, их родителями, бабушками и дедушками, которых мы тоже приглашаем к участию в акции.

Надеемся, что добро и милосердие, которое мы передали по кругу, останется в сердцах и душах наших ребят, а представленный материал заинтересует воспитателй других детских садов.

Садоводство в Монтессори среде: чем полезна работа с растениями для дошкольников?

Работа в саду незаслуженно ассоциируется у нас в основном с пожилыми родственниками, хотя на самом деле это настоящий кладезь полезного опыта и для самых маленьких членов семьи.

В этой статье педагоги детского Монтессори центра "Созвездие" расскажут о том, как садоводство влияет на развитие малышей от двух до шести лет, а также дадут несколько рекомендаций по организации зеленого уголка для детей, но сперва посмотрите отзыв многодетной мамы об опыте организации домашнего сада:

Как работа в саду сказывается на физическом развитии малыша?

Сложно представить более интерактивную, захватывающую и экологичную среду для ребенка, чем обычный сад с собственными горшками или грядками.

Развитие огранов чувств

Многообразие текстур, форм, цветов, вкусов и запахов растений поражает. В зависимости от размеров квартиры или огорода, климата и других условий можно подобрать съедобные растения (салаты и травы, цитрусовые, помидоры, огурцы, клубника), яркие и душистые цветы (фиалки, хризантемы, гибискус), растения с интересной текстурой (медвежьи ушки, кактусы, фикус).

Интеракция с живой природой во всем её разнообразии прекрасно развивает целостное восприятие ребенка, учит его соединять информацию, поступающую от разных органов чувств.

Как работа в саду сказывается на физическом развитии малыша?

Развитие мелкой и крупной моторики

Высаживание семечек, работа с землей, удаление засохших листиков, полив и сбор урожая являются прекрасными упражнениями для развития как мелких мышц рук, так и улучшения координации всего тела. Главное подобрать малышу подходящие по весу и размеру инструменты для садоводства.

Взаимодействие с растениями, землей, водой и различными емкостями тренирует координацию ребенка, развивает его мелкую моторику, а также способствует развитию всех органов чувств, что является особенно важным для маленьких детей.

Когнитивное развитие малыша при работе с растениями

Знакомство с причинно-следственными связями и развитие произвольного внимания и научного подхода к миру

Все растения требуют своего режима полива и уровня освещенности, некоторым из них необходимы специальные удобрения. На собственном опыте ребенок сталкивается с понятиями причины и следствия, учится делать выводы на основе наблюдений, обращается к энциклопедиям и получает первые уроки по естествознанию от самой природы.

Когнитивное развитие малыша при работе с растениями

Развитие речи и формирование математических способностей ребенка

Несомненно никуда не деться в садоводстве от математики: посчитать количество семечек и горшков, высчитать нужный объем воды для полива, терпеливо выждать количество дней нужное до прорастания или цветения. Помочь в развитии этих навыков могут простейшие дневники наблюдений, а также отдельные упражнения.

При правильной организации деятельности ребенка садоводство оказывает влияние на все познавательные процессы малыша. Развивается произвольное внимание, улучшается мышление и речь, тренируются различные виды памяти. Именно эти способности требуются для успешного начала обучения ребенка и гармоничного развития в более старшем возрасте.

Личностное и коммуникативное развитие ребенка на занятиях садоводством

Формирование ответственности и развитие уверенности в себе

Прорастающая семечка требует внимания вне зависимости от настроения и самочувствия малыша. Регулярный уход за растением учит ребенка ответственности, знакомит с планированием. Даже неудачный опыт и засохшие проростки могут мягко, но наглядно продемонстрировать последствия выборов, которые человек совершает каждый день. А вот успешный опыт садоводства и первые плоды развивают уверенность ребенка в своих силах и знакомят его с приятным ощущением гордости за собственные достижения.

Личностное и коммуникативное развитие ребенка на занятиях садоводством

Коммуникативное развитие и обучение работе в команде

Почти всегда первые шаги в садоводстве осуществляются с поддержкой старших. В процессе совместной работы малыш учится следовать инструкции, задавать вопросы, если ему что-то непонятно, внятно объяснять свою точку зрения, а также распределять задачи, особенно, если в саду работает не один ребенок.

Когда садоводство становится хобби всей семьи или хотя бы нескольких её членов, совместная работа также способствует укреплению семейных связей и сплачивает домочадцев.

Развитие креативности ребенка

Первые уроки ландшафтного дизайна, роспись горшков для растений и создание букетов и венков вносит весомый вклад в развитие детской креативности и фантазирования. Не переживайте, если не все творческие эксперименты малыша окажутся успешными:, и победы, и неудачи одинаково необходимы для гармоничного развития малышей.

Садоводство требует от малыша с одной стороны способности следовать плану и регулярно поддерживать порядок в зеленом уголке, а с другой стороны предоставляет множество возможностей для творчества и нестандартных идей. Совместная деятельность со взрослыми и ровесниками дополнительно стимулирует коммуникативное развитие малыша, учит работать сообща и ставить совместные цели.

Формирование моральных ориентиров и полезных привычек

Экологическое воспитание и формирование бережного отношения к природе

Наблюдая за растениями и их развитием ребенок по-настоящему понимает, что такое живая природа и как хрупка жизнь каждого листика. Приобретая навыки садоводства, он лучше понимает принципы бережного отношения к природе, начинает ценить мир, в котором живёт.

Интерес ребенка к употреблению овощей и фруктов

Выращенная на подоконнике петрушка и помидоры из домашней теплицы будут съедены с гораздо большим желанием, чем овощи, к выращиванию которых малыш не приложил усилия. С помощью занятий садоводством гораздо легче привить детям здоровые пищевые привычки, они с большей охотой будут есть овощи и зелень, так как те будут иметь гораздо большую личную значимость.

Формирование моральных ориентиров и полезных привычек

Освоение полезных способов совладания со стрессом

Садоводство известный и научно доказанный способ борьбы со стрессом. Работа с растениями расслабляет тело, успокаивает ум и повышает настроение. За счет размеренного темпа работы и необходимости ожидания результата, занятия садоводством хотя бы 30 минут в день значительно снижают выработку основных гормонов стресса.

Внимательное отношение к природе и способность использовать общение с растениями и животными для стабилизации своего здоровья и эмоционального состояния незаменимые признаки гармоничного развития ребенка. Монтессори сообщество убеждено, что общение с природой необходимо всем, но особенно маленьким городским жителям.

Как подготовить зону для выращивания растений в духе Монтессори?

Как и многие другие Монтессори пространства, собственный садик ребенка должен сперва быть тщательно продуман взрослыми. Только удобное и функциональное пространство может по-настоящему вовлечь ребенка в процесс ухода за растениями.

Для организации пространства следуйте нескольким несложным правилам:

Проанализируйте места, в которых ребенок может заниматься садоводством. Летом это может быть как помещение внутри дома, так и небольшая зона на дачном участке, зимой же стоит подобрать отапливаемое пространство, где у растений будет возможность развиваться. Определите место для самих растений, а также для инструментов, которые будет использовать ребенок.

Уточните особенности выбранного места: уровень освещенности и температурный режим самые главные показатели, опираясь на которые стоит выбирать семена или растения в горшках.

В зависимости от возраста ребенка и количества свободного времени выберете подходящие растения, вы можете привлечь и малыша к этому процессу: сходите вместе на садоводческий рынок, послушайте рекомендации продавца, а если ребенок слишком мал, соберите базовую информацию в интернете. Для примера, на подоконнике можно прорастить фасоль, из луковицы вырастить зеленый лук и чеснок, из кусочка корня вырастить новый имбирь, а из покупных семян редиску и зелень.

Не забудьте подобрать удобные и подходящие по размеру инструменты: лопатки, грабли, горшки, тряпочки, лейки и т.д. Не стоит брать игрушечные инструменты, так как ими буквально невозможно работать, лучше обратить внимание на миниатюрные наборы для комнатных растений. Не забудьте подобрать и подходящую для ваших растений землю и удобрения.

Потратьте время на ознакомление ребенка с новыми вещами, но не забывайте оставить место и на самостоятельное познание и эксперименты. Малышу не нужно быть мастером садоводства, чтобы высадить свои первые семена. А вот если ребенок сам обращается к вам за помощью, постарайтесь дать ему развернутый ответ или попытайтесь вместе докопаться до истины. Помните, что именно опыт и череда успехов и неудач являются основной силой развития ребенка любого возраста.

Как подготовить зону для выращивания растений в духе Монтессори?

Выводы

Садоводство является уникальным занятием для детей дошкольного возраста, затрагивая буквально все зоны развития ребенка. Правильно организованный процесс выращивания растений позволяет малышу узнать больше о живой природе и улучшить крупную и мелкую моторику, способствует развитию мышления и речи, а также организует среду для взаимодействия со старшими и сверстниками.

Заключение

Знакомство с окружающим миром и приобретение знаний о живой и неживой природе является неотъемлемой частью развития детей с первых лет жизни. Именно поэтому методисты детского Монтессори центра "Созвездие" включают занятия по естествознанию в программу наших детских садов и общеразвивающих занятий по системе Монтессори. На этих занятиях дети знакомятся с миром под наставничеством наших опытных педагогов.

Стоит отметить, что естествознание является лишь частью продуманной программы, которая включает в себя также знакомство с грамотой и математикой, освоение бытовых навыков, спортивные занятия, занятия изобразительным искусством, музыкой и ритмикой, а также изучение английского языка в игровой форме. Ознакомиться с полной программой и расписанием наших занятий, а также встретиться с нашими педагогами и увидеть жизнь клуба можно во время бесплатного пробного занятия, на которое можно записаться оставив заявку на сайте или позвонив нам. Мы с нетерпением ждем вас в нашем Монтессори клубе "Созвездие"!

Читайте также: