Урок подготовка почвы к посеву

Обновлено: 08.07.2024

Почва — это очень сложное природное образование. В ней беспрерывно протекает активная жизнь, связанная с движением воздуха, воды, тепла, органических веществ.

Как нам уже известно, для того чтобы почва была плодородной, необходимо правильно обрабатывать ее, удобрять, чередовать посевы культур. Для этого применяют специальные агротехнические приемы, которые в совокупности представляют собой научно обоснованную систему обработки почв.

В эту систему входят: основная, предпосевная и послепосевная обработка почвы. Правила обработки почвы необходимо соблюдать как на производственных полях, так и на приусадебных, дачных и пришкольных участках. Давайте разберем способы обработки почвы на примере овощных культур.

Основная обработка почвы

Обработка почвы под овощные культуры начинается осенью. Основная обработка почвы, первая и наиболее глубокая, выполняется после уборки урожая предшествующей культуры (чаще всего зерновой) и включает в себя лущение и зяблевую вспашку.

Зяблевую вспашку — основную вспашку под зиму — проводят после лущения. Глубина зяблевой вспашки определяется типом и качеством почвы. На супесчаных почвах вспашку делают на глубину 25-27 см, на суглинистых и пойменных — до 35 см.

На приусадебных, дачных и пришкольных участках основную обработку проводят вручную. Перекопку почвы выполняют лопатами: округлыми — для перекопки рыхлых почв, остроконечными — для вскапывания твердых почв. Глубина перекопки — 25-27 см. Лущение выполняют ручными культиваторами или рыхлителями на глубину 5-8 см.

Под вспашку вносят органические (навоз, торф) и минеральные (фосфорные, калийные) удобрения. Время и способ внесения удобрений зависят не только от плодородия почв, но и от культур, которые будут расти на этих почвах. При выращивании ранней белокочанной, цветной капусты, зеленных культур (салат, шпинат, лук, петрушка), редиса и других ранних овощей удобрения в почве размещают неглубоко.

Предпосевная подготовка почвы

Особое значение в весенний период имеет предпосевная обработка почвы. Ее начинают весной с раннего боронования — рыхления и выравнивания почвы на глубину 4-5 см для сохранения в ней влаги. Раннее боронование проводят зубовыми боронами. На легких (суглинистых и супесчаных) почвах перед посевом холодостойких зеленных культур боронование заменяют культивацией или лущением с прикатыванием.

Культивация — это рыхление почвы и подрезание в ней сорняков. На непроизводственных участках культивацию проводят с помощью ручных орудий — мотыги, рыхлителя-кошки и грабель.

Для теплолюбивых, поздно высеваемых растений: томата, огурца, тыквы, кабачка, бобов, фасоли, — кроме раннего боронования и перепашки почвы перед посевом, проводят повторную культивацию. Одновременно с повторной культивацией выполняют боронование, чтобы разрыхлить землю и сделать грядки.

Послепосевная (междурядная) обработка почвы

Почву в междурядьях с посевами и посадками овощных культур нужно постоянно держать в рыхлом состоянии, для чего и производят междурядную обработку почвы. До появления всходов необходимо помочь росткам пробиться. Для этого верхний слой (корку) почвы разрушают легкими боронами, ручными граблями и другими орудиями. Ускорить появление всходов в засушливую погоду можно с помощью полива. Посевы поливают несколько раз малыми дозами — верхний слой почвы до появления всходов должен быть постоянно увлажнен на глубину 3-4 см. После полива или дождя почву снова разрыхляют.

Рыхление почвы для каждой культуры имеет свои особенности. Так, в междурядьях огурцов почву рыхлят до тех пор, пока ряды, разросшись, не сомкнутся. Почву под столовыми корнеплодами и луком рыхлят вначале мелко — на 3-5 см, а затем глубину рыхления постепенно увеличивают до 12-14 см. Под культурами огурца, томата и капусты почву сначала рыхлят глубоко — на 12-14 см, а затем — на 3-5 см. На увлажненных участках почву можно рыхлить глубже, а на сухих — менее глубоко.

Практическая работа № 4
Подготовка участка к осенней основной обработке почвы под огурцы и томаты

Вам потребуются: грабли, лопата, ведро, полуперепревший навоз, минеральные удобрения (подготовленные учителем дозы), совок, рабочий халат, рукавицы (перчатки), вода, мыло, полотенце.

Правила безопасной работы

  1. Минеральные удобрения разбрасывайте только совками.
  2. Работайте аккуратно, чтобы удобрение не попадало на лицо. 3- Запрещается работать с удобрениями без рабочей одежды, перчаток (рукавиц).
  3. Запрещается принимать пищу во время работы с удобрениями.
  4. Запрещается нюхать и определять на вкус органические и минеральные удобрения.
  5. После работы надо почистить инструменты, привести в порядок одежду и вымыть руки с мылом.

Порядок выполнения работы

  1. Уберите растительные остатки с участка.
  2. Разбросайте равномерно по участку подготовленные дозы фосфорных и калийных минеральных удобрений.
  3. Разнесите по участку органическое удобрение — полуперепревший навоз: наполните навозом половину ведра (4-5 кг) и высыпьте кучками на расстоянии 1 м друг от друга.
  4. Граблями равномерно разгребите кучки навоза по участку.
  5. Очистите инструменты и сдайте их.
  6. Приведите в порядок одежду и вымойте руки с мылом.

Новые понятия

Зяблевая вспашка, лущение, предпосевная обработка почвы, культивация и послепосевная

дать знания об особенностях предпосевной обработки почвы.

  1. дать знания предпосевной обработки почвы, сроках их выполнения, с правилами личной гигиены и безопасности труда;
  2. научить приемам весенней обработки почвы;
  3. воспитывать интерес к изучению агробиологии, чувство коллективизма, трудолюбие;
  4. формировать умения и навыки работы с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie_vesennyaya_obrabotka_pochvy.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Республиканский детский эколого-биологический центр

Весенняя обработка почвы

/ Конспект открытого занятия к дополнительной

Автор: Дзидзоева Л.Ц.

Владикавказ 2014 г.

Тема: Весенняя обработка почвы

Цель: дать знания об особенностях предпосевной обработки почвы.

  1. дать знания предпосевной обработки почвы, сроках их выполнения, с правилами личной гигиены и безопасности труда;
  2. научить приемам весенней обработки почвы;
  3. воспитывать интерес к изучению агробиологии, чувство коллективизма, трудолюбие;
  4. формировать умения и навыки работы с ручным сельскохозяйственным инвентарем.

Оборудование: рабочие тетради, простые карандаши, ручные рыхлители, лопаты, культиваторы /грабли/, совки, корзины, учебник.

Тип занятия : комбинированный

П. Повторение изученного материала

Вспомнить материал, с которым обучающиеся познакомились на предыдущих занятиях

-что является основным источником жизни для растений и расскажите, что знаете об этом источнике, который является необходимым для их произрастания.

(вызванные ученики на учебном поле рассказывают о значении почвы для выращивания культурных растений)

А теперь вспомним некоторые основные понятия.

1. Что называется почвой? (Почвой наз.рыхлый поверхностный слой земной коры способный производить урожай растений.)

2. Из чего образовалась почва? ( Из горной породы, разрыхленной действием воздуха, воды, тепла и холода).

3. Что является основным свойством почвы? (Основное свойство почвы – это ее плодородие, удовлетворяющее потребность растений в воде и пище).

4. На какие части делится почва по механическому составу? ( По содержанию в почвах глины и песка, они подразделяются на глинистые, суглинистые, супесчаные и песчаные).

5. Какими свойствами обладает почва? ( почва обладает физическими и химическими свойствами)

К физическим свойствам относятся водопроницаемость, водоподъемность, (капиллярность), влагоемкость, физическая и механическая поглотительная способность почвы.

6. Назовите виды обработки почвы: (вспашка, культивация, боронование, прикатывание).

7. Когда проводят основную вспашку почвы? (основную вспашку проводят под зиму после уборки урожая культур.).

Ш. Изучение нового материала

-Наше сегодняшнее занятие посвящено весенней обработке почвы. Это работа направлена на улучшение условий прорастания семян, сохранение весенней влаги в почве, на борьбу с сорняками и включает следующие приемы: культивация, боронование, прикатывание.

Затем педагог предлагает обучюащимся самим объяснить сущность каждого из названных приемов, особенности их выполнения:

1. Культивация – мелкое рыхление почвы до 12 – 15 см. без оборачивания. При культивации подрезаются сорняки.

2. Боронование производят с целью рыхления, перемешивания поверхности почвы, а также уничтожения проростков и всходов сорняков.

3.Прикатывание – прием обработки, обеспечивающий уплотнение и выравнивание поверхности почвы, а также дробление ее глыбистой части.

Далее педагог сообщает, что все эти приемы обработки почвы применяются на учебно – опытном участке, но выполняются они ручным инструментом. А теперь мы на опытном поле проведем практическую работу. Ознакомив обучающихся с с/хоз. инвентарем: ручными рыхлителями, граблями /культиватор/, катками, лопатами, также они ознакомились с техникой безопасности труда. Работая с граблями, необходимо обращать внимание на то, что острые части граблей должны быть направлены вниз. В перерывах между работой грабли, лопаты, тяпки кладут на землю или к опоре острой частью к земле.

В звене работу распределяют следующим образом. Мальчики работают граблями, а девочки будут собирать корни, корневища, личинки и т.д.

Педагог следит за работой обучающихся, за тем как они соблюдают правила безопасности труда, при необходимости делает дополнительные пояснения.

По окончании работы педагог подводит итог, оценивает качество ее выполнения каждым воспитанником.

1Υ. Закрепление изученного материала :

Разгадать небольшой кроссворд. (раздаем карточки с кроссвордом)

Ответы записывать по горизонтали, и если все ответы будут правильными, то по вертикали можно прочесть, как называется приемы выращивания растений (Агротехника).

1. Основной вид обработки почвы (вспашка).

2. Как называется агрегат которым проводят вспашку почвы? (плуг)

3. Как называется прицепной инвентарь трактора, которым проводят рыхление почвы? (бороны).

4. Как называется обработка почвы после пахоты? (культивация)

5. Как называется органические и минеральные вещества вносимые в почву для питания растений? (удобрение).

6. Назовите части плуга (лемех).

7. Какой вид обработки почвы проводится после уборки урожая? (лущение)

8. Какой вид обработки почвы применяется после всходов семян? (рыхление).

9. Какой вид обработки почвы проводят для сохранения влаги? (боронование).

10. Как называется удаление сорных растений, с посевных участках? (прополка).

11. Как называется метод обработки почвы для сохранения семян после их посева? (прикатывание).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработала преподаватель 1-ой категории Хаткевич А.А.

В концепции модернизации Российского образовании отмечается, что новое качество образования должно обеспечить подготовку разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору. Все это ставит перед системой профессионального образования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения.

В этой разработке применяются различные методы обучения:

1.Обьяснение учителя с применением плакатов, презентацией, слайдов, видеоматериалов.

2. Опережающая индивидуальное задание обучающегося.

3.Ранообразие опроса: тестирование, кроссворды, агрономические диктанты.

Разработала преподаватель 1-ой категории Хаткевич А.А.

В концепции модернизации Российского образовании отмечается, что новое качество образования должно обеспечить подготовку разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору. Все это ставит перед системой профессионального образования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения.

В этой разработке применяются различные методы обучения:

1.Обьяснение учителя с применением плакатов, презентацией, слайдов, видеоматериалов.

2. Опережающая индивидуальное задание обучающегося.

3.Ранообразие опроса: тестирование, кроссворды, агрономические диктанты.

Методическая разработка урока

Разработала:

Хаткевич А.А.

Кожевниково 2015

План занятия.

Предмет: технология производства продукции растениеводства.

Тема программы: Система обработки почвы

Тема урока: Приемы обработки почвы.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Обучающая:- познакомить обучающихся с технологией основной и предпосевной обработкой почвы.

Развивающая:- развитие элементарных навыков обучающихся в технологии обработки почвы, формирования оптимального выбора способов движения.

Воспитательная цель:- воспитание у обучающихся бережного отношения к природе, чувство взаимопомощи, трудолюбия, внимательности, самостоятельности.

К концу урока каждый обучающийся

должен знать: должен уметь:

1.Приемы основной и предпосевной обработки почвы (основную и предпосевную)

2.Подготовка агрегатов к работе.

3. Выбор способа движения МТА.

4. Т.Б. при работе на почвообрабатывающих агрегатах.

1. Обрабатывать почву, правильно выбрать технологию обработки почвы.

2.Правильно выбрать способ движения МТА.

3.Применять полученные знания на практике.

Материально – техническое оснащение урока:

2. Тесты, кроссворды.

3. Плакаты (машины для обработки почвы)

6. Диск DVD, фильмы (обработка почвы).

1.Организационный момент:

3.проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, письменных принадлежностей).

Подготовка к восприятию обучающихся новых знаний:

Проверка домашнего задания по тестам.

3. Изучение нового материала.

1.Приемы основной обработки почвы (применение слайдов, плакатов, таблицы).

2. Приемы поверхностной обработки почвы (применение слайдов, просмотр диска, плакаты, схемы).

3. Т.Б. при работе на почвообрабатывающих агрегатах (опережающая индивидуальное задание обучающегося).

4. Осмысление (обучающиеся просматривают записи в тетрадях).

5. Закрепление материала (отгадать кроссворд).

6. Задание на дом: составить кроссворд по теме система обработки почвы.

Вопрос 1.Приемы основной обработки почвы.

Приемом называют однократное воздействие на почву рабочими органами почвообрабатывающих машин и орудий с целью выполнения одной или нескольких операций.

Под основной обработкой понимают первую наиболее глубокую обработку почвы.

Рассмотрим таблицу: схема обработки почвы.

Цель вспашки: разрыхлить обрабатываемый слой почвы, заделать в почву минеральные и органические удобрения, сорную растительность и пожнивные остатки, сохранить влагу в почве.

с оборотом пласта на 180, производят плуги с винтовыми отвалами, плуги с применением предплужников. (плакат)

Вспашка называется - культурной или классической.

с взметом пласта. Оборот пласта на 135, производят плуги с цилиндрическими отвалами, плоскорезы – глубокорыхлители (фильм), глубокорыхлитель КШП-2,3

Способы движения: 1.Всвал – если вспашку начинают с середина загона, то по середине образуется свальный гребень.

2.Вразвал – вспашку начинают с краев загона, то в середине загона образуется разъемная борозда

3.При пользовании оборотными плугами, поле не разбивают на загоны, и на нем не образуется ни развальных борозд и не свальных гребней – такую вспашку называют гладкой. (плуг оборотный фильм, фрагмент)

В зяблевую вспашку входит и минимальная обработка почвы, как фрезерование, дискование и т.д. до глубины 10-20 см. (дискатор, культиватор КШП-3, фильм фрагмент).

Вопрос 2. Приемы поверхностной или мелкой обработки почвы.

Целесообразность проведения таких обработок обуславливается или необходимостью создать наиболее благоприятное условие для размещаемых в посевном слое семян культур или же ограниченностью по раду агротехнических и хозяйственных причин провести более глубокие обработки.

Виды поверхностной – мелкой обработки почвы:

1.Лущение жнивья - (относится к зяблевой обработки почвы)

Цель лущения: заделать пожнивные остатки, подрезать сорную растительность, спровоцировать к прорастанию семена сорняков для последующего уничтожения вспашкой, разрыхлить поверхностный слой почвы, повысить качество крошения пласта и снизить до 35% тяговые усилия плуга при последующей вспашки.

Лущение проводят лущильниками: ЛДГ-10; ЛДГ-5.

2. Дискование – (крошение, рыхление, перемешивание, частичное оборачивание, подрезание сорняков ) что и лущение жнивья проводят дисковыми орудиями (БДТ-3, плуг лущильник). Однако оно чаще применяется на вспаханных полях для разделки крупных глыб, заделки широких борозд, выравнивания гребней, перед вспашкой для разрезания и разделки плотной дернины многолетних. Сеяных и луговых трав.

3. Культивация – (культиватор-КПС-4,2) предназначена для сплошной (на глубину 5-12см.) или междурядной обработки почвы (до 16см.), при которой происходит крошение, рыхление, частичное перемешивание почвы, подрезание сорняков, выравнивание поверхность почвы.

Вопрос 3. Техника безопасности при работе на почвообрабатывающих агрегатах.

(опережающая индивидуальное задание обучающегося).

Требования техники безопасности – это совокупность правил и приемов, выполнение которых создает благоприятные условия труда на сельскохозяйственных машинах, предупреждает несчастные случаи и травмы людей, обслуживающих эти машины.

К работе с сельскохозяйственными машинами и агрегатами допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие специальные права (тракториста – машиниста, механизатора) и прошедшие инструктаж по безопасной работе с этими машинами.

Требование техники безопасности при использовании почвообрабатывающих машин таковы:

1. Нельзя находиться на прицепе движущегося трактора или машины.

2. Заменять рабочие органы, а также очищать машины для обработки почвы (корпуса, предплужников, плугов, лап культиваторов, диски лущильников и т.д.) разрешается только на поворотных полосах при выключенном двигателе трактора.

3. Запрещается находиться под навесной машиной, когда она поднята в транспортное положение.

4. Нельзя работать с прицепными машинами и орудиями, которые не оборудованы жестким прицепным устройством, не позволяющим машинам набегать на трактор.

5. Операции по подготовке широкозахватного и многомашинного агрегатов к работе, для выполнения которых требуется усилия более200Н, должны быть механизированы.

6. Транспортировать плуги нужно со снятой сцепкой для борон.

7. При транспортировки и хранении нельзя укладывать зубовые и сетчатые бороны зубьями к верху.

Обучающая: познакомить обучающихся с основной технологией обработки почвы.

Развивающая: развитие элементарных навыков обучающихся в технологии обработки почвы.

Воспитательная: воспитание у обучающихся бережного отношения к природе, чувство взаимопомощи, трудолюбия, внимательности, самостоятельности.

Терминология : л ущение, вспашка (перекопка), культивация, боронование и шлейфование, рыхление почвы, прополка, мульчирование.

К концу урока каждый обучающийся

должен знать: должен уметь:

1.Приемы основной обработки почвы

2. Т.Б. при работе при выполнении работ с почвой.

1.Правильно выбрать технологию обработки почвы.

2.Применять полученные знания на практике.

Материально – техническое оснащение урока:

Практическая часть проводится в теплице.

II. Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока.

Урок сегодня будет состоять из двух частей: теория в кабинете и практика в школьной теплице.

Рассказ учителя. Почвы на Земле разные, как и растительность, но практически все они пригодны для выращивания растений, если с ними правильно обращаться. Следует помнить, что любая почва может очень скоро истощиться и не давать ожидаемых результатов.

Как и тысячи лет назад, почвы кормят леса, степи и луга нашей планеты. Но заметьте, растения и все живое возвращают в почву питательные вещества и при жизни, и отмирая. Этими веществами питаются уже новые поколения. Получается круговорот веществ: почва - все живое - почва. Когда же человек начинает изымать с урожаем то, что ежегодно должно было возвращаться в землю, он нарушает вековые природные процессы, и плодородие ее начинает заметно убывать.

Почему такое возможно? Ведь в естественных природных условиях плодородная сила земли не убывает. ( ответ учеников )

Отсюда вывод: хочешь получить качественный высокий урожай - позаботься о почве, накорми ее, а через нее и само растение. Но, прежде всего, необходимо знать, какие приемы обработки почвы выработало человечество. Давайте вспомним, что такое почва, гумус, плодородие почвы? Какие виды почв вы знаете?

Почва - верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения

Гумус - органическая часть почвы, являющаяся продуктом разложения остатков растений и животных.

Плодородие почвы - свойство почвы давать большой урожай

Учитель. (контейнеры с почвой заготовлены заранее.)

Подойдите к контейнерам и определите какой тип почвы находится в контейнере. Дайте им характеристику. (ответы учеников)

Мелкие и легко проницаемые, характеризуются средним плодородием, самые светлые, белесые и рассыпчатые. (Меловая)

О бладают неплохими водоудерживающими свойствами и плодородием, гладкие или даже мылкие на ощупь. Грунт может сохранять отпечаток, если на него надавить пальцем. (Илистая)

С ухие, легкие, хорошо проницаемые почвы легко обрабатываются, но относительно неплодородны, не прилипают к пальцам. (Песок)

Т яжелые, медленно пропускающие воду и медленно прогревающиеся весной, но часто весьма плодородные. Однако они легко уплотняются и могут спечься и затвердеть летом. (Глинистая)

В лажные и кислые; но, будучи осушены, удобрены и известкованы, прекрасно обеспечивают рост и развитие растений, темные на вид, почти черные и рыхлые. (Торфяная)

Итак, ребята, мы вспомнили, что такое почва. А теперь давайте познакомимся с приемами обработки почвы.
Показ презентации с объяснением учителя

Учитель К о сновным приемам обработки почвы относятся вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.) слайд 2


Лущение - прием обработки почвы, обеспечивающий рыхление, частичное оборачивание и перемешивание почвы, а также подрезание сорняков. Лущение предшествует вспашке. Лущение способствует уничтожению сорняков, созданию рыхлого поверхностного слоя почвы и выравниванию участка. Лучший срок проведения лущения - сразу после уборки или одновременно с ней. слайд3

Вспашка (перекопка) прием обработки почвы, обеспечивающий оборачивание и рыхление обрабатываемого слоя, а также заделку удобрений и остатков растений. Проводят вспашку с помощь средств малой механизации или с помощью лопаты. Глубина культурной вспашки должна быть не менее 20 см. Она зависит от биологических особенностей возделываемых культур, типа почвы, климатических условий и других факторов. Время вспашки зависит от климатических условий, состояния почвы на участке, биологических особенностей культур. При слишком ранней вспашке почва будет глыбистой; обработка пересохшей почвы приведет к излишнему разрушению ее структуры. Слайд 4.


Культивация - обработка почвы, приводящая к рыхлению поверхностного слоя и уничтожению сорной растительности. Ее проводят на большую глубину, чем боронование. Применяют при обработке незанятых площадей и междурядий (средства малой механизации или мотыги). Основное назначение культивации - обработка уже вспаханной почвы по мере ее зарастания сорняками и образования почвенной корки. Культивацию целесообразно проводить перед посадкой или посевом любой культуры и использовать для ухода за растениями. слайд5

Боронование и шлейфование - обработка почвы, заключающаяся в рыхлении, измельчении и небольшом перемешивании почвы без оборота пласта (культиваторы или грабли и рыхлители). Боронование применяют для уничтожения почвенной корки, для выравнивания почвы вслед за вспашкой, заделки минеральных удобрений до посева, посадки, а также для уничтожения всходов сорняков. Основная цель шлейфования - выравнивание почвы с легким рыхлением, при этом она распыляется меньше, чем при бороновании. слайд 6


Рыхление почвы. После сильного дождя или полива на поверхности почвы образуется корка. Особенно сильно это выражено на почвах глинистых и суглинистых с плохой структурой. Образование почвенной корки приводит к сильному иссушению почвы, затрудняет доступ воздуха к корням, в результате чего снижается микробиологическая деятельность, ухудшается питание растений и, следовательно, их рост. Часто рыхление образно называют сухой поливкой. Рыхление проводят рыхлителями или мотыгами на 2-3-й день после сильного дождя или обильного полива, как только почва немного подсохнет и будет хорошо крошиться. На больших участках используют культиваторы. Рыхление сочетают с прополкой сорняков, а иногда и с подкормкой.

Прополка - один из обязательных приемов ухода. До смыкания растений проводят обычно две-три прополки , как правило, после культивации или одновременно с ручным рыхлением. Во время прополки необходимо тщательно удалять корни и корневища сорняков, так как каждый отрезок корневища пырея, например, дает новое растение. Вырванные сорняки собирают и выносят за пределы участка, в компостную яму. Лучше всего прополку проводить после полива или хорошего дождя, когда почва бывает достаточно рыхлой. Если прополку своевременно не провели, цветущие сорняки необходимо скосить, иначе созревшие и опавшие семена дадут в последующем большое количество сорных растений. Слайд 8

Мульчирование , т. е. покрытие почвы в междурядьях и в рядах между растениями, листьями, резаной соломой, песком, торфом, перегноем, навозом, мульчбумагой, перфорированной пленкой и другими материалами. Слой торфа, перегноя, навоза должен быть не менее 2-5 см. Укладывают его на хорошо обработанную, выровненную почву. Под мульчирующим слоем почва остается рыхлой, в ней лучше сохраняется влага, подавляется рост сорняков, создается более постоянный (без резких колебаний) температурный режим, так как активнее идет поглощение тепловых лучей, почва меньше охлаждается, улучшается газообмен, что благоприятно действует на микробиологические процессы, способствующие обогащению почвы различными питательными веществами. Слайд 9
Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:

Читайте также: