Укажите сложносочиненное предложение с обстоятельственным придаточным сравнительными темнеют кусты

Обновлено: 05.10.2024

1. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

1) И вечером новость, что я приехал, в Москве все уже знали.

2) Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.

3) Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.

4) Веревка была длиной почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя.

2. Укажите лишнее предложение.

1) Юной афганке, ставшей виновницей ссоры царя и поэта, трудно было понять, что будет с ней дальше. (А. Алимжанов)

2) Успешно закончив своеё путешествие, которое длилось 10 месяцев и 14 дней, Шокан Уалиханов прибыл в Верное.

3) Земляные курганы, о которых я уже говорил, лежат по левому берегу Ишаната… (Ш.Уалиханов)

4) Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, так что слушали его всегда с оживлённым вниманием.

3. Придаточное предложение стоит перед главным в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) Лишь темно-зеленые почти черные водоросли начнут заполнять мелкий берег извиваясь как змея появляются небольшие косяки угря рыбы похожей на отрезки каната.

2) Спасенный мальчик оказался в Кабуле где правил его родственник основатель государства Великих Монголов Бабур.

3) А есть ещё быстрины где река течёт сильнее с напором и видно глубокое дно.

4) Я слышал что стихами Авиценна писал рецепты для больных людей. (Р. Гамзатов)

4. Если посолите рыбу за 10—15 минут до жарки, она не развалится.

В сложноподчиненном предложении придаточное

1) образа действия, меры и степени;

5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

1) Если не показать сейчас людям, что он решился на большое дело, они отшатнутся от него, пойдут своим путём… (И. Есенберлин)

2) Друзья намекнули Махамбету, что многие жигиты мечтают о ней. (А. Алимжанов.)

3) Махамбет после приезда из Петербурга по- прежнему не вникал в дела хана, пока не был однажды приглашен в ставку старшина Исатай. (А. Алимжанов.)

4) Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться. (А. Пушкин)

6. Среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

(1) В основе ярких человеческих личностей и судеб почти всегда лежит плотный пласт одиночества… (2) Какой вывод можно сделать из сказанного? (3)Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. (4) Раз уж нашла на вас именно эта жизненная полоса, используйте на все сто ее плюсовые стороны! (5) Чтобы потом, когда пройдет темная полоса, ты был полностью готов к счастливой случайности

7. Придаточное предложение стоит после главного в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) Дом где я живу стоит в начале улицы.

3) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла он поднял его. (М. Горький)

4) Когда угас сердечный стук в груди смерть подошла и встала в изголовье. (Р.Гамзатов)

8. Найдите предложение с придаточным места.

1) Боль в груди была такой сильной, что словно сквозь сон слышал он голос продолжавшего петь Умбетея-жырау. (И.Есенберлин)
2) Он не сказал, когда приходить.
3) В первый же день Махамбет увидел Макбал, вместе с которой провел детство. (А.Алимжанов.)

4) Он посмотрел туда, где играл сын. (И.Есенберлин)

9. Укажите лишнее предложение.

1) Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев.)

2) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это… ( К. Паустовский)

3) Размышления- это изречения, в которых раскрываются взгляды на явления природы и общественные отношения, обобщаются знания много повидавшего, прожившего долгую жизнь человека.

4) Не вздумай в воздушный стрелять караван, коль нужной стрелы не хранит твой колчан. (Шалкиз-жырау)

10. Укажите сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным уступки.

1)…Если мать хоронит сыновей, плачет мать и слез унять не может. (Р. Гамзатов)

2) Тогда Макар увидел, что они стоят у большой двери, которую раньше скрывали туманы. (В. Короленко)

3) Несмотря на остроту сюжетной линии, рассказ наполнен поэтическими зарисовками и романтическими отступлениями.

4) Когда армия Кира увидела надвигающуюся на нее с диким воем конницу кочевников, у многих, даже закаленных в боях, воинов дрогнуло сердце. (Б.Жандарбеков)

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

УРОК № 29

Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать умение работать с тестами; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.

Оборудование: тестовые задания в двух вариантах.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Инструктаж по выполнению тестовых заданий.

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Начальный и средний уровни

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл).

1. Найдите сложноподчиненные предложения.

А Не умею высказать как тебя люблю. √

Б О Чехове сказано как будто все.

В Миша чувствовал себя первый раз в жизни как победитель.

Г Всем известно что Пушкину лучше всего писалось осенью. √

2. Определите, в каких сложноподчиненных предложениях придаточное стоит внутри главного.

А Листва была так густа что птицы не могли проникнуть внутрь леса и потому кружились над его вершинами.

Б Там где мчались весенние потоки теперь везде потоки цветов. √

В Я знал что этот куст посажен Антоном Павловичем и боялся прикоснуться к нему. √

Г Стекла задребезжали так сильно что слуга услышал их звон и поднял голову.

3. Укажите сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными сравнительными.

А Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. √

Б Мальки, будто серебряные иголочки, сновали над зелеными водорослями.

В Звезды тлели, как вехи воздушных трасс.

Г Облака стояли неподвижно, точно зацепились за верхушки высоких старых сосен. √

4. Установите соответствие между предложениями и их видами.

1) Сердце так стиснулось, что его не стало слышно.

2) Звезды тихо мерцают над нами, будто дышат.

3) Там, где пройдем мы, возникнут моря, сады зашумят молодые.

4) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

А придаточное времени;

Б придаточное места;

В придаточное образа действия;

Г придаточное сравнительное.

5. Установите соответствие между предложениями и их видами.

1) Все сады, сады, так что домов не видно.

2) Звезды бились и сверкали серебряной чешуей, как бьется в сетях пойманная рыба.

3) На улице стало так светло, словно ее осветили десятки прожекторов.

4) Соловей весенней ночью на черемухе поет, потому что в нашей роще раньше всех она цветет.

А придаточное сравнительное;

Б придаточное причины;

В придаточное следствия;

Г придаточное образа действия.

6. Определите, в каких сложноподчиненных предложениях нет пунктуационных ошибок.

А Для того чтобы выразить чувство, надо его ощущать. √

Б Теперь когда все было кончено, не имело смысла сердиться.

В Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. √

Г Вместо того, чтобы пройти прямой дорогой, мы незаметно пошли в пустынную улицу.

Достаточный уровень (Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Только на востоке там откуда выплывало в огромном зареве солнце еще толпятся бледнея и тая с каждой минутой сизые предрассветные тучки.

(Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Начальный и средний уровни (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Найдите сложноподчиненные предложения.

А Ночь как будто сегодня бледней.

Б Вода хранит тепло что за день накопила. √

В Сколько бы ветром тебя ни качало прямо держись и листвою шуми. √

Г Секундная стрелка бежит что есть мочи путем неуклонным своим.

2. Определите, в каких сложноподчиненных предложениях придаточное стоит внутри главного.

А Разве может с тем что любил до слез человек когда-нибудь расстаться? √

Б Ты раскрой мне природа объятия чтоб я слился с красою твоей!

В Лесная книга дается только тем кто хочет читать ее без всякой ощутимой пользы для себя или корысти.

Г Все что встречалось ему в пути казалось необычным и удивительным. √

3. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

А Поздний месяц, как светлый ковшик, закачался в окне.

Б Березки, словно девочки босые, стоят в снегу.

В Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду. √

Г Птица зашевелилась в сырых ветвях и осторожно крикнула, будто кого-то позвала. √

4. Установите соответствие между предложениями и их видами.

1) Своеобразие наших лесов так велико, что заслуживает целых томов для своего описания.

2) Азовское море цветет в начале августа, как цветут реки и пруды.

3) Там, где небо встретилось с землей, горизонт родился молодой.

4) Я побегу, пока не рассвело.

А придаточное времени;

Б придаточное места;

В придаточное образа действия;

Г придаточное сравнительное.

5. Установите соответствие между предложениями и их видами.

1) Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.

2) В гостиной было шумно и беспорядочно, как всегда бывает перед общим отъездом.

3) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе.

4) Как прекрасна жизнь, между прочим и потому, что человек может путешествовать!

А придаточное образа действия;

Б придаточное следствия;

В придаточное причины;

Г придаточное сравнительное.

6. Определите, в каких сложноподчиненных предложениях нет пунктуационных ошибок.

А Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо выучиться говорить ее самому себе. √

Б Единственным местом где можно было отдохнуть оставалась моя комната.

В По синим волнам океана лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах.

Г Град резко забарабанил по крыше, точно кто-то горох просыпал на пол. √

Достаточный уровень (Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.

Звезд становилось все больше они горят все ярче словно торопятся воспользоваться темнотой до наступления луны.

(Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

2. Организационный момент.

(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал о сложном и сложноподчиненном предложении.

2. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным сравнения.
1) Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (Шишков В.)
2) Левинсон, как ни крепко он спал, услышав свою фамилию, тотчас же открыл глаза и сел. (Фадеев А.)
3) Федька видел, как с неудержимой силой на них из темноты летел высокий нос парохода, не замечая их, направляясь в самую середину судна. (Житков Б.)
4) Кустарник зашумел, будто рой пчел зажужжал над ветками. (Ананьев А.)
3. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным образа действия и сравнения.
1) Чаще стали слышны удары, будто гром катился раскатами. (Чесноков И.)
2) Пётр завистливо крякнул, присматриваясь ко всему, что окружало его.(Горький М.)
3) С мужем она обращалась так, как будто была старше и знала себя умнее его.(Горький М.)
4) Незнакомец начал говорить, хотя своего имени и прошлого он еще не мог вспомнить.(Беляев А.)

4. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным уступки.
1) Ока вздулась и потемнела от осеннего паводка, хотя по ней ещё шустро бегали последние катера. (Железников В.)
2) Лишь только Иван Яковлевич уходит из дому, женский персонал приступает к готовке несложного обеда, мелкой стирке тут же на кухне, починке носильного белья и платья. (Чарская Л.)
3) Вероятно, ни один спектакль не дал столько наслаждения жителю большого города, сколько дало островитянам зрелище этих разбитых, искалеченных кораблей. (Беляев А.)
4) Герасимов так глянул на своего подкормщика, что тот пожалел о заданном вопросе. (Чесноков И.)

5. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным степени и следствия.
1) Это была очень странная музыка, где каждый играл песнь своей родины, стараясь перекричать других.(Беляев А.)
2) Картина так дисгармонична, что от нее рябит в глазах. (Домбровский Ю.)
3) Переменившийся ветер застилал пароход густым слоем дыма, так что трудно было дышать. (Беляев А.)
4) Ихтиандр часто пользуется этими течениями, когда ему нужно долго плыть вдоль берега.(Беляев А.)

6. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным цели.
1) Я увидел на светлом пораненном смолистом кольце дерева какое-то темное пятно и вынул бинокль, чтобы рассмотреть подробней. (Пришвин М.)
2) Очень скоро пришло от Кати новое письмо, настолько восторженное, что после него не встретиться с семьей Диабелли было бы просто невозможно. (Алданов М.)
3) Пётр Николаевич проснулся, когда сквозь дырявую сухую крышу начал пробиваться слабый свет. (Казаков Ю.)
4) Ихтиандр посмотрел на костюм таким взглядом, будто ему принесли змеиную кожу, и со вздохом начал одеваться. (Беляев А.)

7. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным условия.
1) Чаще стали слышны удары, будто гром катился раскатами. (Чесноков И.)
2) Ограда замка, так как это был настоящий замок, состояла из витых чугунных столбов, соединённых железным узором. (Грин А.)
3) Если ты справишься с новыми обязанностями, я сделаю тебя постоянным слугой Ихтиандра. (Беляев А.)
4) Встретив неожиданно голубоглазую девушку в лавке продавца жемчуга Бальтазара, Ихтиандр так смутился, что выбежал из лавки и бросился к морю.(Беляев А.)

8. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным причины.
1) Видно было, что никакие грустные мысли, никакие сомнения не омрачали Семена. (Адамов Г.)
2) Насунув на голову шапку, я осторожно, чтобы не нарушить тишины этой хаты, открываю дверь. (Быков В.)
3) Я рассеянно слушал его, терзаясь от собственных мыслей, когда в дальнем конце канавы послышался голос. (Быков В.)
4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звёзд. (Гроссман В.)

9. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным времени.
1) Как только полк выехал из Озерного, пошёл холодный дождь. (Ананьев А.)
2) Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (Шишков В.)
3) Гринюк, задрав подбородок, поглядел в небо, где время от времени выскальзывал из-под клочьев облаков почти правильный диск луны. (Быков В.)
4) В ту минуту, когда Иван входил во двор, как раз наступила пауза.(Быков В.)

10. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным цели:
1) Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице. (Бунин И.)
2) Старый паром вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к древним могучим ветлам, чтобы его не унёс неудержимый весенний разлив. (Железников В.)
3) Уткнув подбородок в снег, я мучительно соображал, что делать.(Быков В.)
4) Едва он [Камушкин] сделал несколько шагов, как по верхушкам тростников сыпанула автоматная очередь. (Алексеев М.)

Тест по русскому языку Сложноподчиненное предложение с придаточными следствия, образа действия, меры и степени , с придаточными сравнительными, уступительными и присоединительными 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

Вариант 1

А1. Укажите предложение с придаточным следствия.

1) Пока он говорил, собеседники внимательно за ним следили.
2) Всю неделю на побережье шли дожди, так что мало кто выходил на прогулку.
3) Отец толковал мне, что теперь вся степная птица спряталась.
4) В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы.

А2. Укажите предложение с придаточным меры и степени.

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца.
2) Дождь прошёл так быстро, что земля не успела глубоко промокнуть.
3) Как только рассвело, мы отправились в дорогу.
4) Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.

А3. Укажите предложение с придаточным сравнительным.

1) Сани были пустые, потому что Володя уже стоял в сенях.
2) Коль нет цветов среди зимы, то и грустить о них не надо.
3) Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.
4) Когда стало смеркаться, гости наконец-то разошлись по своим комнатам.

А4. Укажите предложение с придаточным уступительным.

1) Едва только взойдёшь на Невский проспект, уже пахнет одним гуляньем.
2) Я долго не решался позвонить, боясь, что мне попадёт за позднее возвращение.
3) В мокром воздухе было тихо, потому что перестал задувать резкий, порывистый ветер.
4) Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было.

A5. Укажите вид придаточного в предложении:

Вокруг было настолько красиво, что мы долго не хотели уезжать.

1) придаточное уступительное
2) придаточное следствия
3) придаточное присоединительное
4) придаточное меры и степени

В1. Определите вид придаточного в предложении:

Приехало много гостей, так что пришлось накрывать в зале.

В2. Определите вид придаточного предложения.

Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше.

С1. Напишите, как вы понимаете высказывание великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя. (См. задание В2.)­

Вариант 2

А1. Укажите предложение с придаточным следствия.

1) Грэй задумался, так что позабыл о хозяине.
2) Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась.
3) На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись.
4) Не дождавшись, когда кончится беседа, я вернулся на квартиру один.

А2. Укажите предложение с придаточным меры и степени.

1) Я ушёл из дома, пока гости разговаривали в гостиной.
2) Я надеялся, что погода не станет помехой в нашем путешествии.
3) Разрывы звучали так глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
4) Я увидел, как в клубах дыма бегают и суетятся люди с вёдрами.

А3. Укажите предложение с придаточным сравнительным.

1) Ученик отвечал плохо, хотя накануне много занимался.
2) Никто не знал, долго ли ехать до станицы.
3) Как звали этого постояльца, я так и не узнал.
4) Мы спешили изо всех сил, как будто от этого зависела наша жизнь.

А4. Укажите предложение с придаточным уступительным.

1) Пока светило солнце, на улице было относительно тепло.
2) Несмотря на то что все крайне устали, люди по-прежнему не расходились.
3) Он даже не знал, откуда пошла эта гнусная сплетня.
4) На пригорке стоял дом, где часто собирались почтенные жители города.

A5. Укажите вид придаточного в предложении:

Необходимо было закупить нужные вещи, что и было поручено Савельичу.

1) придаточное уступительное
2) придаточное следствия
3) придаточное присоединительное
4) придаточное сравнительное

В1. Определите вид придаточного в предложении:

Морозы стояли лютые, отчего и погибли саженцы.

В2. Определите вид придаточного в предложении:

Восторг его гас, как гаснет свеча от сильного порыва ветра.

С1. Напишите, как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского.

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая интересы своего отечества.

Ответы на тест по русскому языку Сложноподчиненное предложение с придаточными следствия, образа действия, меры и степени, с придаточными сравнительными, уступительными и присоединительными 9 класс
Вариант 1
А1-2
А2-2
А3-3
А4-4
А5-4
В1. Следствия
В2. Условное
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-4
А4-2
А5-3
В1. Присоединительное
В2. Сравнительное

Читайте также: