Установите соответствие между типом опыления цветковых растений и их особенностями

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Опыление у цветковых растений.

Цель урока: создать условия для формирования понятия об опылении, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления.

  • формировать понятие об опылении, его значении для размножения растений, о приспособленности цветков к опылению насекомыми и ветром;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы;
  • способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию.

Актуализация опорных знаний.

  • Каково значение цветка для растений?
  • Назовите главные части цветка.
  • Каково строение и значение тычинок?
  • Какое строение имеет пестик? Какова его роль?
  • Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми?
  • Чем различаются простой и двойной околоцветник?
  • Какова роль околоцветника?
  • Что такое соцветие?
  • Какие бывают соцветия?
  • Какова биологическая роль соцветий?

Итак, цветок — орган размножения. Его строение приспособлено к выполнению этой функции. После цветения образуются плоды и семена. Но всегда ли так происходит?

Создание проблемной ситуации. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.

Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему? (обсуждение проблемы, выдвижение гипотез).

Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатые урожаи семян.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Какие задачи будем решать?

Открытие новых знаний.



Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Пыльца с тычинок может попадать на рыльце пестика того же цветка – самоопыление.

Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка - перекрестное опыление.

- Как пыльца может попадать с одного цветка на другой?

- Чем цветки привлекают насекомых?

Давайте попробуем взять на себя роль насекомых (например, бабочек) и выбрать те цветки, которые они посещают. (На доске рисунки различных цветков насекомо- и ветроопыляемых растений. Учащиеся прикрепляют бабочек на те цветки, которые опыляются насекомыми, и объясняют свой выбор).

- Каковы же признаки насекомоопыляемых цветков?

  • Яркая окраска околоцветника
  • Цветки крупные или собраны в соцветия
  • Сильный запах, не обязательно приятный
  • Наличие нектара
  • Цветки обоеполые

- Какой должна быть пыльца, чтобы удержаться на теле насекомого? (липкая, с неровной поверхностью)

Вывод: Итак, чтобы обеспечить процесс опыления, а значит, и размножения растения, цветки имеют особые приспособления для привлечения насекомых.

- А как же опыляются остальные цветки, на которые не прилетают насекомые? (оставшиеся без бабочек рисунки на доске).

- Каковы их приспособления?

  • Маленький невзрачный околоцветник в виде пленчатых чешуй
  • Мелкие цветки собраны в длинные соцветия
  • Цветки раздельнополые
  • Пестики длинные или раздвоенные, опушенные
  • Тычинки длинные
  • Пыльца легкая, летучая, ее много
  • Растения растут большими группами, цветут до распускания листьев

Применение знаний.

Самостоятельная работа по вариантам.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«… Всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но цветы на стебле собрались в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно было бы не обратить внимание, не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

2. Ответьте на вопросы

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1) земляника лесная

2) рябина обыкновенная

3) таволга вязолистная

А2. Описанное в тексте растение относится к жизненной форме:

3) травянистые растения

4) цветущие растения.

А3. Описанное в тексте растение относится к отделу:

А4. Описанное в тексте растение относится к классу двудольных по признаку:

1) корневая система мочковатая

2) стебель внутри пустой (полый)

3) жилкование листьев сетчатое

4) цветки собраны в соцветие.

А5. Описанное в тексте растение относится к группе насекомоопыляемых по признаку:

1) мелкие невзрачные цветки

2) высокий рост растения

3) ароматные цветки

4) пустой внутри стебель.

А6. К насекомоопыляемым растениям не относится:

1) орешник (лещина обыкновенная)

2) таволга вязолистная

3) черёмуха обыкновенная

4) одуванчик лекарственный.

А7. Описанное в тексте растение обитает:

2) в сырых местах

3) в засушливых местах

4) в садах, огородах.

А8. Опыление – это процесс:

1) поглощения углекислого газа растением

2) переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка

3) оседания пыли на листьях растения

4) опудривания растения порошком от вредителей.

Часть В.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками насекомоопыляемых растений являются:

1) одиночные невзрачные цветки

2) медвяный аромат цветков

3) крупные белые цветки

4) мелкая лёгкая пыльца

5) липкая пыльца

6) цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

А. ландыш майский

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

Д. таволга вязолистная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

1. Опыление ветром

2. Опыление насекомыми

А. крупные одиночные цветки

Б. мелкие невзрачные цветки

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

Часть С.

С1. Как вы думаете, таволга вязолистная это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Таволга вязолистная относится к царству цветковых растений. 2. Органами таволги вязолистной являются стебель, листья, цветки. 3. Таволга вязолистная имеет органы, поэтому её считают высшим растением. 4.Мелкие ароматные цветки таволги вязолистной собраны в соцветия и заметны для насекомых. 5. Таволга вязолистная - это невысокое дерево.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«Известно, что орешник цветет самым первым, первее даже ольхи. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветет, цветение орешника служит своеобразным эталоном, или, скажем, началом шкалы, вроде нуля на термометре, или вроде первого января. В пчеловодческих календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. Например, липа зацветает на семьдесят второй день.

2. Ответьте на вопросы.

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1 . Правильное систематическое название орешника:

2) жимолость лесная

3) лещина обыкновенная

4) крушина ломкая

А2. Орешник относится к жизненной форме:

3) травянистые растения

4) цветущие растения.

А3. Орешник является представителем отдела:

А4. Орешник является однодомным растением по признаку:

1) женские и мужские цветки расположены на разных растениях

2) женские и мужские цветки расположены на одном растении

3) все цветки обоеполые расположены на одном растении

4) на всех растениях только женские цветки

А5. Орешник относится к группе ветроопыляемых растений по признаку:

Меню

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 8
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

2431. Установите соответствие между растениями и способами их опыления (на рисунке обозначены цифрами 1 и 2): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание ЕГЭ по биологии

А) клевер
Б) ячмень
В) горох
Г) картофель
Д) мак
Е) вишня

Верный ответ: 122211

Насекомоопыляемые растения (1) : клевер (А), мак (Д), вишня (Е).
Самоопыляемые растения (2) : ячмень (Б), горох (В), картофель (Г).


Задание 21 № 19389

Установите соответствие между строением цветка и способом его опыления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) яркий крупный венчик

Б) цветение и опыление происходит до появления листьев

В) в цветках имеются нектарники

Г) пестик с пушистым рыльцем

Д) тычинки на длинных тычиночных нитях

Е) цветки имеют запах

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Для ветроопыляемых растений характерно: Б) цветение и опыление происходит до появления листьев; Г) пестик с пушистым рыльцем; Д) тычинки на длинных тычиночных нитях.

Для насекомоопыляемых: А) яркий крупный венчик; В) в цветках имеются нектарники; Е) цветки имеют запах.

Цветок состоит из околоцветника (лепестков и чашелистиков) и репродуктивных частей – тычинок и пестиков.

  • Тычинки состоят из тычиночной нити и пыльника. В пыльнике образуется пыльца, состоящая из вегетативной и генеративной клетки.
  • Пестики состоят из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи находится семязачаток, внутри семязачатка – зародышевый мешок, внутри зародышевого мешка – семь клеток, одна из которых яйцеклетка, а вторая – центральная диплоидная клетка.

При опылении пыльца оказывается на рыльце пестика. Вегетативная клетка пыльцы прорастает в пыльцевую трубку, растущую через столбик пестика по направлению к зародышевому мешку. Генеративная клетка пыльцы делится на два спермия, которые двигаются по пыльцевой трубке.

Двойное оплодотворение (оплодотворение двумя спермиями) открыл русский ученый С.Г.Навашин. Попав в зародышевый мешок

  • один спермий оплодотворяет яйцеклетку, получается диплоидная зигота, из который вырастает зародыш;
  • второй оплодотворяет центральную диплоидную клетку, получается триплоидный эндосперм, который запасает вещества для питания зародыша при прорастании семени.

Семя (образуется из семязачатка) состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.

  • Зародыш образуется из зиготы (оплодотворенной яйцеклетки). Он состоит из зародышевого стебелька, зародышевого корешка, зародышевой почки и зародышевых листьев – семядолей.
  • Эндосперм образуется из оплодотворенной центральной диплоидной клетки, он запасает вещества для питания зародыша (проростка) при прорастании семени.
  • Семенная кожура образуется из оболочки семязачатка.

Плод (образуется из завязи пестика) состоит из семени и околоплодника.

  • Семя образуется из семязачатка.
  • Околоплодник образуется из стенки завязи, он защищает семена и способствует их распространению.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая клетка после опыления цветковых растений может образовывать пыльцевую трубку?
1) вегетативная
2) центральная
3) генеративная
4) вторичная

Выберите один, наиболее правильный вариант. У цветковых растений пыльцевые зерна образуются в
1) семязачатке
2) завязи пестика
3) околоцветнике
4) тычинках

Выберите один, наиболее правильный вариант. Сухие многосеменные плоды – это
1) крылатка, зерновка
2) коробочка, боб
3) семянка, орешек
4) костянка, ягода

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод покрытосеменных образуется из
1) семязачатков
2) завязи пестика
3) околоплодника
4) пыльцевых зерен

ЦВЕТОК
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие структуры цветкового растения являются генеративными?
1) тычинки
2) споры
3) пестики
4) заросток
5) камбий

Выберите три варианта. Какую функцию выполняет цветок растения?
1) опыление
2) поглощение веществ
3) оплодотворение
4) вегетативное размножение
5) отложение запасных веществ
6) формирование семян и плодов

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
1. Выберите три варианта. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
1) образованием цветка
2) слиянием спермия с центральной клеткой
3) формированием пыльцевого зерна
4) слиянием спермия и яйцеклетки
5) образованием зиготы в зародышевом мешке
6) делением зиготы путем мейоза

2. Выберите три варианта. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
1) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
2) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
3) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
4) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
5) процесс может происходить вне организма
6) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит
1) образование тычинок
2) слияние спермия и центрального ядра
3) формирование пыльцевого зерна
4) слияние спермия и яйцеклетки
5) образование зиготы
6) образование плода

4. Известно, что у покрытосеменных растений происходит двойное оплодотворение. Один спермий оплодотворяет яйцеклетку, из которой потом развивается зародыш, а второй спермий оплодотворяет центральную клетку, из которой потом развивается триплоидный эндосперм. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В результате первого оплодотворения образуется зигота.
2) В процессе размножения происходит деление клетки пополам.
3) Потомство сохраняет все наследственные признаки родителя.
4) Центральная клетка диплоидна.
5) Зародыш развивается из диплоидной зиготы.
6) В размножении участвуют части растения.



СЕМЯ
Установите соответствие между характеристиками и частями семени, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обеспечивает фотосинтез после прорастания
Б) имеет тройной набор хромосом
В) имеет в своём составе семядолю
Г) образуется из центральной клетки зародышевого мешка
Д) содержит в клетках запас крахмала
Е) формируется при слиянии яйцеклетки и спермия

ПЛОД
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Плодом является
1) клубень картофеля
2) ягода арбуза
3) боб гороха
4) кочан капусты
5) корнеплод свёклы
6) коробочка мака

Яблоко


Установите соответствие между характеристиками и частями плода яблони, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формируется из семязачатка
Б) развивается в результате деления зиготы и триплоидной клетки
В) образуется из стенок завязи и цветоложа
Г) способствует распространению и расселению семян
Д) имеется только у цветковых растений
Е) содержит зародыш и две семядоли

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Установите последовательность процессов оплодотворения цветковых растений
А) образование зиготы
Б) прорастание вегетативной клетки в пыльцевую трубку
В) перемещение спермиев к пыльцевходу
Г) соединение спермия с яйцеклеткой

2. Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) проникновение спермиев в зародышевый мешок
2) образование триплоидной клетки
3) прорастание пыльцевой трубки
4) формирование семени из семязачатка
5) образование генеративной и вегетативной клеток

3. Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
1) образование плодов и семян
2) появление вегетативных органов
3) появление цветков, опыление
4) оплодотворение и формирование зародыша
5) прорастание семени

4. Установите последовательность процессов, происходящих при размножении цветковых растений. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование зиготы и эндосперма
2) проникновение спермиев в семязачаток
3) перенос пыльцы на рыльце пестика
4) слияние спермиев с ядрами зародышевого мешка
5) формирование пыльцевой трубки

5. Установите последовательность процессов опыления и оплодотворения у цветковых растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование двух спермиев
2) созревание пыльцы
3) слияние спермия с яйцеклеткой
4) проникновение пыльцевой трубки в восьмиядерный зародышевый мешок

Растительная клетка претерпела мейоз. Три из образовавшихся клеток деградировали, а оставшаяся поделилась митозом. Далее процесс митоза повторился для дочерних клеток синхронно еще два раза. Сколько клеточных ядер получилось в итоге? В ответ запишите только количество ядер.

Читайте также: