Уход за птицами в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Привлечение детей к подкормке зимующих птиц является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие. Воспитанники учатся заботиться о пернатых, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели. В этой природоохранной деятельности у детей формируется экологическая культура и активная жизненная позиция по отношению к пернатым.

В центре экологии было оформлено дерево, где размещены картонные зимующие и пролётные птицы. Через познавательные занятия и наблюдения воспитанники узнали о различных видах пернатых, обитающих на территории республики Хакасия. А так же выявили характерные особенности внешнего вида и поведения птиц.

«Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед

А птицы и рады, со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится. Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.

Поэтому стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его. Они не боятся детей и прилетают на кормушки даже во время прогулки детей.

Любопытную сороку.

Шумные стайки воробьев и смелых синиц.

Правила подбора, содержания и ухода за ними. Видовое разнообразие и биологические особенности наиболее популярных видов.

ВложениеРазмер
Содержание птиц в ДОУ. 821.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Содержание птиц в детском саду. Правила подбора, содержания и ухода за ними. Видовое разнообразие и биологические особенности наиболее популярных видов.

В любом правильно организованном детском дошкольном учреждении должен быть зооуголок. В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. Благодаря наличию зооуголка дети с малых лет учатся бережному отношению к животному миру и братьям нашим меньшим. У них появляются чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них. Уход за животными в зооуголке дисциплинирует детей, позволяет им приобрести простейшие навыки трудовой деятельности. Кроме того, постоянное общение с животными раскрывает творческий потенциал ребенка, что облегчает художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Большой интерес у детей вызовет уход за птицами. Следует правильно отнестись к подбору животных для детского живого уголка, обустройству помещения , чтобы нахождение в нем было безопасным и комфортным как для детей, так и для их питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания.

Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка. 1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их. 2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира. 3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей. 4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени. 5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности.

В уголке природы целесообразно содержать декоративных птиц: волнистых попугайчиков, канареек; из зерноядных дубоноса, клеста, снегиря, голубя. Зимой, во время бескормицы, в уголок природы можно помещать полезных птиц: чижа, щегла, чечетку. Весной их надо обязательно выпускать на волю. Они вьют гнезда, выводят и выкармливают своих птенцов насекомыми. Для птиц нужны чистые помещения, хорошо организованный уход, правильный подбор кормов. Мелких птиц держат в клетках, крупных ― в садках или вольерах. Клетки для птиц должны быть простые, без всяких украшений, лучше четырехугольные, с куполообразным или плоским верхом . Размеры клеток зависят от величины птиц и их поведения. Ежедневно в клетку вносят купальню с водой и убирают, после того как ее обитатели выкупаются. Полезно - иногда выпускать птиц в комнату, приучая их купаться в ванночке, которую ставят на пол . Чистота клетки — одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Уборку клетки производят ежедневно. Споласкивают теплой водой и вытирают насухо поилки и кормушки.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги традесканции, аспарагуса, минеральные корма, немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов составляет 20—40 г.

Для птиц важно ультрафиолетовое излучение в малых дозах, стимулирующее образование витамина D 3 . В теплое время года птиц желательно помещать на солнце, но необходимо обеспечить им и укрытие, затенив искусственно часть клетки, чтобы у ваших питомцев не было перегрева. В хорошо освещенных помещениях при облучении солнечными лучами птицы чувствуют себя прекрасно, они бодры, веселы, хорошо размножаются и приносят полноценное потомство . Во время ухаживания за птицами, а также находясь возле клеток, нельзя делать резких движений, громко разговаривать, кричать. Все птицы прекрасно понимают интонации человеческого голоса и ведут себя спокойнее, если с ними разговаривают тихо и ласково . Выпускать птиц полетать по комнате можно, только если питомец ручной и по команде садится на руку, а также охотно идет в клетку. Такие перелеты благотворно влияют на состояние пернатых, но во всем следует соблюдать меру, чтобы не переусердствовать с полувольным содержанием.

Волнистый попугайчик Это самый распространенный вид попугаев в неволе. Он довольно красив и легко уживается с другими птицами. Он небольших размеров (чуть больше воробья), но кажется немного больше из-за длинного хвоста. Многочисленные волнистые штрихи на оперении произвольно расположены на голове, спине и крыльях. Оперение разноцветное, у диких видов зеленое, у домашних – от белого до темно-синего. Лоб, затылок, горло и щеки ярко-желтые. На щеках небольшие синие пятна. Клюв бледно-желтый, восковица у самцов синяя, у самок розовая или белая. Ноги розовые . Птенцы окрашены так же, как и взрослые птицы, но бледнее. Половой зрелости достигают в возрасте 10–12 месяцев . В течение всего года основным кормом волнистого попугайчика являются зерновые смеси, состоящие из проса, овса, семян трав и т. п. Кроме того, в их рацион необходимо добавлять каши, творог, кусочки сырых овощей . Для попугайчиков подходят клетки любых размеров и форм, желательно с деревянным полом. В клетки необходимо поместить жердочки, кольца, так как эти птицы очень активны и весь день перепархивают по клетке. Если вы хотите получить от пары попугайчиков потомство, в клетку необходимо установить гнездовой ящик.

Канарейка Канарейка является одной из самых популярных домашних птиц. Спина и надхвостье зеленовато-желтые с черным крапом и светлой пепельной каймой. Грудь и брюшко лимонно-желтые. Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста черные со светлой каймой. Молодые птицы буроватого цвета с легким желтым оттенком. Всех птиц можно разделить на две основные группы: певчие и декоративные. В зооуголках чаще всего содержат птиц, относящихся к первой группе. В результате упорной селекционной работы выведены птицы, поющие очень несхожие песни. В настоящее время на многочисленных выставках и конкурсах демонстрируются птицы белого, красного, зеленого, оранжевого, черного и многих других цветов. Этих птиц можно содержать как в цельнометаллических, так и в комбинированных клетках. Самцов и самок лучше содержать отдельно. Канарейки хорошо переносят пониженную и повышенную температуры и могут находиться в помещении с температурой от 0 до 30 °C. Довольно требовательны эти птицы к подбору кормов. Основу их рациона составляет зерносмесь с большим содержанием проса, овса, канареечного и рапсового семени, а также семян других трав . Канарейки часто и много пьют, а также очень любят купаться. Канарейки в неволе размножаются довольно легко. В это время в клетку следует поместить искусственно гнездовое устройство. В него помещают сено, солому, мох, шерсть, мелкие перышки.

Чиж Это одна из самых лучших певчих птиц для содержания в живом уголке. Эти птицы не обладают особенно ярким внешним видом, однако охотно поют в неволе и легко приручаются. Окрашены чижи неярко и просто. Лоб, затылок и теменная часть головы у самца чижа черные с сероватым оттенком. Спина темная, желтовато-зеленого цвета; зоб, щеки, грудь и надхвостье желто-зеленые. По бокам тела у чижа имеются серые продольные полоски, которые расположены воль сложенных крыльев. Хвост и крылья окрашены в темно-бурый цвет. На плечах имеется неширокая поперечная полоска желтого цвета. Особых требований к размерам клетки у чижей нет, их можно содержать в садках, клетках и вольерах разной формы и разного объема. Естественно, при этом птица не должна чувствовать себя скованной, у нее должна быть возможность передвигаться. Кормить чижа, как птицу зерноядную, следует зерновыми смесями, добавляя иногда протертую морковь и ягоды. При хорошем содержании чижи могут прожить в неволе до 10 лет. Следует помнить, что это стайные птицы, поэтому желательно не держать их поодиночке в клетке.

Щегол Самец и самка окрашены одинаково. Отличительной чертой щегла являются ярко-красные лоб, щеки и горло, причем красный цвет может иметь разные оттенки: от карминного до темно-малинового и бордового. Надхвостье, щеки и пятно на затылке имеют белую окраску с налетом охристого цвета. Малые и средние рулевые крыла, а также затылок и темя окрашены в черный цвет. По бокам зоба имеется двойное пятно бледно-коричневатой окраски. Выделяются ярко-желтые пятна на крыльях, рулевые перья черные, на крайних рулевых – белые пятна. Содержат щеглов в обычных проволочных клетках. Лучше всего содержать щеглов в отдельных клетках, так как они довольно неуживчивы с другими птицами. Кормят их стандартной зерновой смесью со значительным добавлением семян репейника . В неволе эти птицы размножаются, но довольно редко, при создании надлежащих условий. После спаривания самка строит в гнездовом ящике гнездо из подручных материалов. Чаще всего для строительства используются сено, солома, лишайники, мхи. Выстилается гнездо пухом и перьями. Песня щегла состоит из ряда звучных, разнообразных трелей, и, по мнению многих специалистов, напоминает пение канарейки. Петь в неволе они начинают довольно быстро. Поначалу поют тихо, вполголоса, но постепенно вставляют в песню новые звучные колена и уже через несколько недель переходят к полной песне.

Розеллы О тносятся к плоскохвостым попугаям. У всех розелл широкий ступенчатый хвост, в области щек имеется пятно белого, желтого или синего цвета, а на клюве – вырез, так называемый зуб. Различий в окраске самцов и самок у розелл практически нет. Иногда особи одного пола окрашены ярче и красочнее, чем птицы другого пола . Кормят розелл зерновой смесью, а также мучными червями, молочной кукурузой, моченой кукурузой. Розеллы охотно поедают разнообразные фрукты, рябину и другие ягоды. При содержании розелл важно обратить особое внимание на то, чтобы у птиц не возникало пищевых расстройств, которые могут явиться причиной их гибели. Для того чтобы этого не произошло, важно приучать птицу к новому корму постепенно, начиная с маленьких порций . Несмотря на то, что розеллы прекрасно живут в условиях неволи, размножить этих птиц удается далеко не всегда. После откладки яиц, оба родителя по очереди насиживают кладку, а после вылупления птенцов совместно их выкармливают. У розелл прекрасно развит родительский инстинкт, они охотно выкармливают не только своих птенцов, но и чужих. Поэтому, если возникает ситуация с брошенными птенцами, розелла может стать им отличной приемной матерью.

Дубонос Бросается в глаза мощный, толстый и высокий клюв дубоноса, правильной конусообразной формы. Оперение дубоноса также очень красиво, особенно у самцов. Самки окрашены примерно в те же цвета, однако, тона их оперения более слабые и тусклые. Самец приобретает особенно интенсивную окраску в весенний период. Размеры птицы около 18 см, хвост достигает длины 5,5 см, а размах крыльев около 20 см. Лоб, затылок и теменная часть головы самца дубоноса светло-коричневые. Шея окрашена в серовато-розовые тона, а плечи темные, каштаново-бурые. Надхвостье у этих птиц оливково-бурое. Живот имеет пурпурно-серую окраску. Маховые перья крыльев черные, с белыми продольными пятнами у вершин перьев, хвост черный. Клетка для этих птиц должна быть больше по размерам, чем для других птиц примерно такого же размера. дубоносы очень легко привыкают к неволе, однако долгое время остаются пугливыми, не даются в руки. Кормят дубоносов разнообразными семенами, эти растительноядные птицы легко разламывают мощным клювом любые семена. Дубоносов можно содержать в вольере с другими птицами. Дубоносы достаточно уживчивы и спокойно относятся к соседям. Пение дубоносов достаточно немелодично, оно напоминает скрип ножа по железу.

Клетки для комнатных птиц: а, б – цельнометаллические Клетка для содержания мелких певчих птиц

Поилки для птиц: а – для попугаев; б – для канареек, тропических вьюрков и мелких попугаев; в – пневматическая Подвесная кормушка: а – вид сбоку; б – дверца; в – лоток; г – общий вид

Не лишним будет вспомнить самому и рассказать ребенку о том, что в наших широтах зимует множество птиц. Заранее смастерите вместе и возьмите с собой кормушку, которую во время прогулки вы наполните семечками, ягодами или лакомствами для пернатых. Почему важно подкармливать зимующих птиц и как правильно это делать? Рассказываем по порядку.

Какие птицы зимуют в России

Зимой в лесах и парках нашей страны остаются свыше ста видов птиц: голуби, воробьи, синицы, снегири, дрозды, свиристели, сороки, галки, вороны, поползни, чижи и сойки встречаются в городских парках, клесты и дятлы – в пригородных лесах, утки и лебеди – на водоемах.

Интересно, что снегири, которые считаются символом зимы, новогодних праздников, на самом деле живут в средней полосе России круглый год. Летом они обитают в лесу, и заметить их там довольно сложно. А зимой в поисках корма красногрудые птахи перебираются в города и поселки, поближе к людям.

Как и чем кормить птиц

О том, что для того, чтобы птицы смогли пережить холода, их нужно подкармливать, знают все. Однако орнитологи подчеркивают, что нужно именно подкармливать, а не кормить. Если взять пернатых на полное довольствие, они разучатся находить пропитание самостоятельно и будут целиком зависеть от человека, а это может привести к их гибели. По этой же причине подкармливать птиц следует только в холодное время года, когда большая часть еды – ягод, семян, личинок, скрыта под снегом.

Если вы с ребенком хотите помочь зимующим птицам, определитесь, для каких из них вам стоит приготовить корм и кормушку. Например, чтобы крупные виды (вороны, голуби, сороки) не отбирали еду у мелких (снегирей, синиц, воробьев), сделайте в кормушке не слишком большое отверстие или повесьте ее на тонкую ветку.

Если кормушка будет висеть на дереве во дворе или неподалеку от дома, не забывайте регулярно чистить птичью столовую и подсыпать свежий корм. Делать это лучше всего в одноразовых перчатках.

Если вы не планируете приносить птицам новую еду каждый день, отнеситесь ответственно к выбору материалов для изготовления кормушки и сделайте ее прочной и долговечной. Лучше взять экологичные дощечку или фанеру, а не пластиковую бутылку: впоследствии упавшая кормушка просто сгниет, а не превратится в неразлагаемый десятилетиями мусор.

Вот что можно положить в кормушки:

  • ягоды (рябина, калина, боярышник, клюква);
  • кусочки фруктов (яблоки, груши, бананы) и сухофруктов;
  • ломтики овощей (тыква, морковь, кукуруза);
  • семена трав (одуванчик, чертополох, мятлик);
  • семена деревьев (клен, ясень);
  • шишки;
  • сырые орехи (кроме арахиса, который является токсичным для птиц);
  • несоленые и нежареные семечки;
  • несоленое и некопченое сало;
  • крупа – можно такую, в которой завелись жучки и личинки (для птиц это бонус). Подойдут просо, пшеница, овсяные хлопья. А вот рис давать не стоит, он слишком твердый. Пшено нужно ошпарить кипятком, чтобы оно не прогоркло;
  • кусочки сырого мяса;
  • яичная скорлупа;
  • порубленные на кусочки вареные яйца.

Главный критерий подкормки зимой – калорийность, к примеру, семечки однозначно лучше ягод.

Хлеб – польза или вред для птиц?

Можно ли его давать пернатым? Любители птиц придерживаются полярных точек зрения. Одни утверждают, что это яд, а другие считают, что хлеб ничем не хуже других кормов.

Вот что говорят орнитологи.

Доктор биологических наук, орнитолог, профессор биофака МГУ Ирина Беме , ведущий научный сотрудник биофака МГУ Илья Володин и сотрудник координационного центра Союза охраны птиц России Елена Чернова солидарны: ржаной и свежий белый хлеб могут привести к проблемам с пищеварением у птиц. Подкармливать птиц можно лишь подсушенным белым хлебом. Особенно его любят голуби и воробьи.

Биолог университета им. И. Канта, орнитолог Юлия Гришанова утверждает, что нельзя кормить птиц хлебным мякишем, корками или печеньем. Это касается и водоплавающих – уток и лебедей.

Орнитолог, кандидат биологических наук, научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, член Уральского орнитологического общества Нина Садыкова говорит:

Не только подкормить.

Бывает, что для спасения пернатых одних кормушек недостаточно. В морозную погоду в лесу или в парке можно найти замерзшую птицу. Что можно сделать в этом случае:

И еще раз о пользе птиц.

Птицы не только радуют нас красивым оперением и звонкими трелями. Они спасают урожай. В 1950-е годы в Китае по приказу правительства истребили почти всех воробьев, чтобы они не клевали зерна, в результате чего по всей стране расплодились тля и саранча. Тучи насекомых несколько лет подряд уничтожали посевы, и от голода в те годы погибли миллионы жителей Поднебесной. Тогда Мао Цзэдун попросил Советский Союз и Канаду прислать своих воробьев для борьбы с вредителями. Теперь этих птиц в Китае берегут.

Пернатые не только защищают посевы, но и спасают деревья. Например, одна синица в летний день скармливает птенцам 500–600 насекомых и личинок. А зимой синицы и дятлы достают из-под коры жучков-вредителей. Так к весне лес очищается от паразитов.

Немало пользы от птиц и в городах. К примеру, вороны – настоящие санитары мегаполисов, уничтожающие падаль, гниющие пищевые отходы и мелких грызунов.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу о них. Расширять знания детей о птицах.

Дата: 20. 12. 16.

Цель: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу о них. Расширить знания детей о птицах.

Задачи:

Учить детей заботиться о птицах, осознавать важность подкормки птиц зимой.

Закреплять название зимующих птиц.

Оборудование: семечки, пшено, хлеб, наглядный материал.

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей на занятии

Методы и приемы обучения

1. Мотивационно-проблемный

Дети стоят в игровой комнате

- Здравствуйте!

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

- А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете?

Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?

Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а зимующие – могут?

Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь?

- Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь.

Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев.

Трава увядает.

Вода в водоёмах, реках замерзает.

Почва покрывается снегом.

Тепла становится все меньше и меньше.

Продолжают дальше слушать

Перелётные. Дети высказывают свои предположения.

В игровой комнате на ковре

В игровой комнате на ковре

В игровой комнате на ковре

В игровой комнате на ковре

2. Деятельносный

Давайте превратимся в белых лебедей и немного разомнёмся

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

А у нас игра сейчас.

Я прочту стихи для вас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно вместе отвечайте.

Вещунья – белобока,

А зовут её …

- У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела.

Жёлтое брюшко у маленькой птички,

А зовут её …

- Большая синица - одна из самых известных и популярных птиц. Живёт она в парках и садах.

Чёрная, как вар,

- Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков среди полей и лугов. Вороны никогда не гнездятся колониями, как грачи, а только отдельными парами.

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

- Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Приближение весны мы привыкли отмечать по поведению воробьёв.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

- Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

Всю ночь летает.

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать ляжет в дупло.

- Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция - качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

- Дятел клювом-долотом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей.

Белый бок, серый бок

Воркует нежно …

- Голуби в основном питаются семенами различных растений. Есть некоторые тропические виды, которые поедают ягоды и плоды. Другие, как городской сизарь, приспособились к жизни в городах и питаются, из-за недостатка пищи, отбросами на свалках.

- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

- Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)

-А теперь нам пора покормить и наших птиц.

Посмотрите на стол, что на нем лежит

(Семечки, хлеб, крупа)

- Да, правильно, но перемешивать корм нельзя. Вот в эту чашечку мы насыпем семечки. В эту накрошим хлеб. Ну, а в эту крупу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу о них. Расширять знания детей о птицах.

Дата: 20. 12. 16.

Цель: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу о них. Расширить знания детей о птицах.

Задачи:

Учить детей заботиться о птицах, осознавать важность подкормки птиц зимой.

Закреплять название зимующих птиц.

Оборудование: семечки, пшено, хлеб, наглядный материал.

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей на занятии

Методы и приемы обучения

1. Мотивационно-проблемный

Дети стоят в игровой комнате

- Здравствуйте!

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

- А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете?

Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?

Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а зимующие – могут?

Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь?

- Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь.

Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев.

Трава увядает.

Вода в водоёмах, реках замерзает.

Почва покрывается снегом.

Тепла становится все меньше и меньше.

Продолжают дальше слушать

Перелётные. Дети высказывают свои предположения.

В игровой комнате на ковре

В игровой комнате на ковре

В игровой комнате на ковре

В игровой комнате на ковре

2. Деятельносный

Давайте превратимся в белых лебедей и немного разомнёмся

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

А у нас игра сейчас.

Я прочту стихи для вас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно вместе отвечайте.

Вещунья – белобока,

А зовут её …

- У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела.

Жёлтое брюшко у маленькой птички,

А зовут её …

- Большая синица - одна из самых известных и популярных птиц. Живёт она в парках и садах.

Чёрная, как вар,

- Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков среди полей и лугов. Вороны никогда не гнездятся колониями, как грачи, а только отдельными парами.

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

- Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Приближение весны мы привыкли отмечать по поведению воробьёв.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

- Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

Всю ночь летает.

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать ляжет в дупло.

- Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция - качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

- Дятел клювом-долотом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей.

Белый бок, серый бок

Воркует нежно …

- Голуби в основном питаются семенами различных растений. Есть некоторые тропические виды, которые поедают ягоды и плоды. Другие, как городской сизарь, приспособились к жизни в городах и питаются, из-за недостатка пищи, отбросами на свалках.

- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

- Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)

-А теперь нам пора покормить и наших птиц.

Посмотрите на стол, что на нем лежит

(Семечки, хлеб, крупа)

- Да, правильно, но перемешивать корм нельзя. Вот в эту чашечку мы насыпем семечки. В эту накрошим хлеб. Ну, а в эту крупу.

Читайте также: